Сегодня 11 июня 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Новости Hardware

Минтранс РФ определил, кто будет нести ответственность в авариях с беспилотными автомобилями

Законодателям стран с развитым автомобильным рынком рано или поздно предстоит сделать выбор в вопросе возложения вины в ДТП с участием беспилотных автомобилей, и Минтранс РФ уже подготовил законопроект, который описывает правила их эксплуатации на дорогах общего пользования в России, а также распределяет ответственность за ущерб, причинённый в результате аварий с их участием. В случае принятия закон должен вступить в силу с 1 сентября 2025 года.

 Источник изображения: Unsplash, Roberto Nickson

Источник изображения: Unsplash, Roberto Nickson

Издание «Коммерсантъ» напоминает, что с 2018 года беспилотные легковые и грузовые автомобили тестируются на выделенных участках дорог рядом российских разработчиков («Яндекс», «Сберавтотех», КамАЗ и «Магнит»), но за рулём обязательно находится страхующий водитель. Первые тесты показали, что применение автопилота позволяет снизить аварийность на 90 %, а затраты на грузоперевозки — на 30 % за счёт отказа от оплаты труда водителя и выбора более оптимального режима движения с точки зрения экономии топлива.

Российские власти, по данным источника, принципиальное согласие о допуске беспилотных транспортных средств на дороги выразили в 2021 году, но для реализации этого плана нужен отдельный закон, проект которого сейчас прорабатывается Минтрансом РФ во взаимодействии с экспертными группами. Этот законопроект носит наименование «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», в первых двух редакциях он был представлен ещё в 2021 и 2022 годах, но в дальнейшем был отправлен на доработку. Текущий план предусматривает принятие закона к 1 сентября следующего года, и после этой даты беспилотные транспортные средства на дорогах общего пользования в РФ формально можно будет эксплуатировать на регулярной основе.

В текущей редакции законопроект предусматривает наличие на борту беспилотных транспортных средств систем, позволяющих «регистрировать события» с её участием и дистанционно переводить машину в «состояние минимального риска». Подразумевается, что в случае отказа автопилота транспортное средство должно иметь возможность остановиться в безопасном месте, где пассажиры смогут его покинуть без угрозы для своей жизни. Беспилотники будут допущены только на те трассы, которые имеют «цифровой двойник» — помимо подробной карты, он подразумевает систему телеметрии, позволяющую отслеживать не только погодные условия, но и данные о ДТП и заторах, которые беспилотный автомобиль сможет принимать в масштабе реального времени. У трассы М-11 такой двойник уже есть, на его создание было потрачено 300 млн рублей.

Законопроектом запрещается эксплуатация беспилотной машины, если на неё не установлены последние обновления ПО. По сути, от наличия свежего софта будет зависеть не только допуск беспилотника на дороги общего пользования, но и степень вины автовладельца в ДТП с его участием. Вообще, основная часть ответственности по умолчанию возлагается на собственника транспортного средства. Автопроизводитель будет отвечать за дефекты в конструкции, которые могли привести к ДТП, а дилер отвечать за ненадлежащее техническое обслуживание. Наконец, если беспилотник предусматривает функцию удалённого управления силами диспетчера, то при определённых условиях ответственность может быть переложена на такого специалиста.

К оформлению ДТП с участием беспилотников обязательно должны будут привлекаться сотрудники ГИБДД. При возмещении ущерба страховщик наделяется правом запрашивать у владельца транспортного средства данные с «бортового регистратора», собственник обязан их предоставлять по таким запросам. Именно страховщики смогут предъявить регрессный иск к собственнику беспилотника, если будет выяснено, что к моменту ДТП машина не использовала самую новую версию управляющего ПО из доступных.

Эксперты считают, что в законопроект необходимо включить и положения, описывающие особенности эксплуатации коммунальной техники с высокой степенью автоматизации на придомовых территориях и в парковых зонах. Некоторые из участников процесса обсуждения обеспокоены тем, что созданы перекосы в сфере определения ответственных за возмещение ущерба при ДТП. Те же дилеры могут принуждать автовладельцев чаще проходить ТО, чтобы обезопасить себя от возможных исков, причём шантажировать собственников беспилотников они смогут отключением автопилота дистанционным образом. Рабочая группа будет обсуждать текущую редакцию законопроекта на этой неделе, после чего он может быть отправлен в правительство РФ, а после этого — в Госдуму. Принять закон в окончательной редакции планируется к 1 сентября 2025 года.

Источник:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
Материалы по теме

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Resident Evil Village побила рекорд ремейка Resident Evil 2 по скорости достижения 10 миллионов проданных копий 20 мин.
Только европейцы смогут запретить Meta использовать свой контент из соцсетей для обучения ИИ 54 мин.
iOS 18 сможет записывать и расшифровывать в текст телефонные разговоры 56 мин.
Apple анонсировала watchOS 11 с новыми функциями для тренировок и Live Activities 2 ч.
«Вам решать, какова будет цена мира»: стратегия Anno 117: Pax Romana отправит игроков вершить судьбу Древнего Рима 2 ч.
В устройства Apple интегрируют не только ChatGPT — будут и другие модели, включая Google Gemini 3 ч.
Американский ретейлер «засветил» дату выхода Metal Gear Solid Delta: Snake Eater, но это не точно 3 ч.
Объём мирового рынка публичных облаков в 2023 году достиг $670 млрд, снова показав быстрый рост 3 ч.
Микроскопический мир эпических пропорций: фотореалистичная стратегия Empire of the Ants по роману «Муравьи» получила новый трейлер и дату выхода 4 ч.
Apple представила macOS 15 Sequoia с зеркалированием iPhone и другими улучшениями 9 ч.
Alibaba Cloud открыла в Мозамбике второй в Африке облачный регион ALP Cloud 20 мин.
ByteDance потратит более $2 млрд на ИИ-кампус в Малайзии 43 мин.
Мобильные процессоры AMD Ryzen AI 300 оказались лишены поддержки Windows 10 48 мин.
MSI представила карту расширения Xpander-Aero Slider Gen 5 на два SSD PCIe 5.0 — она похожа на видеокарту 2 ч.
На склонах экваториальных гор на Марсе нашли иней, что поставило климатологов в тупик 2 ч.
Репортаж со стенда TeamGroup на выставке Computex 2024: скоростная оперативная память и быстрые SSD 2 ч.
AirPods Pro позволят взаимодействовать с Siri кивками головы, получат изоляцию голоса и улучшенное шумоподавление 2 ч.
«Яблочный интеллект» не впечатлил инвесторов — акции Apple и партнёров упали после вчерашней презентации 3 ч.
Смартфон CMF Phone 1 от Nothing показался на изображении в преддверии анонса 3 ч.
Репортаж со стенда FSP на выставке Computex 2024: новые блоки питания, корпуса и системы охлаждения 3 ч.