Оригинал материала: https://3dnews.ru./170060

Индустрия звука. Июнь-2005

Стр.1 - Часть 1.

С 28 по 31 мая в здании Center Convencions Internacional Barcelona города Барселона (Испания) прошел 118 съезд общества Audio Engineering Society, сокращенно AES. Данное мероприятие всегда было интересно не столько выставкой, сколько докладами и семинарами. Естественно, на съезды AES собираются большей частью профессионалы или люди, поставившие перед собой задачу получения современных знаний по звуковой тематике.


 Logo AES

Обсуждение технологии Firewire

Корпорация Yamaha еще во время официального принятия протокола IEEE 1394, более известного как Firewire, что было примерно во второй половине 90-х, анонсировала технологию или протокол mLAN, который позволяет передавать по Firewire аудио/MIDI-данные. В поддержку этой идеи был выпущен ряд специализированных устройств, демонстрирующих всю мощь mLAN, в частности, для микшеров 02R и 03D были произведены специальные дочерние платы. Сейчас mLAN уже является устоявшимся стандартом, и семинар на 118 съезде AES был посвящен раскрытию технических основ данного протокола.

Швейцарская компания BridgeCo подготовила сразу два семинара. Один был посвящен теме передачи через протокол Firewire аудио с высокими характеристиками без искажений (jitter-free clock transfer). Второй семинар освещал проблемы системного дизайна аудио-устройств, подключающихся к РС по протоколам Firewire и USB 2.0. В его рамках были продемонстрированы различные элементы, обеспечивающие высокое качество записи/воспроизведения звука для РС, новый чип DM1500 и последняя версия платформы BeBoB.

Чип DICE II от Wavefront Semiconductors


 DICE II

Американцы из Wavefront Semiconductors представила мощную разработку DICE II (аббревиатура от Digital Interface Communications Engine). Чип DICE II предназначен для применения в профессиональных цифровых устройствах. По данным семинара с сайта AES DICE II поддерживает 144 входных каналов и 112 выходных с поддержкой протоколов I2S, ADAT, TDIF, AES/EBU, TDM и FireWire.

Хотя на сайте разработчика указаны более скромные параметры, а именно, 96 входных/выходных каналов. Поддерживаются частоты дискретизации до 192 КГц, в конструкции используется 32-битный RISC-процессор ARM7. Программирование DICE II возможно под платформы Windows XP (ASIO, WDM) и Apple — есть готовые драйвера. На семинаре была продемонстрирована полная выкладка по данному чипу, включая разбор особенностей архитектуры DICE II, документации и ПО к нему. Как видно, информация на AES является более современной, чем даже на сайте разработчиков.

Surround…

Канадская компания Holophone представила уникальную микрофонную систему для записи пространственного звука. На данный момент передовой моделью от Holophone является H2-Pro. Данная система уникальна по сути. В ее основе лежит эмуляция человеческого пространственного слуха, а на выходе мы имеем 8 каналов, которые сразу же могут использоваться как 7.1.


 Holophone H2-Pro
Surround-микрофон Holophone H2-Pro
    Характеристики H2-Pro:
  • Направленность: мультинаправленный.
  • Частотный диапазон: 7 x 20 Гц — 20 КГц +/- 2 дБ, 1 х 20 Гц — 110 Гц +/- 2 дБ.
  • Эквивалентный уровень шума: 23 дБ (А-взвешено).
  • Максимальный уровень звукового давления: 134 дБ SPL.
  • Общие гармонические искажения: 123 дБ SPL peak (<1% THD).
  • Длина кабеля: до 300 метров (в комплекте поставки 5-метровый).
  • Разъемы: 8 x XLR.
  • Выходное сопротивление: 30-40 Ом.

Цена на такой микрофон у многих дилеров составляет $6000, причем сами производители могут сдавать H2-Pro в аренду: $250/день, $1000/неделя, $2500/месяц. В продаже H2-Pro появился примерно в июле-2004. H2-Pro рассматривается для применения в системах вещания, HDTV, киноиндустрии, музыке и играх, естественно, мы говорим о производстве многоканального звука. На семинаре были продемонстрированы возможности Holophone при обеспечении трансляции спортивных передач и записи классической музыки.

Расстановка АС в системе 2+2+2


 2+2+2

Швейцарская компания с интересным названием 2+2+2 Marketing AG продемонстрировала на семинаре свою уникальную разработку в области систем 2+2+2. Они значительно отличаются от применяемых ныне многоканальных комплексов. Суть технологии 2+2+2 состоит в том, что используется три пары колонок, расставленных достаточно хитрым образом: четыре фронтальных (левая верхняя, правая верхняя, левая нижняя, правая нижняя) и две тыловых.

Данное предложение очень интересно тем, что позволяет создать полноценное объемное звуковое поле с несколькими вертикальными ярусами, что делает окружающую картину очень реалистичной. Причем, стоит отметить, что отсутствие центральных каналов не влияет на качество восприятия объема при том условии, что слушатель находится в центре звукового поля. Очень интересная разработка.

Также на тему Surround были семинары по современным системам мониторинга (Yamaha), вещанию (APT, DAVID), многоканальной акустике в автомобилях (Panasonic), мастерингу SACD (Merging / DAD).

Выставка на AES-118

В выставке приняло участие порядка 230 брэндов звуковой индустрии. Причем в AES обычно берут не количеством, а качеством, поэтому в списке экспонентов можно встретить много специализированных имен. Причем, стоит напомнить, что съезды AES проводятся два раза в год — весной и осенью. Все весенние съезды проходят на территории Европы, осенние — США. Поэтому на испанском мероприятии можно встретить множество европейских имен, хотя очевиден и наплыв американских брэндов.

Следует отметить некоторую сумятицу в европейском графике крупных мероприятий. В начале апреля проходит Musikmesse, в конце мая — AES, т.е. весна является самым насыщенным периодом. В США все распределено более равномерно NAMM Show — зима/лето, NAB Show — весна (конец апреля), AES — осень.

На AES-118 не участвовало очень много серьезных европейских брэндов, таких как IK Multimedia, Native Instruments, Celemony, «новичков» из MuseResearch и так далее. Нового ПО практически и не было, хотя на Musikmesse наблюдался всплеск.

Digigram UAX220


 UAX220

Очевидно, что выставка AES-118 в Барселоне носила вторичный характер. Хотя и было место некоторым новинкам. Например, компания Digigram, анонсируя в марте свой новый USB-интерфейс UAX220, не приняла участия в апрельском Musikmesse, направив свои усилия на его представление на NAB Show 2005. Там UAX220 удостоился звания «Pick Hit». И вот, на AES-118 он впервые попал в Европу.

Нужно сразу отметить, что ценовая политика Digigram оказалась достаточно агрессивной, цена на UAX в некоторых магазинах достигла $495, что не соответствует уровню предлагаемого продукта, ведь UAX220 — это аудио USB-интерфейс 2х2. Пусть он и очень удобен, но такую цену стоить не может.


 DVR2 Digital Vintage Reverb, Restoration Suite 2.0

Компания TC Electronic в рамках представления всего современного спектра своей продукции, достаточно серьезно обновила набор плагинов для вспомогательных устройств обработки серии PowerCore. В частности, были показаны новый ревербератор DVR2 Digital Vintage Reverb, набор Restoration Suite 2.0, включающий плагин DeThump, предназначенный для устранения низкочастотных пульсаций.

Стр.2 - Часть 2

Waves APA 32 и APA 44


 APA 32

Waves пошла по пути TC Electonic и выпустила внешние модули обработки APA 32 и APA 44. В отличие от многих подобных современных решений, в числе которых можно назвать TC Powercore, Muse Research Receptor,  APA 32 и APA 44 подключаются к компьютеру как сетевое устройство. APA 32 позволяет работать с 12-ю одновременно загруженными плагинами C4 или 9-ю LinEQ, или 6-ю IR-1 на частоте дискретизации 44,1 КГц. АРА 44 эффективнее 32-й на 30%.


 APA 44

Конечно, сложно комментировать подобную ситуацию, но возможно, для профессиональных студий такое решение может оказаться панацеей. Требования к РС — P4 или AMD Athlon 2 ГГц, 512 Мб RAM, Windows XP & SP1, 800x600, программы ProTools 6.9. Cubase SX 3.0.2 или Nuendo 3.0.2.

Гораздо более демократичными выглядят позиции Muse Research, brainspawn, котррых не было на AES-118, кстати, не было и англичан из Kjaerhus Audio, которые уровнем своей продукции составляют серьезную конкуренцию Waves.

Подразделение Yamaha, компания Steinberg, недавно отрывшая представительство в Чехии, представила на AES-118 Nuendo 3.1. Как говорит анонс, существенных обновлений немного, ключевой можно назвать реализацию поддержки аппаратных устройств от Euphonix. Апгрейд до 3.1 станет доступен зарегистрированным пользователям в июле-2005.

27 мая появилось обновление Samplitude и Sequoia до версий 8.2 немецкой компании MAGIX. Именно эти продукты и были ею представлены. В январе-2004 компания MAGIX включила в список рекомендованных для Samplitude и Sequoia интерфейсов продукцию Lynx Studio Technology. И нужно отметить, что последние сейчас находятся в фаворе у профессионалов.

Lynx Studio Technology Aurora 16


 Lynx Studio Technology Aurora 16

На данный момент компания Lynx Studio Technology достаточно успешно продвигает конверторы серии Aurora — Aurora 8 и Aurora 16. Они имеют соответственно наименованию 8 или 16 аналоговых входов/выходов и 8 или 16 цифровых AES/EBU входов/выходов. Поддерживается разрядность 24 бита и частота дискретизации до 192 КГц. Интерфейс может управляться компьютером по MIDI, инфракрасной связи IrDA, а также Lynx AES16. Помимо этого на задней панели предусмотрен специальный слот для добавления интерфейсных плат Firewire и ADAT. Качество АЦП/ЦАП’ов производителями указывается как «mastering». Aurora 16 попала в число номинантов на TEC Awards. 11_7050b_show.jpg

АС от Genelec


 Genelec

Что касается студийных мониторов, то на AES-118 участвовало три серьезных брэнда — JBL, Dynaudio и Genelec. Dynaudio продолжает рекламу своей Air-серии, а Genelec демонстрирует 8000-ки. В частности, на базе колонок 8020А и сабвуферов 7050В эти разработчики предлагают собрать неплохие системы 2.1 и 5.1 профессионального качества.

Подытожим

Конечно, очень интересными являются решения 2+2+2 и микрофоны Holophone H2-Pro в области многоканального звука. Также удивительным было представление чипа DICE II, интересно только, куда его будут встраивать, и сколько будут стоить конечные продукты.

Сама же выставка и набор участников достаточно серьезно подкачали. Гораздо более интересным сейчас является рынок разработчиков нового поколения, которые представлены не были, практически не отражена платформа Linux, хотя на ее базе уже можно встретить много интересных и недорогих решений.

В общем, как и предполагалось, рынок в этом году обновляется в корне, а на выставке были одни «старики». Более современную ситуацию мы рассмотрим в рамках июньского софт-рейтинга, а сейчас перейдем к номинантам TEC Awards.

Номинанты TEC Awards 2005

8 октября в Нью-Йорке (США) одновременно со 119-м съездом должна пройти 21-я по счету церемония награждений лучших в области технического мастерства и творчества Technical Excellence&Creativity Awards. В последнее время значимость данного мероприятия приобрела мировой масштаб, и попадание даже в число номинантов на соискание премии сейчас является очень престижным.


 TEC Awards

Голосование проводится среди подписчиков популярного профессионального журнала «MIX», номинации делятся на «Технические» и «Творческие», в первых оцениваются лучшие устройства, во вторых — работы специалистов. В конце мая на 118-м съезде AES в Барселоне (28-31 числа), стал известен полный список всех номинантов, из которого будут выбираться победители. Даем полный список технических номинаций:

Вспомогательное оборудование:

  • Aviom A16 II Headphone Mix System
  • FiberPlex LightViper 1832 Fiber Optic Snake
  • Mackie Big Knob
  • PreSonus Central Station
  • Stanton Final Scratch-2
  • TerraSonde Audio Toolbox Trinity
Цифровые конверторы:
  • Apogee Electronics Rosetta 200
  • Lynx Studio Aurora 16
  • MOTU Traveler
  • PreSonus Firepod
  • Prism ADA-8 XR
  • RME Fireface 800
Усилители:
  • Crown Commercial Audio Series
  • Grace m902 Headphone Amp
  • Hot House Four Hundred (новая IOD-версия)
  • Klein + Hummel PRO A2000
  • MC2 E45
  • Peavey CS 4000
Микрофонные предусилители:
  • BLUE Robbie
  • Focusrite The Liquid Channel
  • GML Model 2032
  • Millennia Media HV-3C
  • Tube-Tech MMC-1A
  • Universal Audio LA-610
Концертные микрофоны:
  • Audio-Technica AT892 Microset
  • Audix I-5
  • CAD e60
  • Electro-Voice RE 410
  • Sennheiser e900 Series Backline Mics
Студийные микрофоны:
  • AKG C414B-XLS/C414B-XLII
  • Audio-Technica AT2020
  • Earthworks DK25/R DrumKit System
  • RØDE NT2-A
  • Royer SF-24
  • Telefunken R-F-T M16 Mk II
Беспроводные системы:
  • AKG WMS 400
  • Audio-Technica 2000 Series
  • Lectrosonics Venue Receiver
  • Mipro MA909
  • Shure SLX Series Wireless
  • Zaxcom StereoLine Digital Wireless
Концертные АС:
  • EAW KF850Zr
  • JBL VerTec VT4888DP
  • L’Acoustics KUDO
  • Meyer Milo 120
  • QSC ISIS WideLine
  • Renkus-Heinz LA/9
Студийные АС:
  • ADAM Audio P33A
  • Blue Sky Media Desk
  • DynAudio BM5A
  • Genelec 8050A
  • JBL LSR6325P
  • Tannoy Ellipse IDP
Музыкальные инструменты:
  • E-mu Emulator X Studio V. 1.5
  • Garritan Personal Orchestra 2nd ed.
  • Line 6 VariAx Acoustic 700
  • MOTU MX4
  • Roland V-Pro TD-20S V-Drums
  • Tascam Gigastudio 3
Эффект-процессоры (железо):
  • BSS Soundweb London BLU-80
  • Empirical Labs Lil FrEQ
  • Eventide H8000A
  • Lake Mesa Quad EQ
  • Oram Hi-Def 4T Memory EQ
  • TC Electronic Mastering 6000
Эффект-процессоры (ПО):
  • Antares Auto-Tune 4
  • McDSP Channel G
  • Sony Oxford Restoration Tools
  • TC Electronic MD3 Stereo Mastering Package
  • Trillium Lane Labs TL Space
  • Waves L3 Maximizer
Рабочие станции:
  • Apple Logic Pro 6.5
  • BIAS Peak 4.1
  • Cakewalk SONAR 4 Producer Edition
  • Digidesign Pro Tools 6.7
  • MOTU Digital Performer 4.5
  • Steinberg Nuendo 3
Концертные микшеры:
  • Digidesign VENUE
  • InnovaSON Sy48
  • Mackie TT24
  • Midas Siena
  • Soundcraft GB8
  • Yamaha PM5D
Малые микшеры:
  • Allen & Heath WZ3 16:2
  • Digidesign Command 8
  • Mackie Digital X Bus X.200
  • Mackie Onyx 1640
  • Soundcraft/UREI 1620LE DJ Mixer
  • SPL MixDream
Большие микшеры:
  • Digidesign ICON
  • Fairlight Constellation-XT
  • Lawo mc2 66
  • Smart AV Elite 96
  • Solid State Logic AWS 900
  • Studer Vista 8

В завершении

В этом году TEC Awards по техническим номинантам очень близка к прошедшей в рамках Musikmesse 2005 церемонии m.i.p.a. Awards. Напомню, что там лучшей рабочей станцией стала Cakewalk SONAR 4, программой для работы с surround — Nuendo 3, лучшим микрофоном — AKG C414 B-XLII и т.п. То есть, списки практически идентичны за исключением некоторых признаков американского рынка и еще чего-то.

В числе технических номинантов TEC Awards 2005 отсутствует продукция компании Korg, которая на m.i.p.a. 2005 победила сразу в нескольких номинациях. Кстати, не совсем понятно, как она там вообще оказалась. В общем, результаты TEC Awards и m.i.p.a. нужно сравнивать межу собой и фильтровать.



Оригинал материала: https://3dnews.ru./170060