Оригинал материала: https://3dnews.ru./609261

Недорого и быстро. Обзор Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic

Технические характеристики. Комплектация. Внешний вид

Во время тестирования Hi-End видеокарт от разных производителей мы в большинстве случаев не задумываемся о том, позволяют ли такие ускорители играть в современные игры на максимальных настройках. Действительно, если отдаёшь 10-15 тысяч рублей, ответ на этот вопрос звучит однозначно — да. Во время тестирования таких решений остаётся только сравнить героя обзора с конкурентами и выяснить, кто же лучше справляется со своей задачей. А вот в случае с недорогими (читай — массовыми) решениями, стоимостью до 200 долларов, всё не так просто. Помимо сравнения соотношения цена/производительность возникает вопрос о способности таких решений тянуть современные игры на максимальной детализации, пусть даже без сглаживания и анизотропной фильтрации. Ну что же, сегодня у нас есть отличный повод ещё раз разведать обстановку на рынке недорогих видеокарт, поскольку в нашей тестовой лаборатории оказался ускоритель Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic, основанный на базе недавно анонсированного GPU GF116.

Так как Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic — первый представитель GTX 550 Ti, попавший к нам на полномасштабное тестирование, вначале не лишним будет сказать пару слов об особенностях позиционирования на рынке GeForce GTX 550 Ti и архитектуре GF116.

В лагере NVIDIA на данный момент происходит кропотливая работа над ошибками и затрагивает она всю линейку ускорителей компании, построенных на базе GPU Fermi. Первой ласточкой был всем известный GeForce GTX 480, который получил преемника в лице более производительного и экономичного GeForce GTX 580. Чуть позже увидел свет GeForce GTX 570, ну а не так давно появились ускорители GeForce GTX 560 Ti, созданные для конкуренции с Radeon HD 6870. Все эти новинки построены на базе обновлённых графических процессоров Fermi первого поколения и отличаются от оных лучшими потребительскими характеристиками и, разумеется, более высокой производительностью. Следующим, совершенно логичным шагом стало обновление, даже лучше сказать — расширение, линейки недорогих ускорителей стоимостью до $200. И этот шаг был сделан. На смену обладающиму весьма неплохими потребительскими характеристиками ускорителю GeForce GTS 450 пришла новая модель − GeForce GTX 550 Ti. Кодовое имя графического процессора, на котором построен ускоритель GTX 550 Ti, — GF116. При производстве этого GPU инженеры NVIDIA провели все те улучшения, что были сделаны для старших графических процессоров семейства, благодаря чему значительно улучшились показатели энергоэффективности, а также появилась возможность увеличить рабочие частоты.

Сама NVIDIA делит ускорители GTX 5xx на несколько игровых сегментов. Ускоритель GeForce GTX 550 Ti, по мнению производителя, подойдёт обладателям не самых больших мониторов, поддерживающих разрешение 1680x1050. Более того, поскольку прирост производительности относительно GTS 450 составляет примерно 28% (опять-таки по данным NVIDIA), владельцы этих ускорителей смогут побаловать себя включением полноэкранного сглаживания. Весьма интересно, получится ли на практике комфортно поиграть в этом режиме. Впрочем, это нам ещё предстоит проверить, а сейчас поговорим о том, на что были потрачены миллионы транзисторов.

Итак, в составе GF116 находится один кластер GPC (Graphics Processing Cluster), содержащий четыре мультипроцессора (SM). Конфигурация SM-блоков идентична оной у GF106, так что общее количество потоковых процессоров осталось прежним — 192 (по 48 процессоров на каждый SM-блок). Организация кеш-памяти также не претерпела изменений, суммарный объём кеш-памяти, используемой для загрузки и сохранения данных, составляет 384 Кбайт.

В чипе GF116 есть три группы блоков растеризации, каждый из которых состоит из восьми модулей, в сумме это даёт 24 блока ROP. Каждая такая группа обслуживается своим 64-х битным контроллером памяти, благодаря чему шина памяти стала шире — 192 бита против 128 у GTS 450.

Кроме того, чип GF116 допускает установку микросхем памяти смешанной плотности, благодаря чему появилась возможность набрать ровно 1 Гбайт GDDR5 при 192-битной шине памяти. На ускорителях GeForce GTX 550 Ti установлены четыре микросхемы плотностью 32Mx32 и пара микросхем плотностью 64Mx32. На наш взгляд, установка памяти смешанной плотности в случае с не самыми мощными ускорителями вполне разумна. С одной стороны, мы вряд ли столкнёмся со снижением производительности, вызванной такой конфигурацией системы памяти, а с другой − без особых затрат сможем набрать приличный объём видеопамяти, который действительно нужен в современных играх.

Наконец, нельзя не отметить существенный рост тактовых частот GTX 550 Ti относительно GeForce GTS 450. Для эталонных образцов GTX 550 Ti производитель установил частотную формулу 900/1800/4104 МГц (графическое ядро, шейдерный домен и видеопамять соответственно), в то же время у референс-образцов GTS 450 рабочие частоты зафиксированы на уровне 783/1566/3608 МГц. Несложно догадаться, что такое увеличение тактовых частот вкупе с более широкой шиной памяти позволят новинке существенно оторваться от GTS 450, особенно в тех случаях, когда производительность упирается в ПСП памяти.

Чтобы как-то подытожить всё вышесказанное, мы составили сравнительную таблицу с техническими характеристиками ускорителей GeForce GTS 450 и GTX 550 Ti, а также данными о герое нашего обзора — ускорителе Palit Sonic GeForce GTX 550 Ti.

Технические характеристики
NVIDIA GeForce GTS 450 1 Гб NVIDIA GeForce GTX 550 Ti Palit Sonic GeForce GTX 550 Ti AMD Radeon HD 5770 1 Гб AMD Radeon HD 6790 1 Гбайт
Кодовое имя ядра GF106 GF116 GF116 Juniper XT Barts LE
Техпроцесс,нм 40 40 40 40 40
Максимальное энергопотребление, Вт 106 116 116 108 150
Частота ядра GPU, МГц 783 900 1000 850 840
Кол-во блоков ROP, шт 16 24 24 16 16
Кол-во TMU, шт 32 32 32 40 40
Кол-во блоков CUDA/ универсальных процессоров 192 192 192 800 800
Частота шейдерного домена, МГц 1566 1800 2000 850 840
Тип видеопамяти GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5
Разрядность шины памяти, бит 128 192 192 128 256
Эффективная частота видеопамяти, МГц 3600 4104 4400 4800 4200
ПСП видеопамяти, Гб/с 57,7 98,5 105,6 76,8 134,4
Примерная розничная стоимость по данным Market 3DNews, руб. ~3 500 ~4 500 ~4 600 ~4 400 $149 (~4200)

На данный момент цена эталонной версии ускорителя GeForce GTX 550 Ti находится на уровне 4 500 рублей, что заметно ниже рекомендованной NVIDIA розничной стоимости, которая составляет 5 999 рублей. То есть, несмотря на новизну и рекомендации разработчика GPU, в магазинах новинку можно купить по цене, сопоставимой со стоимостью основного конкурента в лице Radeon HD 5770, примерная стоимость которого составляет 4 400 рублей. Судя по всему, конкуренция между старожилом от AMD и новичком от NVIDIA ожидается достаточно ожесточённая, ведь совсем недавно компания AMD выпустила замену для HD 5770 — Radeon HD 6790, который, если всё пойдёт по плану, должен стоить те самые 4,5 тысячи рублей.

Пришедший к нам на тестирование ускоритель Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic заметно отличается от эталонного образца GeForce GTX 550 Ti. Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic имеет дизайн печатной платы собственной разработки, оригинальную систему охлаждения и работает на повышенных относительно номинала значениях тактовых частот. Несмотря на это Palit GTX 550 Ti Sonic стоит лишь чуть-чуть дороже эталона — около 4600 рублей. В том случае, если заводской разгон позволит этому ускорителю сравняться по производительности с Radeon HD 6790 или немного опередить его, продукт Palit станет неплохим кандидатом на покупку.

Что же, пора переходить к практическим испытаниям, начнём с внешнего осмотра.

Ускоритель Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic поставляется в коробке из плотного картона, строгое оформление которой прибавляет продукту солидности. На лицевой и обратной стороне упаковки имеется подробная информация о возможностях продукта, единственное, чего не хватает, так это данных о тактовых частотах, на которых работает ускоритель.

Комплект ускорителя Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic не богат, однако содержит всё необходимое для его корректной установки и подготовки к работе, а именно:

  • Диск с драйверами и ПО;
  • Инструкцию по установке;
  • Переходник питания с пары Molex разъёмов на PCI-Ex.

Плата выполнена на PCB красного цвета. Система охлаждения отличается от эталонной версии СО, внешне кулер Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic напоминает один из элементов автомобильного двигателя, выглядит неплохо.

На панели выводов, рядом с вентиляционной решёткой, располагаются три видеовыхода — HDMI, DVI и D-sub. Этого вполне достаточно для того, чтобы подключить практически любое устройство вывода изображения без использования переходника.

Демонтаж системы охлаждения прошёл без проблем. Чтобы снять кулер, нужно открутить всего 4 «подпружиненных» винта. По своей конструкции радиатор системы охлаждения сильно напоминает коробочный кулер для процессоров Intel, а если приглядеться к форме оребрения, то радиатор вполне можно назвать «солнечным». Выполнен он из алюминия и контактирует лишь с графическим ядром через слой термопасты, память же охлаждается потоками воздуха, которые рассеивают рёбра радиатора.

На плату Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic установлена память производства компании Hynix. Маркировка чипов H5GQ2H24MFR, их номинальная частота составляет 5 ГГц (QDR), по умолчанию память функционирует на частоте 4400 МГц.

Пора переходить к практической части нашего материала. Впереди нас ждёт исследование энергопотребления, тепловыделения и, конечно же, производительности ускорителей.

Разгон. Тестирование. Выводы

Перед тем как вашему вниманию будут представлены результаты, ознакомьтесь со списком тестовых пакетов, а также с конфигурацией тестового стенда.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7 870 @ 4.0 ГГц (200x19)
Система охлаждения GlacialTech F101 + 2x 120-мм кулера
Материнская плата ASUS Maximus III Extreme
Оперативная память DDR3 Super Talent 2x2 Гбайт @ 1890 МГц @ 9-9-9
Блок питания IKONIK Vulcan 1200 Вт
Жёсткий диск Samsung SpinPoint 750 Гбайт
Корпус Cooler Master Test Bench 1.0
Операционная система Windows 7 Ultimate x64
Версия драйверов для карт AMD Catalyst 10.10 для Radeon HD 6850
Catalyst 11.4 для Radeon HD 5770
Версия драйверов для карт NVIDIA Программное обеспечение NVIDIA 267.59

Тестирование проводилось в следующих приложениях:

3DMark Vantage Пресеты Performance, High, Extreme
3DMark 11 Пресеты Performance, Extreme
Battleforge DX 10 Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Colin McRae DiRT 2 DX 11 Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Crysis v 1.2 x64 DX 10 Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Just Cause 2 DX 10 Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Alien versus Predator DX 11 Benchmark Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
FarCry 2 DirectX 10 benchmark Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Mafia II Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF, технология NVIDIA PhysX выключена
Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no 4xAA/16xAF, технология NVIDIA PhysX выключена
Metro 2033 DX11 Benchmark Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF, технология NVIDIA PhysX выключена, DOF и тесселяция включена
Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no 4xAA/16xAF, технология NVIDIA PhysX выключена, DOF и тесселяция включена
Unigine Heaven 2.0 Максимальная детализация, тесселяция в режиме Extreme, 1920x1200/1680x1050 no AA/AF
Максимальная детализация, тесселяция в режиме Extreme, 1920x1200/1680x1050 4xAA/16xAF
Lost Planet 2 Benchmark DX11, Максимальная детализация, тесселяция включена, 1920x1200/1680x1050 no AA/AF DX11,Максимальная детализация, тесселяция включена, 1920x1200/1680x1050 4xAA/16xAF
HAWX 2 Benchmark DX11, Максимальная детализация, тесселяция включена, 1920x1200/1680x1050 no AA/AF DX11, Максимальная детализация, тесселяция включена, 1920x1200/1680x1050 4xAA/16xAF

В тестировании принимали участие следующие видеокарты:

  • GeForce GTS 450 (783/1566/3800)
  • Radeon HD 5770 (850/4800)
  • Radeon HD 6790 (840/4200)
  • Radeon HD 6850 (775/4000)
  • NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (900/1800/4104)
  • Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic (1000/2000/4400)

#Разгон

На данный момент утилита MSI Afterburner не поддерживает программного вольтмода GPU GF116, так что существенно поднять тактовую частоту ядра вряд ли удастся. В нашем случае графический процессор вовсе отказался разгоняться, любое повышение частоты ядра приводило к зависаниям во время тестирования в тяжёлых режимах. Частоту видеопамяти удалось увеличить до 4800 МГц, однако прирост от разгона оказался незначительным, поэтому мы решили не приводить тестирование после разгона видеопамяти.

#Тестирование

В нашем распоряжении оказался тестовый образец ускорителя AMD Radeon HD 6790, выполненный на базе Radeon HD 6870. Учитывая тот факт, что партнёры AMD представят публике свои собственные разработки на базе Radeon HD 6790, данные, полученные в ходе измерений температуры и энергопотребления, нужно рассматривать лишь как ориентир.

Отметим также, что для замера температуры GPU и энергопотребления GeForce GTX 550 Ti мы использовали не стандартную версию GTX 550 Ti, а работающую на референсных частотах плату Gainward GeForce GTX 550 Ti GS. Система охлаждения этого ускорителя почти не отличается от кулера, установленного на Palit GTX 550 Ti Sonic.

Измерения температуры показывают, что дополнительный разгон незначительно повлиял на температуру графического ядра Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic, разница с неразогнанным ускорителем составляет всего 1 градус Цельсия. Похвально, что установленная система охлаждения без труда справляется с поставленной задачей. Что же касается уровня шума, то, в отличие от системы охлаждения ускорителя Palit GeForce GTX 560 Ti, кулер установленный на видеокарту Palit GTX 550 Ti Sonic, не выделяется из общего шума систем охлаждения нашего тестового стенда.

Что касается энергопотребления, то здесь Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic не продемонстрировал ничего необычного. как и все продукты NVIDIA, этот ускоритель проявил больший аппетит, чем одноклассники из лагеря AMD, однако персональной вины Palit здесь нет, скорее инженерам NVIDIA надо работать над экономичностью своих чипов.

В нашем предыдущем обзоре мы выяснили, что ускоритель AMD Radeon HD 6790, вышедший не так давно, в большинстве случаев показывает лучшие результаты, чем эталонная версия GeForce GTX 550 Ti. Посмотрим, поможет ли заводской разгон Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic исправить ситуацию.

В синтетическом тесте 3DMark Vantage польза от разгона GeForce GTX 550 Ti определённо есть, об этом красноречиво свидетельствуют результаты, полученные на ускорителе Palit GTX 550 Ti Sonic. В то время как эталонная версия GTX 550 Ti проигрывает Radeon HD 6790 во всех без исключения режимах, Palit GTX 550 Ti Sonic в режиме High и Extreme уже слегка вырывается вперёд.

Жаль, но в 3DMark 11 разгон не принёс детищу Palit победу над основным конкурентом — Radeon HD 6790. Единственное, где продукт Palit проявил себя, так это экстремальный режим, в котором ему удалось слегка обойти Radeon HD 5770.

В лёгких режимах Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic по-прежнему заметно отстаёт не только от Radeon HD 6790, но и от старичка Radeon HD 5770, а вот при включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации детище Palit чувствует себя более уверенно, обгоняя ускоритель Radeon HD 5770 и вплотную подбираясь по показателям производительности к Radeon HD 6790.

В игре DiRT 2 рост тактовой частоты GPU и видеопамяти ускорителя Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic относительно эталонного образца GTX 550 Ti приносит неплохие плоды. Во всех режимах средняя частота смены кадров у Palit GTX 550 Ti Sonic немного выше оной у Radeon HD 6790.

А вот в Crysis разгон никак не помог Palit GTX 550 Ti Sonic подняться в общем зачёте. Максимум, на который способен GTX 550 Ti Sonic, — уровень производительности Radeon HD 5770, и то не везде.

В игре Far Cry 2, где преимущество решений NVIDIA почти всегда сохраняется, Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic ещё больше укрепил позиции «зелёных» благодаря заводскому разгону. В разрешении 1680x1050 рост частот относительно эталона и вовсе позволил продукту Palit сравняться по производительности с Radeon HD 6850.

А вот в Just Cause 2 попытки продуктов NVIDIA взять реванш у «красных» пока что тщетны. Несмотря на более высокие тактовые частоты, Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic всё ещё сильно отстаёт от Radeon HD 5770.

В общем и целом тестовый пакет AVP DX11 Benchmark отдаёт предпочтение продуктам на базе GPU AMD, однако отставание GeForce GTX 550 Ti в исполнении Palit не так велико, как у эталонной версии GTX 550 Ti. Ускоритель Palit находится практически на одном уровне с Radeon HD 5770.

Несмотря на разгон, продукт Palit не сможет обеспечить комфортную частоту смены кадров в игре Metro 2033 на максимальных деталях, даже если выключить полноэкранное сглаживание и анизотропную фильтрацию. Впрочем, как видно по результатам, это не под силу ни одному ускорителю изучаемой ценовой категории. При этом, с формальной точки зрения, разгон принёс свои плоды, немного подняв показатель среднего FPS. В разрешении 1920x1200 ускоритель Palit GTX 550 Ti Sonic даже немного обошёл Radeon HD 6790.

В игре Lost Planet 2, благодаря разгону, позиции ускорителя Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic в сравнении с конкурентами из красного лагеря выглядят весьма неплохо. В разрешении 1920x1200 с включённым сглаживанием и фильтрацией GTX 550 от Palit немного опередил даже Radeon HD 6850, разумеется, оставив позади Radeon HD 6790 и Radeon HD 5770. Аналогичная ситуация наблюдается также и в разрешении 1680x1050.

Эталонный образец GeForce GTX 550 Ti в Unigine Heaven 2 показывает примерно равные с Radeon HD 6790 результаты, всё, чего не хватало этому продукту, так это разгона. Инженеры Palit разогнали свою версию GeForce GTX 550 Ti, что позволило ускорителю Palit GTX 550 Ti Sonic немного обойти Radeon HD 6790 во всех режимах и при этом вплотную приблизиться по показателям к Radeon HD 6850.

Общее преимущество продуктов NVIDIA в игре HAWX 2 стало прочнее, благодаря разгону GeForce GTX 550 Ti Sonic. Этот ускоритель показывает лучшие результаты в HAWX 2 среди участников нашего забега.

Наконец, Mafia II. Здесь повышенные тактовые частоты Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic пришлись как нельзя кстати, позволив продукту Palit немного обойти Radeon HD 6790.

#Выводы

Шаткое положение эталонных версий GeForce GTX 550 Ti среди конкурентов из лагеря AMD приходится укреплять партнёрам NVIDIA. Так, инженеры компании Palit добились стабильной работы своей версии GeForce GTX 550 Ti на более высоких частотах, что позволило ускорителю Palit GeForce GTX 550 Ti Sonic если не стать чемпионом среди недорогих решений, то как минимум более уверенно конкурировать с Radeon HD 5770 и Radeon HD 6790 в большинстве игр.

Если вы решили отдать предпочтение GeForce GTX 550 Ti, то ускоритель Palit станет достойным выбором, особенно учитывая тот факт, что в большинстве приложений (исключая, разве что, тяжёлые игры вроде Metro 2033) этот продукт способен показать приемлемую производительность как в разрешении 1680x1050, так и в разрешении 1920x1200, правда к вопросу активации полноэкранного сглаживания нужно подходить осторожно.



Оригинал материала: https://3dnews.ru./609261