Оригинал материала: https://3dnews.ru./170007

Made in USSR или невероятное музыкальное ПО

В сравнительно небольшом спектре музыкального ПО есть программы, вероятность появления которых, вернее, вероятность появления идей создания которых составляет несколько процентов. Кому бы, например, пришло в голову эмулировать старые советские аналоговые синтезаторы? А кто бы мог выпустить CD, с которого запускается ПО, все данные записываются на внешний USB-накопитель, а сам компьютер как бы и не причем? Удивлению нет предела. Начинаем тему…

Made in USSR

В Советском Союзе не приветствовалось использование зарубежных технологий. У нас были свои стиральные машины, автомобили, магнитофоны. И не важно, что многие из них были очень похожи на продукцию зарубежных компаний, при этом уступая ей по качеству, главное - свои. Были в СССР и свои синтезаторы…

Советские электромузыкальные инструменты, впрочем, как и усилители, и звукозаписывающая техника в большей своей части являлись попытками повторения зарубежных прототипов. Развиваясь практически на монопольном рынке, не имея половину необходимой элементной базы, но вместе с тем большое количество "кулибиных", данный спектр продукции стал уникальным.

Не всегда качественным, но уникальным. Советскими синтезаторами наводнили всевозможные дворцы культуры и т.п., но, все-таки, мечтой любого музыканта ВИА (вокально-инструментального ансамбля) или эстрадного оркестра была возможность поиграть на натуральных синтезаторах производства Hammond, Moog, Arp, Roland, Oberheim, которые могли себе позволить только коллективы союзного значения.

Вместе с тем, эпоха советских аналоговых синтезаторов была, и не стоит ее сбрасывать со счетов. Сейчас мы рассмотрим одну из немногих попыток реализации советских прототипов в виде виртуальных инструментов VSTi. Они созданы отечественным разработчиком SyncerSoft и при этом являются бесплатными. Найти их можно по этому адресу.

Rhythm - 2 VSTi v2.1


Ритм-2

Одноголосый синтезатор "Ритм-2" выпускался кировским заводом музыкальных инструментов с 1984 года. Данный инструмент включает блок осциллятора, модуляционный генератор, микшер, фильтр, модуль артикуляции, функцию глиссандо. Сбоку небольшой 2,5-октавной клавиатуры имеются регуляторы питча (в рамках устройства именуемого как "отклонение") и модуляции.

"Ритм-2" хорошо подходит для домашнего музицирования, работы в ВИА и эстрадных оркестрах, может синтезировать различные звуки и шумовые эффекты. Подключается к усилителю, входная чувствительность которого должна быть не ниже 0,775, а также может подключаться к усилителям низкой частоты от домашних устройств - радиоприемников, телевизоров, магнитофонов.


Rhythm - 2 VSTi v2.1

В варианте SyncerSoft мы имеем эмуляцию, по заверениям разработчика, близкую на 98% к оригиналу. Помимо этого, в версии 2.1 добавлены панорамирование и стерео-дилэй. Есть 17 пресетов.

Alice - 1377 VSTi v1.3.1


Алиса-1377

Люберецкий завод музыкальных инструментов занимался выпуском аналоговых синтезаторов серии "Алиса". Эмуляции со стороны SyncerSoft подверглась 5,5-октавная модель "Алиса-1377". Этот синтезатор достаточно тривиален по конструкции, состоит из генератора тона, генератора вибрато, устройства управления, фильтра, блока контуров (огибающих) и аналогового выхода.

В принципе, данная модель стандартна для аналоговой эпохи - вес самого синтезатора 10 кг, а футляра для него - 6 кг. "Алиса-1377" рассчитывалась не только для применения в музыке, но и в качестве источника нестандартных электрических сигналов для научных и учебных целей.


Alice - 1377 VSTi v1.3.1

В рамках VSTi-эмуляции добавлено панорамирование, фазер и стерео-дилэй. Качество эмуляции, по заверениям разработчика, составляет 92%.

Estradion - 230 VSTi v1.1


Эстрадин-230

3,5-октавный монофонический синтезатор "Этрадин-230" выпускался житомирским заводом "Электроизмеритель". В качестве источников сигнала в нем используются три генератора тона и один генератор шума. Дополнительно предусмотрен LFO. В этом синтезаторе есть одна интересная функция - в схематике предусмотрено запоминающее устройство, которое позволяет сохранять звучание тона после снятия пальца с клавиши.

Для настройки предусмотрен специальный внутренний генератор тона 440 Гц ("ля" малой октавы). В качестве источника звука могут применяться и внешние инструменты, такие как электрогитара, другие синтезаторы и т.п.


Estradion - 230 VSTi v1.1

В рамках VSTi-эмуляции добавлено панорамирование и стерео-дилэй. Качество эмуляции, по заверениям разработчика, составляет 98%.

Polyvoks Station VSTi v1.3.1


Поливокс

"Поливокс" является чуть ли не самым популярным советским синтезатором. Он широко использовался в производстве эстрадной музыки, музыки для кино, а также для создания звуковых эффектов. По аналогии с Moog Minimoog и ARP 2600, у "Поливокса" реализована идея наклонной панели, на которой расположены все структурные элементы рабочей схемы. Инструмент включает два генератора тона, один генератор шума, модулятор, микшер, фильтр и усилитель.


Polyvoks Station VSTi v1.3.1

Качество эмуляции, по заверениям разработчика, составляет 96%. При этом эта программа включает множество функций, не имеющихся в реальном "Поливоксе", а именно: панорамирование, стерео-дилэй, панорамирующая модуляция, 8-голосная полифония, 6 типов фильтров, 8 типов форм огибающих модуляции, 2 типа шума, управление динамикой, фазовая модуляция и так далее.

Общее впечатление

Очевидно, что эти VST-инструменты собраны в программе-конструкторе типа SyntEdit. То есть, направление выбрано правильное - практически все структурные элементы прототипов повторялись с западных первоисточников. Однако не учтен один момент - в советских синтезаторах использовалась советская элементная база, детали и платы производились на отечественных заводах. В результате чего наши синтезаторы имели свое звучание, искусно шумели, иногда нестабильно держали тон, потенциометры и другие регулируемые резисторы довольно часто выходили из строя.

Это относится не ко всем, но к большей массе устройств. Удачными можно считать только несколько моделей, которые, кстати, пользуются успехом и среди западных музыкантов. Но такие инструменты не соберешь в стандартном программном конструкторе - их нужно повторять на уровне физического моделирования с учетом наших деталей.

Дело в том, что детали тогда имели достаточно большой разброс в погрешностях, поэтому в этом случае лучше поступить так, как это в свое время сделала компания AKG, возрождая некогда популярную серию микрофонов С12 - выбрать 10 лучших прототипов и на их базе создать общую систему характеристик и их значений. Только так! Поэтому указанные рассматриваемым нами разработчиком проценты говорят больше о структурной схожести схем, но никак не о схожести звучаний.

Я не думаю, что можно простым образом даже реализовать эмуляцию ритм-машин "Лель", "Марш УДС", "Полигон" (названия-то какие!).

Linux в действии. Studio..to Go!

Английская компания Fervent Software, спонсируемая со стороны Linux Audio Centre, является одним из ведущих мировых образований, занимающихся разработками в области аудио-софта с открытым кодом (open source). Ими была разработана технология OST (аббревиатура от Open Studio Technology), включающая разработки в области звуковых драйверов, аудио-подсистем и компонентов. Все это можно найти в одном из самых уникальных продуктов данной компании - Studio..to Go!

О чем идет речь?


Представьте себе ситуацию, когда у вас есть некий загрузочный диск, на котором установлены программы аудио/MIDI-секвенсоров, звуковых редакторов, эффект-процессоров, модулей записи на CD. То есть, данный загрузочный диск содержит в себе полноценную рабочую станцию звука. Загружается он практически на любом компьютере, совместимом с 32-разрядным Windows, при этом автоматически настраивается под конфигурацию каждого из РС.

В основе Studio..to Go! лежит уникальная идея - на диске содержится уже установленное ядро Linux, множество утилит и программных модулей. Уникальность и независимость Studio..to Go! проявляется в том, что эта рабочая станция может работать напрямую с внешним USB-накопителем, не задействуя винчестер компьютера пользователя, а все ПО запускается непосредственно с CD. Единственное, что может использоваться в рамках такой студии от программ, установленных на РС - VST-плагины и банки Soundfont.

Что включено?


Для того, чтобы лучше понять работу Studio..to Go! необходимо привести небольшой список программ и утилит, входящих в состав данного диска. Причем данный список полезен и по другим соображениям. Очень долго я пытался сделать обзор по лучшему аудио-софту для платформы Linux, и пока собирался… нашел все в составе диска Studio..to Go! Итак, смотрим:

  • Инфраструктура: ядро Linux 2.6.9 с добавлением специальных пэтчей и Realtime LSM, звуковой драйвер ALSA Sound Drivers 1.0.6, система JACK Audio infrastructure 0.99.5 и оболочка KDE 3.3.1.
  • Управление аудио/MIDI-устройствами: микшеры QAMix 0.0.7, HDSPMixer 1.6 и envy24control 0.5.0, утилиты QJackCtl 0.2.12 и Vkeybd.
  • Запись и редактирование аудио: Audacity 1.2.2 (с поддержкой системы JACK), Rezound 0.10.0beta, Sweep 0.8.1 (с поддержкой системы JACK), Ardour 0.9beta19, JAMin 0.9.0, JACK Time Machine 0.2.5.
  • CD и медиа-утилиты: K3b 0.11.16, KAudioCreator 1.10, XMMS 1.2.10 плюс плагин JACK output.
  • Эффект-процессоры: Creox 0.2.2rc2, JACK Rack 1.4.3, FreqTweak 0.6.1, QMidiArp 0.0.2.
  • Синтезаторы: FluidSynth-DSSI из DSSI 0.9 с FluidSynth 1.0.4, QSynth 0.2.1, TiMidity++ 2.13.2, Hydrogen 0.9.0, Hexter DX7 Modeling Synth 0.5.7, Aeolus 0.2.1 (Fervent build), ALSA Modular Synth 1.8.6 (Fervent build), ZynAddSubFX 1.4.3.
  • Индикатор: Meterbridge 0.9.2.
  • Секвенсор: Rosegarden MUSIC 1.0.1.

Помимо этого предусмотрен большой комплект плагинов внутренних форматов и стандарта VST. В комплект включены web-браузер, клиент электронной почты, PDF-редактор и другие программы, связанные с интернет.

В принципе, если сравнить уровень представленных программ с динозаврами профессионального софта на платформах Mac/PC, то, конечно, ситуация - не супер-пуппер. Но с другой стороны, в Studio..to Go! есть все, что необходимо для нормальной работы со звуком. Система интересна своей законченностью.


Rosegarden MUSIC

Отдельно хочется сказать об аудио/MIDI-секвенсоре Rosegarden MUSIC. На платформе Linux он считается одним из самых лучших. Журнал "Sound On Sound" сравнил его c Cubase - и, действительно, эти программы чем-то схожи, и хотя Rosegarden MUSIC является очень упрощенным, все основные функции, такие как редактирование аудио и MIDI, сведение, подключение эффект-процессоров и инструментов присутствуют.

Подытожим

Несмотря на все недостатки программ для Linux, которые происходят в основном из-за недостаточно широкого интереса к этой платформе со стороны любителей звука, идея Fervent Software может оказаться очень востребованной. Весь пакет без USB-накопителя стоит 49.99 фунтов. За эти деньги пользователь получает полноценную портативную рабочую станцию среднего звена. В будущем постараемся не упускать из виду данный сегмент софта, поскольку он плотно связан с рынком независимых разработок, где очень часто есть место новациям.

В завершении

В мировой истории синтезаторов чаще всего упоминается только один наш соотечественник - музыкант, астроном и физик Лев Сергеевич Термен. Работая в военной московской лаборатории, он создал уникальное изобретение, которое впоследствии применилось как в музыке, так и в системах военной охраны. Речь идет о терменвоксе - инструменте, в котором мелодия извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Особенностью этого инструмента является очень тонкие возможности управления звучанием, которые могут быть сравнимы только со скрипкой.

Официальной датой появления терменвокса считается 1920 год. Показав свое изобретение В.И. Ленину, после чего тот пришел в восторг, Лев Сергеевич отправляется в длительную поездку в Европу, а после в США, где получает заказы на выпуск нескольких тысяч терменвоксов, открывает свою фирму и женится. Через некоторое время, в конце 30-х, по понятным только советским людям причинам, его отзывают и отправляют в места не столь отдаленные на неопределенный срок.

Термен занимается секретными разработками в области подслушивающих устройств и устройств радиолокации. Между тем, многие на Западе действительно думали, что Льва Сергеевича убили, в том числе так думала и его жена. И лишь в 60-х там узнали, что Термен жив. Его изобретение стало очень популярным на Западе особенно в середине 20 века, а в рамках нашей страны только в его конце. При этом, стоит отметить один из самых интересных исторических моментов - с продажи терменвоксов начинала свою деятельность небезызвестная фирма Moog Роберта Муга.

Идея, близкая к тому, что предложил Термен, пыталась найти реализацию в интерактивных системах виртуальной реальности. Человек одевал на себя специальные перчатки, и изменение положения его рук управляло потоком MIDI-сообщений. Сейчас на базе этой идеи разработан ряд инструментов - появились гитаристы без гитары, клавишники без клавиш.


Детская игрушка Hand Band ($99.95). Состоит из перчаток и беспроводного динамика. Позволяет играть тембрами пианино, гитары и ударных в диапазоне двух октав.



Оригинал материала: https://3dnews.ru./170007