Оригинал материала: https://3dnews.ru./172065

Разгон Pentium III 700E

Автор: Арсеньев Николай


Вступление

Летом 2000 лучшим процессором из линейки Intel по соотношению "цена/частота/гонибельность" был Pentium III 600МГц. Но цены падают, процессоры сменяются и пришло время немного пересмотреть устаревшие приоритеты. В нашей статье мы протестируем процессор Intel Pentium III 700МГц на факт разгоняемости и стабильности поведения системы при работе на повышенных частотах.

P.S. В статье не рассматриваются экономические предпосылки использования чипов AMD по сравнению с Intel, это совсем другая тема. Материал предназначен для решившихся на модернизацию уже существующей системы, например PIII 450/500, либо для пользователей, в любом случае психологически предпочитающих Интеловские системы.

Pentium III 700МГц не новый процессор, но весьма выгоден по показателю цена/производительность и пользуется большой популярностью у потребителей. Минимальная цена на этот процессор составляет $185 (26 центов за один МГц). А вот более старшая модель Pentium III 800МГц известна тем, что не так хорошо разгоняется, а стоит не меньше $230 (28 центов за один МГц) только за Slot-1 версию в корпусе SECC2. Хотя фактор разгоняемости зависит от конкретной модели, но в любом случае переплачивать ~$45 за 100МГц того не стоит, учитывая, что Pentium III 700МГц хорошо разгоняется, о чем мы поговорим ниже.

Основы разгона

Для тех читателей, которые не знакомы с оверлокингом, начнем с азов. Существуют два показателя, которые определяют скорость процессора. Системная шина (FSB - Front Side Bus) и мультипликатор процессора.

Системная шина x Мультипликатор = Скорость процессора.

То есть, скорость нашего процессора формируется следующим образом:

  • штатная скорость системной шины - 100МГц;
  • значение мультипликатора - 7х;
  • 7х100=700МГц

Так получается скорость любого процессора.

Для разгона необходимо изменить один, а лучше сразу оба показателя. Однако, про мультипликатор стоит сразу забыть - Intel заблокировала мультипликатор (к AMD это относиться в равной степени) и у вас будет шанс изменять только показатель FSB, но никак не мультипликатора (который является более эффективным инструментом для разгона процессора, что хорошо видно по арифметическим соображениям). Таким образом, остается только FSB. Системная шина, к счастью, является достаточно серьезным инструментом для оверлокинга и, к тому же, большинство системных плат имеют развитые возможности по изменению данного параметра через BIOS платы. В менее современных системных платах FSB можно менять через джамперы (jumper).

Однако есть еще один серьезный момент - напряжение питания ядра CPU (core voltage). Повышая скорость работы процессора он будет работать менее стабильно, если напряжение ядра не будет повышено. И здесь появляется новая проблема - повышенное тепловыделение процессора. Если температура будет слишком высока, то она может повредить некоторые компоненты системы, главным образом сам процессор. Здесь вывод прост - только использование хорошего кулера!

Так что, разгон это дело сугубо личное, хотя в разумных рамках он вполне уместен.

Система

  • Процессор - Intel Pentium III 700МГц/100МГц/256Кб FCPGA
  • Системная плата 2 - ASUS CUSL2 на базе Intel i815e
  • Системная плата 1 - MSI BX Master на базе Intel i440BX
  • Графическая система - Creative 3D Blaster GeForce2 GTS
  • Системная память - 128Мб Corsair CAS2
  • Жесткий диск - IBM 75GXP 30Гб
  • Кулер - Golden Orb
  • Конвертер SLOT1->FCPGA - MSI MS6905 FCPGA

Программное обеспечение

  • Windows 98 Second Edition
  • Видео драйвера - Detonator 3, ver. 6.18 (V-sync отключен)
  • Программы для тестирования - MDK2 Demo (Default OpenGL Driver, 1024x768x32 бит, Трилинейная фильтрация (Trilinear filtering), Мипмэппинг включен (Mipmap enabled), Full scene enabled, Аппаратный T&L включен (Hardware T&L enabled)); 3d Mark 2000 v.1.1 (1024x768x32 бит, 32 бит текстуры, 24 бит Z-буфер, Triple frame buffer и использование оптимизации аппаратного D3D и T&L).

Тестирование

В начале тесты проводились при стандартных параметрах, то есть скорость системной шины стояла на отметке 100МГц и процессор работал на своей стандартной частоте 700МГц. Далее мы повышали значение FSB и проводили каждый раз новый цикл тестов в MDK2 и 3DMark2000. Некоторые частоты были пропущены, так как не имело большого смысла тестировать каждую из них.

Первое что сразу стоит отметить - обе системы и на BX и на i815e удалось выставить на совершенно одинаковую максимальную частоту процессора - 994 MHz.

FSB MDK2 Demo 3D MARK 2000

16Bit 32Bit 16Bit 32Bit
100 (700 MHz) 102,3 91,5 5856 4654
115 (805 MHz) 116,4 95,5 6490 4861
122 (854 MHz) 123,6 96,6 6760 4931
126 (882 MHz) 126,9 96,9 6873 5018
133 (931 MHz) 133,6 97,2 7076 5042
138 (966 MHz) 137,6 97,3 7261 5081
140 (980 MHz) 138,5 97,3 7289 5093
142 (994 MHz) 140,2 97,4 7332 5108
144 (1008 MHz) Зависания при тестах

Заключение

Нам почти удалось перешагнуть 1ГГц, точнее удалось, однако стабильной работой этот вариант назвать нельзя - система загружалась, но при проведении тестов зависала. Повышение напряжения не помогло исправить картину. Очень-очень-очень жаль. Чисто психологический фактор, но уж больно хотелось преодолеть планку в 1Ghz. При 994МГц наблюдались редкие проблемы, в виде зависаний при тестировании, проблема решалась при повышении напряжения до 1.7В. 994МГц не малая цифра, ведь первоначально у нас на руках был Pentium III 700МГц, а что в итоге! Однако стоит напомнить, что для обеспечения стабильной работы на частоте 994МГц и соответственно 142МГц FSB, необходимо повысить напряжение ядра до 1.7В, а повышение напряжения ядра повысит температуру, так что рекомендуется воспользоваться хорошим кулером для процессора.

При работе с 32 бит цветом и 24 бит Z-буфером результаты выглядят не столь выдающимися, ведь не смотря на то, что мы повысили скорость системной шины на 42%, производительность системы в тестах MDK2 и 3DMark2000 увеличилась лишь на 6% и 9% соответственно. Однако, если мы обратим внимание на графу, где отображена производительность системы при работе в 16 разрядном цвете то увидим гораздо более приятные цифры. Рост составил 37% и 25.2% соответственно для MDK2 и 3DMark2000. Как мы видим, разрядность цвета играет большую роль, но это еще обуславливается графической системой и для лучших результатов необходимо разгонять и процессор, и графическую систему.

Стоит сказать о температуре процессора, средняя температура которого была в области 39 по Цельсию, в чем нам хорошо помог кулер Golden Orb.

Процессор работал в штатном температурном режиме, но система уже просто уже не могла стабильно работать при скорости системной шины 144МГц. Здесь и фактор режима работы чипов RAM и нестандартная частота шины AGP и еще масса аспектов. Совершенно не исключено, что бывают еще более удачные экземпляры процессора, но заставить работать СТАБИЛЬНО ВСЮ СИСТЕМУ на еще большей частоте системной шины вряд ли удастся. Мы же говорим о стандартной системе с более-менее обычными комплектующими, а не экстремальном варианте с индивидуальным подбором каждой составляющей.

Сейчас Intel Pentium III 700МГц в силу его дешевизны действительно можно назвать народным процессором, как летом был Pentium III 600МГц. И если вы решились покупать новый процессор, то стоит остановиться на этой модели.

Итоговая таблица эффективности покупки CPU от Intel на ноябрь 2000 года

CPU Цена CPU
$*
Цена 1 MHz,
центы
Максимальный разгон
500MHz Pentium-III E (256k,100MHz FSB) 150 0.3 665 MHz - 133 FSB
600MHz Pentium-III E (256k,100MHz FSB) 160 0.27 828 MHz - 138 FSB
700MHz Pentium-III E (256k,100MHz FSB) 185 0.26 994 MHz - 142 FSB
800MHz Pentium-III E (256k,100MHz FSB) 230 0.28 1064 MHz - 133 FSB
850MHz Pentium-III E (256k,100MHz FSB) 300 0.35 не тестировался
933MHz Pentium-III E (256k,133MHz FSB) 500 0.54 не тестировался
*Средняя отпускная цена в московских магазинах на момент написания статьи.

Советы:

  • Уже большинство современных плат поддерживает изменение FSB через BIOS. В 90% случаев для захода в BIOS достаточно нажать DEL при загрузке системы, если не сработает - посмотрите комбинацию в инструкции к материнской плате и запомните её - пригодится в любом случае.
  • Если вдруг частота CPU (CPU Speed) в биосе окажется зафиксированной, т.е. строчки "CPU Core" и "CPU Bus/PCI Freq" окажутся серенькими и недоступными для изменений - не расстраивайтесь :-). Это означает, что фирма сборщик решила подстраховаться и выставила джампер софтового изменения FSB на материнской плате в положение - Disabled (отключено). Загляните в инструкцию для материнской плате и поставьте его в положение Enabled.
  • Повышайте частоту ступенчато и без резких телодвижений. Как только система перестанет первый раз грузится - поднимите на 0.05 вольт показатель "CPU Vcore", там же в BIOS и продолжайте повышать частоту. Максимально допустимый вольтаж при использовании рекомендованных кулеров - 1.75V.
  • Для проверки общей стабильности системы есть простой, но эффективный тест - поставьте на всю ночь "облет замка" первого Unreal. Если утром еще будет летать - вашу систему можно использовать в качестве Web-сервера.

Титул



Оригинал материала: https://3dnews.ru./172065