Оригинал материала: https://3dnews.ru./170185

Cambridge Soundworks DTT2500

Введение

Выход доступных для массового пользователя качественных звуковых карт, поддерживающих стандарты пространственного звука типа EAX или A3D, с одной стороны; и обширное, хотя и не без скрипа, проникновение DVD на рынок домашних компьютеров с другой, неизбежно подняли планку и для настольных акустических систем. Технологические достижения в области аппаратных средств нашли живейший отклик среди разработчиков программ. Взять, к примеру, игры - сейчас только ленивый не вводит поддержку одного из стандартов трехмерного звука. Заметно лучше "зазвучал" Интернет. Короче говоря, появился спрос, который, как учили Великие, порождает предложение. Предложение не заставило себя ждать. Мало помалу, дешевые пластиковые коробочки начинали уступать свое место на компьютерных столах более серьезным аппаратам. Условно, развитие рынка настольной акустики для РС шло по двум направлениям: повышение качества звучания и наращивание функциональных возможностей. С первым все понятно - использование более качественных компонентов как в самих колонках, так и в усилителях позволило достичь более высокого качества звука, что стало оправданным, так как источники (звуковые карты) тоже заметно подтянулись. Что же касается второго направления, то здесь речь прежде всего идет о поддержке новых (и не очень) звуковых стандартов, которые прочно обосновались в компьютерном мире. Что мы имеем:

1) Трехмерный звук в играх и иных мультимедийных приложениях

Этот стандарт чаще всего подразумевает наличие четырех выходных каналов на звуковой плате - два для фронтальных динамиков и два для тыловых. Иногда (значительно реже) звук в играх кодируется в Dolby Pro LogicФ, что не требует наличия четырех каналов, зато требует наличие декодера Dolby Pro LogicФ. Пиком технологии для озвучивания четырехканального стандарта явились системы 4.1, состоящие из усилителя, сабвуфера и четырех сателлитов. Из наиболее пристойных к ним относятся такие модели, как Cambridge SoundWorks FPS2000, Guillemot Maxi Subwoofer 720 5D, Altec Lansing ACS54 и ACS 56, VideoLogic Sirocco Cross Fire, а также безумный Klipsch Pro Media 2-400 THX.

2) Звуковые стандарты DVD

Здесь речь прежде всего идет о двух разновидностях кодировки объемного звука - Dolby Pro LogicФ и Dolby DigitalФ (он же AC3). Стандарт Dolby Pro Logic является аналоговым и имеет 4 раздельных канала - два фронтальных, центр и тыл (общий). Сабвуфер в Pro Logic не является отдельным каналом, а воспроизводит низкочастотную составляющую фронтальных каналов. Dolby Digital является полностью цифровым стандартом, в подавляющем большинстве случаев с 6 раздельными каналами - два фронтальных, центр, два тыловых и отдельный канал LFE (низкочастотные эффекты) для сабвуфера. Оба стандарта подразумевают наличие соответствующего декодера (декодеры Dolby Digital всегда поддерживают и Dolby Pro Logic, но не наоборот). Здесь на рынке настольной акустики также достаточно обширный выбор комплектов: Jazz 9902 (только Pro Logic), Cambridge SoundWorks DTT2500, Altec Lansing ADA880R (фантомный центр), Gallant OdysseySound 5.1, Videologic DigiTheater и DigiTheater DTS и так далее.

К сожалению, сейчас на рынке есть только один комплект, целиком поддерживающий как трехмерный звук в играх, так и DVD-стандарты: Cambridge SoundWorks DTT2500 от Creative. До него был Cambridge SoundWorks Desktop Theater 5.1, но качество звучания и характеристики у него были ощутимо хуже. Я не перестаю удивляться какой-то непонятной недальновидности производителей подобных систем. Ведь ввести поддержку 4-канального трехмерного звука в систему 5.1 ничего не стоит - сделай 2 стереовхода и добавь один режим - и рынок изделия сразу существенно расширится. Ведь уж наверняка те, у кого есть DVD на базе компьютера, вряд ли используют SB 16 Vibra! А так что получается: при всех его плюсах (о них позже) DTT2500 является не самым лучшим настольным комплектом 5.1 по качеству звучания и удобству использования. Да, он более чем неплох за свои деньги, но ведь не в них счастье! Я, к примеру, был бы готов потратить побольше денег за значительно более качественный комплект, типа DigiTheater от VideoLogic, но, имея SB Live!, я совсем не хотел хоронить все ее возможности в сфере EAX, потому что VidoeLogic пожидились за 400 долларов впаять два стерео миниджека и добавить один разнесчастный режим, не подразумевающий никакого дополнительного декодирования!

Что еще

Ну, оставим досужие рассуждения на тему "если бы да кабы...", и обратим взор к тому, что имеем. А имеем мы в этом ценовом диапазоне, как выяснилось, не так уж много. DTT 2500 стоит в среднем 220-240 долларов. И вы знаете, долгое время особых конкурентов у него не было. Altec Lansing ADA880R стоит уверенных 280-300 баксов, при этом у него фантомный центр и нет Four Point Surround (FPS), хотя звучит он лучше DTT2500 и имеет пульт ДУ. Есть еще Jazz 9902, он стоит чуть дешевле, около 210-220 зеленых рублей. У него есть пульт ДУ, а сам декодер сделан под 5'' слот в компьютере, но, во-первых, он работает только с Dolby Pro Logic и не понимает FPS, а во-вторых, звучит просто-напросто отстойно. Не вариант. Вот, пожалуй, и все.

Cambridge SoundWorks DTT2500. Спецификация:

  • Звуковые Режимы: Dolby DigitalФ; Dolby Pro LogicФ, FourPointSurround, CMSS (Movie, Music), Stereo, Left Only, Right Only
  • Суммарная паспортная мощность усилителя: 69 Вт. RMS (сабвуфер - 20 Вт., фронтальные и тыловые сателлиты - 4 х 7 Вт, центр - 21 Вт)
  • Декодер/Усилитель: Внешний блок, Dolby Digital, 24-bit DAC
  • Входы: коаксиальный SPDIF, 2 линейных аналоговых входа фронт/тыл (3,5 мм. стерео "миниджэк"), 9-контактный цифровой DIN
  • Выходы: 6 выходов RCA для 5 сателлитов и сабвуфера, линейный выход RCA LFE для активного сабвуфера.
  • Сателлиты: 2,5"
  • Сабвуфер: 5,25" пассивный, корпус закрытого типа, порт фазоинвертора на боковой панели
  • Регулировки: громкость общая, тыл, центр, сабвуфер.
  • Блок питания: внешний
DTT2500 очень красив. Абсолютно строгий дизайн, черный цвет, колонки кубической формы с очень приятной и слегка бархатистой на вид поверхностью, вроде как карбоновое напыление. Корпус декодера - также из черного пластика с золотистой надписью Cambridge SoundWorks и зелеными индикаторами режимов. Сабвуфер - просто сама простота и элегантность - строгий черный ящик с внушительной дыркой фазонивертора. В общем, все выглядит, я бы сказал, солидно и дорого.

Разминка

Установка, подключение и настройка проблем не вызывает, однако есть свои нюансы.

С точки зрения комплектации все привычно качественно и аккуратно: все компоненты комплекта плотно запакованы и уложены в здоровенную коробку, в которой, как обычно, пенопропилена больше, чем самих изделий. В комплект, помимо сабвуфера, сателлитов, декодера и блока питания, входят: 2 стойки для тыловых сателлитов, очень добротные и удобные, которые могут быль собраны в трех вариантах, различных по высоте; все необходимые провода, а именно коаксиальный SPDIF (RCA-RCA), два стереокабеля для аналоговых каналов ("миниджек" на "миниджек") и провода для сателлитов и сабвуфера, на одном конце - RCA, а на другом конце - просто провода под пружинные зажимы. Да-да, и сателлиты, и сабвуфер подключаются пружинными зажимами, прямо как во "взрослых" акустических системах. Все коннекторы позолочены, все выполнено очень качественно. Помимо этого, в комплекте есть маленькие подставки для сателлитов в количестве 6 штук: 5 одинаковых для всех колоночек, слегка наклоненных назад, и одна дополнительная для центрального канала с наклоном вперед, для установки выше уровня головы слушателя (к примеру, сверху на монитор). Не поскупились изготовители и на аксессуары - несколько пар самоклеющихся полосок - "липучек", запасные самоклеющиеся резиновые "ножки", два кронштейна для крепления тыловых сателлитов на стену - короче, все, что только может понадобиться для установки комплекта.

Единственная претензия, которую я могу высказать в части комплектации - коротковатые провода для сателлитов. Для фронта, сабвуфера и центра их длина 3 метра, для тыла - 5 метров. Конечно, для установки вокруг компьютера этого в большинстве случаев достаточно, но если вы захотите смотреть DVD на телевизоре (что я, собственно, и сделал), то, в зависимости от конфигурации комнаты и взаимного расположения компьютера, телевизора и посадочных мест, 5 метров для тыла может оказаться в лучшем случае впритык. Хотя, принимая во внимание грамотный способ подключения проводов к сателлитам, нарастить их труда не составит.

Отдельно хочу сказать о блоке питания. Если не считать сабвуфера, то это - самый тяжелый элемент комплекта! Это, наверное, самый здоровый блок питания для подобного рода устройств, который мне попадался. К счастью, от него отходят два провода - один с вилкой в сеть, другой - со стандартным круглым коннектором, в декодер. Но на полу он занимает изрядное место. Однако, его размеры являются его же плюсом, так как косвенно свидетельствуют, что это нормальный, "честный" блок питания трансформаторного типа, характерный и для более дорогих аудиокомпонентов, а не новомодное импульсное чудо, которое в принципе не может быть "бесшумным" в электроакустическом смысле слова.

Подключение и настройка проходят абсолютно гладко. Собственно, все, что от вас требуется, это воткнуть все провода, расставить сателлиты и саб и включить тестовый режим, чтобы понять, все ли вы правильно подсоединили. Понятие "настройка" для 2500-го не очень подходит, так как кроме раздельной регулировки общей громкости, тыла, центра и саба, никаких других регулировок не наблюдается. И это печально. Я, конечно, не требую от изделия за 240 зеленых всей полноты функциональности Ямаховских ресиверов, но вот регулировка времени задержи по тылу является для подобного рода аппаратов очень желательной. Это связано с тем, что конфигурация помещения и положение слушателя относительно источников звука у всех разное, и именно временем задержки тыловых каналов и достигается оптимальное (в рамках возможного) звучание системы.

В работе

Сначала о функциях. Кроме выбора вышеперечисленных режимов звучания, DTT2500 имеет следующие функции: Mute (полное выключение всех каналов), Test (генерирование "белого шума" последовательно во всех сателлитах и сабвуфере), а также возможность принудительного задействования аналогового входа при наличии сигнала и в аналоговом, и в цифровом каналах. Поясню: кодированный сигнал Dolby может подаваться на декодер по цифровому коаксиальному SPDIF или по аналоговому стереокабелю. По умолчанию система имеет приоритет цифрового канала, и будет автоматически работать с ним, при этом аналоговый канал отключается. Однако, передвинув маленький переключатель на задней панели декодера, вы можете заставить систему выбирать аналоговый сигнал. На кой это нужно, спросите вы? Хотите - верьте, хотите - нет, но мне это один раз очень пригодилось. Был у меня один DVD-фильм, где негодяи - изготовители что-то напортачили со звуком. В итоге по цифре у меня играл только фронт, ну и саб что-то бурчал. И я вышел из положения - принудительно включил аналог и задействовал режим CMSS Movie - и что вы думаете, все зазвучало просто чудесно. Понятно, что никакого ProLogic там не появилось, но псевдо-раскладка по каналам CMSS Movie, которая работает только с аналоговым сигналом, оказалась на высоте! Даже диалоги слышались из центрального канала. Иной изобретательный читатель скажет: так можно же SPDIF выдернуть, и будет то же самое. Да, будет, но если бы сей изобретательный читатель увидел, какой акробатический этюд при этом надо исполнить в моем конкретном случае, ему бы точно расхотелось.

Теперь чего в DTT нет. Помимо вышеупомянутой регулировки времени задержки, у него нет двух очень важных вещей: пульта ДУ и гнезда для наушников. И если первое, хоть и сильно раздражает, хоть как-то объяснимо - видимо, сказалось стремление снизить стоимость изделия (пропади оно пропадом, думал я каждый раз, когда вскакивал с насиженного места на диване, наступая на кошку и рассыпая семечки, чтобы всего лишь сделать потише или погромче :-)), то второе вообще необъяснимо и непростительно. Для прослушивания DVD отсутствие выхода на наушники не очень важно, так как весь смысл кодирования звука пропадает, но вот для компьютерных игр (отчасти) и для прослушивания иного аудиоконтента в неприличное время суток это становится жизненно необходимым. Особенно учитывая тот факт, что в современных звуковых картах вместо пары выходов Line и Speakers теперь есть Front и Rear, то есть подключить одновременно и колонки, и наушники вообще невозможно.

Итак, смирившись с отсутствием ДУ и расписав график тестирования на приличное время суток, посмотрим, что же мы получим за наши денежки. Тестирование проводилось на следующей машине:

Intel Celeron 333 @415 Mhz
196 Mb. RAM
ASUS P2BF
Matrox G400 DH 32 Mb
SoundBlaster Live! Value (Live! Ware 3.0)
Quantum Fireball SE 8.4 Gb
Quantum Bigfoot 6.5 Gb
CD-ROM ASUS S500 (50x)
DVD ROM ASUS 8x/40x
RealMagic Holywood PLus

Музыка

Прослушивание музыки через DTT2500 можно назвать достаточно качественной побочной функцией. Понятно, что с хорошей музыкальной акустикой его звучание не сравнится. И тем не менее, слушать музыку приятно. Уж точно приятнее, чем через компьютерные колонки среднего ценового диапазона. Музыкальный контент можно слушать "как есть", то есть в стереорежиме, при этом работают фронтальные сателлиты и сабвуфер, добавляющий звучанию приятной глубины и сочности; а можно с использованием встроенных режимов пространственного звучания - CMSS Music и CMSS Movie. Важный момент: во избежание наложения эффектов и возникновения искажений при использовании режимов Music и Movie настоятельно рекомендуется отключать все эффекты звуковой карты. При этом разница в звучании между режимами Music и Movie минимальна и заключается, пожалуй, только в том, что Movie немного сильнее акцентирует центральный канал, предназначенный для диалогов, куда попадает голос исполнителя, если таковой имеется :-)). Соответственно, при одном и том же положении ручки громкости режим Movie звучит чуть громче из-за акцента на центральном канале, который существенно (в 3 раза) мощнее остальных сателлитов. Конечно, вряд ли вам захочется включать CMSS при прослушивании, к примеру, баллад Эрика Клэптона, так как неизбежно страдает четкость звучания отдельных инструментов и появляется некая общая смазанность, но вот альбом "EQUINOX" Жана Мишеля Жарра звучал очень приятно.

Игры

Здесь DTT на высоте. Те из вас, кто слышал Cambridge SoundWorks FPS2000, смогут легко себе представить звучание DTT2500, так как в этой части они практически идентичны. Freespace 2 просто-таки приобрел вторую жизнь с новым звуком. Взрывы более чем уверенные, проносящийся сзади слева супостат проносится именно сзади слева, а предсмертные вопли пилотов в разваливающемся на куски истребителе заставляют содрогнуться. Ну, и естественно, музыкальные темы звучат объемно, приятно и уверенно.

DVD

Опять все чудесно. Декодирование четкое, уровень шумов при включенном SPDIF достаточно низок даже при максимальном уровне громкости. Запаса мощности вполне хватает для озвучивания стандартной комнаты 19 кв. метров до уровня, выше которого уже начинается дискомфорт. Такие блокбастеры, как 5-й Элемент, Золотой Глаз или Матрица, производят должное впечатление. Грохот от сабвуфера вызывает легкое дребезжание стекол, а тыловые эффекты создают ощутимое впечатление присутствия. Единственное маленькое нарекание - почему-то постоянно не хватает центра, особенно на малых и средних уровнях общей громкости (Master Volume). Это очень странно, так как центральный канал, повторю, по паспорту имеет в три раза большую мощность. Ручка регулировки уровня центрального канала у меня постоянно выкручена на максимум, и даже в этом случае диалоги порой плохо слышны на общем звуковом фоне фильма. Можно было бы предположить, что это отчасти связано с работой звукоинженеров фильмов, но не всех же!

Хочу отдельно сказать об удачном выборе коэффициента усиления в усилителе (простите тавтологию) - при максимальном уровне общей громкости уровень искажений очень невелик, при этом первым сдается сабвуфер, и то, только на самых громких эффектах и при максимальном уровне регулировки как общей громкости, так и его отдельной.

Вывод

DTT2500 не идеален. Он, безусловно, не вызовет осыпания штукатурки у всех ваших соседей, хотя спать спокойно он не даст этажа на 3-4 в обе стороны. Врожденная жадность разработчиков, вылившаяся в отсутствие ДУ, приводит к тому, что приятная истома просмотра фильмов омрачается постоянной беготней к декодеру при желании порегулировать громкость. Однако если ее отрегулировать, то уж потом вы погружаетесь в происходящее, как говорил Фоменко, "по самые Нидерланды". Отсутствие выхода на наушники либо сведет с ума ваших соседей, которым ночью будут сниться вопли монстров и рев истребителей, либо разрушит вашу семейную идиллию из-за того, что вы будете потеряны для общества и семьи, как его ячейки, в самые что ни на есть "family hours", семейные часы, спеша после работы удовлетворить свои кровожадные инстинкты до наступления "комендантского часа". Но зато оторветесь вы по полной программе.

При всем при этом напомню, что DTT2500 остается на данный момент единственным комплектом на рынке, который полноценно работает как с Four Point Surround, так и с Dolby Digital и Dolby ProLogic, плюс к этому имеет щедрую комплектацию, качественное звучание и вовсе не запредельные деньги за все за это.

А если не занудствовать - это лучший комплект, который можно смело рекомендовать к покупке, пока ему не появилось полноценных конкурентов.



Оригинал материала: https://3dnews.ru./170185