Оригинал материала: https://3dnews.ru./173321

Matrox Millennium G550. Preview

Source: Anandtech

Всегда бывает любопытно наблюдать за распространением слухов. Неизвестно откуда появившаяся новость проносится как снежный ком и обрастает различными выдумками. Самое интересное начинается тогда, когда вы знаете, что слух является ложью, а люди наивно начинают в него верить. Именно такой случай и произошел с чипом следующего поколения от Matrox. Вскоре после выпуска Matrox G400 поползли слухи о G600 и G800, хотя никаких фактов не было обнародовано. Как случается с большинством слухов, народ упрямо в них верил, и Matrox стала опасаться за свою репутацию. При раскрытии правды общество начнет думать, что компания решила отменить выход продукта, который она никогда и не планировала выпускать.
Рядовым фактом является выпуск компаниями продуктов, которые никогда не поступят в массовую продажу. Поэтому мы все же думаем, что для слухов о G800 было какое-то основание, точно такое же, как и в случае с Socket-вариантом Pentium II у Intel и существовании неких скрытых разработок у ATi.

Во время осеннего Comdex`2000 у нас появилась слабая надежда на то, что Matrox выпустит игровую карту среднего класса. Но такое решение было отменено, и вместо этого Matrox сфокусировалась на улучшенной версии G450. Так как G450 уже являлась улучшенной версией G400, мы боялись, что репутация Matrox будет подпорчена. И вовсе не из-за того, что они не подтвердили слух, а из-за того, что их карта "следующего поколения" будет базироваться на G400, которому уже два года. История повторилась и на весеннем СeBit`2001.


Сплошной G450 на СeBit`2001

Matrox G550

Matrox пришлось по жизни придумывать новые пути для завоевания рынка для своих продуктов. Они были первыми, кто показал миру механизм использования карт окружающей среды для отображения шероховатостей объектов (EMBM). Как мы можем забыть картинку из Expendable, после которой почти каждый мечтал о G400 только для наслаждения видом воды? Затем Matrox убедила мир, что два монитора больше не являются прерогативой high-end приложений, они могут прекрасно использоваться в играх, путешествии по Интернету и редактировании документов, то есть в обычных приложениях.
Конкурентам пришлось взять на вооружение и EMBM и DualHead в связи с требованиями пользователей. Как видно, Matrox относительно успешно пробила рынок благодаря показанным возможностям. И нынешняя попытка Matrox еще раз ударить по своим конкурентам должна бы повторить былой успех. Но Matrox может и оступиться.

Чип

G550 очень похож на G450 по своим возможностям, так что в этой статье мы подробно рассмотрим лишь немногие отличия.

G550 изготавливается по 0,18 мкм процессу, а сам чип по разводке совместим со старым G450. Собственно, из этого следует отсутствие дополнительных интерфейсов памяти, так что G550 использует тот же самый 64-битный DDR интерфейс, что и G450. Совместимость по разводке означает простоту изготовления дизайна платы и самого производства по аналогии с G450, но так же это приводит и к появлению узкого места в пропускной способности памяти. Как мы помним, G450 не смог превзойти G400 по 3D производительности. Сам чип поддерживает до 32 Мб памяти.
Конвейер рендеринга в G550 был немного изменен по сравнению с G450. Чип по-прежнему использует два конвейера рендеринга, но сейчас он может накладывать две текстуры на один пиксель за такт. Для сравнения, nVidia реализовала то же самое в GeForce2 GTS примерно год назад.

G550 не разрабатывался специально под DirectX8, хотя он и поддерживает несколько DX8 функций. Впрочем, эти функции сводятся к задействованию блока вершинного затенения (Vertex Shading), тем более в G550 не реализован блок пиксельного затенения (pixel shader). В G550 используется очень специфический T&L движок, он является программируемым RISC движком. Но единственное, для чего он реально полезен – для T&L функции Matrix Pallette Skinning.

Как вы помните из обзоров ATi Radeon и nVidia GeForce3, функция Matrix Pallette Skinning позволяет реализацию плавных вершин, которые присутствуют в сочленениях туловища и на лице. При должном применении, Matrix Pallette Skinning позволяет намного улучшить вид персонажа. Следует отметить, что эта функция все еще относительно редко используется в современных играх.

Реализация DualHead в G550 виртуально идентична G450. Первые G550 карты будут оснащены одним 15-контактным VGA разъемом и одним DVI-I разъемом. Разъем DVI-I может быть использован как второй VGA выход с помощью прилагаемого переходника.

В соответствии с данными Matrox, размер у чипа G550 не сильно больше G450. Отсюда можно легко сделать вывод о том, что T&L блок на чипе не такой уж и сложный. Первая карта на G550 будет названа Millennium G550, ее цена ожидается в районе $125.

Целевой рынок карты и производительность

Так же как и G450, рынок G550 удален от игрового рынка настолько, насколько возможно. Производительность карты в 3D находится на уровне Radeon VE или GeForce2 MX200, впрочем, из двух последних часто можно выжать даже большую производительность, чем из G550.
Если вы хотите узнать уровень производительности G550, то почитайте обзор G450.

Технология Matrox HeadCasting

Дословно технология HeadCasting переводится как "формирование головы".
Итак, сейчас вам, наверное, кажется, что G550 не представляет собой ничего большего, чем G450 с добавленным T&L движком. Однако этот "добавочный" T&L движок обеспечивает основную (выделяемую Matrox) особенность нового чипа – технологию HeadCasting.

Matrox позиционирует G550 как карту, которая может легко передавать графику по IP, особенно при проведении видеоконференций на каналах с низкими пропускными способностями. Сейчас проблема сетевых видеоконференций заключается в частой нехватке пропускной способности между участниками. В результате мы получаем ужасное качество видео и заикание. Цель видеоконференций, – показать человека, с которым вы разговариваете, - не реализуется. Технология HeadCasting работает даже на очень медленных каналах, типа модемного соединения на 56K. Достигается это благодаря отсылке только вершинных данных и опоре на G550, который сам должен построить 3D модель головы вашего собеседника.
Опишем процесс более точно.

  1. Оба пользователя, желающих использовать HeadCasting, должны обладать картами Matrox G550. Они должны занести в компьютер две своих фотографии, в профиль и фас;
  2. Фотографии отсылаются компании Digimask. Digimask является партнером Matrox, она проведет интерполяцию фотографий, получит 3D модель головы и отошлет ее обратно;
  3. Два пользователя затем обменяются 3D моделями по почте (или любым другим способом).

Итак, у вас есть 3D модель вашей головы, но для чего же нам здесь нужна G550? Дело в том, что дальше работает ПО, поставляемое с картой Millenium G550, HeadFone. Эта программа разработана LIPSinc для поддержки технологии Matrox HeadCasting (здесь нам очень сильно помогает функция Matrix Pallette Skinning у T&L движка). Программа использует голос для интерпретации движения губ у 3D модели собеседника, которую вы видите на экране.
Ну а так как вы уже получили копию 3D модели головы собеседника, то единственные данные, которые вам нужны для приведения ее в движение, – вершинные данные о движении губ собеседника и, конечно, звуковые данные. Таким образом, относительно правдоподобные движения 3D губ реализуются на очень медленных соединениях, типа модема 56K.

Вид 3D головы и ее анимация реализованы здесь куда лучше, чем в большинстве 3D игр. Конечно, модель еще далека до полной реалистичности, но достаточна для использования в видеоконференциях. Впрочем, ничто не ограничивает конкурентов Matrox от создания своих собственных движков HeadCasting. Однако Matrox все же находится на шаг вперед, так как их T&L ядро использует 256 регистров для хранения соответствующей анимационной матрицы. GeForce3 оснащена примерно половиной от этого количества регистров, но, конечно, она может выполнять большее количество различных операций, а не только Matrix Pallette Skinning. Наверняка будущие карты ATi и nVidia будут способны осуществлять подобную анимацию с нужной скоростью, но у Matrox есть пока что свое преимущество. ATi и nVidia, наверное, могут в скором времени выпустить реализацию подобной HeadCasting технологии, но по качеству она не должна заметно отличаться от Matrox, если они желают конкурировать с ней в этой области.
Помните, что T&L блок у G550 реально полезен только для Matrix Pallette Skinning и вершинного затенения, используемых в технологии HeadCasting. При таком специфическом T&L модуле Matrox пришлось отключить T&L ядро на уровне драйверов во всех приложениях и играх, не относящихся к HeadCasting. Ну вы от этого вряд ли много потеряете, так как слишком мало игр используют уровень лицевой анимации/затенения, где мог бы пригодиться T&L у G550.

В комплекте с картой Matrox поставляет также и Visual Presenter для PowerPoint, плагин для PowerPoint 2000/XP, позволяющий вам записывать вашу 3D голову и голос параллельно с презентацией. При просмотре появится ваша 3D голова, параллельно со слайд-шоу она будет шевелить губами в такт голосу. Так как модель 3D головы уже подверглась рендерингу, презентация будет прекрасно просматриваться на всех машинах. Представьте себе систему с DualHead – на одном экране будет ваша голова, а на другом – слайдшоу.

Заключение

Matrox в ближайшие недели разошлет G550 независимым тестерам, так что мы еще услышим впечатления от новой технологии. Впрочем, Matrox знаменита, прежде всего, своим превосходным качеством 2D, которое (возможно) немного улучшилось после G450. Также не стоит забывать и о возможности использования двух мониторов DualHead.

Технология HeadCasting интересна, прежде всего, для пользователей с медленными каналами, однако она все же слишком притянута за уши для построения бизнеса по сети. Как утверждает Matrox, технология HeadCasting позволит профессионалам устанавливать более прочные отношения с партнерами и клиентами, но мы то знаем, что трехмерные головы не приносят особого результата в мир бизнеса. :-) К тому же, сколько существует бизнесменов, использующих такой вид общения, и при этом не обладающих достаточно широким каналом для обычных видеоконференций?
Самый большой недостаток технологии HeadCasting заключается в том, что она требует установки G550 у обоих собеседников. Отсюда вряд ли рынок будет принимать новую технологию с широко распростертыми объятиями.

Продавать G550 можно лишь с опорой на превосходное 2D качество и поддержку DualHead, которые уже были анонсированы с G450. Отделению маркетинга Matrox придется попотеть, прежде чем они смогут доказать необходимость и значимость новой технологии для корпоративных и даже для домашних пользователей. Если DualHead могла повысить эффективность работы, а EMBM получила признание у игроков, то продажа HeadCasting станет крепким орешком для Matrox.
Если бы цена карты не была ограничена в $125, то вряд ли кто-то захотел бы ее купить. Но такая цена вполне разумна, если вам нужно хорошее 2D качество и поддержка двух мониторов. Еще одной причиной покупки карты может стать поддержка Linux, так как G450 была довольно успешна на этом секторе. По стоимости производства вряд ли G550 значительно отличается от G450 в силу примерно одинаковых размеров кристалла. Так что непохоже, что G450 сильно упадет в цене после выпуска G550.

Довольно интересно будет проследить, как изменился графический рынок после выпуска G400, однако стоит заметить, что все из выживших компаний на этом рынке используют новый дизайн чипов, отличающиеся от того, что было два года назад. Настало время сделать то же самое и Matrox, тем более что по слухам вскоре появится их новый DX8 чип.

Дополнительные ссылки



Оригинал материала: https://3dnews.ru./173321