Аэрокосмический гигант Boeing морально готов проститься с космическим бизнесом и остаться просто гигантом авиастроения. На это намекнул матёрый производственник Келли Ортберг (Kelly Ortberg), которого выдернули с пенсии и 8 августа 2024 года назначили новым исполнительным директором Boeing. «Нам лучше делать меньше и делать это лучше, чем делать больше и делать это плохо», — сказал Ортберг во время пресс-конференции на этой неделе.
«Очевидно, что в долгосрочной перспективе наше ядро коммерческих самолетов и оборонных систем останется в компании Boeing. Но, вероятно, есть какие-то второстепенные вещи, с которыми мы могли бы быть более эффективными или которые отвлекают нас от нашей главной цели», — заключил Ортберг.
Возможно, последней каплей стала аномалия со спутником связи Intelsat 33e, изготовленном Boeing. В понедельник стало известно, что спутник неожиданно развалился на геостационарной орбите, создав облако из десятков крупных обломков. Это второй случай с этими спутниками, за проблемы которых несёт ответственность Boeing. Обломки угрожают ряду российских и китайских спутников и ситуация ещё до конца не ясна.
Также компании Boeing сильно навредили проблемы с пилотируемой капсулой Starliner. Её не смогли довести до ума — до этапа сертификации NASA для доставки экипажей на МКС — даже спустя годы переносов проекта. Летом этого года капсула с трудом доставила на МКС двух астронавтов и показала при этом высокую аварийность, отчего два члена её экипажа застряли на станции до февраля 2025 года вместо ожидаемого двухнедельного полёта.
В целом аудит NASA выявил тотальную безалаберность компании при изготовлении частей космических ракет. К слову, аналогично дела обстоят в самолётостроении под крылом Boeing. На фоне всего этого и постоянных колоссальных убытков компании The Wall Street Journal получила информацию, что Boeing рассматривает продажу космического подразделения компании как часть попытки изменить ситуацию.
Пока эти планы находятся на раннем этапе рассмотрения и могут ограничиться сворачиванием проекта Starliner. Компания ожидает продолжить курировать свою часть работ по программе возвращения человека на Луну (на Boeing первая ступень ракеты SLS), а также изготовление спутников военного и гражданского назначения. В любом случае, продажа части бизнеса — это долгая история. Этот и следующий годы точно будут убыточными, а дальше всё будет зависеть от таланта руководителя Келли Ортберга, который свой первый рабочий день на высокой должности начал с посещения цехов и бесед с рабочими.