Оригинал материала: https://3dnews.ru./183333

Crazy Taxi

Автор: Андрей Кузнецов

Жанр:Аркада
Издатель:SEGA Corp.Empire Interactive
Разработчик:Strangelite
Требуется:P2-450 Mhz, 64 Mb RAM, 3D
Рекомендуется:P3-700+ Mhz, 128+ Mb RAM, 3D
Сетевой режимотсутствует

Сказать по правде, в Crazy Taxi (далее – СТ) нам нравится почти все, за исключением дивного отсутствия вменяемой физики. Вменяемой - повторимся - поскольку даже полное отсутствие реализма в движении автомобиля воспринималось бы не в пример благосклонней, нежели выводящие из себя пробуксовки на пустом месте, неохотное повиновение втопленной до упора педали газа (нет, ребята, коробка передач – автоматическая) и радостные развороты на месте, нередко переходящие в спин.

Именно физика да, еще, пожалуй, вопиющее отсутствие в раскладке клавиатуры функции ручного тормоза являются той ложкой прокисшего барбитурата в бочке дистиллированного адреналина, которая не дает геймеру окончательно сойти с ума от счастья и перевозбуждения нервной системы…

Чистый продукт

Основная идея CT взята прямиком со страниц учебника по арифметике: "из пункта А в пункт Б". Есть клиент на обочине, есть место, где ему необходимо быть через некоторое время, есть мы - обладатель таксомотора, и есть купюры и монеты, плавно перетекающие из кармана клиента на наш счет по великой экономической формуле "время – деньги". Тут, переходя из арифметики в экономику, идея, отчаянно буксуя на повороте, плавно замещается евклидовой геометрией, гласящей, что "кратчайший путь между двумя точками – есть прямая".

  Улицы, каждая из которых вполне соответствуют понятию прямой, при взаимном соприкосновении под самыми различными углами образуют урбанистический лабиринт, принципиально чурающийся легких путей и быстрых денег. Путешествие по этому лабиринту уже активно использовалось в зубодробительной Driver (GT InteractiveReflection Interactive, 1999) и засвечивалось в некоторых миссиях GTA III (Take 2 GamesRockstar Games 2002). Однако только CT удалось сделать из него окончательную выжимку явно наркотической природы, напрямую, без участия коры головного мозга, апеллирующую к древним инстинктам экстренной топографии.

Три ступени падения вверх

Что особенно радует - игра ничем не препятствует этим инстинктам, оставляя за бортом множество глупостей, типа интерактивного окружения, честной физики и хотя бы зародышевой модели повреждения автомобиля. В отличие от, скажем, той же GTA 3 (для пущей идентичности будем брать только "таксомоторные" миссии), где общая атмосфера напоминала гигантскую иллюстрацию к "Городку в табакерке" Одоевского, СТ живо рисует нечто среднее между Диснейлендом и цирковым номером катания на мотоцикле под куполом.

  Правда, осознание вселенского аттракциона приходит не сразу. Вначале почти любой молодой таксист ведет себя немного неадекватно, стараясь "влиться" в ритм гигантской карусели происходящей вокруг. Он силится ездить по своей полосе и пробует запоминать важные развязки и знаковые достопримечательности для лучшего ориентирования на местности. Он не вступает в затяжные столкновения на перекрестках, старается вписаться в поворот, вдохновенно срезает ничего не значащие отрезки пути и, кажется, натурально боится преследования местного ГАИ за непочтение к правилам дорожного движения...

Следующий этап слияния с игрой наступает примерно в начале второй сотни счастливо перевезенных пассажиров. Молодой таксист заканчивает постигать механизм вселенского трафика, неожиданно обнаруживая его, механизма, вопиющее отсутствие. Город, секунду назад казавшийся серьезным макетом в почти натуральную величину, на глазах оборачивается размалеванными не лучшим образом декорациями из бродячего шапито. Улиц нет - одни направления, машин нет - ибо то, что символизирует остальных участников движения, больше похоже на деревянные ящики, отскакивающие от лакированной боков кабриолета с гулким стуком. Да что говорить, если само море-океан, окружающее город синей лужей, легко форсируется по дну на приличной скорости…

Суперэго

А вот наступление третьего этапа просветления прогнозировать очень трудно. Некоторые, воспитанные на аркадах старой закваски, приходят к нему быстро и безболезненно. Некоторые, упорно уверенные в необходимости "реализма" для каждой игры - долго и трудно.

  Первый признак окончательного выздоровления - это пьянящее ощущение невероятной гармонии происходящего. Душа как бы растворяется в неуклюжей лохани с надписью "Taxi" на верхней плашке, пальцы напрямую переходят в контакты клавиш немудреного управления, в ушных раковинах плещется гремучий раствор рок-адреналина от ВИА "Offspring", а в голове стробоскопом крутится яркий до рези в глазах асфальтово-тротуарный ландшафт. Еще недавно мы воспринимали его как нечто чуждое и аляповатое, полное бредовых нестыковок и дурацких условностей. Теперь - нет. Теперь мы с искренним восхищением несемся по трем его совершенно разным зонам: по празднично-развлекательной полосе пляжей с маленькими магазинчиками на углу, дорогими автостоянками и супермаркетами; по рабочим кварталам, пронизанным метрополитеном, трамвайными путями, церквушкой и огромным спиралевидным мостом, во всю длину загроможденному непрерывным потоком тяжелогруженых бензовозов; по образцово-показательному капиталистическому ядру города, изрезанному мелко-мелко на авеню и стриты, каждая из которых до упора застроена на многие сотни метров вверх, вбок и поперек себя.

Чувствуя себя самым сильным из хищников этих бетонно-стеклянных джунглей, наше авто, довольно урча и поскрипывая, несется вперед, разыскивая новую жертву своей безграничной мощи.

Ковровая бомбардировка

Пассажиры, стыдливо переминающиеся с ноги на ногу почти на каждом углу, нередко шокируют не хуже окружающей нас действительности: психованные влюбленные с букетами роз наперевес, экзальтированные дамочки, ловко перемахивающие через борта машины в затяжном сальто-мортале, панки, банковские клерки, сумасшедшие водолазы (эти обычно располагаются в самом сердце морской пучины, терпеливо дожидаясь своего Садко)... Кажется, город набит сумасшедшими, умеющими только визжать, махать ручонками и истошно орать "Будь осторожен!!!"

  Как тут быть осторожным, милые, если тикающий на манер бомбы с часовым механизмом таймер над головой клиента всем своим видом намекает на тающую от секунды к секунде надежду на достойные чаевые?

Существенно помочь в деле капитализации местных грузоперевозок призваны цветные значки доллара над головами голосующих. Красный доллар означает, что вашему клиенту ехать сравнительно недалеко, но и платит он за услугу сущие пустяки. Желтый доллар – ваш клиент настроен прокатится с ветерком в пределах района базирования и готов заплатить существенную денежку за скорость и качество. Наконец, граждане, чья голова украшена долларом правильного – зеленого – цвета, имеют в карманах кругленькую сумму наличными и хотят красиво прокутить ее путем длительной поездки в такси.

Транзит "трафик-дао". Далее – везде

Чисто аркадное действо СТ (игра вышла на всех мыслимых консолях, включая Gameboy Advance), по счастью, не отягощено никакими искусственными преградами в виде сюжета, клубка миссий и сезона ответственных гонок на время. Единственный судья успеха – таблица рекордов, заполняемая по итогам совершенно свободных рейдов по городу, ограниченных одним лишь таймером.

Думаете, мотивация недостаточна? Кому как. Хороший таксист, стабильно получающий ранг "S", отличается от новичка не только кристально-чистым знанием всех основных связок между районами (и внутри них) по оптимальному маршруту, но и выдающейся техникой езды, включающей такие жизненно необходимые элементы, как "полицейский разворот", "боковое скольжение" и "высадка пассажира в зоне видимости нового клиента". Самосовершенствование как самоцель - вот реальное и страстно обожаемое истинными гурманами нутро настоящей аркады. Его нельзя рационально объяснить и повторить в промышленных масштабах - только лишь понять, влюбившись по уши, либо напрочь отвергнуть.

ONLY777

Остальное - неважно. Да, текстуры бедные и ужасно яркие, моделям снится допотопный "Пентиум-166 эMэMиКС", переваривающий в лучшие свои годы подобные архитектурные и дизайнерские находки с легким позевыванием, а управление мышью не предусмотрено правилами хорошего тона низкобюждетного портирования. Зато есть группа Offspring с четырьмя композициями, магически влияющими на окончательное психотропное воздействие игрового процесса, и четыре персонажа для нашего альтер-эго: студент, негр, девушка и матерый шофер, явно запойного вида. Вы будете смеяться - я играю именно им.

P.S. Пока мы тут премило расслабляемся и потихоньку хаем графику, товарищи с прогрессивных консолей уже давно щупают новенькую Crazy Taxi 2...

P.P.S. C благословения SEGA, кинокомпания Mindfire Entertainment решилась снять кино по мотивам Crazy Taxi. Глава Mindfire Дэн Бейтс полагает, что его студии удастся наполнить фильм "как напряжением и захватывающими уличными гонками а-ля The Fast and the Furious, так и юмором в духе Taxicab Confessions"...







Оригинал материала: https://3dnews.ru./183333