Оригинал материала: https://3dnews.ru./173247

Плюсы и минусы PCI вариантов 3dfx Voodoo3 2000 & 3000

Месяц назад 3dfx выпустила карту Voodoo3 3000 PCI. Некоторое время до этого в Москве уже появилась плата Voodoo3 2000 PCI. Зачем нужны эти платы, если есть AGP и что какова их производительность?

Некоторые пользователи считают, что сегодня AGP является единственным правильным способом подключения приличного 3D ускорителя. В какой-то степени они правы, но не так всё однозначно. Рассмотрим, что даёт нам использование AGP. Во-первых это производительность - на сегодня платы ускорителей бывают в трёх конструктивах AGP - односкоростном, двухскоростном и четырёхскоростном. При этом, наиболее распространённый формат AGP2x, или двухскоростной AGP порт обеспечивает производительность в два раза выше, чем у стандартного PCI слота. Для информации - частота работы шины PCI в современных PC без разгона - 33Mhz, AGP - 66Mhz. 4x скорость сегодня практически не утилизирует ни одна плата, к тому же недавно была шумиха вокруг правильной поддержки этого формата платами, заявленными на 100%-ю совместимость. Значит поговорим только о 2x AGP. Карты Voodoo3 как раз поддерживают этот формат. Но, опять таки, не полностью - кроме увеличения простой производительности AGP имеет ещё один важнейший плюс - в случае полной поддержки можно использовать оперативную память вместо локальной памяти акселератора. Поначалу, люди недостаточно разобравшиеся в вопросе скажут - у меня 16Мб видео памяти и 128 оперативной. Зачем мне выделять к примеру 64Мб акселератору, ведь я не играю в 1600x1200, и столько видео памяти мне не нужно. Вся суть в том, что в AGP памяти можно хранить только текстуры, которые используются в игре, а затем напрямую, минуя локальную память акселератора передавать их графическому чипу. Так это звучит в идеале, и поначалу активисты AGP купились на это. Но сразу стоит пояснить:

  • во первых обьёма локальной памяти акселератора в 16Мб ещё некоторое время хватит для того, чтобы не грузить текстуры через AGP, 32Мб карты постепенно переходят в ценовую нишу народных, а на подходе 64Мб платы.
  • во-вторых большинство современных акселераторов, кроме, пожалуй, TNT/TNT2 при использовании AGP текстурирования значительно теряют в производительности, порой в десятки раз.
  • в-третьих на сегодня практически нет реальных игровых приложений, действительно требующих использование AGP текстурирования.
В качестве примера можно привести демку Quake III. На акселераторе с 8Мб и AGP текстурированием даже на ядре TNT2 игра пойдёт значительно медленнее, чем на аналогичной TNT2, но с 32Мб. Имеется в виду максимальное качество текстур. Как всегда есть возможность "потвикать" игру так, что при остальных равных условиях разница в производительности пропадёт. Это не первая статья, в которой поднимается вопрос о актуальности AGP текстурирования, внимательные читатели смогут найти ещё тройку статей по теме, из которых можно узнать наше обоснованное мнение на этот вопрос. Вкратце поясню - технология AGP - перспективная, но не критическая технология, поддержка которой, сегодня, скорее чисто маркетинговый шаг Intel, а не необходимая вещь. Поймите меня правильно - я не пою гимн старым технологиям, просто зачем покупать СВЧ с грилем, если вы вообще завтракаете, обедаете и ужинаете в Макдональде, а жены у вас нет, и на кухню заходите только за чаем. Типа чтоб было.

Теперь, что касается 3dfx. Компания давно известна и хорошо себя зарекомендовала на рынке акселераторов. Основной девиз её деятельности можно сформулировать следующим образом "Если игроку фича не нужна, мы её поддерживать не будем". В качестве примера приведу тот же Voodoo2 - поддержка разрешений не выше 800x600, не более 16 бит, не больше 12Мб памяти. Это не ограничения - это грамотное урезание возможностей карты для максимального её удешевления. Бесплатный сыр только в мышеловке. Ну поставите вы на TNT 64Мб памяти сегодня. А зачем? Игры, которые потребуют такого обьёма к моменту выхода посмотрят на эту жалкую карту и даже не прослезятся. Так что политику 3dfx можно считать совершенно правильной. Возьмём серию Voodoo3. Ключевые моменты - высокая частота ядра, а значит высокая скорость заполнения. Играм сегодня, которые не знают о аппаратном рассчёте геометрии ключевым параметром для получения высокой производительности служит именно скорость заполнения. Тут 3dfx на высоте. Карты серий 2000 имеют теоретический максимальный fillrate в 286 мегатекселя/с , 3000 - 333 Mtex/s. По сравнению с наисовременнейшим GeForce (480 Mtex/s) цифры неплохие. Для сравнения - карты TNT2 Ultra, работающие на частоте 185Mhz имеют теоретическую скорость заполнения на уровне 370 mtex/s. Разница не критична, а для игрока все условия сухости и комфорта соблюдены прекрасно.

Следующим ключевым моментом карт 3dfx Voodoo3 является обьём памяти - стандартным размером для серий 2000 и 3000 стали 16Мб. Карт с бОльшим обьёмом памяти 3dfx не выпускает, зато есть дешёвые, в чём то урезанные 8Мб платы серии Velocity 100. Покупая их стоит быть действительно уверенным в том, что вы покупаете то, что хотите. Производительность урезанных моделей существенно отличается, хотя и есть методики подключения второго TMU и выравнивания производительности, но еще 8 мег там точно не напаять.
16Мб сегодня - минимальный приемлемый обьём для акселератора, если вы планируете хоть сколько-нибудь серьёзно играть в современные игры. Чем больше будет локальной памяти, тем больше и быстрее текстур сможет без проблем использовать акселератор. Современные приложения используют около 10-15Мб в одной сцене, тайтлы, выход которых запланирован на ближайшие месяцы будут поддерживать 24 и более Мб текстур в сцене.

По тестовым замерам при использовании AGP текстурирования производительность акселератора падает в несколько раз. Если карта не поддерживает режим DIME, то производительность падает ниже приемлемого уровня (3-5 fps). Основная причина - передача данных по системной памяти гораздо медленнее передачи внутри акселератора, не вникая в технические детали можно сказать что использование AGP в реальных приложениях сегодня ничего не даёт.

При установке PCI варианта Voodoo3 мы теряем пол гигабайта данных в секунду, передаваемый через AGP шину, PCI в два раза медленнее. Но потери чисто теоретические, на производительности игр это скажется мало. Результаты игровых тестов даже нет смысла приводить - в них карты AGP и PCI шли бок о бок.

И всё. Больше отличий между PCI и AGP версией в плане 3D нет. Зато вы получаете отличное качество 2D, очень быстрое 2D/3D комбинированное ядро, возможность установить плату в системы без AGP слота, возможность подключить две карты в Win98 Multimonitor mode, возможность расширить даже самую старую Pentium 90+ систему, даже если она выполнена в LPX форм-факторе.

Кстати на основе PCI Voodoo3 карт некоторые фирмы представляют мульти системы, состоящие из двух карт - TNT2 и Voodoo3, плюс switch для переключения между ними во время работы. Основной минус - цена.

Теперь что касается всевозможных TV-Out и подобных наворотов. По результатам опросов наличие TV выхода у платы волнует едва ли 3% покупателей. А значит тема для обсуждения не актуальна. Только с возрастанием интереса к DVD видеовыход будет более востребован. Но это случится когда DVD диски станут стоить 5$ а не 25. Т.е. не завтра.

При покупке Voodoo3 карт не стоит забывать о разгонябельности. Как правило, большинство 2000 моделей спокойно работают на 166Mhz, а иногда и 183Mhz. 3000 модели обычно способны работать на 183Mhz и выше. То есть отдав сумму за один акселератор вы при наличии некоторых навыков сможете получить карту следующего класса и даже быстрее. Только спросите у продавца о "свойствах" полученной партии. Как правило они в курсе.

Итог: если вы не имеете возможности установить AGP вариант, то при прочих равных условиях вы получите совершенно идентичную игровую производительность акселератора поставив PCI плату. Если есть выбор - AGP/PCI - конечно лучше установить AGP версию. Другой сектор использования PCI платы - мультимониторная система Windows98. Возможно владельцам Voodoo3 AGP захочется иметь второй монитор, подключенный через вторую карту. Тогда PCI вариант - единственный выбор. Систем с двумя слотами AGP пока не изобрели и тут единственный вариант G400 Dual Head.
И последнее. Voodoo3 PCI являются пожалуй самыми мощными апгрейдами акселераторов старых персоналок, не имеющих AGP слота.

Цена: приблизительная стоимость PCI варианта Voodoo3 2000 составляет от $110 до $120. Карты 3000 - около $150.
 



Оригинал материала: https://3dnews.ru./173247