Оригинал материала: https://3dnews.ru./1050469

Командировка в космос

#«Вызов»

5 октября 2021 года с космодрома Байконур успешно стартовал «Союз МС-19», который доставил на МКС совершенно нетипичный экипаж. В его составе лишь один профессионал — космонавт «Роскосмоса» Антон Шкаплеров. Вместе с ним в космос отправились кинорежиссёр Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд, которые снимут на борту станции эпизоды для фильма «Вызов».

Данный проект был анонсирован в 2020 году, тогда же прошёл кастинг актёров, а сам процесс отбора показали на Первом канале. В создании фильма участвуют студия Yellow, Black and White и «Роскосмос», участники съёмок (основной и дублирующий составы) прошли «курсы молодого бойца» в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина.

В космосе снимают часто и много (в частности, зрителям запомнилась канадско-американская короткометражка «Космическая станция 3D», снятая экипажами шаттлов и МКС в формате IMAX и с большим успехом прошедшая на экранах мира в 2002-2004 годах), но эпизоды художественного фильма в «эфирном пространстве» снимут впервые. Кстати, в 2020 году компания SpaceX заявила, что также намерена снять одну из частей франшизы «Миссия невыполнима» в космосе. Пока точно неизвестно, полетит ли туда Том Круз лично, но 18 сентября 2021 года участники туристической миссии Inspiration4 связались с ним с орбиты.

Исполнители главных ролей в фильме

Исполнители главных ролей в фильме "Вызов" во время подготовки к полету. Фото Центр подготовки Космонавтов

Эксперты уже успели окрестить полеты, аналогичные «Союзу МС-19» или Inspiration4, «миссиями свободного назначения»: под это расплывчатое определение попадают полеты, выполненные по негосударственным программам, но не являющиеся туристическими в чистом виде. Их цели могут быть совершенно разными. Это и проекты вроде съёмки кино, и научные исследования, финансируемые неправительственными инвесторами, и благотворительные миссии, как это имело место в случае Inspiration4.

#Inspiration4

Автономный (без стыковки с МКС) полет корабля Crew Dragon, выполненный в период с 15 по 19 сентября 2021 года, выделен экспертным сообществом как «нечто особенное» среди всех частных космических путешествий, как пилотируемых, так и беспилотных.

Во-первых, цели миссии были благородны: участники полета разыгрывали места в корабле, заплатив за участие в благотворительной лотерее, все средства, собранные на ней, пошли Госпиталю Святого апостола Иуды Фаддея (St. Jude Children's Research Hospital) в Мемфисе, штат Теннесси — крупнейшему в мире научно-клиническому центру по изучению и лечению онкологических заболеваний у детей. Больница существует на деньги от пожертвований и не взимает с пациентов плату за лечение.

Во-вторых, это была первая пилотируемая миссия, в составе которой не было ни одного профессионала. До сих пор считалось, что хотя бы один «настоящий» космонавт в туристическом экипаже должен быть. На этот раз все четверо участников полета были почти «люди с улицы».

Командир Джаред Айзекман (Jared Isaacman) — бизнесмен, основатель фирмы Draken International (поставщик ВВС США, между прочим) и платёжной системы Shift4 Payments. Именно он в значительной степени профинансировал Inspiration4, раскошелившись на 100 млн $.

Медик и первый «специалист миссии» Хейли Арсено (Hayley Arceneaux) — медсестра Госпиталя Св. Иуды, где в возрасте 10 лет она сама лечилась от остеосаркомы. На орбите она проводила различные медицинские эксперименты.

 Экипаж Inspiration4 (слева направо) - Крис Семброски, Сайан Проктор, Джаред Айзекман и Хейли Арсено. Фото SpaceX

Экипаж Inspiration4 (слева направо): Крис Семброски, Сайан Проктор, Джаред Айзекман и Хейли Арсено. Фото SpaceX

Второй «полетный специалист» Крис Семброски (Christopher Sembroski) — инженер по обработке данных в компании Lockheed Martin (ранее служил в ВВС США).

«Пилот» Сайан Проктор (Sian Hayley Proctor) — профессор геологии из университета Аризона. Она, кстати, была кандидатом в астронавты NASA и чуть было не попала в отряд.

Корабль Dragon Crew (бортовой номер C207), ставший на трое суток домом для Inspiration4, уже бывал в космосе: в период с 17 ноября 2020 года по 2 мая 2021 года он доставлял на МКС и возвращал на Землю миссию Crew-1 в составе Майкла Хопкинса (Michael Scott Hopkins), Виктора Гловера (Victor Jerome Glover), Шеннон Уокер (Shannon Walker) и Соити Ногути (野口 聡) и тогда получил собственное имя Resilience («Устойчивость»).

На этот раз корабль работал полностью «на автомате» («Земля» могла вмешиваться, но предпочитала об этом не напоминать). Сами участники миссии сравнивали ее с путешествием на авиалайнере, управляемом автопилотом, когда лётчики могут вмешаться в управление только в экстренном случае. Экипаж тоже имел ограниченные возможности ручного управления и тоже только в экстренных случаях — например, для принудительного ввода парашюта. Как отмечают западные наблюдатели, «автоматизация и минималистское управление позволяют кораблю Crew Dragon совершать полет с экипажем, полностью состоящим из непрофессиональных космонавтов». Тем не менее путешественники прошли полугодовой курс подготовки, в том числе по условным специальностям, по которым участвовали в полете.

Другой особенностью миссии стала орбита, на которую корабль забрался после выведения. Большая часть полета прошла на высоте около 585 км — это более чем на полторы сотни километров выше МКС и заметно выше рабочей орбиты космического телескопа Хаббла. Но зато места для дебатов по поводу перехода через «Линию Кармана», как это случилось в летней суборбитальной гонке миллиардеров Безоса и Брэнсона, точно не было!

 Корабль Crew Dragon для полета Inspiration4 был доработан. Графика SpaceX

Корабль Crew Dragon для полета Inspiration4 был доработан. Графика SpaceX

Корабль для автономного полета доработали: с него сняли ненужный стыковочный агрегат, заменив последний большим стеклянным куполом, «самым крупным в мире обзорным иллюминатором», через который экипаж мог любоваться внешним миром и в первый же вечер провел видеосъёмку в прямом эфире. Хронику полета запечатлел пятисерийный документальный сериал «Обратный отсчет: космическая миссия Inspiration4» (Countdown: Inspiration4 Mission to Space), вышедший по подписке на сервисе Netflix.

Экипаж показал интерьер корабля, включая и упомянутый купол. К сожалению зрителей, съёмка велась на теневой части орбиты и наблюдать можно было в основном отражения внутренностей «Дракона» на стекле — наружные пейзажи вышли размытыми. Из-за эксклюзива с Netflix и The Time реальных данных о миссии очень мало, хотя компания SpaceX публиковала в Твиттере снимки экипажа в куполе, сделанные внешней камерой.

Этот иллюминатор вообще пользовался успехом у экипажа. «Мы так много времени проводим в этом куполе, — делилась Хейли Арсено. — Мы видим весь периметр Земли и это дает невероятную перспективу!».

Как было заявлено, четвёрка летала в космос не только для развлечения, но и чтобы выполнить некие «медицинские исследования» путём наблюдения за реакциями людей, не прошедших особый отбор и специальную подготовку. Но эксперты не без некоторого ехидства отметили, что «миссия казалась мешаниной деятельности». В частности, так и не выяснилось, в чём польза медико-биологических исследований, проведённых за три дня, и что в них будет нового по сравнению с аналогичными, выполняемыми на МКС.

Что ещё? Экипаж Inspiration4 провёл онлайн-встречу с пациентами госпиталя Св. Иуды. Также они позвонили с орбиты на Нью-Йоркскую фондовую биржу, а Айзекман сделал (впервые в мире!) ставку из космоса на спортивное событие — матч Национальной футбольной лиги New York Giants — Washington (последние выиграли со счетом 29:30).

 Взгляд со стороны: Сайан Проктор, Хейли Арсено, Джаред Айзекман и Крис Семброски, снятые через прозрачный купол не фоне Земли. Фото SpaceX

Взгляд со стороны: Сайан Проктор, Хейли Арсено, Джаред Айзекман и Крис Семброски, снятые через прозрачный купол на фоне Земли. Фото SpaceX

В целом миссия прошла нормально, не считая неполадок с туалетом (барахлил вентилятор) и ложного срабатывания одного из датчиков (его отключили). Посадка прошла в штатном режиме, корабль приводнился близ побережья Флориды недалеко от расчётной точки, где его подобрало судно GO Searcher, принадлежащее SpaceX. Общая длительность полета от старта до приводнения составила 2 суток 23 часа. Командный отсек подняли на эвакуационное судно, экипаж вышел из кабины и на вертолете вылетел в Космический центр имени Кеннеди.

Нет нужды говорить, что публика и все причастные к этому полету пребывали в эйфории. «Inspiration4, от имени SpaceX говорю — добро пожаловать домой, на планету Земля, — выдал руководитель космических операций компании SpaceX Крис Янг (Kris Young) через несколько минут после приводнения. — Ваша миссия показала, что космос — для всех нас и обычные люди могут оказывать необычное влияние на окружающий мир!». «Большое спасибо, SpaceX. Для нас это была чертовски приятная поездка, — ответил командир Джаред Айзекман. — Всё только начинается!».

Несмотря на некоторую сумбурность, проект Inspiration4 оценивается как принципиально новое явление в коммерческом космосе. Если Брэнсон и Безос нацелены на создание устойчивого бизнеса суборбитальных «прыжков» с дальнейшим развитием в орбитальные миссии и полеты «из точки в точку» в пределах Земли, то Inspiration4 была «разовой миссией, немного похожей на трюк», к тому же подогретой традиционным ажиотажем вокруг SpaceX. Тем не менее это первое коммерческое путешествие на орбиту, полностью профинансированное частными инвесторами. Что интересно, это всего лишь четвёртый пилотируемый полет на корабле Crew Dragon.

 Начало миссии Inspiration4 (источник https://twitter.com/inspiration4x/status/1438318459197218826)

Начало миссии Inspiration4 (источник: https://twitter.com/inspiration4x/status/1438318459197218826)

Миссия полностью достигла поставленной цели. План по сбору пожертвований, который поначалу шел вяло, в итоге был перевыполнен: собрано $210 млн, включая $50 млн, внесённых лично Илоном Маском. Сделано несколько заявок на «впервые»: на орбите побывал самый молодой американский астронавт (29-летняя Хейли Арсено), впервые в истории в космосе одновременно находились 14 землян (экипажи Inspiration4, МКС и китайской космической станции) и три корабля компании SpaceX.

#Axiom Space

За полетом Inspiration4 пристально наблюдали фирмы, работающие в сегменте пилотируемых коммерческих услуг. Если ранее они покупали отдельные места на кораблях, то теперь нацеливаются целиком на миссии, расширяя свои бизнес-возможности и открывая дорогу к созданию частных орбитальных станций.

Axiom Space, Inc. (Хьюстон, штат Техас) — американская компания, основанная в 2016 году Майклом Саффредини (Michael T. Suffredini, возглавлял программу МКС в NASA) и Камалем Гаффаряном (Kamal (Kam) Ghaffarian, американский бизнесмен иранского происхождения, основатель компаний IBX, Intuitive Machines и X-energy) с целью разработки орбитальных объектов космической инфраструктуры. Фирма планирует по 2-3 пилотируемых полета ежегодно как на МКС, так и на будущую коммерческую станцию, которую предполагает построить.

Еще на этапе подготовки Inspiration4 к полету представитель Axiom Space Бо Холдер (Beau Holder) отметил, что компания внимательно следит за работой, которая положительно влияет на всю отрасль коммерческой космонавтики.

В январе 2020 года Axiom Space победила в объявленном NASA конкурсе NextSTEP-2 на создание коммерческого сегмента МКС. В рамках государственно-частного партнерства компания разрабатывает обитаемые модули для стыковки с международной станцией, которые в перспективе смогут летать отдельно. Первый модуль может быть запущен к МКС в 2024 году.

 Модули производства Axiom Space, пристыкованные к МКС. Графика Axiom Space

Модули производства Axiom Space, пристыкованные к МКС. Графика Axiom Space

Axiom Space реализует разнообразные проекты. В ближайшие два года она планирует отправить на кораблях SpaceX четыре коммерческие миссии AX-1, 2, 3 и 4. Первая намечена уже на январь 2022 года: на МКС с недельным туром полетят профессиональный астронавт — командир Майкл Лопес-Алегриа (Michael Eladio López-Alegría) и туристы — пилот американец Ларри Коннор (Larry Connor) и два специалиста миссии канадец Марк Пэти (Mark Pathy) и израильтянин Эйтан Стиббе (Eytan Stibbe).

Ещё один проект, чем-то похожий на российский «Вызов» — реалити-шоу «Космический герой». Сетевая продюсерская телевизионная компания Space Hero LLC 17 сентября 2020 года объявила, что планирует «глобальное шоу без сценария», победитель которого — «первый всемирно избранный покоритель космоса» — в 2023 году на десять дней отправится на МКС.

«Space Hero — это новый рубеж индустрии развлечений, предлагающий первый в мире по-настоящему внепланетный опыт, — говорит руководитель компании Марти Помпадур (Marty Pompadour). — Мы стремимся изобрести категорию реалити-шоу заново, создавая многоэпизодное приключение и предлагая самый большой приз для самой большой аудитории.»

Стоимость отправки «героя» на МКС оценивается в сумму от 50 до 65 млн долларов (без затрат на подготовку и проведение самого шоу). В настоящее время Space Hero LLC проводит второй раунд финансирования и сообщает, что работает над вопросом доставки победителя на орбитальную станцию с Axiom Space. Войдёт ли победитель в состав экипажей упомянутых миссий, пока непонятно.

Заметим, что ещё двадцать лет назад была предпринята попытка реализовать похожий проект: победитель конкурса «Точка прибытия — Мир» (Destination Mir), организованного продюсером Марком Бёрнеттом (Mark Burnett), должен был отправиться на российский комплекс «Мир». Но проект опоздал: станцию затопили в 2001 году.

 Компания Space Hero стремится снять космическое реалити-шоу, победитель которого попадет на орбиту. Фото NASA

Компания Space Hero стремится снять космическое реалити-шоу, победитель которого попадет на орбиту. Фото NASA

#SpaceX

Фирма Илона Маска, отвоевавшая значительный кусок рынка коммерческих космических запусков с многоразовым носителем Falcon 9 и первой создавшая пилотируемый корабль нового поколения Crew Dragon, имеет все шансы оседлать и рынок коммерческих пилотируемых миссий. Такие полеты могут обеспечить SpaceX стабильный поток доходов и открыть новые возможности коммерциализации низкой околоземной орбиты.

Как шутят наблюдатели, «возможно, в этом году многолетним победителем космической гонки миллиардеров стал человек, не поднимавшийся к «Линии Кармана», но оставшийся на Земле: Илон Маск!». «У нас накопилось много [заявок] на коммерческие пилотируемые миссии, осуществления которых мы с нетерпением ждём, — заявил на брифинге Inspiration4 старший директор программ пилотируемых космических полетов в SpaceX Бенджи Рид (Benji Reed). — Мы готовы провести три, четыре, пять или шесть полетов в год как минимум. Нет ничего, что ограничивало бы наши возможности. Главное, чтобы были готовы ракеты и Dragon».

Проект Inspiration4 доказал, что экипаж, состоящий исключительно из непрофессиональных астронавтов, может безопасно и успешно летать в космос после полугодовой подготовки. Бенджи Рид отметил, что долгосрочная цель компании — перейти к модели, «подобной авиаперелетам, с минимальной подготовкой» (при том, что пассажиры летают на самолётах вообще без подготовки!). «По мере поиска пути перехода к модели авиалиний мы будем искать и способы сокращения количества тренировок, необходимых для обеспечения безопасности», — отметил он.

Следом за Inspiration4 компания Илона Маска в рамках контракта с NASA по коммерческой доставке экипажей планирует 30 ноября 2021 года отправить к МКС миссию Crew-3. На вновь изготовленном корабле с бортовым номером C210 полетят астронавты NASA Раджа Чари (Raja Chari), Томас Маршбёрн (Thomas Marshburn) и Кайла Бэррон (Kayla Barron), а также астронавт ЕSА Маттиас Маурер (Matthias Maurer).

 Экипаж Crew-3 Раджа Чарри, Айла Бэррон, Матиас Маурер и Томас Маршбёрн на тренировке по аварийному покиданию старта на мысе Канаверал. Фото SpaceX

Экипаж Crew-3: Раджа Чарри, Айла Бэррон, Маттиас Маурер и Томас Маршбёрн на тренировке по аварийному покиданию старта на мысе Канаверал. Фото SpaceX

Следом за ними где-то на рубеже 2021-2022 годов, должна состояться коммерческая миссия по заказу компании Space Adventures, а в 2022-2023 годах — упомянутые выше полеты для Axiom Space. Ожидаются и новые заказы на запуск туристов и миссии свободного назначения, интерес к которым сильно вырос после успеха Inspiration4: «Количество людей, обсуждающих с нами полеты на орбиту, после начала этой миссии значительно увеличилось. Уже ведутся переговоры о заказах на три года вперёд», — прокомментировали в SpaceX.

SpaceX отказалась обнародовать информацию о стоимости Inspiration4. Некоторые источники утверждают, что одно место на «Драконе» стоит менее $40 млн, а компания будет стремиться к дальнейшему снижению цен на пилотируемые орбитальные полеты. «Посмотрите на показатели SpaceX: мы в целом снизили стоимость запусков, — замечает Бенджи Рид. — Когда вы узнаете, во сколько нам обходится обслуживание миссий NASA или другие виды деятельности, вы поймёте, что мы очень стараемся снизить эту стоимость. Открывая рынок для подобной деятельности, мы делаем то, чего никто никогда не мог сделать раньше. Но необходимо продолжать снижать стоимость полетов.»

Наблюдатели отмечают, что неизвестно, потребует ли повышенный спрос строительства дополнительных кораблей или хватит и существующих. Сейчас компания эксплуатирует Endeavour (совершил два полета), Resilience (также выполнил два полета и прошел доработку под миссии свободного назначения) и готовит третий корабль, предназначенный для путешествий к МКС. Вероятно, при успешной и ритмичной эксплуатации они смогут обеспечить SpaceX не менее шести пилотируемых полетов в год, как объявлялось компанией.

По словам старшего директора программ пилотируемых космических полетов SpaceX, компания могла бы построить больше кораблей для удовлетворения растущего спроса. Илон Маск рассчитывает не только на Crew Dragon, но и на перспективный Starship, который сможет перевозить гораздо больше людей. «Оба варианта реальны, мы заинтересованы и в Dragon, и в Starship, это очень перспективно», — заметил Бенджи Рид.

 Подготовка к проведению летных испытаний системы Starship на полигоне SpaceX в Бока-Чика. Источник: NASASpaceflight.com

Подготовка к проведению летных испытаний системы Starship на полигоне SpaceX в Бока-Чика. Источник: NASASpaceflight.com

Однако корабль Starship и его носитель Super Heavy всё ещё находятся на стадии опытно-конструкторских работ и даже их облик не сформирован окончательно. Поэтому пока неясно, как скоро новая система будет готова к пилотируемым полетам. Эксперты ставят на то, что корабль не полетит ещё как минимум пару лет. Зато потом один Starship сможет легко доставить на орбиту десятки людей, а не четверых, как Crew Dragon. И тем не менее последний остаётся той самой синицей в руке, которая уже летает и зарабатывает деньги, а не поглощает их, как журавль (Starship) в небе.

В целях подготовки к будущим миссиям SpaceX проведёт опрос астронавтов, которые летали на Crew Dragon, оценивая их впечатления от полетов. Одновременно Илон Маск заявил, что планирует сделать будущие миссии более комфортными, поставив на борт корабля средства для разогрева пищи и Wi-Fi-роутер для раздачи интернета со спутников Starlink, которые уже находятся на околоземной орбите.

#«Роскосмос»

Наша страна первой начала бизнес орбитального космического туризма. Первым платным пассажиром стал японский журналист Тоёхиро Акияма (Toyohiro Akiyama) из телекорпорации Tokyo Broadcasting System (TBS), который слетал на «Мир» в 1990 году. А первым космическим туристом в полном смысле этого слова стал американец Деннис Тито (Dennis Anthony Tito), который весной 2001 года провёл неделю на МКС. Именно решение России разрешить состоятельным людям покупать недельные экскурсии на МКС считают началом эры коммерческих космических путешествий, в которых могут участвовать не только профессиональные космонавты.

NASA изначально выступало против этой идеи, но в конечном итоге все партнёры по проекту согласились с тем, что на МКС можно пускать не только космонавтов.

 Первый настоящим космическим туристом был Деннис Тито. Фото Роскосмоса

Первым настоящим космическим туристом был Деннис Тито. Фото «Роскосмоса»

Продвижением туристических миссий занимается компания Space Adventures, Ltd., основанная в 1998 году Эриком Андерсоном (Eric C. Anderson) и Питером Диамандисом (Peter Diamandis). С начала 2000-х фирма со штаб-квартирой в городе Вьенна, штат Вирджиния, предлагает туры на российских «Союзах» и уже смогла отправить на станцию семерых клиентов. А один из туристов — Чарльз Симони (Charles Simonyi) — совершил на МКС целых два путешествия.

В 2019 году госкорпорация «Роскосмос» и Space Adventures подписали контракт на полет двух туристов на МКС до конца 2021 года. Командиром «Союза МС-20», запуск которого запланирован на 8 декабря 2021 года, будет космонавт «Роскосмоса» Александр Мисуркин, а два места займут миллиардер Юсаку Маэдзава (Yusaku Maezawa) и его помощник Йозо Хирано (Yozo Hirano). Японский предприниматель-миллиардер и коллекционер произведений искусства, а также его спутник — кастинг-директор съёмочной группы и продюсер в компании Spacetoday Inc. — хотят получить опыт 12-дневного космического полета, прежде чем отправятся к Луне.

Напомним, в сентябре 2018 года было с помпой объявлено, что Mаэдзава станет первым коммерческим пассажиром, совершившим облёт вокруг естественного спутника Земли на корабле Starship Илона Маска. Однако о лётной готовности «Звездолёта» говорить рано, он сможет отправить японского миллиардера по маршруту никак не ранее 2023 года, поэтому Маэдзава сначала полетит на «Союзе». Ракета-носитель «Союз-2.1а» для этой миссии уже доставлена на Байконур.

Орбитальным космическим туризмом занялась и компания «Главкосмос», входящая в периметр «Роскосмоса». Как следует из сообщения на заглавной странице интернет-сайта компании, основными задачами «Главкосмоса» являются «продвижение достижений российской космической отрасли на мировом рынке и управление комплексными космическими проектами».

 Юсаку Маэдзава готовится к полету на корабле “Союз МС-20”. Источник https://www.roscosmos.ru/31043/

Юсаку Маэдзава готовится к полету на корабле “Союз МС-20”. Источник https://www.roscosmos.ru/31043/

Возможность чаще отправлять космических туристов появилась у России после того, как Америка «вернулась в космос» на своих собственных кораблях, и у «Роскосмоса» возникли свободные места на «Союзах». На своём сайте компания даже разместила планировщик туристических миссий. Базовая программа предусматривает 10-дневное пребывание в космосе, а предлагает вояж длительностью до месяца. В опциях — выход в открытый космос, разработка гостевого набора питания и даже возможность выкупить спускаемый аппарат «Союз».

#NASA

За полетом Inspiration4 внимательно следили не только коммерческие организации. «Это ещё одно открытие космоса. Это еще один пример того, чего мы хотели бы достичь в конечном итоге на околоземной орбите», — заявил администратор NASA Билл Нельсон (Clarens William 'Bill' Nelson II) во время выступления на саммите «Люди на Марс» (The 2021 Humans To Mars Summit) за день до запланированного запуска. Он назвал миссию Inspiration4 «доказательством более широкой стратегии NASA по передаче операций на низкой околоземной орбите в частный сектор, чтобы позволить агентству сосредоточиться на исследованиях Луны и Марса».

NASA, сосредоточенное на больших государственных проектах, таких как пилотируемая программа Artemis, космический телескоп имени Джеймса Вебба JWST (James Webb Space Telescope) или миссии марсианских роверов, благосклонно относится к коммерческому освоению низкой орбиты частниками. 27 августа 2021 года на заседании конференции по исследованиям и разработкам на МКС (ISS Research and Development Conference) менеджер NASA по коммерциализации низкой околоземной орбиты Анджела Харт (Angela Hart) заявила, что агентство получило и оценивает два «конкретных предложения» по таким полетам. Правда, обсуждать подробности отказалась.

 По мнению администратора NASA Билла Нельсона, передача функции доставки экипажей и грузов на орбиту коммерческим организациям освободит агентство для выполнения программ полета у Луне и в дальний космос. Фото NASA

По мнению администратора NASA Билла Нельсона, передача функции доставки экипажей и грузов на орбиту коммерческим организациям освободит агентство для выполнения программ полета к Луне и в дальний космос. Фото NASA

Долгосрочная цель NASA в рамках программы коммерческой доставки экипажей — стать одним из нескольких заказчиков транспортных услуг на низкую орбиту и обратно, что позволит сократить расходы агентства. Эксперты подчёркивают, что NASA пытается стимулировать интерес частных инвесторов, чтобы в конечном итоге отказаться от станции, сосредоточившись на более перспективных проектах. «Безусловно, интерес есть. Гораздо важнее то, насколько он велик: какой доход и какие затраты?» — рассуждал управляющий партнёр инвестиционной компании Space Capital Чад Андерсон (Chad Anderson) во время упомянутой конференции по исследованиям и разработкам на МКС.

Отвечая на вопрос, когда будет завершено технико-экономическое обоснование коммерческой космической станции, мистер Андерсон ответил в том духе, что «есть много сигналов, которые указывают на обоснованность проекта», но заметил: «Это будет баланс между первоначальными затратами и конечным доходом. Нам просто нужно подождать и посмотреть».

Несмотря на то, что NASA не имела прямого отношения к миссии Inspiration4, руководство агентства рассматривает полет как подтверждение успешности своего курса на коммерциализацию низкой орбиты. Теперь NASA поддерживает идею отправки туристов на МКС и даже разработало ценовую политику для «частников»: сколько они должны оплатить правительству за использование объектов международной станции. В частности, для Inspiration4 NASA предоставило спутниковую связь, за которую SpaceX выплатит агентству примерно $1 млн.

#Что дальше?

Миссии свободного назначения значительно расширяют спрос на коммерческие пилотируемые полеты, насколько вообще это применимо к данному бизнесу. Лет десять назад автор, пользуясь данными западных консалтинговых агентств, построил кривую спроса на туристические космические полеты в зависимости от цены билета.

 Планы развертывания модулей Axiom в космосе. Графика Axiom Space.

Планы развертывания модулей Axiom в космосе. Графика Axiom Space.

Степенная кривая была построена всего по двум точкам. За первую принималась оценка консалтинговой компании Futron, сделанная в 2002 году относительно перспектив суборбитального бизнеса: по мнению «предсказателей» более 15 тысяч человек смогут ежегодно совершать суборбитальные полеты при цене билета около $0,1 млн. В отношении первой точки было сделано допущение: если уж за $100 тыс люди готовы лететь по параболе, то они точно захотят совершить орбитальное путешествие за те же деньги!

Вторая точка была взята из информации компании Space Adventures, которая сообщила, что нашла двух потенциальных клиентов, готовых выложить по $150 млн за возможность совершить облёт Луны на российском «Союзе». В результате несложных манипуляций в MS EXCEL была построена кривая, аппроксимированная степенной функцией.

Как ни странно, использование такой «доморощенной» метОды давало вполне адекватный результат. Компания Futron прогнозировала, что к 2021 году на орбиту будут отправляться ежегодно 60 человек, отдавая за билет от 1 до 25 млн долларов. Степенная кривая давала сопоставимый результат: 60 орбитальных туристов в год при цене за место $9-10 млн. Если применить тот же подход к цене в $40 млн за место в Crew Dragon, то на его борту каждый год будут готовы слетать примерно 10 человек. Правдоподобно, но есть одно «но».

Все оценки были сделаны для сегмента туристических полетов физических лиц, без учёта миссий свободного назначения, клиентами которых могут быть как физические, так и юридические лица. В этом случае количество «негосударственных» астронавтов, доставляемых в космос, может заметно возрасти. Расширение рынка за счёт миссий свободного назначения может дать кумулятивный эффект. Увеличение частоты коммерческих пилотируемых полетов с одной стороны и рост конкуренции в данном сегменте, с другой, могут заметно снизить стоимость билета на орбиту и ещё больше увеличить платёжеспособный спрос на коммерческие миссии. В выигрыше окажется тот бизнес, который сможет удовлетворить растущий спрос по разумным ценам.

 Прогноз спроса на туристические космические полеты в зависимости от цены билета

Прогноз спроса на туристические космические полеты в зависимости от цены билета

Пока сильные козыри на руках у SpaceX — единственной в мире компании, располагающей флотом многоразовых многоместных кораблей, показавших возможность безопасных миссий без участия профессионалов. Аналогичное положение у России: наши «Союзы» тоже способны выполнять большинство задач в автоматическом режиме, кроме того, у нас имеется богатый опыт отправки туристов на МКС.

И всё же круг непрофессиональных астронавтов, которым теперь доступен космос, ещё долгое время будет по-прежнему ограничен состоятельными людьми и теми, за кого готовы заплатить богатые и щедрые спонсоры. Те же, у кого не хватает денег на путешествие на орбиту, смогут воспользоваться услугами одного из двух миллиардеров-суборбитальщиков — Ричарда Брэнсона или Джеффа Безоса. Первый, правда, на волне ажиотажа поднял стоимость билета с $250 до 450 тыс, а второй пока так и не назвал сумму, за которую можно слетать по параболе.

 В то время как Virgin Galactic сосредоточена исключительно на суборбитальном туризме, Blue Origin стремится к диверсификации. Графика Джеффа Мангиа (источник https://nypost.com/2021/06/29/musk-branson-and-bezos-in-race-to-conquer-space-travel/)

В то время как Virgin Galactic сосредоточена исключительно на суборбитальном туризме, Blue Origin стремится к диверсификации. Графика Джеффа Мангиа (источник https://nypost.com/2021/06/29/musk-branson-and-bezos-in-race-to-conquer-space-travel/)

Что почитать:



Оригинал материала: https://3dnews.ru./1050469