Оригинал материала: https://3dnews.ru./180849

Территория звука-2006. Выпуск 5

Стр.1 - Часть I

Итак, у всех уже рабочее настроение, по крайней мере, так заложено индустрией. Но вы, наверняка подметили общую тенденцию, что количество материалов по звуку в рунете сильно уменьшилось. Эта ситуация носит общий характер. Хотя это лето нельзя считать совсем «пустым» в плане новинок. Например, самым удивительным событием стало то, что компания Line 6, известная своими гитарными процессорами, которыми пользуется множество профессионалов и звезд первой величины, решилась на чисто программную реализацию своих разработок в виде плагинов.
 Line 6
Пала последняя крупная крепость, стоявшая на границе перехода от аппарата к софту. Причем незадолго до этого «сдался» Korg, выпустив просто отличный программный комплект Legacy Collection. Что касается Line 6, то в «золотой» версии плагина GearBox взяты алгоритмы 78 гитарных усилителей и 24 моделей кабинетов из устройств POD XT и Vetta II, 28 басовых усилителей и 22 басовых кабинетов из Bass POD XT, эмуляция 6 лучших в мире аналоговых и современных микрофонных предусилителей плюс 80 студийных эффектов. «Серебряная» версия будет полегче: 18 гитарных усилителей и 24 модели кабинетов из POD XT, 5 басовых усилителей и 5 басовых кабинетов из Bass POD XT, эмуляция 6 лучших в мире аналоговых и современных микрофонных предусилителей плюс 30 студийных эффектов. Ориентировочные цены на «золото» — MSRP 699,99 $, на «серебро» — MSRP 419,99 $. Оба плагина анонсировались на NAMM Summer Session, хотя их официальный выпуск запланирован на конец лета этого года, причем только в вариантах Mac AU и Windows VST, а вот RTAS-версия появится только через год, что даже несколько удивительно, учитывая предстоящую конкуренцию с IK Multimedia AmpliTube и Native Instruments Guitar Rig.

 Audacity

Нажмите для увеличения
Второй серьезный задел, который очень актуален сейчас — бесплатная программа-мультитрек Audacity, достаточно мощный профессиональный (!) продукт. В нем есть практически все, что нужно, за исключением разве что поддержки MIDI. И тут уже ситуация напоминает то, что некогда происходило с теми же интернет-браузерами, которые раньше были платными и громоздкими, а сейчас вполне заменяемы теми же freeware Mozilla Firefox и Opera. И третья интересная тенденция — появление «дотационного ПО». Допустим, вы видите некую freeware-программу, но часто ли вы при скачивании будете обращать внимание на кнопку «Donate», расположенную рядом с «Download»? Нет, не часто. Хотя большинство таких программ или имеют ограниченный срок действия, или требуют ключ активации. Разница с shareware-софтом и демо-версиями к нему лишь в том, что не указана точная цена, плюс к этому вы выступаете больше не как полноценный покупатель, а в качестве мецената, соответственно рассчитывать на коммерческий сервис не приходится. Явный пример такого подхода — новинка Sensomusic Usine, где без ключа активации не работает основной модуль секвенсора. Тут сложно давать комментарии, но, скорее всего, такая модель не приживется в том виде, как это есть сейчас. Итак, это очередная «Территория звука», поехали!

Беспроводное подключение устройств

Для начала давайте поговорим о новейших недорогих технологиях, которые очень скоро могут стать неотъемлемой частью при закупках в современные студии звукозаписи…
 беспроводная клавиатура MidAir
Совсем недавно M-Audio анонсировала беспроводную клавиатуру MidAir, причем сразу две ее модели MidAir 37 и Mid Air 25 (249,95 $). Они состоят из двух функциональных блоков — беспроводного приемника/передатчика именуемого base (базой), подключаемого к PC или Мас, и, непосредственно, самих клавиатур.
 MidAir Base
Причем сам приемник/передатчик может работать в автономном режиме и даже независимо от компьютера, то есть при живом выступлении вы можете его использовать для радио-подключения других синтезаторов, а питание «базы» осуществляется за счет батареек АА. В принципе, в данном разрезе не имеет большого смысла писать о технических спецификациях данных моделей (количество контроллеров, передаваемых параметров управления и т.п.), поскольку в будущем M-Audio, скорее всего, выпустит такой приемник/передатчик отдельным модулем. А они так и сделают, поскольку есть… серьезный конкурент — WIDI-X8, который вы можете увидеть у других производителей — фирмы CME.
 CME Widi-X8
Сам принцип работы там практически такой же, но с одним отличием — три режима работы: USB RF / MIDI RF / USB MIDI. То есть это универсальное устройство, позволяющее передавать по радио как MIDI, так и любые USB-данные. Теперь перейдем к интересным находкам и попробуем написать по такой интересной теме как…

Могут ли дешевые колонки хорошо звучать?

Согласитесь, что это один из самых частых вопросов, которые можно встретить на форумах по звуку. Причем у производителей дешевых АС можно встретить совершенно различные подходы к производственному процессу: у одних важную роль играет дизайн, другие берут то, что есть у поставщиков поблизости, то есть, «я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и получила». Ну, а третьи, хоть и не имеют в своем арсенале специалистов высокого класса, все-таки пользуются автоматизированными средствами разработки акустических систем. Недавно я нашел одну такую, причем ссылка на нее стояла в одном из расчетов для автомобильных АС. Речь идет о True Audio WinSpeakerz. Зайдя на сайт разработчиков, вы узнаете, что сама программа стоит 99 $, и при этом предлагается ее демо-версия, датируемая… 2001 годом. Скачивать ее не рекомендую, так как в демо напрочь отсутствуют необходимые базы и отключены практически все ключевые функции.
 Основное окно программы WinSpeakerz
Такие серьезные ограничения введены неспроста, поскольку на основе WinSpeakerz можно практически с нуля разработать акустическую систему любой сложности. Причем в виде натуральной программной эмуляции.

История программы

Тут на самом деле целая веха, но на этом моменте стоит заострить внимание, потому как мы говорим о профессиональном видении вопроса. За данной разработкой стоит американец Джон Мерфи (John L. Murphy). Еще в 1976 году на симпозиуме International Loudspeaker Symposium, спонсируемом со стороны Университета Колорадо (University of Colorado) в Колорадо Спрингс, он получил от Дона Кила (Don Keele) копию разработанного им метода по программированному вычислению дизайна колонок. И через несколько лет, благодаря данному методу Мерфи создает модели АС с помощью программируемого калькулятора TI-59, но тогда это подразумевало и множество рутины, в частности составление и выведение таблиц и графиков результатов расчетов множества параметров. В 1981 Мерфи покупает свой первый персональный компьютер Apple II Plus и ставит перед собой задачу написать программу, с помощью которой можно рассчитывать акустические колонки, а в конечной цели и эмулировать их на программном уровне. До полного воплощения его замыслов было еще как минимум лет десять, но в 1981 появляется первенец — «Speaker», несколько облегчающий расчеты, хотя имеющиеся в наличии компьютера 48k памяти не давали, как следует развернуться. Дела изменились в 1985, когда Джон Мерфи приобретает Macintosh 512k, причем в то время открываются новые возможности — появилась мышь и новые возможности графического интерфейса. А уже к 1990 выпускается программа MacSpeakerz, и далее все начинает развиваться в сторону усиления алгоритмической расчетной части, предоставления информации о большем количестве параметров. Вскоре появилась необходимость в переходе на Windows, что произошло в 1995. Причем Мерфи сначала создал WinSpeakerz на Visual Basic 1.0, этот вариант ему не очень понравился, и он изучил C++, на чем и написаны его дальнейшие разработки. Что самое интересное, именно с 1990 программы Мерфи стали очень популярными среди производителей, выпускающих профессиональные и hi-fi акустические системы, а также звуковые комплекты для автомобилей. Поэтому дата последней версии, а именно, 2001 год, ни о чем не говорит в плане отсталости или старости данной программы, ведь, в принципе, на ее разработку ушло около 25 лет.

Стр.2 - Часть II

Описание интерфейса. Что вводится и что выводится

Работа с WinSpeakerz строится поэтапно. Первым делом вы выбираете динамики для вашей колонки. В программе имеется обширная база по существовавшим на тот период моделям, при этом есть поиск и сортировка по определенно заданным параметрам (диаметр, чувствительность и т.п.). Я сказал «на тот период», но все поправимо, поскольку сама база может пополняться новыми данными, которые вы сами можете вводить вручную.
 Работа с WinSpeakerz
 Работа с WinSpeakerz
 Работа с WinSpeakerz
 Работа с WinSpeakerz
После первого этапа идет выбор корпуса. В программе их может быть несколько типов (закрытые, с фазоинверторами, многополосные), и общее количество предлагаемых их вариантов равняется 18. Также можно экспериментировать с различными объемами, добавлять аттенюаторы, компенсаторы, использовать различные типы кроссоверов. В результате в основном окне, именуемом Workbench, выводятся все параметры для проектируемой системы в виде сложного суммарного графика множества характеристик (АЧХ, задержка, сопротивление, звуковое давление и т.п.) и двух небольших окон снизу, где указаны основные параметры динамика(ов) и корпуса. Если что-то не подходит, то можно менять и сравнивать результаты.

Какие плюсы

Скорость разработки. Также стоит отметить, что довольно часто, особенно при дизайне помещений и домашних кинотеатров в них, а также стереосистем и тому подобного, возникают проблемы с этим самым дизайном. То есть может быть так, что на данный момент на рынке не имеется нужных решений. И как тут можно поступить? Прибегнуть к «стандартным» для акустики вариантам. Именно их и представляет программа. Причем, если обратить внимание на рынок обычного недорогого hi-fi, то в большинстве случаев вы и встретите конструкции, которые без труда разрабатываются в WinSpeakerz.

Минусы

А если говорить о дорогих современных решениях, то в них есть множество ноу-хау, выраженных в специальных внутренних конструкциях колонок, использовании специфических материалов и форм корпусов. К примеру, сейчас среди студийных АС наиболее популярны обтекаемые формы. Но вряд ли кто будет ставить себе дорогущие 8000-е Genelec’и для просмотра фильмов и прослушивания музыки. То есть, основной минус программы состоит в малом количестве представленных вариантов. Второй минус, хотя он и несколько специфичен, и не всегда нужен — нельзя ввести параметры самого помещения, в котором будут располагаться проектируемые АС, поскольку материалы стен и препятствий, расстояния до них, также немаловажны при расчетах. Это, конечно, ближе к hi-end и студийным системам, и в этих случаях часто задействуются профессиональные инженеры-акустики, которые проводят специальные измерения и расчеты.

Подытожим

На самом деле Джон Мерфи проделал просто огромную работу, существенно облегчающую труд конструкторов и разработчиков. И, когда на форумах появляются темы типа «Могут ли дешевые колонки хорошо звучать», можно смело отвечать, что «да», могут, если их проектирование выверено в программах типа WinSpeakerz. Ну, а теперь перейдем ближе к общеиспользуемому софту. То есть поговорим о современной ситуации на рынке, которую лучше описать фразой…

Тяжело в лечении — легко в раю

О самой ситуации с софтом мы уже немного поговорили во вступлении к данному материалу, но к этому хотелось бы добавить, что рынок существенно сжимается, поэтому многие «молодые» профессионалы обращаются в другие ниши… Причем часть из этих ниш было просто не доработано до уровня качественных конечных продуктов, а некоторые идеи являются новыми и уникальными по существу. Начнем с первых.

Профессиональный ди-джеинг — MixMeister Fusion


 MixMeister Fusion

Нажмите для увеличения
Это совсем новая разработка, предназначенная для профессионального ди-джеинга (не ремиксирования, а именно, ди-джеинга). Причем в реальном времени можно совмещать до 8 композиций со всеми профессиональными в этой сфере возможностями. Также осуществлена поддержка VST-плагинов, управление по MIDI, запись сета на CD. На самом деле это не мультитрек, и не программа для работы с loop’ами, хотя совмещает в себе элементы и того, и другого. В общем, если интересно, то можете скачать демо с www.mixmeister.com, но учтите, что сама программа стоит 329,95 $.

Подкастинг — MixMeister Propaganda v. 1.2


 MixMeister Propaganda v. 1.2

Нажмите для увеличения
В данном случае речь идет о таком новом течении как подкастинг, то есть о звуковых приложениях к сайтам. Честно сказать, в данном случае MixMeister просто бьет в новую нишу, и на самом деле, может, и правильно делает. Например, ваш покорный слуга помогал многим владельцам сайтов, подробно описывая как это все лучше профессионально сделать в обычных программах типа Audacity либо Vegas, давал подробные пошаговые руководства для каждого действия, но, поскольку многие совсем не разбираются в звуке, процесс существенно затруднялся. Людям нужен молоток! Именно им и является Propaganda. Все, что требуется — записать голос либо интервью, расставить все в нужном порядке, добавить музыку, заставки и… все. Программа даже осуществляет публикацию на веб-сайтах с поддержкой RSS, XML и HTML.

Автоматические композиторы

Сейчас на рынке имеется порядка пяти таких программ, несущих в себе новые идеи, но не все из них являются законченными продуктами, поэтому мы только обозначим ключевые разработки. Если вывести этот класс софта в рамках определения, то все будет звучать так: автокомпозиторами являются программы, генерирующие мелодии, согласно загруженным требованиям к тональности, ладу, нотному диапазону и т.п. Свою историю автокомпозиторы ведут от MIDI-секвенсоров, арпеджиаторов и эмуляторов бас-машин, где есть кнопка Rnd или режим Random, то есть случайный подбор нот. Для начала, давайте проанализируем, что происходит в бас-машинах (многочисленных клонах TB-303, классический пример — Re-Birth). Вам дается пошаговый секвенсор обычно на 16 или 8 нот в одном такте. В случайном режиме программа ставит туда любые ноты, после чего все можно воспроизводить и сохранять. Но… обычно нет привязки к тональностям и ладам, октавным диапазонам и тому подобному. А где они есть? В других программах старого поколения, имеющих модули арпеджиаторов. То есть, у современных программ-композиторов существуют явные корни. А далее — дело за музыкантами и программистами. На самом деле очень много музыкальных стилей, особенно в электронной, техно и поп сфере подвластны математическому анализу. Аранжировка — это тоже вещь сугубо математическая, я бы даже сказал, арифметическая, если не учитывать дорогие авторские работы. Это доказывают модули автоаккомпанемента в обычных синтезаторах, программы автоаранжировки на РС. Все что требуется от пользователя — это указание тональности либо гармонической аккордовой сетки, и все мелодии могут генерироваться сами. Причем многие разработчики не рискуют особо, и используют пентатонику в генерации. Теперь перейдем к конкретике.

Virtual Music Composer LvB's X v.2.0.0


 LvB's X v.2.0.0

Нажмите для увеличения
Это достаточно простая программа, правда, за отсутствие композиторского таланта вам придется раскошелиться, — полная «профессиональная» версия стоит 249,95 $. Графический интерфейс выполнен в виде изображения звуковой платы, что красивым могут посчитать разве что только начинающие. А на самом деле не все так удобно, поскольку требует расшифровки. В общем, вы указываете только мажор или минор, также устанавливаете режим генерации (в стандартном виде — пентатоника), выбираете октавный диапазон, определяетесь с инструментами. В развернутом режиме вам доступны пианино, скрипки, голоса и ритм-секция — бас и ударные. То есть, на выходе получается не только мелодия, но и готовая примитивная аранжировка под нее.

 LvB's X v.2.0.0

Нажмите для увеличения
Сам режим генерации происходит достаточно интересным способом. Вы выбираете между вариантами 5 и 15 минут, темпом в 60 и 90 ударов в минуту, после чего программа запускает свои алгоритмы. Все происходит не (!) в режиме реального времени, и расчеты достаточно продолжительны даже на мощных машинах. Индикатор прогресса показывает уже проделанную работу, при этом вы не можете остановиться на середине, придется запастись терпением и ждать. По завершении генерации вам выдаются результаты в виде множества отдельных готовых мелодических и ритмических фраз, которые идут одна за другой длительностью по несколько тактов. Причем, что интересно, большая часть предлагаемых вариантов показывает взаимосвязанную работу мелодической и ритм-секций, есть синкопирование и т.п. Вот этим набором фраз и можно оперировать в дальнейшем — сохраняете все в midi или wav-файлы, а дальше работаете с полученными данными в других программах. Для теста я около восьми раз пускал генерацию на одни и те же условия, и что удивительно, программа давала различные результаты на выходе, причем вопреки моим желаниям, они не пересекались между собой. Даже при закрытии LvB's X полученные ранее данные, если вы их не сохранили, восстановить практически невозможно. И тут стоит отметить один нюанс — некоторые мелодии, полученные на выходе, уже используются в современной музыке, то есть программа их генерирует, но она же не «знает» что было, а чего не было! То есть, если у вас заиграют «Smoke on the water» или «Подмосковные вечера», она не виновата. Автор LvB's X v.2.0.0 отдает авторские права на все полученное владельцам программы, но при этом не гарантирует, что та или иная мелодия уже не используется в индустрии и защищена. То есть, это палка о двух концах. Демо-версию в очень усеченном виде можете скачать с сайта.

H.G. Fortune X-Wheels of Fortune 3


 H.G. Fortune X-Wheels of Fortune 3

Нажмите для увеличения
Мы уже несколько раз обращались к популярному VSTi от Гюнтера Хагера X-Wheels of Fortune. Это детище он вынашивал годами, причем сам занимавшийся композиторством, аранжировками и т.п. В основе его программы лежит даже скорее не виртуальный композитор, а сам Гюнтер Хагер и его видение музыкальной математичности. То есть, работая с техно, он отметил определенные нюансы построения аранжировок, все «ходы», которые предпринимают те или иные музыканты. В результате, перед пользователями появилась возможность быстрого создания композиций. Все, что от них требуется — указать гармоническую сетку аккордов, лад и набор инструментов, после чего нажать Play. Далее в действие вступает «виртуальный Гюнтер», он воспроизводит уже готовую композицию своими новомодными синтетическими инструментами. Причем нельзя сказать, что генерируются конкретные мелодии, скорее это больше связано с арпеджиатором, простой аккордовой подкладкой и стандартной заранее запрограммированной партией для ритм-секции. То есть, в отличие от того же Virtual Music Composer LvB's X тут нет особо яркого творческого элемента.

Что из этого всего вытекает…

В общем, вытекает весьма интересная картина — ранее мы достаточно несерьезно относились к программам дэнсмейкерам, предполагая, что обычная аранжировка намного перспективнее, а тут именно профессиональные музыканты взялись за общую автоматизацию. В результате, мы получим огромный пласт вторичной и невзрачной продукции, и это явление будет иметь распространенный характер. Если данный материал читают молодые компьютерные музыканты, то я бы попросил их прислушаться к моей рекомендации, хотя это может показаться и брюзжанием «старика», — не используйте автоматизацию творчества.

В завершение

Уф-ф. Ситуация с софтом «веселая» еще и в том, что для подготовки этого материала мне понадобилось выкачать порядка 90 программ либо их демо-версий, документации к ним, чтобы выбрать, сейчас посчитаю… шесть лучших, если не учитывать анонс плагинов Line6, которых еще нет. В общем, подводя итоги, следует отметить, что независимые разработчики самостоятельно обновляют рынок, делая ставку, прежде всего, на автоматизацию всего и вся, плюс новые идеи. А вот как себя поведут брэнды пока не понятно. И напоследок - о празднике… Как уже многие знают, любимой и известной компании Native Instruments в этом году стукнуло 10 лет. Ею объявлены скидки, пати и лотерея! До 23 сентября на некоторые программы абсолютно любой пользователь может получить скидки – ABSYNTH 3: 50% off, TRAKTOR DJ Studio 3: 60% off, FM7: 66% off, GUITAR COMBOS: 60% off. Если переводить на конкретные цифры, то до 23 сентября ABSYNTH 3 стоит 169 $ вместо 339 $ и так далее. Для зарегистрированных пользователей предусмотрен отдельный праздник души с большим количеством скидок на практически все программные продукты, хотя в основном речь идет о библиотеках и апдейтах старых версий на новые. Что касается лотереи, то в ней могут участвовать все пользователи, достаточно заполнить форму на специальной странице разработчиков. Разыгрываются такие ценные призы как: гитара Gibson Les Paul Custom стоимостью в 5 000 евро, цифровой микшер Allen & Heath XONE:3D Mixer стоимостью в 3 000 евро, студийные мониторы JBL LSR4328P стоимостью 2 000 евро, профессиональная MIDI-клавиатура Doepfer LMK2+ стоимостью 1 000 евро, ноутбук Fujitsu-Siemens на процессоре Intel Core Duo. А также поездка на специализированное пати в Берлин для десяти пар и соответственно, множество экипировки с логотипом фирмы. Что самое интересное, история этой фирмы делалась практически у нас на глазах.



Оригинал материала: https://3dnews.ru./180849