Путин запретил россиянам размещать рекламу в Instagram✴, Facebook✴ и на других запрещённых сайтах

Читать в полной версии

Владимир Путин подписал закон, запрещающий размещение рекламы на информационных ресурсах иностранных или международных организаций, признанных нежелательными в России, а также на ресурсах компаний, чья деятельность признана экстремистской и запрещена в стране. Среди таких ресурсов оказались популярные социальные сети Instagram и Facebook, входящие в состав корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ.

Источник изображений: Unsplash

Согласно новому закону, рекламу также запретят размещать на интернет-ресурсах общественных или религиозных организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности на основании закона «О противодействии терроризму».

Законопроект был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях в марте этого года, а 2 апреля его одобрил Совет Федерации. Закон вступит в силу 1 сентября 2025 года, что даёт временной интервал для подготовки всех заинтересованных сторон.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что многие россияне продолжают пользоваться заблокированными социальными сетями через средства обхода блокировок. По мнению российских законодателей, это позволяет владельцам этих ресурсов получать значительные рекламные доходы — от 50 до 90 % от общей выручки. По мнению авторов инициативы, эти средства используются для создания нового контента, включая запрещенную информацию, и поддержания интереса пользователей к противоправным ресурсам.

Тут стоит заметить, что Meta совершенно ничего не зарабатывала на прямом размещении рекламы у блогеров в Instagram и Facebook. Компания зарабатывает лишь на прямом размещении рекламы, однако российские граждане и компании с 2022 году лишились возможности оплачивать такую рекламу.

Помимо Instagram и Facebook в России заблокирован доступ к сервисам X (бывшая Twitter), LinkedIn, Discord и Viber — по всей видимости, размещать рекламу там тоже будет запрещено с 1 сентября. А вот YouTube под действие нового закона пока что не подпадает, поскольку сервис замедлен в РФ, но не запрещён и не заблокирован.

Законопроект был подготовлен группой депутатов и сенаторов, среди которых Александр Хинштейн, Андрей Луговой, Василий Пискарев, Антон Горелкин и Андрей Клишас. Новый закон является продолжением курса, начатого весной текущего года, когда был подписан закон о запрете рекламы на ресурсах лиц и организаций, признанных иностранными агентами. В дополнение к этому, летом 2024 года Путин разрешил объявлять нежелательными организации, учредителями которых выступают зарубежные государственные органы.

По информации «Коммерсанта», в преддверии вступления нового закона в силу российские блогеры уже повысили расценки на рекламу на 20–50 %. Сейчас стоимость размещения рекламы у блогеров варьируется от 5 тысяч рублей для аккаунтов с небольшой аудиторией до 800 тысяч рублей и выше для крупных инфлюенсеров.

Ответственность за нарушение запрета будут нести как рекламодатель, так и блогер. Для физлиц административное наказание составляет до 2500 рублей, для должностных лиц — до 20 тысяч рублей, для юрлиц — до 500 тысяч рублей.