Оригинал материала: https://3dnews.ru./765977

Автодайджест №222

#Электрокары и гибриды

Самостоятельно сделать простенький электромобиль не очень-то и сложно. Электромотор можно взять от старой дрели, а в качестве аккумулятора использовать сотни маленьких батарей, связанных скотчем. В теории все действительно не так уж невыполнимо, но кто бы мог подумать, что такой собранный на коленке электрокар может стать самым быстрым в мире!

Рекорд удалось установить команде студентов из Нидерландов. Учащиеся Делфтского технического университета (Delft University of Technology — DUT) собрали собственный электромобиль, который способен ускоряться с 0 до 100 км/ч всего за 2,15 секунды. Предыдущий рекорд — 2,68 секунды. Это достижение выглядит впечатляющим не только на фоне узкой группы электрических машин. Сегодня одним из самых быстрых дорожных автомобилей считается 500-сильная версия Ariel Atom V8: в 2010 году она смогла разогнаться до «сотни» всего за 2,3 секунды. Голландская электрическая пуля без особого труда превзошла этот результат.

В действительности даже сами инженеры, создавшие хэнд-мэйд-электрокар, удивлены столь успешным заездом. «В этих условиях мы были бы счастливы результату 2,30, — говорит менеджер команды Тим де Мори. — Но мы действительно не ожидали 2,15». Чтобы добиться такого успеха, разработчики использовали четыре электромотора, встроенных непосредственно в колеса. Сам автомобиль весит всего 145 кг. Водитель под стать гоночному экипажу: по итогам голосования в Делфтском техническом университете единогласно выбрали девушку Марли Куиджперс, ведь именно она оказалась самой легкой в команде.

Смекалистые студенты не раскрывают своих планов на будущее.

Пока учащиеся Европы ставят любопытные рекорды, в США совершаются весьма крупные сделки в области альтернативных источников энергии. На прошлой неделе стало известно о подписании соглашения между General Motors и Армией США. Военное ведомство TARDEC (U.S. Army Tank Automotive Research, Development & Engineering Center — «Инженерный центр танково-автомобильных исследований и разработок Армии США») вместе с крупнейшим автомобильным концерном страны, General Motors, планирует начать совместные разработки в области водородных технологий.

Новое соглашение о сотрудничестве будет направлено на повышение производительности и долговечности конструкций и материалов, используемых в водородных топливных элементах. Прежде чем перейти к полномасштабному производству топливных ячеек для двигателей, стороны могут достичь более ощутимых результатов, чем работая независимо друг от друга. Интерес General Motors заключается в получении источника чистой возобновляемой энергии для легковых автомобилей. В свою очередь военные надеются создать относительно компактные, портативные и быстро заправляемые источники питания.

Благотворному сотрудничеству, без сомнения, будет способствовать тот факт, что военное ведомство TARDEC недавно открыло новый завод в городке Уоренн штата Мичиган: всего в 30 километрах отсюда, в поселке Понтиак того же штата General Motors ведет строительство исследовательской лаборатории, основной специализацией которой будут именно технологии водородных топливных ячеек. Инженеры планируют в полной мере воспользоваться всеми преимуществами непосредственной близости: обмениваться физическими материалами и данными между двумя объектами. Как ожидается, сотрудничество продлится пять лет.

За последние несколько месяцев это не первая информация о научном союзе General Motors с другими предприятиями, основной целью которого является разработка новых водородных технологий. В разгар ушедшего лета американцы объявили о сотрудничестве с компанией Honda. Первые плоды совместного творчества должны появиться только к 2020 году: на этот срок запланирован выпуск серийных легковых моделей. В то же время сотрудники TARDEC уже успели оценить водородные автомобили General Motors на Гавайях. Военные приценились к возможностям использования альтернативного топлива в своей специфике — для сухопутного транспорта и мобильных генераторов. По данным Clean Energy Patent Growth Index, General Motors является мировым лидером по количеству патентов в области технологий водородных топливных ячеек, зарегистрированных с 2002 по 2012 год.

#Автомобильные технологии

В США Страховой институт дорожной безопасности (Insurance Institute for Highway Safety — IIHS) является одним из основных борцов за сохранность жизни и здоровья всех участников движения. Сотрудники давно разработали собственную методику оценки автомобилей. В прошлом году успешное прохождение краш-теста был существенно усложнено: уже имеющиеся удары дополнили новым фронтальным столкновением с 25-процентным перекрытием. У большинства испытуемых с выполнением установленного норматива возникли большие сложности, поэтому новая система оценки IIHS заслуженно считается одной из самых сложных в мире: в первой партии из 11 участников хорошо справились с заданием только двое. На прошлой неделе американцы вновь представили интересное нововведение: отныне самый престижный рейтинг Top Safety Pick+ будет доступен только тем автомобилям, которые способны автоматически замедляться перед препятствиями.

За последнее десятилетие многие компании отрапортовали об удачной разработке систем автоматического торможения и их внедрении в серийные автомобили. Однако до текущего момента в мире не было удобного инструмента, определяющего эффективность работы этих сложных комплексов. Все мы хорошо знаем, что задекларированная на бумаге технология в жизни может работать совершенно иначе: несколько лет назад на важной презентации даже автомобиль Volvo не смог затормозить перед грузовиком — демонстрация автоматического торможения мгновенно переросла в краш-тест. Именно таким беспристрастным судьей и должен выступить коллектив профессионалов IIHS. Что немаловажно, в своих оценках американцы будут не только номинально проверять наличие высокотехнологичной опции, но и испытывать ее на деле, причем сразу в двух режимах работы.

Всего предусмотрено три уровня защищенности: превосходный (Superior), продвинутый (Advanced) и базовый (Basic). Получить минимальную оценку не очень-то и сложно: для этого автомобилю достаточно соответствовать требованиям Национального управления безопасностью движения на трассах (National Highway Traffic Safety Administration — NHTSA). В частности, они гласят, что машина должна заблаговременно подать предупреждающий сигнал в пяти из семи тестов при трех различных сценариях ДТП.

Продвинутой считается та система, которая способна автоматически применить торможение и замедлить автомобиль хотя бы на 8 км/ч минимум в одном из двух тестов: при движении на скорости 20 и 40 км/ч. Высшая оценка ставится в случае существенного уменьшения скорости в обоих случаях. Эффективность вычисляется не на глазок: в зависимости от точного значения понижения скорости испытуемой модели выставляются баллы, сумма которых и оказывает влияние на итоговый результат.

В первой партии уже протестировано 74 автомобиля средней ценовой категории. Только семь из них смогли заработать рейтинг «Превосходно»: седан Cadillac ATS и кроссовер SRX, седан Mercedes-Benz C-Класса, седан Subaru Legacy и универсал Outback, седан Volvo S60 и кроссовер XC60. Также заслуживает внимания тот факт, что только представители Subaru с системой EyeSight смогли пройти тест безукоризненно: они успели полностью остановиться перед препятствием и не допустили столкновения в обоих тестах. Все другие испытуемые совершили наезд на препятствие.

Неплохо выступили также Acura MDX, Audi A4 и Q5, Jeep Grand Cherokee, Lexus ES и Mazda 6. Эффективность работы интеллектуальных систем этих моделей ниже, чем у победителей, однако они как минимум начинали автономно тормозить перед барьером. Организаторы тестов особо отметили Volvo S60 и XC60: эти машины также получили «продвинутую» оценку. Однако в отличие от «превосходных» аналогов той же Volvo, две дополнительные модификации были лишены опциональной системы Collision Warning with Full Auto Brake and Pedestrian Detection и поставлялись только со стандартной технологией City Safety. Это означает, что данные автомобили при любом стечении обстоятельств смогут сбросить скорость с 20 до 0 км/ч, даже если они приобретены в самых базовых комплектациях.

Главный научный сотрудник IIHS Дэвид Зуби уверен, что новая классификация поможет покупателям определиться с выбором автомобиля: «Системы предотвращения фронтальных аварий могут увеличить стоимость новой машины на тысячи долларов. Наш новый рейтинг подскажет потребителям, чьи системы являются более эффективными при дополнительных тратах». Также Дэвид прокомментировал причину ограничения максимальной скорости: «Мы решили остановиться на 40 км/ч, потому что на стадии разработки испытательной программы результаты при такой скорости соответствовали показателям и при более высоких скоростях. К тому же при повышении скорости мы рисковали повредить тестовые автомобили».

Благодаря стараниям Страхового института дорожной безопасности в мире автомобилей наконец-то появился удобный инструмент для беспристрастной оценки систем автоматического торможения. Новая методика позволит выявить модели с самыми продвинутыми средствами активной безопасности. Это будет полезно не только для здоровья и жизни автовладельца, но и для его кошелька: по расчетам все того же института IIHS, столкновение между седанами Mercedes-Benz C-Класса и Chevrolet Malibu на скорости 20 км/ч приведет к ущербу на сумму 5 715 долларов. При повышении скорости до 40 км/ч эта сумма возросла уже до 28 131 доллара, а Malibu вообще признали годным лишь под списание.

Почти сразу после публикации доклада IIHS японская компания Subaru объявила об апгрейде своей системы EyeSight. Этот анонс стал весьма неожиданным, ведь Legacy и Outback оказались абсолютными победителями в американских испытаниях: эти два автомобиля стали единственными участниками теста, которые успели полностью остановиться перед препятствием в двух случаях из двух. Теперь в нескольких словах определим, по какому алгоритму работает EyeSight. Основным органом этой системы является стереоскопическая камера. С ее помощью функционирует адаптивный круиз-контроль, система автоматического предупреждения и торможения, а также сигнал о сходе с занимаемой полосы. Существенным ограничением EyeSight является относительно небольшой диапазон видимости: благодаря сложным радарам и сонарам премиум-бренды способны реализовать более хитрые системы. Хотя пример испытаний IIHS показал, что технология Subaru обходит всех конкурентов, поэтому сложность системы или ее высокая стоимость далеко не всегда могут свидетельствовать о высокой эффективности. Теперь японцы представили список улучшений для EyeSight. Вскоре автомобили станут видеть больше и реагировать раньше.

В новых моделях инженеры позволили двум камерам, расположенным под небольшим углом друг относительно друга, видеть мир в цвете. До этого сенсоры работали лишь в черно-белом режиме. Дополнительно к этому установка увеличила примерно на 40% угол обзора и на столько же дистанцию видимости. По словам сотрудников Subaru, эти улучшения позволят кардинально повысить качество работы всей системы. Способность различать цвета и улучшение основных характеристик поможет повысить чувствительность камер до уровня дорогостоящих радаров. Отныне автоматическое торможение будет активно при скоростях менее 50 км/ч, а подготовка к экстренному торможению (максимальная эффективность замедления при малейшем прикосновении к педали тормоза) начнет работать на 70 км/ч. В обоих случаях барьер был повышен на 20 км/ч.

Благодаря цветному зрению автомобили Subaru в перспективе смогут узнавать сигнал светофора. Также это позволит раньше реагировать на стоп-сигнал впередиидущего транспорта. Добавились и не столь очевидные функции. Например, первое поколение EyeSight блокировало подачу топлива, если водитель пытался ускориться перед препятствием. Теперь Subaru не позволит сделать то же самое при движении задним ходом.

Существенным нововведением второго поколения EyeSight станет система Active Lane Keep System. Если раньше умные автомобили Subaru были способны только оповестить водителя о непреднамеренном пересечении линии дорожной разметки, то теперь машина будет способна самостоятельно двигаться в границах занимаемой полосы, совершая для этого необходимые движения рулем.

Сегодня EyeSight стоит совсем недешево: в США она предлагается в качестве опции для моделей Legacy и Outback в исполнении Premium по цене 2 740 долларов, или примерно 88 000 рублей по актуальному курсу. На кроссовер Forester нового поколения ее можно установить за 2 400 долларов. В России EyeSight недоступен в принципе, а в случае его появления система наверняка обходилась бы нашим соотечественникам существенно дороже. Второе поколение умного устройства начнет поставляться в следующем году, причем сначала EyeSight будет доступна только в Японии. Про Северную Америку в Subaru пока не говорят, о продажах полезной системы безопасности России пока можно и не мечтать.

На ушедшей неделе появились первые сведения еще об одной перспективной технологии. В прошлом году началось производство хэтчбека Volvo V40, в числе самых заметных инноваций которого — первая в мире внешняя подушка безопасности. Она работает по следующему принципу: если с помощью камер и радаров компьютер автомобиля понимает, что столкновение с пешеходом неизбежно, он отправляет сигнал на пиропатроны, которые надувают большую подушку и отстреливают капот. Благодаря этому сбитый человек гарантированно защищен от двух главных угроз транспортного средства: моторного отсека и передних стоек крыши. Американская компания TRW Automotive пошла еще дальше: теперь подушки безопасности будут защищать не только пешеходов от машин, но и автомобили друг от друга.

В теории все довольно просто: подушка крепится под днищем легковушки, а при угрозе столкновения, которая опять же определяется камерами, радарами и прочими хитрыми датчиками, она раскрывается и защищает бок автомобиля. По примерным подсчетам, около 37-40% дорожно-транспортных происшествий приходятся именно на этот вид аварий. Размеры такой подушки внушают уважение: длина 200 см, высота 70 см и ширина от 15 до 20 см. Общий объем воздуха — 200 литров. На полное раскрытие уходит примерно 20-30 миллисекунд.

Разработка необычной подушки безопасности была начата в Испании три года назад. Финансовую поддержку проекту оказывает правительство Евросоюза. Пока инженеры не приводят никаких данных эффективности. Вопрос целесообразности применения столь необычной технологии пока остается открытым. Тем временем настрой команды TRW Automotive можно считать вполне оптимистическим: уже к концу текущего десятилетия они планируют начать поставки таких подушек ведущим автомобильным компаниям. Среди первых заказчиков американцы в первую очередь видят производителей немецких седанов премиум-класса. Жизнь и здоровье их пассажиров ценится особенно высоко, поэтому недешевая опция наверняка будет вполне оправданной.

Вместе с внешней автомобильной подушкой безопасности в TRW Automotive изготовили автомобиль из прозрачного акрила. Никакой особенной практической ценности он не несет: его основная цель — демонстрация работы систем полуавтоматического управления любопытным зевакам и всем тем, кому лень более подробно изучать современные технологии.

Дополненная реальность давно вошла в нашу жизнь: уже десятилетие доступны игры для мобильных устройств с этой технологией, а сегодня в App Store и Google Play можно скачать немало веселых программ-безделушек, которые помогут скоротать время в пробке или на диване. В области автомобильного применения пока все ограничивается редкими анонсами от Pioneer и прочих компаний, напрямую не выпускающих транспортные средства. Audi уже начала предлагать программу eKurzinfo для iOS, которая на текущий момент является самой интерактивной инструкцией. Концерн Volkswagen решил не останавливаться на достигнутом и уже представил электронное руководство по ремонту с элементами дополненной реальности. Новинку опробовали на малыше up!. Выглядит многообещающе.

Все идет к тому, что в скором времени механики забудут, как крутить гайки. Приложение MARTA (Mobile Augmented Reality Technical Assistance — «мобильное техническое руководство с дополненной реальностью») для iPad позволяет приступить к ремонту и обслуживанию любого поддерживаемого автомобиля без малейших знаний о его конструкции. Знай себе наводи камеру на нужные ракурсы и повторяй движения виртуального помощника. Умная программка даже подскажет, каким образом требуется приложить ключ и в какую сторону его крутить.

Разработчиком приложения стала компания Metaio. К текущему дню программисты Metaio создали больше 1000 программ, существенная часть которых непосредственно связана с технологией дополненной реальности. В столь удобном и наглядном руководстве все хорошо, но одно мешает: не совсем удобно держать iPad и одновременно закручивать гайки. Потенциальное решение этой «проблемы» уже найдено: полгода назад мы размышляли на тему применения Google Glass в автомобиле и упомянули о возможности создания интерактивных инструкций для умных очков.

Полноценная презентация приложения MARTA пройдет во время мероприятия InsideAR Conference в Мюнхене. Это крупнейшая конференция на тему дополненной реальности. Вести шоу будет доктор Вернер Шрайбер, глава Volkswagen Group Research.

#Интересности и необычности

Первое поколение легендарного спорткара Porsche 911 появилось в 1963 году. Дебютная модель нового семейства была впервые представлена миру на мотор-шоу во Франкфурте, ровно 50 лет назад. К своему полувековому юбилею «девятьсот одиннадцатый» стал одним из самых почитаемых автомобилей в мире. Всего было продано более 820 тысяч этих немецких спорткаров, которые славились своими характеристиками и балансом во все времена. К знаменательной дате в Porsche сняли скромный, но весьма занимательный для фанатов этой марки ролик. В нем запечатлены представители всех семи поколений. Удивительно, как немецкой компании удается придерживаться столь консервативной линии, но при этом постоянно быть на острие технического прогресса.

После непродолжительной поездки по ангару все родственники, от прапрапрапрадеда до прапрапраправнука, выстроились в ряд и напели мелодию из песни «Happy Birthday to You». Но где же торт со свечами? Его вполне можно было вывезти на юбилейной серии 911. Ранее в текущем году немцы приготовили сюрприз для всех фанатов Porsche — выпустили спецверсию 911 50th Anniversary Edition. Она основана на купе 911 Carrera S, общий тираж ограничен — 1963 экземпляра. Спорткар получил умную подвеску Porsche Active Suspension Management, 20-дюймовые легкосплавные колесные диски и несколько хромированных полосок на кузове. Продажи 400-сильного автомобиля начались в Германии неделю назад. Войти в историю Porsche можно за скромные 121 119 евро.

В XXI веке у Porsche 911 появился грозный соперник из Страны восходящего солнца — Nissan GT-R. «Годзилла» дешевле немецкого спорткара и зачастую быстрее, хотя у японского купе нет шарма и истории «девятьсот одиннадцатого». Но в следующем ролике принял участие вовсе не GT-R, а его младший брат 370Z Nismo. Представители Nissan устроили зрелищную погоню в лучших традициях британского «ТопГира»: автомобиль против бейсджампера.

На земле и в воздухе в неравном бою сошлись немецкий чемпион GT Academy 2012 Петер Пицера и знаменитый бейсджампер Дэйв Барлиа. Скорость человека с полиэтиленовыми крыльями на некоторых отрезках превышала 200 км/ч. Казалось бы, у любого автомобиля на планете нет ни единого шанса на победу, ведь ему требовалось пройти извилистую горную трассу с огромным количеством опасных шпилек. Однако финал был предрешен: вряд ли Nissan снял бы ролик, в котором его спортивный автомобиль в специальном исполнении Nismo проиграл, даже если в соперниках был сам ветер.



Оригинал материала: https://3dnews.ru./765977