Оригинал материала: https://3dnews.ru./617212

Старшая сестра — Olympus PEN E-PL3

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

Вид общий

Первый взгляд на характеристики и снимки свежепрезентованной облегчённой версии Olympus PEN E-P3, модели E-PL3, поверг в шок, ведь в ней нет встроенной вспышки. А ведь именно в первой лайт-версии, E-PL1, появилась вспышка, тогда как у старшей модели её не было. Поначалу даже закрались мысли: а не слишком ли это жёсткая сегментация линейки? Впрочем, необходимость в сегментации есть, ведь младшенькая представительница второй волны «пенов» стоит ощутимо дешевле E-P2, а по функционалу не шибко-то отличается, и разве что внешность E-PL2 подкачала — на вид это дешёвая громоздкая «мыльница». Olympus PEN E-PL3 совсем другой — у него стильный металлический корпус, поворотный экран, значительно меньшие, чем у предшественницы, габариты и масса, а вспышка… а вспышка тоже есть, только внешняя, но зато во всех комплектациях, причём её ведущее число равно 10, тогда как у встроенной в E-PL2 было 7 (тут справедливости ради стоит отметить, что у старшей модели, E-P3, ведущее число встроенной вспышки также 10).

Вспышка в транспортировочном положении

Вспышка в рабочем положении

Кроме перечисленного, новинка отличается от предшественницы возможностью записи Full HD-видео, причём не только в Motion JPEG, но и в AVCHD, теперь доступна функция съёмки 3D, а также вдвое увеличен максимальный уровень чувствительности, вдобавок камера основана на новом процессоре TruePic VI, как и старшая модель. В общем, новшеств масса, осталось лишь выяснить, какова же камера в работе.

#Технические характеристики, заявленные производителем

Технические характеристики Olympus PEN E-PL3
Сенсор изображения 4/3″
Высокоскоростной сенсор Live MOS 13,1 Мп
Эффективное количество точек, Мп 12,3
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.2, DCF), RAW
Видео: AVCHD / AVI Motion JPEG
Размер кадра в пикселях Фотокадр: 4032x3024, 2560x1920, 1024x768
Видео:
Full HD 1920x1080 (16:9) 60i, 17 Mbps (AVCHD)
Full HD 1920x1080 (16:9) 60i, 13 Mbps
HD 1280x720 (16:9) 60p, 17 Mbps
HD 1280x720 (16:9) 60p, 13 Mbps
HD 1280x720 (16:9) / 30 кадров/с (AVI Motion JPEG)SD 640x480 / 30 кадров/с (AVI Motion JPEG)
DPOF Поддержка DPOF
Чувствительность ISO 200-12800 (настраивается, по умолчанию ISO 200-1600)
Выдержка, с 1/4000-60 с
Экспозамер ESP, точечный, центрально-взвешенный, светлая зона, тень
Экспокоррекция +/-3 EV с шагом 1/3, 1/2, 1 EV
Режимы сюжетных программ Портрет, е-портрет, пейзаж, пейзаж и портрет, макро, спорт, ночная съемка, ночная съемка с портретом, дети, высокий ключ, низкий ключ, цифровая стабилизация изображения, макро природа, свеча, закат, документы, панорама, фейерверк, пляж и снег, конвертер «рыбий глаз», макроконвертер, 3D
Баланс белого Авто, лампа накаливания, флуоресцентный 1, дневной свет, вспышка, облачность, тень, установка белого, выбор цветовой температуры
Встроенная вспышка Нет (сменная вспышка в комплекте)
Режимы вспышки Авто, ручной, ручной (полный, 1/4, 1/16, 1/64), подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация со снижением эффекта «красных глаз», медленная синхронизация, медленная синхронизация по 2-й шторке, заполняющая, отмена вспышки
Ведущее число вспышки (чувствительность ISO100) 10
Контроль внешней вспышки Синхронизация: 1/180 с / 1/4000 с (Super FP) Тип: TTL AUTO, AUTO, ручной, FP TTL AUTO, FP ручной
Режимы: авто, подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация со снижением эффекта «красных глаз», медленная синхронизация, медленная синхронизация по 2-й шторке, принудительная, ручной
чувствительность: +/- 3 EV (1, 1/2, 1/3 EV ступени )
Встроенная вспышка и беспроводное управление вспышками из камеры Количество каналов: 4
Совместимая внешняя вспышка: FL-50R, FL-36R, FL-300R
Контрольный метод: запуск и управление с помощью встроенной вспышки
Режимы: Авто, FP Ручной, FP TTL Авто, Ручной, TTL Авто, TTL Авто (TTL режим с предвспышкой)
Групповые настройки: 3
Автоспуск С задержкой 2/10 с
Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC
ЖК-дисплей 3,0″ цветной ЖК-дисплей, 460х800 точек
Интерфейс HDMI, USB, аудио/видеовыход
Питание Литий-ионный аккумулятор BLS-1, 7,8 Вт*ч
Габариты (Ш х В х Д), мм 109,5x63,7x37,3 (без выступающих частей)
Масса (без учёта аксессуаров), г 265

#Комплект поставки и опции

Комплектация у камеры сравнительно богатая:

  • Объектив M.ZUIKO DIGITAL 14-42mm 1:3,5-5,6 II R,
  • Вспышка FL-LM1,
  • Аккумулятор BLS-1,
  • Зарядное устройство BCS-1,
  • Крышка корпуса Микро 4/3 (ВС-2),
  • Наплечный ремень,
  • CB-AVC3 аудио/видеокабель,
  • CB-USB6 USB-кабель,
  • [ib] ПО для управления снимками,
  • Olympus Viewer 2 — диск с ПО,
  • Инструкция,
  • Гарантийный талон.

#Внешний вид и удобство использования

Вид общий. Объектив в транспортировочном положении

Вид общий. Объектив в телеположении

Вид общий. Объектив в широкоугольном положении

Как уже упоминалось, камера теперь меньше, легче, корпус стал металлическим, а экран поворотным. Камера не выглядит близнецом старшей модели, которая сверкает серебристым кантом, но всё же, как и старшая, выдержана в стиле ретро, поэтому смотрится куда лучше предшественницы, похожей на древнюю «мыльницу». Камера поставляется в четырех вариантах окраски: серебристом, красном, белом и чёрном. На тестирование была предоставлена чёрная модификация, на которой, как ни странно, не особо-то заметны отпечатки, а те, что остаются, легко и быстро вытираются.

Поцарапать корпус — непростая задача, разве что только защиту экрана, которую и поцарапать просто, и отпечатки на антибликовом покрытии уж слишком заметны. К качеству сборки ни единого замечания — тут всё безупречно и при попытках скручивания и сдавливания камера не прогибается и не издаёт никаких звуков.

Вид спереди

Спереди находятся объектив и светодиод индикации таймера автоматического спуска затвора, также служащий для подсветки автофокуса, которой в E-PL2 не было, что, несмотря на наличие встроенной вспышки, существенно ограничивало возможность съёмки в темноте или при крайне низкой освещённости.

Вид сзади

Тыльная сторона существенно изменилась, ведь и габариты значительно уменьшились, а поворотный экран занимает гораздо большую площадь, чем обычный. В общем, места справа от экрана осталось совсем немного, поэтому привычное расположение «пеновских» кнопок тут было в принципе невозможно. Клавиши управления рассредоточились по всей тыльной поверхности — кнопки перехода в режим просмотра и удаления перебрались на место клавиши замка вспышки, программируемая клавиша и кнопка увеличения зоны фокусировки (она же увеличения снимка при просмотре) теперь находятся над экраном, правее аксессуарного порта, видеоклавиша осталась практически на прежнем месте.

На месте системного динамика появилась небольшая резиновая накладка, которая существенно облегчает работу с камерой. На привычном месте осталась лишь круглая четырехпозиционная клавиша с кнопкой ввода по центру и вращающимся ободком, а также клавиши смены режима отображения информации на дисплее и клавиша входа в основное меню. В общем, пользователям камер Olympus PEN со стажем придётся привыкать к новой организации, хотя в целом с эргономикой тут полный порядок даже при работе с камерой одной рукой, за исключением клавиш удаления и просмотра.

Вид сверху

Сверху находится пара микрофонов, тогда как в предшественнице только один, системный динамик, «горячий башмак», круглый селектор режимов съёмки, клавиша спуска затвора и кнопка питания.

Вид снизу

Нижняя часть ничем не отличается — тут находится отсек установки аккумулятора и карты памяти, а также разъём установки на штатив.

Как и у предшественницы, левая боковая поверхность пустует, а справа, под резиновой заглушкой, находятся разъёмы подключения HDMI- и дата/AV-кабеля.

Дисплей и интерфейс. Съёмка и впечатления от работы

#Дисплей и интерфейс

Дисплей точно такой же, как и у предшествующей камеры, — 3 дюйма по диагонали и разрешение 460 тыс. точек. Конечно, это не OLED-матрица, как у старшей E-P3, но всё же углы обзора огромны, цветопередача великолепна и на солнце, традиционно для камер Olympus, изображение и информация читается без проблем. В общем, из замечаний только тонкая защита дисплея, которая запросто прогибается вплоть до соприкосновения с матрицей. Новшество — поворотная конструкция, вот только углы раскрытия существенно ограничены, да и углы обзора матрицы столь велики, что необходимость в повороте дисплея возникает крайне редко.

Интерфейс в новинке изменён, но такой он не только у тестируемой камеры, а и у всей линейки PEN третьего поколения, включая малышку E-PM1. Быстрое меню почти такое же, как у предшественницы, а вот основное существенно переработано. Оно не выглядит самобытным и особенным — в нём есть что-то от компактов Sony, а что-то от зеркалок Nikon. Нельзя сказать, что решения скопированы, просто они похожи. Привыкнув к старому основному меню, которое было использовано и в первом и во втором поколении Pen, а также в зеркалках Olympus, переучиться пользоваться новым довольно сложно. Однако меню интуитивно понятно и новичку: даже инструкция не понадобиться, ведь при переходе к любому из пунктов возможен вывод подсказки (это, кстати, отключаемая функция). Для ознакомления с меню камеры ниже приведено несколько примеров снимков экрана.

Главное окно

Выбор режима работы функции приоритета на лицах

Выбор режима стабилизации

Выбор режима протяжки

Выбор формата сохранения и размера снимка

Выбор разрешения и формата сохранения видео

Выбор режима работы вспышки

Выбор режима работы экспозамера

Выбор режима работы фокуса

Полноэкранный просмотр

Просмотр базовых данных файла

Просмотр базовых метаданных и гистограмм

Просмотр максимально увеличенного фрагмента

Матрица миниатюр 5х5

Календарь съёмок

Меню съёмки

Настройка брекетинга

Меню аксессуаров

Меню системных настроек

Пользовательское меню

#Особенности камеры

Как и второй облегчённый «пен», камера оборудована портом подключения дополнительных аксессуаров, а среди них есть и весьма интересные гаджеты, например PENPAL PP-1, который позволяет пересылать отснятый материал на смартфон по каналу Bluetooth. Решение весьма интересное и нужное, ведь иногда возникает необходимость выслать снимки в «полевых» условиях, когда ноутбука нет под рукой, а перетянуть снимки на смартфон невозможно. Конечно, есть и гораздо более дешёвый способ — достаточно иметь в хозяйстве карту памяти microSD, которую при необходимости можно переставить в телефон, но всё же PENPAL PP-1 куда более удобен. Плохо лишь то, что вспышка у новинки съёмная и устанавливается в тот же аксессуарный порт, поэтому при необходимости данные аксессуары приходится менять местами.

Настоящим прорывом в функциях семейства облегчённых камер можно считать режим видео, в котором, кроме разрешения Full HD (первое и второе поколение довольствовались лишь разрешением 1280х720 точек, что по современным меркам весьма скромно), появилась ещё и поддержка формата AVCHD. Также нельзя не отметить режим художественной съёмки ART, который включает 6 настроек (поп-арт, мягкий фокус, зернистость, пинхол, диорама и расширенная тональность). Кроме того, в камере появилась поддержка съёмки 3D-фото, но, как и в недавно рассмотренных компактах серий Traveller, автоматическая съёмка 3D-фото невозможна — приходится делать отдельный снимок, после чего — совмещать контуры первого кадра и изображения на экране и лишь потом снимать вручную второй кадр. В общем, это одна из самых сложных и неудобных реализаций данной функции. Например, в камерах Panasonic достаточно один раз нажать клавишу спуска и провести немного камеру, а в фотоаппаратах Sony — и вовсе лишь единожды нажать на спуск.

Пример 3D-фото (картинка — ссылка на файл)

#Съёмка и впечатления от работы

Включение — и сразу разочарование: на подготовку к работе требуется 3,78 секунды, что является худшим результатом среди всех системных камер, которым зачастую требуется менее секунды для подготовки к съёмке. Возможно, это особенность тестового образца, ведь даже предшественница уложилась в 1,73 секунды, что, правда, тоже является далеко не лучшим результатом.

Скорость серийной съемки замерялась в трех режимах: съемка в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из доступных карт памяти (SDHC Class 10), фокусировка переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. На диаграмме, приведенной ниже, всплески обозначают срабатывание затвора. Как видно на приведённых иллюстрациях, на максимальной скорости 5 кадров в секунду камера способна работать лишь полторы секунды при съёмке в RAW или JPEG (с максимальным разрешением и минимальным сжатием) и всего секунду при съёмке в RAW+JPEG.

Серийная съёмка в формате JPEG с наименьшим сжатием

Серийная съёмка в формате RAW

Серийная съёмка в формате RAW+JPEG с наименьшим сжатием

Замер скорости автофокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по вручную заданной центральной зоне. Замер осуществлялся при ШУ- и телеположении объектива с расстояния 30 и 100 см соответственно. Результат — 0,22 и 0,26 секунды, а это уже существенно лучше всех системных камер, и тут конкуренцию может составить только старшая модель E-P3, что, впрочем, вполне естественно, учитывая одинаковые комплектующие.

Фокусировка работает в покадровом, постоянном, ручном режиме, покадровом с ручной подстройкой, а также в следящем режиме, кроме того, предусмотрен и режим определения лиц, в общем, стандартный набор, но у всех режимов есть свои особенности. Предшественница нередко ошибалась в режиме определения лиц, хотя при первой попытке показалось, что камера способна подхватывать лица как анфас, так и в профиль, но на самом деле E-PL2 за лица часто принимала любые овальные или круглые предметы — это могли быть монеты, воздушные шарики и вовсе из ряда вон выходящий случай — ручка вентиля крана. Изменилось ли что-то в новой версии прошивки E-PL2, проверить не удалось, но то, что нехорошая особенность не присуща новинке, в любом случае радует. Как лица определяются только собственно лица либо портреты, причём держит их камера довольно цепко. А вот в плане дополнительного функционала режим определения лиц как был примитивным, так и остался — нет ни возможности создания списка избранных лиц с указанием имени/возраста, ни режима определения морганий, ни автоматического спуска затвора при появлении на лице улыбки. А ведь E-PL3 — это не зеркалка, ориентированная на продвинутых и опытных пользователей, поэтому различные «вкусности» тут были бы далеко не лишними.

Режим слежения традиционно работает весьма неплохо и способен удерживать даже неравномерно движущиеся цели, разумеется, если объект более или менее выделяется на фоне. Мелкие животные и птицы, как и прежде, камере не по зубам. Но всё же главный недостаток режима в другом — для фиксации необходимо постоянное половинное нажатие клавиши спуска затвора, хотя куда удобнее была бы постоянная фиксация после однократного кратковременного половинного нажатия, ведь при съёмке на ходу палец может просто соскочить с клавиши и фиксировать объект придётся заново. По умолчанию автофокус работает в мультизонном режиме (матрица 7х5 зон), но при необходимости зону можно выбрать вручную. Конечно, выбор зоны не так удобен, как в старшем E-P3 с сенсорным экраном, ведь приходится передвигать зону при помощи круглой четырехпозиционной клавиши, а не просто тыкать пальцем в нужную часть кадра, но всё же затруднений это не вызывает.

Ручная фокусировка производится путём вращения кольца на объективе, но связь кольца с оптической системой не механическая, а электрическая, поэтому ходы довольно большие, что оценят начинающие фотографы, а вот для опытных это может стать существенным ограничением скорости работы. При необходимости можно активировать функцию РФ-помощника, которая увеличивает зону фокусировки в 10 раз, что облегчает процесс наведения на объект съёмки. К счастью, в камере наконец-то появилась подсветка автофокуса, которая существенно упрощает работу в темноте и при крайне слабом освещении, где камеры E-PL1/E-PL2 заставляли пользователя прибегать к ручной фокусировке.

В отличие от большинства конкурентов, да и всех камер других производителей, у камер Olympus, кроме трёх стандартных режимов эскпозамера, доступны ещё и зона света и зона тени. К сожалению, отдельное введение эксподвига для каждого режима экспозамера, как в E-PL2, невозможно, а жаль, ведь функция весьма интересная.

Дополнительные режимы экспозамера довольно часто оказываются весьма полезными, например при съёмке крупных, сильно затенённых объектов большинство камер сильно вытягивает тени, из-за чего выбиваются светлые участки, и тестируемая камера тут не исключение. Однако благодаря дополнительным, можно сказать, фирменным режимам экспозамера эту проблему легко устранить.

ЭФР 28 мм, ƒ/5,0, 1/80 c, ISO 200, экспозамер в мультисегментном режиме (ESP)

ЭФР 28 мм, ƒ/5,0, 1/80 c, ISO 200, экспозамер в центрально-взвешенном режиме

ЭФР 28 мм, ƒ/4,8, 1/60 c, ISO 200, экспозамер в точечном режиме

ЭФР 28 мм, ƒ/7,1, 1/160 c, ISO 200, экспозамер в точечном режиме по теням

В камере предусмотрена возможность съёмки с автоматическим брекетингом экспозиции по 3, 5 и 7 кадров (с шагом +/- 1/3, 2/3 и 1 ступень), а также по 2 кадра с тем же шагом, но направление сдвига необходимо выбирать в меню настроек. Пользователю доступно введение экспосдвига в диапазоне от -3 до +3 ступеней, а также полное управление экспозицией в режимах P, A, S, M (программном, режимах приоритета выдержки, диафрагмы и полностью ручном). Весь этот арсенал коррекций можно вообще не использовать при естественном и флуоресцентном освещении, ведь при чувствительностях 200-3200 единиц в ISO-эквиваленте ошибка составляет от -0,04 до +0,02 стопа, что существенно меньше, чем у предшественницы, а главное, невооружённым глазом заметить такую мизерную ошибку невозможно. При чувствительности 6400 единиц ошибка подскакивает до -0,12 стопа, а при 12800 — до -0,26, но происходит это не по вине экспозамера, а из-за характера шумов. При галогенном освещении промахи куда больше — до -0,42 стопа при чувствительности до 3200 единиц, а при высоких значениях и того больше — до -0,56 стопа.

В настройках баланса белого доступно множество предустановок: солнечно, тень, облачно, лампа накаливания, один пресет для флуоресцентных ламп (в E-PL2 их было три, и все по сути бесполезны), а также вспышка, подводный режим и режим ручной установки цветовой температуры от 2000 до 14000 градусов Кельвина. В последнем случае гораздо удобнее использовать не четырехпозиционную клавишу, а окружающее её кольцо, ведь градуировка довольно подробная, а возможности быстрого перехода нет. Кроме того, доступна ручная установка (2 контейнера, тогда как у E-PL2 был только один) и тонкая настройка отдельных установок по шкале A-B/G-M (+/-6 позиций). Также возможна съёмка с брекетингом баланса белого, но меню настройки данного режима брекетинга неудобно и начинающему пользователю не будет интуитивно понятным.

Традиционно тестирование проводится при освещении парой флуоресцентных осветителей с цветовой температурой 6400 К, а также лампами накаливания. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24, которая фотографировалась при автоматическом определении баланса белого. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 6400 К

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Камера подключается к ПК в режимах PTP и USB Mass Storage, а также в режиме прямой печати. Измерение скорости передачи данных осуществлялось в режиме USB Mass Storage для карт памяти SDHC Class 10. Средняя скорость передачи данных составила 6,13 Мбайт/с, что даже хуже результата, который показала камера E-PL2.

Фототесты

#Фототесты

Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со значениями чувствительности от 200 до 12800. Съёмка велась в формате RAW с четырьмя различными настройками шумоподавления — отключено, включено с фильтром шумов «слабо»/«стандарт»/«сильно». При создании кроп-фрагментов RAW-файлы предварительно конвертировались в TIFF, нарезка фрагментов осуществлялась в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов.

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Фр 1 Шумоподавление отключено Шумоподавление включено. Фильтр шумоподавления «слабо» Шумоподавление включено. Фильтр шумоподавления «стандарт» Шумоподавление включено. Фильтр шумоподавления «сильно»
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
Фр 2 Шумоподавление отключено Шумоподавление включено. Фильтр шумоподавления «слабо» Шумоподавление включено. Фильтр шумоподавления «стандарт» Шумоподавление включено. Фильтр шумоподавления «сильно»
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
Фр 3 Шумоподавление отключено Шумоподавление включено. Фильтр шумоподавления «слабо» Шумоподавление включено. Фильтр шумоподавления «стандарт» Шумоподавление включено. Фильтр шумоподавления «сильно»
ISO 200*
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800

Без шумоподавления

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/20 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/40 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/80 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/160 c, ISO 1600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/320 c, ISO 3200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/640 c, ISO 6400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/1250 c, ISO 12800

Фильтр шумоподавления «слабо»

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/20 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/40 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/80 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/160 c, ISO 1600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/320 c, ISO 3200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/640 c, ISO 6400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/1250 c, ISO 12800

Фильтр шумоподавления «стандарт»

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/20 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/40 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/80 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/160 c, ISO 1600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/320 c, ISO 3200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/640 c, ISO 6400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/1250 c, ISO 12800

Фильтр шумоподавления «сильно»

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/20 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/40 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/80 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/160 c, ISO 1600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/320 c, ISO 3200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/640 c, ISO 6400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/1250 c, ISO 12800

Также вне зачёта с чувствительностью от 200 до 12800 единиц была сфотографирована тестовая таблица Munsell ColorChecker. Съёмка производилась в формате JPEG с активированным фильтром шумов в режиме «стандарт». На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов.

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Фр 1 Olympus PEN E-PL3
ISO 200*
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800

Фильтр шумоподавления «стандарт»

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/15 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/30 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/60 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/125 c, ISO 1600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/250 c, ISO 3200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/500 c, ISO 6400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=14 мм, ƒ/3,5, 1/1000 c, ISO 12800

#Вспышка

В отличие от предшественницы, камера оборудована внешней вспышкой, устанавливаемой в аксессуарный порт. Ведущее число стало больше — 10 против 7, но удобство работы существенно пострадало. Перезарядка вспышки требует порядка 2,5 секунды, то есть занимает больше времени, чем необходимо для записи отснятого кадра. Причём если вспышка открыта, то спусковая клавиша остаётся заблокированной, пока вспышка не зарядится, что не всегда удобно. Бесконечно пытаться жать спусковую клавишу в ожидании зарядки не приходится — на экране отображается пиктограмма, сигнализирующая о готовности вспышки.

Настроек у встроенной вспышки множество. Во-первых, доступно большое количество режимов: авто, заполняющая, подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», медленная синхронизация по первой шторке, медленная синхронизация по второй шторке, 1/4, 1/16 и 1/64 мощности. Во-вторых, возможно управление группами беспроводных вспышек. И в-третьих, доступно введение компенсации вспышки в широчайших пределах — от -3 до +3 с шагом в 1/3 ступени. Ниже приведены миниатюры-ссылки на полноформатные файлы, отснятые со значениями компенсации от -3 до +3 с шагом в 1 ступень.

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -3

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -2

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -1

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: 0

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +1

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +2

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +3

#Съёмка при недостаточной освещённости

Для оценки возможностей камеры при недостаточной освещённости была проведена съёмка тестового натюрморта при подсветке двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100 и 200 люкс. Установка баланса белого производилась не по белому листу, как ранее, а в автоматическом режиме.

10 люкс

20 люкс

50 люкс

100 люкс

200 люкс

Примеры снимков. Выводы

#Примеры снимков

ЭФР 14 мм, ƒ/9,0, 1/400 c, ISO 200

ЭФР 42 мм, ƒ/10,0, 1/320 c, ISO 200

ЭФР 42 мм, ƒ/6,3, 1/100 c, ISO 200

ЭФР 14 мм, ƒ/10,0, 1/640 c, ISO 200

ЭФР 42 мм, ƒ/11,0, 1/500 c, ISO 200

ЭФР 41 мм, ƒ/9,0, 1/200 c, ISO 200

ЭФР 42 мм, ƒ/5,6, 1/100 c, ISO 400

ЭФР 37 мм, ƒ/5,6, 1/100 c, ISO 200

ЭФР 14 мм, ƒ/9,0, 1/500 c, ISO 400

ЭФР 14 мм, ƒ/10,0, 1/320 c, ISO 400

ЭФР 23 мм, ƒ/10,0, 1/320 c, ISO 200

ЭФР 14 мм, ƒ/7,1, 1/320 c, ISO 200

ЭФР 22 мм, ƒ/10,0, 1/400 c, ISO 200

ЭФР 15 мм, ƒ/8,0, 1/320 c, ISO 200

ЭФР 23 мм, ƒ/10,0, 1/400 c, ISO 200

ЭФР 40 мм, ƒ/8,0, 1/200 c, ISO 200

ЭФР 40 мм, ƒ/13,0, 1/50 c, ISO 800

Съёмка с высокими значениями чувствительности

ЭФР 25 мм, ƒ/7,1, 1/160 c, ISO 800

ЭФР 25 мм, ƒ/8,0, 1/250 c, ISO 1600

ЭФР 25 мм, ƒ/10,0, 1/320 c, ISO 3200

ЭФР 25 мм, ƒ/11,0, 1/500 c, ISO 6400

ЭФР 25 мм, ƒ/11,0, 1/1000 c, ISO 12800

#Режим видеосъёмки

Как уже упоминалось, облегчённый «пен» теперь умеет снимать Full HD-видео, причём не только в Motion JPEG, но и в AVCHD. Настроек масса — предусмотрены режимы приоритета диафрагмы, полностью ручной и программный режим установки экспозиции, возможна настройка баланса белого, режимов фокусировки, также можно активировать художественную обработку ART. Автофокус, в отличие от оного у первого и второго поколения «пенов», работает очень тихо, и при просмотре заметить жужжание практически невозможно. К сожалению, он не слишком расторопный, хотя и довольно точный. Отдельного внимания в режиме видеосъёмки заслуживает оптическая стабилизация, которая работает отменно. При съёмке примера видео камера специально встряхивалась и дрожала в руках (в примере видео со 2-й по 12-ю секунду), но стабилизатор запросто гасил биения с небольшой амплитудой, а вот встряхивание всё же отражалось на картинке. В любом случае тут камера показала себя отлично.

Пример записи 1920х1080 точек, AVCHD

#Источники питания и автономная работа

В камере используется литий-ионный аккумулятор BLS-1 с ёмкостью 7,8 Вт*ч, чего, по заявлению производителя, должно хватить на 330 снимков, разумеется, при тестировании по методике CIPA, тогда как для предшественницы было заявлено 280 кадров. При обычном повседневном использовании камера продержалась 580 кадров, из которых 46 было сделано со вспышкой, что является весьма неплохим результатом, хотя до рекордсмена Panasonic GF-1 далеко. В случае E-PL2 индикатор уровня заряда в финальной версии прошивки 1.0 был абсолютно неточен и показывал всё что угодно, но только не реальные данные. В тестируемой камере индикатор такой же трехсегментный, прошивка тоже 1.0, но показания, напротив, оказались весьма точными, на них можно смело полагаться при оценке остаточного уровня заряда.

#Выводы

Несмотря на новый корпус, E-PL2 стала лишь косметической модификацией E-PL1, и кроме внешности их мало что различает, а вот E-PL3 получилась поистине новой моделью. В камере появилась масса новых функций вроде съёмки Full HD-видео, поддержки формата AVCHD, возможность съёмки 3D-фото, появился поворотный дисплей, уменьшились габариты и вес. Есть и весьма неоднозначные нововведения — а именно съёмная вспышка. Для пользователя это недостаток, ведь если установлена вспышка, то никакие другие аксессуары уже не установить, да и неудобно ее постоянно снимать и ставить. Но данное решение стало одним из шагов по разведению E-P3 и E-PL3 по разным углам, дабы облегчённая модель не мешала продажам старшей.

Из недостатков сразу стоит отметить довольно длительную подготовку к работе при включении, что, скорее всего, будет исправлено в будущих версиях прошивки, серийную съёмку, которая серийной является только секунду-полторы в зависимости от формата сохранения снимков, а также промахи автоматической установки баланса белого при галогенном освещении и чуть большие ошибки, чем у предшественницы, при флуоресцентном.

К плюсам же стоит отнести отличный дисплей с поворотной конструкцией, рекордно быстрый автофокус, очень точную работу экспозамера при естественном и флуоресцентном освещении, а также довольно длительную автономную работу. Чего не хватает камере, так это полноценного автоматического режима создания панорам вроде Sony Panorama Sweep (в E-PL3 предусмотрена только склейка трёх кадров путём совмещения краёв на экране), функции автоспуска при появлении улыбки, а также прочих вкусностей, присущих продвинутым любительским камерам.

Выражаем благодарность украинскому представительству компании Olympus за фотокамеру, предоставленную для тестирования.



Оригинал материала: https://3dnews.ru./617212