Оригинал материала: https://3dnews.ru./183121

"Хроники PC - Гейминга": Выпуск 33

Стр.1 - Prince of Persia

Prince of Persia: the Sands of Time

Еще каких-нибудь пять-семь лет назад вряд ли кому-нибудь нужно было рассказывать, что такое Prince of Persia - эту игру знал, конечно же, каждый геймер. В то время игры старались быть оригинальными, и Принц преуспел в этом может быть больше прочих - он дал игрокам увлекательный геймплей, основанный в большей степени на сложной акробатике и трюках, чем на насилии.

А также - впервые, наверное, на тот момент в истории гейминга - анимировал своего основного персонажа очень тщательно, небывало плавно, заставив воспринимать его движения, как движения живого человека. Игрой заигрывались (в том числе даже женщины - игра была несложна и нетороплива), ее любили, а писателя Пелевина она даже вдохновила на написание одной из первых его вещей :)

Далее Prince of Persia получил несколько продолжений, ни одно из которых не повторило успеха оригинала, причем последнее, многоплатформенное - Prince of Persia 3D - скатилось уже до уровня откровенной халтуры. PoP: the Sands of Time же - игра, которую ждали с верой, что она исправит ситуацию, возродив Принца на новом уровне во всем его великолепии.

И она не подвела - недаром в ее создании участвовал тот же человек, что стоял за самой первой оригинальной версией. "Пески Времени", вышедшие на большинстве игровых платформ - игра, без сомнения, блестящая и способная понравиться практически любому геймеру, независимо от его предпочтений. Игра с выдающейся графикой и дизайном, поражающей воображение анимацией, удивительными эффектами и отточенным геймплеем. Идеальная игра.

Повествуется в ней - ибо она оформлена как рассказ Принца о своих приключениях, которые на самом деле никогда не случились (это потому что находившийся в его руках Кинжал Времени в итоге исключил этот вариант событий из основной версии мира) - о том, как некий молодой принц, обладающий невероятными способностями по части сражений и акробатики, вошел в городе, захватываемом его отцом, во дворец и добыл там с немалыми сложностями главное сокровище врага, пресловутый Кинжал.

А затем, по подначке гадкого визиря, открыл с его помощью могучий артефакт, выпустив на волю волшебные Пески. Которые превратили город в место проклятия, а его жителей в ужасных зомби - их нужно будет уничтожать, изымая из них волшебный песок (так в итоге он весь будет собран и возвращен). "Не зомби" осталось совсем мало - это вы, это гадкий визирь (которого в конце концов нужно будет одолеть в битве, отчего-то совсем несложной) и это его прекрасная дочь, которая склонна помогать вам, а не своему извращенному папаше (и которая в конце даже погибнет - но это ничего, потому что все равно эта история окажется, как вы помните, несуществующей, а в другой версии времени принцесса, впечатленная вашим рассказом, скорее всего, выйдет за вас замуж :) ).

Но это все, конечно, лирика - а на практике вас ждет не слишком длинная, но и не слишком короткая игра, процентов 80 от которой вы будете заниматься самой разнообразной акробатикой, почти все оставшееся время - битвами, ну и совсем немножечко иногда у вас будет конкретных загадок (в смысле не считая тех моментов, когда вам просто нужно сообразить, как скомбинировать разнообразные умения Принца, чтобы совершить то или иное действие).

И все это построено так, чтобы в каждый момент игры предоставить вам возможность наслаждаться картинкой на экране вашего монитора или телевизора (если вы играете на консоли). И надо сказать, что если более-менее можно представить, как можно выжать графику такого уровня из мощного PC - то как авторам удалось раскрутить на сопоставимые кадры куда как менее мощные приставки, остается загадкой. Потому что изображение поражает воображение - это, безусловно, одна из наиболее красивых игр, присутствующих сегодня на рынке.

Про традиционные компоненты - великолепные текстуры, спецэффекты пламени и воды, дыма и пыли, взрывы и разрушения, сглаженности и смазанности - можно даже и не упоминать, хотя и они воспринимаются более качественными, чем у конкурентов. Но помимо того еще великолепные дизайны огромных помещений - которые в деталях смотрятся ничуть не хуже, чем в панораме, фантастические городские пейзажи на открытых площадках и в видах из окон. Удивительная работа с углом зрения и перспективой - этот эффект можно легко заметить при управлении камерой в помещения.

Волшебные световые потоки из более освещенных зон в менее освещенные, не менее волшебные локальные светящиеся объекты, "магические" эффекты. Собственно говоря - именно великолепие дизайнов и технической обработки пейзаже-помещений очень легко увидеть на приведенных скриншотах.

Для того чтобы лучше насладиться всем этим - равно как и для более удобного изучения локаций - игроку выдано множество возможностей по управлению точкой зрения. У него есть достаточно серьезный контроль над "обычной" камерой (игра идет в виде от третьего лица) с возможностью приближения и удаления, есть возможность переключиться (стоя на месте) в вид из глаз и хорошенько покрутить головой, и также есть возможность переключиться в обще-панорамный вид (из которого "умная" камера, не прибегающая к эффектам "упрозрачнивания" объектов - пытается показать кусок как можно больше).

Во всем этом великолепии ваш Принц крадется, ходит, бегает, прыгает, свисает и перемещается в висе, подтягивается. Прыгает от стенки к стенке, все выше и выше, может совершать эффектные пробежки по стенам, заканчивающиеся или не заканчивающиеся прыжком (по признанию авторов, их изрядно вдохновляли фильмы вроде Крадущийся Тигр, Невидимый Дракон).

Раскачивается, раскручивается, перекатывается - чем дальше вы идете в игру, тем больше возможностей и их комбинаций открываете для себя и соответственно растет неочевидность и разнообразие препятствий, которые необходимо преодолеть. Вы будете красться по неожиданно обрушивающимся карнизам, уворачиваться от механических ловушек, карабкаться по колоннам, перепрыгивая с одной на другую - к чести авторов игры, надо отметить, что они сделали все, чтобы ПОМОЧЬ геймеру добраться до конца игры, а не ПОМЕШАТЬ (как игры любили делать раньше).

Карниз обрушится сам по себе, а не под вами, вы не свалитесь с уступа, подойдя к его краю - если только не отдадите недвусмысленную команду "вниз" - а если траектория вашего прыжка немножко неправильная, то компьютер чуточку "подправит" ее, чтобы вы все же приземлились удачно. Умереть в этой игре можно только по неосторожности - авторы создавали не мучительную "комнату пыток", освоить которую можно было только ценой множества проб и ошибок, а роскошный феерический спектакль, интерактивное шоу, которое хотели показать от начала и до конца даже и не очень настойчивому игроку.

Пора, кстати, упомянуть и об еще одной интереснейшей находке разработчиков, имеющей прямое отношение к безопасности персонажа в игре. "Точки сохранения" тут достаточно редки, промежуточные "чекпойнты" расположены почаще - но неудачно прыгнувшему или плохо сражавшемуся нет нужды перепроходить даже тот небольшой кусочек, который отделяет чекпойнт от момента его гибели: дело в том, что находящийся в его руках кинжал умеет инвертировать время, и вы можете просто "отмотать назад" некоторое количество нежелательных событий, перепройдя ситуацию с безопасного момента.

Причем этой фишкой нельзя пользоваться бесконечно - управление временем ведет к расходу энергии кинжала. Но и особенно экономить не приходится - энергия легко восполняется в боях. Согласитесь, элегантное решение вечной проблемы с конфликтом желаний игроков (часть которых всегда желает сложных игр, а часть - простых). Еще одна функция кинжала - замедление времени в поединках, своеобразный (и любимый многими bullet time).

Впрочем, эта возможность также нацелена на упрощение жизни ненастойчивым игрокам, так как битвы не представляют из себя ничего для геймера со стажем особо сложного. И сделаны они, опять же, прежде всего как великолепное шоу, как нечто, на что смотрят, как кино. И сделаны на таком уровне, что лучшие кинобоевки (например Матрица и иже с ними) - запросто отдыхают. Враги обычно нападают группами в количестве десятка-другого - но не бойтесь, вся эта армия находится "в запасе", и новые воины из нее телепортируются в сцену только тогда, когда кто-то из реально сражающихся умрет. А реально сражаются всего несколько бойцов - причем авторы попытались научить их слаженным командным действиям. Таким образом, обычной является ситуация, когда вы окружены врагами и пытаетесь одновременно сражаться со всеми - причем каждое действие отчетливо различимо, осмысленно и есть простор совершенствованию.

У принца имеется атака - и он сам там решает, как ему махнуть мечом или там как пнуть ногой - в зависимости от дистанции и позиции врага, и чтобы вышло прежде всего красиво. Имеется "добивание" кинжалом - если не сделать магического "последнего удара", то поверженный враг полежит-полежит, "перезагрузится" и снова вступит в бой с полным здоровьем, он же волшебный зомби как-никак. Есть и блок - причем очень мощный: если вы нажали блок в момент, когда героя атаковали даже и сзади, он полуобернется и отразит атаку! Есть средства маневрирования, необходимые в условиях битвы одного с многими - перекаты по полу. И наконец, главный механизм данного шоу - комбосы разной полезности но реальной красоты. Например, одним из первых осваивается трюк, когда ваш принц взбегает по противнику вверх, в сальто перемахивает ему за спину и приканчивает ударом меча. Битвы в итоге невероятно зрелищны - хотя в управлении ими ближе к середине игры вы почувствуете уже некоторое однообразие, слишком уж много современных 3d-action предлагают куда более качественные поединки. К сожалению, в этой игре задействовано это исключительно красивое мечничество с трюкачеством - ни стрельба, ни магия в процессе не участвуют. Впрочем, это как раз очень в традициях первоначальной игры. В тех же традициях и отсутствие "огромных ужасных монстров-боссов", и не слишком широкое разнообразие противников.

Зато, в приключениях вы не одиноки - вашей спутницей является вышеупомянутая прекрасная принцесса. Зачастую она помогает вам своей ловкостью в сюжетных сценах - пролезая туда, куда более крупногабаритный вы попасть не можете :) В боевом же процессе она является скорее обузой - результаты предпринимаемой ею стрельбы из лука не впечатляют, а вот охранять ее от поползновений зомби приходится постоянно - кто-то из геймеров, впрочем найдет в таком дополнительном факторе свой дополнительный интерес.

Звук в игре не уступает изображению, он шикарный во всех отношениях (не забывайте включать в опциях графики и звука все, что только можно - например EAX и 3d-позиционирование по умолчанию отключены). Мультиплейера никакого нет, что в общем понятно. Играть можно как с геймпада, так и используя мышеклавиатурный интерфейс - на наш лично взгляд, в данной именно игре геймпад приятнее.

Резюмируя - игра невероятно качественная во всех смыслах, пригодная практически абсолютно каждому. Двойное наслаждение получат эстеты, привыкшие смаковать эффектные графические моменты и решения. Если вы сможете упиваться дивными боевыми номерами в пятидесятый раз не менее чем в первый - они вам не надоедят :) Мы настойчиво рекомендуем игру к обязательному приобретению - удовольствие практически гарантированное.

Стр.2 - Apocalyptica

Apocalyptica

Впечатления от игры - а выходит она и для PC и для Xbox (и влияние Xbox на эту игру очевидно) - с ходу оказались двоякими. С одной стороны, она превосходно бьет своим брутально-эпическим антуражем в ту нишу, которая должна была быть занята столь бесславно скатившимся в нишу "очередных шутеров" Warhammer 40.000: Fire Warrior. Мегаломанский сюжет, эффектнейшие персонажи, ощущение могущества и масштаба просто-таки переполняют начальные заставки. Начавшаяся игра же - оставила первые впечатления мельтешащего хаоса и сыроватой примитивной недоделки, явно недостойной доброго имени Konami. Однако, стоит вам поиграть чуть больше - и острота как позитива, так и негатива спадет, ощущения перемешаются и сплавятся в довольно-таки любопытный коктейль. Apocaliptyca - игра, к которой нужно привыкнуть, чтобы полюбить.

Сюжет, и впрямь, занимательный. Посылы к такого рода антуражу делаются в компьютерных играх регулярно, но чтобы оформить это в столь прямой форме - такого не было никогда. Декларировано, что в далеком звездном будущем война добра и зла, традиционно облеченная пока на Земле в скрытые формы - распространилась на все завоеванные человечеством миры и приняла форму, так сказать, очевидную. Боевые корабли Нео-Сатаны вовсю бороздят космические просторы, а верные "добру" люди вполне физически сражаются со вполне овеществленными "существами зла". Тут, кстати, проявляется скрытый юмор игры - каждому персонажу света противопоставлена практически аналогичная "фигура тьмы" (еще бы - им ведь в мультиплейере биться), что действительно наводит на мысли скорее о шахматной партии между двумя соперниками, чем об "очищении мира от скверны и так далее", а ведь именно этим пафосом в чем-то и проникнуты напутствующие вас на бой послания. Хотя - будем честны - наши отцы-командиры выглядят в достаточной степени реалистами, и в нашей игровой жизни довелось нам понаблюдать брифингов и послащавее.

В общем, вы - участник практически Похода Последней Надежды. Ибо сопротивляться людям удается плохо, поражение не за горами. Выходит так, что нужно грохнуть Сатану, ни больше не меньше (Нео-Сатану, конечно же :) ). Для чего группа военных героев человечества решила использовать только что созданных супер-солдат - одним из которых являетесь и вы. Почему на задания суперсолдат посылают небольшими группами, а не массивными армиями - оставим на совести игры,но дело обстоит именно так. Вы лично и напарник-другой - вот кто в лучших традициях после множества попыток спасет человечество. Вам предстоит побывать на Иерусалиме V (множество самых разных вещей в игре названо библейски-ассоциируемыми именами, "чтобы громче звучало" и чтобы поддержать атмосферу), отбить свой корабль SS Ariziel, посражаться на борту вражеского "Пожирателя Солнц", навестить Nu-Hades (убитая вусмерть экс-земля) - и, наконец, спуститься в преисподнюю.

При этом персонажи, бесспорно, составляют достойнейшую конкуренцию самым брутальным личностям из вселенной Warhammer (если, конечно, не брать в расчет warhammer-овских исполинских роботов, которым нет равных еще пока во вселенной фантазий). Иерархи военных подразделений Церкви и их помощницы выглядят живым воплощение могущества и мудрости, символика и дизайны бесподобны. Ваши собственные персонажи (а вы можете выбрать для прохождения игры одного из аж шестнадцати) - впечатляют: Святые Сестры, закованные в роботически-эротические боевые доспехи; чудовищно объемные, в броне квадратичных форм Рыцари-Паладины; парящие на энергетических крыльях элегантные Ангелы Погибели; наконец, извращенных форм - скорее мобильно-гибких, нежели тяжеловесных -боевые Роботы Добра :) Не отстают от них, к слову, и их "коллеги темной стороны" - те же Вампирессы, Рыцари Тьмы, Парящие Твари и Злобные Роботы (классы никак не называются в оригинале, это вольная интерпретация впечатлений) - ими, к сожалению, вы сможете наслаждаться только в мультиплейере.

Шестнадцать героев разбиты на четыре категории по четыре выбора в каждом - то есть четыре робота, четыре рыцаря и так далее. Каждый из героев обладает четырьмя параметрами - это Проворность (ею отличаются воительницы), Рукопашная (основной параметр рыцарей), Стрельба (в ней специализируются роботы) и наконец Заклинания (эксклюзивно присущи ангелам). Четыре представителя одной категории - достаточно существенно различаясь внешним видом - слегка варьируются по набору показателей (один из рыцарей, к примеру, вообще почти ничего не может, кроме очень серьезной прокачки меча - а другие, допустим, несколько поуниверсальнее). Игра же за каждую категорию существенно отличается одна от другой, каждая из категорий диктует свой стиль, опирающийся на особенности игровой системы.

А она, действительно, достаточно уникальна - авторам концепта пришла в голову славная компиляция, до настоящего момента в столь завершенном виде вроде бы нигде на PC явно не использованная: почему бы главному герою, вместо того чтобы все время менять оружие, просто не нести в левой руке нечто стреляющее, а в правой - нечто рубящее, и применять все это одновременно, по ситуации? В принципе, конечно - во многих консольных играх такой расклад был, но вот чтобы на PC, и чтобы в виде от третьего лица прицел стреляющего оружия наводился мышкой точно и на большом расстоянии? Достойно :)

Итак, ваш герой с пушкой в одной руке и с мечом в другой маневрирует по WSAD и осматривается по сторонам мышкой (есть ограниченный поворот торса относительно ног и затем уже идет поворот всего корпуса). Движение, кстати, существует в основном в виде бега - есть модификаторы для ходьбы и для страшно прикольного перемещения в приседе, но для чего на деле нужны эти режимы, неясно. Есть также не особенно высокий прыжок - все действия анимированы очень качественно, но несколько гротескно. Любителей побеждать "не числом или напором, а умением" - порадует наличие блока, причем блока доступного в перемещении. Его нельзя поддерживать вечно - тает полоска "блокоподдерживающей энергии", но он может зримо помогать в тактическом бою (вряд ли у вас хватит реакции применять его в очень быстрых разборках ближнего боя, но отбиваться от входящих выстрелов очень даже пригодится).

Удар мечом, как сложилось впечатление - куда эффективнее, если вы уткнули "прицел" во врага (впрочем, "дуга поражения достаточно широка и без того"). "Удары меча" анимированы по-разному в зависимости от того, движетесь ли вы прямо, назад, влево или вправо - но разницы в поражающем эффекте не замечено, пользоваться комбинациями "стрелка+удар" никакой необходимости не выявлено, так что в плане меча мы имеем аркаду "подбеги и руби". И в общем, несмотря на свой угрожающий вид, рубаки-рыцари являются довольно слабым классом для игры - по крайней мере, пока не получат "оздоравливающий меч" (тогда, в сочетании со своей немалой защищенностью, они вплотную приближаются к неуязвимости). Холодного оружия будет много - световые мечи, мечи-пилы - со звучными именами, эти игрушки доставят вам и эстетическое, и "применятельное" удовольствие (наличествует кнопка - "сменить меч", их можно носить с собой несколько).

Совсем другое - играть роботом, с помощью которого очень славно выносить противников с дальней дистанции. Продвинутые роботы уже изначально оборудованы не одним-единственным бластером (как почти все остальные), а еще и мини-ракетницей (встречается еще у сестер, но только у них нет тогда бластера) с частично наводящимися снарядами (то есть - сам цель не ищет, но если выстрелил с наведением на цель - то будет преследовать). Переключается оружие "кнопкой выбора пушки" - естественно, и такого оружия в игре будет много (хотя, в отличие от мечей, особого удовольствия его применение не приносит). Серьезным минусом роботов является необходимость все время искать патроны, чтобы быть в форме - патронов вываливается из врагов много, но небольшими порциями, а носимый с собой "боезапас" очень невелик. В случае чего - приходится поорудовать мечом, что же :)

Боевые сестры - являются компромиссом между роботом и рыцарем, к тому же они превосходят всех по маневренности. Но самый "убийственный" класс - это ангелы, конечно. Все дело в их заклинаниях, на которые они тратят быстро самовозобновляемую ману. Изначально в их распоряжении четыре заклинания. Первые два, переключение на которые заменяет все наличествующее оружие (вы остаетесь беззащитны) - это "ускоренное передвижение" (меняющийся угол обзора создает при этом приятнейший оптический эффект) и "лечение" (благодаря которому умереть что хрупкому ангелу, что его напарникам - удается только при очень уж неблагоприятном раскладе). Вторые два заклинания заменяют собой дальнобойное оружие, но меч при этом остается доступен - это требующий полного запаса маны "энергетический щит" на несколько секунд (что позволяет ворваться в толпу врагов и всех их успешно "уконтрапупить", не получив повреждений) и "энергетическая перчатка" - враг, подвергнутый ее ужасающему воздействию, теряет способность к сопротивлению и испускает дух за несколько секунд.

Сам геймплей комбинирует исследование уровней (традиционный поиск рычагов, ключей, дверей и так далее) и возникающие по ходу схватки с группами по-разному скомбинированных и экипированных врагов в разного формата условиях - от широких просторов с препятствиями до узких многоуровневых помещений, где ничего по большому счету не разобрать. Экшен вовсю, засады и в чем-то тактика - чередуются с периодами относительного спокойствия и возможностью перевести дух. Ничего особо фантастического в процессе нет, но достаточно необычные возможности персонажей и их высокая деструктивная мощь - сохраняют, в общем, интерес к процессу.

AI противников и союзников не впечатляет - хотя, и впечатления откровенного идиотизма нет: они как-то хоть маневрируют, прячутся, атакуют издали. К сожалению, часто появляются "из ниоткуда" (чуть ли не на глазах) и восстанавливаются через какое-то время после того, как их убили (то есть идти "обратно" обычно ничуть не проще чем "туда"). Что несколько уравновешено тем, что миссия не кончается, если погибли вы сами (сохранения в процессе миссии нет) - вас просто восстанавливают на предыдущей ключевой точке. Что не совсем, конечно, адекватно - потому что в миссиях вам угрожает еще и таймер, в который нужно уложиться. Кстати, о "ключевых точках" - как ни странно это выглядит, но на брифинге перед стартом вам детально распишут, куда вы должный пойти и каким рычагом какую дверь открыть какую бомбу куда подложить - беда только в том, что описано это очень умозрительно, и зачастую надо напрягаться чтобы понять, что же от вас хотят. Зато помогает радар, показывающий союзников и вроде бы ближайшую суб-цель тоже. Совсем неожиданный сюрприз ожидает любознательных парней (или девчонок), которые нажмут в кампании начисто мультиплейерную кнопку "командный чат" - они с удивлением выяснят, что "компьютерным напарникам", как всем вместе, так и каждому по отдельности, можно отдавать несколько простых команд, а именно: "стой тут", "охраняй тут", "следуй за мной", "действуй по усмотрению". Напарника, правда, вы выбирать не сможете - вам назначат его как бы "в дополнение", учитывая ваш собственный выбор персонажа.

Очень продуманно авторы подошли и к разработке мультиплейерного режима. Он, позволяя играть по сетке или через Интернет, в том числе и через прямой айпи - предлагает стандартный комплект из deathmatch, team deathmatch и capture the flag, но и не только. Имеются еще и славные режимы objective (одна команда пытается пройти один из уровней игры на время, но вместо кучи врагов ей противостоит другая команда) и campaign (а это - ура! - насладительный режим прохождения кампании кооперативно).

Осталось последнее - графическое решение (звук в целом в игре достаточно неплохой, но не выдающийся, хотя есть несколько славных музыкальных композиций). На самом деле, если бы оно было завершенным, ладным - игра могла бы даже войти в узкий круг лучших экшенов для персоналок. Увы - до совершенства ей далеко, хотя большинство задумок очень и очень хорошо. Ключевое слово, которое мы бы подобрали для того чтобы охарактеризовать ощущение "что-то неладно" - неряшливость, вот как. Может быть даже - недоделанность. Большинство проблем могли бы быть устранены элементарным тестированием и "прилизыванием" деталейКак анимации анимации героев здесь зачастую не хватает выверенного тайминга - ландшафтам не хватает завершенности, гармонии. Они напоминают наброски - не дотягивающие до "реальности", но и в "комиксовую" категорию никак не попадающие. Может быть, дело в масштабах, для которых консоли никак не приспособлены - открытые пространства и колоссальные сооружения тут на каждом шагу (и огромные боссы временами, между прочим). Более скромные локации выглядят действительно много приятнее - да и некоторые спецэффекты заставляют порадоваться. Но все же где-то мрачновато, где-то смешновато, где-то не пойми что, и все время какая-то дерганость во всем происходящем (что на обычных разрешениях, что на 1600x1200) - нет перфектности, гладкости нет, а ведь нас к ней уже успели приучить. Приятно посмотреть на Адский готический собор - но было бы еще приятнее, если бы он был еще и сделан на уровне современных стандартов. Возможно, конечно, что из "модифицированного движка quake3" больше действительно не выжмешь - но зачем же было использовать такое старье?

Резюме - это очень необычная игра, и скорее всего, подавляющее большинство PC-геймеров найдет способ насладиться ею как следует (конечно, только после того, как расправится с Возвращением Короля). Однако, сожаления о том, что Apocalyptica все же не тот шедевр, каким могла бы запросто быть - отравят радость также практически каждому из них.

Стр.3 - Armed and Dangerous

Armed and Dangerous

Как ни странно, но на прилавках эта удивительная игра встречается куда реже, чем многие ее куда как менее удивительные собратья, заполонившие нынешнее игровое Рождество :) Например, из пяти наших подлежащих регулярному обследованию прилавков - она обнаружилась только на одном. Да и на слуху среди активно ожидаемого знакомыми геймерами она особенно не была. А ведь только подумайте - разработчиком ее выступает та же команда Planet Moon, что когда-то подарила игровому миру PC любопытнейших Giants: Citizen Kabuto. Паблишером является не кто-нибудь, а сам LucasArts. И не зря, наверное, gamesdomain выдал игре полновесных пять пойнтов из пяти - что происходит исключительно редко. Со всей ответственностью хочется заявить - перед вами шутер, ни на один другой шутер решительно не похожий. Игра с оригинальным исполнением и великолепным мощным юмором. Настоящий бесспорный хит.

И именно с юмора хочется и начать: и пусть некоторые из раскрытых нами моментов и подпортят слегка удовольствие первого знакомства самостоятельно проходящим - зато они, надеемся, и привлекут внимание кого-то, кто в иной ситуации прошел бы мимо этой чудесной игры. Юмор здесь как раз такой, какого убежденным геймерам и вообще всем толковым людям как раз и не хватает во все более сглаженном и унифицированном западном мире: до грубости прямой, острый, креативный, необычный, живой, временами граничащий с абсурдом … в общем, правильно было сказано: "излишне чувствительных геймеров может задеть".

Юмор начинается уже в самом несерьезном, бесшабашном, отвязном настрое самой игры, где банда классных ребят под названием Lionhearts решает отобрать у местного короля Форжа артефакт бесконечной силы под названием Книга Правил (понятное дело, с ее помощью король собирался править миром). Дело происходит в забавном мире, где пасторально-сказочно-фэнтэзийные мотивы сочетаются с чудесами "паровой технологии" (тоже в несколько "игрушечном", гротескно-облегченном варианте - к тому же технологии, неотъемлемо присутствуя, не занимают значительного места в общей игровой эстетике).

Позвольте представить вам: Роман, главарь "банды" и ваш главный игровой персонаж, известный своим мастерским владением самым разнообразным оружием (схватки ближнего боя занимают совершенно незначительное место в этой игре, так что оружие преимущественно дальнодействующее). Роман выглядит как некто средний между воином пустыни, покорителем Арктики и ковбоем - при этом он не выпендривается и говорит практически нормальным голосом (при этом все остальные почти персонажи активно используют самые разнообразные акценты и другие виды голосовой игры). Джонси, человекоподобный говорящий крот - он очень смахивает на "крота" из Диснеевской Атлантиды, тоже "шахтер", носит на лбу фонарик, а в руках - пару длинноствольных револьверов. И очень тепло одевается :) А вот Кью одежда не нужна вовсе, ведь он огромный серебристый робот в полтора человеческих роста. Однако, эстетические чувства ему тоже не чужды, и он изображает из себя при помощи странно повернутого плюмажа и изорванного плаща - пародию на римского легионера с поправкой на дон-кихотство (тем более что цели у компании друзей вполне робингудские). Кью неплохо стреляет из своего футуристического ствола, мутузит пойманных врагов об землю не хуже чем в мультфильмах, но главное, пожалуй, его достоинство - это восстанавливающий здоровье чай, который он очень любит сам и которым щедро угощает своих друзей (в бою это бывает очень полезно).

Четвертый участник команды не участвует в схватках, но является ключевым сюжетным персонажем - это слепой маленький мистик Рексус, любимец мух (потому что от него исходит непереносимая вонь). Именно за ним в его уединенное арктическое жилище приходят остальные герои, когда им становится известно о планах короля использовать Рексуса для овладения секретами Книги (он был одно время ее хранителем, пока случайно не потерял). Убедить старикашку последовать за ними в приключение, имеющие целью выкрасть книгу, удается только после того, как герои вытащат его из вражеской тюрьмы. Потому как он не очень верит в успешность мероприятия, а кроме того - кто же будет заботиться о его собаках-поводырях (которые на самом деле уже давно в тайне существуют в виде ледяных статуй около горы замороженных окороков). Но уж в таких раскладах делать нечего, нападение есть лучшая защита и герои отравляются в поход, оформленный в виде линейной последовательности линейных миссий - где спасение всего мира перемежается попутными "побочными квестами" с целью защиты населения от жестокой армии диктатора :)

Согласитесь, неплохая команда, чтобы поработать шутами :) Подурачиться придется вдоволь - если отпускаемые в процессе боя реплики и не являются шедеврами злословия, но чего стоит, например, такое оружие, как "подземная акула": запущенная в направлении цели, она плавает под землей как под водой, демонстрируя свой красивый и в то же время грозный плавник, и то и дело возникает из-под поверхности, подобно Червю из дюны, заглатывая очередного врага. Другое оружие, абсурдное до смешного - напоминает гигантский штопор. По команде к применению оно вворачивается в землю … переворачивая мир вверх ногами: герои висят на этой сумасшедшей машине, в то время как враги "падают в небо", падая через несколько секунд обратно (естественно, насмерть) :) Не то чтобы вам все время придется сражаться такими штуками, или другими разновидностями "воздушных шариков и яблочных огрызков" - но такие вот проявления "очумелости" не позволяют слишком посерьезнеть и сохраняют улыбчивое настроение :) А еще эти "взрывающиеся бочки", которые не просто исчезают при попадании в облаке пламени, как делают все их коллеги из шутеров … нет, они с громким визгом исчезают в небесах, как будто какие-то петарды или шутихи :)

Но это все цветочки по сравнению с улетными сценками-роликами, которые персонажи разыгрывают после каждой миссии. Беднягу Рексуса только что спасли из ледяной тюрьмы - надо его согреть, а то он умрет! - не проблема, кричит Кью, хватает "профессора" на руки и решительно направляется к валяющейся неподалеку туше странного зубастого носорога :) Я знаю, что он собирается делать, авторитетно вещает Роман - сейчас он распорет ему брюхо, и положит его в горячие внутренности, что позволит сохранять тепло в течении … В этом нет необходимости - жизнерадостно орет Кью (он самый среди них бодрячок и оптимист), с размаху втыкая пожилого мистика … да, правильно, прямо в задницу носорогу :) Который оказывается отнюдь не мертвым - а напротив, с дикими воплями начинает рассекать по округе (с дохлыми выходит лучше - ошарашено бормочет веселый робот). Наконец, старикашка (который, как все понимают, вовсе не стал сильно более пахуч) - вырывается из своего заточения, подобно пробке из-под шампанского. К нему бросаются: как ты, все в порядке? Да, говорит, я как будто заново родился :) :) И друзья продолжают путь, на фоне никак не успокаивающегося носорога :) Или вот например: героев ловят солдаты врага, настойчиво требуя документы. "Вам не нужны наши документы" - вещает "доктор Рексус" голосом гипнотизера … "нам не нужны ваши документы", голосами зомби повторяют солдаты … "теперь вы, эээ…ммм" … "теперь мы, эээ … ммм" … "скажите мне, кто же они" - шипит старикашка остальным ("скажите ему, кто же мы … " вторят гипнотизируемые). "Скажи им, что они чашки с чаем", находится робот … "нет, скажи им, что они ирландские шахтеры", перебивает крот, закрывая ладошкой рот роботу - "нет, лучше скажи им, что мы не те, кого они ищут", придумывает прагматичный главный герой, в своею очередь "замалчивая" крота . "Ааа, я придумал сам …" - довольный Рексус ухмыляется - "вы … ФРАНЦУЗЫ :) :) :) Тут же на землю падают два автомата и с криками "мы сдаемся, мы сдаемся" оба противника исчезают за горизонтом :) В общем, не всегда ваш хохот будет иметь вполне политкорректную причину, но по полу со смеху покатаетесь, ролики же еще и срежиссированы отлично :)

Сам же игровой процесс представляет собой совершенно классическое "аркадное шутерство" (однако, сделанное так, что ни с одним другим типично PC-шным шутером вы не сможете его соотнести) - с некоторой примесью "развлекательных уровней" вроде не менее классической "стрельбы из стационарной пушки по множественным входящим целям" или использования реактивного ранца. Геймплей отточен попросту идеально - в вашем распоряжении находятся простые, но эффективные средства агрессии, а дизайнеры уровней предлагают вам все новые и новые расклады боевых ситуаций, то так то эдак комбинируя находящихся в их распоряжении врагов. А это могут быть разнотипные стрелки - в этой игре придется пострелять что с близких, что с очень больших расстояний, занимаясь своеобразной "охотой на пиксели при помощи курсора" (хотя есть и включаемое при желании автоприцеливание, пришедшее с Xbox - и некоторый зуминг: от незначительного у обычного оружия до мощного у снайперки). Это могут быть снайперы. Это могут быть операторы стационарных орудий - мощнейших пулеметов и пушек - которые ,конечно же, можно захватить и использовать в своих целях. Это могут быть огромные машины - вроде шагающих надутых уткоподобных мехов, вооруженных теми же пушками. Это могут быть даже гигантские дирижабли и самолеты. Все это происходит на разной сложности рельефе и в разной конфигурации строений-укрытий - так что скучать не придется, но и нельзя сказать, чтобы опыт предыдущих уровней не пригождался на последующих: новые боевые схемы органично вытекают из предыдущих, расклады перетекают один в другой, а не сменяются скачками.

Впрочем у ваших героев - вы активно управляете только одним, а остальные бегают вокруг него под управлением искусственного интеллекта, повинуясь двум простейшим командам в духе "вперед" и "ко мне" - более чем достаточно средств, чтобы всему этому противостоять, тем более что движение сопротивление, базирующееся в разбросанных там и сям пабах, активно снабжает вас как вооруженческими новинками (вроде пресловутой подземной акулы), так и специальным оружием, нужда в котором возникнет согласно специфике ближайшего отрезка уровня. Например, как раз перед тем, как на вас выйдет первый гигантский робот - вы обретете мортиру в виде духового инструмента: она испускает крайне взрывчатые шары, но пользоваться ей в условиях постоянного движение и вас, и цели - весьма непросто, и вы потратите немало попыток, пока успокоите бронированное чудовище. Благо, попытки быстры и бесплатны - сохранение всего одно, зато его можно устроить в любой момент (и всегда можно рестартовать уровень, если это был очень неправильный момент), а посещение бара ведет к автоматическому сохранению.

Основной "джентльменский набор" вашего бойца - это универсальный автомат (в принципе, можно запросто пройти всю игру, пользуясь практически только им из основного оружия - если вы сильны в позиционировании мышки) и "летающие липучие гранаты" (боезапас как первого, так и второго оружия очень легко восполним из трофеев - что отдает акадностью, ведь из врагов вываливается то, чем сами они не пользуются). Летающие потому, что они радостно, оставляя красивый след уносятся в самые далекие дали, если туда указывает прицел. Липучие потому, что они там прилипают, выбрасывая поток "сигнального дыма" - причем могут прилипать и к живым врагам (отчего те начинают с криками ужаса носиться, распугивая своих товарищей, и в конце концов взрываются со всем что есть вокруг). Есть и другое "дополнительное оружие" - например, бомба, выпускающая облако ядовитого газа, под воздействием которого враги начинают атаковать друг друга. Как есть и другие виды оружия основного - та же снайперка, "просто винтовка" с бесконечными патронами, ракетница.

Вопли "заклейменных взрывчаткой" врагов - вовсе не единичная находка юмористов, желающих доконать геймера "интеллектуальной щекоткой", а проявление настойчиво проявляемого ими стремления вести себя, как живые существа. И вправду - хотя они и не демонстрируют чудеса ловкости и меткости (а иначе, возможно, играть было бы неинтересны, учитывая их колоссальное численное превосходство) - они исправно прячутся за укрытия, стремятся захватить стационарные орудия, убегают если остались в одиночестве. Они умеют изображать из себя раненых и контуженных (например, если взорвать гранатой их укрепление-рассадник). Они даже умеют ходить строем, да :) Нельзя не сказать чтобы эти их качества не были приятны - они создают впечатление, что вы действуете в настоящем живом мире, пусть и игрушечно-гротескном.

Еще больше эта иллюзия усиливается интерактивностью окружающего пространства. К сожалению, в здания нельзя войти, а на вышку нельзя взобраться :( Зато деревья можно валить, большинство зданий можно взорвать (с превосходным взрывом и замечательной анимацией разрушения). Возможны даже "цепочные разрушения" - достаточно уничтожить одно звено, скажем, "исполинского трубопровода", как весь он последовательно разлетится на куски. Прикольно … геймеры любят масштабные разрушения :) За интерактивность, плюс конечно не в последней мере мультиплатформенность пришлось заплатить некоторой условностью графики - но "забавные" дизайны с лихвой искупают, на наш взгляд, некоторую простоту моделей и текстур. То же относится к моделям персонажей и врагов - их не то чтобы уж суперзамысловатость полностью компенсируется отличной выразительной анимацией, причем система независимого движения частей тела позволяет им с замечательной естественностью выполнять такие, например, сложные действия, как "вылезти через окно на крышу". Не говоря уж о простой жестикуляции. Зато боевые машины сделаны замечательно, не придерешься. И тени имеются. И безобидные пингвины с овечками, как во втором Warcraft - хотите берегите их, а хотите - убивайте безжалостно :)

Равно же замечательно выполнены и "дополнительные развлекательные аркадности". Казалось бы, такая забава как "трехмерная пушка" стоит в стационаре и месит приближающихся врагов" - существует долгие годы, там должны были изобрести буквально-таки все! Ан нет - креативные парни из Planet Moon и тут умудрились сделать такое, что даст любую фору любому из продуктов "той же серии". Например, в эпизоде, где герои спасают город от осады, попутно спасая собственные задницы - направление наступления врагов на город ограничено всего одной широкой полосой, и они проходят эволюции от "трудно различимых червячков вдалеке" до полноразмерных моделей, влезающей на стену по приставной лестнице в "паре метров" от вас. При этом стена U-образная, а ваша турель ездит по рельсам вдоль всей "оборонительной линии", обладая возможности вращаться во всем переднем полушарии и располагая бесконечным пулеметом и мощной, но долго перезаряжаемой мортирой. Кого-то из врагов вы отловите на дальней дистанции, кого-то на подступах, кого-то перестреляете поодиночке, кого-то взорвете под самой стеной, а кого-то остановите из последних сил уже переваливающим через гребень :) Fun в итоге - не просто невероятный, но близкий к идеальному :) Полные аплодисменты. Как, впрочем, и всем остальным игровым компонентам. И реактивным ранцам в том числе ;)

Мультиплейера нет, но можно пройти игру по второму разу - благо во время первого прохождения вы откроете кучу фишек и в том числе сложный и очень сложный уровни трудности. Все юмористические сценки сохраняются к просмотру в любой момент (если найдете эту фишку на уровне) - и вы можете хвастаться ими своим друзьям :) Управление мышкой и клавиатурой, несмотря на приставочные корни - идеальное.

Подводя итоги - игра изумительная, из тех что пропустить нельзя никому, кроме разве что законченных ханжей, не готовых простить юмору прямолинейность (да и те могут наслаждаться игрой, пропуская крамольности) :) Фантастический геймплей, бриллиантовый игровой и арт-дизайн, тщательная доработанность. Полное погружение в процесс и атмосферу. Тотальная нетипичность во всем. Как говорится - "ничто в мире не может подготовить вас к этому" :) Лучший подарок на Новый Год :) "Основано на реальной истории" :) Наш выбор :) :)



Оригинал материала: https://3dnews.ru./183121