Оригинал материала: https://3dnews.ru./651703

GeForce GTX 780 в SLI — ну как, потянет на максимуме Crysis 3 и Metro: Last Light?

Характеристики

Как мы выяснили в обзоре GeForce GTX 780, прелесть этой видеокарты в том, что по игровой производительности она минимально отличается от GTX TITAN. Ну а главный недостаток состоит в цене, которая установлена на уровне $650. Напомним, в трех предыдущих линейках дискретных видеокарт на GPU NVIDIA одночиповые флагманы сразу после релиза официально продавались за $500. Мы уже видели, на что способна эта неожиданно дорогая видеокарта на долгожданном процессоре GK110, да и саму архитектуру Kepler, которая лежит в его основе, знаем как облупленную. Пора уже переходить к парной программе, тем более что в связи с последними планами NVIDIA, согласно которым выпуск новых видеокарт 700-й серии откладывается как минимум до осени текущего года, у нас появилось достаточно времени для столь любимых тестерами и волнующих воображение читателей обзоров сверхмощных конфигураций.

Выход видеокарт на новом топовом GPU всегда открывает возможность создавать многопроцессорные сборки большей мощности. Конечно, GeForce GTX 780 и сам по себе чрезвычайно могуч и не так уж сильно уступает даже GTX 690 и Radeon HD 7990, но если позволяет бюджет, почему бы не побаловать себя бескомпромиссной производительностью на базе тандема GTX 780? Ведь время, когда единственного Radeon HD 7970 или GeForce GTX 680 хватало буквально для всех игр при любых настройках, уже кончается. Современные игры класса ААА скушают гигафлопсы вашей видеокарты, сколько бы их ни было, и только попросят добавки. Пусть какой-нибудь Battlefield 3, восхищавший своей графикой в прошлом году, ещё позволяет с комфортом играть при разрешении 2560х1440 с полноэкранным сглаживанием. А вот Far Cry 3 и новый фетиш — Crysis 3 даже одному GTX 780 не дают удержаться на вожделенной отметке 60 FPS, означающей отсутствие тормозов. Да, а ведь недавно появился и другой, еще более требовательный герой — Metro: Last Light.

Конечно, если дать волю фантазии, то два GeForce GTX 780 будут далеко не самой могучей и разорительной конфигурацией, которую может предложить NVIDIA. В конце концов, большинство материнских плат позволяют объединить в SLI три, а некоторые – и четыре 700-х флагмана. К тому же существует GeForce GTX TITAN — вернейший способ облегчить кошелек геймера на сумму в несколько килобаксов при мелкооптовой закупке с целью достижения максимальной производительности в корпусе одного ПК. Но отложим на потом изучение совсем уж необузданной роскоши и сосредоточимся на относительно доступном варианте в виде пары GeForce GTX 780. На самом деле, для покупателя, стремящегося изгнать тормоза из Crysis 3, такой тандем может выглядеть заманчивым и с практических позиций. Существующие «двухголовые» видеокарты — GeForce GTX 690 и Radeon HD 7990 — в российской рознице не опускаются ниже 30 тыс. рублей, а единственный GeForce GTX 780 продается по цене в районе 21-22 тысяч. При этом, как мы уже заметили, разница в производительности между одиночным GTX 780 и «двухголовыми» не поражает воображения, да и эффективной работы SLI/CrossFireX абсолютно во всех играх никто не гарантирует. Поэтому в кошельке, где есть свободный тридцатник на GTX 690 или HD 7990, вполне может найтись и еще десять-двенадцать тысяч на GTX 780 в SLI. Ну чтобы наверняка.

Все равно слишком дорого? Что ж, у нас тут, в тестовой лаборатории 3DNews, заваленной железом на многие терафлопсы производительности, своя атмосфера. Любим, понимаешь, складывать комплектующие в разные интересные конфигурации, а потом любоваться результатами бенчмарков. К чему и приглашаем наших читателей, которые в эпоху засилья гаджетов все ещё сохраняют интерес к «тяжелому» железу. Вот вам потяжелее.

В тестировании тандему GeForce GTX 780 предстоит сравнение с вышеупомянутыми GeForce GTX 690 и Radeon HD 7990. Результат противостояния в целом предсказуем: GTX 780 в SLI будет непременно быстрее. Наша задача — проследить, чтобы тандем нигде не облажался из-за несовершенных драйверов и игровых профилей, а также чтобы прирост производительности соответствовал дополнительным денежным вливаниям, которых требует эта парочка по сравнению с двухпроцессорными конкурентами. В качестве элементов фона, подчеркивающих величие монстров 3D-графики, используем результаты одиночных видеокарт на базе GPU GK110, GK104 от NVIDIA и Tahiti от AMD.

GTX 690GTX 770NVIDIA GeForce GTX 780NVIDIA GeForce GTX TITAN
Основные компоненты
GPU 2 x GK104 GK104 GK110 GK110
Число транзисторов 2x3,5 млрд 3,5 млрд 7,1 млрд 7,1 млрд
Техпроцесс, нм 28 28 28 28
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock 915/1019 1046/1085 863/900 836/876
Потоковые процессоры 2x1536 1536 2304 2688
Текстурные блоки 2x128 128 192 224
ROPs 2x32 32 48 48
Ширина шины памяти, бит 2x256 256 384 384
Видеопамять: тип, объем, Мбайт GDDR5, 4096 GDDR5, 2048 GDDR5, 3072 GDDR5, 6144
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 1502 (6008) 1752 (7010) 1502 (6008) 1502 (6008)
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Интерфейсы 2 х DL DVI-I,
1 x DL DVI-D,
1 x Mini DisplayPort 1.2
1 х DL DVI-I,1 x DL DVI-D,
1 x HDMI 1.4a,
1 x DisplayPort 1.2
Макс. разрешение VGA: 2048x1536,
DVI: 2560x1600,
DP: 4096х2160
VGA: 2048x1536,
DVI: 2560x1600,
HDMI: 4096х2160,
DP: 4096х2160
Макс. потребляемая мощность, Вт 300 230 250 250
Средняя розничная цена, руб. Нет данных Нет данных Нет данных Нет данных
МодельHD 7970 GHz EditionHD 7990
Основные компоненты
GPU Tahiti XT Malta
Число транзисторов, млн 4313 2x4313
Техпроцесс, нм 28 28
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock 1000/1050 950/1000
Потоковые процессоры 2048 2x2048
Текстурные блоки 128 2x128
ROP 32 2x32
Ширина шины памяти, бит 384 2x384
Видеопамять: тип, объем, Мбайт GDDR5, 3072 GDDR5, 6144
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 1500 (6000) 1500 (6000)
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16 PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Интерфейсы 1 х DL DVI-I,
1 x HDMI 1.4a,
2 x Mini DisplayPort 1.2
1 х DL DVI-I,
4 x Mini DisplayPort 1.2
Макс. разрешение VGA: 2048x1536,
DVI: 2560x1600,
HDMI: 4096х2160,
DP: 4096х2160
VGA: 2048x1536,
DVI: 2560x1600,
DP: 4096х2160
Типичная потребляемая мощность, Вт 250+ НД
Средняя розничная цена, руб. Нет данных Нет данных

Как мы выяснили в обзоре GeForce GTX 780, прелесть этой видеокарты в том, что по игровой производительности она минимально отличается от GTX TITAN. Ну а главный недостаток состоит в цене, которая установлена на уровне $650. Напомним, в трех предыдущих линейках дискретных видеокарт на GPU NVIDIA одночиповые флагманы сразу после релиза официально продавались за $500. Мы уже видели, на что способна эта неожиданно дорогая видеокарта на долгожданном процессоре GK110, да и саму архитектуру Kepler, которая лежит в его основе, знаем как облупленную. Пора уже переходить к парной программе, тем более что в связи с последними планами NVIDIA, согласно которым выпуск новых видеокарт 700-й серии откладывается как минимум до осени текущего года, у нас появилось достаточно времени для столь любимых тестерами и волнующих воображение читателей обзоров сверхмощных конфигураций.

Выход видеокарт на новом топовом GPU всегда открывает возможность создавать многопроцессорные сборки большей мощности. Конечно, GeForce GTX 780 и сам по себе чрезвычайно могуч и не так уж сильно уступает даже GTX 690 и Radeon HD 7990, но если позволяет бюджет, почему бы не побаловать себя бескомпромиссной производительностью на базе тандема GTX 780? Ведь время, когда единственного Radeon HD 7970 или GeForce GTX 680 хватало буквально для всех игр при любых настройках, уже кончается. Современные игры класса ААА скушают гигафлопсы вашей видеокарты, сколько бы их ни было, и только попросят добавки. Пусть какой-нибудь Battlefield 3, восхищавший своей графикой в прошлом году, ещё позволяет с комфортом играть при разрешении 2560х1440 с полноэкранным сглаживанием. А вот Far Cry 3 и новый фетиш — Crysis 3 — даже одному GTX 780 не дают удержаться на вожделенной отметке 60 FPS, означающей отсутствие тормозов. Да, а ведь недавно появился и другой, еще более требовательный герой — Metro: Last Light.

Конечно, если дать волю фантазии, то два GeForce GTX 780 будут далеко не самой могучей и разорительной конфигурацией, которую может предложить NVIDIA. В конце концов, большинство материнских плат позволяют объединить в SLI три, а некоторые – и четыре 700-х флагмана. К тому же существует GeForce GTX TITAN — вернейший способ облегчить кошелек геймера на сумму в несколько килобаксов при мелкооптовой закупке с целью достижения максимальной производительности в корпусе одного ПК. Но отложим на потом изучение совсем уж необузданной роскоши и сосредоточимся на относительно доступном варианте в виде пары GeForce GTX 780. На самом деле, для покупателя, стремящегося изгнать тормоза из Crysis 3, такой тандем может выглядеть заманчивым и с практических позиций. Существующие «двухголовые» видеокарты — GeForce GTX 690 и Radeon HD 7990 — в российской рознице не опускаются ниже 30 тыс. рублей, а единственный GeForce GTX 780 продается по цене в районе 21-22 тысяч. При этом, как мы уже заметили, разница в производительности между одиночным GTX 780 и «двухголовыми» не поражает воображение, да и эффективной работы SLI/CrossFireX в абсолютно всех играх никто не гарантирует. Поэтому в кошельке, где есть свободный тридцатник на GTX 690 или HD 7990, вполне может найтись и еще десять-двенадцать тысяч на GTX 780 в SLI. Ну чтобы наверняка.

Все равно слишком дорого? Что ж, у нас тут в тестовой лаборатории 3DNews, заваленной железом на многие терафлопсы производительности, своя атмосфера. Любим, понимаешь, складывать комплектующие в разные интересные конфигурации, а потом любоваться результатами бенчмарков. К чему и приглашаем наших читателей, которые в эпоху засилья гаджетов все ещё сохраняют интерес к «тяжелому» железу. Вот вам потяжелее.

В тестировании тандему GeForce GTX 780 предстоит сравнение с вышеупомянутыми GeForce GTX 690 и Radeon HD 7990. Результат противостояния в целом предсказуем: GTX 780 в SLI будет непременно быстрее. Наша задача — проследить, чтобы тандем нигде не облажался из-за несовершенных драйверов и игровых профилей, а также чтобы прирост производительности соответствовал дополнительным денежным вливаниям, которых требует эта парочка по сравнению с двухпроцессорными конкурентами. В качестве элементов фона, подчеркивающих величие монстров 3D-графики, используем результаты одиночных видеокарт на базе GPU GK110, GK104 от NVIDIA и Tahiti от AMD.

Тестирование. Выводы

#Методика тестирования

Конфигурация тестового стенда
CPU Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46)
Материнская плата ASUS P9X79 Pro
Оперативная память DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9
ПЗУ Intel SSD 520 240 Гбайт
Блок питания IKONIK Vulcan, 1200 Вт
Охлаждение CPU Thermalright Silver Arrow
Корпус CoolerMaster Test Bench V1.0
Операционная система Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1
ПО для карт AMD AMD Catalyst 13.5 Beta2 + Catalyst Application Profiles 13.4 CAP1 Beta
ПО для карт NVIDIA 320.14 (320.18 для GeForce GTX 770, GTX 780)
Настройки AMD Catalyst Control Center
Antialiasing Use application settings
Anisotropic Filtering Use application settings
Tesselation Use application settings
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality Quality, Enable Surface Format Optimization
Mipmap Detail Level Quality
Wait for V-Sync Off, unless application specifies
Anti-Aliasing Mode Multi-sample AA
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing On
Triple buffernig Off
Настройки NVIDIA Control Panel
Ambient Occlusion Off
Anisotropic Filtering Application-controlled
Antialiasing — Gamma correction On
Antialiasing — Mode Application-controlled
Antialiasing — Settings Application-controlled
Antialiasing — Transparency Off
CUDA — GPUs All
Maximum pre-rendered frames 3
Multi-display/mixed-GPU acceleration Multiple display performance mode
Power management mode Adaptive
Texture filtering — Anisitropic sample optimization Off
Texture filtering — Negative LOD bias Allow
Texture filtering — Quality Quality
Texture filtering — Trilinear optimization On
Threaded optimization Auto
Triple buffering Off
Vertical sync Use the 3D application settings
Набор бенчмарков
Программа API Настройки Анизотропная фильтрация, полноэкранное сглаживание Разрешение
3DMark 2011 DirectX 11 Профиль Extreme - -
3DMark DirectX 11 Тест Fire Strike (не Extreme) - -
Unigine Heaven 2 DirectX 11 DirectX 11, макс. качество, тесселяция в режиме Extreme AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool DirectX 10 DirectX 10, макс. качество. Демо Frost Flythrough AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool DirectX 11 DirectX 11, макс. качество, текстуры высокого разрешения. Миссия A Walk in the Park AF 16x, Post MSAA + Edge AA 1920х1080 / 2560х1440
Battlefield 3 + FRAPS DirectX 11 Макс. качество. Начало миссии Going Hunting AF 16x, MSAA 4x + FXAA 1920х1080 / 2560х1440
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
DiRT Showdown . Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество, Global Illumination вкл. Трасса Shibuya, 8 машин AF, AA 4х 1920х1080 / 2560х1440
Far Cry 3 + FRAPS DirectX 11 DirectX 11, макс. качество, HDAO. Начало миссии Secure the Outpost AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Tomb Raider. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF 16x, SSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Bioshock Infinite. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество. Postprocessing: normal AF 16x, FXAA 1920х1080 / 2560х1440
Crysis 3 + FRAPS DirectX 11 Макс. качество. Начало миссии Post Human AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Metro: Last Light. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF 16x, SSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440

#Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:

  • 2 x NVIDIA GeForce GTX 780 (863/6008 МГц, 3 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 690 (915/6008 МГц, 4 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX TITAN (836/6008 МГц, 6 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 780 (863/6008 МГц, 3 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 770 (1046/7012 МГц, 2 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7990 (1000/6000 МГц, 6 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1050/6000 МГц, 3 Гбайт)

#Производительность, синтетические тесты

3DMark 2011 (DirectX 11)

  • 3DMark 2011 не преподнёс никаких сюрпризов. GTX 780 в режиме SLI быстрее всех своих соперников, причем намного.
  • Впрочем, о двукратном приросте производительности по сравнению с одиночной картой речи не идёт.

3DMark (DirectX 11)

  • Более свежая версия 3DMark выдала в целом такой же результат. Только все участники здесь имеют более выдающийся уровень Graphics Score, так что показатель GTX 780 SLI сильнее отличается от удвоенного балла одиночного GeForce GTX 780.
  • Также примечательно, что видеокарты AMD здесь выступили более успешно, чем в 3DMark 2011. В результате Radeon HD 7990 опередил свой аналог — GeForce GTX 690 — и неплохо смотрится на фоне GTX 780 SLI.

Unigine Heaven 2 (DirectX 11)

  • Превосходство GTX 780 SLI над GTX 690 и Radeon HD 7990, чьи результаты здесь немного меньше, чрезвычайно велико.
  • Технология SLI применительно к Unigine Heaven давно обкатана до блеска, поэтому результаты тандема GTX 780 стремятся к показателям одного GTX 780, умноженным на два.

#Производительность, игровые тесты

Crysis Warhead (DirectX 10)

  • В такой требовательной к пропускной способности шины памяти игре, как Crysis Warhead, GeForce GTX 780 SLI демонстрирует весьма весомое преимущество перед GTX 690.
  • А вот позиции Radeon HD 7990 всё ещё сильны. В 1920х1080 он уступил GTX 780 SLI лишь несколько FPS.
  • Масштабирование производительности по сравнению с одним GTX 780 также весьма неплохое и при разрешении 2560х1440 стремится к двукратному.

Battlefield 3 (DirectX 11)

  • GeForce GTX 690 и Radeon HD 7990 идут практически вровень, и GeForce GTX 780 SLI способен дать обоим большую фору.
  • Масштабирование частоты смены кадров тандема по сравнению с одиночным GeForce GTX 780 близко к двукратному, особенно в режиме 2560х1440.

Batman: Arkham City (DirectX 11)

  • Batman: Arkham City на этот раз создаёт трудности не только для продукции AMD, но и для видеокарт NVIDIA. Практическое преимущество GTX 780 SLI перед GTX 690 весьма сомнительно.
  • Масштабирование при разрешении 2560х1440 невелико, а в 1920х1080 две видеокарты, наоборот, работают медленнее одной.
  • CrossFireX также отнимает производительность у видеокарт AMD при обоих разрешениях, но это известная проблема в этой игре. В результате Radeon HD 7990 не способен быть конкурентом для GTX 780 SLI.

DiRT Showdown (DirectX 11)

  • Среди видеокарт NVIDIA сдвоенные GeForce GTX 780 демонстрируют лучшие результаты, на голову превосходя GeForce GTX 690.
  • Масштабирование производительности также не вызывает нареканий.
  • Но как бы ни старались GPU NVIDIA, видеокарты AMD всегда имеют фору в этой игре. Поэтому Radeon HD 7990 все-таки быстрее, чем GTX 780 SLI.

Far Cry 3 (DirectX 11)

  • В Far Cry 3 обошлось без неожиданностей. Пара GTX 780 заметно быстрее, чем один GTX 690. В частности, тандем сумел побить планку 60 FPS при разрешении 2560х1440.
  • Radeon HD 7990 здесь слабее, чем его главный соперник — GeForce GTX 690, поэтому и разница между ним и GTX 780 SLI более велика.
  • Производительность GTX 780 масштабируется прекрасно: прирост фреймрейта в режиме 2560х1440 близок к 100%.

Tomb Raider (DirectX 11)

  • Тандем GeForce GTX 780 ушел в далекий отрыв от GeForce GTX 690.
  • Radeon HD 7990 выглядит посильнее, чем GTX 690, а значит — поражение перед GTX 780 SLI не столь сокрушительно.
  • Масштабирование производительности GeForce GTX 780 не стопроцентное, но все равно вполне существенное.

Bioshock Infinite (DirectX 11)

  • Провал тандема GeForce GTX 780 случился в бенчмарке Bioshock Infinite. Если в режиме 1920х1080 наблюдается ожидаемое преимущество перед GeForce GTX 690, то в 2560х1440 последний парадоксальным образом оказался впереди.
  • Благодаря тому, что для системы GTX 780 SLI тест в 2560х1440 стал камнем преткновения, Radeon HD 7990 в нём вышел королём. В 1920х1080 результат «двухголовой» карты AMD также не пессимистичен, хотя GTX 780 SLI все же более производителен.
  • Масштабирование производительности GeForce GTX 780, увы, далеко от чаемых 100%.

Crysis 3 (DirectX 11)

  • По отношению к GeForce GTX 690, тандем GTX 780 даёт ощутимый бонус к фреймрейту, вот только всё равно не достигает 60 кадров в секунду при разрешении 2560х1440 с полноэкранным сглаживанием. Неспроста NVIDIA для этих целей советовала сборку из трех GTX TITAN!
  • Достижения Radeon HD 7990 здесь поскромнее, чем у GeForce GTX 690. Как следствие — более велико отставание от GTX 780 SLI.
  • Производительность GTX 780 масштабируется очень бодро — почти на 100%.

Metro: Last Light (DirectX 11)

  • Разница между GeForce GTX 780 SLI, с одной стороны, и GeForce GTX 690 и Radeon HD 7990, результаты которых почти одинаковы, с другой, существенна. Но в абсолютных показателях мало впечатляет, поскольку Metro: Last Light оказалась весьма ресурсоёмкой игрой, как и её предшественница Metro 2033.
  • Зато грех жаловаться на масштабирование производительности GeForce GTX 780.

#Энергопотребление

Конфигурация с GeForce GTX 780 SLI заняла место в тройке наиболее энергоёмких систем наряду с заслуженным GeForce GTX 590 и свежим Radeon HD 7990. Как ни крути, а ради производительности, теоретически удвоенной по сравнению с единственной видеокартой, которая и без того потребляет до 250 Вт, приходится смириться с соответствующим тепловыделением и расходами на «свет».

#Выводы

Не будем преподносить в качестве главного вывода обзора тот очевидный и предсказуемый факт, что тандем GeForce GTX 780 в режиме SLI победил всех: как своего коллегу в лице GeForce GTX 690, так и Radeon HD 7990. Наша задача была невелика — повесить табличку «Проверено, мин нет». И действительно, за исключением отдельных «косяков» в Bioshock Infininte и Batman: Arkham City, GTX 780 SLI явно стоит на уровень выше обеих двухпроцессорных видеокарт.

Стоит ли эта мощь тех денег, которые на неё придётся потратить (напомним, за одиночную видеокарту GeForce GTX 780 просят как минимум 21 тыс. рублей), пусть решают потенциальные покупатели. Только скажем в пользу этого приобретения, что GeForce GTX 780 в SLI приближается к максимальной производительности, которую сегодня можно получить в рамках одного ПК, не разорив семейный бюджет и не столкнувшись с проблемой энергопотребления. Ведь как может выглядеть ещё более производительная система: придётся либо наращивать число GPU, будь то GK110 или Tahiti от AMD, либо строить систему на базе двух GeForce GTX TITAN. Первый вариант стоит немаленьких денег и увеличивает энергопотребление одной лишь видеоподсистемы компьютера до 750 Вт, к тому же после двух графических процессоров производительность масштабируется уже не столь бодро. А второй, по правде говоря, даст мизерную прибавку скорости при том, что каждый из «Титанов» намного дороже своего немного «облегченного» аналога — GeForce GTX 780.



Оригинал материала: https://3dnews.ru./651703