Оригинал материала: https://3dnews.ru./183001

Игры в 2015 году

Автор: Alice Eyer



1. Мнения в наличии

Всем интересно, как будут выглядеть и что из себя будут представлять игры в таком недалеком уже 2015 году (большинство из нас, дай Бог, до этого срока доживет и играть не перестанет). Как обычно в таких случаях, имеется мнение общественности, в изобилии представленное на различных форумах, и мнение специалистов игровой индустрии - разного сорта серьезных и улыбающихся бородатых дядек.

Сумбурное мнение игровой общественности, если не учитывать рефлексии на крупные маркетинговые компании, в вопросе о будущем игр обычно сводится к нескольким пророчествам (оставим также за бортом обычную в таких случаях эмоциональную окраску высказываний):

  1. С каждым годом будет все больше так называемой "попсы" и все меньше игр "настоящих", которые делали, например, году эдак в 90-м.
  2. Жанр RPG умрет, а жаль.
  3. Останутся только тупые шутеры. Чем тупее, тем лучше.
  4. Blizzard сделает четвертый Варик, и все опять будут строгать его клоны.
  5. Компьютер как платформа умрет, останутся только консоли.
  6. ЕА всех купит.

Но что же станет с самими играми? Как изменятся жанры? Будет ли все так, как предсказывает коллективный разум игроков? Если нет, то как будет? На эти вопросы общественное мнение ответов почти не дает. Давайте рассмотрим все это поподробнее.

2. Победное шествие попсы

Вот раньше игры были… А сейчас… Не то, что… Эх, помню рубился я году так в 90-м… Нда… Что это? Это вздохи т.н. хардкорной аудитории, которая, хоть и составляет примерно 5% от всех игроков, но играет очень много и на форумах высказывается громче всех.

Это интересно:
Средний российский игрок, даже хардкорный, обычно не слышал ни о каком Final Fantasy VIII (тираж - много миллионов), зато наизусть знает Fallout 2 (тираж - едва ли сотня тысяч). Очень специфичный у нас рынок.

Несмотря на тотальную нелюбовь в девелоперской среде к этой аудитории, она (хардкорная аудитория) все-таки задает некий вектор. В данном случае этот вектор, если перевести на понятный язык, заключается в дефиците "потокового" геймплея, или, если угодно, глубины игр, их способности хватать игрока за горло с первых кадров и удерживать его в этом состоянии до самых титров. Да, этого не хватает. Этого всегда не хватало. Дело в том, что отстойные игры были и в начале 90-х, но они просто до нас не доходили, так как транспорт игр из Европы в Россию осуществлялся не профессиональными издателями, а энтузиастами, которые, в отличие от издателей, никогда не привезут то, что они сами считают "не очень". В 60-е в СССР при определенной смекалке можно было без проблем добыть записанные "на костях" Beatles и Элвиса. Однако добыть, например, группу Orange Banana было невозможно, хотя она на Западе и издавалась. Зачем везти всякий отстой? Незачем. Однако, зайдя в современный музыкальный киоск, вы без проблем сможете купить почти любого западного исполнителя. Потому что профессионалы продают не только шедевры, но и все остальное. Вывод - через 10 лет ситуация не изменится ни на йоту.

3. Что будет с RPG?

Всенародно любимый жанр ролевых игр, и, в частности, ставшая культовой серия Fallout похоже действительно останутся достоянием славного прошлого - по крайней мере в том виде, в каком их привыкли представлять. Российские ролевики-любители уже давно пребывают в подавленном состоянии духа. А все потому, что классические западные RPG (давайте не будем говорить пока о проклятых японцах!), особенно нелинейные - это дорогой и перегруженный жанр, который плохо сочетается с современными стандартами качества.

Типичная такая игра включает в себя:

  1. Довольно сложную боевую систему.
  2. Систему глобальной карты или переходов между локациями.
  3. Ролевую систему.
  4. Систему квестов с нелинейным прохождением.
  5. Систему нелинейных диалогов, разных для каждого персонажа.
  6. Систему главного героя с одеждой и оружием.
  7. Сложную систему интерфейса и инвентаря.
  8. Систему городской охраны.
  9. А еще бывают магия, крафтинг и сложная система партийцев.

Это очень много. Большинство других игр включает лишь часть этих систем. Поэтому "классические" RPG очень и очень глюченные. Это могло прокатить в 97-м, но сейчас, когда аудитория не хочет патчить и копаться в хар-ках, цель не оправдывает средства. Но, с другой стороны, предпосылки этого жанра очень сильны - фактически, это единственный жанр, где игрок "растит" своего персонажа и "отыгрывает" роль, воплощая каждый раз свой вариант пьесы. Поэтому жанр RPG через 10 лет не исчезнет, но изменится.

Ролевые станут проще и понятней: сократятся цифры ролевой системы, упростится интерфейс, уменьшится количество разнообразных характеристик чего бы то ни было, абстрактная глобальная карта окончательно исчезнет.

Игра также упростится, чтобы быть легче в разработке: будет проще боевая и магическая система, сильно сократится количество оружия, предметов и одежды.

Крафтинг скорее всего разовьется, добавится транспорт, общепринятым станет вид от третьего лица и динамическая генерации мира. Получится, таким образом, более сложная версия GTA: San Andreas (эта серия, кстати, уже позаимствовала кое-чего у своего бедного родственника - жанра ролевой игры). Ролевая система и рост персонажей перестанут быть численными, а станут более наглядными, а отыгрыш переместиться из нелинейных диалогов в экшн. Но и ролевая система, и отыгрыш ролей останутся, а, значит, останется и сам жанр ролевой игры.


 Негр Карл показывает всем, как надо делать RPG будущего
Негр Карл показывает всем, как надо делать RPG будущего

После этого преобразования сингловые RPG займут свою нишу. И вовсе не такую маленькую, как это видится теперь. А у MMORPG все будет хорошо и так. Они освоят новые консоли.

4. Эй, а чё у тебя есть пострелять?

С шутерами как жанром все ясно - это просто лучший способ расслабиться, и, значит, все останется примерно так же. Однако есть один интересный момент. FPS - это игры, создаваемые на пике графических технологий, и поэтому именно в этих играх графика впервые достигнет кинореалистичности. Многие уважаемые люди думают, что это случится только в 2020-м году, но есть все-таки основания полагать, что и к 2015 все будет ОК. Это не фантастика - кинореалистичная графика уже давно существует (см., например, кинофильм "Властелин Колец"), все дело в ее цене, а значит ее приход в игры - дело времени. Уже сейчас графика в шутерах очень хороша. Что же будет означать эта тенденция для индустрии? Для индустрии это будет означать приход жесткого как никогда общественного и государственного контроля игрового контента - приход через скандал. Только попробуйте заставить пользователя натуралистично убивать людей, не отличимых от реальных! Фотореалистичная графика только для Марио (да, Nintendo всегда смотрела в будущее)! Хуже всего придется именно шутерам, как самому реалистичному жанру, в котором игрок наиболее явно отождествляет себя с героем. Почему никто никогда не нападает на RTS? Вы можете сделать 30 стратегий, где игрок будет играть за фашистов, и никто вам слова не скажет. Однако попробуете сделать то же самое в жанре FPS! Можете сразу попрощаться с этим бизнесом. Именно поэтому жанру шутеров придется хуже всех. Невозможно отказаться от кинореалистичной картинки, а, значит, придется отказываться от врагов-людей. Через 10 лет на правах врагов останутся только инопланетные монстры, железные роботы и олени. Никакой вам отныне Второй Мировой, террористов, или, упаси Боже, полицейских. Баста.


 Вот так будут выглядеть игры от первого лица через 10 лет. Крови и расчлененки в них не будет - точно. Фото Микача Ганске
Вот так будут выглядеть игры от первого лица через 10 лет. Крови и расчлененки в них не будет - точно. Фото Микача Ганске

После этого, когда в плане графики расти будет некуда, все сеттинги будут опробованы или запрещены, встанет вопрос - чем же теперь удивлять игрока? Ответ очень прост - все более и более развитым искусственным интеллектом (AI) и все более и более качественной кинематографичной постановкой. Первое означает введение в игру самообучающихся систем, второе - почти полную похожесть на фильм. В последнем аспекте первыми отличились Remedy со своим Максом Пейном, теперь развивающие эту линию в Алане Уейке - эти ребята знают, что делают.

Это интересно:
Игры с самообучающимися системами уже есть. Такова, например, RTS "N.E.R.O.", где обученные игроком роботы сражаются друг с другом на арене. Эта игра создана очень серьезными дядьками из одного американского института, а над АИ трудилось 15(!) программистов (для сравнения - в обычных современных RTS этим занимаются 2-3 человека).

5. Апгрейт амбар комплит, милод…

Что касается стратегий в реальном времени (RTS), то через 10 лет Blizzard, конечно, выпустит уже Warcraft 4 (насчет Diablo 3 такой уверенности нет). К сожалению, игра будет так себе - после ухода из Blizzard ключевых дизайнеров даже знаменитая формула "не выпустим, пока не отшлифуем все до зеркального блеска, а недовольные идут в задницу!" может не сработать. Детское недоразумение WoW, хоть и отметилось миллионными тиражами, все же не придает никакой уверенности в обратном. Так что на сцене обязательно появятся другие герои.

Это интересно:
RTS был и остается единственным жанром, не прижившимся на консолях. Теперь, когда мы все видели контролеры консолей нового поколения, можно с уверенностью сказать - так оно и останется. Мышка - это вам не геймпад. Поэтому, эксклюзивные игры для платформы ПК скоро будут исключительно в жанре RTS. ПК + RTS = любовь навеки.

Самые важные тенденции в этом жанре на сегодняшний день состоят в следующем:

1. Всем надоела классическая структура компаний.
2. Всем хочется по-настоящему массивных мультиплеерных игр с большим количеством игроков одновременно.

Что означает первое? Первое означает усталость от того, от чего уже почти ушли шутеры, а стратегии все никак не уйдут. Игра, сингловый режим которой заключается в линейной последовательности миссий, в каждой из которых игрок получает новые бонусы - это игра седой старины. Прабабушка стратегического жанра Dune 2 была построена по такому принципу - и то, там можно было перед новым уровнем выбирать карту, которую будешь атаковать. Таким образом, пока все будут в той или иной степени пытаться сделать глобальную карту (проблема которой в том, что простые люди не любят пошаговости, а реал-тайм глобальная карта не обеспечивает нужного уровня контроля над игрой), найдутся люди, которые сделают в жанре глобальных войн то же самое, что кое-кто в свое время сделал в жанре экшн - получив GTA. Эти люди, без сомнения, озолотятся.

Что означает второе? Это означает приход нового жанра - MMORTS. Давно уже пора. Глобальный мир, в котором одновременно строят свои базы, воюют, дружат, добывают ресурсы и умирают сотни игроков. Вопрос существования этого жанра - вопрос технологический (даже больше не мощности компьютеров, а мощности сетей), а, значит, определенно решаемый в грядущую десятилетку.

6. PS3 vs X-Box 360 - это еще цветочки

Портативные платформы - это мобильные телефоны и портативные игровые консоли: Nintendo GBA и DS, Sony PSP, Nokia N-Gage. Из них единственной открытой системой - то есть что-то типа компов, у которых нет большого начальства сверху - являются мобильные телефоны.

Именно они, мобильные платформы - а не PS3 или, не к ночи будет помянут, X-Box 360 - грядущие короли игрового мира. Гейминг везде, а не только на полу в гостиной, уже завоевывает огромную популярность во всем мире. Аналитики предсказывают невероятный бум рынка портативных игровых устройств, но аналитики исходят из текущей ситуации. Однако, если немного подумать, революция случится, когда портативная и обычная консоли соединятся… в одно устройство!

Что будет, если, например, грядущая GBA-2 будет выдавать качество картинки вполне достаточное, чтобы подключить ее к телевизору? Даже более технологичная консоль не будет в состоянии тягаться с таким девайсом. Именно так, скорее всего, будут выглядеть PS4 и X-Box Какой Ни Будь Там. Nintendo Revolution и сейчас не особо велика в размерах.


 Кен Кутараги, президент игрового подразделения Sony уверен, что будущее за ним. Мистер Кутараги, а кто обещал нам на PS2 Матрицу?
Кен Кутараги, президент игрового подразделения Sony уверен, что будущее за ним. Мистер Кутараги, а кто обещал нам на PS2 "Матрицу"?

Что же касается мобильных телефонов, то они скоро перейдут на 3D, а игры станут совсем взрослыми. У телефонов есть особенность - играть на них удобней всего одним пальцем, поэтому мобильные игры будут отличаться от грядущих хитов на портативных консолях, но в целом это будет все равно платформа второго плана - по крайней мере до тех пор, пока производители телефонов не выработают общий технологический стандарт приложений и не решат, таким образом, проблему портирования между телефонами (известно, что портирование мобильной игры для различных марок телефонов зачастую стоит дороже, чем ее производство). Вот тогда портативным консолям придется туго. Потому что разницы между ними и телефонами почти никакой (эта разница гораздо меньше, чем между консолями и ПК), производство игр за счет открытости платформы будете выгодней, а installed base мобильных телефонов не сравнима ни с какими консолями. Они есть у всех, абсолютно у всех. Отечественный любимчик - домашний ПК - конечно, никуда не исчезнет, хотя бы за счет гигантского российского рынка. Игры на нем будут примерно следующие:

  1. 40-50% -порты с консолей.
  2. 20-30 процентов - онлайн RPG, RTS и FPS.
  3. 20-30 процентов - женские игры (это будет что-то вроде "женского романа" или "женского сериала").
  4. Немножко эксклюзивных RTS.

Грустно? Не очень. Есть причина, которая очень сильно изменит компьютерный игровой бизнес (а заодно покончит с российским пиратством) - это Интернет. Похоже, российские власти именно поэтому и не собираются особо бороться с игровым пиратством, поскольку рассчитывают, что оно само скоро склеит ласты. Как поступает весь цивилизованный мир? Опросы показали, что тамошние игроки не покупают "левые" диски на развалах в переходе около метро - Боже упаси, это же пиратство! - они просто скачивают их из Интернета. Как ни крути, а дешевый и быстрый Интернет уже через 10-то лет, но в Россию придет. И тогда торговать дисками на развалах станет вовсе невыгодно.

Ну а в Сети интернет-дистрибьюция игр набирает обороты. Steam от Valve - пробный шар. За ним будут и другие. Зачем отдавать издателю львиную долю прибыли, оплачивая печать дисков, их перевозку, работу сотен торговых точек, когда можно просто выложить игру на какой-нибудь портал и снимать сливки? Причем сливки эти будут идти сразу со всего мира, а не только оттуда, где договорится издатель. К чему эта кабала? Издатели будут выступать, таким образом, больше на ролях сторонних инвесторов и продюсеров, а также как посредники между разработчиками и консолями.

Конечно, не все так просто. Панки уже много лет предрекают смерть музыкальному шоу-бизнесу от сочетания формата мр3 и Интернета, а он все никак, болезный. Там много своих особенностей, но это уже отдельный разговор. Факт тот, что интернет-дистрибьюция игр станет спасением для платформы ПК, для молодых разработчиков, и источником новых идей, не задавленных в корне издателями. И она радикально изменит лицо современной игровой индустрии.

7. А EA всех купит

С этим не поспоришь. Действительно, купит.

Это интересно:
Уилл Райт, создатель Maxis вообще и The Sims в частности, раньше работал в ЦРУ. Именно его игры (ну и еще лицензированные спортивные симуляторы) обеспечили EA первенство. Вот какая это школа - ЦРУ! Представьте себе гейм-дизайнером бывшего сотрудника КГБ…


 Уилл Райт уже отрастил небольшую бородку
Уилл Райт уже отрастил небольшую бородку

8. Борода растет - голова не знает

Ну, а что же бородатые дядьки? Они в массе своей думают примерно так:

  1. Портативные платформы отхватят такой кусок рынка, что всем остальным придется поднапрячь булки, чтобы не свернуться.
  2. Вторая мировая, фэнтези и космос, по-видимому, всех окончательно достанут (на счет космоса - вопрос неоднозначный), а бандиты и трэш-зомби будут в фаворе.
  3. Пошаговые игры окончательно усядутся в свою нишу и заснут.
  4. Грядет много игр для женщин (это типа Sims, если кто из Контры не вылезает)

На последнем пункте можно остановиться немного поподробнее. Дело в том, что на сегодняшний день есть одно вопиющее несоответствие. Женщины представляют собой 49% всех игроков, а игр для них, за исключением гениальных The Sims - нет. Ну, почти нет.

Это несоответствие в ближайшее время надо будет решать - по крайней мере, вам придется это делать, чтобы успеть урвать свой кусок пирога. Тут есть проблема - женщин, как это не парадоксально, оставляют равнодушными шейдеры второй версии, гоночки, танчики и шутеры про войну. Требуется придумать что-то новое, аутентично женское. Но…

Лучший в мире тампон O.B. придуман, как известно, женщиной-гинекологом, и женские игры придумывать, видимо, тоже надо представительницам слабого пола. Но в игровой индустрии их нет - по крайней мере, на ролях гейм-дизайнеров. Несмотря на то, что в игры готовы играть в равной степени и мужчины и женщины, создаются они почти исключительно мужчинами. Недавно метеором промелькнувший анонс игры от создателей Singles, которые почуяли эту тенденцию, нес в себе лозунг: By girls for girls, что в переводе означает: между нами, девочками. Но это - почти единственный случай.

Это интересно:
Сборник логических игрушек "Pandora's Box" разошелся многомиллионным тиражом, несмотря на то, что технологии там - на уровне если не каменного, то точно бронзового века. Как оказалось, женщины любят простые, понятные, и в то же время ненапряжные логические игры - не все ж в "Симов" дуться.

9. Подводя итоги…

…можно сказать, что все будет хорошо, если с наступлением кинореалистичной графики игры вообще не запретят как явление.

Игровая индустрия, несмотря на то, что у нее нет своих специализированных телеканалов (впрочем, может, где и есть), уже обогнала по оборотам музыкальную и видеоиндустрию. Осталось только кино. Наверное, лет через 10, на первом месте кина уже не будет, и игры - самый активный из всех видов искусства - будут королем масс-медиа.

Многомиллионные трансляции награждений и презентации новых игровых продуктов, тучи культовых личностей, известных каждой домохозяйке (представьте себе: - Питер Мулине встречался с Томом Крузом. - Кто такой Том Круз?). Отдельные телеканалы, посвященные играм, транслируют соревнования по киберспорту. На аукционе Сотби выставляется мышь Джона Кармака, которой он делал Wolfenstein 3D. GBA-3, прообразом которой послужила первая советская портативная консоль "Ну погоди!", есть у каждого жителя города Кологрив. Алла Пугачева выпускает совместную песню с Сергеем Орловским.

Сенатор Лейланд Йи выступает за запрещение нового Марио 13, но все остальные сенаторы над ним смеются.

Все вопросы, замечания и пожелания можно и нужно задавать в конференции



Оригинал материала: https://3dnews.ru./183001