Оригинал материала: https://3dnews.ru/1099695

Обзор Core i5-14600K: лучший CPU за $300, версия следующая

Представители серии Core i5 всегда занимали особое место в модельном ряду процессоров Intel. Они не только позиционируются как «топ за свои деньги» самим производителем, но и объективно отвечают этому девизу, предлагая передовое игровое быстродействие при цене вдвое, а то и втрое меньше, чем у флагманов.

Раньше особенно почитаемы пользователями были младшие Core i5, которые до недавних пор предлагали почти такие же характеристики, как у более дорогих процессоров этой серии, отличаясь лишь немного более низкими тактовыми частотами. Однако с появлением платформы LGA1700 ситуация несколько изменилась: Intel провела ребалансировку предлагаемых возможностей и немного ухудшила младшие Core i5, отключив им по сравнению со старшими собратьями некоторое количество E-ядер. А с выходом Raptor Lake разрыв между Core i5-13600K и Core i5-13400 стал ещё глубже — в то время как старший Core i5 переехал на ядра Raptor Cove с улучшенной архитектурой и увеличенным L2-кешем, младший процессор серии остался полным аналогом устаревших представителей поколения Alder Lake. Такое же разделение моделей Core i5 осталось в силе и для Raptor Lake Refresh: Core i5-14600K не только имеет на четыре E-ядра больше по сравнению с Core i5-14400, но и отличается качеством P-ядер, которые у него современнее и быстрее.

В результате главным претендентом со стороны Intel на роль лучшего варианта для геймерских сборок среднего ценового диапазона оказывается именно Core i5-14600K — при официальной стоимости $319 (или $294 в версии без встроенного графического ядра) этот процессор предлагает хорошо подходящую для современных игр ядерную формулу 6P+8E и частоты, почти доходящие до уровня Core i7-13700K. Во время знакомства с предшественником Core i5-14600K, процессором Core i5-13600K, мы убедились, что он совершил серьёзный бросок вперёд и обогнал по производительности Core i7-12700K. А Core i5-14600K обещает быть ещё лучше, ведь его частоты подросли на дополнительные 100-200 МГц.

И этот прирост должен помочь Core i5-14600K ещё увереннее закрепиться в качестве лидера в своей весовой категории, где у него есть довольно сильные соперники, начиная с AM5-восьмиядерника Ryzen 7 7700X на архитектуре Zen 4 и заканчивая AM4-хитом с 3D-кешем Ryzen 7 5800X3D. В этом обзоре мы как раз и разберёмся, можно ли считать Core i5-14600K не имеющим себе равных 300-долларовым вариантом для игровых систем после очередной смены поколений CPU. А заодно посмотрим, насколько заметно превосходство Core i5-14600K над его предшественником, Core i5-13600K.

Кроме того, есть и ещё один касающийся Core i5-14600K вопрос, который нельзя обойти стороной, — разгон. Максимальная паспортная частота этого процессора ниже предельной частоты флагманского Core i9-14900K на весомые 700 МГц. При этом в основе обоих CPU лежат одинаковые полупроводниковые кристаллы, возможно, различающиеся лишь качеством кремния. И это значит, что от героя сегодняшнего обзора можно ожидать наличия выраженных оверклокерских свойств — способности выдавать более высокую производительность при доступной каждому небольшой настройке. И этот момент тоже не будет обойдён стороной в нашем обзоре.

#Core i5-14600K в подробностях

Долго рассказывать об особенностях Core i5-14600K нам не придётся. Данный процессор — почти полная копия Core i5-13600K. Так же как и предшественник, он располагает шестью производительными ядрами Raptor Cove с поддержкой технологии Hyper-Threading и восемью эффективными ядрами Gracemont без оной. Размер L3-кеша составляет 24 Мбайт, а суммарный объём L2-кеша достигает величины 20 Мбайт. При этом различия между Core i5-14600K и Core i5-13600K есть лишь в тактовых частотах.

Максимальная частота P-ядер новинки достигает 5,3 ГГц (было 5,1 ГГц), а максимальная частота E-ядер доведена до 4,0 ГГц (было 3,9 ГГц). В то же время тепловые и энергетические характеристики изменений не претерпели — расчётное тепловыделение (TDP) для Core i5-14600K установлено в 125 Вт, а максимальное потребление (пределы PL1 и PL2) ограничено планкой 181 Вт.

ДизайнЯдра/потокиБазовая частота, ГГцТурбочастота, ГГцL2-кеш, МбайтL3-кеш, МбайтЦена
i9-14900K Raptor Lake 24 (8P+16E) / 32 3,2 6,0 32 36 $589
i9-13900K Raptor Lake 24 (8P+16E) / 32 3,0 5,8 32 36 $589
i7-14700K Raptor Lake 20 (8P+12E) / 28 3,4 5,6 28 33 $409
i7-13700K Raptor Lake 16 (8P+8E) / 24 3,4 5,4 24 30 $409
i5-14600K Raptor Lake 14 (6P+8E) / 20 3,5 5,3 20 24 $319
i5-13600K Raptor Lake 14 (6P+8E) / 20 3,5 5,1 20 24 $319

Близкое родство с Core i5-13600K позволило Intel применить в производстве Core i5-14600K такую же стратегию, что и раньше. Полупроводниковые кристаллы, используемые в основе Core i5-14600K, унифицированы с кремнием старших моделей Raptor Lake Refresh. Таким образом, внутри Core i5-14600K находится большой 24-ядерный кристалл Raptor Lake площадью 257 мм2, в котором работает только шесть P- и восемь E-ядер, а оставшиеся два P- и восемь E-ядер аппаратно заблокированы. Как и ранее, такой подход позволяет Intel реализовывать в составе Core i5-14600K те кристаллы, которые из-за дефектов не смогли стать более дорогими представителями семейства.

Если говорить о полной частотной формуле, то Core i5-14600K разрешено держать частоту P-ядер 5,3 ГГц и E-ядер 4 ГГц во всём диапазоне нагрузок. И это ему удаётся даже в максимальной 20-поточной работе: при тяжёлых нагрузках, если они не задействуют AVX-инструкции, установленная граница энергопотребления частоту не срезает, и в этом Core i5-14600K кардинально отличается от Core i7-14700K и Core i9-14900K. В результате график реальной частоты Core i5-14600K в зависимости от интенсивности нагрузки (в качестве которой мы традиционно используем рендеринг в Cinebench R23) выглядит как прямая линия.

Таким образом, в реальной жизни Core i5-14600K работает даже на слегка более высокой частоте, нежели флагманские представители семейства Raptor Lake Refresh, которые при многопоточной нагрузке упираются в предел потребления и сбрасывают частоту до значений порядка 5,2 ГГц.

Впрочем, Cinebench R23 — не самая тяжёлая для современных процессоров нагрузка. Например, в Prime95 при задействовании AVX2-инструкций потребление Core i5-14600K при снятых ограничениях способно доходить до 235 Вт. И если пределы PL1 и PL2 будут активированы, как того требует спецификация, частота процессора в этом случае снизится до уровня 4,9 ГГц. Но с такими экстремальными нагрузками в реальной жизни столкнуться довольно сложно, и планка в 181 Вт почти не мешает Core i5-14600K работать на максимальных целевых частотах.

Отдельно следует отметить, что усиление, которое претерпела серия процессоров Core i5 ещё в прошлом поколении, несмотря на название с пятёркой, сделало их полноценными конкурентами для Ryzen 7, а совсем не для Ryzen 5. И новый Core i5-14600K в этом плане выглядит по сравнению с Ryzen 7 7700X ещё убедительнее. На его стороне — превосходство в числе ядер и исполняемых потоков, а также по объёму кеш-памяти. Более того, новинка почти догнала восьмиядерный Zen 4 и по максимальной тактовой частоте.

Core i5-14600KCore i5-13600KRyzen 7 7700X
Семейство Raptor Lake Refresh Raptor Lake Raphael
Архитектура Sunny Cove/Gracemont Sunny Cove/Gracemont Zen 4
Техпроцесс Intel 7 Intel 7 TSMC N5/N6
Ядра 6P + 8E 6P + 8E 8
Потоки 20 20 16
Максимальная частота, ГГц 5,3 5,1 5,4
L2+L3-кеш, Мбайт 44 44 40
Память DDR5-5600/DDR4-3200 DDR5-5600/DDR4-3200 DDR5-5200
Максимальное потребление, Вт 181 181 142
Рекомендованная цена $319 $319 $399

Иными словами, Core i5-14600K представляется очень интересным процессором в средней ценовой категории. С одной стороны, у него предостаточно ядер и высокие тактовые частоты, а с другой — в отличие от Core i7-14700K и Core i9-14900K он не столь горяч, и с его охлаждением вполне может справиться качественная воздушная система охлаждения вроде Noctua NH-U12A или DeepCool AK620.

#Энергопотребление и температуры

Впрочем, по сравнению с предшественником Core i5-14600K прибавил не только в частотах. Его реальное потребление и температуры тоже стали чуть выше, ведь он основан на таком же полупроводниковом кристалле, как и Core i5-13600K, который немного разогнан производителем. Лучше всего это видно на примере многопоточного рендеринга в Cinebench 2024. Потребление Core i5-14600K почти упирается в 181-Вт предел, в то время как среднее потребление его сородича из прошлого поколения составляет лишь 153 Вт.

Естественно, у Core i5-14600K выше и нагрев. Его средняя температура в многопоточном рендеринге составляет 77 градусов (для охлаждения процессоров мы пользуемся одной и той же кастомной СЖО), в то время как Core i5-13600K оказывается холоднее на 2-3 градуса. Уместно будет напомнить, что в аналогичных тестах в Cinebench 2024 с такой же системой охлаждения Core i7-14700K нагревался в среднем до 83 градусов, а Core i9-14900K – до 88 градусов. Так что рассматриваемый сегодня процессор среднего класса не настолько жаркий.

Различия в потреблении и температуре представителей серии Core i5 13-го и 14-го поколений заметны не только в ресурсоёмких задачах. Они видны и в случае однопоточного рендеринга. Core i5-14600K в этом случае потребляет примерно 45-46 Вт, а Core i5-13600K — 39-40 Вт. Есть разница и в температурах — она достигает 2-3 градусов в пользу более старого процессора с более низкой частотой.

Поскольку Core i5-13600K экономичнее и в однопоточной, и в многопоточной нагрузке, он может похвастать более умеренными аппетитами и в играх. Например, его среднее потребление в Cyberpunk 2077 составляет примерно 92 Вт, а новый Core i5-14600K в тех же условиях потребляет около 105 Вт. Впрочем, в обоих случаях это не так уж и много: потребление Core i7-14700K в Cyberpunk 2077 переваливает за 150 Вт, и даже аппетиты Ryzen 7 7700X ненамного ниже — его игровое энергопотребление составляет порядка 95 Вт.

Что касается нагрева, то получилось, что Core i5-14600K и Core i5-13600K имеют в Cyberpunk 2077 примерно одинаковую температуру — около 58 градусов.

Таким образом, если к потреблению и нагреву Core i7-14700K и Core i9-14900K можно было предъявить обоснованные претензии, то по отношению к Core i5-14600K они не слишком уместны. Это довольно умеренный в своих энергетических потребностях CPU, который не выдвигает особых условий при подборе остального железа и потому подходит для установки в массовые системы.

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Исходя из цены, основными альтернативами Core i5-14600K выступают его предшественник Core i5-13600K и два восьмиядерных процессора конкурента — Ryzen 7 7700X для Socket AM5 и Ryzen 7 5800X3D для Socket AM4. Таким образом, именно эта четвёрка CPU и будет составлять костяк участников тестов.

Впрочем, было бы неправильным не добавить на диаграммы и более дорогие процессоры флагманского уровня, сопоставление с результатами которых позволит сделать вывод об относительном расположении Core i5-14600K в текущем модельном ряду компании Intel. Кроме того, невозможно закрыть глаза и на существование такого процессора, как Ryzen 7 7800X3D, который хоть и дороже, но может послужить ориентиром в оценке игрового быстродействия.

Поэтому в итоге число участников тестов выросло до семи, а в целом в состав тестовых систем вошёл следующий набор оборудования:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 7 7800X3D (Raphael, 8 ядер, 4,2-5,0 ГГц, 96 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 7700X (Raphael, 8 ядер, 4,5-5,4 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X3D (Vermeer, 8 ядер, 3,4-4,5 ГГц, 96 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-14900K (Raptor Lake Refresh, 8P+16E-ядер, 3,2-6,0/2,4-4,4 ГГц, 36 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-14700K (Raptor Lake Refresh, 8P+12E-ядер, 3,4-5,6/2,5-4,3 ГГц, 33 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-14600K (Raptor Lake Refresh, 6P+8E-ядер, 3,5-5,3/2,6-4,0 ГГц, 24 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-13600K (Raptor Lake, 6P+8E-ядер, 3,5-5,1/2,6-3,9 ГГц, 24 Мбайт L3).
    • Процессорный кулер: кастомная СЖО из компонентов EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Maximus Z790 Apex (LGA1700, Intel Z790);
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • MSI MPG X670E Carbon WiFi (Socket AM5, AMD X670E).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6400 SDRAM (G.Skill Ripjaws S5 F5-6400J3239G16GX2-RS5K);
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL).
  • Видеокарта: GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (AD102 2235/2535 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 21 Гбит/с).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: ASUS ROG-THOR-1200P (80 Plus Titanium, 1200 Вт).

Настройка подсистем памяти в платформе Socket AM5 и LGA1700 выполнялась по XMP-профилю — DDR4-6400 с таймингами 32-39-39-102. В платформе Socket AM4 память также конфигурировалась по XMP с таймингами 16-18-18-38. Процессоры тестировались с принятыми спецификациями ограничениями по потреблению. Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (22H2) Build 22621.1555 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 5.08.02.027;
  • Intel Chipset Driver 10.1.19600.8418;
  • NVIDIA GeForce 546.01 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Синтетические бенчмарки:

  • 3DMark Professional Edition 2.26.8113 — тестирование в сценарии CPU Profile 1.1 в однопоточном и многопоточном режимах.
  • Geekbench 6.2.2 — измерение однопоточной и многопоточной производительности процессора в типичных пользовательских сценариях: от чтения электронной почты до обработки изображений.

Тесты в приложениях:

  • 7-zip 23.01 — тестирование скорости компрессии и декомпрессии. Используется встроенный бенчмарк с размером словаря до 64 Мбайт.
  • Adobe Photoshop 2023 24.7.1 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Используется тестовый скрипт PugetBench for Photoshop V0.93.7, моделирующий базовые операции и работу с фильтрами Camera Raw Filter, Lens Correction, Reduce Noise, Smart Sharpen, Field Blur, Tilt-Shift Blur, Iris Blur, Adaptive Wide Angle, Liquify.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 12.5 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Используется тестовый скрипт PugetBench for Lightroom Classic V0.95, моделирующий базовую работу с библиотекой и редактирование, а также импорт/экспорт, Smart Preview, создание панорам и HDR-изображений.
  • Adobe Premiere Pro 2023 23.6.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Используется тестовый скрипт PugetBench for Premiere Pro V0.98, моделирующий редактирование 4K-роликов в разных форматах, применение к ним различных эффектов и итоговый рендер для YouTube.
  • Blender 4.0 — тестирование скорости финального рендеринга на CPU. Используется стандартный Blender Benchmark.
  • Corona 10 — тестирование скорости финального рендеринга на CPU. Используется стандартный Corona Benchmark.
  • Microsoft Visual Studio 2022 (17.8.0) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта —Blender версии 4.0.
  • Stockfish 16.0 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Используется стандартный бенчмарк с глубиной анализа 30 полуходов.
  • SVT-AV1 1.7 — тестирование скорости перекодирования видео в формат AV1. Используется исходное 4K@24FPS-видео с 10-бит цветностью и битрейтом 51 Мбит/с.
  • Topaz Video AI v4.0.3 — тестирование производительности при улучшении качества видео с использованием ИИ-алгоритмов, исполняемых на CPU. Исходное видео 640×360@30FPS масштабируется с использованием модели Artemis до разрешения 1280×720, а FPS поднимается до 60 c использованием модели Apollo.
  • X264 164 r3107 — тестирование скорости перекодирования видео в формат H.264/AVC. Используется исходное 4K@24FPS-видео с 10-бит цветностью и битрейтом 51 Мбит/с.
  • X265 r12776 — тестирование скорости перекодирования видео в формат H.265/HEVC. Используется исходное 4K@24FPS-видео с 10-бит цветностью и битрейтом 51 Мбит/с.
  • V-Ray 5.00 — тестирование скорости финального рендеринга на CPU. Используется стандартный V-Ray 5 Benchmark.

Игры:

  • Baldur’s Gate 3. Настройки графики: Vulcan, Overall Preset = Ultra.
  • Cities: Skylines II. Настройки графики: Global Graphics Quality = High, Anti-aliasing Quality = Low SMAA, Volumetrics Quality Settings = Disabled, Depth of Field Quality = Disabled, Level of Detail = Low.
  • Cyberpunk 2077 2.01. Настройки графики: Quick Preset = RayTracing: Medium.
  • Dying Light 2. Настройки графики: Quality = High Quality Raytracing.
  • Hitman 3. Настройки графики: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Hogwarts Legacy. Настройки графики: Global Quality Preset = Ultra, Ray Tracing Quality = Low, Anti-Aliasing Mode = TAA High.
  • Marvel’s Spider-Man Remastered. Настройки графики: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA.
  • Mount & Blade II: Bannerlord. Настройки графики: Overall Preset = Very High.
  • Shadow of the Tomb Raider. Настройки графики: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA, Ray Traced Shadow Quality = Ultra.
  • Starfield. Настройки графики: Graphics Preset = Ultra, Upscaling = Off.
  • The Riftbreaker. Настройки графики: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • The Witcher 3: Wild Hunt 4.04. Настройки графики: Graphics Preset = RT Ultra.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в синтетических тестах

Для предварительной оценки вычислительного потенциала процессоров мы пользуемся двумя комплексными синтетическими тестами — 3DMark CPU Profile и Geekbench 6. Они позволяют прикинуть, как соотносятся возможности сравниваемых CPU в некоем обобщённом виде. Например, если говорить об однопоточной производительности, которую можно оценить обоими бенчмарками, то становится понятно, что P-ядра Raptor Lake Refresh примерно соответствуют ядрам Zen 4. Один из тестов отдаёт небольшое предпочтение архитектуре AMD, другой — Intel. А в сумме получается, что при однопоточных нагрузках от 300-долларовых Core i5-14600K и Ryzen 7 7700X можно ожидать плюс-минус одинаковой производительности. Чего не скажешь о Ryzen 7 5800X3D с ядрами Zen 3, который существенно слабее.

Однако с точки зрения многопоточной производительности паритета между современными 300-долларовыми процессорами AMD и Intel не наблюдается даже близко. В последних поколениях своих CPU компания Intel довольно агрессивно нарастила число вычислительных ядер, и Core i5-14600K, как и его предшественник, располагает в общей сложности 14 ядрами. Поэтому совсем неудивительно, что Core i5-14600K в многопоточных тестах значительно превосходит восьмиядерные процессоры AMD. Более подходящим соперником для старшего Core i5 в синтетических тестах мог бы стать младший Ryzen 9 7900 с 12 ядрами Zen 4, однако такой процессор на 30 % дороже и не имеет шансов попасть в одну весовую категорию с Core i5-14600K.

#Производительность в приложениях

Core i5-14600K, имеющий в распоряжении двузначное количество вычислительных ядер, оказывается отличным выбором для недорогих рабочих станций. Его шесть производительных и восемь эффективных ядер отлично справляются со сложными многопоточными нагрузками по созданию и обработке цифрового контента. И это в действительности не новость. Старший представитель серии Core i5 прошлого поколения тоже завоёвывал высокие оценки в подобных задачах, а Core i5-14600K стал ещё примерно на 3 % быстрее за счёт тактовой частоты.

Впрочем, нужно понимать, что Core i5-14600K хорош только для своей цены, а более дорогие Raptor Lake Refresh серьёзно превосходят его по производительности. Например, 400-долларовый Core i7-14700K, у которого в арсенале два десятка вычислительных ядер, быстрее сегодняшнего главного героя на весьма заметные 30 %.

Но это не отменяет того факта, что процессоры AMD на фоне Core i5-14600K смотрятся довольно бледно. Его основные конкуренты, Ryzen 7 7700X и Ryzen 7 5800X3D, отстают в среднем на 12 и 30 % соответственно. Для достойного соперничества им явно нужно побольше ядер, но опускать в одну ценовую категорию с Core i5-14600K модели из серии Ryzen 9 компания AMD пока явно не готова.

Рендеринг:

Перекодирование видео:

Обработка фото:

Работа с видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 1080p

Intel, в отличие от AMD, дифференцирует свои процессоры не только по количеству ядер, но и по размеру L3-кеша и тактовой частоте. И это приводит к тому, что разные CPU, относящиеся к одному и тому же поколению, существенно различаются по игровой производительности. Например, в играх Core i5-14600K выступает хуже флагманского Core i9-14900K — разница в частоте кадров, обеспечиваемой этими процессорами, составляет в среднем порядка 9 %, но в отдельных играх (например, в Starfield) может доходить до 20 %.

Тем не менее предъявлять к скорости Core i5-14600K в играх какие-то претензии было бы несправедливо. Во-первых, он немного быстрее предшественника — прогресс измеряется единицами процентов, но он всё-таки есть. Во-вторых, среди его альтернатив, которые можно купить за близкую к $300 сумму, более производительных вариантов не существует. AMD полностью сдала свои позиции в этом ценовом сегменте: Ryzen 7 7700X отстаёт от Core i5-14600K по среднему FPS на 9 %, а усиленный 3D-кешем Ryzen 7 5800X3D — на 10 %. Более высокими показателями в играх может похвастать разве только Ryzen 7 7800X3D, но он и стоит на четверть дороже главного героя этого обзора.

Иными словами, среди 300-долларовых процессоров Core i5-14600K оказывается не только самым быстрым вариантом для рабочих приложений, но и лучшим геймерским CPU. Это можно подтвердить приведёнными далее результатами в отдельных играх — Core i5-14600K уступает аналогичному по цене Ryzen 7 7700X лишь в одном случае из двенадцати, а Ryzen 7 5800X3D, обладающему несколько иным профилем быстродействия, — в трёх случаях из двенадцати.

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 2160p

Как это обычно и бывает, повышение разрешения ведёт к уменьшению разброса между игровыми результатами процессоров ввиду того, что основная часть нагрузки переносится на графическую подсистему. Тем не менее даже в 4K заметное невооружённым глазом преимущество Core i5-14600K перед Ryzen 7 7700X и Ryzen 7 5800X3D никуда не исчезает.

#Разгон

Core i5-14600K принадлежит к семейству процессоров Raptor Lake Refresh, старший представитель в котором рассчитан на работу на частотах до 6,0 ГГц. Это даёт надежду на существование у Core i5-14600K некоторого оверклокерского потенциала, хотя и очевидно, что в 300-долларовых процессорах используются полупроводниковые кристаллы качеством похуже, чем в Core i9-14900K.

Практическая проверка показала, что в целом Core i5-14600K по своим оверклокерским возможностям похож на Core i5-13600K. Его очень легко заставить работать на фиксированной частоте 5,5 ГГц при напряжении 1,2 В или 5,6 ГГц при напряжении 1,25 В — главное, чтобы соответствующий режим потянула система охлаждения.

Например, при частоте 5,6 ГГц потребление Core i5-14600K при многопоточной нагрузке (в Cinebench R23) доходит до 220 Вт, а это уже уровень, характерный больше для Core i7-14700K, что требует применения кулеров с соответствующей эффективностью.

Впрочем, если уж браться за разгон Core i5-14600K, то лучше воспользоваться возможностью динамической регулировки его множителя. Как и старшие процессоры семейства Raptor Lake Refresh, этот CPU способен покорять более высокие частоты при нагрузке на меньшее количество его ядер. И в этом случае вполне возможно достичь стабильности и на частоте 6,0 ГГц, но в малопоточном режиме.

Например, при активации режима установки множителя P-ядер по нагрузке (By Core Usage) наш экземпляр Core i5-14600K оказался способен функционировать с множителем 60x при задействовании 1-2 ядер, 58x — при нагрузке на 3 ядра, 57x — на 4 ядра и 56x — на 5-6 ядер. Иными словами, частота 6,0 ГГц не является для Core i5-14600K чем-то недостижимым и от него можно добиться частотной формулы, похожей на формулу Core i9-14900K.

Однако в этом случае потребуется более тщательная настройка напряжения питания процессора в адаптивном режиме (Adaptive Mode). В нём процессору назначается напряжение при максимальном разгоне (в нашем случае это 6,0 ГГц), а напряжения при меньших частотах процессор подбирает сам исходя из установленного максимума и зашитой в процессор на производстве кривой «напряжение—частота». Так, в нашем тестировании стабильности удалось добиться выбором для частоты 6,0 ГГц напряжения 1,35 В — в этом случае при работе Core i5-14600K с полной нагрузкой, снижающей частоту до 5,6 ГГц, напряжение получалось как раз около необходимых 1,25 В.

Впрочем, даже от такого динамического разгона до 5,6-6 ГГц не стоит ожидать слишком многого. Он даёт прибавку в частоте от 5 до 13 %, причём пик прироста приходится на малопоточную нагрузку. Проиллюстрировать, какого улучшения производительности можно ожидать при таком разгоне, должна следующая диаграмма, на которой мы поместили рядом результаты Core i5-14600K в штатном и разогнанном до 5,6-6,0 ГГц состоянии в Cinebench R23 при задействовании различного количества потоков.

Заметное улучшение результатов от разгона, превышающее 10%-й уровень, здесь наблюдается лишь в одно- и двухпоточной нагрузке. По мере роста числа вычислительных потоков прирост падает до довольно скромных 3-4 %. Стоит ли идти на разгон ради такого прироста быстродействия, вопрос дискуссионный. Но для полноты картины добавим ещё одну диаграмму, на которой результаты Core i5-14600K в номинале и динамическом разгоне до 5,6-6,0 ГГц сопоставлены в играх. На ней сравнивается средний FPS в разрешении 1080p, где вклад процессора в частоту кадров более заметен.

Судя по диаграмме, разгон Core i5-14600K не даёт сколь-нибудь значимого подъёма частоты кадров. В среднем можно рассчитывать на увеличение FPS в пределах 2-3 %, и это вряд ли можно считать достойным вознаграждением усилий по подбору подходящих частот и напряжений. Поэтому, на наш взгляд, как и в случае с процессорами Core i7-14700K и Core i9-14900K, для Core i5-14600K более интересен не оверклокинг, а даунвольт. Идея этой процедуры заключается в том, чтобы, не принося в жертву производительность, сделать из Core i5-14600K более экономичный и более холодный CPU.

Методика такого преобразования широко опробована — для уменьшения тепловыделения и потребления процессору снижается рабочее напряжение, которое изначально задано производителем с некоторым запасом. Например, тестовому экземпляру Core i5-14600K без ущерба для стабильности оказалось возможным понизить его на 0,06 В относительно номинала. Делать это проще всего тоже через адаптивный режим регулировки, но с использованием другой настройки — установкой отрицательного смещения (Offset) относительно номинального значения. Эта поправка позволяет сдвинуть сразу всю кривую зависимости напряжения от частоты вниз, что обеспечивает снижение потребления во всём спектре нагрузок.

В нашем случае эффект от такой коррекции напряжения конвертировался в уменьшение потребления при полной нагрузке примерно на 20 Вт и соответствующее снижение температуры примерно на 5 градусов. Подробнее о том, как поменялось поведение процессора, должны сказать приведённые графики, на которых показано потребление и температура Core i5-14600K при сниженном напряжении в динамике.

Главный вывод, который следует сделать из этих графиков, заключается в том, что энергопотребление и тепловыделение можно снизить не только при ресурсоёмкой и многопоточной нагрузке вроде рендеринга, но и в играх. Например, в Cyberpunk 2077 даунвольтинг позволяет выгадать около 10 Вт экономии, что выливается в снижение нагрева CPU во время игрового процесса примерно на 3-4 градуса. На первый взгляд это тоже не особенно заметный результат, но в конечном счёте даже он сделает ПК тише или позволит обойтись менее громоздкими системами охлаждения.

#Выводы

Семейство процессоров Raptor Lake Refresh изначально не привлекло к себе особого внимания. Модели, вошедшие в 14-е поколение Core, фактически повторяют характеристики предшественников, за одним исключением, и это исключение — отнюдь не Core i5-14600K, а Core i7-14700K (подробности см. в соответствующем обзоре). Однако это не делает рассмотренный сегодня CPU неинтересным или невыгодным для покупки. Напротив, Core i5-14600K можно назвать одним из самых удачных с точки зрения соотношения характеристик и цены представителей семейства Raptor Lake Refresh. Безусловно, существенная часть привлекательности досталась ему в наследство от предшественника в лице Core i5-13600K, но это не отменяет того факта, что звание самого производительного CPU в средней ценовой категории теперь принадлежит именно Core i5-14600K.

Предложенный Intel новый 300-долларовый продукт превосходит альтернативы как по однопоточной, так и по многопоточной производительности, что обуславливается 14 вычислительными ядрами, распределёнными по формуле 6P+8E, современной архитектурой P-ядер Raptor Cove и их тактовой частотой на уровне 5,3 ГГц. В результате Core i5-14600K выступает лучше конкурирующих решений как в ресурсоёмких рабочих задачах, так и при игровой нагрузке. В первом случае он оказывается ближе к двенадцатиядерным представителям серии Ryzen 9, чем к восьмиядерным Ryzen 7, а во втором — лишь немного отстаёт от усиленного 3D-кешем Ryzen 7 7800X3D. Однако и Ryzen 9 7900X, и Ryzen 7 7800X3D — существенно более дорогие CPU, что как раз и обуславливает выгодность и универсальность Core i5-14600K.

Кроме того, Core i5-14600K, в отличие от его старших собратьев, не отпугивает высокими энергетическими аппетитами или непомерным нагревом. В этом отношении он сильно отличается от старших Raptor Lake Refresh, потребляя примерно в полтора раза меньше. И потому с его охлаждением вполне способны справиться воздушные системы, а с питанием — материнские платы с 10-12 фазами в преобразователе напряжения. Более того, как показали результаты эксперимента, при желании потребление и рабочие температуры Core i5-14600K можно дополнительно уменьшить путём элементарного даунвольтинга.

Однако нельзя не заметить, что в действительности всё сказанное в адрес Core i5-14600K (с небольшими отличиями) мы уже говорили год назад, когда знакомились с Core i5-13600K. Разница в производительности между этими процессорами составляет единицы процентов, и это довольно красноречивая иллюстрация отсутствия существенных перемен в семействе процессоров Raptor Lake Refresh. С практической же точки зрения это значит, что, при всех плюсах Core i5-14600K, интересоваться его покупкой целесообразно лишь при сборке новых систем с нуля или при модернизации конфигураций возрастом в несколько лет. Скажем, переход на Core i5-14600K будет иметь смысл для обладателей Core i5-12600K или владельцев Socket AM4-систем, но не для тех, кто собрал ПК в прошлом году на базе процессоров Core 13-го поколения или на Ryzen серии 7000.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/1099695