Оригинал материала: https://3dnews.ru./173204

Видеокарты для бюджетных машин

Стр.1 - Методика тестирования

Антон Клыга

Не всем по карману новые железки и видеокарты в том числе, но играться любят все, и перед не слишком богатыми пользователями остро стоит проблема выбора хорошей и недорогой видеокарты. Много уже было обзоров разных видеокарт, но произвести сравнение карт на их основании было затруднительно, так как зачастую они проводились на разных платформах и разными людьми. Сегодня, в эпоху GPU, я хотел бы оглянуться, и еще раз вспомнить что было хорошо и плохо в "нормальных" видео, протестировать все на единой платформе и одними руками, оказав, возможно, помощь в выборе видеокарт тем, кто пошаря в карманах не нашел денег на ультрамодное железо, и хочет выбрать что-то в диапазоне от S3 Trio3D до TNT2, старых, но далеко не отживших свой век.

Для начала пару слов о том, на чем проводилось тестирование.

Тестовый стенд:

  • Pentium III-500
  • 192 Мб
  • Gigabyte GA-6BXC
  • HDD Quantum KA 13.6 Гб
  • UDMA-66 контроллер Promise Technology

Начальные условия

Первоначально планировалось использовать плату Asus P3B-F, однако присутствующая в обзоре видеокарта Gigabyte GA-MG400 работать может исключительно материнских платах этого же производителя (я расскажу о технологии Video BIOS on Motherboard когда подойдет время), поэтому для того, что бы все видеокарты находились в равных условиях решено было использовать данную материнскую плоту, предоставленную как "довесок" к видеоплате. В тестовом компьютере отсутствовала звуковая плата дабы не искажать результаты, ведь известно, что любое звуковое устройство использует процессор, оказывая тем самым влияние на видеосистему. Изображение выводилось на монитор Sony Multiscan 200PS. Частота обновления устанавливалась 100 Гц. vsync всегда был on. На машину инсталлировались 98-е Окна, DirectX 7.0 и тесты. Драйвера ставились поставляемые с видеокартой. Пытались также оценить простоту установки с точки зрения неподготовленного пользователя.

Сразу для сохранения душевного спокойствия читателя внесу несколько разъяснений. Первое касается включенного vsync. Дело в том, что у большОй части видеокарт его отключить возможности не было (а, может быть и включить? бывает и такое. И хотя с это ведет к дополнительным задержкам, хотелось, чтобы карты находились в одинаковых условиях.

Следующий момент касается драйверов. Что о них можно сказать? От классного до ужасного один шаг ими являющийся. Плат у меня на тестировании перебывало достаточно много. Конечно, можно было поискать в интернете или в продаже на компактах свежие драйверы. Но найти их можно было очень много, и, как показывает моя практика, самый свежий драйвер не есть самый лучший. Перепробовать их все для каждой видеокарты не представляется возможным - не хватило бы никакого времени. Подход с использованием большого количества драйверов может быть реализован при подготовке небольшого обзора: с родным, Оконным и парочкой из интернета. Бывает, что скорость практически не меняется, бывает что очень сильно вырастает или падает, или улучшается/ухудшается качество картинки и т.д.. Но подобная проверка, как я уже сказал, занимает невероятно много времени. Я долго мучался в поисках правильного выхода, и в конце концов я решил испытать карты с драйвером предлагаемым окнами, и драйвером поставляемым с видеокартой. Существенных различий в результатах полученных с помощью этих двух драйверов не наблюдалось и далее рассматриваются результаты полученные с родным драйвером из комплекта поставки.

О разгоне. С этой точки зрения карты не оценивались, т.к. разгон это уникальная характеристика каждой отдельной платы.

И последний момент касается тестирования видеовхода карт, оными обладающих. Конкретных цифр и разрешений не будет. Оценить качество картинки полученной с видеовхода очень трудно, ведь здесь нужно учесть и качество видеозаписи на кассете, что на момент тестирования не представлялось возможным, да и воспроизводящий тракт магнитофона и много чего еще. Таким образом, сначала необходимо было провести тестирование видеомагнитофона и кассет, а необходимое оборудование отсутствовало.

Методика тестирования

Изначально тестирование задумывалось провести с использованием тестовых пакетов: 3D Winbench 99 v1.2, Final Reality v1.01 для Direct3D, и Indy3D для OpenGL, ну и, конечно, игры Quake II/Quake III - OpenGL, Rage Expendable - Direct3D. Первоначально все так и шло. Однако в процессе тестирования я снова столкнулся с тем, что дайректовые бенчмарки (я не хочу бросить камень в дайрект, а только в замер скорости двумя названными бенчмарками, его использующими) тесты не отражают реального положения вещей. На некоторых картах, например, 3D WinBench не использовал частоту обновления выше 60Гц, хотя точно известно, что данная видеокарта в данном разрешении и данной глубине цвета способна на большее, и еще точнее известно, что эта частота меньше установленной. В результате результат оказался заниженным и картина общая картина необъективной.

К тому же, тесты там настолько легкие, что практически любая из видеокарт могла лепить при некоторых разрешениях, глубине цвета и прочих параметрах более 100 fps. Что они в общем-то и делали. Поэтому WinBench использовался только для проверки качества реализации основных функций в этом API.
Похожая картина наблюдается с Final Reality. Практически все карты присутствующие в данном обзоре были равны перед этим тестом. Разница в оценках измерялась сотыми долями пунктов. Разница в десятые доли пунктов - это уже значительно, ну а разница в несколько пунктов - вообще редкость. Пожалуй, наверное только в одном экземпляре существовала - между платами на Trio3D и всеми остальными. Вывод: бенчмарк сей слишком стар (в плане простоты сцен), и результаты его зависят от видеокарты в самой меньшей степени.

Весьма противоречивые чувства вызывает у меня и 3D Mark xxxx. Поэтому результатов в Direct3D не будет. Тестирование исключительно играми я не считаю оправданным.
Единственный синтетический бенчмарк принявший участие – Indy3D v3.0. Использует API OpenGL. За что я его люблю я уже объяснял ранее. Все видеокарты с которыми мне приходилось сталкиваться демонстрируют потрясающе низкие результаты. Это неудивительно, т.к. преимущественно он нацелен на тестирование профессиональных карт. Почему же я использую его здесь, при тестировании обычных карт? На то есть несколько причин. Во-первых, специфика нашего отечественного пользователя такова, что оный имеет свойство заниматься всем, чем только можно. И CAD юзает в том числе, и данный результат даст понять, сможет ли данная карта выручить человека, которому данная возможность нужна не чаще раза в год (для постоянного профессионального использования, очевидно, ни одна из карт не подходит, поэтому более подробно в этом плане они не исследовались). Ну а во-вторых, геймеры не должны обходить Indy3D из-за Simulation Test. Тесты выполнялся в разрешении 640х480 при 16 битной глубине цвета с применением 4-х Мбайтного набора текстур.

В Quake II все установки были направлены на достижение наилучшего качества картинки. Тестирование с помощью Quake III Arena проводилось в двух режимах. Далее для краткости я их буду называть mode1 и mode2.

Mode1:

  • OpenGL - стандарт., расш. OpenGL - включено, глубина цвета 16 бит, текстуры 16 бит, уровень геом. детализации - высокий, детализации текстур- 2, билинейная фильтрация, освещение - Lightmap.

Mode2:

  • OpenGL - стандарт. расш. OpenGL - включено, глубина цвета 32 бит, текстуры 32 бит, уровень геом. детализации – высокий, детализации текстур – 4, трилинейная фильтрация, освещение - Lightmap.

Все неназванные параметры использовались предлагаемые по умолчанию. Использовался демоуровень 0001.


Стр.2 - S3 Trio3D

Чип S3 Trio3D

Ну что можно сказать об этом чипе. Ну, во-первых, что в особенном почете в наших краях, он самый дешевый. И соответствует своей стоимости. Вернее умеет он много чего, и в чем-то кладет на лопатки даже самых дорогих лидеров, но вот делать это быстро он не может. 64-х битное 2D/3D ядро, интегрированный 230 мегагерцовый RAMDAC с гаммакоррекцией, поддержка до 8МБ памяти типа SDRAM/ SGRAM, АGP шина. Поддерживает только API Direct3D. Из эффектов говорится о Flat and Gouraud shading, высококачественном texture mapping’е, коррекции перспективы, билинейной и трилинейной фильтрации, MIP-Mapping’е, реализации эффект дымки (depth cueing), затуманивания, альфа-смешения, конечно Z-буферизация. Неплохой набор для дешевых видеокарт. Еще бы скорости подбавить...

При тестировании видеокарт на данном чипе была выявлена одна интересная особенность: тест на затенение по Гуро в 16-битном цвете в 3DWinBench 99 они проходят лучше всех, в том числе и лучше плат на GeForce'ах. Лишь при установке глубины цвета в 32 бита все остальные платы присутствующие в этом обзоре догоняли самого дешевого из чипов по качеству реализации данного эффекта. Что бы это значило? Наверное, лень производителей железа и софта и/или желание выкачать из пользователей побольше денег, вводя 32-битный цвет, и реально демонстрируя при этом улучшения в качестве. Небольшой оффтопик: у меня была пара классных gif’ов, так вот они были настолько великолепно сделаны, что никому из смотревших на них не могло прийти в голову, что это gif. Вот вам умело использованные 256 цветов. На 16 bit при желании можно создавать реалистичные картинки, а 32 бита... смотри выше. Тем более, что реально используются 24 бита (16.7 млн цветов), а оставшиеся 8 бит используются в лучшем случае под альфа-канал или, в худшем, просто для выравнивания, что бы на пиксель приходилось четное число бит, и считывание не происходило по нечетным адресам.

На этом чипе тестировалось две видеокарты.

Chronos SP368F

Не знаю, как вы, но я лично об этом производителе узнал только сейчас, при подготовке обзора. Однако карты им произведенные произвели на меня хорошее впечатление, и я рекомендовал сегодня одну из его карт другу...


Фото Chronos SP368F в высоком разрешении (217 кб)

Видеокарта как раз собрана на S3 Trio3D. Данная плата оснащена 4 Мбайтами 8-нс SGRAM памяти. Trio3D не поддерживает палитру более 24 бит ни в 2D, ни в 3D. В мануале касательно поддерживаемых разрешений говориться о том, что с картой данной можно работать в 1600x1200x8bit и 1280х1024х24bit при частоте кадров 85 Гц. Но наверняка монитор пользователя покупающего эту карту такое разрешение не поддерживает.

Приятны обозначенные на данной видеокарте имя производителя и ссылка на сайт. Но при тестировании было выявлено много неприятных моментов. В тесте 3D WinMark показала фантастически малое значение fps, да и половина сцен строилась неправильно или с глюками. Тестирование в Indy3D не проводилось, так как это могло занять многие часы и ввиду заведомо низких показателей в QuakeII/III она так же не тестировались. К тому же, отсутствие поддержки OpenGL ставило бы эту карту в неравные с другими условия.

Рекомендовать платы построенные на данном чипе можно в офисные машины, где "играются" в Color Lines, и изредка кто-нибудь балуется трехмерными игрушками не слишком требовательными к 3D-ускорителю, и при этом играющий не предъявляет чрезмерно высоких требований к качеству картинки. Подойдет для машин стратегов. Парадокс, но даже говоря об офисных машинах мы упоминаем игрушки...

В комплекте поставки нет бумажного руководства, которое, впрочем, здесь и не нужно - итак все ясно, наворотов нет, но есть компакт с драйверами для данной видеокарты и не только, для AGP некоторых материнских плат, документация на многие видеокарты из выпускаемых данной фирмой, утилиты вроде DirectX 7.0, XingMPEG Player разных версий.

Diamond SpeedStar A55

Еще одна карта на S3 Trio 3D. Использует шину AGP 1x/2x спецификации 1.0. Имеет 8 Мб памяти SDRAM 8-ми наносекундной. Поддерживается разрешение 1600х1200 при частоте кадров 86 Гц и глубине цвета в 16 бит, что есть весьма странно, учитывая то, что только что рассмотренная SP368F этого делать не могла, имея тот же самый RAMDAС, который и накладывает подобные ограничения. Видимо в этом случае дело в драйвере.


Фото Diamond SpeedStar A55 в высоком разрешении (168 кб)

Хотите знать о качестве реализации основных функций - почитайте о Chronos SP368F. Производительность та же. Рекомендации по применению те же. Упоминается оптимизированность под Pentium II, III, Celeron, AMD K6, AMD Athlon. Надо понимать это оптимизированость драйверов? Правда этот момент вызвал у меня один вопрос к производителю: не является ли мартышкиным трудом оптимизация драйверов под эти процессоры? Неужели собирая машину на процессорах PIII или Athlon мы поставим туда S3 Trio3D? Правда сервер мы можем свинтить именно на ней, где мощное 3D ни к чему, и это может быть еще одним применений сей карты...
В комплекте присутствует компакт с драйверами для осей Win9x и WinNT, мануал формате pdf, Adobe Acrobat Reader, DirectX 6.1, Microsoft Internet Explorer 4.0 для разных осей. Много языков.

Стр.3 - Trident Blade3D 9880

Чип Trident Blade3D 9880

Очень умный чип. В числе аппаратно ускоряемых процессов Bitblt, Line Draw, Polygon/Rectangle Fill, Bit Masking, Monochrome Expansion, Panning/Scrolling, Scissoring. Поддержка DirectDraw: Double Buffering, Virtual Sprites, Transparent Blit, Masked Blit.
В 3D понимает Gourard и Flat Shading, Anisotropic, Trilinear, BiLinear, Point-Sampled Filtering, Perspective Correction, Anti-aliasing (Edge& Full Scene), Mip-Mapping with 11 Levels-of-Details (в дальнейшем я не буду настолько подробно описывать все функции, так как абсолютное большинство приведенных здесь является стандартом для нормального ускорителя, рассмотрение коих предстоит нам через пару абзацев, а заострю внимание на основном). А как вам аппаратное ускорение некоторых функций при воспроизведение DVD? А AGP 2x DIME? Просто диву даешься, как это разработчики все смогли уместить в такое недорогое устройство. Вот на таком звере видеокарта была у меня следующая видеокарта.

Microstar MS8801

Построена на Trident’овском чипе Blade 3D 9880. Оснащена данная модель 8 Мбайтами памяти типа SGRAM, работающей на частоте 125 Мгц. Или у меня со зрением не все в порядке, или там память 5.5 нс! 230-мегагерцовый RAMDAC не даст вам устать от экрана мерцающего с частотой 60 Гц. Максимальное поддерживаемое 2D-разрешение 1600х1200 при 65к цветов и частотой кадров 85 Гц. Поддерживаемые API - Direct3D, OpenGL.


Фото Microstar MS8801 в высоком разрешении (221 кб)

Особенно меня порадовало наличие у такой недорогой карты антиальясинга, коррекции перспективы и анизотропной фильтрации, т.е. того, чего нет у очень большого числа видеокарт значительно дороже данной. Однако не все так хорошо. В результате теста на антиальясинг было выявлено, что поддерживается он в невысоких разрешениях, в 1024х768 он реализовывался уже неверно. Тест Perspective Correct Texture был пройден безупречно. А вот тесты Perspective Correct Alpha, Perspective Correct Color, Perspective Correct Fog, Perspective Correct Specular были успешно завалены. 3D Winbench 99 считает проваленным и тест Alpha and Linear Mipmap Linear. Однако, по-моему, данный тест можно считать пройденным с небольшими помарками. Это происходило при 16 битовой глубине цвета, z-буфере глубиной 16 бит и двойной буферизации.

При установке глубины цвета в 32 бит, и тройной буферизации, описанные недостатки повторялись, и к ним добавились новые. В тестах Alpha Comparison Greater Than or Equal, Alpha Comparison Greater Than, Alpha Comparison Less Than or Equal, Alpha Comparison Less Than вместо птички в окошке:

мы получали либо окошко без птички

либо птичку без окошка.

Поставляется видеокарта в красочной коробке. На компакте присутствуют драйвера под большое количество видеокарт, Adobe Acrobat Reader, документация на карты в формате pdf, DirectX и еще много всякой всячины к этой и к другим видеокартам. Демонстрирует приличную для своей цены производительность, но об этом чуть позже.

Стр.4 - S3 Savage4/Savage4 Pro

Чип S3 Savage4/Savage4 Pro

В гонке за лидерами рынка небезызвестная нам компания S3 в свое время выпустила чипы Savage4/Savage4 Pro. Эти типы имеют весьма приличные характеристики. Производятся по технологическому процессу 0.25мкм. И первый и второй чипы работают на частоте 125 Мгц. Ширина шины памяти 64 бит. Но первым поддерживается память на частотах 125 Мгц, вторым – 143 Мгц. Соответственно частотам и полоса пропускания памяти возрастает с 1 Гб/с до 1.1 Гб/с. Максимальное количество памяти составляет для Savage4 16 Мб и 32 Мб для Savage4 Pro. Оба поддерживают True Color как в 2D так и в 3D. Скорость заполнения при наложении одной текстуры и при мультитекстурировании составляет 125 млн. пикселей в секунду. Поддерживаются текстуры размером до 2040х2048. Максимальная разрядность Z-буфера 24 бит, буфера шаблонов 8 бит. Мультитекстурирование - 2 текстуры за один проход, AGP-текстурирование, трилинейная фильтрация, фирменная фишка S3 - технология компрессии текстур S3TC и DXTC. 300 Мгц RAMDAC. Поддерживаемые API - Direct3D и OpenGL. Вроде ничего не забыли. Ах, да, Savage4 AGP 2x, Savage4 Pro - AGP 2x/4x.

У меня были две видеокарты:

Butterfly DH-Savage4

Ничего так карточка. Собрана на чипе Savage 4. Оснащена 16 мегабайтами памяти. На красочно оформленной коробке было написано приблизительно следующее: "Современные технологии могут поднять уровень рядового ПК и позволить наблюдать на нем качество графики, характерное для систем High-end" (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл точно такой). Достаточно громко звучит, и написано, наверное, применительно к видеокарте, которая лежит внутри.


Фото Butterfly DH-Savage4 в высоком разрешении (148 кб)

Там же обнаруживаем компакт с драйверами, утилитки, несколько интересных демонстрационных программ, DirectX 6.0, 3-й сервис-пак для WinNT 4.0, и снова драйвера, которые предназначены для улучшения функционирования AGP на некоторых материнский платах. Руководства нет. Все. Как же производительность, спросите вы?

Никак.
Простите, но эта видеокарта сконструирована таким загадочным образом что в AGP слот моей тестовой машины не становиться. Дело в том, что крепежная металлическая планка прикручена с ошибкой на 0.4 см, и отогнутый конец ее достигает стенки корпуса раньше положенного: половина участка платы, предназначенного для вставки в слот торчит наружу. И дело не в физических усилиях приложенных мной, поверьте. И не в моем корпусе. Это элементарный брак и не более того. Он легко обнаруживается при приложении к другой нормальной карте, а про линейку я уже не говорю.
Таким образом тестирование в нормальных условиях стало невозможным. А в ненормальных условиях ее тестировать я посчитал не нужным.

Diamond SpeedStar A200

Этих карт попало ко мне целых 2 штуки. Плата собранна на чипе Savage4 Pro. Объем памяти в сравнении с предыдущей чуть поменьше - 8 Мб 7-наносекундной SDRAM. Позволяет вам работать в разрешении 1600х1200 при частоте кадров 70 Гц и глубине цвета в 24 бит. Без каких либо проблем она устанавливается в положенный AGP слот. Была в OEM варианте, т.е. без коробки и бумажных руководств по эксплуатации. Тем не менее от этого она ничего не теряет. Встречают по одежке провожают по уму.


Фото Diamond SpeedStar A200 в высоком разрешении (192 кб)

Оригинальная карта. В тестах качества провалила Linear Mipmap Nearest. Мне кажется что Winbench придрался, и я считаю данный тест пройденным с небольшими помарками. Тест 3D WinMark высоко оценивал данную видеокарту. Равно как и Final Reality. Хорошо бы, чтобы игрушки и Indy3D были такого ж мнения. Увы. Ругнувшись по поводу драйверов Indy3D не заработала. При включении OpenGL, Quake 2 завершался с сообщением о совершении недопустимой команды по адресу..., Quake3 обругал драйвер не запустился. Diamond вряд ли может быть настолько плох, поэтому я решил вернуться к этой карте позднее - впереди меня ждало большое количество других, не менее интересных плат.
В комплекте поставки идет компакт с драйверами для осей Win9x и WinNT, помимо них еще есть Adobe Acrobat Reader для прочтения мануала, который в формате pdf храниться, DirectX 6.1, незабвенный MSIE 4.0 также для разных осей, программа для просмотра DVD. И все это на нескольких языках.

Стр.5 - RIVA TNT2 Vanta

Чип RIVA TNT2 Vanta

Чип Riva TNT2 Vanta является самым упрощенным представителем семейства чипов TNT2. Выпускается по технологическому процессу 0.25мкм. Номинальные частоты чипа/памяти 100/120 Мгц. Конвейер рендеринга 128-ми битный, ширина шины памяти уменьшена до 64 бит. Максимальный объем видеопамяти до 16 Мб. Память типа SGRAM не поддерживается. Шина AGP 2x/4x. 2 конвейера рендеринга. Скорость обработки полигонов 7 млн. полигонов. Скорость заполнения при наложении одной текстуры 250 Млн. пикселей/сек, при мультитекстурировании - 125 млн пикселей/сек. Поддерживается мультитекстурирование (до 2-х текстур за проход), трилинейная фильтрация, полный антиальясинг, Z-буфер разрядностью 24 бит, буфер шаблонов - 8 бит. RAMDAC 250 Мгц. Поддерживает API Direct 3D и OpenGL.

Chronos SP5200V

А это еще одна модель от уже известного нам производителя Chronos. Retail-вариант, кстати. Построена на базе Riva TNT2 Vanta. Плата оснащена 16 Мбайтами 8-нс SDRAM памяти.


Фото Chronos SP5200V в высоком разрешении (185 кб)

Были завалены два теста качества - Fog Table Exponential и Fog Table Linear. Касательно Fog Table Exponential Winbench сказал, что это эмуляция. В остальном все хорошо. Неплохой показатель в Simulation test Indy3D, QuakeII и QuakeIII.

Краткое бумажное руководство в комплекте поставки имеется. На прилагаемом компакте можно заблудиться - чего там только нет. Одних драйверов не счесть сколько и для чего. Документация должно быть на все видеокарты фирмы Chronos, DirectX7 ну и XingMPEG Player. Кажется все.

Innovision TNT2 Vanta

Построена на базе Riva TNT2 Vanta. Плата оснащена 16 Мбайтами 7-нс SDRAM памяти. У меня был OEM-вариант. Руководство по установке 1 стр. формата A6. Компакт с драйверами содержит еще DirectX 6, Final Reality и демки.


Фото Innovision TNT2 Vanta в высоком разрешении (200 кб)

Завалила 4 теста качества - Linear Mipmap Nearest, Nearest Mipmap Nearest, Fog Table Exponential и Fog Table Linear. Опять Fog Table Exponential эмуляция. Снова неплохие показатели в игрушках и Simulation test. Несмотря на более быструю память, работающую на неизвестной частоте, проигрыш Chronos SP5200V составлял 1.5 - 2.5 раза в QuakeII/III, хотя в Indy3D подобного не наблюдалось.

Стр.6 - 3dfx 500

Новые технологии

А теперь небольшой оставим на время конкретные видеокарты, и бросим наш пессимистический взгляд в сторону новых технологий, применяемых в современных видеокартах. Как вы уже наверное заметили, рассмотренные нами Savage4 Pro и Vanta поддерживают AGP 4x, вокруг которого много шуму в последнее время типа: Via Apollo133A поддерживает AGP 4x, а Intel BX нет, хотя прироста производительности нет, берите мамку на Via. Это не что иное, как вымогательство денег, реклама никому не нужного, а точнее, не востребованного по невозможности, продукта и технологии. Или я шибко умный или все вокруг, надеющиеся на ощутимый выигрыш от использования AGP 4x, - лохи (извиняюсь за столь нелитературное выражение свое). Но поскольку первое также невероятно как и второе, то я не знаю в чем дело. Нормальное полноценное функционирование AGP 4x вряд ли придется видеть с применением SDRAM’a, пусть себе работающего и на частоте 133Мгц на том же Apollo133A. Все дело в том, что пропускная способность AGP 4x составляет 1056 Мб/с. А какова пропускная способность SDRAM PC-133? 1064Мб/с. Продолжить? Для функционирования видеокарты поддерживающей AGP 4x необходимо, чтобы пропускная способность AGP была выше пропускной способности памяти (забудем на время о AGP Fast Writes, которые пока реализованы, кажется, только у GeForce'ов и других ему подобных, не вписывающихся в сегодняшний обзор), так как шина AGP не единственная, кто с памятью работает. Мы это имеем? Нет. Пропускная способность памяти и AGP в данном случае практически равны. Отсюда следует невозможность задействовать AGP 4x на полную мощь. Многие же пытаются найти прирост производительности с использованием процессоров Celeron (которые, кстати говоря, громко именуют процессорами Pentuim II Celeron, чего не делает даже сама Intel, скромно именующая их просто Celeron’ами) в штатном режиме, т.е. при частоте системной шины 66 Мгц. Если предположить, что память работала на частоте 100 Мгц, что позволяет устроить асинхронная шина памяти чипсета Apollo133A, то пропускная способность памяти уже много меньше пропускной способности AGP 4x – 800Мб/с. Вообще для того, что бы вы немного представляли, что такое AGP и как оно работает, читайте здесь же на 3DNews руководство по PCI и AGP.

Чип 3dfx 500

Вот уж пошла мода урезать все подряд. Pentium II урезали до Celeron’a, Риву урезали до M64 и Ванты. В общем-то я не против, если в результате получается хороший продукт по приемлемой цене. Не минула эта мода и 3dfx. И имеем мы сегодня 3dfx 500. Это урезанный Voodoo3. Технологический процесс 0.25 мкм. Поддерживает до 16 Мбайт памяти SGRAM, работающей на частоте 143 Мгц, полоса пропускания которой получается 2.3 Гб/с. Скорость обработки 6 млн. полигонов/секунда. Мультитекстурирование с наложением 2-х текстур за один проход. Максимальный размер текстур 256х256. AGP-текстурирования нет. Есть билинейная, трилинейная фильтрация, антиальясинг, embossing и др. В 2D поддерживается 24 битный цвет, в 3D - 16-битный. Максимальная разрядность z-буфера 16 бит. RAMDAC 300Мгц. Поддержка всех API в 3D-графике: Glide, Direct3D, OpenGL.

3Dfx Velocity100

Вот вам живой пример карты построенной на 3dfx 500. Пусть вас не смущает то, что называется она Velocity - под такой торговой маркой STB выпускала свои видеокарты. Для данной видеокарты 3dfx рекомендует название Voodoo3 1000, однако у нас она продается как Velocity 100 и как Voodoo3 2000 8Мб - игра на раскрученной марке Voodoo3. Ну и пусть. Оставим вопрос названия на совести продавцов. Я же сегодня для ясности буду пользоваться Velocity100.


Фото 3Dfx Velocity100 в высоком разрешении (174 кб)

Как я уже сказал, собрана на 3dfx 500. Поэтому возможности приблизительно уже должны быть ясны. Память со временем доступа 5.5 нс (!) если интересно. Что касается тестов качества, то я не увидел обещанный в документации Fog Table Exponential - снова эмуляция, однако, наконец, хоть кто-то прошел Fog Table Linear. Что касается коррекции перспективы, то тут дела плохи. Не пройден ни один из тестов. Вероятно это драйверная проблема.

Поставляется вместе с небольшим бумажным мануалом, и компактом, на котором имеются драйвера под Win3.x/9x/NT3 и OS/2, неплохое электронное руководство на английском языке, утилиты 3dfx Info и 3dfx Tweaks. После инсталляции у вас в панели управления Окон появится новая иконка - 3dfx Tools. Кликайте и настраивайтесь: измените гамму для каждого из режимов работы, выберете качество выводимой картинки, включите тройную буферизацию (с "потерей" некоторого количества памяти под третий буфер, что, естественно, приведет к снижению максимально доступного разрешения в 3D) и др.
Неплохое качество картинки, неплохая производительность. Отлично греется. Мне казалось, что если на него плюнуть, он обязательно зашипит. Оно и хорошо: зимой может использоваться в качестве малогабаритного экономичного обогревателя. Однако ограничения накладываемые чипом не дают возможности давать рекомендации по ее приобретению и применению. Посмотрим на цену в сравнении с другими.

Стр.7 - ATi Rage128

ATi Rage128

Чип полуторагодичной давности, рекомендован для работы на штатной частоте 90Mhz.

ATi All-in-Wonder 128

Представитель немногочисленных мультимедиа-комбайнов. Внушительные размеры: кажется это самая большая плата из всех 19 бывших у меня в этот раз. Еще чуть-чуть, и она, наверное, уперлась бы в мой винчестер. Но бог с ними, с размерами. Не они главное. В этой плате есть наверное все о чем вы мечтали и еще чуть-чуть больше - ТВ, видео и графическое решение.


Фото ATi All-in-Wonder 128 в высоком разрешении (293 кб)

Рекламный проспект гласит: "Создавайте ваши собственные видеофильмы с профессиональным качеством! Используя All-in-Wonder 128 вы можете захватывать и редактировать полноформатные изображения на вашем ПК в реальном времени. Захват изображения возможен от любого composite/S-VHS видео источника или ТВ-тюнера. Благодаря функции кодирования MPEG-2, вы сможете сохранять высококачественное видео в файлах в шесть раз меньшего размера, чем AVI (250 Мбайт для десятиминутного фильма при разрешении 640х480 вместо 1500Мбайт."

Карта доступна в OEM и розничной комплектации. В комплекте поставляется ATI Multimedia Center – модульный программный пакет, обеспечивающий следующие возможности:
Ayдио CD-проигрыватель: прослушивание музыкальных CD-ROM и сохранение имен дисков, исполнителей и информации по трекам в файле, который может использоваться в Microsoft CD Player.
Проигрыватель VideoCD и MPEG-1: показывает высококачественное видео, выводя изображение на весь экран или в окно. Обеспечивает приближение/удаление и захват неподвижных картинок.
Проигрыватель DVD: Воспроизведение DVD/MPEG-2 видео на весь экран или в окно с высоким качеством.
Видеоредактор: захват аудио и видео и конвертация в AVI, MPEG-1 или MPEG-2 файлы. Запись и редактирование более длинного видеопотока с качеством DVD и MPEG-2 в режиме реального времени.
ТВ-тюнер: Превратите ваш компьютер в интерактивный ТВ: выбирайте каналы по имени, введите график времени выхода ваших любимых передач, моментальный повтор, используйте изображение ТВ канала как рабочий стол вашего ПК.
Усовершенствований телетекст: Принимайте страницы телетекста как текст или как изображение на вашем мониторе. Сохраняйте страницы присваивая им имена, открывайте их заново, распечатывайте их.
Галерея фотоснимков: создайте вашу собственную библиотеку фотоснимков.

Понятно, что для использования, например, записи в MPEG-2 нужен не самый слабый проц. При внешнем осмотре немного смутил маленький радиатор, установленный на чипе, и этот факт навеял мысль о возможной слабости видеокарты в 3D играх. Оказалось, к сожалению, мысль правильной: низкий показатель в Indy3D, невысокий в Quake II/III. Но не этим интересна данная плата.

Плата обеспечивает достаточно хорошее качество при приеме ТВ, записи видео с видеовхода и вообще везде практически. Правда, мне тоже показалось, что софт сыроват, драйвер тоже. Кстати, Multimedia Center действительно привязан к конкретной версии драйвера и попытка использовать более свежий драйвер, чем в составе Multimedia Center, приводит к неработоспособности компонентов последнего.
Поставляется с толстым руководством по эксплуатации на большом количестве языков. К сожалению, ввиду этого самого большого количества языков руководство получилось очень неполным. Практически ничего в нем нет. На прилагаемом компакте найдете драйвера и Multimedia Center. Также в комплекте имеются все мыслимые и немыслимые кабели. Сколько их я даже не сосчитал. Ведь вы помните, что помимо VGA-разъема, плата имеет разъем для антенны, и два специальных разъема, к которым присоединяются кабели-разветвители.

В общем, хороший выбор для тех, кто нуждается в устройстве все-в-одном.

Стр.8 - RIVA TNT2 M64

RIVA TNT2 M64

Еще одна урезанная версия TNT2, призванная сменить устаревший и дешевый TNT. Новый чип производится по технологическому процессу 0.25мкм, имеет два 128-битных конвейера рендеринга, однако, в отличие от TNT2 лишь 64 битный доступ к памяти, за счет чего и было достигнуто его удешевление. Номинальная частота чипа 125 Мгц, памяти - 150 Мгц. Память типа SGRAM не поддерживается, но зато максимальный её объем в отличие от TNT уже 32 Мб, что позволит работать с большими текстурами. Полоса пропускания памяти составляет 1 Гб/с. Скорость заполнения при наложении одной текстуры - 250 млн пикселей сек, при мультитекстурировании - 125. Обработка 7 млн полигонов/сек. Наложение 2-х текстур за такт. Максимальный размер текстур 2048х2048. AGP 2x/4x. AGP текстурирование есть. Максимальная разрядность Z-буфера 24 бит. 8-битный буфер шаблонов. Трилинейная фильтрация, embossing, полный антияльясинг. Поддержка OpenGL и Direct3D. RAMDAC 300 Мгц. На этом чипе мною тестировались три видеокарты.

Gigabyte GA-622

Сразу после извлечения из коробки мое внимание привлек радиатор, который имелся с двух сторон печатной платы. Немного поразмыслив, я решил что с обратной стороны польза от него маловероятная: через печатную плату все таки. Однако в деле оказалось не так: как с одной так и со второй стороны радиаторы грелись весьма прилично.


Фото Gigabyte GA-622 в высоком разрешении (166 кб)

Плата оснащена 32-двумя мегабайтами памяти SDRAM. Остальные возможности ясны из чипа. Поставляемые драйвера, как сказано в документации, оптимизированы под SSE и 3DNow! Драйвер очень удобный. Позволяет вам слиться с вашей видеокартой в одно целое. Что хотите то и настраивайте. Разгон тоже пожалуйста. Не надо никаких powerstrip’ов и им подобных. Все есть в драйвере. Коррекция цветов стала уже стандартом. Пожалуй эта функция была в драйверах всех протестированных мною карт. Настройки для 3D графики какие хотите. Все сейчас перечислить даже не могу. Вот купите - узнаете.

Хотя не торопитесь.
Тесты качества. Я начинаю думать, что Fog Table Exponential и Fog Table Linear в нормальном исполнении я уже никогда не увижу. Проверим скорость. В Indy3D идет на ровне со всеми. Великолепный показатель в Quake II и хороший Quake III. Но это потом. При воспроизведении DirectShow, MPEG-1 и MPEG-2 карта берет на себя часть функций.

В комплекте поставляется толковое руководство. На компакте помимо драйвера присутствует Final Reality, тестовая программа ставящая практически всем высокий бал, утилиты, демонстрационные версии игр. Также прилагается компакт с Need for Speed’ом. Насколько красиво и быстро выглядит это на GA-622 предлагаю оценить вам. У гигабайтовсих видеокарт самые большие коробки:)))

Microstar MS8808

И это тоже на M64. Коробка чуть поменьше гигабайтовских. Что удобно. Мне например, не понравилось тянуть довольно объемную сумку с видеокартами домой. Ну да ладно. Хватит шуток. Радиатор чуть поменьше чем у гигабайта, но зато сверху стоит вентилятор, что мне пришлось по душе. А то со всеми предшествующими данной жаровнями я уже подумывал ставить парочку дополнительных вентиляторов в системный корпус, несмотря на то, что при работе он был открытым.

Ошибки в тестах качества точно такие же, как и у предыдущей модели. Производительность также на уровне предыдущей модели.


Фото Microstar MS8808 в высоком разрешении (176 кб)

В комплекте идет один компакт с драйверами. Драйвера есть сразу и под Windows 2000. На нем же можно найти пару демок и утилит, в числе которых 3D TurboII. После инсталляции в system tray появляется значок, по которому вы можете попасть в меню главное меню утилитки. При помощи данной утилиты вы можете управлять разрешениями и частотами экрана, задавая частоту для каждого разрешения, организовывать виртуальный рабочий стол и даже то, о чем вы раньше даже не мечтали - несколько рабочих столов, между которыми вы можете переключатся во время работы. Также предусмотрена возможность изменять частоту чипа/памяти, однако данные настройки у меня были недоступны. Впрочем, я не считаю разгон жизненной необходимостью и карты с этой точки зрения не оценивал. Все карты оценивались с установками такого рода по умолчанию!

Innovision Riva TNT2 M64

Последний зверь на этом чипе. Попала ко мне в OEM варианте. Оснащена 32 Мбайтами памяти. Радиатор весьма небольшой. Вентилятор отсутствует. Помня как грелся гигабайт с гораздо большим радиатором я был немного удивлен данным фактом. Руководство по установке - 1 стр. Компакт с драйверами содержит еще DirectX 6, Final Reality который ублажает всех подряд и демки.


Фото Innovision Riva TNT2 M64 в высоком разрешении (192 кб)

Небольшая плата свободно встала в AGP слот. Включили, поставили драйвер. Смотрим на тесты качества.
Абсолютно повторяет ошибки предыдущей моделей. Никакого разнообразия даже в ошибках. Смотрим производительность. Показатели в Indy3D на уровне. Запускаем Quake II. Оops!!! Вот и оно, разнообразие! Здесь производительность данной карты оказалась ниже... Quake III, Mode1. Таже ситуация. Quake III, Mode2. Продолжается малая производительность...

Стр.9 - Matrox G400

Matrox G400

G400 - процессор нового поколения для 1999. А сейчас перешел в разряд "бюджетных". Прежде всего, G400 выделяется использованием новой технологии наложения объемных текстур (Enviroment Bump Maping). Эффект смотрится потрясающе красиво и реализован в некоторых новых играх. Но обо всем по порядку.

Чип производится по технологическому процессу 0.25мкм. Частоты работы чипа - 125 Мгц, памяти на карте - 166 Мгц. RAMDAC 300Мгц. Максимальноое разрешение 2048x1536. Два конвейера рендеринга. Скорость текстурирования 250 пикселей в секунду. Пропускная способность 8 млн. полигонов/сек. Максимальный размер текстур 2048х2048. Максимальная разрядность z-буфера 32 бита, 8-битный буфер шаблонов, трилинейная и анизотропнаяфильтарция, полный антиалиасинг. Мультитекстурирование с наложением 3-х текстур за проход. Максимальный объем памяти 32 Мбайта. VCQ2 - Vibrant Color Quality 2 - технология очень качественного вывода изображения. Поддерживаемые API - OpenGL и Direct3D.
Снова для того, что бы не повторять ранее писанные обзоры рекомендую посмотреть полный обзор G400.

Ну как, впечатляет? Мне на тестирование попала карта Gigabyte GA-MG400.

Gigabyte GA-MG400

Ну что о ней сказать? Такая же как и все гигабайты, кроме того что обычно они все синие, а тут синий только радиатор. 16 мег 6-нс памяти. Под монитор выход один, видна разводка под второй. Радиатор такой же как и модели GA-622: с двух сторон. Кстати, надо сказать греется чип на этой карте несколько послабее, чем у других мощных карт в этом обзоре.


Фото Gigabyte GA-MG400 в высоком разрешении (241 кб)

Этой картой используется технология Video BIOS on Moterboard, т.е. видеобиос располагается на материнской плате. Гигабайт говорит, что это дает положительный эффект, за счет высокой совместимости между видеоплатой и материнской платой (в мануале так сказано). Может я и дурак, но мне этого не понять. На самом деле Matrox согласился в кои веки продать партию своих чипов стороннему производителю - Гигабайту с условием привязки к их материнкам. И чипы продали и конкуренцию не создали.

Основные функции. Краевого антиальясинга нет. Впрочем нам никто его не обещал. Странно, но у данной платы выявились проблемы с коррекцией перспективы: тесты Perspective Correct Alpha, Perspective Correct Color, Perspective Correct Fog, Perspective Correct Specular были завалены. Очень странно. Отказалась выполнять тест Mirror Texture Addressing, что тоже есть очень и очень странно. Быть может проблема в драйвере?

Теперь производительность. Обычный средний показатель в MCADxxx. Показатель в Animation test выше чем у других. Держит уровень в Simulation test. Скорость в Quake II на уровне больше не нужно, но можно. А вот в Quake III Arena я хотел бы видеть больше. У Matrox проблемы с OpеnGL (в плане невысокой производительности). Вообще-то это драйверная проблема, поэтому приобретя эту карту обязательно поищите свежий драйвер в интернете, чего не сделал я. В Direct3D этой картой демонстрируется лучший показатель. Качество картинки в 2D и в 3D я лучше ни у кого не встречал. Да и вы вряд ли встретите. Аппаратно реализованы некоторые функции при воспроизведении DVD.

Карту можно смело рекомендовать всем, кто нуждается в самом лучшем качестве картинки и высокой производительности. Комплектация одна из лучших. Есть толстый мануал, компакт с драйверами и всякой всячиной, а также компакт "need for speed".

Стр.10 - RIVA TNT2

Чип RIVA TNT2

А вот и сам полноценный TNT2, большое количество обрезанных версий которого мы уже рассмотрели. В общем-то это старый добрый TNT но доработанный.

Производится по технологическому процессу 0.25 мкм. Номинальные частоты чипа/памяти 125/150 Мгц. Но это только номинальные. nVidia не ограничивает в выборе частот работы чипа памяти сборщиков видеокарт на этом и других чипах. Охлаждайте и гоните. RAMDAC 300Мгц. Поддерживает до 32 мегабайт памяти SDRAM/SGRAM. Ширина интерфейса памяти 128 бит, пропускная способность - 2.4 Гб/с. Два конвейера рендеринга. Скорость заполнения при наложении одной текстуры - 250 млн.пикселей/секунда, мультитекстурировании - 125 млн. пикселей/секунда. Накладывает 2 текстуры за один проход. Пропускная способность 7 млн.полигонов/секунду. Текстуры размером до 2048х2048. AGP-текстурирование. Максимальная разрядность z-буфера 24 бит, буфера шаблонов 8 бит. Мультитекстурирование, трилинейная фильтрация, полный антиальясинг, туман. Как и у всех embosing, однако что это после bump mapping’а. AGP2x/4x.

Gigabyte GA-660


Снова радиатор снизу, однако сверху уже приделали вентилятор. 32 мег 6-нс памяти. Инсталяция без проблем.
Основные функции. Ошибки те же, что и у плат на урезанных версиях данного чипа: эмуляция Fog Table Exponential и нет нормального Fog Table Linear. Нет антиальясинга, хотя в драйверах его настройка имеется. Больше никаких вопросов к ней нет. Как и все платы на различных версиях этого чипа замыливает изображение на высоких разрешениях (1600х1200).


Фото Gigabyte GA-660 в высоком разрешении (190 кб)

Производительность. Прокладывает дорогу в лидеры. Средне-высокие показатели во всех тестах Indy3D. В Quake II сверхбольшое количество кадров. В Quake III можете играть в разрешениях вплоть до 1024х768 при глубине цвета в 32бит. Хотя это уже предел.

Комплектация как и у всех рассмотренных гигабайтовских плат: компакт с драйверами, игрушками, софтом, демками и need for speed’ом. Толстое бумажное руководство по использованию. Есть на компакте с драйверами и электронный мануал, в котором подробно описаны основные характеристики карты, процесс установки и настройки карты.

Asus V3800

Asus всегда умела делать хорошие видеокарты да и не только их. Причем модельный ряд очень широкий. Сколько, я даже не возьмусь сказать выпускается Asus’ом карт на разных чипах, а также различных модификаций карт на одном чипе.


Фото Asus V3800 в высоком разрешении (263 кб)

У меня побывала V3800 c 32-я метрами памяти. Память 7-ми наносекундная. На радиаторе чипа есть вентилятор, что меня вновь порадовало. Ну что еще о внешнем виде... Приличные размеры, хотя до ATi-All-in-Wonder ей далеко.

Основные функции. Как я уже устал повторять одно и тоже: эмуляция Fog Table Exponential и нет нормального Fog Table Linear. Где антиальясинг - вопрос.

Производительность. Asus он на то и Asus, чтоб быть лидером. Продемонстрировал в Indy3D производительность на уровне других карт этого обзора: где-то отстал, где-то обогнал, но в целом очень хорошо. В Quake II я уже привык видеть более ста fps в 640x480. Как вы, не знаю. Если хотите это видеть, приобретите что-нибудь из этих карт. В Quake III продемонстрирован результат чуть хуже чем GA-660. Но разница всего в несколько кадров.

В комплекте идет РУССКОЯЗЫЧНОЕ руководство. Довольно объемное, однако на мой взгляд можно было бы излагать более доходчиво и подробно. Есть компакт с драйверами, демками и прочим, и еще два компакта с Turok2 и Extreme G2.

Asus V3800 TVR

Еще одна карта от Asus на TNT2. В общем это вышерассмотренная Asus V3800, но, во-первых, память 5.5 нс, и добавились разъемы ввода/вывода видео и разъем для подключения стереоочков, которые в поставке данной модели отсутствуют, а есть в модели Delux. Больше различий нет. Замечания по реализации основных функций полностью те же, производительность практически таже, разница 1-2 fps.
Но основным отличием этой модели от предыдущей является функциональность. У нас теперь есть возможность ввода/вывода видео.


Фото Asus V3800 TVR в высоком разрешении (280 кб)

Комплект поставки повторяет предыдущую модель, но добавились два кабеля и переходник, для задействования TV функций.
Cсылка на полный обзор Asus V3800 TVR

Chronos 5100F

Последняя карта в обзоре и перейдем к подробным результатам их тестов. Эта карта оснащена 32-мя мегабайтами 6-нс SDRAM памяти. Кулер имеется - раздолье для любителей разгона.


Фото Chronos 5100F в высоком разрешении (180 кб)

Основные функции. Все тесты которые запускались прошел безупречно. За Fog Table Exponential и Fog Table Linear, зная что не умеет, даже не бралась плата. С антиальясингом та же система. Вот что значит реально оценивать свои сила.
Производительность. Indy3D - как у всех. Quake II - отлично, более 100 fps в 640х480 с хорошей картинкой. В Quake III в грязь лицом тоже не упал: производительность на уровне лучших карт обзора.

Комплектуется руководством, и компактом с драйверами, как и у всех моделей: драйвера для этой видеокарты и не только, для AGP некоторых материнских плат, документация на многие видеокарты из выпускаемых данной фирмой, DirectX 7.0, XingMPEG Player разных версий.

Стр.11 - Результаты тестирования

Тестирование












Пришла пора поговорить о скорости и качестве более подробно и подвести итоги. Результаты тестирования в Indy3D, Quake II и Quake III Arena приведены на диаграммах. Изучайте. Делайте выводы. В Indy3D несмотря на то, что карты проходили испытание тестом MCAD150, диаграммы с результатами нет, так как все карты без исключения продемонстрировали там низкую производительность на уровне 1-3fps. Кстати говоря, по результатам тестирования можно говорить о пригодности карт для решения тех или иных задач. На диаграммах приведены результаты для тех карт, для которых достигнутый показатель можно назвать результатом. Сейчас я дам лишь небольшой комментарий по каждой карте, а так же попытаюсь произвести оценку с точки зрения цена/качество. Еще я буду говорить далее о системах low-end и hi-end, воспринимать что следует как low-end и hi-end в бюджетных системах (вы ведь не забыли, что мы рассматриваем карты, которые уже можно смело относить в разряд бюджетных), т.е. hi-end в данном случае находиться на отметке TNT2.

Chronos SP368F. В этой карте реализовано большое количество 2D и 3D функций. В плане 2D у меня претензий нет. Она может согласно своей стоимости. Однако в плане 3D на эту карту рассчитывать совершенно не стоит, несмотря на то, что она и Trio3D. С помощью 3D WinBench было выявлено, что некоторая часть 3D функций реализована неверно. Много нужного не реализовано вообще. Что именно перечислять не буду - у 3DNews не хватит места на сервере. Впрочем, некто из моих знакомых пытался убедить меня в том, что играет на Trio3D в мощные игры в высоких разрешениях и без тормозов. Сходить к нему взглянуть на это зверство у меня не хватает времени, но как-нибудь обязательно схожу. А пока рекомендовать эту карту я могу исключительно в офисные машины (монитор не более 15 дюймов), а также для тех игр, которые не предьявлют требований к 3D.
В фирме NTTs, где мне её дали, цена на карту составляет 27$.

Много это или мало я не знаю, но это самая дешевая карта в обзоре, и если вам нужна просто карта, что бы завести машину, то она сгодиться.

Diamond SpeedStar A55. Замечания все те же самые. Пригодна для 2D владельцам небольших мониторов. На этой плате установлено 8 Мегабайт памяти, и зачем ее столько здесь, учитывая слабость чипа, мне непонятно. Производительность SpeedStar A55 и SP368F практически равна, и одинаково низка как на P!!!-500, так и Celeron300A с любым количеством мозгов. Протестировать эти карты на более слабых машинах возможности не было. Цена на этот SpeedStar в фирме Ходсен состовяла на момент написания обзора 28$. Вообще же карты на Trio3D - это те карты, с которыми о 3D можно лишь мечтать. Как вы могли заметить результатов на диаграммах для этих карт нет. Зачем я включал я этот чип в обзор, который посвящен 3D-ускорителям? Для обозначения нижнего порога финансового падения!

Microstar MS8801. Очень интересное устройство. Очень много поддерживает, причем правильно. О поддерживаемых функциях я уже писал ранее, добавлю лишь что Fogtable Linear и Fogtable Exponential, о которых ранее ничего не сказано, не поддерживаются. Кстати, это одна из очень немногих карт, реально имеющих Z и LOD-биасинг. Карта удостоилась высокой оценки в 3D Winmark. Показала приличный fps в Quale II. Вообще мне эта карта очень понравилась. Цена ее в фирме Dainova составляет 36$. Именно эту карту я бы рекомендовал сборщикам недорогих системных блоков. Это всего на 8-9$ дороже вышеописанных карт на S3 Trio3D, однако скорость по оценке Винмарка выше в 5 раз, гораздо выше функциональность. Мною не было замечено никаких погрешностей при построении сцен в Винмарк, обилие которых было у S3 Trio3D. Есть поддержка OpenGL. Я думаю, эта карта по соотношению цена/качество может считаться best buy для low-end систем.

Diamond SpeedStar A200. Эта карта вызывает противоречивые чувства. Вроде бы заявленные характеристики чипа высоки (кстати, z-биасинга нет и антиальясинга тоже), но в тоже время отсутствие нормальных драйвером способно его загубить. В течение некоторого непродолжительного времени после включения наблюдалось "плаванье" изображения. Высокая оценка в Final Reality (перед которым Savage4Pro и Trident Blade3D оказались равны) и WinMark. Что касается OpenGL, то здесь все плачевно. По крайней мере с драйвером, поставляемым с картой. Я не думаю, что сэкономив пару американских рублей приобретший данную карту сломя голову бросится в интернет за свежими драйверами. Вряд ли вообще у тех кто покупает видеокарту за 30$ есть инет.
Цена фирмах Ходсен и Компьютех находится на уровне 34-35$. Годиться для работы в невысоких разрешениях. Найдется ли ей место в вашей машине решать вам...

Chronos SP5200VA. Эта карта произвела на меня неплохое впечатление. Именно неплохое. Антиальясинга нет (не знаю, имеет ли смыл о нем говорить сегодня, когда его ни у кого практически нет, а там где он есть, его использование вызывает очень серьезное падение производительности). О проваленных тестах вы читали ранее. Их всего 2. Ошибок при построении сцен в WinMark не наблюдал. Неплохая скорость во всех тестах. Объяснить лидерство в Animation Test of Indy3D я не могу. Но тем не менее так есть. Все желающие могут проверить это сами. При больших разрешениях изображение замыливает (1600x1200). В то же время у приобретающих карту за такую цену вряд ли есть монитор высокие разрешения поддерживающий. Поэтому баланс, можно сказать. Приобрести это счастье в фирме NTTs можно за 62$.

Innovision Vanta. Не знаю, как вам, но мне она кажется неудачной. Не то, что б совсем, но... Неплохой показатель во всех тестовых приложениях. Производительность в Direct3D такая же как и у всех почти(WinMark так сказал). А вот в играх, в которые мы через OpenGL играли... Посмотрите на диаграмму. Существенно отстает от конкурентов. Так же как и у них нет антиальясинга (а вот у MS8801 он есть). О проваленных тестах качества вы уже читали. Кажется все, что можно было сказать о плате сей. В Ходсене стоит 54$.

Ati All-in-Wonder 128. О этот мультимедиа-комбайн. Все что можно было о нем сказать уже сказано. Если вы нуждаетесь в устройстве "все в одном", то это для вас. Не дешево, но очень сердито. Все кажется в ней хорошо, да вот скорость 3D графики портит впечатление от данной платы. Но дело не в чипе. Сам по себе он достаточно мощный. Это конечно не GeForce, но все же. Все дело в драйвере (опять таки, с видеокартой поставляемых). Сыроват софт, но все остальное в норме. Стоит это удовольствие в Компьютехе 180$, и альтернатив ему нет.

3dfx Velocity100. 3dfx он и в Африке 3dfx. Раскрученное имя есть, а вот антиальясинга нет. Производительность очень неплохая. Нет поддержки 32-битного цвета, что не лучшим образом его характеризует. Хотя это фирменная черта 3dfx. Нет поддержки AGP-текстурирования при довольно малом объеме памяти. Отказывается сотрудничать с Indy3D. Результаты полученные в Quake II/III приведены на диаграмме. Для работы на невысоких разрешениях. При высоких становиться заметным замыливание изображения. Не знаю даже какие рекомендации дать. Все очень и очень спорно. Стоит он 59$ в Компьютехе. В то же время на 5$ дешевле есть Innovision TNT2 Vanta и Chronos SP5200VA за 65...

Gigabyte GA-622. Хороший драйвер, неплохая производительность. В драйвере про антиальясинг упоминается, настройка его имеется, а не по зубам он данной плате оказался. Как и большинство плат на TNT чуток замыливает изображение на высоких разрешениях (1600х1200 и выше). Достойная производительность как в Direct3D, так и в OpenGL. Стоит в Ходсене 83$. Довольно высокая цена. Оно и неплохо вроде бы, но дороговато будет для истинного "бюджетника".

Microstar MS8808. Тоже неплохая плата. Замечания все те же, что и у Gigabyte GA-622. Производительность на уровне GA-622. Разница в 1 fps не в счет. Напомню, что и здесь имеется замечательная утилита 3D Turbo II. Составляет конкуренцию Gigabyte’у, так как продается в Дайнове по 79$.

Innovision Riva TNT2 M64. А вот с этой штукой не все ясно. Замечания от двух предыдущих карт касаются и ее. Вот только по поводу отношения цена качество не знаю что и сказать. В Direct3D как и все, а в OpenGL играх гляньте как проигрывает... Но и стоит заметно дешевле. Всего 59$ в Ходсене. Вот еще одно доказательство того, что снижение цены не бывает просто так... Хотя вообще-то oem-вариант это был...

Gigabyte GA-MG400. G400 + хороший OpenGL-дравер = рулез. Вы так не считаете? А зря. В Direct3D идет на ровне со всеми и даже впереди всех. В OpenGL проигрывает, но это, кажется чисто драйверная проблема. Чип сам по себе очень сильный. Об ошибках я уже писал. Все остальное на высоте. Очень качественный RAMDAC. Вряд ли вы найдете лучшую плату для работы на высоких разрешениях. Быстрое 2D. Короче говоря это выбор достойный профессионалов уже имеющих маму от Гигобайт. Стоит это удовольствие в Ходсене всего 96$.

Gigabyte GA-660. Драйвер тот же, да этим TNT любых версий сойдет любой детонатор! Но в поставочном антиальясинга по прежнему нет. Производительность гораздо выше, чем у плат на урезанных версиях чипа. Далеко вперед данная плата от конкурентов не уходит. Ошибки описаны ранее. Отношение цена качество уже получше, так как стоит эта штучка в Ходсене 112$.

Asus V3800. Asus - один из немногих, кто занимается разработкой чего-то оригинального. Вот и плата получилась довольно оригинальная. Хорошая производительность в Direct3D и OpenGL, оригинальной вряд ли можно назвать. Еще раз напомню о замыливании изображений на высоких разрешениях почти всеми картами на TNT2 в различных его проявлениях (правда, все же наверное разрешения 1600х1200 и выше правильней будет называть сверхвысокими). Хорошая комплектация. Вот отношение цена качество только чуть хуже, нежели у Gigabye. Стоит данная плата в Компьютехе 135$. Плата за оригинальность.

Asus V3800 TVR. Еще одна хорошая платка от Asus. Все что касается предыдущей модели касается и этой. Производительность этих двух моделей практически идентична, правда иногда V3800 TVR все же оказывается немного быстрее, что обусловлено вероятно более быстрой памятью. Данная модель единственная в данном обзоре (ATI-AIW не в счет) имеет возможность ввода/вывода видео, что, несомненно, весьма удобно но на любителя. Однако если вас эта возможность не интересует, то не стоит платить лишние деньги. В целом модель удачная. Стоила на момент тестирования в Компьютехе за 155$.

Вывод

Сегодня не составляет большого труда выбрать плату по собственным потребностям и способностям. Каждый должен решить сам, что ему нужно. На мой же взгляд с точки зрения цена/качество из присутствующих в обзоре плат наиболее интересны MicroStar MS8801, Chronos 5100F, Gigabyte GA-MG400, Asus V3800TVR. Такие выводы сделаны с учетом цен на платы у фирм их предоставивших. С изменением цены ситуация может изменяться. А что и за сколько нужно вам нужно знаете только вы... Успехов в выборе!

Видеоплаты для тестирования предоставлены:
Chronos SP368F, Chronos 5200VA, Chronos 5100F - фиромой NTTS;
BUTTERFLY, Diamond SpeedStar A55, Innovision TNT2 Vanta, Innovision TNT2 M64, Gigabyte GA-622, Gigabyte GA-MG400, Gigabyte GA-660 – фирмой Ходсен;
ATi All-in-Wondeк, Asus V3800, Asus V3800 TVR – фирмой Компьютех;
Diamond SpeedStar A200, 3dfx Velocity100 – фирмами Компьютех и Ходсен.




Оригинал материала: https://3dnews.ru./173204