Оригинал материала: https://3dnews.ru./1023093

На страже закона: в мире видеоигр и в реальности

Углубившись в материал, можно сделать важный вывод: разработчики игр любят копов. Всяческим сержантам, капитанам, агентам и детективам посвящено великое множество видеоигр. Что ж, хороший полицейский — далеко не худший кандидат на роль протагониста. Игры с полицейскими нередко становятся хитами. И это при том, что в повседневной жизни мы предпочитаем не иметь лишний раз дела со служителями правосудия. Ведь полиция — это инструмент социального воздействия, и не всегда это воздействие приходится по душе простому обывателю. Кто-то заплатил штраф за переход улицы в запрещенном месте, а у кого-то отняли самогонный аппарат — обидеться на полицию несложно.

И тем не менее образ полицейского прочно вписан в современную поп-культуру, Джон Макклейн не даст соврать. Можно романтизировать работу копа или шокировать брутальным реализмом — в любом случае мы имеем захватывающее кино и увлекательные видеоигры на заданную тему.

И уж если начинать с реализма, то стоит вспомнить дилогию This Is The Police от белорусских разработчиков из Weappy Studio. Нам предложили стать шефом полиции в американском захолустье, и работа этого шефа в This Is The Police состоит из постоянного принятия непростых решений. Так в общих чертах и обстоят дела у начальников настоящих райотделов и департаментов. Также в этой дилогии грамотно показали простых копов, наших подчиненных. Это прежде всего люди — они ошибаются, устают, а в быту ничем не отличаются от гражданских. И если вы недоглядели и напортачили с переработками личного состава, измученные подчиненные попросту не справятся с охраной порядка. В This Is The Police вообще немало моментов, взятых прямиком из реальной полицейской службы. В том числе моментов с негативным зарядом. В игре шеф полиции может закрывать глаза на «шалости» преступников и получать за это денежные бонусы.

В жизни такие случаи фиксируются с пугающим постоянством. К примеру, со слов представителя профсоюза итальянской полиции Массимилиано Ачерра, около трети итальянских копов подрабатывают на стороне, оказывая, в том числе, услуги мафии.

Стоит вспомнить и об ответвлении франшизы This Is The Police — Rebel Cops. В этой тактической игре речь идет об отряде ушедших в запас копов, которые ведут свою маленькую войну с мафией. В Rebel Cops на равных правах уживаются реалистичные идеи и чистый вымысел. Вымыслом стоит назвать тот размах, с которым действуют полицейские: перед нами без пяти минут гражданская война. А ведь действие игры происходит не в каком-нибудь Сомали, а в США, в стране с претензией на цивилизованность. С реалистичностью в Rebel Cops тоже все в порядке, пересечений немало. Так, одна-единственная пуля часто становится фатальной. Ну а люди, знакомые с полицейской службой не понаслышке, вспомнят одну из любимых поговорок еще советской милиции — бывших сотрудников не бывает. В Rebel Cops герои сдали свои значки, но остались копами.

О правоохранителях очень убедительно высказались эстонские разработчики из команды ZA/UM в хитовой RPG Disco Elysium. Детектив на протяжении всей игры борется с внутренними демонами (или дружит с ними — в ролевой игре возможностей много), мучается от похмелья (есть такой побочный эффект от работы полицейским и милиционером), продирается через депрессию и гуляет по краю безумия. Ладить с коллегами получается не всегда, а личная жизнь лежит в руинах. Несколько утрировано, конечно, но на то они и видеоигры.

К тому же в Disco Elysium детально и правдоподобно показан процесс расследования. Гарри не ползает на четвереньках с увеличительным стеклом в руках, как в мультиках для детворы. К разгадке убийства его приближают многочисленные разговоры. Любой сотрудник уголовного розыска подтвердит, что умение говорить с самыми разными людьми для опера гораздо ценнее умения стрелять без промаха. Такая вот игра получилась у прибалтов: очень реалистичная, несмотря на мощный заряд фантасмагории. Если вам нравятся книги Стругацких, не пропустите Disco Elysium — впечатления от чтения и погружения в эту RPG на удивление схожие.

Что касается разговоров, опросов и допросов, то эта часть оперативной работы очень здорово показана в экшен-детективе L.A. Noir. Игра вышла в далеком 2011-ом, но по уровню проработки следственных действий до сих пор не знает себе равных. В роли копа в послевоенных Штатах мы осматриваем места преступления, тщательно изучаем найденные улики и, главное, опрашиваем свидетелей, потерпевших и подозреваемых.

Студия Team Bondi проделала без преувеличений фантастическую работу с мимикой персонажей, поэтому в каждом разговоре игроку в роли детектива Фелпса необходимо внимательно следить за собеседником. Технология MotionScan дала возможность показать в игре малейшие поведенческие нюансы, позволяющие проницательному детективу-игроку делать выводы — порой даже верные — по поведению опрашиваемого. Допросы в L.A. Noir получились увлекательными, напряженными и правдоподобными. Правда, есть и побочный эффект — проходить миссии-дела лучше за один присест: если забросить игру на какое-то время, а потом вернуться, то расставить все по полочкам вряд ли получится.

Кстати, в учебных заведениях, готовящих офицеров-оперативников, проходят курс психологии, в рамках которого изучают всевозможные поведенческие реакции, непроизвольные (идеомоторные) движения мышц и прочие полезные для служителя закона вещи. К слову, в некоторых специализированных вузах курсанты смотрят видеоматериалы, в которых лжецы выдают себя жестами и мимикой. И примерами служат реальные интервью с известными политиками.

Основной прием борьбы с преступностью у полиции и милиции — арест и передача злодея в цепкие руки правосудия. Хотя многие видеоигры легко пропускают эту скучную стадию и заставляют копов сразу палить на поражение.

Так, в свое время стала прорывом серия GTA. В самой первой игре 1997 года копов научили арестовывать игрока-преступника. С тех времен механика ареста во франшизе об угонщиках изменилась мало. Протагониста, набедокурившего на городских улицах, преследуют и хватают. Неудачник сидит (недолго) в участке и выходит на свободу, уплатив штраф и лишившись всего оружия из своих бездонных карманов. Понятное дело, что в нашей жизни все несколько иначе: полиция не отпустит через сутки, если при вас нашли пулемет, десяток гранат и пару пистолетов. Оружие, конечно, отнимут, но пригласят остаться на несколько лет.

А вот космические полицейские из мира игр даже не пытаются совершить арест. В симуляторах звездолетов, со времен старушки Elite, если пилот/игрок оказывается вне закона — а «звездолетный» жанр обычно представляет большую свободу действий, — то космические копы сразу же пытаются распылить его на атомы. Возможно, в будущем по версии игроделов ужесточились законы, а возможно, механику ареста среди звезд сложно реализовать на убедительном уровне. К счастью, в нашей жизни, уж если вы привлекли внимание полицейских, пилотируя свою «девятку», никто вашу машину расстреливать не будет — от вас потребуют остановиться. Ну а на тот случай, если автомобиль создает угрозу жизни и здоровью людей, законы о милиции или полиции обычно разрешают применять огнестрельное оружие для остановки машины путем повреждения. Как видите, все немного гуманнее, чем в космическом будущем по версии разработчиков игр.

В абсолютно фантастическом экшене Driver: San Francisco легко отыскать связь с реальной полицейской работой. По сюжету игры полицейский офицер Таннер впадает в кому. Пока его тело покоится на больничной койке, бесплотный дух парит над городом и по желанию игрока вселяется в водителей автомобилей — так Таннер пытается отыскать беглого преступника. Настоящие копы в большинстве стран мира точно так же могут изъять чужое авто. Естественно, не спиритическим образом и не по собственной прихоти, а для оперативных целей — преследования негодяев, к примеру.

Впрочем, в видеоиграх легко отыскать совсем уж мерзкие примеры действий правозащитников. В первой части Red Dead Redemption (Спойлеры! Спойлеры!) мы играем за бывшего грабителя Джона Марстона, накрепко завязавшего с прежней жизнью и ставшего семьянином. На дворе — закат эпохи Дикого Запада. Агенты госбезопасности похищают семью Марстона и шантажом заставляют его выследить и перебить бывших подельников. А чтобы довести дело до конца, агенты нападают на ферму Марстона, когда, казалось бы, его грехи искуплены. Здесь и сейчас, в нашем мире, законности в действиях стражей порядка все-таки гораздо больше. Хотя для Red Dead Redemption нужно сделать скидку на временной период — в начале XX века такие методы не были в диковинку, достаточно вспомнить дела агентства Пинкертона.

Такое же безобразие со стороны силовых структур, только уже в фантастическом антураже, можно наблюдать в сериале inFamous. В третьей части главный герой обрел суперспособности, и теперь за ним охотится Департамент единой защиты. Августина Брук, глава Департамента, ожесточенно преследует мутантов, не разбирая, какой образ жизни они ведут. В реальности любой гражданин подпадает под презумпцию невиновности — то есть считается невиновным до тех пор, пока не доказано обратное. Августина из игры на этот принцип попросту не обращает внимания, калеча и убивая всех подозреваемых. Мало того — дамочка и сама мутант. В жизни параллели с Департаментом провести сложно — преступники обычно не ловят преступников. Хотя бы потому, что любая судимость навсегда закрывает дорогу в полицию или милицию.

Вдоволь наиграться в «плохого копа» дает дилогия экшенов True Crime. Мы в роли уличного полицейского сами определяем свою линию поведения. Добросовестный коп вежливо предъявит служебное удостоверение, проведет досмотр или задержание, а в крайнем случае выстрелит в воздух для предупреждения. Неадекватный коп по вашему желанию станет заковывать в наручники всех, кто ему не по нраву, будет пинать ногами горожан обоих полов и помчится на машине через толпу. В True Crime зарвавшегося полицейского могут в итоге угомонить его же коллеги, и в настоящей полиции все примерно так же. В силовом аппарате любой страны есть отдел внутренних расследований, который следит за соблюдением законности в работе органов правопорядка.

В кадровом полицейском вопросе разработчики игр уходят порой ну очень далеко от действительности. В видеоиграх почти все копы — крутые невероятно. В то же время пузатый начальник ГАИ из вашего УВД на крутого парня тянет с большой натяжкой, если сказать мягко.

Вселенная игр — совсем другое дело. Именно таких полицейских хочется видеть на улицах своего города или поселка. Взять, к примеру, Леона Кеннеди из культового сериала Resident Evil. С Леоном игроки познакомились еще во второй номерной части франшизы. На момент зомби-эпидемии в Раккун-Сити Кеннеди служил в местной полиции и был необстрелянным новичком. Тем не менее парень дал достойный отпор упырям и мутантам. В Resident Evil 6 Леон Кеннеди — уже элитный агент, который спасает от биологической угрозы весь цивилизованный мир.

Или стоит вспомнить о гонконгском полицейском по имени Вэй Шень. Игра о нем, Sleeping Dogs, на ранней стадии разработки была продолжением упомянутой серии True Crime. Вэй Шень работает агентом под прикрытием в криминальной полиции Гонконга. Герой игры крут в стрельбе и вождении, но главное — он настоящий мастер единоборств. На азиатских землях в полиции наверняка служит немало мастеров кунг-фу и карате. На постсоветском пространстве с единоборствами в органах правопорядка все гораздо скромнее: все сотрудники проходят курс рукопашного боя, а когда приходит время для новой звездочки на погоны, милиционеры и полицейские должны сдать зачет. Кроме выполнения физических упражнений, испытуемый должен доказать, что способен справиться с агрессивным хулиганом. Хотя бы с одним, хилым и уставшим.

В нашем мире, чтобы стать полицейским/милиционером, нужно соответствовать примерно одинаковым для большинства стран требованиям. Нужно быть гражданином той страны, которой вы собираетесь служить, быть здоровым и вписываться в возрастные ограничения. В играх все более весело и замысловато. Порой так, что никакого отражения в реальном мире найти не удается.

Например, в подзабытой, но до сих пор увлекательной тактической RPG «Власть закона» от российской команды MiST Land South мы командуем отрядом полиции недалекого будущего, и в наши ряды легко может попасть крыса-мутант. А в недавней XCOM: Chimera Squad за порядок в мегаполисе борется составной отряд спецназа — люди пополам с пришельцами. В The Wolf Among Us шерифом служит волк-оборотень. А в игре Murdered: Soul Suspect расследование ведет недавно убитый детектив Ронан О'Коннор, ставший призраком и теперь ходящий сквозь стены без всяких прокурорских санкций. Многие полицейские кадровики отдали бы душу за таких сотрудников.

Ну и не забудем про мрачную звезду популярной культуры — судью Дредда. Он заглянул и в мир видеоигр с боевиком Judge Dredd: Dredd vs Death. Дредд в своем невеселом будущем — и патрульный, и следователь, и судья, и палач в одном лице. Таким образом процесс разбирательства с преступником ужимается до пары минут после его задержания. Суровые времена — суровые меры. В игре, правда, не дадут казнить всех без разбору. Дредд все-таки слуга Закона, а не бич Хаоса. Поэтому щелкать наручниками придется не реже, чем спускать курок. Пожалуй, настоящие судьи правильно делают, что заседают в своих залах, а не бродят по улицам с оружием.

И об оружии. Если на улицах Парижа или Праги можно увидеть полицейских с автоматами, то на постсоветском пространстве полиция и милиция чаще всего вооружается пистолетами. Вспомним, какие чудеса творили с пистолетами детектив Макс Пейн или инспектор Текила из Hardboiled. В реальности же любой пистолет имеет слишком низкую точность из-за короткого ствола. Написать на тушке преступника свое имя, как в Max Payne, вряд ли получится. К тому же во многих странах бывшего СССР на вооружении правоохранителей до сих пор состоит пистолет Макарова — оружие надежное и удобное, но никак не снайперское.

Меткая стрельба в прыжке из упомянутых игр вообще относится к научной фантастике. Пример из реального курса милицейской огневой подготовки: сотрудник должен на бегу трижды выстрелить в мишень с разного расстояния. Так вот, это упражнение считается успешно выполненным, если пули просто попали в мишень. Никто не требует точного попадания в «десятку», так как это практически невозможно.

Современная полиция часто использует нелетальное оружие, чтобы задержать преступника живым и (почти) здоровым. Электрошокеры, газовое оружие, пейнтбольные шарики с перцовкой внутри — на эту тему толково высказался тактический шутер SWAT 4 с дополнением The Stetchkov Syndicate. Как и в реальной полицейской службе, в серии SWAT хладный труп злодея ценится меньше, чем живой подозреваемый.

Ну и как не вспомнить про полицейских собак. В свое время очень популярны были игры серии Dead to Rights. Главной звездой там был не бедовый коп, а пес по кличке Тень. У преступников попросту не было шанса, когда в кадре появлялся Тень. Настоящие полицейские псы тоже здорово помогают в борьбе с преступностью. Они, правда, не едят злодеев живьем, как Тень, но успешно помогают искать взрывчатку и наркотики. На наркотики, для справки, служебных собак не «подсаживают» с 80-х годов прошлого века; это негуманно и неэффективно. Поисковые собаки натасканы на розыск своей игрушки с запахом наркотика. Такой пес ищет не дозу, а любимый предмет для игры.

Не забывают разработчики и про реальные для копов опасности. Нет, речь не о бандитских пулях. Любой бывалый полицейский пояснит вам, что гораздо чаще копы и милиционеры страдают от дисциплинарных взысканий. Стильное пиксельное приключение Beat Cop как раз рассказывает о детективе Келли, разжалованном в патрульные. В реальности такие истории случаются сплошь и рядом. Следователь или дознаватель может быстро перебраться из уютного кабинета на пост дежурного вытрезвителя, где будет общаться с приятными, интеллигентными людьми.

Да, мир видеоигр по большей части расположен на планете Фантазия. Но все-таки приятно, что некоторые положительные черты стали общими и для вымышленных копов, и для настоящих. И в любом случае хорошо, что судья Дредд не патрулирует Воронеж или Кишинев.



Оригинал материала: https://3dnews.ru./1023093