Оригинал материала: https://3dnews.ru./656366

В добрый путь, или Игры жанра роуд-экшен

Роуд-экшен — жанр, названный по аналогии с роуд-муви (road movie). Это игра-путешествие, основную часть времени персонажи находятся в дороге; как правило, они что-то ищут, а в финале наконец добираются до места назначения. Все, что происходит между точкой А и точкой Б, — остановки, препятствия, случайные встречные, — призвано подчеркнуть сложный длинный путь и то, насколько трудно достичь поставленной цели. Вообще, дорога и дальняя поездка — это практически синонимы романтики. Едете вы на велосипеде, блестящем хромом «харлее», многотонном тягаче или суперкаре — дорожное путешествие для большинства людей очень увлекательно. Пустынная ночная дорога, освещаемая фарами, приятный звук двигателя, полное уединение с самим собой, возможность хорошо поразмыслить вдали от всего и насладиться пребыванием здесь и сейчас. Однако дорога порой бывает коварной и опасной, по пути встречаются самые непредсказуемые вещи — и это тоже составляет основу роуд-экшена. В хорошем представителе жанра обязательно должен присутствовать элемент приключения, риска и внезапности. Как и роуд-муви, экшены такого плана состоят из нескольких эпизодов, где нужно принимать решения и порой делать сложный выбор. В кинематографе расцвет этого жанра пришелся на семидесятые-девяностые годы. Особой популярностью роуд-муви никогда не пользовались, но свою аудиторию находили. Самые известные фильмы — «Беспечный ездок» (1969), «Конвой» (1978), «Дуэль» (1971) и «Простая история» (1999). В то время как «дорожное кино» постепенно угасает, в игровой индустрии наблюдается прямо противоположная ситуация. Границы жанра достаточно размыты, но во всех указанных ниже проектах так или иначе встречаются черты роуд-экшенов.

#Half-Life 2

Во второй части знаменитой серии легендарному Гордону Фримену предстоит совершить большое путешествие. Зачастую нужно пересекать большие расстояния от одной точки до другой на багги или лодке. Управление транспортными средствами оказалось довольно приятным, хотя в шутерах оно обычно делается спустя рукава. На пути ученого также встречаются задачки, завязанные на физике, — и впервые на этом делается такой акцент. Это как раз элемент роуд-экшенов: путь перегорожен, и нужно либо искать обходной маршрут, либо разгребать завалы. К счастью, у Фримена, помимо лома, есть внушительный арсенал с гравипушкой во главе. Именно она является главным инструментом решения большинства головоломок, но иногда приходится действовать с большим размахом: например, притянуть огромным магнитом багги и переставить машину в нужное место.

Как и подобает роуд-экшену, в Half-Life 2 встречаются персонажи, помогающие герою в его походе: рассеянный профессор Кляйнер, бывший охранник «Черной Мезы» Барни и другие. Девушка Аликс в нескольких эпизодах выступает полноценным напарником — отдельное спасибо Valve за то, что этот яркий персонаж не стал обузой, как доводившая до нервных срывов беспомощная Эшли в Resident Evil 4. Множество ситуаций, в которые харизматичный профессор физики попадает по пути, являются обязательными для жанра преградами. На прохождение Half-Life 2 уйдет около дюжины часов — и это одни из самых насыщенных часов, которые мы когда-либо проводили за играми.

#Left 4 Dead и её сиквел

Еще одна франшиза разработки Valve имеет ярко выраженные черты роуд-экшена. Четверка выживших спасается от полчищ зомби, пытаясь добраться до безопасного пункта. Жизнью они рискуют постоянно, и здесь по-настоящему важны командные действия. В одиночку игрок практически беззащитен. И если рядовых зомби еще можно перестрелять, то схвативший персонажа своим мерзким липким языком Курильщик почти наверняка убьет его, если только не застрелить тварь в течение нескольких секунд. Не успели — помочь могут только напарники. Left 4 Dead — пример того, как нужно делать кооперативные игры. Один за всех и все за одного, по-другому не получится. Для получения максимального удовольствия желательно выставить самый высокий уровень сложности и позаботиться о наличии микрофонов у всех игроков.

Духом путешествия пропитаны обе части. Каждая ожесточенная перестрелка, каждая пережитая волна, каждый убитый Танк приближают к убежищу, после которого ждет небольшой отдых, — а дальше снова в дорогу. Разнообразные миссии затягивают, а действительно трудные участки только поддерживают интерес — какой же это роуд-экшен, если всё будет легко? В Left 4 Dead важна тактика, но даже она может быть разрушена пустяковой ошибкой: товарищ по неосторожности упал в толпу мертвяков, Толстяк забрызгал слюной — и вы стали приманкой, единственный коктейль Молотова не попал в Танка… Сиквел L4D добавил в игру оружие ближнего боя, но растерял часть атмосферы из-за дневных эпизодов. Впрочем, вторая часть всё равно строго рекомендуется к прохождению. Только выключайте фонарики, когда слышите завывание и всхлипы: Ведьма — та еще стерва.

#Battlefield: Bad Company

Самый несерьезный представитель семейства Battlefield наиболее близок к роуд-экшенам. Всю игру раздолбаи-вояки, обыкновенные штрафники, ищут запасы золота. По дороге к сокровищам герои взорвут, разломают, перестреляют, уничтожат и сотрут в порошок буквально все и всех на своем пути.

Соль Bad Company не только в отличной разрушаемости окружения, но и в превосходном юморе. Казалось бы, Battlefield — довольно суровая серия, а тут нам показывают чудаков, которые неровно дышат к радистке с томным голосом и по ошибке взрывают не те склады. Удивительно, как они только остаются целыми на протяжении всей игры. Недаром говорят, что дуракам везет. По мере приближения к финальной цели персонажи сталкиваются со все более серьезными препятствиями, но, как правило, все проблемы решаются стрельбой. Транспорт используется довольно часто: вертолеты, джипы, грузовики. Сиквел во многом повторяет концепцию оригинальной Bad Company, но, к сожалению, заметно прикручивает регулятор уровня юмора. Улыбку вызывает разве что пилот военного вертолета, который в то же время является пацифистом, а однажды во время обстрела бросает штурвал и ищет пачку сигарет. Bad Company — наверняка не лучший Battlefield, но точно один из лучших представителей «дорожного» жанра.

#Resistance 3

Серии всегда чего-то не хватало — она так и не стала движущей силой для продажи PlayStation 3, хотя наверняка очень хотела. Первая часть, Resistance: Fall of Men, появилась на старте консоли, однако и это ей не сильно помогло — шутер вышел откровенно слабым, да еще и с посредственной графикой. Последнее довольно странно, ведь первым делом многим покупателям хотелось увидеть, на что способна новая передовая консоль. Resistance 2 тоже ничего особенного не предложила, а вот триквел оказался весьма самобытным шутером. Да к тому же достаточно хардкорным — никакого восстанавливающегося здоровья и других подобных упрощений.

Игра — классический роуд-экшен. Главный герой, Джозеф Капелли, прячется со своей семьей и другими выжившими в безопасном месте. Но затем бывший солдат решает тряхнуть стариной и нанести удар по химерам, которые окончательно распоясались и без стеснения добивают человечество. Проблема лишь в том, что Джозеф в Оклахоме, а попасть ему нужно в Нью-Йорк. Тут-то и начинается длинное путешествие, показывающее ситуацию с самой неприглядной стороны: встречи с выжившими, по-разному относящимися к жизни и нашему герою, бандитские банды, раскол общества. Разработчикам удалось показать жизнь в изменившемся мире, которая проносится перед глазами Джозефа за время в пути. Несмотря на то, что герой чаще всего выступает затычкой в каждой бочке, чем порой надоедает, он не теряет чувства цели и упорно движется в Нью-Йорк. Что интересно, такой формат повествования пошел игре на пользу, сделав её лучшей в серии.

#I Am Alive

Долгострой от Ubisoft хоть и оказался далеко не тем, чем мог бы, но все равно цепляет настоящей безысходностью и отчаянием, которым пропитана вся игра. Сильнейшее землетрясение стало концом света — здания разрушены, люди готовы убить друг друга ради бутылки чистой воды. Адам ищет пропавшую год назад семью, попадая по пути во множество приключений.

Опасности повсюду, и главная из них — сами люди. Изменившееся общество обнажило свои первобытные инстинкты. Здесь сильный всегда побеждает слабого, а оружие подчас является единственным аргументом. Если опустить устаревшую графику и однообразный геймплей, то в I Am Alive можно увидеть потрясающие моменты, которых в играх еще не было. Герой направляет пистолет с пустой обоймой на вооруженного бандита и, блефуя, заставляет врага убежать от греха подальше — честное слово, терпеть скучную акробатику стоило хотя бы ради этой сценки. Как и в Resistance 3, Адам часто встречает людей, которые рассказывают свои истории и просят помощи. Следуя главной цели — найти семью — герой видит все больше ужасов нового мира, живущего по закону джунглей. Несмотря на общую посредственность I Am Alive, элемент роуд-экшена вышел знатным.

#The Last of Us

Последняя игра от Naughty Dog получила невероятно высокие оценки прессы и уже загодя примеряет на себя награды «Лучшая игра года», «Лучшая игра на PlayStation 3» и все прочие медали со словом «лучшая». The Last of Us — дорожный экшен, выполненный на высочайшем уровне.

Джоэл и Элли должны пересечь полстраны, чтобы добраться до пункта назначения. Как обычно бывает, между начальной и финальной точкой им предстоит пережить массу приключений, подчас смертельно опасных. Зараженное грибом кордицепсом большинство населения Земли превратилось в зомби, но, как и в I Am Alive, подлинную опасность в новом мире представляют сами люди — даже самый невинный на первый взгляд человек может ударить в спину. Практически все встреченные на пути выжившие иллюстрируют собой то, как ведут себя загнанные в угол индивиды. Когда уже нет смысла прятаться за маской благородства, строить из себя героя — вот тогда (хотя некоторым и причины не надо) человек становится омерзительным существом, готовым на самый подлый поступок ради себя любимого. К концу своего путешествия длиною в целый год Элли с Джоэлом такого насмотрятся, что спасать человечество уже и расхочется. Идея The Last of Us лежит на поверхности: люди — эгоистичные создания, готовые переступить через любой этический кодекс для спасения самих себя. И идею эту наши путники познают во всем ее неприглядном свете.

#Enslaved: Odyssey to the West

Герои других игр нашего материала, если путешествуют не одни, делают это с надежным напарником: Аликс и Гордон Фримен, четверка из Left 4 Dead, горе-бойцы из Battlefield: Bad Company. Однако главные персонажи Enslaved не имеют ни малейшего желания действовать вместе и вообще знать друг друга, однако у них нет выбора — и на этом завязан сюжет отличной игры. К сожалению, провалившейся в продажах.

Далекое будущее, после очередной войны наступил вполне предсказуемый апокалипсис. В мире, кишащем охранными роботами пополам с бандитскими группировками, небезопасно. Персонажи с говорящими именами Трип и Манки оказываются напарниками поневоле. Девушке необходимо попасть в родное селение, а Манки — беглый преступник, вынужденный хрупкой дамочке в этом помогать. Мотивацией ему служит висящий на шее обод, который взорвется либо после смерти Трип, либо если она сама пожелает нажать кнопку. У протеже игрока в прямом смысле слова нет выбора: как бы он ни хотел придушить девицу, ему приходится беречь её как зеницу ока. Развитие отношений по мере путешествия — главное, что есть в Enslaved. Игра показывает, что в выражении «От любви до ненависти один шаг» слова можно легко поменять местами. На финишную прямую герои выходят уже с совсем другим мнением друг о друге. Что ни говори, а дорога дает время на размышления.

***

Черты роуд-экшенов присутствуют во многих играх, так что наш список нельзя назвать исчерпывающим. Наверняка у каждого из вас найдется, что к нему добавить. С удовольствием почитаем об этом в комментариях!

#Ссылки по теме:



Оригинал материала: https://3dnews.ru./656366