Оригинал материала: https://3dnews.ru./271303

Этимология мировых IT-брендов, часть II

Каждому из нас в жизни не раз приходилось придумывать различные названия для собственных затей. Пусть не названия компаний, но никнеймы для регистрации в различных конференциях или блогах; имена для ICQ и Skype; наконец, хоть какие-то наименования для регистрации адресов электронной почты. Использование самого простого идентификатора - собственной фамилии с инициалами, уместно далеко не всегда, и вот мы перебираем в голове различные варианты разной степени благозвучности, без всякой уверенности в том, что найденное в муках название до сих пор не занято более прыткими предшественниками. Полагаю, именно такие процессы каждый раз занимают учредителей при зарождении новой компании. С той лишь разницей, что важность и торжественность момента при этом гораздо больше - ведь в случае удачи предприятия (в которой на момент созидания компании никто не сомневается), ответственность перед клиентами и потомками неизмерима с выбором "ника" при открытии нового электронного ящика. К этому необходимо добавить ряд дополнительных "брендообразующих" вопросов, вроде традиционных – выбора логотипа-эмблемы, или современных, вроде проверки возможности занятия соответствующего доменного имени. Плюс к этому, в современных реалиях глобализма, весьма нелишним бывает проверить наконец-то выстраданное имечко компании на благозвучность в других языках – знаете ли, такие иногда матершинно-ругательные казусы встречаются (возможно, когда-нибудь мы поговорим и о них). Словом, голову поломать приходится изрядно. Вот тут-то и начинается самое интересное. Перебрав в уме различные сочетания фамилий компаньонов, обдумав и откинув как неуместные варианты "синтетических" названий (о них мы обязательно поговорим в отдельном материале), "отцы-основатели" новых фирм порой вспоминают о географии. Вот где кладезь имён компаний, ведь каждый местный ручеёк или холмик может иметь совершенно уникальное название! Примеров тому множество.
 Nokia … Год 1865. Предприниматель Кнут Фредерик Идестам (Knut Fredrik Idestam) открывает в окрестностях финского города Тампере завод по производству целлюлозной массы, благо, древесины в этих краях всегда было вдоволь. Протекающая неподалёку река Нокинавирта (Nokianvirta, в честь nokia - старинного финского названия соболя) исправно снабжает фабрику недорогим электричеством, так что неудивительно, что дела компании постоянно идут в году. Позже производство перебирается поближе к неподалёку расположенному городку с одноимённым названием Нокиа.  Nokia На рубеже XIX и XX столетий (1898) здесь же возникает компания по выпуску различных изделий из резины - Finnish Rubber Works, которая впервые и фактически сразу начинает использовать название города Nokia в качестве собственной торговой марки. Шло время, закончилась Первая Мировая война, оживало производство. Окончательно вставшая к тому времени на ноги компания Finnish Rubber Works поглотила фабрику Wood Mills, а в придачу к ней - ещё одно, основанное в 1912 году местное производство под названием Finnish Cable Works, выпускавшее кабели для телефонных и телеграфных линий.  Nokia Такова вкратце предыстория возникновения крупнейшего международного многопрофильного индустриального гиганта, который, начиная с 1967 года, носит название Nokia Corporation, имеет штаб-квартиру в городе Эспоо и выпускает самую разную продукцию – от бумаги до велосипедов, от автомобильных шин до резиновых лодок, от кабелей и компьютеров до телевизоров, электрических генераторов и радиодеталей. Впрочем, нашим читателям торговая марка Nokia известна более своими знаменитыми мобильными телефонами и коммуникационным оборудованием. Вот так современная корпорация с многомиллиардными оборотами получила своё название от небольшой финской речки. Впрочем, история знает ещё один, не менее интересный случай, когда одна из крупнейших компаний мира увековечила в своём бренде имя расположенного поблизости ручья.  Adobe Systems Речь о созданной в декабре 1982 года компании Adobe Systems. К тому времени её создатели, Джон Уорнок (John Warnock) и Чарльз Гешке (Charles Geschke), уже оставили свои рабочие места в Xerox PARC ради дальнейшей разработки и коммерациализации языка описания страниц PostScript. Нынче офис Adobe Systems находится в Сан-Хосе, но в первые годы существования компании он располагался в Маунтин Вью (Mountain View), и рядом с ним протекал знаменитый теперь на весь мир ручей - Adobe Creek. Первый успех к Adobe Systems пришёл после того, как в 1985 году Apple Computer лицензировала язык PostScript для линейки своих лазерных принтеров LaserWriter. А дальше… дальше началась компьютерная революция в издательском и дизайнерском деле, которую с тех пор бессменно возглавляет компания Adobe с наиболее обширным списком профильной продукции. Возможно, вы не используете профессиональные пакеты Adobe Illustrator и Adobe InDesign; возможно, у вас не хватает деньжат на лицензию Adobe Photoshop, After Effects или Adobe Premiere; возможно, вы верстаете не в Adobe Dreamweaver и ваяете не в Adobe ColdFusion; но в любом случае на вашем компьютере с большой долей вероятности установлена какая-нибудь версия из продуктов семейства Adobe Acrobat, а один из ваших браузеров так или иначе поддерживает технологию Adobe Flash. Иначе в Интернете жить попросту неинтересно. Пожалуй, самое время поставить на берегу Adobe памятник в честь ручья, давшего имя компании с мировой известностью. И водить туда туристов. Кстати, Adobe Creek, и, соответственно, Маунтин Вью, всё это так называемый San Francisco Bay Area – конгломерат Сан-Франциско, возникший вокруг залива Сан-Франциско. Да-да, это там где Окленд и Сан-Хосе; где Аламеда, Напа, Сан-Матео, Санта-Клара и Сонома; где Алькатрас и мост Golden Gate – итого, девять графств Северной Калифорнии, 101 город, 7000 квадратных миль, составляющих огромный единый мегаполис с более чем 7 млн. жителей. Как вам идея использовать Сан-Франциско в качестве названия компании? Разумеется, так вот, "в лоб", вряд ли получится, но если подумать… В далёком уже 1984 году Леонард Босэк (Leonard Bosack) и Сандра Лернер (Sandra Lerner), семейная пара выпускников Стэнфордского университета, впервые в мире довели до коммерческого успеха устройство, без которого нынче не работает ни одна мало-мальски разветвлённая сеть – маршрутизатор (router). В дверь уже стучалась новая эра человечества – Эра Интернета, немыслимая без устройств коммуникаций, и поэтому нет ничего нескромного в девизе этой компании - "The Worldwide Leader in Networking for the Internet", и нет ничего удивительного в том, что в 1990 году компания была продана уже за $170 млн.  Cisco Systems Впоследствии Босэк и Лернер развелись, но это уже совсем другая история. Мы же вернёмся к истории возникновения имени этой компании, штаб-квартира которой поныне располагается в Сан-Хосе, что в Кремниевой Долине (Silicon Valley), всё в том же San Francisco Bay Area, точнее, в его регионе South Bay. Так вот, речь – о компании Cisco Systems, Inc., название которой – cisco, является ни чем иным как сокращением от San Francisco. Интересно в связи с этим отметить, что первоначально одним из вариантов написания названия компании была версия именно в нижнем регистре – cisco, (в отличие от ещё одной компании CISCO, существующей по сей день), однако со временем первая буква названия всё же превратилась в заглавную – так всё же значительно удобнее. Про Cisco Systems можно рассказывать бесконечно - это мировой лидер в области сетевых технологий с капитализацией $17,5 млрд., фундаментально изменивший в течение двух десятилетий подход к компьютерным коммуникациям. Cisco – это Академия Cisco Networking с филиалами в 128 странах и профессиональными сертификациями CCIE, CCNA, CCDA, CCNP, CCDP, CCIP and CCSP. Cisco – это 57 тысяч сотрудников по всему миру, это IP-коммуникации, сетевая безопасность, беспроводные LAN, сети хранения (SAN), домашние сети, видеосистемы, сетевые услуги и множество других технологий, идей, товаров и услуг. Словом, название компании, равно как и её логотип, хорошо известны во всех уголках планеты. Кстати, дизайн логотипа Cisco многие ошибочно воспринимают как схематическое изображение цифрового сигнала. Старый логотип компании так и вовсе вызывает у большинства именно такие ассоциации.
 Cisco Old logo
 Cisco Old logo
Fujifilm (см. История японских брендов). Однако не только Фудзияма удостоилась чести быть увековеченной в названиях японских торговых марок. Так, одна из известнейших сегодня в мире компаний, выпускающих мониторы и дисплеи, была зарегистрирована в 1973 году в японской префектуре Nagano, а имя взяла в честь назвиния города. Итак, компания iiyama (Kabushiki-gaisha iiyama)
 Iiyama
 Iiyama City
С тех пор много времени утекло. Компания iiyama стала признанным авторитетом по производству профессиональных и полупрофессиональных мониторов с диагональю до 40 дюймов, а сотрудники компании работают по всему миру, включая Россию. Самый же распространённый способ "использования географии" – создание аббревиатур с указанием национальной или региональной принадлежности компании. Именно по этому принципу возникло название известнейшей британской телерадиокомпании The British Broadcasting Corporation, более известной как BBC.
 BBC
American Telephone & Telegraph, просуществовавшей под этой маркой с 1885 по 2005 год и затем переименованной в краткое AT&T.
 AT&T
BASF AG, что расшифровывается как Badische Anilin und Soda Fabrik.
 BASF
COLT, точнее, COLT Telecom Group plc, название которой расшифровывается достаточно мирно - City Of London Telecommunications.
 COLT
Подводя итог нашим сегодняшним географическим исследованиям хочется сказать, что на самом деле не так то просто выбрать красивое, звучащее и в то же время ещё "не занятое" название для новой IT-компании. Сунешься, к примеру, назвать своё детище в честь долины Sonoma, где выращивают виноград для знаменитых на весь мир калифорнийских вин – ан нет, занято уже, если не в IT-отрасли, так в обязательно в какой-нибудь другой. Впрочем, к счастью российских покорителей бизнес-вершин, на их век незанятых названий ещё предостаточно, в том числе, географических. А если покажется мало – можно взяться за пантеон славянских языческих богов… Лишь бы было желание.
На сегодня всё. Пишите, предлагайте, каким компаниям в следующий раз будем "мыть косточки". До встречи!
Ссылки по теме:
- Обсудить материал в конференции




Оригинал материала: https://3dnews.ru./271303