Оригинал материала: https://3dnews.ru./170122

Creative X-Fi Xtreme Music. Часть 1

Стр.1 - Часть 1.


 Creative SB0460

 Creative SB0460

После громкого анонса, в репортаже с которого мы осветили основные технические характеристики нового чипа и устройств, пришло время поделится впечатлениями. Благо, эмбарго на эту информацию уже снято.

PCI-плата SB0460 является младшей в линейке нового семейства X-Fi от Creative. Уже скоро она появится в продаже как отдельно под названием X-Fi Xtreme Music ($130), так и в качестве части более дорогого комплекта X-Fi Platinum (~$200), где дополнительно предусмотрены внешний рэковый блок и пульт дистанционного управления.


 Creative SB0460
Комплект X-Fi Platinum (~$200)

В основе технологической новинки "X-Fi" стоит сразу несколько уникальных для пользовательского рынка идей, главная из которых состоит в использовании мощного звукового процессора на борту платы (по существу, в бюджетном диапазоне он не имеет ни конкурентов, ни аналогов). При этом специальная система драйверов позволяет использовать данный процессор в трех ключевых переключающихся режимах - развлечения (Entertainment), игры (Games) и профессиональное создание музыки (Creation). Они существенно различаются между собой, и если, например, для профессионального аудиопроизводства во главу угла ставятся качество оцифровки и работа со звуком с высоким разрешением, то для игр установлены другие приоритеты - 3D-эффекты, поддерживаемые на аппаратном уровне и т.п. Такое разделение весьма и весьма разумно. И в каждом из режимов процессор платы обеспечивает максимальную разгрузку CPU и высокую работоспособность системы.


 Creative SB0460
Режим Entertainment специально предназначен для меломанов и любителей видео.

 Creative SB0460
Creation - плата Xtreme Music превращается в профессиональную студию звукозаписи.

 Creative SB0460
Режим Game позволяет значительно разгрузить центральный процессор компьютера, а также позволяет адаптировать звук по своим предпочтениям (пространство, эффекты и т.п.)

Не сказать, что данный вариант совсем дешев - многим пользователям достаточно иметь кодек AC'97 для выполнения стандартных операций с аудио. Но, в случаях, когда от звука нужно чего-то большего, начинается поиск. В бюджетном диапазоне до $200 очень редко можно найти что-то действительно интересное. Поэтому зачастую все вертится вокруг вариантов Creative Audigy/Live!/Extigy и ESI Juli@. Новинки последних лет в среде USB/Firewire-интерфейсов оказались достаточно дорогими, и соотношение цена/возможности у них является завышенным. При этом, во время возникновения первых USB аудио/MIDI-интерфейсов, производители сразу же говорили о предстоящем апгрейде данных устройств на Firewire-стандарт из-за ограничений пропускной способности USB. Он состоялся, но цены кусаются, а по возможностям эти интерфейсы ничем не лучше PCI-новинки от Creative.

Плата SB0460 будет, пожалуй, самым оптимальным решением в бюджетном диапазоне, поскольку предоставляет профессиональное звуковое качество и множество функций, которые недоступны пользователям АС'97.

Описание платы


 Creative SB0460

SP0460 является минимальной самодостаточной рабочей системой. Но вместе с тем она предусматривает возможности апгрейда и подключения внешних модулей, имеющихся в более старших моделях X-Fi. Для коммутации с ними предусмотрены разъемы AD_Link, AD_Ext и разъем питания. Помимо этого предусмотрен еще один разъем, предназначенный для подключения специфических устройств от Creative, который без необходимости не стоит трогать.

Из входов мы имеем один комбинированный, который совмещает в себе Line In/Mic In, цифровой вход/выход (не во всех платах), также он предназначен для передачи цифрового потокового аудио в стандартах Dolby Digital и DTS. Сбоку платы находится дополнительный аналоговый вход Aux In. Линейных выходов у платы всего три. Но это не мешает построить аналоговую коммутацию для системы 7.1. Как это можно сделать, вы можете узнать в документации к плате. Но на данном этапе могу сказать одно, что к выходу Line Out 2 может подключаться не только стандартный стерео-мини-джек, но и трио-мини-джек (три сигнальных контакта).


 Creative SB0460

Стр.2 - Часть 2

Первые впечатления

Ну, во-первых, это удивление качеством - SB0460 безусловно можно использовать для профессиональной работы со звуком. Лично мне это стало очевидно сразу "на слух", как только я в первый раз включил эту плату на профессиональной студии и запустил фонограмму. Но, чтобы не быть голословным и не ставить свой слух как эталон, я решил провести немного тестов. Естественно, выбрал программу RMAA 5.5 и ее стандартный тест "loop-back", при котором линейный выход подключается на линейный вход, драйвера платы установлены в режим Creation для акустической системы 2.0/2.1. На самом деле этот тест не дает четких представлений о плате, хотя может просто указать на уровень ее качества.

По результатам тестов на различных частотах дискретизации и значений разрядности у меня получилась следующая таблица:


Тесты
SB0460
16/44.1
SB0460
16/48
SB0460
24/48
SB0460
24/96
Частотный диапазон (40 Гц — 15 КГц), дБ
+0.02, -0.12
+0.01, -0.09
+0.01, -0.09
+0.02, -0.18
Уровень шума, дБ (А)
-93.9
-94.4
-101.8
-102.0
Динамический диапазон, дБ (А)
93.7
94.2
101.5
101.8
Общие гармонические искажения (THD), %
0.0009
0.0009
0.0008
0.0008
Интермодуляционные искажения + шум (IMD+Noise), %
0.0057
0.0055
0.0026
0.0025
Взаимопроникновение каналов в стерео (stereo crosstalk), дБ
-96.8
-94.4
-101.2
-98.3

Нужно отметить, что эти данные я взял только с одного компьютера (CPU Athlon XP 1700+, 512 Мб RAM, MB K7VMM+, экранированный корпус, бесшумная система охлаждения, заземляющий контур в студии), тогда как тестировал плату на нескольких, и в некоторых случаях результаты отличались значительно - в ряде случаев плата очень хорошо улавливала внешние "наводки". Поэтому, как и для всех профессиональных решений, а, судя по результатам тестов, мы говорим о "профессионале", для нормальной работы пользователям нужно обеспечить все условия - заземление и т.п.

Данные результаты не намного отличаются от заявленных в спецификации к устройству, учитывая то, что в тесте RMAA мы тестировали систему выход-вход, т.е. принимали во внимание погрешности обоих. У производителя указано следующее:

  • Cоотношение сигнал/шум (20кГц Low-pass filter, A-Weighted)
    Стерео выход - 109 дБ
    Передний и задний каналы - 109 дБ
    Центральный, сабвуфер и боковые каналы - 109 дБ
  • Суммарные гармонические искажения + шум на 1 кГц (20 кГц Low-pass filter) = 0.004%
  • Частотная характеристика (-3 дБ, 24-бит/96 кГц вход) = <10 Гц до 46 кГц
  • Частотная характеристика (-3 дБ, 24-бит/192 кГц вход) = <10 Гц до 88 кГц (только стерео)

При переходе в том же самом режиме Creation на 4.0/4.1, 5.1, 6.1 и 7.1, результаты тестирования остальных каналов (фронтальный, тыловые, сабвуфер) идентичны тем же в стерео (которые приведены в таблице).

Нужно отметить, что о качестве платы можно уже было сразу сказать "на слух", а тесты в лишний раз подтвердили субъективное мнение.

Вторые впечатления

Теперь давайте разберемся с тремя режимами. Как уже было отмечено, в их рамках совершенно по-разному используется мощный процессор платы. Итак, сводная таблица, в которой заодно вы увидите и возможности SB0460.


Режимы
Entertainment
Creation
Game
Аппаратный процессинг 3D Audio
Нет
Опционально
Да
Окружающие эффекты
Опционально
Опционально
Да
Воспроизведение звука с высоким разрешением
Да
Да
Нет
Конвертация из стерео в многоканальные стандарты
Да
Нет
Опционально
Многоканальная запись
Нет
Да
Нет
MIDI на аппаратном уровне
Опционально
Да
Нет
Эффекты на аппаратном уровне
Да
Опционально
Да
Сэмплово-синхронизированные запись и воспроизведение
Нет
Да
Нет
Минимизация задержек
Нет
Да
Нет
«Bit-Accurate» — алгоритм тщательного (очень точного) квантования
Опционально
Да
Нет
Воспроизведение 3D MIDI
Да
Да
Да
Работа с 3D MIDI
Нет
Да
Нет
Технология EAX Advanced HD 5.0
Ограниченно
Ограниченно
Да
Технология EAX Advanced HD 4.0
Ограниченно
Ограниченно
Да
Технология EAX Advanced HD 3.0
Да
Да
Да
Количество вспомогательных эффектов (AUX)
2
4
4
Максимальное количество ревербераторов
1
2
4
Кол-во эффектов «в разрыв» (inserts)
Нет
4
Нет
Число выходных ASIO каналов: «чистых»
1 пара
5 пар
1 пара
Число выходных ASIO каналов: FX
Нет
4 пары
Нет
Число входных ASIO каналов: WUH (What U Hear)
8
8
8
Число основных входных ASIO каналов
1 пара
1 пара
1 пара
Поддержка ASIO 2.0
Ограниченно
Да
Ограниченно
Прямой мониторинг ASIO 2.0
0
12 (6 пар)
0
Технологии объемного звука CMSS (CMSS Surround, CMSS Headphones, CMSS 3DVirtual (на две колонки))
Да
Нет
Да
CMSS 3DVirtual (на четыре колонки)
Нет
Нет
Да
CMSS-3DInteractive
Да
Да
Да
Технология улучшения качества 24-bit Crystalizer
Да
Да
Да
Графический эквалайзер
10 полос
10 полос
10 полос
Быстрое управление громкостью
Да
Да
Да
Управление уровнем низких частот (басами)
Расширенное
Нет
Расширенное

Итого, мы имеем для каждого отдельного случая свой набор используемых технологий и функций. Единственное, что здесь еще нужно отметить - в рамках устройства поддерживается потоковое многоканальное аудио стандартов Dolby Digital и DTS, но максимальная частота дискретизации в этом случае равна 48 КГц.

После "разбора полетов" платы в трех режимах, следует отметить самое яркое, сразу же бросающееся в глаза - ремастеринг аудио, который значительно улучшает качество звучания, а также всякие "примочки" типа CMSS (объемный звук) и управление уровнями низких частот, кои делают картину более яркой и реалистичной, что очень эффектно слушается при просмотре кинофильмов и в играх.

Что касается профессионального аудио, то могу определенно сказать, что такой уровень качества от платы за $130 - неожиданность.

Программно-аппаратный комплекс


 Creative SB0460
Creative для X-Fi сделала очень удобный установочный диск, основными плюсами которого является то, что каждую мелкую или крупную программу или утилиту можно удалять, устанавливать и переустанавливать по отдельности.

Creative - одна из немногих фирм, которая вместе с "железом" поставила обширную базу ПО. Общий объем программ составляет порядка 600 Мб, и в их числе можно найти все, что угодно, начиная от программы записи CD-R/RW-дисков, и заканчивая простейшим звуковым редактором, поддерживающим стандарты DirectX и VST. В том комплекте поставки, который попал ко мне в руки, был достаточно обширный комплекс полезных утилит. Я удивился, что не нашел там ПО для работы со звуком, кроме "родного" малофункционального звукового редактора WaveStudio, хотя в документе от Сreative "SOUND BLASTER X-FI: MUSIC CREATION GUIDE" явно указаны конкретные программы и описана работа со Steinberg Cubase LE, Steinberg Wavelab Lite 2.0 и IK Multimedia Amplitube LE.


 Creative SB0460
Steinberg Cubase LE

И действительно, мультитрековые программы от Steinberg наиболее подходят для плат семейства X-Fi. У Creative в режиме Creation предусмотрен универсальный микшер, именуемый Audio Creation Mode Console. В нем можно управлять очень мощной системой аппаратного эффект-процессинга платы, производить коммутацию, а также записывать готовые миксы, включающие MIDI, аудио, VST-инструменты, внешние подключенные устройства (функция What U Hear). Причем все это может прекрасно работать в рамках многоканальных систем. Таким образом, программы от Steinberg и железо от Creative - это одна из самых мощных современных "связок". Почему я тут не говорю о великолепной новинке этого года, программе Mackie/RAW Material Tracktion 2? Дело в том, что эта программа больше подходит для работы в стерео, а тут получается очень удобный комплекс для работы с многоканальными системами.

Подытожим


 Creative SB0460

Неожиданно, красиво и очень мощно. Главное событие на рынке звукового железа этого года. Во второй части мы рассмотрим практические аспекты работы с новинкой от Creative X-Fi Xtreme Music. А пока остается только ждать, когда она появится на прилавках.

Все вопросы, замечания и пожелания можно и нужно задавать в конференции



Оригинал материала: https://3dnews.ru./170122