Оригинал материала: https://3dnews.ru./173311

Creative Graphics Blaster RIVA TNT2 Value

Мухарев Сергей
05/08/1999

Как известно, nVidia выпустила на рынок несколько модификаций своего графического чипсета следующего за Riva TNT. Выпуск нескольких вариантов чипсета обусловлен желанием nVidia захватить все сектора рынка, от Low до Hi-End. Всего чипсетов четыре штуки (Vanta, TNT2 Model 64, TNT2, TNT2 Ultra) и все они отличаются как по мощности, так и по количеству поддерживаемой видеопамяти. И если TNT2 и TNT2 Ultra представляют из себя немного более чем просто обычная TNT, т.к. выполнены они по технологии 0,25 микрон и работают на повышенных частотах, то Vanta - немного урезаный чипсет даже по сравнению с обычной TNT, т.к. имеет 64-битный интерфейс памяти против 128-битного обычной TNT/TNT2 и работает на близких с TNT частотах, хотя и выполнена по той же технологии что и TNT2. Средним является чип TNT2 Model 64, который работает на тех же частотах что и TNT2, но интерфейс памяти у него 64-битный.

Рассмотрим карту Creative Graphics Blaster Riva TNT2 Value которая сделана на чипе TNT2 Model 64 и оснащена 7-наносекундной памяти типа SDRAM общим объемом в 16Mb. Сейчас карта дороже 16-мегабайтной модели Creative Graphics Blaster Riva TNT всего на 10$. Посмотрим чего можно получить на эту десятку.

Карта имеет небольшие размеры, на чип наклеен пластинчатый радиатор, все 16Mb видеопамяти разместились всего в двух микросхемах, на плате есть места под логику TV-выхода, так что, возможно, будут варианты и с TV-выходом, конструктив платы - AGP 4X. Заводские установки таковы: 125MHz - чипсет, 150MHz - память, что соответствует установкам рассмотренной ранее карты ASUS V3800 TVR на основе полноценного чипа TNT2.

Драйвера


Самые последние драйвера, доступные на момент тестирования, находились в стадии беты и основывались на референс-драйвере версии 2.04. В драйверах содержится стандартный для плат от Creative, BlasterControl третьей версии:

В окне Advanced есть возможность отключить вертикальную синхронизацию в OpenGL и Direct3D, а также установить частоту работы видепамяти.

Так как все чипы TNT2 сделаны на том же графическом ядре, что и TNT, то качество 3D-графики у них ничем не отличается, никуда не делись проблемы с трилинейной фильтрацией, вместо которой используется упрощенная апроксимация. Хотя, все же полноценую трилинейную фильтрацию увидеть на чипах TNT/TNT2 можно, правда только если отключить мультитекстурирование, что это повлечет за собой значительное снижение скорости. Единственное, что я подметил, что у новых чипсетов качество 2D немного лучше и в высоких разрешениях при высоких значениях рефреша они менее замыливают картинку чем Riva TNT.

Тестирование

Тестирование проходило на системе следующей конфигурации:
  • CPU: Intel Celeron 333 разогнаный до 500MHz (100*5)
  • MB: Gigabyte GA-BX2000 (Intel440BX)
  • RAM: 128Mb PC100
  • HDD: 9.1 Gb Quantum KA Plus IDE (7200 об/мин.)
  • SOUND: SB Live! Value
  • SOFT: Windows 98SE, DirectX 6.1a, nVidia Detonator 2.08, Live!Ware 2.1

Сравнивать Creative Graphics Blaster Riva TNT2 Value будем с Creative Graphics Blaster Riva TNT и ASUS AGP-V3800 TVR (Riva TNT2). Все сравнения будем делать на референс-драйверах от nVidia версии 2.08 (что-бы все карты находились в одинаковых условиях). В драйверах все настройки были сделаны на максимальное качество изображения, вертикальная синхронизация отключена, карты работали на заводских установках частот.

3DMark 99 Max, 16bit

3DMark 99 Max, 32bit

В тесте 3DMark99 Max Riva TNT2 Model 64 немного отстает от Riva TNT2 и если бы мы ограничились только тестом 3D Mark99, то можно было бы сказать что чипсет Riva TNT2 Model 64 значительно превосходит Riva TNT по скорости работы. Но посмотрим как ведет себя чипсет TNT2 M64 в играх.

Incoming, 16bit

Incoming, 32bit

Quake II (demo1.dm2), 16bit

Quake II (demo1.dm2), 32bit

На графиках явно выражено то, что в 16-битных режимах TNT2 Model 64 находится где-то посередине между TNT2 и TNT, в большинстве случаев даже ближе к TNT2, а вот в 32-битных режимах она уже серьезно отстает от TNT2 и только чуть-чуть опережает обычную TNT и причиной такого отставания является более узкая шина памяти.

А теперь посмотрим как будет вести себя чип TNT2 M64 в играх нового поколения и рассмотрим это на примере Quake III test:

Quake III test 1.07 (q3testdemo1.dm3), 16bit

Quake III test 1.07 (q3testdemo1.dm3), 32bit

Тут картинка еще больше меняется в худшую сторону: TNT2 сильно вырвалась вперед, TNT2 M64 в 16-битных режимах все еще опережает TNT с существенным, но уже меньшим отрывом, а при 32-битном цвете TNT уже вообще не отстает и результаты их почти не отличаются.

Разгон

Для регулировки установок работы ядра/памяти Creative выпустил свою утилиту разгона, которая работоспособна на всех картах от Creative с чипсетами серии TNT/TNT2. Программа сидит в системном трэйе и обеспечивает быстрый доступ к установкам частоты работы ядра и памяти.

Утилита сама определяет тип чипсета и автоматически выставляет оптимальные для него границы частот, но эти границы можно изменить, как в большую, так и в меньшую сторону. Осуществить доступ к настройкам границ можно нажав правую кнопку мыши в заголовке программы и в спадающем меню выбрать пункт Limits.

Программа выдает сообщение о риске связаном с вероятностью спалить карту и не позволяет установить верхний предел частот для модели TNT2 Value больше чем 166/183MHz, хотя этого больше чем предстаточно и максимальные значения уже находятся в режиме Ultra. Карта без проблем работала при установленных 140MHz на ядро и 180MHz на память, без установки дополнительного охлаждения, хотя от охлаждения все же не стоит отказываться. Результаты тестирования при 140/180MHz рассмотрим на примере Quake3 test1.07 при 32-битном цвете c использованием 32-битных текстур. Creative Graphics Blaster Riva TNT работал при следующих установках: 110MHz - чипсет, 130MHz -память.

Quake III test 1.07 (q3testdemo1.dm3), 32bit

Как видите картинка никак не изменилась, видно что обе карты в разогнаном состоянии показывают практичести одинаковые результаты.

Итоги

  • Чипсет Riva TNT2 Model 64 находясь в ценовом диапазоне карт с чипсетом Riva TNT показывает чуть более высокие результаты при использовании 16-битного цвета, которые немного не дотягивают до карт с нормальным чипсетом Riva TNT2.
  • При использовании 32-битного цвета, да еще и при 32-битных текстурах высокой детализации TNT2 Model 64 уже не так сильно опережает TNT, которая следует за ней след-в-след.
  • Все новые чипсеты TNT2 прекрасно разгоняются, работаю в разогнаном состоянии более устойчиво и не так сильно греются как чип TNT.

Полезные ссылки
Creative Technical Support Download Files - свежие драйвера и утилиты от Creative



Оригинал материала: https://3dnews.ru./173311