Людям, постоянно читающим новости, может показаться, что революции в мире мобильной связи случаются через день. Но, если задуматься, действительно серьезных переворотов случилось не так и много. Первый относится собственно к появлению телефона в кармане у каждого, второй — к передаче данных по воздуху, третий — миграция от кнопочного интерфейса к сенсорному экрану. Наконец, четвертая революция — переход от стилусов и резистивных экранов к полностью пальцевому управлению. И, в общем-то, всё. Можно, конечно, вспомнить о технологии NFC, обещающей существенно изменить саму модель использования мобильника, однако массовость ее пока под вопросом. И, в принципе, с тех самых пор, как Apple выпустила свой первый iPhone, все последующие преобразования мобильных телефонов относятся лишь к разряду эволюционных (кстати, в LG, поставляющей экраны для «айфонов», считают, что первым сенсорным телефоном был их LG Prada. — прим. редакции).
Очевидно, что и в будущем нас ждет еще немало поворотов мобильной истории. Больше того, маленькие революции уже наверняка придуманы и как раз сейчас проходят положенные испытания. Однако до официальной презентации конечных продуктов доступ к сверхсекретным разработкам закрыт для простых смертных, если, конечно, не считать счастливой возможности оказаться в правильном баре в правильное время. Тем не менее способ заглянуть в будущее все же имеется. Идеи берутся вовсе не из воздуха, их придумывают вполне конкретные люди, порой не имеющие вообще никакого отношения к производителям устройств. Но последние внимательно следят за трудами независимых дизайнеров и частенько воплощают в жизнь концепты, казавшиеся на момент их появления совершенно нереальными и даже безумными. Давайте же вместе посмотрим на ряд интересных идей, некоторые из которых так и просятся на конвейер.
Пожалуй, это первая идея, которая приходит в голову, — совместить в одном устройстве компактные габариты телефона и большую диагональ планшета.
Дизайнер Ду Джун в своем концепте Sony Ericsson FH предлагает заменить традиционную клавиатуру вторым сенсорным дисплеем. Раздвигая телефон-раскладушку, получаем большой двойной экран, позволяющий увеличивать основное изображение вдвое. Помимо этого, Sony Ericsson FH можно вообще разъединять: режим «walkie-talkie» обеспечивает возможность двум независимым половинкам общаться по каналу беспроводной связи. Правда, если учитывать радиус действия того же Bluetooth, то тут, наверное, проще докричаться, но сама по себе идея довольно здравая.
Нечто подобное мы уже видели в планшете Sony Tablet S2, но там два экрана выглядят скорее забавной фишкой, чем полезным расширением функционала. Телефону же они могут очень пригодиться.
А дизайнер Вон Ифей придумал концепт Nokia E10 со складным выдвигающимся экраном, превращающим смартфон в аналог планшетного компьютера. Тонкий и гибкий OLED-дисплей, размером 6,4x4,0″, который потенциально может поставлять компания Sony, наматывается на шестимиллиметровую катушку и позволяет с комфортом просматривать страницы в Сети, работать с электронной почтой, любоваться изображениями, играть и смотреть высококачественное видео. Конечно, остается открытым вопрос прочности подложки экрана («упс, я проткнул экран, когда читал мемуары Сильвии Сэйнт»), но, поскольку активная работа над гибкими дисплеями продолжается, проект вполне может воплотиться в жизнь.
Кстати, на примере этого концепта мы можем видеть — как быстро все меняется в мобильном мире. Дизайнеры читают новости реже нас с вами, и потому на экране E10 красуется скриншот операционной системы MeeGo, от которой Nokia уже фактически отказалась.
⇡#Сенсорный экран на тыльной стороне корпуса
Тенденция к увеличению экрана и заданный iPhone тренд на использование пальцев вместо стилуса создают некоторое противоречие: пользователь вынужден закрывать большим пальцем часть экрана. К тому же во многих случаях одна рука не справляется и приходится задействовать обе. А если вспомнить последние достижения смартфоностроения — тот же Galaxy Nexus с 4,65 дюймовой диагональю — то становится понятно, что тенденция к росту физических размеров экрана может радовать лишь Николая Валуева.
Дизайнер Kingyo из Китая предложил концепт интерфейса Blue Bee («голубая пчела»), в котором тачскрин вынесен на заднюю панель телефона и выполняет все «кнопочные» функции. При этом лицевая панель полностью освобождается от управленческих обязанностей и предназначена лишь для просмотра информации.
Что интересно, жизнеспособность этой идеи на практике должна подтвердить карманная игровая консоль от Sony. Именно грядущая PSP Vita покажет, насколько это удобно — скользить пальцами по заднему тачскрину. Однако тут есть один момент: в свете конкуренции с топовыми смартфонами за место в кармане, PSP Vita может проиграть. И есть вероятность, что идею тача на задней стенке она утянет вместе с собой.
⇡#Вынесение управляющих элементов на браслеты и кольца
Коль уж экраны смартфонов стали набирать сантиметры и дюймы по диагонали, вытаскивать эту «лопату» только для того, чтобы посмотреть время, ответить на звонок или переключить трек, стало неудобно. Дизайнеры откликнулись на это решением вынести управление простейшими функциями за пределы смартфона. Например, на часы или кольцо.
Так, исследовательская лаборатория компании Nokia предложила концепт магнитного кольца Nenya (пламенный привет от Толкиена). Для того чтобы ответить на входящий звонок, переключить трек в проигрывателе или сообщить о своем местонахождении в социальной сети, достаточно повернуть кольцо в нужное положение, а затем, для подтверждения выбора, немного сдвинуть его к кончику пальца. Кольцо, в свою очередь, взаимодействует со специальным браслетом посредством магнитного поля. Любое изменение в поле фиксируется браслетом и передает команды на смартфон по Bluetooth.
Концепт получился вполне рабочим, и, как утверждают сами создатели, запросто определяет поворот на 45 градусов. Таким образом, на кольцо можно повесить до восьми разных команд и, как минимум, одну отговорку. Так и представляется диалог в баре: «А что это у тебя за золотое кольцо на пальце? Да так, в нагрузку к телефону дали».
Между тем фанаты iPhone — дизайнеры из итальянской ADR Studio — спроектировали концепт под названием iWatch. Часы оснащены сенсорным экраном и соединяются с iPhone или iPad по Bluetooth, а в Сеть выходят с помощью адаптера Wi-Fi. Помимо времени на дисплее может отображаться имя звонящего, почтовые сообщения и SMS, а также информация о погоде. Кроме того, в iWatch лихо встроен мини-проектор, демонстрирующий фото и видео с подключенного мобильного устройства.
Еще одним примером «управления под рукой» может стать концепт футуристического телефона Rollerphone от российского дизайнера Алексея Чугунникова. Это простой металлический браслет с обычными часами, внутри которого кроется прозрачный и гибкий сенсорный дисплей, вытягивающийся наружу и служащий для управления основными функциями.
Одним из недостатков (или достоинств — тут уж как посмотреть) становится невозможность быстро передать телефон кому-то другому для звонка. В общем, парни из Южного Бутово новинку не оценят.
Чем больше и ярче экран, тем меньше смартфон работает без подзарядки. И хотя новости о революциях в аккумуляторной сфере появляются каждый месяц, особых подвижек в области продления работы пока не видно. Зато есть несколько инновационных подходов к этому вопросу, которые в будущем могут найти интересное применение.
Во-первых, можно постараться заставить сам смартфон работать чуть дольше. Например, группа корейских дизайнеров в своём проекте делают ставку на аппарат с двумя типами дисплеев. Их идея, названная Second Life Mobile Phone Concept, позволяет наглядно отображать заряд батареи — чем тот меньше, тем более прозрачным становится сам смартфон. Энергопотребление авторы предлагают сокращать с помощью чередования использования цветного AMOLED-дисплея, который активируется во время работы, и чёрно-белого E-ink-дисплея, проявляющегося по мере разряда батареи.
Во-вторых, можно заставить сами батарейки или аккумуляторы работать дольше, а то и вовсе получать энергию извне.
Корейские дизайнеры Ён Кён Хван и Мион Хо Кан придумали, как подзаряжать подсевшие батарейки прямо на ходу, не имея под рукой специального зарядного устройства. Идея их концепта Charge Battery — в подзарядке батареи с помощью кинетической энергии. Две половинки подсевшего аккумулятора достаточно провернуть в разные стороны, небольшая пружина внутри приведет в действие маленький генератор, и пользователь сможет еще раз посмотреть на экран загрузки мобильной ОС.
Или можно добавить возможности подзарядки где-то в пути. Пример такой идеи — беспроводная зарядка мобильных устройств, продемонстрированная компанией Toyota, на базе автомобиля Toyota Avalon. Используемая технология eCoupled позволяет заряжать несколько устройств одновременно и синхронизировать данные между планшетом или смартфоном и автомобилем.
К сожалению, применение на практике осложнено тем, что для ее работы требуется заменить аккумулятор в самом смартфоне (вспомним о неразборном iPhone и его собратьях). Таким образом, пока этого не станут делать сами производители, в массы технология не шагнет. А зря.
Интересный промежуточный вариант — возможность «подпитаться» прямо от рекламного баннера на автобусной остановке, которую предложила компания Crispin Porter + Bogusky (очень, очень подозрительные фамилии. — прим. редакции). Такие баннеры были установлены в нескольких американских городах и продвигали энергетические напитки. Реклама хвастливо намекала на то, что жидкость в бутылках настолько полна энергии, что ее хватает даже на телефоны.
Встроенный в плакат USB-порт выдавал положенные пять вольт, чего было вполне достаточно для зарядки музыкального плеера, телефона или игрового устройства.
Несмотря на то, что именно ASUS представила смартфон, способный выполнять роль системного блока, лавры самого «модульного» аппарата пока принадлежат iPhone. Дело в том, что крайне однообразный модельный ряд и небольшой разброс в габаритах между моделями разных лет позволяет сторонним производителям массово выпускать довольно интересные аксессуары. А поскольку iPhone популярен и его владельцы склонны тратить дополнительные деньги на питомца любимца, можно говорить о неком нарождающемся стандарте для модульных телефонов.
Что же тут можно придумать? Например, существует идея преобразования устаревшего стационарного телефона в док-станцию для iPhone. Как уверяют его создатели, IP-телефония уверенно теснит традиционных операторов связи, а это значит, что обычные стационарные телефоны пора менять на доки для смартфонов. Устройство Desk Phone Dock позволяет держать коммуникатор всегда заряженным, имеет на борту два динамика и стандартный 3,5-миллиметровый разъём для наушников и вдобавок полностью освобождает от необходимости открывать старую записную книжку.
А как вам идея создания зеркального фотоаппарата на базе iPhone, принадлежащая дизайнеру Джереми Сальвадору? Он предлагает концепт iPhone DSLR, который превращает популярный смартфон в полноценную DLSR-камеру со сменными объективами.
В английском языке есть довольно интересное понятие retro-future — представление о будущем глазами прошлых поколений. Характерный пример такого явления — это виды городов будущего и лунных баз, нарисованные пионерами 70-80 годов прошлого века.
По большому счету все вышеперечисленные концепты — это современный вариант retro-future. Сложно предположить, что конечные технологии будут выглядеть именно так, как показано на фотографиях. Более того, вполне возможно, что большинство из них вообще навсегда останутся занятной бессмыслицей, а новые iPhone, Palm Pilot или Facebook-фон окажутся совсем, совсем другими. Тем не менее все эти образы гораздо информативнее кофейной гущи. Если, конечно, она не разлита по барной стойке в окрестностях Купертино…