Оригинал материала: https://3dnews.ru./1030595

Игровые композиторы: легендарные люди, которые остаются за кадром

Музыка — это самый сильный вид магии.

Мэрилин Мэнсон

Оценить по достоинству внутриигровую музыку — это зачастую прерогатива игрока опытного. Юноша со взором горящим из шестого класса средней школы обязательно оценит в первую очередь «крутой графон» и возможность задавить старушку угнанным мусоровозом. Игроки, увлечённые давно и всерьёз, знают, что без правильной музыки хиты хитами могли бы и не стать.

Всё, о чем мы будем говорить ниже, лучше один раз послушать, чем сто раз об этом прочитать. Так что вот вам плейлист с замечательной игровой музыкой на «Яндекс.Музыке», а также наше новое видео с подборкой из 14 композиций.

Ну а лучшие образцы музыкального сопровождения можно — и нужно! — слушать в отрыве от игр, просто для получения эстетического удовольствия. Перечисленные ниже господа пишут именно такую музыку. Их имена необходимо знать, если вы считаете себя ценителем и знатоком хороших видеоигр. И не забудьте прослушать композиции из этого материала — вы не пожалеете, даже если не играли в те проекты, для которых музыка писалась.

28 января выйдет амбициозный хоррор The Medium. Игра примечательна не только консольной эксклюзивностью семейства Xbox — над музыкальным сопровождением потрудился великий и ужасный Акира Ямаока. С него и начнём.

 Станет ли The Medium новой Silent Hill? Скоро узнаем

Станет ли The Medium новой Silent Hill? Скоро узнаем

Акира Ямаока

Японец, 1968 года рождения.

Через творчество Ямаоки красной нитью проходит мистика и любовь к жанру хоррор. Минорная направленность в его творчестве чётко обозначена, и даже если им написана спокойная баллада, в ней обязательно будет сквозить печаль и чуть ли не болезненная тоска. Красивые, мигом запоминающиеся мелодии Ямаоки в большинстве своём звучат в видеоиграх о потусторонних мирах, демонах, зомби и городках, накрытых туманом.

Ямаока долгое время работал с компанией Konami и написал музыку ко многим играм культовой серии Silent Hill. В одном из интервью он сказал: «В Silent Hill я сразу узнал проект своей мечты». Именно на примере франшизы Silent Hill отчётливо видно, как много значит работа композитора для успеха игры.

Акира Ямаока живо заинтересовался разработкой Silent Hills и, судя по всему, написал бы саундтрек для этого многообещающего проекта. Но суровая реальность не дала сбыться планам, Silent Hills была отменена.

Проверено опытным путём: такие вещи, как Theme of Laura из Silent Hill 2, моментально «цепляют» даже людей, максимально далёких от видеоигр. Из характерных композиций также стоит обозначить Another Warm Body (Silent Hill: Shattered Memories), где очень органично соединяются красивые инструментальные партии и чуть ли не осязаемая тревога. А о разных сторонах таланта композитора можно узнать из таких вещей, как Love For My Insane Lover — озорной панк-рок был написан для Lollipop Chainsaw, где юная чирлидерша кромсает бензопилой стаю зомби. Стопроцентное попадание каждой ноты в стилистику игры.

 Звука побольше! Порадуйте соседей! (Lollipop Chainsaw)

Звука побольше! Порадуйте соседей! (Lollipop Chainsaw)

Акира Ямаока лёгок на подъём: он четырежды (!) приезжал с концертами в города России и побывал в Минске. Композитор отмечал, что русскоязычная публика максимально открыта для восприятия чужой культуры, для нового опыта.

Джереми Соул

Уроженец США, родился в 1975 году.

Джереми Соула отличает мастерское применение симфонического звучания в игровых саундтреках. Его треки величественны, а визитной карточкой композитора стали темы к эпическим ролевым играм или масштабным стратегиям. Соулу по силам написать и величавый гимн для фантастического приключения, и лирический мотив — эмоциональный отклик слушателя в любом случае обеспечен.

В историю геймдева Соул вошёл за музыкальное сопровождение к играм серии The Elder Scrolls. В своё время главным событием года (пятилетки? века?) на постсоветском пространстве стал релиз TES III: Morrowind — в неё играли или пробовали играть все без исключения, для неё выпускали моды, ей посвящали художественные рассказы и многостраничные руководства по оптимизации… Ветераны жанра запомнили Morrowind во многом благодаря музыке Соула. Невероятная заглавная тема или пронзительная скрипка, звучавшая в спокойствии вварденфельской ночи под звёздным небом, — во время игры музыка обеспечивала сильнейшее чувство погружения и сопричастности жизни по ту сторону экрана.

В ролевом жанре композитор удачно отметился и в таких известных проектах, как Star Wars: Knights of the Old Republic и Neverwinter Nights.

По поводу грядущей TES VI Джереми сказал: «в данный момент с разработкой я не связан». Нам кажется, что ключевые слова здесь — «в данный момент».

Здорово у Соула получаются и воинственные мотивы — куда без них в мире фэнтези и фантастики. Dragonborn для TES V: Skyrim или Ork Theme для Warhammer 40,000: Dawn of War могут разогнать кровь в жилах любого флегматика.

 Драконорождённому никак без музыки под стать

Драконорождённому никак без музыки под стать

Джереми Соул неоднократно сотрудничал с русскоязычными разработчиками игр. Им были написаны треки для стратегии Order of War от белорусской команды Wargaming.net, для «Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники» и для многопользовательского титана War Thunder. Музыка не знает границ.

Мартин О'Доннелл

Американец, родился в 1955 году.

Мартин О'Доннелл получил мировое признание своими работами над играми компании Bungie.

О'Доннелл смог ухватить суть видеоигр, для которых писал музыку. Практически все проекты Bungie стали масштабными, глубокими и «долгоиграющими». Композитор смог прекрасно подчеркнуть эти особенности симфоническим саундтреком с умелым применением вокала, зачастую — хорового, что звучало особенно круто.

Первой игрой, для которой Мартин О'Доннелл писал музыку, стала революционная Myth: The Fallen Lords, которая в далёком 1997 году показала, что стратегия может быть новаторской, жёсткой, сложной, с невиданно реалистичной физикой. Для истории о спасении целого мира от сил Зла нужна была соответствующая музыка, и Мартин потрудился на славу. Треков было много, они были разными по настроению, но вся музыка в игре звучала очень сильно и идеально подходила к процессу. Суровое тёмное фэнтези должно отдаваться в голове именно так.

И когда для серии Halo команда Bungie с нуля построила вселенную, Мартин О'Доннелл написал ряд композиций, которые языком нот громко заявляли — да, это дивный новый мир, добро пожаловать.

 Суровый мир Halo зазвучал музыкой О'Доннела

Суровый мир Halo зазвучал музыкой О'Доннела

И нет ничего удивительного, что для создания музыки к своей самой масштабной франшизе, Destiny, Bungie вновь привлекла именно О'Доннелла.

В настоящее время Bungie занята игрой в совершенно новой вселенной. Жаль, музыки Мартина мы там не услышим: в 2014 году между студией и композитором произошла крайне неприятная история и последовала долгая судебная тяжба — как обычно, из-за денег. И хотя окончательное решение было вынесено в пользу О'Доннелла, стороны крепко побили горшки и в дальнейшем вряд ли станут сотрудничать.

Йеспер Кюд

Родился в Дании в 1972 году.

Датчанин Йеспер Кюд, с лёгкой руки отечественной прессы и пиратских переводчиков долгое время считавшийся Джеспером Кидом, отличается широким разнообразием творческих приёмов.

В зависимости от задачи Йеспер удивляет публику разными способами, но с неизменно убедительным результатом. Он может написать по-хорошему пафосную тему для самых волнующих эпизодов в приключениях Эцио Аудиторе, может выдать забористую электронщину для Unreal Tournament 3 или озвучить стартовый экран для очередной серии Hitman вокальной партией Ave Maria.

Кюд предпочитает писать, по его же словам, гибридную музыку, не уходя в чистый фэнтези-инструментал или другое направление.

Неудивительно, что датчанин Кюд часто работал с датской же командой IO Interactive. Хотя Йеспер покинул родину и проживает в Калифорнии, с земляками он не только сотрудничает, но и дружит. Композитор создал музыку для таких хитов IO, как серия Hitman, Kane & Lynch, Freedom Fighters. Его музыка украсила несколько игр франшиз Assassin's Creed и Borderlands. Учитывая напористость и трудолюбие Кюда, стоит предположить, что его magnum opus ещё впереди.

 Assassin's Creed 2 многие поклонники серии называют лучшей. В этом есть немалая заслуга Кюда

Assassin's Creed 2 многие поклонники серии называют лучшей. В этом есть немалая заслуга Кюда

Ну а в 2005 году Йеспер Кюд получил престижную британскую премию BAFTA за музыку к игре Hitman: Contracts. И этот приз, по словам скромняги Кюда, стал для него полной неожиданностью.

Кирилл Покровский

Российский музыкант и композитор (25 марта 1962 — 1 июня 2015).

Покровский стал известен как музыкант таких рок-групп, как «Ария» и «Мастер». Перед развалом Советского Союза он переехал в Бельгию, где и началось его сотрудничество с командой мастеров компьютерных RPG Larian Studios.

C основателем студии Larian Свеном Винке Покровский познакомился, когда Винке был ещё студентом. Именно Свен убедил композитора, что видеоигры — очень перспективная сфера массовой культуры. В самой первой игре будущей ролевой франшизы Divinity уже звучали треки Покровского.

Для создания подходящего настроения и атмосферы Покровский использовал богатую звуковую палитру, порой с неожиданным выбором инструментов. Также в его игровых композициях нередко звучал умело подобранный вокал, как, например, в Scorching Wind для Divine Divinity.

Покровский быстро нашёл свой уникальный стиль в игровой музыке. Так, в заглавной теме для Divinity: Original Sin очень необычно и трогательно звучит скрипка. А в композиции Afterburner для Divinity: Dragon Commander ощущается напор и даже агрессия звука, ведь речь в игре идёт о масштабной войне.

 Divinity: Dragon Commander стала неординарной смесью жанров, для которой потребовался неординарный саундтрек

Divinity: Dragon Commander стала неординарной смесью жанров, для которой потребовался неординарный саундтрек

Причина смерти композитора по сей день не озвучена. Покойся с миром, Кирилл, твоя музыка навсегда останется в наших сердцах.

Ханс Циммер

Немецкий композитор, год рождения — 1957-й.

У Ханса Циммера есть своя собственная звезда на «Аллее славы» в Голливуде. Особых успехов и признания он добился как автор музыки к кинофильмам. Ханс писал саундтреки к «Скале», «Гладиатору», «Тёмному рыцарю», а на его книжной полке красуется «Оскар», парочка «Золотых глобусов» и ещё масса наград.

Участие Циммера подтвердило состоятельность видеоигр как полноценного направления искусства. Написав саундтреки уже для игровых, а не голливудских блокбастеров Crysis 2 и Call of Duty: Modern Warfare 2, композитор обозначил своё отношение к геймдеву — это ничуть не менее серьёзно, чем большое кино.

В своей игровой ипостаси Циммер остался верен традициям кино. Его музыка для шутеров эпична и моментально задаёт тон предстоящему экшену. Ну а для Beyond: Two Souls Ханс написал несколько иную — но неизменно классную! — музыку. В соавторстве с Лорном Бэлфом он выдал композицию Jodie's Suite с волшебным женским вокалом, а также ещё несколько очень достойных тем.

 Для большой и дорогой игры музыка так же важна, как для большого и дорогого кино (Call of Duty: Modern Warfare 2)

Для большой и дорогой игры музыка так же важна, как для большого и дорогого кино (Call of Duty: Modern Warfare 2)

В последнее время Ханс Циммер плотно занят кинопроектами. В течение 2020 года он писал музыку для новой «Дюны», «Топ Гана» с Томом Крузом и для новой серии похождений агента 007. В условиях пандемии композитор даже оборудовал на дому настоящую студию звукозаписи. Нам почему-то кажется, что мы ещё услышим творения Циммера в новых видеоиграх.

Мик Гордон

Австралийский композитор, родился в 1985 году.

Самый молодой из перечисленных маэстро. Этим, возможно, и объясняется основной стиль творчества Мика Гордона. Он пишет адреналиновую, яростную музыку с осязаемой энергетикой для крутых экшен-игр. Работы Гордона транслируют угар, азарт и даже злобу — именно такие цели сам композитор и обозначает, здесь уж жанр обязывает.

Наиболее известные свои композиции Гордон написал для такой шутерной неоклассики, как последние части Doom и перезапущенные Wolfenstein.

Мик Гордон смело экспериментирует со звуком: в его работах органично сочетаются тяжёлые запилы на электрогитарах (в том числе восьмиструнных) и звуковые эффекты совершенно неожиданного рода, как в композиции с говорящим названием Kill Everyone для Wolfenstein: The New Order. В качестве примера нестандартного подхода Гордона можно послушать тему The Phantoms для Prey (2017), это музыка совершенно инопланетная.

 Музыку из Doom стоит поставить на будильник, если вы не можете встать утром

Музыку из Doom стоит поставить на будильник, если вы не можете встать утром

Гордон очень скрупулёзно подходит к своему труду. К примеру, для создания музыки к Doom он не поленился прилететь из Австралии в Штаты и уже там начал глубоко погружаться в тему. И для этого он сначала отыграл сотню сетевых боев с сотрудниками id Software!

Жаль, что и эта история не обошлась без разлада между замечательной студией-разработчиком и не менее замечательным композитором.

Инон Зур.

Страна — Израиль, год рождения — 1965-й.

Зур написал саундтреки для впечатляющего количества видеоигр. Но, пожалуй, лучшие его вещи звучат в RPG: в сериях Fallout, Dragon Age, Champions of Norrath, в Pathfinder: Kingmaker. Инону Зуру каким-то тайным волшебством удаётся привлечь в игровые миры искателей приключений, эскапистов, романтиков — поклонников RPG, если короче.

В этом плане примечательна одна из его работ для последней RPG эпохи двухмерного графического движка Infinity. Для Icewind Dale 2 Зур написал тему Town Targos Rhapsody, и тема эта примечательна не просто сопровождением приключений в кадре, а именно ожиданием, предвкушением тех самых приключений. Плавное и очень красивое звучание живых инструментов сопровождало ватагу авантюристов в спокойных экскурсиях по портовому городу Таргосу. А для более поздней Dragon Age: Origins Зуром была написана трогательная бардовская композиция Leliana's Song, звучавшая в игре на ночёвке у костра. Впрочем, Инон может и встряхнуть игрока — достаточно послушать суровую тему Never Surrender для Fallout 3.

 Что за эпическая игра без эпической музыки? (Dragon Age: Origins)

Что за эпическая игра без эпической музыки? (Dragon Age: Origins)

Инон Зур старается максимально вжиться в мир той видеоигры, для которой пишет музыку. Так, при работе над треками к Dragon Age 2 композитор участвовал в бета-тесте и отправил команде BioWare 360 сообщений об ошибках!

Когда Инона спросили об источниках вдохновения, композитор ответил, что окружающий мир полон звуков, к которым просто нужно прислушаться. А в интервью IGN Зур простодушно завил, что если бы он жил в мире Dragon Age, то хотел бы быть орком и крушить все вокруг. Люди искусства — действительно многогранные личности.

Оливье Деривьер

Французский композитор, родился в 1978 году.

Деривьер написал много отличной музыки для самых разных видеоигр. Но его лучшие, пожалуй, работы звучат в экшен-хоррорах, таких как Alone in the Dark (2008), и суровых ролевых играх вроде Vampyr. Хотя Деривьер без проблем перестраивается под Streets of Rage 4 или, скажем, франшизу об ассасинах.

В своих трудах Оливье обращается к эмоциям слушателя напрямую. Его музыка не может звучать как фон, она забирает внимание целиком и сразу.

Одна из лучших композиций Деривьера — Edward Carnby для перезапуска Alone in the Dark, где симфоническая оркестровка дополняется каким-то запредельным женским вокалом (голос — самый сильный музыкальный инструмент, по мнению маэстро). Вокальные партии исполнил женский хор радио и телевидения Болгарии. Видеоклип из игры, к слову, долго крутился на канале MTV в лучшее эфирное время. А в жутковатом приключении 2019 года A Plague Tale: Innocence Деривьер провёл просто фантастическую работу со струнными инструментами — такой скрипки и виолончели в играх ещё не было.

 Своей музыкой Деривьер умело подчеркнул драматизм сюжета A Plague Tale: Innocence

Своей музыкой Деривьер умело подчеркнул драматизм сюжета A Plague Tale: Innocence

В настоящее время композитор задействован в проекте-долгострое Dying Light 2 о мире зомби — тёмная сторона не отпускает его, а он и не против.

И музыку, и видеоигры Оливье полюбил с раннего детства. Музыкальной грамоте он начал обучаться с пяти лет, а в первые игры рубился ещё на Commodore 64. Уже состоявшимся музыкантом Оливье выбрал стезю игрового композитора, поскольку увидел на рубеже веков, как стремительно развивается мир интерактивных развлечений.

Когда Деривьера спрашивают, почему он не выбрал кино, композитор отвечает, что киномузыка достигла своего пика с Джоном Уильямсом (автор саундтреков для «Звёздных войн» и «Индианы Джонса»). А вот у музыки для игр всё ещё впереди.

***

Конечно, мы перечислили далеко не всех достойных композиторов из мира видеоигр. Высказывайтесь в комментариях — кто ещё достоин признания? Чьи треки полюбились, запомнились и лично для вас стали классикой? Возможно, мы подготовим продолжение материала.



Оригинал материала: https://3dnews.ru./1030595