Оригинал материала: https://3dnews.ru./170019

Домашняя студия: софт-рейтинг. Лето 2003

Ситуация со звуковым программным обеспечением - одна из самых ярких тем последнего полугодия. Согласитесь, не каждый день перекупается вся верхушка лидеров в какой-либо области. А мы наблюдали именно такую картину. Как гром среди ясного неба прозвучала новость о покупке немецкого софтверного гиганта Steinberg со стороны американской Pinnacle. Теперь мы говорим не о самостоятельной фирме, а всего лишь о звуковом подразделении. При этом была оглашена сумма сделки - $24 млн. Оглядываясь на новости компьютерного мира, эта сумма может показаться небольшой, но мы говорим о самой крупной сделке в этом сегменте. При этом торговая марка "Steinberg" была сохранена. На некоторое время наступило затишье. Конец апреля - май. Сразу две неожиданности. Подразделение Sony Pictures Entertainment - Sony Pictures Digital после продолжительной совместной работы с Sonic Foundry решила выкупить все звуковые программные продукты этой фирмы.


Сумма сделки была также озвучена - $18 млн. Сразу после этого события у многих возникло ощущение - компании, занимающиеся разработкой обеспечения для видео и кино, начинают скупать "звуковые" фирмы целиком или отхватывая крупные куски. Как подтверждение этому ощущению в конце мая пользователей ждала еще одна нерадостная новость - Adobe Inc. покупает Synthrillium Software, и флагманский продукт это фирмы, редактор-мультитрек Cool Edit Pro, станет всего-лишь частью программ Adobe Premiere, Adobe After Effects, Adobe Encore DVD и Adobe Photoshop.


Что интересно в данном случае, сумма сделки не оглашалась, притом было сразу заявлено о заинтересованности со стороны Adobe только к одной программе - Cool Edit Pro, а вместе с тем Synthrillium Software занимается выпуском еще нескольких продуктов.

Таким образом, по итогам этого полугодия, можно поставить под сомнение будущее таких продуктов как:

  • Sonic Foundry Sound Forge,
  • Sonic Foundry Vegas,
  • Sonic Foundry ACID,
  • Synthrillium Cool Edit Pro,
  • Synthrillium Cool Edit 2000.

Результаты проявятся скорее всего только к концу этого года.

Новинки

Несмотря на такие активные потрясения в этой отрасли, действительно интересных новинок было не много. Одно из главных событий - объединение TC Works и t.c. electronic в единый лэйбл t.c. electronic. Напомню, что ранее TC Works, известная серией профессиональных плагинов, являлась просто дочерним предприятием t.c. electronic. Сам факт объединения говорит о многом - с приходом на рынок цифровых устройств самым важным для их реализации стала разработка качественных математических алгоритмов. Теперь мы можем наблюдать как легко и без больших потерь t.c. electronic превратится из крупнейшего производителя аппаратного студийного обеспечения в такого же производителя программного. Например, известное всем профессионалам устройство Finalizer теперь уже имеет свое программное продолжение в виде плагина Master X3 для Nuendo и Pro Tools. В ближайшее время нас ожидает очень серьезный прорыв со стороны этой фирмы. Но, не стоит забывать и о том, что на рынок активно продвигается устройство TC PowerCore, выпущенная в виде PCI-платы для компьютера либо в виде отдельного рэкового модуля.


Суть ее состоит в следующем - на борту PowerCore имеются свои процессоры, на плечи которых можно возложить задачи расчета программных эффектов. То есть, вы подключаете программный модуль-плагин, и он будет функционировать не за счет центрального процессора, а за счет PowerCore. Нагрузка перераспределяется. Данное устройство уже продвигается на рынок достаточно долго, но стоит оно около $1000, поэтому и не очень популярно.

Среди других новинок стоит отметить программу, которая меня удивила. Теперь мы говорим уже о разработчиках видео, которые занялись производством звукового редактора, и весьма успешно. Такое стоит обязательно увидеть - NiSoft Sound Probe 2.69.1. Поддержка VST-плагинов, собственный набор эффектов, профессиональная графическая индикация всего происходящего, большое количество возможностей. Напомню, что флагманский продукт NiSoft - видео-редактор Cinema 4D.

Не было, конечно, и без потрясений. У известного многим продукта, предназначенного для ди-джеинга и ремиксирования, Ableton Live оказался брат близнец, да и какой - Steinberg Remix! На самом деле, эту программу написали сами разработчики Ableton.


Разница в обоих продуктах небольшая, за исключением того, что у них разные названия. Со стороны Steinberg ситуация понятна - им нужны новые продукты, а вот политика Ableton вызывает удивление.

Конец марта. 114-й съезд AES в Амстердаме

Ранее характеристики аудио-CD (напомню, 16 бит, 44.1 КГц, стерео) считались незыблемым стандартом качества. Но с приходом DVD вопрос звукового качества можно обсуждать более многосторонне. При этом мы имеем дело с новыми форматами, такими, как DVD-Video, DVD-Audio и SACD (аббревиатура от Super Audio CD).

Современный звук должен быть многоканальным, качественные характеристики переходят на новую ступень, а именно: 24-32 бита, 96-192 КГц. К тому же нам нужно готовиться к тому, что обыкновенный CDDA будет заменен на более продвинутое решение.

Таким образом, возникает сразу несколько вопросов:

  • Качественные конверторы частот дискретизации.
  • Многоканальная запись, микрофонные surround-системы.
  • Сведение и мастеринг в Dolby 4.1, 5.1, 7.1, 10.2, DVD-A, SACD.
  • Кодирование surround-звука с низким битрейтом, для его последующей передачи на расстояния (средства коммуникации).

В рамках обсуждения этих тем было подготовлено много семинаров для специалистов разного уровня подготовки. При этом доклады представляли лучшие профессионалы из США, Германии, Великобритании. Вопросы были освещены очень полно и многогранно. В рамках презентации практической работы с новыми стандартами был показан технический практический тур от Polyhymnia International - одного из подразделений Philips Classics Recording Center, занимающегося многоканальной записью, пост-продакшном и мастерингом для стандарта SACD. Эта компания также занимается консультациями по новым технологиям и активно сотрудничает со многими лейблами и артистами, среди которых стоит упомянуть Philips Classics, Telarc и PentaTone. На экспозиции были проиллюстрированы основные методы записи и обработки многоканального Hi Res-звука. Показаны примеры.

Достаточно интересным был семинар под названием "Будущее звука с высокими параметрами качественных характеристик (Hi Res)". Что интересно, в организации демо-материалов для этого семинара участвовал представитель уже не Philips, а SONY, а именно - Sony Broadcast and Professional Research Labs. Стоит упомянуть, что именно эти два производителя (Philips и SONY) внедрили на рынок обыкновенный компакт-диск (CDDA).

Вопрос, который актуален на данный момент и обсуждался в рамках этого семинара: как продвинуть на рынок звуковые характеристики нового поколения. Дело в том, что специалисты провели много теоретических и практических исследований. А сейчас достаточно успешно развились стандарты DVD-audio и SACD. На AES было представлено дальнейшее развитие этих технологий, совмещающее высококачественное аудио и Blue-Ray DVD, и продемонстрирован формат DSD потокового многоканального высококачественного аудио.

В рамках отдельного семинара обсуждались возможности, которые открывает повсеместное внедрение многоканального/пространственного звука. Это не только чисто технологическое развитие ситуации, но во многом и творческое. Поэтому поднимались такие вопросы, как будущее поп-музыки вообще.

Отдельно хочется отметить семинар на тему "Возможности синтеза волновых полей (WFS - WaveField Syntesis)", в котором шла речь о программном проекте "CARRUSO", в составе которого на данный момент десять партнеров, среди которых и исследовательские лаборатории, и университеты, и производители. Этот проект создан для решения следующей задачи - запись, передача и обработка многоканального звука в режиме реального времени. Звуковое поле, в котором находится источник звука, переносится на удаленного слушателя. Иначе говоря, речь идет о воспроизведении и передаче сложных звуковых пространственных картин.

Что касается записи surround-звука, то в рамках нескольких семинаров было рассказано о современных технологиях, таких, как микрофонные массивы для записи многоканального звука, автонаправленные микрофоны, комплексный подход к самому процессу записи и т.п.

VSTDays в Нидерландах

Технология VST окончательно вытесняет стандарт DirectX в области профессионального звука. В то время, когда мы не знаем дальнейшую судьбу ведущего DirectX-звукового редактора - Sound Forge, практически все программы, поддерживающие VST чувствуют себя стабильно. Даже имеет место некоторая популяризация. 14-15 июня в Роттердаме прошли дни VST, где ведущие фирмы производители представили ряд новинок. Среди них:
Steinberg: Groove Agent, HALion 2, Xphraze, NUENDO 2, Steinberg ID Controller.
Native Instruments: REAKTOR 4 / REAKTOR SESSION, Absynth 2.0, Vokator.
Ableton: LIVE 2.
Evolution: U-Control UC-33.
TC Electronic: PowerCore FireWire, VoiceModeler, Spark, System 6000
Yamaha: O1X. Roland: VariOS, M100-FX, UA-1000

Приход новых стандартов на практике

Как уже говорилось, современный звук должен быть многоканальным. Dolby Digital 5.1 стал абсолютно пользовательским стандартом. Его поддерживает большинство современных аппаратных интерфейсов, акустические системы 5.1 стоят совсем недорого. Главная особенность Dolby Digital 5.1 - это его масштабируемость. То есть звук, записанный в 5.1, может воспроизводиться и на меньшем количестве каналов-громкоговорителей - он декодируется как в 5.1 (5.0), так и в 4.0 (Dolby Pro Logic), в стерео и даже в моно. Все зависит от того, какая акустическая система у вас установлена. Звук в стандарте Dolby Digital - это современные компьютерные и видеоигры, спутниковое телевидение, DVD, музыкальные произведения и так далее.

Наиболее подготовленной к новым веяниям программой является Steinberg Nuendo, даже более того: она позволяет делать сведение в 7.1 и 10.2, не говоря уже о вариантах с меньшим количеством каналов.

Новые многоканальные стандарты позволяют использовать звук с большими техническими параметрами, нежели это предусмотрено Красной Книгой (CDDA - 16 бит, 44.1 КГц).

Современные значения частот дискретизации - это 88.2, 96 и 192 КГц. Кстати, к данному новшеству уже подготовились производители акустических систем. Частотный диапазон некоторых современных моделей громкоговорителей составляет 3 Гц - 50 КГц, хотя человек по определению слышит в диапазоне 20 Гц - 20 КГц (верхний предел слышат далеко не все).

Другое веяние в современном ПО - организация работы в рамках локальных сетей. С приходом новых стандартов емкостей современных накопителей стало катастрофически не хватать. Мультитрековые программы нового поколения позволяют работать с треками, физически находящимися на других компьютерах или сетевых накопителях в локальной сети и интеренете.

Наш рейтинг

Лучшие мультитрековые программы:

  • Steinberg Nuendo 2.0
  • Steinberg Cubase SX
  • MAGIX Samplitude 7.1
  • Digidesign Pro Tools
  • Cakewalk SONAR

Лучшие звуковые редакторы:

  • Steinberg WaveLab 4.0
  • Sonic Foundry Sound Forge 6.0
  • NiSoft Sound Probe 2.69.1

Лучшие программные сэмплеры/синтезаторы и инструменты:

  • Native Instruments Kontakt
  • Propellerheads Reason 2.5
  • Image-Line Fruity Loops
  • IK Multimedia SampleTank
  • Steinberg Halion 2
  • Steinberg Virtual Guitarist
  • t.c. electronic Spark FX Machine Instrument VST

Лучшие эффект-процессоры:

  • t.c. electronic Spark FX Machine VST
  • SFX Machine VST
  • iZotope Trash DX
  • WaveArts MasterVerb
  • Lexicon PSP42 DX
  • набор плагинов от TC Works
  • набор плагинов от SpinAudio
  • набор плагинов от PSP
  • набор плагинов от OhmForce
  • набор плагинов от Waves

Динамическая обработка, эквализация и мастеринг:

  • WaveArts MasterVerb DX/VST
  • Waves L2 Ultramaximizer
  • iZotope Ozone 2
  • Sonic Foundry WaveHammer
  • t.c. electronic Spark FX Machine VST
  • IK Multimedia T-Racks (отдельная программа, VST и DirectX-плагин)
  • Steinberg FreeFilter DX (на пользовательском рынке)

Ди-джей-программы и программы для ремиксирования:

  • Ableton Live
  • Image-Line Fruity Loops
  • Mixman Studio Pro (на пользовательском рынке)

Лучшая программа по итогам первого полугодия 2003:

  • Steinberg V-Stack

В завершение - программы, выставленные на TEC Awards 2003

Американская церемония награждений TEC Awards (аббревиатура от Technical Excellence & Creativity Awards) сродни Grammy только в области звукорежиссуры, где отмечаются лучшие устройства и программы, а также творческие работы. Сама церемония награждений состоится только осенью, хотя имена претендентов мы знаем уже сейчас. Полные списки вы можете увидеть по адресу: www.tecawards.org. Итак:

  • Propellerhead Reason 2.0 (номинация - Лучший музыкальный инструмент).
  • Cakewalk Project 5 (номинация - Лучшая рабочая станция).
  • Emagic Logic 6.0 (номинация - Лучшая рабочая станция).
  • Antares Tube (номинация - Signal Processing Technology).
  • BIAS SoundSoap (номинация - Signal Processing Technology).
  • Cedar Audio Retouch (номинация - Signal Processing Technology).
  • PSP DelayPack (номинация - Signal Processing Technology).
  • TC Electronic Assimilator (номинация - Signal Processing Technology).
  • Waves Platinum TDM (номинация - Signal Processing Technology).

    Как мы видим достаточно много ПО для Apple-платформы, а также для программного комплекса Pro Tools.



  • Оригинал материала: https://3dnews.ru./170019