Оригинал материала: https://3dnews.ru./173345

Правда о Savage4. Часть Первая

Стр.1 - Часть Первая

Автор: Дмитрий Егоров aka Han

Написать на эту тему меня вынудило огромное количество спекуляций на многих российских и зарубежных сайтах и конференциях на тему
"Savage4 - suxx or rulezzz?", т.е. хорош Savage4 как ускоритель или нет.
Итак, мифы о Savage4 - правда и кривда:

Миф1. У Savage4 очень медленный, плохой, глючный (нужное подчеркнуть) OpenGL-драйвер.

На самом деле у Savage4 несколько OpenGL драйверов: а) generic ICD- драйвер, последняя версия на момент написания статьи 8.10.23 - обеспечивает низкий уровень быстродействия, но наибольшее количество функций (features). б) Power ICD-драйвер - в комплекте с фирменными драйверами ( от Diamond, Creative) не распространяется. Последняя версия на момент написания статьи 1.10.10 - обеспечивает хорошее быстродействие и набор функций - его использование является оптимальным выбором. в) miniGL - драйвер транслирует обращения к OpenGL на фирменный API Metal (есть на Savage3D, Savage4 и с недавних пор на Savage2000). Предназначен для игр на движке Quake2 и его производных, например, Quake3:Arena. Обеспечивает иногда до 30% преимущества в скорости, по сравнению с generic ICD-драйвером, но страдает малым количеством функций и низкой стабильностью. Это связано, судя по всему, с сыростью Metal - последняя версия 1.0.2.7b (c 3DNOW!-оптимизацией).
Таким образом оптимальным является использование Power ICD-драйвера как разумного компромисса м/у скоростью, стабильностью и функциональностью.

Миф2. Наилучшее быстродействие и качество картинки обеспечивают reference-драйверы, разными путями, полученные от S3.

Данное высказывание не является истинной. Приведу пример. Ни с одним reference-драйвером, включая последний на момент написания статьи 8.10.28 вы не увидите туман в игре Need For Speed: High Stakes. С фирменными драйверами для 3D Blaster Savage4 от Creative уже два релиза (1.03 и 1.04) как есть правильный туман. Что касаемо скорости, то на моем К6-2 450 драйверы от Creative показывают наибольшее быстродействие в большинстве игр и бенчмарок (3D Mark 2000, Tirtanium 1.80, NFS4).

Миф3. Компрессия текстур S3TC - всегда приводит к деградации качества.

Опять же все зависит от конкретного примера. Чаще всего Savage- ненавистники приводят в пример небо в Quake3:Arena. Дело в том, что использование S3TC в Quake3 вообще выполнено неудачно - жмутся все текстуры без разбора и метод этот уж больно похож на автокомпрессию. Тогда как разработчик игры должен смотреть, какие текстуры сжимать, а какие не стоит. Текстура неба в Quake3 низкого разрешения и сильно деградирует при сжатии, приобретает блочную структуру. Диаметрально противоположные результаты при использования S3TC мы видим в специальных уровнях к Unreal (Egypt, PhotoGallery) и в Unreal Tournament и специальная дема от S3- Savage Island . Разве кто-то может сказать, что какая-либо карта дает более детализированную картинку в этих играх? Таким образом, использование S3TC позволяет значительно поднять качество визуализации игры, благодаря использованию текстур более высокого разрешения 1024*1024 и 2048*2048 без ущерба для скорости и при том же объеме памяти под текстуры. Можно сделать вывод о том, что незначительная деградация качества с лихвой покрывается более высокой детализацией.

Миф4. Видеокарты на Savage4 очень плохо поддаются разгону

Не лучше и не хуже остальных. Просто надо соблюдать правила безопасного/правильного разгона. А это - карта от именитого(качественного) производителя DiamondMM, Creative, Elsa и мощное охлаждение. При хорошем охлаждении мой Creative 3D Blaster Savage4Pro - 32Mb работает стабильно на частотах - ядро 135Мгц, память 145Мгц (при 110/125 заводских).

О грустном.

Конечно у Savage4 есть недостатки - низкий fillrate из-за 64-битной шины памяти (против 128 у TNT2). Также с ростом разрешения и глубины цвета начинает увеличиваться такое неприятное для любого игрока явление, как лаг. Высокая частота RAMDAC не спасает Savage4 от замыливания 2D изображения - в разрешениях от 1280*1024 довольно заметно помутнение изображения. Savage4 имеет честную, бесплатную, т.е. не снижающую быстродействия трилинейную фильтрацию, причем исполняет ее одновременно с мультитекстурированием, чего не может делать TNT2.

Мораль сей басни такова.

За свою столь доступную цену Savage4 обеспечивает приличное быстродействие и отличное качество картинки, хотя лидером по скорости, конечно не является. Savage4Pro - реальный конкурент TNT2M64, и даже TNT2 на слабых машинах, где не ускоритель является узким местом.

Стр.2 - Настройка драйвера

Время не стоит на месте - прошло уже несколько месяцев с момента написания "Правды о Savage4". За это время, мы с Вами - дорогие Россияне, увы, намного богаче не стали. А потому проблема выбора недорогого 3D-акселератора по-прежнему актуальна...

Итак, продолжим разбирательства:

Savage4 + Unreal Tournament = to be or not to be?

Это один из самых сложных и противоречивых вопросов, который только существует применительно к Savage4. На множестве конференций в Интернете, посвященных как в общем видеокартам, так и продуктам S3, в частности, можно услышать множество споров на эту тему. Многие из советов владельцев Дикарей граничат с описанием обрядов колдунов Вуду.
К слову сказать, даже специалисты из S3 сами толком не знают, с чем связаны проблемы со стабильностью API Metal в Unreal Tournament. В важности работоспособности такой связки, я думаю никто не сомневается - графический движок UT один из самых широко лицензируемых (на нем пишутся, к примеру, такие ожидаемые и перспективные игры, как Deus Ex, X-Com:Alliance и др.). А картинка через Metal уж больно хороша...
Сразу хотелось бы порекомендовать довольно банальную вещь, которой тем не менее зачастую пренебрегают, уберите на время экспериментов любые разгоны своего многострадального железа (в первую очередь процессора). Обязательно установите последний AGP-минипорт для своей материнской платы. Затем существует несколько путей, один из них скорее всего вам поможет:
  • Воспользуйтесь твик-драйвером, выполненным простым американским парнем BiPolar за версией 1.12 (перед употреблением взболтнуть :-) ).
  • Попытайте счастья с самым новым reference-драйвером от S3 - 8.20.11 ( Кстати с ним поставляется новая версия Metal-а 1.0.2.8). Если и это не поможет, то прошейте последнюю версию reference-видеобиос 2.1D.19, не забыв сохранить образ своей предыдущей версии.

(Ссылки на соответствующие файлы есть в разделе Download

Еще одно наблюдение - причиной зависания UT (именно в Metal!!!) может служить некорректно написанный драйвер мыши - подобный эффект наблюдался при игре (точнее, попытке поиграть) с мышкой Genius NetScroll+ (serial version) и "фирменными" драйверами от вышеназванной фирмы. При установке драйверов для generic scroll mouse проблемы пропадали.

Стал ли нормальным OpenGL у Savage4?

Почти. Новая версия Power ICD драйвера - 1.00.18 заметно лучше предыдущих. Во-первых, повысилась скорость работы механизма мультитекстурирования, улучшилась стабильность. Теперь OpenGL драйвер работает и при выключеном AGP-текстурировании (это имеет значение для материнских плат со слабой реализацией AGP - почти все на чипсетах VIA+Socket7). Данный PowerICD является лучшим выбором еще и потому, что появляется все больше OpenGL-игр, основанных не на базовом движке Quake2. В частности, в новой игре Soldier of Fortune miniGL драйвер работает уже некорректно, а вот PowerICD показывает отличные результаты, как по скорости так и по качеству картинки.

Как улучшить качество картинки на Savage4?

Как ни хорошо качество изображение на Savage4 в 3D, проблемы все же существуют. В частности, это неприятный текстурный шум при движении и муар. Уменьшить эти неприятные эффекты довольно просто - устанавливаем значение параметра dBias (например, при помощи программы s3tweak) на 0.2 или даже 0.3. Картинка станет чуть менее детализированной вдали, но уменьшится текстурный шум...

Что будет дальше?

Пока неясно. Последнее время S3 совершала странные телодвижения. Сначала необычайная активность: взаимное кросслицензирование по обмену технологиями с nVidia сроком на 7 лет и последовавший за этим интенсивный выпуск новых драйверов и видеобиос для своей продукции. Теперь же S3 торопится избавиться от своего графического подразделения. Скорее всего купит его VIA Technologies. И глядишь, совсем скоро мы будем писать гневные письма с требованием выпустить новые драйвера, адрессованные VIA...

p.s. Кстати, Savage4 и Windows2000 - вещи пока очень слабо совместимые, по причине необычайно сырых драйверов.

Ссылки на ресурсы посвященные Savage4:

Иностранные сайты
1) sdn.fgnetwork.com - крупнейший сайт Savage Daily News(новости, статьи, самые новые драйверы, форум, в который кстати заглядывают представители S3. Там даже есть рубрика "Ask S3")
2) http://www.s3planet.force9.co.uk/ - S3 Planet - тематика, как у предыдущего...
3) http://savagenews.orbitel.bg/cgi-bin/ans.pl
4) rizenet.iwarp.com - сайт известного твикера Riz-а - советы по оптимизации, а также различные remix-ы драйверов для Savage.

Российские Savage-сайты. К сожалению кроме перевода новостей и дачи ссылок ничем почти не выделяются. Имеет смысл пользоваться, если не знаете английский язык.
1) http://game.sinor.ru/savagex/ - новосибирский сайт с симпатичным дизайном (давно не обновлялся).
2) http://savage.fcom.ru/ - просто еще один.



Оригинал материала: https://3dnews.ru./173345