Оригинал материала: https://3dnews.ru./1114395

Обзор игрового QD-OLED 4K-монитора Gigabyte AORUS FO32U2P: настоящий премиум

Компания Gigabyte любит удивлять публику и совершенно не беспокоится о том, что многие ее новинки попадают на рынок позже решений конкурентов. Главное — сделать их более интересными и желательно по разумной цене. А с этим, как показывают последние годы, проблем у компании нет. Если же учесть цикл разработки новых моделей и сроки их выхода в реальную продажу, такие уникальные решения могут полгода-год быть первыми и единственными в своём роде, тем самым переманивая покупателей на свою сторону.

В конце 2024 года в тренде рынка настольных игровых мониторов – решения на базе QD-OLED-панелей компании Samsung Display. Производители по достоинству оценили матрицы двух последних поколений и выпускают море новинок, усиливая конкуренцию и постепенно сбивая стоимость столь манящей многих технологии органических светодиодов.

Не стоит в стороне и компания Gigabyte. Первой попавшей к нам новинкой бренда стала премиальная модель с диагональю 31,5 дюйма, выполненная в формате 4K UHD, – AORUS FO32U2P. Если посмотреть на количество заявленных технологий и функций, то может показаться, что на рынке нет ничего похожего. Звучит не очень реалистично. Согласны? Впрочем, знакомство с новинкой доказало, что такие чудеса иногда случаются.

#Технические характеристики

Игровой монитор Gigabyte AORUS F032U2P был впервые продемонстрирован публике на выставке CES 2024, проходившей в январе 2024 года, и стал первым в мире устройством с интерфейсом DisplayPort 2.1 UHBR20, поддерживающим полную пропускную способность. Этот стандарт обеспечивает скорость передачи данных до 77,4 Гбит/с, что почти вдвое выше, чем у актуального HDMI 2.1, и почти в три раза выше, чем у DP 1.4a.

Новинка была анонсирована одновременно с моделью AORUS FO32U2, которая обладает схожими базовыми характеристиками. Однако ключевое отличие AORUS FO32U2P — наличие самой быстрой модификации интерфейса DisplayPort — 2.1 UHBR20. У более простой версии без приставки «P» обычный DP 1.4a с поддержкой системы сжатия сигнала DSC.

Для сравнения: другие топовые представители лагеря игровых мониторов, такие модели, как ASUS ROG Swift PG32UQXR и Samsung Odyssey Neo G9 G95NC, оснащены DisplayPort 2.1, но со спецификациями UHBR13.5 (54 Гбит/с) и UHBR10 (40 Гбит/с), а поэтому значимого прироста пропускной способности на фоне предыдущих версий интерфейсов предложить они неспособны.

К слову, из современных графических ускорителей только профессиональная видеокарта с GPU Radeon Pro WX7000 поддерживает режим DP 2.1 UHBR20. Поэтому геймерам, желающим воспользоваться последними технологиями, придётся подождать выхода GPU следующих поколений, в частности серии NVIDIA RTX 5000. Пока же остаётся вариант использовать подключения по HDMI 2.1 и DP 1.4a (с DSC), который обратно совместим с DP 2.1 любой модификации.

В продолжение темы самого Gigabyte AORUS FO32U2P следует отметить, что официальный анонс новинки произошёл позже первой демонстрации – в середине марта этого года, а рекомендованная стоимость составила 1 299 $. В мире первые продажи стартовали летом, а до России новинка добралась только сейчас и по цене порядка 170-185 тысяч рублей.

Gigabyte AORUS FO32U2P
Экран
Диагональ, дюймы 31,5
Соотношение сторон 16:9
Покрытие матрицы Полуглянцевая плёнка, антибликовое
Стандартное разрешение, пикс. 3840 × 2160
PPI 140
Параметры изображения
Тип матрицы QD-OLED 3rd Gen (Samsung Display)
Пиксельная структура Triangle RGB
Цветовой охват 99% DCI-P3
Макс. яркость, кд/м2 250 (типичная, SDR APL 100%)/1000 (типичная, HDR APL 3%)
Контрастность статическая 1 500 000:1/ ∞
Количество отображаемых цветов 1,07 млрд (8 бит + FRC)
Максимальная частота развёртки 240 Гц
Адаптивная синхронизация Да, AMD FreeSync Premium Pro, NVIDIA G-Sync Compatible, Adaptive-Sync
Время отклика, мс 0,03 мс (GtG), ClearMR 13000
Поддержка HDR HDR10, соответствие VESA DisplayHDR True Black 400
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали
178/178°
Разъемы, беспроводные соединения, акустика
Видеовходы 1 × DP 2.1 (UHBR20)
1 × mini-DP (UHBR20)
1 × DP 1.4 c DSC (HBR3);
2 × HDMI 2.1;
1 × USB Type-C (DP Alt Mode + PD 65 Вт);
Видеовыходы 1 × DP-Out 1.4 (HBR3) - DaisyChain
Дополнительные порты 2 × USB 3.0 Type-A;
1 × 3,5 мм Audio-Out;
1 × 3,5 мм Audio-In;
Встроенные колонки: число × мощность, Вт 2 × 5 Вт
Физические параметры
Регулировка положения экрана Угол наклона (-5° - +20°), изменение высоты (130 мм), поворот вправо-влево (20°), переворот в портретный режим (Pivot)
VESA-крепление: размеры (мм) 100 × 100
Крепление для замка Kensington Есть
Блок питания Внешний
Потребляемая мощность: максимальная / типичная / в режиме ожидания (Вт) 78 / 0,5
Габаритные размеры
(с подставкой), Д × В × Г, мм
718 × 483-613 × 159
Габаритные размеры
(без подставки), Д × В × Г, мм
718 × 418 × 57
Масса нетто (с подставкой), кг 8,53
Масса нетто (без подставки), кг 6,2
Ориентировочная цена 170 000-190 000 рублей

Новинка Gigabyte оснащена единственной существующей на момент написания обзора 31,5-дюймовой QD-OLED-панелью с глянцевым покрытием, относящейся к третьему поколению. Она произведена Samsung Display и имеет рабочее разрешение 4K UHD — 3840 × 2160 пикселей, а также классическое соотношение сторон 16:9. Это даёт плотность пикселей в 140 ppi и создаёт необходимость в использовании системы масштабирования. Без неё все главные элементы в любом приложении будут небольшими и с лёгкостью создадут дискомфорт. Поэтому минимальные 125 % (а лучше 150 %) – решение большой части возникших проблем.

Заявленная максимальная яркость монитора в SDR-режиме составляет 250 нит при 100%-м заполнении экрана белым цветом. Это весьма впечатляющий показатель, особенно если учесть, что у большинства современных OLED-телевизоров, даже с небольшой диагональю (41,5 дюйма), максимальная яркость в аналогичных условиях составляет всего 120–130 нит.

Новинка официально сертифицирована по стандарту VESA DisplayHDR 400 True Black. Как и другие устройства с аналогичной матрицей, она теоретически должна достигать пиковых значений яркости до ~1000 нит на небольших участках экрана (при заполнении около 3 % APL). Для достижения максимальных значений требуется активация режима HDR и корректировка некоторых настроек в меню дисплея. Также монитор обладает полноценной поддержкой формата HDR10, что расширяет возможности работы с HDR-контентом.

Коэффициент контрастности в случае новинки Gigabyte не вызывает никаких вопросов: благодаря особенностям технологии OLED и применению светопоглощающей подложки он фактически стремится к бесконечности. Однако, как и у ряда других OLED-устройств на рынке, у новинки официально заявлено значение 1 500 000:1, что, впрочем, больше номинальный ориентир для пользователей.

За последние 2 года у нас накопился большой опыт работы с OLED-мониторами и телевизорами разных производителей. Благодаря этому мы хорошо знаем, что в современных QD-OLED-решениях всех трёх поколений поляризационный слой не применяется. Поверхность экрана — полуглянцевая, с характерным фиолетово-розовым оттенком на свету как в случае полуглянцевых, так и матовых модификаций.

В условиях яркого внешнего освещения, когда свет попадает на экран, воспроизводимый чёрный цвет становится заметно светлее, чем чёрная нерабочая зона матрицы, которая обрамляет экран тонкой полосой в несколько миллиметров. Это действительно удивляет, особенно если сталкиваешься с таким эффектом впервые, ожидая увидеть «идеальный чёрный» при любых условиях. К сожалению, в данном случае это ожидание полностью не оправдывается. Черный на QD-OLED будет только в отсутствие внешнего освещения.

В мониторе используется QD-OLED-матрица третьего поколения, являющаяся единственным на рынке 4K UHD-решением этого уровня. Она разработана в соответствии с современными стандартами безопасности: синий пик в спектре подсветки смещён в безопасную область на 453,5 нм. Такая технология, известная как «аппаратный фильтр синего» или Less Blue Light, делает устройство безопасным для глаз, что подтверждено сертификатом Eye Safe Display 2.0.

Применение технологии «квантовых точек» позволило значительно расширить цветовой охват. Несмотря на это, официально заявлено 99%-е соответствие цветовому пространству DCI-P3. Тем не менее мы можем с уверенностью сказать, что монитор также обеспечивает широкое покрытие AdobeRGB и достойные результаты по стандарту Rec.2020, не говоря уже о полном соответствии sRGB с его существенным перекрытием по объёму.

Монитор оснащён 10-битной матрицей (с применением FRC или нет – неизвестно), способной отображать до 1,07 миллиарда цветов. Заявленное время отклика GtG составляет 0,03 мс, рейтинг VESA – ClearMR 13000, что соответствует уровню самых быстрых игровых OLED-дисплеев. Такие дисплеи уверенно превосходят по скорости даже самые быстрые LCD-модели, доступные на рынке. Однако плавность изображения зависит также от частоты обновления, которая у этой модели составляет 240 Гц. Хотя по современным меркам это уже средний уровень для игровых мониторов, если учесть высокое 4K-разрешение и нагрузку на систему, такая частота – с большим запасом на будущее.

В плане поддержки адаптивной синхронизации монитор официально совместим с AMD FreeSync Premium Pro, однако в реальных условиях без проблем работают и NVIDIA G-Sync Compatible, и Adaptive-Sync. Рабочий диапазон частот составляет 48–240 Гц, но при активации технологии LFC (Low Framerate Compensation) диапазон может быть расширен за пределы нижнего порога.

Что касается интерфейсов подключения, устройство предлагает настолько широкий и продвинутый список, что диву даёшься. В наличии два порта HDMI 2.1 с полной пропускной способностью (48 Гбит/c), DP 2.1 UHBR20, mini-DP 2.1 UHBR20, DP-Out 1.4 (HBR3) для работы технологии Daisy-Chain (создание цепочки подключённых дисплеев), а также USB Type-C, который работает в режиме DP Alt Mode и поддерживает зарядку устройств с мощностью до 65 Вт благодаря технологии Power Delivery (PD).

Монитор оборудован двумя дополнительными портами USB Type-A 3.2, которые позволяют подключать периферийные устройства, а также имеет 3,5-мм аудиовыход для наушников и вход для микрофона. Для обработки аудиосигнала используется встроенный ЦАП от ESS Sabre HiFi, обеспечивающий высокое качество звука. Встроенная акустическая система мощностью 2 × 5 Вт считается весьма прогрессивной для устройств этого класса и предлагает возможность выбора из нескольких предустановок эквалайзера.

Монитор также оснащён функцией KVM, которая позволяет использовать один комплект из клавиатуры и мыши для управления двумя подключёнными устройствами, например ПК и ноутбуком. Помимо этого, поддерживаются режимы PiP («картинка в картинке») и PbP («картинка рядом с картинкой»), что делает его ещё более универсальным в использовании.

Дизайн монитора Gigabyte AORUS FO32U2P был обновлён в соответствии с новой концепцией, но основные черты предыдущих Gigabyte AORUS остались узнаваемыми. Подставка обеспечивает широкий диапазон регулировок, а для альтернативного размещения предусмотрено VESA-совместимое крепление 100 × 100 мм, которое не требует переходников. Управление монитором осуществляется с помощью удобного 5-позиционного джойстика, который также выполняет функцию кнопки включения. Дополнительно рядом с джойстиком предусмотрены две кнопки: одна отвечает за быстрое переключение KVM, а вторая добавлена для новой функции Tactical Switch, которая переводит встроенный скалер изображения в режим 24-дюймового монитора со снижением рабочего разрешения – удобно для тех, кто жаждет максимальной концентрации на игровом процессе (актуально для киберспортивных соревнований по быстрым шутерам).

Безусловно, в FO32U2P особое внимание уделено защите OLED-матрицы. В мониторе реализован, пожалуй, самый совершенный AI-алгоритм для минимизации риска выгорания диодов, включённый в систему OLED Care. В экранном меню доступны такие функции, как Care+ (счётчик использованных «чисток экрана»), отображение времени работы, очистка пикселей, контроль статических элементов, сдвиг пикселей, стабилизация APL (яркости по полю экрана), затемнение углов экрана и автоматическое затемнение статичных логотипов.

Устройство предлагает разнообразные режимы эмуляции цветовых пространств и поддерживает 6-осевую цветовую коррекцию. Для улучшения видимости в тёмных сценах используется последняя технология Black Equalizer 2.0. Монитор также оснащён функциями GameAssist и новым приложением Gigabyte Control Center, заменившим утилиту Sidekick. GameAssist позволяет выводить на экран прицел, таймер, счётчик или сетки, а Control Center упрощает настройку через Windows и поддерживает автоматическое обновление прошивки.

Отдельно отметим новую внешнюю RGB-подсветку, названную RGB Spatial Rift. Она использует передовую технологию 3D-лазеров, чтобы создавать удивительные эффекты водяной ряби, добавляя глубину и объем RGB-подсветке.

#Комплектация и внешний вид

Gigabyte AORUS FO32U2P поставляется в большой и увесистой коробке из крашеного картона с качественной полиграфией.

На представленных изображениях можно увидеть монитор с различных ракурсов, что подчёркивает его эффектный дизайн. Основные характеристики устройства выделены в виде пиктограмм с пояснительными подписями, что облегчает восприятие информации.

На одной из информационных наклеек размещена важная информация, включая номер партии, серийный номер, полное название модели монитора, его массу и страну производства, которой является Китай.

Комплект поставки монитора Gigabyte AORUS FO32U2P включает в себя следующее:

  • внешний БП;
  • кабель питания (2 шт. разных типов);
  • кабель mini-DP 2.1 -> DP 2.1 UHBR20;
  • кабель HDMI 2.1;
  • кабель USB Type-C -> Type-C;
  • кабель USB Type-B 3.0 для подключения к ПК;
  • отчёт о заводской калибровке режима эмуляции sRGB;
  • гарантийный талон;
  • краткую инструкцию по установке и настройке.

Для героя данного обзора подходят все доступные варианты видеоинтерфейсов, однако, если вы хотите раскрыть весь потенциал монитора (10 бит + 240 Гц + HDR), оптимальным выбором будет подключение через DisplayPort, в том числе к видеокарте с обычным DP 1.4 с DSC. Игровые приставки можно подключить через HDMI 2.1, а для работы с современными ноутбуками воспользоваться кабелем USB Type-C из комплекта. Gigabyte позаботилась о том, чтобы пользователю не потребовалось покупать что-либо, – приятно.

Монитор Gigabyte AORUS FO32U2P выполнен в «безрамочном» дизайне с трёх сторон, в нижней части экрана — пластиковая матовая накладка. Устройство доступно исключительно в тёмной, почти чёрной расцветке. Оно комплектуется эргономичной подставкой и поддерживает VESA-совместимое крепление, что делает его удобным для различных способов установки.

Новый монитор Gigabyte AORUS FO32U2P сохранил узнаваемый дизайн, характерный для серии Gigabyte Gaming, но был доработан и улучшен в соответствии с новым подходом бренда. Глянцевый чёрный пластик практически полностью исчез, уступив место более практичным матовым поверхностям с улучшенной текстурой.

Матовые элементы стали более рельефными, а некоторые части корпуса украшены фактурные горизонтальной и вертикальной «строчками», что добавляет устройству стильных акцентов. Подобный подход мы впервые увидели в относительно новом QD-OLED-мониторе AORUS CO49DQ.

Значительные изменения коснулись и фигурной подставки, которая приобрела более элегантный и современный вид. Центральная стойка стала не только визуально привлекательнее, но и эргономичнее, обеспечивая комфортное использование и расширенные возможности регулировки.

Доступны три вида регулировки: наклон в диапазоне от -5 до +20 градусов, поворот корпуса на 20 градусов вправо-влево и изменение высоты в диапазоне 0-130 мм.

Доступен переворот в портретный режим (Pivot), причём в обе стороны. Контроль горизонта при этом пострадал не сильно.

Монитор поставляется в разобранном виде, и пользователю нужно самостоятельно прикрепить основание к подставке. Для этого не потребуется никаких инструментов, так как используется удобное быстросъёмное соединение, значительно упрощающее сборку.

Основание подставки оснащено небольшими резиновыми ножками, которые защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора даже на гладких покрытиях.

Благодаря своей тяжести подставка обеспечивает отличную устойчивость монитора. Плоская цельнометаллическая поверхность основания гарантирует надёжность и долговечность всей конструкции, что делает её устойчивой и безопасной в эксплуатации.

Для прокладки кабелей предусмотрен вырез в центральной колонне и перемещающийся в небольшом диапазоне пластиковый держатель, который не имеет четких фиксируемых позиций, кроме самой нижней.

Принадлежность монитора к игровой линейке AORUS подчёркивают целых три фирменных логотипа, размещённых на лицевой стороне корпуса, а также в двух местах центральной стойки. В двух последних случаях это переливающийся на свету прямоугольный значок с обратной стороны колонны и небольшой полупрозрачный блок спереди снизу. Эти элементы не только подчёркивают принадлежность к премиальной серии производителя, но и добавляют устройству стильных акцентов.

Монитор отличается качественным и сдержанным исполнением. Обработка деталей выполнена на высоком уровне, без заметных изъянов, с высоким качеством покраски. Зазоры в местах стыков равномерны по всей длине, что свидетельствует о внимании к деталям. В конструкции почти полностью отсутствуют элементы из глянцевого пластика, что делает матовый корпус не только практичным, но и немарким, подходящим для повседневного использования.

Матрица монитора оснащена полуглянцевым покрытием, которое производитель называет Anti Reflection («антибликовое»). Оно имеет нечто вроде антибликового фильтра, но без использования поляризационного слоя. Такое решение исключает появление кристаллического эффекта, характерного для некоторых матовых дисплеев, и обеспечивает чистое, контрастное изображение. Визуально картинка выглядит более яркой и насыщенной по сравнению с “блеклыми” матовыми и полуматовыми экранами.

Под креплением центральной стойки на мониторе размещены две наклейки, которые содержат важную информацию. По ним можно сверить серийный номер и идентификатор устройства, уточнить название модели и подтвердить, что устройство произведено в Китае. На этих же наклейках указаны все полученные сертификаты соответствия и подписаны интерфейсы подключения, что упрощает идентификацию и настройку устройства. Реальный изготовитель монитора достаточно известный в определённых кругах подрядчик в лице Suzhou RAKEN Technology Co. Ltd. Попавший к нам экземпляр изготовлен в августе 2024 года.

Все разъёмы у Gigabyte AORUS FO32U2P находятся на одной длиной колодке и направлены вниз. Благодаря возможности переворота корпуса в портретный режим подключать кабели можно максимально просто и быстро.

Монитор оснащён встроенной акустической системой общей мощностью 10 Вт (два динамика по 5 Вт). Динамики расположены за вентиляционными отверстиями в верхней части корпуса. Максимальная громкость динамиков достаточна для большинства задач, однако звук остаётся довольно плоским, с практически полным отсутствием низких частот. При увеличении громкости до 60–80 % (в зависимости от композиции) качество звучания может начать ухудшаться, хотя гул или резонанс не возникают.

Переключение между предустановленными режимами эквалайзера (всего их четыре) не даёт значительных изменений в звучании. Встроенная акустика подходит для базовых задач, но для комфортного прослушивания музыки или просмотра фильмов лучше использовать наушники или внешнюю аудиосистему.

Модель AORUS FO32U2P – первый монитор компании, в котором использована новая RGB-подсветка, названная RGB Spatial Rift. В ней применяются уникальные объёмные эффекты.

Таковых у монитора AORUS три (переключаются через меню), а дополнительно слегка подсвечиваются в виде цветного градиента тонкие нижние линии на задней части корпуса. Все это выглядит эффектно, но создать какой-то значимый визуальный образ для внедрения в рабочее пространство данная система неспособна, в частности из-за низкой максимальной яркости свечения.

#Управление и меню

Основа системы управления монитором — пятипозиционный джойстик, расположенный на нижней грани корпуса, посередине. С двух сторон от него представлены две физические клавиши для быстрого доступа к двум важным функциям – KVM и Tactical Switch.

Индикатор питания с мягким белым свечением расположен в нижней части монитора. Он слегка подсвечивает рабочую область, но не вызывает дискомфорта даже при отсутствии внешнего освещения. Если индикатор окажется лишним, его можно полностью отключить или настроить так, чтобы он включался только в режиме ожидания (Standby).

При нажатии на джойстик в нижней части экрана появляется привычный блок из пяти навигационных кнопок. С их помощью можно открыть основное меню, выключить монитор или быстро получить доступ к настройкам функций GameAssist и новому, особенно важному для FO32U2P разделу OLED Care, который отвечает за защиту матрицы.

Среди опций быстрого доступа, активируемых перемещением джойстика в одно из четырёх направлений, по умолчанию доступны следующие: выбор источника сигнала, настройка эквалайзера чёрного второй версии, переход к предустановленным режимам Picture Mode и регулировка громкости подключённых наушников или акустической системы. При необходимости функции всех четырёх направлений джойстика можно переназначить, причём выбор доступных опций очень широкий.

В разделе Game Assist представлены настройки для таких функций, как GAME INFO, Crosshair, Tactical Switch, Eagle Eye, Dashboard и Display Alignment. Эти инструменты позволяют геймерам получить дополнительные преимущества и оптимизировать игровой процесс.

Дизайн OSD-меню наконец был переосмыслен. Производитель ушёл от оранжево-чёрной цветовой гаммы, привнёс больше сине-фиолетовых элементов с плавными градиентными переходами, но сохранил за меню минимализм и максимально схожее наполнение по отношению к прочим решениям AORUS. Другими словами – стало современно, стильно и удобно.

Скорость работы меню осталась на высоком уровне: система мгновенно реагирует на действия пользователя, исключая какие-либо раздражающие задержки. Управление монитором также интуитивно благодаря наэкранным подсказкам, что позволяет легко пользоваться устройством как при дневном освещении, так и в полной темноте.

Верхний блок меню состоит из четырёх основных пунктов, выделенных производителем, и пяти разделов, каждый из которых распределён на три дополнительные секции для удобства навигации. Шестой пункт меню предназначен исключительно для сброса всех настроек и обычно не учитывается.

Первый раздел меню, Gaming, предоставляет доступ к игровым параметрам. В нём можно настроить улучшение видимости в тёмных сценах с помощью Black Equalizer 2.0, повысить чёткость изображения через Super Resolution, изменить режим отображения с помощью встроенного скалера в Display Mode или активировать AMD FreeSync Premium Pro, который также отвечает за поддержку NVIDIA G-Sync Compatible. Эти возможности позволяют оптимизировать монитор для комфортного игрового процесса.

Регулировки яркости, контрастности, гаммы, резкости, цветовой температуры и насыщенности цвета собраны в разделе Picture. По умолчанию активен режим ECO, включающий функцию снижения энергопотребления. В этом разделе также доступны предустановленные режимы изображения, каждый из которых можно тонко настроить. Несмотря на некоторые ограничения в настройках, для каждого режима предусмотрена возможность эмуляции одного из трёх цветовых пространств (за исключением sRGB, для которого выделен отдельный пресет).

При активации HDR в настройках операционной системы раздел значительно меняется, предоставляя доступ к новым параметрам, которые позволяют настроить отображение контента с широким динамическим диапазоном по вашему вкусу. Однако эти параметры и предустановленные режимы HDR практически не оказывают влияния на максимальную яркость монитора – на неё напрямую влияют настройки параметра APL Stabilize из раздела OLED Care+.

Третий раздел меню предоставляет возможности для выбора источника изображения, изменения тонального диапазона, настройки функции KVM-switch и её активации. Здесь же можно применить настройки изображения как для конкретного интерфейса монитора, так и для всех одновременно. Благодаря наличию DP-выхода в данный раздел добавлена опция активации системы Daisy-Chain для возможности создания цепочки из подключенных мониторов.

Возможности для глубокой настройки функций PiP и PbP представлены в следующем разделе, с соответствующим названием.

В разделе System можно настроить уровень громкости для подключённых наушников или акустической системы, выбрать функции для быстрого доступа и изменить внешний вид меню. Для встроенной акустики предусмотрена регулировка уровня громкости, а также четыре предустановленных профиля эквалайзера, что позволяет адаптировать звук под личные предпочтения.

В разделе System, в дополнительных настройках, доступны полезные функции, такие как отключение уведомлений о рабочем разрешении, изменение режима работы индикатора питания, активация автоматического выключения монитора, выбор из трёх режимов работы RGB-подсветки и автоматического переключения на активный источник сигнала. Также предусмотрена возможность включения поддержки порта Type-C, что особенно важно при использовании режима DP Alt Mode. Если поддержка Type-C не активирована, порт будет работать исключительно для зарядки подключённых устройств. Помимо этого, можно выбрать протоколы работы HDMI и DP для обеспечения совместимости со старым оборудованием и перенастроить функции для четырёх положений джойстика.

Конечно, есть и выбор языка локализации. По умолчанию установлен английский язык, но присутствует и русский. Качество перевода все ещё оставляет желать лучшего (к тому же он неполный), но явных проблем со шрифтами нет. К слову, по умолчанию размеры OSD-экрана сильно удивляют – рекомендуем сразу перевести переключатель OSD Size в положение x1 для более комфортного использования и получения большей чёткости.

Последний «раздел» — функция сброса всех настроек к значениям по умолчанию.

Среди предустановленных функций монитора выделяется OLED Care+, предлагающий дополнительные настройки для защиты OLED-панели. Для своей новинки Gigabyte предлагает ручной режим (Advanced) с расширенными возможностями настройки. Представлен доступ к шести разделам, где отображается информация о времени работы устройства, количестве выполненных «чисток» и предлагается их ручной запуск с настройкой задержки старта в секундах.

Также доступны функции настройки сдвига пикселей и контроля яркости статичных логотипов, которые снижают риск выгорания органических светодиодов. Среди новых для OLED решений можно отметить APL Stabilize, предлагающий три режима стабилизации яркости по всему экрану, функцию затемнения краёв (Corner Dim) и затемнение статичных логотипов, реализованное с помощью встроенного AI-алгоритма.

За всё время работы с Gigabyte AORUS FO32U2P автор этого обзора не столкнулся с предупреждениями о необходимости сделать перерыв или провести «чистку» экрана. Это говорит о том, что монитор выполнял все профилактические действия автоматически, например при переходе в режим сна, что оказалось вполне эффективным.

Весь арсенал возможностей настройки монитора представлен в более удобной и наглядной форме в новом приложении Gigabyte Control Center. Для многих пользователей такой способ управления дисплеем окажется более интуитивным и комфортным. Впрочем, скорость работы приложения несколько разочаровывает, да и интуитивно понятным назвать его язык не поворачивается. Есть над чем поработать.

#Методика тестирования

Монитор Gigabyte AORUS FO32U2P был протестирован при помощи колориметра X-Rite Display Pro Plus в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro 2, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 11 Pro 23H2, во время тестирования частота обновления экрана составляла 240 Гц, а глубина цвета была выставлена в положение 10 бит.

При использовании интерфейсов HDMI 2.1 и USB Type-C c DP Alt Mode вы сможете получить те же 240 Гц в режиме DSC, но в некоторых случаях может потребоваться снижение глубины цвета до 8 бит (зависит от установленной видеокарты/встроенного в ноутбук GPU/iGPU) и частоты до 120 Гц (к примеру, ноутбуки Apple с процессорами M1).

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

По умолчанию монитор Gigabyte AORUS FO32U2P работает в экономичном режиме ECO, который рекомендуется переключить на Standard для раскрытия всех возможностей устройства. Кроме этих режимов, доступно ещё восемь предустановленных профилей, включая Custom, позволяющий вручную настроить все параметры. Также монитор поддерживает эмуляцию трёх цветовых пространств: Native (самое широкое для данной матрицы), AdobeRGB и Display-P3. Для работы в sRGB предусмотрен отдельный режим в общем списке пресетов.

Для оценки возможностей устройства мы протестировали монитор в нескольких режимах: Standard, эмуляциях sRGB и Display-P3, а также в режиме Reader, предназначенном для снижения нагрузки на глаза, и после проведения полноценной калибровки.

В ходе тестирования использовался интерфейс DisplayPort 1.4 с DSC, который является наиболее популярным и надёжным для подключения к ПК. Тесты проводились с использованием видеокарты NVIDIA GeForce RTX 3080 FE.

Использование «сжатия без потерь» DSC позволяет получить все те же 240 Гц с 10-битным сигналом в SDR или HDR, как и заявлено в ТХ монитора. Потенциальное использование самого продвинутого DP 2.1 UHBR20 с выходом новых поколений игровых видеокарт позволит отказаться от сжатия потока и, вероятно, показать чуть лучшие результаты цветовой чёткости (но это лишь предположение).

После переключения в режим Standard и отключения ограничений энергопотребления основные параметры монитора AORUS FO32U2P продемонстрировали следующие значения:

  • Picture – Standard;
  • Brightness – 85;
  • Contrast – 50;
  • Color Vibrance – 10;
  • Sharpness – 5;
  • Gamma – 2,2;
  • Color Temperature – Normal;
  • Color Space – Native;
  • Black Equalizer 2.0 – 0;
  • Super Resolution – 0.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) мы изменили всего лишь несколько параметров, принявших следующие значения:

  • Picture – Custom;
  • Brightness – 41;
  • Contrast – 50;
  • Gamma – Off;
  • Color Temperature – User Define (96/100/100);
  • Color Space – Native;
  • APL Stabilize – Low (для работы в SDR).

Для получения доступа ко всем необходимым параметрам, снятия ограничений по максимальной яркости и сохранения максимально широкого цветового охвата мы выбрали режим исходного цветового пространства матрицы (Color Space – Native). Чтобы достичь оптимальных значений и улучшить результаты монитора, потребовалась настройка только трёх основных параметров: яркости, режима гаммы и цветовой температуры (путём регулировки усиления RGB). Настройка других параметров, которых насчитывается почти десяток, оказалась излишней и не потребовалась для достижения желаемого результата.

#Яркость белого в SDR и HDR

Проверка рабочего диапазона яркости осуществлялась в режиме Standard при заводских установках цветовой температуры (Normal).

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 245 0
90 223 0
80 202 0
70 179 0
60 157 0
50 134 0
40 113 0
30 90 0
20 67 0
10 44 0
0 20 0

В режиме SDR со 100 %-м заполнением экрана максимальная яркость оказалась на уровне 245 кд/м2, а нижнее значение составило 20 кд/м2 – ниже точно не надо. Коэффициент контрастности, как очевидно, приближён к бесконечности из-за фактического полного отключения OLED-пикселей.

При снижении уровня заполнения до 2 % рабочий диапазон яркости изменился несущественно: 21-251 кд/м2. Это достойный результат для крупного OLED-монитора, и он полностью соответствует заявленным характеристикам.

Для достижения максимально возможных цифр мы проверили поведение монитора Gigabyte AORUS не только при заводских установках в HDR, но и после активации APL Stabilize в режиме High и таких же настройках данной функции для HDR Standard (были проверены и другие, но смысла в этом не оказалось) при разном заполнении экрана.

Новинка AORUS оказалась чуть ли не единственным OLED из попавших к нам в лабораторию, способным продемонстрировать крайне высокие пиковые значения даже без активации HDR. В этом случае при 2%-м заполнении герой обзора смог показать стабильные 982 нита (в первую секунду-полторы значения доходили до 1020-1025 нит). При увеличении рабочего поля яркость падает до 715 и 450 нит. Максимально схожие результаты сохраняются и после активации HDR.

Если же держать функцию APL Stabilize в положении Low, то в режиме HDR можно получить диапазон 255—442 нита, что несколько выше, чем прописано в стандарте VESA DisplayHDR True Black 400, а поэтому вопрос к новому AORUS FO32U2P может быть только один – зачем так усложнять настройки, если можно было предложить всего два режима работы – HDR400 и, к примеру, HDR1000. Согласны?

#Результаты в режиме Standard

При заводских настройках монитор работает в режиме ECO, который обеспечивает широкий цветовой охват, практически достигающий максимума для используемой матрицы, но с несколько сниженной яркостью экрана. Чтобы раскрыть весь потенциал игрового монитора Gigabyte AORUS FO32U2P, мы протестировали его работу в режиме Standard, где отсутствуют ограничения энергопотребления и открыт доступ к более широкому спектру настроек, позволяющих гибко адаптировать устройство под различные задачи.

Монитор Gigabyte AORUS FO32U2P уверенно охватывает все три цветовых пространства, что характерно для устройств с использованием технологии квантовых точек (QD) и было вполне ожидаемо. QD-OLED-панель третьего поколения, применяемая в данной модели, полностью соответствует этим ожиданиям и демонстрирует впечатляющую — насыщенную и яркую — картинку.

При заводских установках точка белого и баланс серого настроены близко к референсным значениям, с едва заметным розоватым оттенком, который практически не влияет на восприятие. При этом стабильность цветовой температуры оттенков серого остаётся на относительно высоком уровне.

По умолчанию у данного монитора наблюдается недостаточная различимость глубоких теней, что является распространённой особенностью большинства OLED-устройств. Однако общая контрастность изображения компенсируется за счёт повышения яркости на средних и высоких (светлых) участках диапазона, что придаёт картинке более сбалансированный вид.

При проверке монитора через ArgyllCMS в качестве референса был выбран стандарт AdobeRGB, так как он оказался наиболее подходящим для данной модели. Сравнение с этим стандартом продемонстрировало минимальные отклонения из всех проверенных референсов. Однако данный стандарт не полностью отражает потенциал устройства, так как монитор поддерживает и Display P3 (или DCI-P3), который имеет более широкий цветовой охват в некоторых областях CIE-диаграммы по сравнению с AdobeRGB.

Как с этим быть? Для получения высоких результатов как минимум необходимо произвести профилирование монитора. Это позволит создать цветовой профиль, который передаст операционной системе всю информацию о характеристиках устройства, обеспечив максимально точное воспроизведение цветов.

#Результаты в режимах эмуляции (sRGB и Display-P3)

Так как монитор изначально работает в расширенном цветовом пространстве (на котором и делается основной акцент), неудивительно, что в его настройках предусмотрен режим эмуляции sRGB. Этот режим, выделенный в общем списке заводских пресетов, выполняет подмешивание цветовых компонентов в чистые цвета, тем самым сужая цветовой охват. Кроме того, в разделе Color Space доступны два дополнительных режима эмуляции цветовых пространств — AdobeRGB и Display-P3.

Однако стоит отметить, что переход в любой из этих трёх режимов эмуляции приводит к блокировке большинства настроек, связанных с цветопередачей. Единственным параметром, который остаётся доступным для изменения, является регулировка яркости. Хотя это ограничение может вызывать неудобства, возможность управлять яркостью уже помогает адаптировать изображение к различным рабочим условиям и точно лучше, чем совсем ничего.

Все сужения цветового охвата происходят достаточно точно, но не идеально. В случае с DCI-P3 выявлено превышение цветового объёма на 6 %, а в sRGB на 7 %. Впрочем, для игрового монитора на QD-OLED результаты очень хорошие.

В режиме sRGB монитор показал себя молодцом в точности точки белого и серого, но несколько разочаровал гамма-кривыми – визуальная контрастность изображения выше, чем требует стандарт. Зато сохранена максимальная стабильность ЦТ оттенков серого и слегка улучшена различимость в тенях.

Режим эмуляции Display-P3, который предназначен для колористов, работающих с видео в соответствующем цветовом пространстве, настроен довольно точно, но ориентирован на гамму 2,2 (не все колористы с этим согласятся). Точка белого похожа по настройке на заводские установки, баланс ЦТ серого клина близок к идеалу. Различимость глубоких теней – на среднем уровне.

Все особенности изученных режимов были зафиксированы в финальных отчётах Argyll CMS, где их результаты сравнивались с референсными стандартами. Основные претензии у программы возникли к яркости тёмных полутонов и точкам белого. В остальном же всё в норме. Если вас не волнует 100%-я точность, то оба режима вполне себе можно использовать по мере необходимости.

#Результаты в режиме Reader

Теперь обратим внимание на функцию снижения нагрузки на глаза, реализованную в режиме Reader. Сегодня ни один современный монитор не обходится без подобного решения, и Reader в данном случае выступает аналогом технологии Low Blue Light, предназначенной для уменьшения нагрузки на зрение, особенно при работе в условиях слабого внешнего освещения. Но действительно ли он справляется со своей задачей? Давайте разбираться.

После его активации яркость монитора падает до уровня 170 нит (измерено при 2%-м заполнении экрана). Цветовой охват не снижается, а оказывается даже выше, чем при настройках по умолчанию, но его можно ограничить на необходимом вам уровне, воспользовавшись опцией Color Space. Также сохраняется возможность регулировать яркость.

Изображение становится «тёплым», точка белого чуть ниже 5000 К. Стабильность ЦТ оттенков серого немного снижается, но незначительно – результат высокий, а паразитный оттенок отсутствует.

Общая точность настройки гаммы в режиме Reader ниже, чем в режиме Standard. Контрастность изображения снижена, наблюдается дисбаланс между RGB-каналами, все ещё недостаточно выражена различимость глубоких теней.

Вывод по режиму Reader однозначен: он практически ничего не даёт, кроме снижения цветовой температуры. Gigabyte могла бы пойти более продуманным путём, предложив глубокую и действительно полезную коррекцию цветопередачи, которая на самом деле уменьшала бы нагрузку на глаза. К сожалению, такой подход в данном случае не реализован.

#Результаты после калибровки

Несмотря на использование не самой стабильной QD-OLED-панели, мы решили провести проверку монитора после полной ручной настройки. Для этого был выбран режим Custom, в котором мы снизили яркость, отключили предустановки гаммы, выбрав режим Gamma – Off, и откорректировали цветовую температуру через ползунки RGB.

В результате удалось достичь оптимального уровня яркости для комфортной работы, улучшить точность установки гаммы и устранить едва заметный паразитный оттенок. Это позволило приблизить точку белого к нейтральному значению в 6500 К, обеспечив более естественную и стабильную картинку для длительного использования.

Мы сохранили режим работы матрицы с полным цветовым охватом, несмотря на внесённые корректировки. Эти изменения привели к небольшому снижению охвата по сравнению с заводскими настройками, однако итоговые результаты остались на высоком уровне, обеспечивая качественное и насыщенное отображение цветов.

После настройки проблема с точкой белого полностью устранена, а баланс цветовой температуры оттенков серого сохранился на высоком уровне. Это стало возможным благодаря тому, что корректировки через LUT видеокарты оказались относительно небольшими.

На гамма-кривых не все так радужно. Монитор AORUS не обеспечил высокой стабильности цветопередачи, а поэтому через некоторое время после калибровки результаты слегка «поплыли». Но зато нам удалось лучше проявить тени и предоставить системе полную информацию о реальных возможностях монитора для дальнейших программных правок цветопередачи.

В таком состоянии Gigabyte AORUS FO32U2P подходит для любительской работы с цветом. Однако на более профессиональном уровне необходимо учитывать особенности всех OLED-дисплеев, включая нестабильность цветопередачи.

Во время работы могут наблюдаться небольшие изменения в различимости глубоких полутонов, которые зависят и от уровня заполнения экрана (APL), и от других факторов. Эти нюансы были замечены и в ходе продолжительного тестирования не только новинки от AORUS, но и всех других похожих моделей.

#Дополнительные настройки: Black Equalizer и режимы Gamma

Теперь обратим внимание на дополнительные возможности настройки цветопередачи монитора. Особое внимание мы уделили функции Black Equalizer 2.0, которая предназначена для улучшения различимости в тёмных сценах, и доступным режимам Gamma, позволяющим быстро скорректировать общую контрастность изображения на экране. Давайте подробнее разберём, как эти функции влияют на итоговую картинку.

Black Equalizer 2.0 отвечает за регулировку различимости глубоких теней и больше подходит для любителей онлайн-шутеров. Диапазон коррекции — от 0 до 15 с шагом в единицу. По умолчанию установлено значение 0.

В ходе тестирования функции было установлено, что она работает вполне корректно. В большей степени затрагиваются участки с тенями в диапазоне 0-35 %, но вместе с тем слегка высветляются светлые полутона, дополнительно снижая общий контраст сцены. Вы можете без проблем использовать весь доступный диапазон и не знать проблем. Единственное уточнение – для тонкой настройки цветопередачи с целью её приведения к какому-либо референсу данная опция вам точно не пригодится. Она сделана для игроков, и только для них.

Режимы Gamma, предназначенные для общей регулировки контрастности изображения в соответствии с определёнными стандартами, демонстрируют более точную работу. Отклонения от заданных значений составляют не более 0,05 — отличный результат для игрового дисплея с QD-OLED-матрицей.

Для постоянного использования наилучшим мы признали режим Gamma – Off, который позволяет максимально точно установить гамму в соответствии с основным референсом. Именно этот режим мы выбрали в процессе полноценной калибровки монитора FO32U2P.

#Равномерность рабочего поля

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 К. Системы компенсации неравномерности подсветки в модели нет, но есть компенсация яркости — функция APL Stabilize, которую мы установили на уровне Low (для работы в SDR этого вполне достаточно), а работу новой опции Corner Dim проверили дополнительно. Последняя, как можно догадаться по названию, затемняет края изображения, что помогает не только продлить срок службы монитора, но и снизить его энергопотребление. К слову, по умолчанию функция включена, а поэтому не удивляйтесь не самой идеальной равномерности рабочего поля.

Фотографии выше демонстрируют белое и серые поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности рабочего поля.

На белом поле проблемы равномерности практически не выражены в обоих случаях, особенно в сравнении с жидкокристаллическими моделями. При активной функции Corner Dim среднее отклонение от центра составило 8,7 %, а максимальное 23,7 % — средний результат. После отключения функции цифры резко снижаются до 2,9 и 8 % соответственно, что сразу можно заметить, особенно если знать, куда смотреть. К слову, это не самый высокий результат среди QD-OLED. Некоторые модели в ходе тестирования демонстрировали отклонения ещё в 2-3 раза ниже.

На стабильность же цветовой температуры по рабочему полю функция Corner Dim практически не влияет. Среднее отклонение от центральной точки держится на уровне 2,1-2,2 %, а максимальное снижается с 4,4 до 4,2 %. Различия цветовой температуры по полю экрана не превышают 270-290 К – это великолепный результат, на уровне дорогих профессиональных мониторов для работы с цветом.

С равномерностью чёрного, как вы знаете, проблем у OLED нет. При выводе на экран чёрной заливки все пиксели выключаются — и мы остаёмся свидетелями присутствия белого курсора мышки, работающего индикатора питания и подсветки клавиш клавиатуры. Никакого Glow-эффекта и проблем с «подсветкой», как у LCD.

#Качество градиентов и бандинг

10-битная OLED-матрица, работающая по схеме 8 бит + FRC (официальных данных нет, это наше предположение), смогла продемонстрировать вполне равномерные градиенты в большинстве проверенных режимов. После снижения яркости до низкого/среднего уровня качество градиентов слегка падает, проявляется большее количество резких переходов с различными паразитными оттенками, картинка становится немного «грязной» — с мелким шумом в глубоких тенях, который будет заметен, только если сильно вглядываться в экран на близком расстоянии.

Между тем QD-OLED-панели последних поколений демонстрируют гораздо более высокие результаты в тесте на качество тональных переходов, чем их конкуренты на W-OLED. Относительно высокие результаты сохраняются во всем диапазоне регулировки яркости, чего не скажешь о W-OLED, которые резко снижают качество и динамический диапазон даже после уменьшения яркости на 10—15 % от возможного максимума (особенно первые игровые модели на их базе).

В ходе настройки монитора мы воспользовались созданным профилем с правками в LUT видеокарты. При его использовании качество тоновых переходов несколько падает, появляются области с паразитными оттенками и грубыми переходами. Основная масса проблем в этом случае наблюдается в диапазоне 10-55 %. Явление обычное – ничего особенного.

Без профиля проблему различимости глубоких полутонов можно быстро решить с помощью регулировки параметра Black Equalizer 2.0 в игровом подразделе меню модели, но при определённых значениях параметра вы окажетесь в ситуации, когда способность монитора FO32U2P к воспроизведению глубоких теней попросту исчезнет. Как лучше – решать только вам. Идеального варианта здесь нет.

Эта особенность также повлияла на проявление бандинг-эффекта. Монитор продемонстрировал достаточно низкие результаты по сравнению с большинством игровых решений на базе TN+Film и *VA, не говоря уже об IPS-матрицах. Особенности работы органики со сложными темными переходами только усиливают любые дефекты картинок с высоким уровнем сжатия, артефакты проявляются сильнее.

Следует ещё раз подчеркнуть, что любые домашние OLED-устройства, особенно игровые модели вроде героя этого обзора, пока ещё ориентированы преимущественно на потребление мультимедийного контента и игры. Для точной работы с цветом, с точки зрения автора, стоит подождать ещё 1-2 поколения матриц. Но если вы любитель и вам не важна 100%-я точность, то FO32U2P вполне себе годится для работы с фото, видео и графикой.

#Скорость отклика, задержка вывода, пропуск кадров и адаптивная синхронизация

Для продуктов на основе современных панелей QD-OLED компании Samsung Display базовой величиной выступает значение скорости отклика в 0,03 мс GtG вне зависимости от частоты развёртки – 120, 144, 175-180 или 240-360 Гц.

Используемая в мониторе Gigabyte AORUS новейшая QD-OLED-матрица третьего поколения предлагает доступный на данный момент максимум для 4K OLED в виде 240 Гц как при DP-, так и при HDMI 2.1-подключении и использовании подходящей видеокарты.

При этом варианты разгона матрицы по скорости отклика под общим названием Overdrive (OD) в новинке отсутствуют (для OLED это нормально), нет и функции «вставки чёрного кадра». Последнее простительно для OLED со столь высокой частотой вертикальной развёртки.

Проведя проверку Gigabyte AORUS FO32U2P, мы пришли к выводу, что чёткость движущегося изображения на OLED-новинке полностью соответствует уровню премиального игрового монитора, а визуально ощутимо превосходит то, что могут предложить лучшие скоростные IPS-представители из лагеря 144-240-Гц решений в сопоставимом формате.

Герой обзора демонстрирует минимальное смазывание и отсутствие визуально заметных артефактов. Повышение частоты с 120 до 240 Гц влечёт за собой значительное улучшение плавности и четкости картинки, что наглядно продемонстрировано на сравнительном изображении выше.

Для анализа времени отклика в случае с QD-OLED-новинкой, учитывая особенности её работы, мы сразу выбрали стандарт измерений VESA с оценкой фактического времени отклика (Initial Response Time) и фиксацией результатов на 10-90 % яркости любого цветового перехода.

В ходе тестирования аппаратно-программным комплексом OSRTT мы проверили работу монитора лишь на максимальной частоте в 240 Гц. В этом случае среднее время отклика не превысило 0,62 мс, а самый быстрый переход GtG произошёл фактически мгновенно – близко к 0. Очень слабые артефакты есть на цифрах, но зрительно мы с ними не столкнулись – сделать этого не сможете и вы.

Фактически же все OLED-мониторы на одинаковых матрицах дают идентичные результаты скорости. А поэтому как минимум про один параметр, влияющий на выбор при покупке, можно смело забыть и не забивать им свою голову.

Что касается задержки вывода, то на частоте 240 Гц она составила всего 2,9 мс в среднем – отличный результат.

Монитор Gigabyte AORUS FO32U2P поддерживает все необходимые стандарты адаптивной синхронизации (но без официальной сертификации от NVIDIA) без использования какого-либо аппаратного модуля. Системы прекрасно работают в заявленном диапазоне частот (48-240 Гц на GPU от «зелёных»), позволяя добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающей кадровой частоте.

Говоря про стабильность максимальной частоты развёртки, можно отметить, что и тут всё хорошо. Специальный тест из пакета TestUFO это полностью подтверждает – 240 Гц стабильны во времени. Проблем нет.

#Углы обзора и Glow-эффект

Широкие углы обзора и высокая стабильность картинки – это то, за что многие в первую очередь и любят OLED-дисплеи. Актуально это и для крупного QD-OLED от Gigabyte AORUS FO32U2P.

На приведённом выше изображении отлично видно, что при изменении угла просмотра в широком диапазоне цветопередача и яркость изображения на экране практически не изменяются. Картинка сохраняет высокую насыщенность и контрастность, что является явным преимуществом используемой QD-OLED-матрицы. Дополнить тут действительно нечем — результат говорит сам за себя.

Что касается многими не любимого Glow-эффекта, то все OLED-матрицы от него полностью избавлены. В любых сложных ситуациях картинка на экране остаётся без «белой пелены», контрастность практически не снижается, как и общая насыщенность картинки.

Углы не выцветают, а чёрный никогда не становится светло-серым с паразитными оттенками, как это случается на IPS- и *VA-дисплеях.

#Кристаллический эффект, резкость, масштабирование, ШИМ

В мониторе Gigabyte AORUS FO32U2P применена QD-OLED-панель третьего поколения с диагональю 31,5 дюйма, полуглянцевой поверхностью и особой структурой пикселей. Рассмотрим полученные макроснимки.

Как и у всех прямых конкурентов, в первую очередь видна новая структура пикселей: три субпикселя собраны в треугольник, но теперь (в отличие от QD-OLED первого поколения) они имеют форму прямоугольников и квадратов и занимают большее пространство подложки матрицы.

Это приводит к увеличению эффективности работы панели: улучшается качество прорисовки мелких деталей, снижается различимость визуальных артефактов, да и паразитные контуры (зеленые и розовые полосы на границах объектов) стали заметны гораздо меньше, хотя полностью не исчезли. Это пока ещё свойство всех панелей QD-OLED от Samsung Display любой диагонали.

При том что по структуре это по-прежнему RGB, по форме пикселя такая панель далека от большинства знакомых нам LCD-панелей, поэтому ни Windows, ни MacOS, ни Linux не способны работать с ней полноценно. Проблемы с прорисовкой могут встречаться повсеместно. А вот как сильно они будут бросаться в глаза — зависит от расстояния до экрана и остроты вашего зрения. По моему опыту, на панелях QD-OLED второго и третьего поколения чтобы заметить какие-то артефакты надо сильно всматриваться в экран на минимальном расстоянии от него. А поскольку у нового AORUS матрица стандарта 4К UHD и повышенная плотность пикселей, то вероятность встретиться с дефектами – минимальная.

Полуглянцевая поверхность экрана c заметным розово-фиолетовым отливом (особенно хорошо заметным при ярком внешнем свете) не оставляет кристаллическому эффекту никакого шанса: изображение чистое – как с обложки качественного глянцевого журнала.

Вместе с тем антибликовые свойства у матрицы (по мнению производителя) есть, но в реальности выражены они довольно слабо, а при попадании света на экран «глубокий чёрный цвет» быстро выцветает и становится более ярким, чем на обычных LCD-экранах с матовой или полуматовой защитной поверхностью. Так что QD-OLED может обеспечить действительно глубокий чёрный только при хорошей световой изоляции – об этом не стоит забывать.

В рекламных проспектах к своему монитору компания Gigabyte ничего не сказала про пульсации и мерцание, хотя и отметила соответствие жёстким стандартам Eye Safe Display 2.0. Но пользователям эта информация крайне важна. В ходе наших тестов мы формально подтвердили, что всё в полном порядке. Но есть нюансы.

При высоком уровне яркости на статичном проверочном изображении пульсации (а не ШИМ в привычном понимании) действительно можно скрыть. При снижении же уровня яркости до 0-50 % сделать это становится гораздо сложнее. На двух последних графиках чётко видны пульсации. Но это не полноценная ШИ-модуляция, и общий уровень пульсаций находится в норме.

За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

Что же касается аспекта тишины, то в мониторе Gigabyte AORUS F032U2P используется внешний блок питания и полностью пассивная система охлаждения. Никаких паразитных звуков в ходе работы монитора при любых настройках мы для себя не отметили.

#Выводы

Компания Gigabyte часто выводила в продажу мониторы, в отношении которых можно было применить формулировку «Первый в мире монитор с…». Спустя пару лет производитель решил вернуться к этой практике и подготовил новинку AORUS FO32U2P – первый в мире монитор с полноскоростным интерфейсом DP 2.1 UHBR20 на борту, причём сразу с двумя – к обычному DP добавили mini-DP. Правда, в Gigabyte забыли уточнить, что современных игровых видеокарт с таким интерфейсом ещё не существует. А те, что есть у AMD в серии RX, – версию UHBR20 не поддерживают.

Забыли уточнить и тот факт, что для раскрытия всего потенциала модели хватает и обычного DP 1.4a с поддержкой технологии DSC и даже установленного HDMI 2.1, пускай и при использовании всё той же механики «сжатия потока без потерь». Приносит ли использование DSC негативные моменты? Мы для себя такого отметить не смогли, в том числе и в ходе тестирования других, похожих на новый Gigabyte AORUS решений.

Тем не менее новинка Gigabyte серии AORUS является самым высокотехнологичным 31,5-дюймовым 4К-монитором среди всех доступных игровых OLED. Производитель уже давно установил высокую планку и продолжает её удерживать. В конце концов – надо же чем-то удивлять публику!

Главные вопросы к новинке могут возникать только из серии «Нужен ли мне настолько функциональный монитор?» и «Готов ли я платить столько денег?». В остальном же, если вы знаете (уже наслышаны) об особенностях QD-OLED-панелей и готовы к ним, а также отдаёте себе отчёт в том, что вы рассматриваете крупный 4К с высокими требованиями к железу и предполагающий использование системы масштабирования ОС, то AORUS F032U2P точно не оставит вас разочарованным. Удачи в выборе!

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и профилирования.

Достоинства:

  • самый продвинутый QD-OLED в классе скоростных 31,5-дюймовых 4K;
  • обновлённый дизайн и прекрасное качество исполнения;
  • отличная эргономика заводской подставки и наличие VESA-совместимого крепления 100 × 100 мм;
  • интересная система внешней RGB-подсветки – RGB Spatial Rift на базе 3D-лазеров;
  • значительные улучшения рабочих характеристик QD-OLED-матрицы третьего поколения – теперь субъективных и объективных претензий стало ощутимо меньше;
  • полностью пассивная система охлаждения и отсутствие паразитных звуков во время работы;
  • продвинутый комплекс настройки OLED Care+ на базе A.I. с широким списком доступных опций для пользовательской регулировки, в том числе новая функция Corner Dim, обеспечивающая регулировку уровня равномерности рабочего поля;
  • самый полный набор современных интерфейсов подключения (DP 2.1 UHBR20, mini-DP 2.1 UHBR20, выход DP 1.4 с DSC и HBR3, два HDMI 2.1, USB Type-C c DP Alt Mode и PD 65 Вт) и USB-хаб с двумя портами формата USB Type-A 3.2;
  • встроенный ЦАП ESS Sabre HiFi для качественного звучания подключенных наушников;
  • добротная встроенная акустическая система – но рассчитывать на низкие частоты и сохранение качества звучания на высокой громкости не стоит;
  • удобная система управления на базе пятипозиционного джойстика, две дополнительные клавиши быстрого доступа и обновлённое быстрое меню;
  • широкий набор дополнительных функций для работы с несколькими устройствами одновременно – KVM-switch, PiP, PbP;
  • возможность создания цепочки мониторов с помощью Daisy-Chain;
  • дополнительные игровые функции в лице счётчика кадров, таймера, прицелов и удобного ПО для настройки Gigabyte Control Center;
  • наличие сертификата соответствия стандарту Eye Safe Display 2.0 – он получен благодаря изменённому спектру подсветки со сдвигом пика синего в безопасную область 453,5 нм, без влияния на цветовую температуру;
  • отличные возможности для воспроизведения полноценного HDR-контента – одно из важнейших достоинств OLED;
  • крайне широкий цветовой охват, включающий все три основных цветовых пространства (AdobeRGB, Display P3, sRGB);
  • хорошая заводская калибровка для игровой OLED-модели;
  • доступно 10-битное представление цвета с максимальной частотой 240 Гц и активным HDR – сильная заявка, если учесть рабочее разрешение экрана;
  • широчайший диапазон регулировки яркости для OLED-монитора – 20-245 нит в SDR при 100%-м заполнении экрана и чуть выше при 2-3%-м заполнении, но с сохранением достойной настройки цветовой температуры – одно из важнейших преимуществ перед W-OLED;
  • возможность достичь почти 1000 нит в пике (APL 2-3%) даже в режиме SDR после переключения параметра APL Stabilize в положение High – крайне редкое явление среди любых OLED;
  • вполне корректная работа функции Black Equalizer 2.0 – происходит подъём гамма-кривых в диапазоне 0-35 %, а также лёгкое повышение яркости на светлых участках;
  • высокая стабильность цветовой температуры в большинстве заводских пресетов;
  • поддержка всех необходимых технологий адаптивной синхронизации в широком рабочем диапазоне (особенно при использовании функции LFC на AMD);
  • высокая скорость отклика и плавность изображения на экране при полном отсутствии режимов Overdrive;
  • низкая задержка вывода — 2,9 мс — и отсутствие пропуска кадров даже на частоте 240 Гц;
  • высокая равномерность свечения на светлом поле (и оттенках серого) по уровню цветовой температуры и яркости после дезактивации функции Corner Dim в разделе OLED Care+;
  • отличные углы обзора и стабильность изображения;
  • полное отсутствие Glow-эффекта и идеальный чёрный;
  • отсутствие различимого кристаллического эффекта, абсолютно чистая картинка и отсутствие cross-hatching.

Недостатки:

  • сильный бандинг-эффект и предрасположенность к окрашиванию в чёрный цвет всех ближайших тёмных полутонов — это особенность почти всех OLED, и решается она регулировкой параметра Black Equalizer 2.0, с которым вы сможете полностью отказаться от глубоких теней… (так себе вариант, но лучше, чем его отсутствие);
  • пока ещё высокая стоимость и низкая доступность (монитор только начинает поступать на рынок РФ в ограниченном количестве).

Может не устроить:

  • отсутствие в продаже игровых видеокарт с полноценным DP 2.1 UHBR20, а поэтому на данный момент следует ориентироваться только на DP 1.4 и HDMI 2.1 с поддержкой «сжатия без потерь» DSC – впрочем, есть предположение, что DP 2.1 UHBR20 без сжатия не предложит иного пользовательского опыта и улучшения результатов;
  • высокая нагрузка на систему из-за рабочего разрешения и строгая необходимость использования системы масштабирования ОС;
  • полуглянцевая/глянцевая поверхность экрана – возможные блики и необходимость хорошей светоизоляции, несмотря на наличие некоего подобия антибликового фильтра;
  • отсутствие поляризационного фильтра – изначально «глубокий чёрный» становится блеклым и гораздо более светлым, чем обычная чёрная рамка экрана, при попадании на матрицу яркого внешнего света – пока что ещё одна неприятная особенность QD-OLED;
  • некоторая запутанность настроек, в частности ограничение максимальной яркости в HDR из-за настроек OLED Care+ и изначально активная функция Corner Dim, ухудшающая равномерность свечения, – для обычного потребителя это сложно;
  • режим Reader для снижения нагрузки на глаза настроен невыразительно – в основном снижена только цветовая температура, и ничего более;
  • «грязные» однородные поля при сильном снижении яркости экрана – напоминает кристаллический эффект в смеси с плохой равномерностью по яркости и ЦТ – ещё одна особенность OLED, пускай и выраженная гораздо слабее, чем у всех W-OLED-решений;
  • можно поверить в «отсутствие мерцания у OLED», а можно вспомнить, что OLED не могут не мерцать: каждое изменение яркости пикселей сопровождается изменением напряжения на них, а в случае с динамичной картинкой это происходит до 240 раз в секунду – это не ШИМ в прямом понимании этого термина, а пульсации, которые, впрочем, тоже могут вызывать усталость глаз;
  • Triangle RGB-структура пикселей (пускай и улучшенная во втором и третьем поколениях QD-OLED), влияющая на качество проработки мелких элементов и текста, – впрочем, при работе на расстоянии более 1,5 метра проблема становится неактуальной: разницы при сравнении с RGB или WRGB в этом случае вы не заметите; но, работая на расстоянии в 50-80 см, вы быстро поймёте, на что мы жалуемся, а отключение или регулировка ClearType ситуацию не исправляет.


Оригинал материала: https://3dnews.ru./1114395