Оригинал материала: https://3dnews.ru./270052

FAQ по цифровому фото для начинающих

Стр.1 - Общие положения

Содержание

  1. Общие положения
    • В чем преимущества и недостатки цифровой фотографии перед пленочной?
    • На какие подвиды делятся современные цифровые фотокамеры?
    • Варианты зеркальных фотокамер "Kit" и "Body" - что это?
    • Какая цифровая камера лучше всего подойдет для начинающего фотолюбителя?
    • Для каких целей, помимо своего прямого назначения, можно использовать ЦФК?
    • На что следует обращать внимание при покупке ЦФК?
    • Какие дополнительные расходы обычно сопровождают покупку новой ЦФК?
  2. Матрица
    • Что представляет собой матрица цифрового фотоаппарата?
    • Что такое разрешающая способность матрицы?
    • Какое влияние на качество снимков оказывает физический размер матрицы?
    • Что такое светочувствительность матрицы?
  3. Объектив
    • Что такое светосила объектива?
    • Что такое фокусное расстояние объектива?
    • Что такое автофокус и зачем он нужен?
    • Что такое зум-объектив?
    • Что такое "цифровой зум"?
    • Что такое аберрации?
    • Что такое "элемент" или "группа элементов" применительно к объективу?
    • В чем различие между пластмассовыми и стеклянными линзами?
    • Что такое стабилизатор изображения?
  4. Прочее
    • Что такое экспозиция?
    • Что такое экспокоррекция?
    • Что такое брекетинг?
    • Что такое гистограмма?
    • Какие бывают видоискатели в ЦФК?
    • Зачем в ЦФК нужен жидкокристаллический дисплей?
    • Какие типы карт памяти используются в ЦФК и чем они отличаются?
    • Какие бывают форматы хранения фотографий?
    • В чем заключается преимущество внешней вспышки перед внутренней?
    • Какие бывают источники питания ЦФК?

Общее

Вопрос: В чем преимущества и недостатки цифровой фотографии перед пленочной?
Ответ: Главное преимущество цифрового фотоаппарата по отношению к пленочному заключается в его эксплуатационных удобствах. Так, практически все современные цифровые фотокамеры (ЦФК) имеют встроенный экран, с помощью которого можно не только грамотно скомпоновать кадр, но также просмотреть только что отснятые фотографии и, непонравившиеся сразу удалить. В ЦФК не используется габаритная катушка с пленкой и размеры камер могут быть сколь угодно малы. Кроме того, цифровая природа снимков ЦФК позволяет без всяких проблем переносить их на компьютер для хранения (или последующей обработки). Основным плюсом плёночной фотографии, пока что недостижимым для большинства цифровых камер, считается большая разрешающая способность плёнки (сравнительное разрешение достижимо лишь некоторыми профессиональными ЦФК), а также больший динамический диапазон снимков. Вопрос: На какие подвиды делятся современные цифровые фотокамеры?
Ответ: Современные ЦФК можно разделить на три основных класса:
  1. Компактные любительские (Consumer) фотокамеры. Этот класс камер сравнительно дёшев, оснащён простыми несменными объективами и матрицами малого размера. Визирование обычно производится или через отдельный видоискатель (оптический или электронный), и/или с помощью ЖК-дисплея (иногда - поворотного).
  2.  Panasonic Lumix FX50
  3. Полупрофессиональные (Prosumer - комбинация слов professional + consumer) фотокамеры, предназначенные для "продвинутых" пользователей с навыками художественной съёмки выше среднего уровня. По своей функциональности (а иногда - и по стоимости) приближаются к профессиональным моделям и принципиально отличаются от них в основном лишь отсутствием возможности смены объективов. Правда, установленные в таких аппаратах объективы обычно гораздо более качественные и светосильные, чем объективы любительских камер.
  4.  Canon PowerShot S1 IS
  5. Профессиональные (Professional) фотокамеры. Практически все профессиональные ЦФК являются зеркальными, то есть, D-SLR (от Digital Single Lens Reflex - цифровая однообъективная зеркальная камера). Они обладают возможностью использования сменных объективов, имеют матрицы большого размера. Визирование в таких камерах производится с использованием оптического видоискателя, изображение на который подается из объектива с помощью откидного зеркала, но плата за все это - большие габариты и вес. Сейчас на рынке появляется все больше D-SLR-камер с возможностью визирования по ЖК экрану. Стоимость профессиональных ЦФК обычно высока и определяется не столько ценой камеры, сколько стоимостью аксессуаров - сменных объективов, вспышек, штативов, наборов светофильтров и пр.
 Nikon D40X
Вопрос: Варианты зеркальных фотокамер "Kit" и "Body" - что это?
Ответ: В варианте "Body" (на жаргоне – "тушка") зеркальная фотокамера продается без объектива. Это несколько снижает стоимость вхождения в систему, однако работать с такой камерой после покупки невозможно. Зачем же продают такие камеры? Очень просто - ведь хороший объектив часто является самой дорогой (и лелеемой настоящим профессионалом) частью любой D-SLR камеры, поэтому при смене камеры многие фотографы предпочитают использовать свои, проверенные временем объективы (зачастую - используемые еще со времен старых добрых пленочных камер). В варианте "Kit" комплект DSLR камеры включает объектив (обычно - универсальный и не очень дорогой). Такая комплектация удобна для тех, кто приобретает зеркальную камеру впервые и не обладает набором объективов. Вопрос: Какая цифровая камера лучше всего подойдет для начинающего фотолюбителя?
Ответ: В качестве первой ЦФК для начинающего фотолюбителя обычно советуют подобрать что-нибудь попроще. Например, компактную 6-7 мегапиксельную камеру с оптическим зумом и автофокусом, с хорошим набором различных автоматических режимов съемки. Главное – выбрать вариант, обеспечивающий приличное качество фотографий. С образцами снимков практически любых ЦФК можно ознакомиться в Интернете, в том числе на нашем сайте в разделе Цифровое фото и видео, где приведено описание большого количества моделей цифровых камер самых различных категорий. Определенную гарантию от откровенной "халтуры" может дать известное имя производителя ЦФК - Canon, Nikon, Olympus, Pentax, Sony. Иногда попадаются удачные модели по невысокой цене, но это всегда исключение из правила. А правило заключается в том, что качество любого ЦФК обычно прямо пропорционально его стоимости, плюс-минус доплата за известность бренда. Кроме того, не последнюю роль играет удобство и низкая стоимость эксплуатации фотокамеры, определяемые ее дизайном (подержите камеру в руках, понажимайте кнопки - и сразу почувствуете, "Ваша" она, или нет), используемым типом памяти (лучше всего - наиболее универсальные карты типа SD или CF), возможность ее питания от литий-ионных батарей или стандартных пальчиковых батарей типа АА/ААА. Универсального рецепта выбора ЦФК, как и рецепта универсального счастья, не существует. Иначе не существовало бы столько фото-форумов с горячими баталиями по поводу выбора камеры. Обычно новичкам, затрудняющимся с выбором первой камеры, советуют оттолкнуться от ключевых условий выбора – или цены, или главных характеристик. Вопрос: Для каких целей, помимо своего прямого назначения, можно использовать ЦФК?
Ответ: Отдельные модели цифровых фотокамер (в основном недорогие модели различных производителей), постоянно подключенные к компьютеру по шине USB, могут использоваться в качестве web-камеры. При этом качество их работы далеко не всегда бывает удовлетворительным (малое количество кадров в секунду; отсутствие или не выдерживающее никакой критики качество интегрированного микрофона). Также можно использовать ЦФК в качестве замены ручного сканера для съемки книг, журналов или документов. Естественно, в этом случае качество репродукции зависит от многих условий. Однако в тех случаях, когда на первое место выходит возможность всегда иметь камеру под рукой, такой вариант применения вполне может иметь место. Вопрос: На что следует обращать внимание при покупке ЦФК?
Ответ: При покупке цифрового фотоаппарата в первую очередь следует проверить его внешний вид на предмет отсутствия пятен, царапин и других дефектов на корпусе аппарата, его ЖК-дисплее и, самое главное - на объективе. Все крышки должны открываться, кнопки - нажиматься, движки - передвигаться без каких-либо заеданий, скрипов и люфтов. После проверки внешнего вида следует проверить его работоспособность. Убедитесь, что фотоаппарат нормально включается/выключается и при включении на ЖК- дисплее видна картинка; объектив движется плавно и без посторонних призвуков, его защитные шторки нормально открываются и закрываются, встроенная вспышка исправно "пыхает" тогда, когда требуется. Сделав несколько тестовых снимков, проверьте, чтобы на них нужные предметы находились в фокусе, цвета не искажались. Также не забудьте проверить комплектность аппарата - все инструкции, кабели, диски, зарядные устройства, гарантийные талоны и т.п.; должны быть в наличии и полностью соответствовать перечню, приведенном в Руководстве пользователя (или документе, его заменяющем). Более подробные инструкции по проверке цифровой камеры на предмет отсутствия горячих/битых пикселей, производительности и пр. читайте в профильном разделе нашего сайта. Вопрос: Какие дополнительные расходы обычно сопровождают покупку новой ЦФК?
Ответ: Одним из самых распространенных мифов о цифровых фотоаппаратах является тот, что гласит, мол, купив такой аппарат, пользователь полностью избавляется от сопутствующих расходов. Это далеко не так. Например, в комплекте большинства ЦФК или вообще не имеется флэш-карты (в основном в аппаратах, имеющих встроенную память), или, если она и есть, то ее размер просто смехотворен. Так, до самого последнего времени компания Canon комплектовала свои камеры начального и среднего уровней картами объемом всего 16 Мб. Так что, покупая новую камеру, следует озаботиться дополнительной памятью для нее. Покупая карты памяти, не следует забывать и о кардридере - использовать его для переноса отснятого материала в компьютер гораздо быстрее и удобнее, чем USB-кабель. Тем более, что без установки специального ПО подключить многие камеры напрямую к компьютеру не получится - для них требуются специальные драйвера. Еще один "тонкий" момент - сумка (или чехол) для переноски фотокамеры. Ведь часто производители комплектуют свои продукты сумочками и чехлами не самого высокого качества. Так что и эту проблему стоит решать сразу при покупке ЦФК. Третья проблема, обычно самая болезненная - питание камеры. Если ваша новая фотокамера питается от пальчиковых батарей (обычно типоразмера АА/R6), то, скорее всего, в "стартовый" комплект вложены обычные щелочные батарейки (одноразовые), большая часть энергии которых уйдет при проверке камеры в магазине. Поэтому стоит сразу раскошелиться и приобрести один или два комплекта аккумуляторов и зарядное устройство к ним. Теперь всё? Конечно, нет. Если вы хотите, чтобы ваша цифровая "игрушка" всегда выглядела (да и снимала) как новенькая, не стоит скупиться на средства ухода за ней. Набор для чистки оптики - желателен, а остальное (защитная пленка для ЖК-дисплея, средство для очистки корпуса камеры) - по вкусу. Все сказанное касалось в основном только недорогих любительских камер. Если же вы "положили глаз" на продвинутую полупрофессиональную камеру, сопутствующие расходы, как минимум, увеличатся. Ко всему вышеперечисленному могут добавиться различные объективы, внешняя фотовспышка, свет, фоны, штатив, наборы конвертеров и фильтров и прочие удовольствия, количество которых стремится к бесконечности и зависит только от наличия денежных средств.

Стр.2 - Матрица

Матрица

Вопрос: Что представляет собой матрица цифрового фотоаппарата?
Ответ: Матрица (иногда ее называют сенсором) представляет собой полупроводниковую пластину, содержащую большое количество светочувствительных элементов, сгруппированных в строки и столбцы. В современных ЦФК наибольшее распространение получили матрицы двух типов: ПЗС (прибор зарядовой связи, по-английски CCD - Charge-Coupled Device) и КМОП (комплиментарный металл-оксид-полупроводник, по-английски CMOS - Complementary-symmetry/Metal-Oxide Semiconductor). CMOS-матрицы относительно дешевы, так как производятся по стандартным полупроводниковым технологиям, однако шумы таких матриц обычно гораздо выше, чем у CCD. Поэтому в настоящее время большинство моделей ЦФК (за исключением ряда профессиональных и полупрофессиональных "зеркалок" Canon, Nikon и Sony, имеющих специальные схемы подавления шумов), оснащаются ПЗС-матрицами. Название ПЗС - прибор с зарядовой связью, отражает способ считывания электрического заряда методом сдвига от одного элемента матрицы к другому, постепенно заполняя буферный регистр. Далее напряжение усиливается и подается на АЦП (аналого-цифровой преобразователь), после чего уже в цифровой форме поступает для последующей обработки в процессор фотокамеры. Подробнее об устройстве и основных принципах функционирования ПЗС-матриц можно почитать в статьях: "Тенденции в цифровой фотографии. Часть 3 (ПЗС-матрицы)" и "Тенденции в цифровой фотографии. Часть 4 (пиксели)". Вопрос: Что такое разрешающая способность матрицы?
Ответ: Общее количество чувствительных элементов изображения (пикселей, от англ. pixel - picture element) в матрице определяет ее разрешающую способность. Чем больше пикселей, тем выше качество отображения мелких деталей изображения и, тем самым, обеспечивается возможность печати снимка в более крупном формате. На самом деле физически на матрице имеется гораздо большее число активных пикселей, чем заявлено в её "мегапиксельной" характеристике, но в силу того, что они оснащены разными цветовыми фильтрами (RGB) и обрабатываются по различным алгоритмам, количество пикселей принято считать по размеру массива данных на выходе матрицы. К примеру, матрица, содержащая 5 миллионов пикселей (5-мегапиксельная матрица), имеет разрешающую способность 2592x1944 (при стандартном отношении ширины и высоты кадра), которой вполне достаточно для печати фотографии на струйном фотопринтере на стандартном листе формата А4. Для фотографий формата 10х15, по качеству, не уступающую снимку средней пленочной фотокамеры, в принципе, вполне достаточно и 3-мегапиксельной матрицы (2048х1536). Однако в настоящее время большинство даже недорогих ЦФК имеют матрицы с разрешением 8-10 мегапикселей, хотя реальной пользы от таких "мегамонстров" немного - их высокое разрешение полностью "съедается" повышенным уровнем шумов и искажений (обусловленным слишком маленьким размером элементарного пикселя). Поэтому качество фотографий современных 8-10 мегапиксельных любительских "компактов" обычно ничуть не выше, чем у аналогичных систем 2-3 летней давности с 5-6 мегапиксельными матрицами. Вопрос: Имеет ли какое-нибудь влияние на качество снимков физический размер матрицы?
Ответ: Несмотря на то, что производитель в своих рекламных материалах основной акцент делает на количестве мегапикселей в матрицах своих ЦФК, не меньшее (если не большее) значение имеет их физический размер матрицы, и в конечном итоге – каждого пикселя. Исторически сложилось так, что размеры матриц для фото- и видеотехники определяются в виде условной длины, приведённой к диагонали доисторического видикона, при этом обозначаются в виде дроби с размерностью в дюймах, например 2/3", 1/2,5", 1/1,8" и т. п. Таким образом, матрица 1/1,8" оказывается крупнее, чем 1/2,5". Для матриц большого размера, используемых в зеркальных камерах, обычно или указывают их длину и ширину в миллиметрах, например 22,5x15 мм; или используют такое понятие, как кроп-фактор (Kf). Кроп-фактор представляет собой отношение диагонали пленочного стандарта 24х36 мм к диагонали данной матрицы. Естественно, чем больше физические размеры матрицы (при том же количестве пикселов на ней), тем более высокое качество изображения (за счет большего размера каждого светочувствительного элемента и, тем самым, большего их динамического диапазона и устойчивости к шумам) она потенциально может обеспечить. Но за качество, которое обеспечивает крупная матрица, приходится платить - увеличение размеров матрицы в разы увеличивает цену камеры, а также требует другой оптики. Вопрос: Что такое светочувствительность матрицы?
Ответ: Светочувствительность (или просто - чувствительность) матрицы характеризует степень ее реакции на условия окружающего освещения, т.е. чем меньшее количество световой энергии необходимо для получения нормального снимка, тем выше светочувствительность матрицы. Для цифровых камер чувствительность условно приводится к общепринятым единицам ISO (International Standard Organization - Международная организация стандартов), эквивалентным чувствительности стандартной фотопленки, необходимой в таких же условиях. Стандартный ряд значений чувствительности - 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400 ед. ISO. Кроме того, часто используются и промежуточные значения - 80, 160, 320, 640 ед. ISO. При вычислении чувствительности каждый производитель использует свою собственную методику, поэтому сравнение по этому параметру продукции разных вендоров зачастую некорректно. В общем случае можно ориентироваться на минимальное значение заявленного диапазона ISO, наиболее точно характеризующее истинную чувствительность матрицы.

Стр.3 - Объектив

Объектив

Вопрос: Что такое светосила объектива?
Ответ: Светосила объектива определяется как отношение освещенности изображения, создаваемого оптической системой фотоаппарата, к яркости фотографируемого предмета. Она зависит, с одной стороны, от диаметра отверстия объектива (называемого диафрагмой), с другой - от фокусного расстояния. Отношение фокусного расстояния к диаметру диафрагмы называется диафрагменным числом и обозначается буквой К. Чем выше светосила (и меньше число К) объектива, тем больше он пропускает света. Так, считается, что значение светосилы от 2,8 до 4 позволяет снимать с рук даже в условиях недостаточного освещения, используя короткую выдержку. Однако чаще, вместо определения светосилы используется термин "максимальное относительное отверстие" (1:К), пропорциональное квадратному корню из светосилы и указываемое на маркировке объектива. Чем меньше числовое значение относительного отверстия, тем больше света пропускает объектив и тем выше его светосила. Например, относительное отверстие ЦФК Canon PowerShot S5 IS составляет 1:2,7-3,5:
 ЦФК Canon PowerShot S5 IS
В данном случае мы имеем максимальное относительное отверстие 1:2,7 на фокусном расстоянии 6,0 мм и 1:3,5 - на 72 мм. Вопрос: Что такое фокусное расстояние объектива?
Ответ: Фокусное расстояние (ФР) объектива является одной из его важнейших характеристик, определяет угол зрения, степень приближения объектов и представляет собой расстояние от плоскости матрицы до центра системы линз объектива, когда он сфокусирован на "бесконечность". В силу традиции для объективов цифровых камер часто приводят условные значения фокусного расстояния, эквивалентного объективам для 35-миллиметровой пленки (ЭФР - эквивалентное фокусное расстояние). ЭФР численно равна величине ФР, умноженного на величину кроп-фактора матрицы ЦФК. ФР обычно указывается на корпусе объектива и представляет собой две цифры - минимальное и максимальное значение (например: 7,5 мм - 22,5 мм):
На минимальном (широкоугольном) фокусном расстоянии угол обзора объектива будет максимальным, и в кадр попадет большее количество объектов. На максимальном (теле) ФР угол обзора будет меньше, объектов в кадре - тоже меньше, но зато они будут гораздо крупнее. В зависимости от величины фокусного расстояния объективы делятся на короткофокусные ( широкоугольные) с ЭФР меньше 20 мм, нормальные (используемые для большинства повседневных задач и имеющие фокусное расстояние от 20 до 100 мм) и длиннофокусные (иначе - телеобъективы) с ЭФР больше 100 мм. Вопрос: Что такое автофокус и зачем он нужен?
Ответ: Объективы наиболее недорогих фотоаппаратов - "цифромыльниц", предельно примитивны, их фокус настроен на "бесконечность", то есть, камера снимает резко начиная с расстояния порядка одного метра и до бесконечности. Основной недостаток такого решения - невозможность выделить резко основную сюжетную часть кадра, что сводит на "нет" художественную ценность снимка. Более совершенные ЦФК имеют систему автофокуса, обеспечивающую автоматическую наводку на резкость по предметам, обычно находящимся в центре кадра. Самые "продвинутые" камеры оснащены наряду с автофокусом, еще и ручной наводкой на резкость, обеспечивающей полный контроль над процессом съемки. Принципиально системы автофокусировки делятся на две основные группы: активную (посылает на предмет инфракрасные, ультразвуковые или другие волны и использует их отражение от предмета) и пассивную. Наибольшее распространение в настоящее время получила пассивная система автофокуса, называемая TTL (Through-The-Lens - фокусировка через объектив). В ее основе лежит принцип оценки свойств светового потока, "снимаемого" в различных зонах матрицы. Микропроцессор фотоаппарата постоянно считывает изображение с матрицы, анализирует степень его контрастности и принимает решение о перемещении объектива, пока не будет достигнут максимальный уровень контрастности, свидетельствующий о резком изображении в данной точке. Наиболее существенным недостатком TTL-систем, помимо низкой скорости работы, является зависимость от условий освещения и светосилы линз объектива. Решается эта проблема введением в фотоаппараты систем подсветки автофокуса (в простейших случаях совмещенной с системой подавления эффекта "красных глаз"). Вопрос: Что такое зум-объектив?
Ответ: Зум-объективом, или объективом с оптическим (Optical Zoom) зумом (трансфокатором) называется объектив с изменяемым фокусным расстоянием. Степень изменения угла охвата обозреваемого пространства (или оптического увеличения фотографируемого объекта) определяется его кратностью - отношением максимального и минимального фокусных расстояний объектива. Основное достоинство зум-объектива - в его универсальности. Он позволяет фотографировать из одной и той же точки абсолютно разные сюжеты - как пейзажи (используя малое ФР), так и мелкие удаленные объекты (большое ФР). Подавляющее большинство современных зум-объективов имеет кратность 3 или 4 (обозначается как 3х или 4х), однако достаточно популярны и так называемые ультразумы, то есть объективы с 10-15-кратным увеличением. Например, объектив с диапазоном фокусных расстояний 5,2-78 мм имеет кратность 78/5,2=15 (15-кратный зум):
 Ультразум Sony Cyber Shot DSC-H7
Оптический зум является одним из важнейших достоинств любой фотокамеры, однако не стоит забывать, что хорошие зум-объективы достаточно дороги, а ультразум – это всегда компромисс между большим диапазоном фокусных расстояний с одной стороны и качественными параметрами (аберрации, светосила) с другой. Вопрос: Что такое цифровой зум?
Ответ: Цифровой зум (Digital Zoom) обеспечивает увеличение выбранного объекта путем его "вырезания" процессором ЦФК (методом обыкновенной экстраполяции пикселей) из изображения на матрице и последующего "растягивания" его до исходных размеров. Никакой реальной детализации изображения при этом, естественно, не происходит, более того, качество полученного снимка чаще всего заметно ухудшается. По большому счету то, что производитель называет "цифровым зумом", каждый может сделать на своем компьютере, воспользовавшись практически любым графическим редактором. Единственное назначение цифрового зума - привлечение неискушенных покупателей огромными значениями этого самого зума, знающих лишь понаслышке, что "чем больше зум, тем лучше". Вопрос: Что такое аберрации?
Ответ: Аберрации - это искажения изображения, возникающие из-за не идеальности оптики современных фотоаппаратов. Аберрациям, в той или иной степени, подвержены любые объективы, даже самые совершенные и дорогие. Обычно считается, что чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем выше уровень его аберраций. Аберрации бывают различных типов, но наиболее известные из них - дисторсия (подушкообразные или бочкообразные искажения по краям кадра, наиболее сильно заметные в широкоугольной оптике), и хроматические аберрации. Последние встречаются как в дешевых объективах, так и в дорогих длиннофокусных и проявляются в основном на периферийных участках изображения в виде разноцветной окантовки вокруг контрастных объектов. Полностью избавиться от аберраций на современном этапе развития технологии невозможно, но некоторые из них (в основном - геометрические искажения) можно несколько уменьшить диафрагмированием объектива, тогда как для борьбы с хроматическими аберрациями применяются специальные апохроматические линзы, изготовленные из низкодисперсного стекла, не разлагающего световые лучи на волны спектра. Вопрос: Что такое "элемент" или "группа элементов" применительно к объективу?
Ответ: Элементом в объективе называют линзу, а группой элементов - две и более линзы, склеенные в один блок. Количество элементов в современных объективах может достигать двух десятков и более. Столь сложная конструкция объектива обусловлена в первую очередь стремлением разработчиков максимально уменьшить влияние различных аберраций. Однако наибольший эффект в этом деле дает использование асферических элементов - специальных линз, радиус кривизны которых мало меняется от угла с оптической осью. Асферические элементы чаще всего используются в высококачественных широкоугольных и зум-объективах. Вопрос: В чем заключается различие между пластмассовыми и стеклянными линзами?
Ответ: Пластмассовые линзы используются в основном в простейших компактных любительских камерах. Основное (и единственное) их преимущество перед стеклянными линзами - низкая цена. Тем не менее, получивший широкое распространение миф о низком качестве пластмассовых линз не совсем верен - оптические свойства пластмассовых линз (новых) практически не отличается от свойств аналогичных стеклянных линз. Другое дело, что механическая прочность и срок их службы не так велики, как у стеклянной оптики, и, тем самым, обуславливают не очень большой срок эксплуатации ЦФК с пластмассовой оптикой. Нередко через два-три года такой объектив мутнеет и камера становится непригодной к нормальной эксплуатации. Вопрос: Что такое стабилизатор изображения?
Ответ: Достаточно "продвинутые" модели ЦФК оснащаются стабилизаторами изображения, которые, в определенных пределах способны компенсировать непроизвольные колебания (дрожание) объектива и, тем самым использовать при съемке относительно длинные выдержки (особенно при съемке крупных планов в длиннофокусном режиме). Тем не менее, никакой стабилизатор не позволит четко снять быстро перемещающиеся объекты и уж ни в коем случае не заменит самый лучший стабилизатор - обычный штатив.
Оптический стабилизатор изображения MEGA O.I.S. цифровых фотокамер Panasonic
Стабилизаторы бывают оптические, в которых эффект стабилизации достигается перемещением или самой матрицы, или специальной группы линз внутри объектива - все это "хозяйство" управляется гироскопическими сенсорами; и электронные, где для компенсации возможного смещения изображения использующие часть (до 40% пикселей) активных элементов ПЗС-матрицы. Оба типа стабилизаторов имеют свои недостатки: оптические слишком громоздки, работают недостаточно быстро и дороги, электронные (используемые в ЦФК в основном при съемке видеороликов) ухудшают качество изображения, особенно в условиях недостаточной освещенности. Более подробно об основных принципах работы оптического стабилизатора, а также о различных объективах вообще вы можете узнать в статье "Тенденции в цифровой фотографии. Часть 1 (Объективы)".

Стр.4 - Прочее

Прочее

Вопрос: Что такое экспозиция?
Ответ: Экспозиция определяет то оптимальное количество света, которое должно попасть на матрицу ЦФК в момент съемки кадра (то есть в тот момент, когда открыт затвор фотоаппарата). Если на сенсор попадет недостаточное количество света, то снимок получится темным, недосвеченным, а если слишком много - то снимок окажется пересвеченным, т.е. "выбеленным". Специальные устройства современных цифровых фотокамер для экспозамера способны самостоятельно оценивать количество света, попадающего в объектив, и определять значения выдержки, диафрагмы и чувствительности (так называемые экспозиционные параметры) для получения нормального по яркости снимка. В цифровых фотокамерах экспозамеры бывают разных типов. Основные из них:
  • Матричный (многозонный) экспозамер. Площадь кадра равномерно делится на отдельные участки, в которых и производится замер освещенности. Процессор камеры анализирует полученную информацию и устанавливает соответствующие экспозиционные параметры. В большинстве сюжетов матричные экспозамеры, являясь интеллектуальными, позволяют выставить оптимальную экспозицию.
  • Центровзвешенный и частичный (центральный и точечный) экспозамер измеряет экспозицию в ближайших зонах вокруг центральной точки, без учета влияния остальной поверхности кадра. Позволяет указать камере тот объект, экспозиция которого определяет экспозицию кадра в целом. В наиболее совершенных камерах точек экспозамера, совмещенных с точками автофокусировки, может быть несколько, более того, они могут перемещаться по всей площади кадра.
  • Центральный экспозамер подобен центровзвешенному, только в нем чувствительным к свету является исключительно центральный участок кадра.
Вопрос: Что такое экспокоррекция?
Ответ: Не очень часто, но достаточно регулярно возникают ситуации, когда автомат экспозиции ошибается. В этом случае "обмануть" автоматику камеры позволяет принудительное изменение значения светочувствительности сенсора - так называемый механизм экспокоррекции. Экспокоррекция обозначается как EV (Exposure Value - значение экспозиции). Обычно в "серьезной" полу- и профессиональной фототехнике имеется возможность ручного управления величиной экспокоррекции. Изменение величины EV на единицу (на одну ступень в какую-либо сторону) соответствует изменению экспозиции в два раза. То есть для сенсора нормальной чувствительности в 100 ISO можно оперативно ввести значение от 25 до 400 единиц ISO. Шаг изменения экспокоррекции обычно составляет 1/3 ступени EV, что позволяет вносить небольшие коррективы экспозиции, не искажая при этом снимок, а пределы подстройки ограничиваются значением 2 EV. Любительские ЦФК, вместо малопонятной для домохозяйки системы ручной экспокоррекции обычно предлагают набор сюжетных программ (предустановленных режимов сюжетной съемки), оптимизирующих экспозицию для различных нестандартных условий. Например, режим "Снег/пляж" обеспечивает не только правдоподобный белый цвет снега (или песка на пляже), но и детальное изображение ребенка на этом сложном фоне, а режим "Спорт" позволяет успешно "остановить мгновение". Вопрос: Что такое брекетинг?
Ответ: В полупрофессиональных и дорогих любительских камерах имеется достаточно полезный режим брекетинга, или экспозиционной вилки (эксповилки). Брекетинг - это автоматический режим серийной съемки, когда в каждом из отснятых кадров слегка изменяются экспозиционные параметры: первый кадр немного недоэкспонирован, второй экспонирован правильно, а третий чуть переэкспонирован и т.п. Брекетинг применяется в случае, когда правильную освещенность в кадре трудно определить, а хочется получить хотя бы один удачный кадр из серии. В некоторых камерах брекетинг также может осуществляться по условной чувствительности (ISO) и другим параметрам. Вопрос: Что такое гистограмма?
Ответ: Гистограмма представляет собой график, отображающий соотношение количества пикселей и уровней яркости и позволяющий правильно оценить экспозицию. Горизонтальная ось гистограммы соответствует значению яркостей: от черного до белого тона, а вертикальная - количество пикселей с одинаковым значением. Оптимальной экспозиции кадра соответствует равномерная гистограмма, образующая равномерную кривую, похожую на "горку" с плавными склонами, без резких перепадов или всплесков. Если "горка" смещена влево, значит, картинка получилась с преобладанием темных тонов, если вправо – с преобладанием светлых тонов.
В большинстве приличных цифровых фотоаппаратов гистограмма может выводиться на ЖК-дисплей вместе со снимком, что позволяет оперативно его проанализировать и, при необходимости, ввести экспонометрические поправки. Вопрос: Какие бывают видоискатели в ЦФК?
Ответ: В современных ЦФК встречаются видоискатели четырех типов:
  1. прямой оптический видоискатель, не связанный с объективом;
  2. оптический видоискатель с просмотром через объектив, используется в DSLR камерах;
  3. ЖК-дисплей, расположенный на задней стенке камеры (может быть поворотным);
  4. электронный EVF (Electronic View-Finder - электронный видоискатель) - миниатюрный электронный дисплей с оптической системой, заменяющий прямой оптический видоискатель.
Основной недостаток прямого оптического видоискателя - параллакс (смещение оптической оси видоискателя относительно оптической оси объектива), из-за чего границы кадра в объективе и в видоискателе не совпадают. Остальные три типа видоискателей относятся к системам TTL и показывают в основном то изображение, которое проецируется на матрицу фотоаппарата. Вопрос: Зачем в ЦФК нужен жидкокристаллический дисплей?
Ответ: У большинства цифровых фотоаппаратов, помимо (или вместо) традиционного видоискателя, имеется многофункциональный ЖК-дисплей (с диагональю от 1,5 до 3,5 дюймов), который позволяет не только визировать объект съемки, но просматривать и редактировать снимки на карте памяти, а также обеспечивает доступ к системному меню ЦФК, используя которое можно легко управлять многочисленными режимами работы фотоаппарата. В качестве визирующего устройства, используемого вместо традиционного оптического (или электронного) видоискателя, ЖК-дисплей лучше использовать в сложных условиях съемки, например, при съемке крупных планов (когда требуется высокая точность наведения рамки кадра). А уж счастливый владелец фотоаппарата с поворотным ЖК-дисплеем способен успешно снимать из самых невероятных положений, легко и непринужденно делать автопортреты. ЖК-дисплей потребляет много энергии от источника питания, поэтому в случаях, когда надо снимать, а батарея "на последнем издыхании", лучше его все-таки отключить и использовать оптический видоискатель. Вопрос: Какие типы карт памяти используются в ЦФК и чем они отличаются?
Ответ: В настоящее время наибольшее распространение получили карты флэш-памяти четырех основных типов:
  1. CompactFlash (сокращенно - CF) имеет самые большие размеры и применяется в основном в профессиональных DSLR и, отчасти, в полупрофессиональных камерах. Карты CF подразделяются на два типа - Type I и Type II, отличающихся толщиной (Type II вдвое толще). Достоинством данного типа карт являются их большая емкость при вполне приемлемой цене и высокая скорость записи данных. Кроме этого, карты типа CF единственные, обладающие, помимо собственно чипов памяти, еще и встроенным контроллером памяти (следовательно, они не имеют ограничений на увеличение предельной емкости);
  2. Secure Digital (SD) в настоящее время является наиболее популярным типом карт памяти (особенно в компактных и "сверхкомпактных" камерах). Они относительно недорогие, имеют небольшие размеры и работают достаточно быстро. Однако в последнее время развитие карт этого типа практически остановилось, "уткнувшись" в физический предел их емкости - 4 Гб. Преодолеть его (а заодно и существенно повысить скоростные параметры) призвано новое поколение карт типа SD - Secure Digital High-Capacity (SDHC), поддерживающих до 32 Гб памяти. Хотя карты SDHC внешне и похожи на стандартные SD, они могут использоваться только с SDHC-совместимыми устройствами (к таким относятся практически все последние модели цифровых фотокамер). Некоторые ЦФК, работающие с картами SD, поддерживают еще один формат карт - MultiMedia Card (ММС). Этот стандарт является предшественником SD, внешне карты обоих типов одинаковые, но ММС-карты чуть тоньше, меньше по объему, гораздо медленнее и, при этом, самую малость дешевле SD. Поэтому использовать в цифровых камерах MMC вместо SD не стоит - экономия получается "копеечная", а из-за низкой скорости ММС возможно снижение скорости серийной съемки, а также практически гарантированы "тормоза" при видеосъемке;
  3. Memory Stick/Memory Stick Pro (MS) используются только в устройствах фирмы Sony. По своим основным характеристикам карты MS уступают картам SD, хотя они вдвое больше и гораздо дороже последних. В компактных ЦФК Sony используется уменьшенный вариант карт MS - MS Duo/MS Duo Pro;
  4. xD-Picture (xD) разработан компаниями Olympus и Fujifilm и используется исключительно в их продукции. Носители xD отличаются высокой стоимостью (дороже карт SD) и низкой скоростью работы. Единственное их достоинство - малые размеры, вряд ли окупает имеющиеся недостатки.
Вопрос: Какие бывают форматы хранения фотографий?
Ответ: Самый распространенный формат изображений - JPEG. Этот формат позволяет получать фотоснимки минимального размера, правда, их качество при этом также заметно ухудшается. При обычной бытовой съемке, независимо от разрешения, некоторое ухудшение качества изображения не особо критично, но если снимок подлежит дальнейшей обработке, да еще и распечатан будет в большом формате, то лучше все же форматом JPEG не пользоваться. Многие полу- и профессиональных ЦФК могут сохранять фотоснимки в формате TIFF, способном сжимать изображение практически без потерь качества. Размер такого файла получается гораздо больше, чем в формате JPEG. Кроме того, специальный язык разметки файла позволяет сохранять всю возможную информацию о картинке (от размера изображения до количества используемых в нем цветов). Единственным форматом, который гарантирует полную идентичность сохраненного фотоснимка исходному изображению, является RAW - специальный формат, сохраняющий снимок в том виде, в каком он поступил из матрицы в процессор. Иногда файлы формата RAW, по аналогии с пленочной фотографией, называют "цифровыми негативами". Естественно, размер такого файла будет очень большим. Вопрос: В чем заключается преимущество внешней вспышки перед внутренней?
Ответ: Внешняя вспышка обычно гораздо мощнее (а, значит, и "дальнобойнее"), чем встроенная в ЦФК. Кроме того, обычно хорошая внешняя вспышка имеет поворотную головку, что позволяет, направив ее, например, в потолок, получить не очень резкое, почти естественное освещение. Немаловажно также и то, что внешняя вспышка находится дальше от оптической оси объектива, чем встроенная, что позволяет уменьшить (а в отдельных случаях - и полностью исключить) эффект "красных глаз". Наконец, внешняя вспышка не расходует энергию батареи цифрового фотоаппарата - ее питание осуществляется от собственного источника. Подробнее о вспышках смотрите в статье "Тенденции в цифровой фотографии. Часть 2 (Вспышки)". Вопрос: Какие бывают источники питания ЦФК?
Ответ: Все цифровые фотокамеры можно условно разделить (по типу используемых источников питания) на 2 большие группы. К первой можно отнести в основном компактные любительские камеры, в которых применяются неперезаряжаемые сухие элементы (пальчиковые батарейки) или аккумуляторы формата АА/R6 или ААА/R3 (реже). Наиболее очевидное достоинство таких фотокамер (порой излишне выпячиваемое) то, что пальчиковые батарейки для них можно купить где угодно. При этом, правда, часто забывается, что далеко не все пальчиковые батарейки (щелочные- про солевые вообще не может быть и речи), которые можно найти в "богом забытых местах", способны обеспечить даже включение современного ЦФК, не говоря уж о его нормальной работе. Ко второй группе относятся все остальные камеры, питающиеся от фирменных (нестандартных) аккумуляторов. Немаловажным достоинством последних является их большая емкость при сравнительно малых габаритах, а также удобство эксплуатации. Дело в том, что практически все такие аккумуляторы - литиевые (Li-Ion или Li-Pol), и их можно подзаряжать в любое время, не дожидаясь полной разрядки.

- Обсудить материал в конференции



Оригинал материала: https://3dnews.ru./270052