Оригинал материала: https://3dnews.ru./170123

"Creative Sound Blaster X-Fi" Launch

Стр.1 - Немного истории

2 августа в Лейпциге прошла европейская пресс-конференция компании "Creative Labs", посвященная сентябрьскому выходу новых продуктов компании на звуковом чипе X-Fi. Невзирая на все слухи и домыслы, регулярно всплывающие в Сети, можно честно констатировать - карты есть, драйвер стабилен, звук отменный.


Первая информация о предстоящем выпуске продукта, появилась еще в прошлом году и предварительные цифры спецификаций вызвали шок - всего три цифры: 51,1 млн транзисторов, 116dB отношение сигнал/шум и 4096 аудиоканалов.



Без ремня - сложно...

В Лейпциге был проведен технологический брифинг, журналисты наслушались демок, наигрались на музыкальных инструментах, получили семплы и разъехались разбираться с новинкой. Полные результаты тестирования X-Fi можно будет публиковать начиная с 21 августа, и, сделать это раньше - просто невозможно. Продукт крайне сложен, особенно в программной части, приближаясь по насыщенности интерфейсов к своим профессиональным аналогам.

Сегодняшний материал - не более чем вводная часть цикла статей, посвященных X-Fi. Отдельно будут рассмотрены новые технологии, Xtreme Fidelity White Paper, программное обеспечение, и проведено тестирование. Так мало в последнее время было реальных новинок в области консьюмерского PC Audio, что можно и растянуть удовольствие. Ведь следующий чип от Creative выйдет лет так через пять...

Немного истории

Сингапурская компания "Creative Labs" была основана в 1981 году господином Sim Wong Hoo. 24 года назад было трудно себе представить, что архитекстура PC со временем сможет дорости до звуковых возможностей аудиофильских систем. А цель была поставлена именно такова.

Только спустя шесть лет исследований и инвестиций, в 1987, был представлен их первый программно-аппаратный комплекс "Creative Music System – C/MS", звуковая плата с возможностью синтеза 12-ти стерео голосов и пакетом из трех программ: C/MS Composer, C/MS Intelligent Organ и C/MS Multimedia Presenter. Новинка осталась абсолютно не замеченной рынком.

Великий "Sound Blaster" увидел свет в 1989. Компания учла предыдущую ошибку и на этот раз расчет делался исключительно на игроманов - простенький 11-ти голосный FM синтезатор, 8-bit монофоническая запись и воспроизведение, плюс MIDI/Gameport.

В 1991 вышел "Sound Blaster PRO" и этот лэйбл на десятилетия стал синонимом компьютерного звука. Именно "Sound Blaster PRO" мгновенно стал стандартом Audio PC - относительная, по тем временам, дешевизна решения и простота программирования под новый стандарт понравилась и пользователям и создателям игр.


Sound Blaster PRO
Sound Blaster PRO

1992 - "Sound Blaster 16" впервые предоставляет возможность воспроизведения стерео звука с качеством 16-bit. В том же году Creative выпускает на рынок дочернюю плату Wave Blaster (Wavetable-синтез).


Sound Blaster 16
Sound Blaster 16

1994 - выходит "Sound Blaster AWE32". Все то же самое, что и "Sound Blaster 16", но на борту был установлен новый wavetable синтезатор EMU8000. Первая реализация возможности установки внешней памяти прямо на основной плате.



Sound Blaster AWE32

1996 - старт уже сразу двух решений - "Sound Blaster AWE64" и "Sound Blaster AWE64 Gold". Наблюдаются уже какие-то зачатки понимания законов маркетинга и деления рынков, невзирая на азиатские корни компании. Впервые появился SPDIF и очень серьезный комплект программного обеспечения. Именно этот пакет впоследствии дорос до современного моструозного состояния. Версия "Gold" предназначалась для профессиональных музыкантов и означала позолоченные коннекторы.


Sound Blaster AWE64
Sound Blaster AWE64

К 1998 году шина PCI уже успела получить серьезное распространение и компания выпускает свой легендарный "Sound Blaster Live!" на аудио-процессоре EMU10K1. Введен новый звуковой стандарт "EAX". До сих пор большинство пользователей имеют звуковые платы именного этого семейства.


Sound Blaster Live!
Sound Blaster Live!

1999 - семейство Live! расширено на две карты - "Sound Blaster Live! Player" и "Sound Blaster Live! Platinum" (дополнительное фронтальное устройство the "Live!Drive" с SPDIF in/out и оптическими in/out).


Sound Blaster Live!
Sound Blaster Live! Platinum

2000 - последнее дополнение в серии "Live!" - "Sound Blaster Live! Player 5.1" и "Sound Blaster Live! Platinum 5.1". Получен полный сертификат Dolby Laboratories.

2001 - выпущен "Sound Blaster Audigy". Упор сделан на расширение возможностей профессионального использования карты. 24bit/96KHz DACs позволяет достигнуть 100dB SNR (Соотношение сигнал/шум). Серьезно расширен стандарт EAX: "Time Scaling", "CMSS (Creative Multi Speaker Surround) 3D" и "Audio Clean-Up". Впервые установлен порт FireWire.


Sound Blaster Audigy
Sound Blaster Audigy

2002 - выходит "Sound Blaster Extigy" - чисто внешнее звуковое устройство с соединением по USB.


Sound Blaster Extigy
Sound Blaster Extigy

2003 (весна) - выходит портативный "Sound Blaster MP3+".


Sound Blaster MP3+
Sound Blaster MP3+

2003 (Осень) - выход Sound Blaster Audigy 2 ZS. Сигнал-шум на сей раз уже 108dB, THX сертификат, поддержка 7.1, причем, впервые в мире, одновременно Dolby Digital EX и DTS-ES.


Sound Blaster Audigy 2 ZS
Sound Blaster Audigy 2 ZS

2005 - выход Sound Blaster X-Fi

Стр.2 - Sound Blaster X-Fi


Sound Blaster X-Fi

Итак, со времени выхода предыдущего чипа от Creative - Audigy, прошло 4 года. Срок не просто громадный, а нереальный, по компьютерным меркам. Достаточно вспомнить тот факт, что именно в это время умерла 3dfx, а в наших компьютерах стояли GeForce 3 Ti500/200, GeForce 2 MX, Radeоn 256 и Savage 2000. Сейчас эти видеокарты можно найти разве что в музеях. Более того, по большому счету, покупатель не увидел большой разницы между серией Live! и Sound Blaster Audigy. В играх, а их поклонники - это самый многочисленный отряд покупателей хорошего звука, серьезного прогресса не произошло. Народ, имеющий "Sound Blaster Live!", не спешил менять его на Audigy. А ведь год рождения Live! - это 1998 (время Riva TNT, 3dfx и Pentium MMX).

Отчего такой застой в компьютерном аудио? Причин несколько. Первая и самое очевидная - еще со времен Live! достигнут тот самый технологический уровень, который устраивает 90% пользователей. Creative взял курс на совмещение всех трех составляющих PC Audio - воспроизведение DVD, игры и студийная звукозапись. Первые две задачи решены с блеском! А вот третья решена не будет никогда. Психологически, профессиональные музыканты и звукоинженеры не воспринимают решения от Creative достойными своего внимания. Для них создан огромный спектр специализированных программно-аппаратных решений из абсолютно другого ценового диапазона и, 100 долларовая звуковая карта ну никак не соответствует их представлениям о необходимом оборудовании. Но, Live! уже устраивает подавляющее большинство пользователей компьютеров, даже сейчас.

Вторая причина застоя - отсутствие серьезных альтернативных разработок и стандартов. Достаточно посмотреть на список поглощений компании Creative, чтобы стало очевидно - происходила и происходит целенаправленная скупка любых конкурирующих компаний, способных привнести в индустрию PC Audio хоть какую-то свежую струю:

  1. E-Mu - выкуплена в 1993 году
  2. Ensoniq - 1998
  3. Aureal - 2001
  4. Sensaura - 2003

Что-то из наработок конкурентов было успешно внедрено, что-то положено под сукно, суть это не меняет - у Creative практически не осталось серьезных конкуретов.

То самое, то, что вы думали, подкрался незаметно. "Встроенный звук" уже пару лет как является совершенно бесплатным приложением к любой материнской плате. Копеечный кодек, который по существу лишь интерфейс, который позволяет переложить всю работу по обращению со звуковым потоком на CPU, совершил мини-революцию. Мало кто помнит времена, когда даже для подключения жестких дисков к материнской плате требовался дополнительный контроллер. Современная материнская плата - это и LAN и звук, и USB, и IEEE 1394, и встроенный IDE контроллер в одном флаконе. И даже Video, если на то пошло...

Купив материнскую плату, пользователь имеет все это практически бесплатно.

Тот же самый чип Realtek ALC880 (Intel High Definition Audio) уже поддерживает 7.1 аудио-каналов и имеет S/PDIF In/Out-интерфейсы. Его стоимость при промышленных закупках - 30 центов, еще столько же стоят все необходимые гнезда. Одна проблема: интегрированный звук целиком и полностью ложится на плечи CPU, отъедая его производительность от решения основных задач. Но для большинства приложений этот факт никак не критичен. Одно дело времена Pentium MMX, совсем другое - Extreme Edition и FX51.

Другое дело игры. В таких играх как HL2 и FarCry детализация сцен столь высока, что именно процессор является сдерживающим фактором повышения значения FPS. Для экстремальных геймеров это критично. Именно на этот факт обращала внимание компания Creative во время презентации X-Fi, называя встроенный звук "стандартным звуком".

Полная аппаратная поддержка обработки звука, которой могут похвастаться внешние карты, тоже отъедает ресурсы, как и любое дополнительное устройство, но, как видно из представленного графика, даже на старых играх использование внешней карты дает выигрыш. Для современных игр разрыв более значителен.


К сожалению, полные результаты тестирования X-Fi можно будет публиковать начиная с 21 августа, но хоть что-то для подтверждения всем известного постулата, дать можно :-)

На основе чипа CA20K1-PAG выпущено две карты - варанты исполнения SB0550 и SB0460.
Итак, официальные технические характеристики (в скобках даны значения для SB0460):

  • 24-bit Analog-to-Digital conversion of analog inputs at 96kHz sample rate
  • 24-bit Digital-to-Analog conversion of digital sources at 96kHz to analog 7.1 speaker output
  • 24-bit Digital-to-Analog conversion of stereo digital sources at 192kHz to stereo output
  • 16-bit to 24-bit recording sampling rates: 8, 11.025, 16, 22.05, 24, 32, 44.1, 48 and 96kHz
  • Signal-to-Noise Ratio (20kHz Low-pass fi lter, A-Weighted)
    • Stereo Output 116dB (109dB)
    • Front and Rear Channels 116dB (109dB)
    • Center, Subwoofer and Side Channels 116dB (109dB)
    • Total Harmonic Distortion + Noise at 1kHz (20kHz Low-pass fi lter) = 0.004%
  • Frequency Response (-3dB, 24-bit/96kHz input ) = <10Hz to 46kHz
  • Frequency Response (-3dB, 24-bit/192kHz input) = <10Hz to 88kHz (Stereo only)
  • ASIO 2.0 support at 16-bit/44.1kHz, 16-bit/48kHz, 24-bit/44.1kHz 24-bit/48kHz and 24-bit/96kHz with direct monitoring
  • Enhanced SoundFont support at up to 24-bit resolution
На разработку нового звукового процессора CA20K1-PAG ушло 4 года. Производительность нового чипа будоражит воображение:


X-Fi (CA20K1-PAG) Audigy (EMU10K2,5)
Транзисторов 51,1 млн 4,6 млн
Ключей 1613658 шт 200 шт
Техпроцесс 0,13 мк 0,18 мк
Частота 400 Mhz 200 Mhz
MIPS 10340 424+

Если сравнить возможности всех пяти ключевых продуктов Creative, то рывок X-Fi станет еще более очевидным:



MIPS Кол-во
аудиканалов
MIPS vs Live! Кол-во
эффектов в
реал-тайм
Кол-во
транзисторов
Sound Blaster Pro ~1 - 0,0001x - 100K
AWE 32 67 - 0,2x - 500K
Live! (10k1) 335 16 1x 1 2M
Audigy (10k2) 424 64 4x 4 4,6M
Creative X-Fi 10340 4096 67x 8 51,1M

Представители компании Creative очень любят сравнивать 51,1 млн транзисторов своего нового чипа с 55 млн Pentium 4 Northwood. Тем не менее, при работе чип холодный и радиатор пока не потребовался - сказывается кардинальная разница в частоте.


Архитектура процессора детально представлена в документе Sound Blaster X-Fi Whitepaper (2,4Mb). Через несколько дней будет готов перевод этого обширного документа из 59 страниц.

Но одну особенность новой архитектуры Audio Ring необходимо отметить - наличие на карте памяти SDRAM. Маркетинговое наименование - X-RAM – Xtreme Fidelity RAM. Дополнительная память позволяет разработчикам игр размещать и хранить звуки непосредственно на карте, не загружая шину, и уменьшить влияние на производительность игры.

Как уже упоминалось, на основе чипа CA20K1-PAG выпущено две карты. Рассмотрим отличия:


Sound Blaster X-Fi
Младшая модель Sound Blaster X-Fi SB0460 (*3050x2170; 850kb)


Старшая модель Sound Blaster X-Fi SB0550 (*3184x2180; 1050kb)

Как видим, это абсолютно разные решения. Объединяет их аудио-чип, наличие дополнительного питания (теперь и на звуковых картах), шина PCI (вариант в исполнении PCI-Ex будет выпущен значительно позже) и единое исполнение входов/выходов:


Четыре програмируемых джекера и 26-пиновый AD_Link коннектор для подключения консоли.

Стр.3 - Продукты на основе X-Fi

Продукты на основе X-Fi

На основе аудио-карт SB0550 и SB0460 выйдет четыре варианта комплектации:
  • "Sound Blaster X-Fi Xtreme Music"
  • "Sound Blaster X-Fi Platinum"
  • "Sound Blaster X-Fi Fatal1ty FPS Edition"
  • "Sound Blaster X-Fi Elite Pro"
Рассмотрим их подробней.

I. Sound Blaster X-Fi Xtreme Music


Sound Blaster X-Fi Xtreme Music
Рекомендованная цена: US$130
- Просто карта SB0460

II. Sound Blaster X-Fi Platinum


Рекомендованная цена: US$200
- Карта SB0460;
- Пульт управления;
- I/O Drive:
  • 2 X RCA jacks for coaxial SPDIF input and output
  • 2 X RCA jacks for Auxiliary input
  • 2 X optical connectors for optical SPDIF input and output
  • 2 X mini MIDI female connectors for MIDI input and output
  • Headphone output via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack
  • Headphone volume control knob
  • Shared line-level analog Line/Microphone input via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack

III. Sound Blaster X-Fi Fatal1ty FPS Edition


Рекомендованная цена: US$280
- Карта SB0550;
- Пульт управления;
- I/O Drive:

  • 2 X RCA jacks for coaxial SPDIF input and output
  • 2 X RCA jacks for Auxiliary input
  • 2 X optical connectors for optical SPDIF input and output
  • 2 X mini MIDI female connectors for MIDI input and output
  • Headphone output via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack
  • Headphone volume control knob
  • Shared line-level analog Line/Microphone input via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack

IV. Sound Blaster X-Fi Elite Pro


Рекомендованная цена: US$400
- Карта SB0550;
- Пульт управления;
- I/O External Console

  • Two RCA jacks for coaxial SPDIF input and output
  • Shared Auxiliary input/Phono input via RCA stereo jacks
  • Two optical connectors for optical SPDIF input and output
  • Two standard MIDI female connectors for MIDI input and output
  • Headphone output and volume control via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack
  • Shared line-level analog Line/Microphone input via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack
  • Shared line-level analog Line/Hi-Z input via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack
  • DIN jack to connect Creative analog speaker systems with the wired remote control or Audio Control Pod that comes with the speakers
  • One AD_LINK connector for linking to the audio card

Выводы

Сможет ли X-Fi сегодня стать тем, чем был Live! на исходе прошлого тысячелетия? Скорее всего уже нет. Встроенный звук продолжает исполнять свой победный марш на компьютерах миллионов потребителей, оставляя нишу внешних решений маргиналам в лице экстремальных компьютерных игроков. Хотя, если отбросить из рассмотрения верхние решения, то карта Sound "Blaster X-Fi Xtreme Music" за свои 130$ является более чем привлекательным решением для меломана, игрока и начинающего создателя музыкального контента.


Со временем выйдут новые карты на основе этого чипа, в вариантах PCI-Ex, с увеличенным размером буфера памяти, будет расширяться программное обеспечение, маркетологи напридумывают море дополнительных возможностей и красивых названий. Но основным вопросом останется поддержка новых возможностей трехмерного панорамирования звука со стороны разработчиков игр. На диске с драйвером и ПО также находится патч 1.3 для DOOM3, который в полной мере раскрывает потенциал карты. К сожалению, он пока один. Без всяких патчей UT2004 в корне изменил свое звучание в лучшую сторону, а вот FarCry остался прежним. Работа с разработчиками ПО - одна из важнейших составляющих успеха разработчиков железа. В полной мере это касается как NVIDIA/ATI и INTEL/AMD, так и Creative. Будем надеяться, что EAX ADVANCED HD 5.0 не окажется безумно сложным в освоении, и все будущие хитовые игровые лейблы получат соответствующую наклейку.


В начале сентября X-Fi во всех своих воплощениях ляжет на полки магазинов. Откровенно говоря - карта понравилась. Не хочется сильно заморачиваться на глупостях о "кристальной чистоте звучания" и "необычайной точности позиционирования сотен голосов" - звук понятие субъективное. Просто послушайте пару треков и сравните:



Оригинал материала: https://3dnews.ru./170123