«Почта России» продолжит эксперимент по доставке отправлений дронами, хотя пока что это очень дорого
Читать в полной версииМинэкономразвития готовит продление ещё на три года экспериментального правового режима (ЭПР) для «Почты России» по доставке посылок беспилотников. Соответствующий документ проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти и, как ожидается, будет внесён на утверждение в правительство до конца февраля, сообщили «Ведомости» со ссылкой на информацию представителя министерства.
Уже три года ЭПР «Почты» действует на Камчатке и Чукотке, в ХМАО и ЯНАО, что позволяет доставлять беспилотниками почту и грузы в отдалённые и труднодоступные территории, а также проводить авиационные работы с их использованием. Введение ЭПР позволяет отработать правовую гипотезу целесообразности использования того или иного регулирования, а затем ввести её в законодательство с учётом всех замечаний, пишут «Ведомости».
В большей части России действует запрет на использование беспилотников с осени 2022 года, когда Владимир Путин подписал соответствующий указ. Также в ряде регионов был введён запрет в начале мая 2023 года. В настоящее время полёты беспилотных аппаратов разрешены в рамках 10 ЭПР только в «зелёных» зонах над 24 регионами, среди которых Москва, Московская, Томская области, Чукотка Камчатка, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО и др.
В проведении «Почтой России» тестирования беспилотников участвует более 22 организаций, в том числе предприятия-разработчики, эксплуатанты беспилотных авиационных систем (БАС), а также вузы: УЗГА, «Аэромакс», «Радар ММС», «Вертолёты России», «Глори эйр», «Газпромнефть-снабжение», Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А.Чаплыгина и др.
Директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин сообщил, что за три года было протестировано несколько новых моделей БПЛА для доставки грузов в сложных географических и климатических условиях. Он отметил, что эта услуга востребована, поэтому принято решение о продлении эксперимента. Это позволит расширить круг разработчиков и упростить допуск БАС к эксплуатации и полётам.
Главным препятствием для внедрения беспилотников является высокая стоимость эксплуатации. Перевозка 1 кг груза, например, на маршруте из поселка Тазовский в село Антипаюта (находятся в Заполярье) с помощью беспилотника обходится в 152 раза дороже, чем на регулярном пилотируемом рейсе, и в 43 раза дороже чартера, сообщил руководитель дирекции управления транспортом «Почты России» Георгий Баутин на конференции по беспилотникам в МАИ. Согласно данным «Почты России», стоимость доставки 1 кг груза на регулярном рейсе вертолёта между этими пунктами составляет 90 руб., на чартере — 315 руб., а с помощью БАС – 13 600 руб. Также в компании отметили недостаточную надёжность доступных к эксплуатации беспилотников и необходимость дополнительных расходов на дооснащение инфраструктуры.
Эксперт рынка Национальной технологической инициативы «Аэронет» Андрей Новиков заявил, что хотя о начале полноценной эксплуатации беспилотных систем говорить пока рано, в любом случае необходимо продолжать совершенствовать как техническую, так и правовую базу для данных систем.
«Решение продлить действие ЭПР принято для того, чтобы не потерять те наработки, которые получены в ходе реализации данного проекта», — считает сооснователь «Флай дрона» Александр Каниовский. Он отметил, что ближайшее будущее перевозок именно за тяжёлыми и многофункциональными дронами.