Лакомый кусочек Google: на Chrome нашёлся ещё один потенциальный покупатель

Читать в полной версии

Perplexity заявила о готовности купить браузер Chrome в случае, если суд обяжет Google его продать. При этом в компании подчёркивают, что предпочтительнее, чтобы продукт остался в экосистеме Google, чем оказался под контролем OpenAI, поскольку это может поставить под угрозу открытость и стабильность проекта Chromium.

Источник изображения: Perplexity

Дмитрий Шевеленко (Dmitry Shevelenko), директор по бизнесу Perplexity, сообщил, что не хотел давать показания в антимонопольном процессе против Google, опасаясь последствий со стороны корпорации. Однако после получения повестки он явился в суд, где использовал своё выступление для предложения потенциальной сделки: выкупа браузера Chrome его компанией. Дело рассматривается в окружном суде округа Колумбия под председательством судьи Амита Мехты (Amit Mehta), который рассматривает возможные меры в случае признания Google виновной в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поисковых услуг.

Если суд примет позицию Министерства юстиции США, Google будет обязана выделить Chrome в отдельную компанию. Под потенциальное разделение может попасть не только сам Chrome, но и его открытая версия — Chromium. Google в судебных документах называет такую меру опасной, утверждая, что передача контроля может привести к прекращению разработки, снижению качества или началу монетизации продукта, что повлияет на весь рынок веб-браузеров, включая сторонние проекты, зависящие от Chromium.

Во время дачи показаний Шевеленко выразил уверенность, что Perplexity сможет управлять браузером Chrome без ухудшения его качества и монетизации. На вопрос адвоката, считает ли он, что кто-либо, кроме Google, способен масштабировать продукт до текущего уровня, он ответил: «Я думаю, мы могли бы справиться». Perplexity выразила готовность обеспечить стабильную и открытую поддержку браузера, если такая необходимость возникнет.

Это не первое заявление Perplexity о намерении приобрести ключевой технологический продукт. Ранее компания также проявляла интерес к покупке TikTok — платформы, которая может быть запрещена в США из-за опасений, связанных с её принадлежностью китайской компании ByteDance. Хотя Perplexity была основана менее трёх лет назад, она активно участвует в обсуждении возможных сделок на фоне давления со стороны американских регуляторов на технологических гигантов.

Шевеленко также представил перечень проблем, с которыми сталкивается Perplexity в условиях доминирования Google на мобильных платформах. Он указал, что для настройки Perplexity в качестве голосового ассистента по умолчанию на Android необходимо пройти множество этапов. Сам он, как признался, был вынужден прибегнуть к помощи коллеги, чтобы завершить настройку, так как давно пользуется iPhone. Даже после установки по умолчанию пользователю необходимо активировать ассистент вручную, тогда как Google Assistant запускается по голосовой команде.

В ходе дачи показаний Шевеленко описал переговоры с несколькими производителями смартфонов в США о возможности предустановки Perplexity в качестве поисковой системы или ассистента по умолчанию. Однако сделки не состоялись. Он отметил, что один из производителей отказался от соглашения, так как опасался потерять долю выручки, которую обеспечивает партнёрство с Google. По словам Шевеленко, эти контракты ставят компании в положение, при котором любое действие, не согласованное с Google, может повлечь за собой сокращение выплат. «У них фактически пистолет у виска», — заявил он.

Судья Мехта ранее установил, что Google использовала исключительные соглашения с производителями телефонов и браузеров, чтобы ограничить дистрибуцию конкурентов. Такие контракты запрещают производителям предустанавливать альтернативные сервисы, что блокирует Perplexity на уровне дистрибуции. Шевеленко привёл пример производителя, по открытым данным — это Motorola, который согласился предустановить Perplexity, но не сделать его ассистентом по умолчанию. Обе стороны пытались найти технические и юридические способы обойти ограничения, но не смогли выйти за пределы условий, продиктованных Google.