Оригинал материала: https://3dnews.ru./266808

VoIP для дома: перенаправление звонков

Автор: Павел Селиванов
Пожалуй, сейчас не найти человека, хоть как-то связанного с информационными технологиями, и не знающего, что такое IP-телефония. IP-телефония в офисе, IP-телефония для связи между филиалами, IP-телефония в компании, как экономичное решение для междугородних и международных звонков.
В этот раз речь пойдет о некоторых частных случаях применения IP-телефонии в домашних условиях. Например, попробуем решить задачу перенаправления звонков, приходящих на домашний стационарный телефон при условии, что телефонный оператор такую услугу не предоставляет. Попробуем уложиться в $100. Поскольку речь зашла об IP-телефонии, то подразумевается, что у нас уже есть интернет-канал достаточной пропускной способности (в данном примере мы использовали ADSL). Исходя из поставленных условий, сформировались требования к VoIP-шлюзу:
  • 1 порт FXO (Foreign Exchange Office, к нему будет подключена телефонная линия, так как планируется перенаправлять звонки, приходящие на нее);
  • 1 порт FXS (Foreign Exchange Subscriber, к этому порту будет подключен телефонный аппарат, ранее подключавшийся напрямую к линии);
  • поддержка протокола SIP;
  • Цена до 100 $.
В результате недолгих поисков, одним из первых было найдено устройство VIP-157, было решено опробовать именно его. VIP-157 – одно из устройств серии ATA от тайваньского производителя коммуникационного оборудования PLANET technology corp. Вся серия ATA, на данный момент, представлена четырьмя устройствами: VIP-156, VIP-156PE, VIP-157 и VIP-157S. Устройства отличаются набором FXO/FXS портов, а VIP-156PE поддерживает PoE (Power over Ethernet). Аналогичные устройства широко представлены на рынке, и есть большой выбор по производителю, функциональности и цене.

VIP-157, внешний вид и комплект поставки

Помимо самого устройства, в коробке находятся:
  • блок питания 12 В, 0,5 А;
  • телефонный кабель с разъемами RJ-11;
  • краткая инструкция по быстрой настройке на пяти языках;
  • компакт-диск с руководством пользователя.
Немного удивило отсутствие в комплекте патчкорда с разъемами RJ-45 - мелочь, а было бы полезно. Надеемся, производитель учтет и исправит этот небольшой недостаток в будущих поставках.
На корпусе устройства расположены:
  • разъем питания 12В;
  • кнопка Reset, предусмотрительно утопленная вглубь корпуса;
  • разъем LINE для подключения к телефонной линии, RJ-11;
  • разъем PHONE для подключения телефонного аппарата, RJ-11;
  • 2 разъема RJ-45: PC и LAN (если у вас нет коммутатора или свободных портов на нем, вы, несомненно, оцените полезность такого решения).
На передней панели находятся четыре светодиодных индикатора:
  • STATUS – мигает в нормальном состоянии;
  • LNK/ACT – показывает состояние подключения к сети;
  • RING 1 и RING 2 показывают состояние телефонных линий.

Подключение и настройка

Для наглядности приведем схематичное расположение шлюза в сети:
Устройство настраивается через WEB-интерфейс, кроме того, частично оно может быть настроено с помощью подключенного к нему телефонного аппарата с тональным набором. По-умолчанию устройству присвоен адрес 192.168.0.1, маска подсети 255.255.255.0, имя пользователя - root, пароля нет. Первым делом была проверена версия прошивки устройства. В нашем экземпляре прошивка оказалась версии 1.0, поиск на сайте производителя показал, что есть более свежая версия. Прошивка была немедленно скачана и обновлена в соответствии с вложенной в архив инструкцией. Дальнейшее тестирование проводилось с версией прошивки 3.0 от 9 мая 2007 года.
Меню, привычное для оборудования PLANET, располагается слева. При наведении указателя мыши на любой из разделов меню, содержащий подразделы, чуть правее, поверх основного меню открывается дополнительное.
О различных настройках устройства достаточно подробно и с примерами рассказывается в руководстве пользователя (доступно на сайте производителя). В данном обзоре остановимся на основных настройках, в первую очередь, на тех, которые потребовали внесения изменений.
Planet VIP-157 поддерживает три варианта подключения: со статическим IP-адресом, клиент DHCP и PPPoE. Выбираем подходящий вариант подключения, заполняем требуемые поля. В качестве SIP-регистратора был выбран SIPNET, настраиваем VIP-157 на подключение к sipnet.ru.
В строке Status в дальнейшем можно увидеть текущее состояние подключения к SIP-регистратору. Устройство поддерживает до трех одновременных регистраций. Входящие звонки будут приниматься для всех зарегистрированных подключений, исходящие звонки будут выполняться с первого подключения по-умолчанию, но есть возможность с телефонного аппарата набором комбинации *1, *2 или *3 выбрать другое подключение для исходящего звонка. Так как устройство было помещено за NAT (см. схему вначале), указываем STUN-сервер.
В целях экономии трафика был изменен приоритет кодеков, кодек G.729 помещен на первое место, включена функция VAD (Voice Activity Detection).
Остается сохранить изменения конфигурации и перезагрузить устройство.
На этом минимально-достаточная настройка VIP-157 для звонков абонентам SIPNET и пользователям традиционных (в том числе мобильных) телефонных сетей завершена. Для проверки, к устройству был подключен телефонный аппарат и совершено несколько телефонных вызовов, как внутри SIPNET, так и абонентам различных телефонных операторов, в том числе мобильных, в Новосибирске, Москве и Санкт-Петербурге. Следует обратить внимание, что по-умолчанию VIP-157 с прошивкой версии 3.0 направляет все исходящие вызовы через IP-соединение. Если с телефонного аппарата, подключенного как на схеме вначале, требуется совершить звонок по обычной телефонной линии, то необходимо перед номером набрать 0* и продолжить набор после гудка АТС. Перенаправление звонков настраивается в разделе Call Forward. Возможны три варианта перенаправления. All Forward - безусловное перенаправление всех входящих звонков на указанный номер. По выбору, звонки могут быть направлены через IP-соединение или телефонную линию. Busy Forward - перенаправление входящих звонков на указанный номер через IP-соединение, если занят телефон, подключенный к устройству. No Answer Forward - перенаправление всех входящих звонков на указанный номер, если в течение нескольких гудков не была снята трубка. По выбору, звонки могут быть направлены через IP-соединение или телефонную линию.
На приведенном скриншоте включено перенаправление по событию «Нет ответа». Через два гудка звонок должен быть перенаправлен через IP-подключение на мобильный телефон. Следует сделать одно замечание. Несмотря на указанные два гудка, на самом деле, прежде чем произойдет перенаправление, в среднем можно услышать в трубке четыре-пять гудков. VIP-157, настроенный таким образом, при поступлении входящего вызова по телефонной линии, выждет несколько гудков, снимет трубку и одновременно начнет установку соединения через IP-подключение и выбранного SIP-регистратора на указанный номер мобильного телефона. Получив ответ, устройство начнет перенаправлять голос или звуковые сигналы из IP-соединения в телефонную линию и обратно.

Функция Auto Answer

На этом обзор можно было бы завершить, но в процессе настройки VIP-157 обнаружилась еще одна область применения устройства. Предположим, абоненту требуется совершать частые междугородние и международные звонки. При наличии подключения к интернету, с помощью VIP-157, другого аналогичного устройства или компьютера с программным телефоном, можно уменьшить затраты на звонки, воспользовавшись IP-телефонией. Имеющаяся у VIP-157 функция Auto Answer позволит воспользоваться IP-телефонией, находясь за пределами дома или офиса, при наличии, например, только мобильного телефона. Для работы Auto Answer потребуется отключить перенаправление. Поскольку функции Call Forward и Auto Answer при работе снимают трубку, невозможно их одновременное использование. Включаем функцию Auto Answer и указываем, через какое время VIP-157 должен снять трубку. Время до поднятия трубки задается не в гудках АТС, и нужное значение, вероятно, потребуется подбирать экспериментально. Далее, можно выбрать, будет ли использоваться пин-код (PIN code; выбранное на время эксперимента сочетание “123” не стоит использовать в реальной ситуации).
Как обычно, требуется сохранить настройки и перезагрузить устройство. Если позвонить на номер телефонной линии, подключенной к VIP-157 с включенной функцией Auto Answer, то через несколько гудков можно услышать, как устройство снимет трубку и начнет выдавать сигнал приглашения ввода пин-кода. После ввода правильного пин-кода (в приведенном примере потребуется ввести 123#), включится гудок самого VIP-157. Можно набирать номер, как если бы звонок совершался с телефонного аппарата, непосредственно подключенного к VIP-157. В приведенном сценарии придется заплатить трижды: мобильному оператору, SIP-регистратору и интернет-провайдеру. Но даже эта сумма часто оказывается меньше стоимости междугороднего или международного звонка, совершенного с помощью классической телефонии.

Подводя итоги

К несомненным плюсам Planet VIP-157 следует отнести удобство и простоту настройки, неплохое качество связи, широкие функциональные возможности и небольшую цену. Немногие SIP-шлюзы за такую цену могут похвастать наличием FXO-порта. В процессе создания обзора был замечен один недостаток. Несколько раз переставал отвечать встроенный WEB-сервер, при этом устройство продолжало нормально функционировать в соответствии с основным предназначением. Для восстановления доступа к WEB-интерфейсу приходилось перезагружать устройство, кратковременно отключая питание. Розничная цена устройства на момент написания обзора – около 1800 руб. VIP-157 может пригодиться дома энтузиастам IP-телефонии или желающим снизить затраты на междугородние и международные звонки.
За пределами статьи осталось применение VIP-157 в офисе, отметим только наличие таких полезных для офисного применения функций, как поддержка протокола T.38 для передачи факса, возможность автоконфигурирования с IP-PBX и функция Hot Line.
- Обсудить материал на форуме.
Оборудование предоставлено Научно-производственной компанией "Контакт".



Оригинал материала: https://3dnews.ru./266808