Оригинал материала: https://3dnews.ru./819376

Обзор беззеркальной камеры Panasonic Lumix DMC-GH4: новый флагман

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

Изначально «беззеркалки» появились как своего рода промежуточное звено между зеркалками и компактами. Никто тогда всерьёз не воспринимал камеры без зеркала со сменными объективами и компакты как внушительную угрозу классическим камерам зеркального типа, причём даже для бюджетных решений. Более того, высокопоставленные особы из Canon не раз заявляли, что не видят долгосрочных перспектив у данного сегмента и в борьбу за него вступать не намерены (но позже всё-таки вступили и представили своё решение, хотя и не очень удачное). Однако «беззеркалки» развивались весьма активно, и со временем появились модели, которые противопоставляются даже не бюджетным, а весьма продвинутым камерам зеркального типа. И таких аппаратов немало — даже без учёта единственной (в трех лицах) и пока неповторимой полнокадровой «семёрки» от Sony. Это, например, Fujifilm X-T1 и Olympus OM-D E-M1, которые уже успели побывать у нас на тестировании, а также герой материала — Panasonic Lumix DMC-GH4. Внешне камера практически копирует прошлогоднюю Lumix DMC-GH3, но внутри новшеств хватает — выше разрешение экрана и видоискателя, гораздо больше зон фокусировки, короче минимальная выдержка и выдержка синхронизации, а на закуску — поддержка карт UHS II и честного 4K-видео. В общем, в сегменте топовых «кропнутых беззеркалок» появился чрезвычайно сильный игрок.

#Технические характеристики, заявленные производителем

Panasonic Lumix DMC-GH4
Сенсор изображения Live MOS, 17,3x13,0 мм, 17,2 Мп
Эффективное количество точек, Мп 16,05
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, MPO
Видео: AVCHD Ver 2.0 compliant (AVCHD Progressive), MPEG4-AVC(H.264), (MOV, MP4)
Объектив Сменный объектив micro 4/3
Размер кадра в пикселях Фотокадр:
до 4608x3456
Видео:
4096x2160, 3840x2160, 1920x1080, 1280х720, 640x480
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100 — 25 600 с шагом 1/3 EV
Диапазон выдержек, секунд 1/8000 — 60;
Ручная (до 60 минут)
Экспозамер, режимы работы Замеры в 1728 зонах; мульти, точечный, средний
Экспокоррекция +/- 5 EV с шагом 1/3 ступени
Ведущее число встроенной вспышки 12 при ISO 100, 17 при ISO 200
Автоспуск, с 2/10
Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC(UHS-II)
ЖК-дисплей Наклонный, сенсорный OLED-дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешение 1 036 тыс. точек
Видоискатель Цветной видоискатель с разрешением 2 359 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB, внешний микрофон, подключение наушников
Дополнительно Модуль Wi-Fi
Питание Литий-ионный аккумулятор DMW-BLF19E, 14 Вт·ч
Габариты, мм 132,9x93,4x83,9
Масса, г 560 (включая батарею и карту памяти)
480 (только корпус)

#Комплект поставки

На тестирование был предоставлен некоммерческий образец с предпродажной версией прошивки. Разумеется, в предпродажном образце и комплект поставки оказался неполным — диск с ПО, зарядное устройство, аккумулятор и USB-кабель. Вот, собственно, и всё. Объектив был предоставлен отдельно. Им оказался простенький Panasonic Lumix G Vario 14-42mm F3.5-5.6 ASPH OIS, представленный ещё в 2010 году.

#Внешний вид и удобство использования

Внешне, как мы уже говорили, камера практически полностью повторяет свою предшественницу, модель DMC-GH3. Отличия столь незначительны, что если закрыть имя модели, то даже опытный пользователь не сразу признает новинку. Фактически единственное существенное отличие — это более высокий диск выбора режима работы, получивший к тому же кнопку блокировки по центру, которой у DMC-GH3 не было. Соответственно, как и предшественница, внешне DMC-GH4 похожа на классическую зеркалку. В отличие от двух основных конкурентов, а именно Olympus OM-D E-M1 и Fujifilm X-T1, в облике GH4 нет ни намёка на ретромотивы, которые сейчас весьма популярны (все хотят походить на Leica). Да, металлический корпус не выглядит как произведение искусства, но зато камера чрезвычайно удобна в работе.

Благодаря удобной рукоятке в лицевой части, а также небольшому выступу под большой палец с тыльной стороны Lumix GH4 прекрасно лежит в руке средних размеров, хотя вес «тушки» приличный — самый большой среди конкурентов. Конечно, учитывать лишь вес корпуса без объектива не совсем корректно, но всё же разница весьма существенная. Все органы управления попадают чётко под пальцы, и даже трио клавиш вызова меню выбора баланса белого, чувствительности и введения коррекции экспозиции легко и удобно нажимать разными частями ногтевой фаланги указательного пальца и при этом не приходится перехватывать камеру. В общем, один из тех редких случаев, когда камера кажется продолжением руки. С качеством сборки промахов также нет — тут всё безупречно.

Спереди находятся байонет объектива, лампа подсветки автофокуса, а также разъём подключения кабеля синхронизации, наличие которого для топовых «беззеркалок» уже успело стать правилом хорошего тона.

С тыла настолько много различных функциональных элементов, что даже большой дисплей среди них теряется. К слову, дисплей поворотный, а не наклонный, как у Olympus OM-D E-M1 (у конкурента от Fujifilm дисплей нельзя даже наклонить), с двумя степенями свободы. Над ним находится видоискатель, дополненный регулятором диоптрий. Левее расположена программируемая клавиша Fn5 (по умолчанию отвечающая за переключение между дисплеем и видоискателем), а также кнопка перехода в режим просмотра. Справа от видоискателя находится клавиша видеозаписи, а также кнопка блокировки экспозиции/фокусировки с рычажком выбора режима фокусировки. В правой части тыльной поверхности находятся диск управления, системный динамик, клавиша выбора режима отображения, три программируемые кнопки (по умолчанию — вызова быстрого меню, выбора зоны фокусировки и удаления/возврата на один уровень в меню), а также круглая 4-позиционная клавиша навигации, дополненная кнопкой ввода/входа в основное меню по центру и окружённая вращающимся кольцом.

Сверху по центру расположилась вспышка, в основании которой уместились «горячий башмак» и пара встроенных микрофонов. Левее вспышки находится только диск выбора режима протяжки. Правее установлены клавиши вызова меню выбора баланса белого, чувствительности и введения коррекции экспозиции, программируемая клавиша (по умолчанию — переход к настройкам беспроводного соединения), спусковая клавиша, фронтальный (в случае тестируемой камеры — верхний) диск управления, а также диск выбора режима работы с кнопкой блокировки хода, дополненный рычажком питания.

Снизу, помимо отсека для аккумулятора, находится стандартный разъём установки на штатив, а также скрытый резиновой заглушкой разъём подключения батарейной ручки.

Правая боковая поверхность почти пустует. Тут находится только лишь заглушка разъёма подключения проводного пульта ДУ, а также дверца отсека установки карты памяти. Отдельный отсек для карт памяти — это большой плюс, ведь иногда даже у зеркалок он скрыт под единой крышкой вместе с аккумулятором, а для гибридных камер подобная практика и вовсе является нормой.

Левый борт загружен сильнее. Тут, под тремя резиновыми заглушками, скрыты разъёмы подключения внешнего микрофона, наушников, а также HDMI- и USB/AV-кабелей. На боковой поверхности видоискателя установлена клавиша управления вспышкой. Место весьма неожиданное, да и использовать данную клавишу не особо удобно.

Дисплей и интерфейс. Съёмка и впечатление от работы

#Дисплей, видоискатель и интерфейс

Panasonic Lumix DMC-GH3 был оборудован OLED-видоискателем с разрешением 1 744 тыс. точек, чего вполне достаточно для комфортной работы. Однако разрешение было всё же ниже, чем, например, у камер Sony либо прямых конкурентов новичка. У DMC-GH4 разрешение видоискателя точно такое же, как у всех конкурентов, — 2 359 тыс. точек. Увидеть отдельную точку с таким разрешением невозможно, как ни старайся, причём даже на однотонных графических элементах меню. Да и вообще придраться к видоискателю крайне сложно, ведь цвета отображаются верно, контрастности — хоть отбавляй, а резиновый наглазник чрезвычайно удобен. Однако недостаток всё же есть — автоматическое переключение между дисплеем и видоискателем происходит с небольшой, но немного раздражающей задержкой. Стоит отметить, что аналогичное замечание было и к DMC-GH3, но воз и ныне там.

Дисплей внешне никак не изменился — он сенсорный, основан на органических диодах, с двумя степенями свободы и с теми же ограничениями углов поворота — 180 и 270 градусов. Но теперь его разрешение составляет 1036 тыс. точек против 614 тыс. у предшественника. Стоит отметить, что у основных конкурентов разрешение дисплея аналогичное. Недостаток поворотных дисплеев в том, что если требуется лишь немного наклонить дисплей, то его всё равно приходится откидывать вбок или вниз. К счастью, у Panasonic Lumix DMC-GH4 из-за особенностей OLED-технологии углы обзора позволяют прибегать к наклону дисплея только в редких случаях, например при взгляде на камеру строго сверху или снизу. Цветопередача весьма хороша, хотя на OLED-дисплеи многие пользователи довольно часто жалуются именно из-за неточного отображения цветов. Да и контрастности хоть отбавляй — опять же особенность OLED-технологии. Запас яркости приличный, и на солнце дисплей читается без проблем. Кроме того, защита экрана оказалась весьма прочной — она не боится ни сильного давления, ни острых предметов. В общем, единственная придирка состоит в том, что защита дисплея чрезвычайно быстро собирает отпечатки пальцев. А ведь экран-то сенсорный, поэтому олеофобное покрытие было бы далеко не лишним.

Последний год Panasonic нас радует камерами с красиво прорисованным меню, с хорошим сглаживанием и красивыми шрифтами. К тому же интерфейс камер Panasonic включает не только стандартное основное меню, но и так называемое q.menu (или же «быстрое меню»), поэтому к наиболее часто используемым настройкам можно добраться в пару кликов. Но это не главное достоинство интерфейса. Всё же основным плюсом является гибридная система управления, которая позволяет изменять практически любые параметры как при помощи классических кнопок и дисков, так и используя сенсорный дисплей. Долгое время в сегменте аппаратов с сенсорным дисплеем гибридному управлению фотоаппаратов Panasonic равных не было, хотя сейчас им всё сильнее наступают на пятки камеры Sony.

Однако, с субъективной точки зрения, управление камеры Panasonic всё же пока что лучшее. Не стоит забывать и об огромном количестве дополнительных и программируемых клавиш, которые позволяют мгновенно вызвать меню настройки необходимого параметра. Только аналоговых программируемых клавиш — пять штук (Fn1-Fn5), а ещё есть пять виртуальных во всплывающем боковом меню. Также во второй вкладке всплывающего меню находятся клавиши активирования режима подсветки зон резкости («пикинга»), отключения сенсорного спуска, а также виртуальная кнопка вызова ползунка плавного управления. К слову, в режиме видео в боковом всплывающем меню появляется и третья вкладка, которая позволяет бесшумно управлять выдержкой, диафрагмой, экспокоррекцией, чувствительностью, а также уровнем громкости записи, причём все эти параметры изменятся плавно и беззвучно при помощи уже упомянутого виртуального ползунка.

В общем, работать с камерой крайне удобно, и, несмотря на кажущуюся на первый взгляд сложность освоения такого комплекса органов управления, с ним легко справляются даже неопытные пользователи на чисто интуитивном уровне. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

#Особенности камеры

Сразу стоит отметить возможность съёмки в честном формате 3D, но для этого придётся приобрести отдельный фирменный объектив с двумя раздельными оптическими системами. А вот съёмка 3D-фото силами однообъективной системы, как в компактах Panasonic, в Lumix DMC-GH4 не предусмотрена. 3D-фото можно впоследствии просматривать на телевизорах Panasonic Viera, причём используя для управления воспроизведением пульт телевизора, что весьма удобно.

Разумеется, современная камера не может обойтись и без режима HDR, который позволяет расширить динамический диапазон путём склейки нескольких кадров с различной экспозицией. Камера продвинутая, поэтому режим HDR не вынесен в меню сюжетных программ, так что его можно использовать как в программном режиме, так и в ручных режимах установки экспопары. Кроме того, предусмотрена возможность ручной установки шага экспозиции (1, 2 и 3 ступени), а также автоматическое выравнивание, которое позволяет минимизировать негативный эффект от сдвига камеры во время съёмки. Конечно, определённые ограничения всё же есть. Например, в данном режиме невозможно использовать вспышку или сохранение в RAW, нет и возможности съёмки с брекетингом.

Ещё одной интересной функцией является множественная экспозиция. В данном режиме возможно использование формата RAW и вспышки, а количество наложений фактически не ограничено. Интересной функцией является и интервальная съёмка, которая позволяет фотографировать с шагом от 1 секунды до 99 минут 59 секунд, а количество кадров при этом может достигать 9999. Особенностью режима является то, что при больших паузах между кадрами камера попросту засыпает и автоматически просыпается только тогда, когда нужно сделать следующий кадр. Данная особенность позволяет производить интервальную съёмку довольно длительных процессов без необходимости подзарядки аккумулятора.

Ещё одной важной особенностью Panasonic Lumix DMC-GH4 является наличие модуля Wi-Fi/NFC с весьма широкой функциональностью. Камера при помощи беспроводного модуля связи способна воспроизводить изображение на ТВ, отправлять снимки или видео на ПК, смартфон, в облачную службу Panasonic, а также на различные веб-сервисы (YouTube, Facebook, Twitter, Picasa, Flickr), причём это касается как уже отснятого материала, так и того, который вы как раз пытаетесь запечатлеть. При отправке на ПК специального ПО на принимающей стороне, как в случае камер Sony, не требуется, да и сетевую папку можно выбрать любую — лишь бы было разрешение на запись. Стоит оговориться, что отправлять снимки во время съёмки можно только при установленной карте памяти, потому как сначала происходит запись снимка из буфера на карту памяти, а уж потом — пересылка. При передаче изображений с карты памяти также доступна возможность отправки на печать, причём, как и в остальных случаях, предусмотрена отправка и в режиме инфраструктуры, и при прямом подключении (разумеется, если у принтера есть встроенный модуль Wi-Fi).

Пересылка возможна не только в формате JPEG, но и в RAW, а также в RAW+JPEG. Более того, перед отправкой камера может преобразовывать размер снимка либо отправлять полноразмерные кадры. Управление съёмкой со смартфона осуществляется с помощью программы Panasonic Image App, которая доступна бесплатно в магазине приложений. Ознакомиться с данным ПО можно по ссылке. Возможности программы не ограничены лишь функцией спуска затвора и установки таймера автоспуска — можно управлять множеством параметров фото- и видеосъёмки (выбором фотостиля, разрешения, соотношения сторон, качества, режима экспозамера, баланса белого, режима фокусировки, зоны фокусировки, введением экспосдвига, установкой параметров экспопары). При использовании объективов с моторизированным приводом трансфокации возможно удалённое управление «зумом». Кроме того, доступна привязка геотегов. Встроенного GPS-модуля в камере нет, поэтому координаты программа берёт с GPS-приёмника смартфона. Также стоит отметить возможность активирования функции покадровой анимации при помощи смартфона.

В общем, по функциональности и удобству управления передачей данных по беспроводному каналу камера превосходит Wi-Fi-фотоаппараты Sony и Samsung, а уж остальные тут и вовсе безнадёжно отстают.

#Съёмка и впечатления от работы

В своё время камера DMC-GH3 была предоставлена на тестирование с объективом с моторизированным приводом трансфокации, который весьма удобен в режиме видеосъёмки, однако в процессе подготовки к работе при включении питания немного задерживает данный процесс, ведь ему нужно перейти из транспортировочного в рабочее положение. В связи с этим DMC-GH3 во время тестирования был готов к работе лишь через 0,65 секунды. Впрочем, без объектива данная камера смогла вписаться в стандартную треть секунды. Тестируемая же новинка попала к нам в лабораторию в виде «тушки» с обычным объективом Lumix G Vario 14-42 1:3.5-5.6, что теоретически должно было позволить показать неплохой результат, однако камера смогла сделать первый снимок лишь через 0,48 секунды. Аналогичный результат был показан и без объектива. Тут стоит отметить, что сам по себе результат неплох, и большинство современных «беззеркалок» готовятся к работе приблизительно столько же, но ведь DMC-GH4 — это флагман Panasonic, «беззеркалки» которой первыми покорили треть секунды.

Скорость серийной съёмки тестируемой камеры составляет 12 кадров в секунду, что является лучшим результатом среди конкурентов, ведь Olympus OM-D E-M1 способен отстреливать серию со скоростью 10 кадров в секунду, а Fujifilm X-T1 — «лишь» 8. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. Тут стоит отметить, что герой материала, как и конкурент в лице Fujifilm X-T1, может похвастаться поддержкой карт класса UHS-II. К сожалению, данные карты еще не особо распространены в рознице, а главное безумно дороги, поэтому пока ограничимся использованием одной из самых быстрых карт памяти класса UHS-I. В формате JPEG камера смогла отснять на максимальной скорости феноменальные 204 кадра (ёмкость буфера составляет 81 кадр), в RAW и RAW+JPEG по 41 кадру (ёмкость буфера — 39 кадров). И тут стоит сделать небольшое отступление относительно скорости серийной съёмки. Производителем заявлено 12 кадров в секунду, но доступна данная скорость только при использовании электронного затвора, а вот при активировании механического затвора наши измерения показали 10,7 кадра в секунду. А ведь 12 кадров заявлено для механического затвора. Возможно, данная особенность связана с тем, что у нас на тестировании побывал некоммерческий образец с предпродажной версией прошивки. Для сравнения: бывший «царь горы» и основной конкурент от Olympus при использовании той же карты памяти при скорости 10 кадров в секунду смог отснять 40, 35 и 33 кадра соответственно, а Fujifilm X-T1 при скорости 8 кадров в секунду 36, 22 и 22 кадра соответственно.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Камеры Panasonic нередко впечатляют неплохой скоростью фокусировки, и не стал исключением предшественник тестируемой камеры, который на широком угле уложился на тестовом задании в 0,09 секунды. Разумеется, хороший результат ожидался и от DMC-GH4. Однако предоставленный на тестирование объектив Lumix G Vario 14-42 1:3.5-5.6 никогда особой шустростью не отличался, поэтому каких-то рекордов ожидать было сложно. Собственно, то что автофокус не очень шустрый, было заметно и без измерений. На широком угле для наведения на тестовый шаблон потребовалось 0,28 секунды, а в телеположении 0,35 секунды. Конечно, этот результат неплохой, но конкуренты шустрее. Однако тут опять стоит напомнить, что объективы у Fujifilm X-T1 и Olympus OM-D E-M1 куда интереснее, чем предоставленный на тестирование с героем материала.

Что касается автоматической фокусировки при недостаточном освещении, то тут камера не то что приятно удивила, а поразила. Замер освещённости, при которой камера способна сфокусироваться на объекте съёмки, всегда проводится в одинаковых условиях — аппарат при отключенной подсветке автофокуса фокусируется на тестовом шаблоне, который устанавливается на расстоянии 1 метра. При этом уровень освещённости плавно снижается и фиксируется минимальный, при котором автофокус способен навестись на объект съёмки. Например, Fujifilm X-T1 в подобных условиях смог сфокусироваться при освещённости 0,6-0,8 лк, что для «беззеркалки» является прекрасным показателем, ведь, например, полнокадровой Sony ILCE-7 тестовый шаблон дался только при освещённости 4 лк. До этого дня в нашем зачёте рекордсменом был зеркальный фотоаппарат Pentax K-3, который смог сфокусироваться при освещённости 0,3 лк. Но теперь у нас новый лидер, ведь тестируемая камера смогла сфокусироваться при освещённости 0,1 лк! Для сравнения: уровень освещённости в лунную ночь составляет 0,2 лк. Разумеется, подобный результат был достигнут только после отключения функции быстрой фокусировки, а сам процесс подстройки занял 1,5 секунды. Впрочем, подобная медлительность при столь слабой освещённости простительна, ведь зачастую в подобных условиях даже вручную фокусироваться крайне сложно, а уж об автоматике и вовсе помышлять не приходится.

В плане настроек фокусировки настоящее раздолье. Для начала, переключение между покадровым, постоянным и ручным режимом фокусировки осуществляется при помощи отдельного рычажка, а однократная автоматическая фокусировка в ручном режиме активируется виртуальной клавишей, которая доступна в данном режиме. В плане выбора зон фокусировки Panasonic Lumix DMC-GH4 немного отличается от предшественника. Как и прежде, доступен 1-зонный с возможностью ручного выбора, причём как при помощи джойстика, так и с помощью касания любой точки на экране, так называемый «очень точный» (по центральной точке), а также популярные ныне режимы определения лиц и режим ведения объекта. А вот мультизонный режим отличается, ведь в новинке зон 49 против 23 у предшественника. Кроме того, предусмотрен совершенно новый режим «пользовательский многозонный». В данном режиме пользователь может указать конкретную область работы многозонного режима, что бывает весьма удобно.

Режим определения лиц работает без нареканий и дополнен функцией создания списка избранных персон. Данная функция позволяет сделать три снимка в различных условиях освещения и с различной мимикой, что помогает автоматике корректнее определять избранные лица. Кроме того, возможно указание имени и даты рождения (возраста). В режиме ведения в случае DMC-GH3 у нас была масса замечаний, тогда как новинка в данном режиме работает почти идеально — быстро и легко подхватывает и удерживает объекты даже при их быстром перемещении. Конечно, на слабоконтрастном фоне функция почти бесполезна, но в иных условиях работает она весьма и весьма неплохо. Режим точной фокусировки уже традиционно трёхскоростной, и от скорости тут, разумеется, зависит и точность, хотя обычно достаточно среднего режима скорости/точности.

В ручном режиме фокусировки камере есть чем удивить. Конечно, связь с оптической системой псевдомеханическая, но всё равно управлять фокусировкой при помощи кольца объектива гораздо приятнее, нежели клавишами. Кроме того, в Panasonic Lumix DMC-GH4 предусмотрено множество помощников. Для начала стоит отметить функцию увеличения зоны фокусировки, причём масштаб может быть отрегулирован с шагом 1х (тыльный диск управления) и 0,1х (фронтальный диск управления). Разумеется, необходимую зону можно выбрать не только клавишами навигации, но и просто ткнув пальцем в нужную часть экрана. Конечно же, имеется и шкала дистанций. К сожалению, в отличие от Fujifilm X-T1 тут не предусмотрен индикатор глубины резкости, который был бы весьма полезен начинающим фотографам. Зато имеется функция подсветки зон резкости, или же «пикинг», причём возможен выбор одного из двух уровне интенсивности подсветки, а также одного из трёх цветов, а именно голубой, бледно-жёлтый и зелёный. Функция «пикинга» основана на контрастном методе фокусировки, поэтому при слабой освещённости практически бесполезна, и от этого страдает не только тестируемая камера, но и все остальные с данной функцией. Примечательно, что подсветка граней резкости не работает должным образом уже при освещённости 3 лк, тогда как автофокус, как мы уже отмечали, способен работать при освещённости 0,1 лк.

Установка экспопары осуществляется в стандартных режимах (PASM). Однако это далеко не все функции и настройки установки экспозиции. Пользователю дана возможность выбора одного из трёх стандартных режимов экспозамера и введения экспосдвига в довольно широком диапазоне (от -5 до +5 EV. Также доступна съёмка с автоматическим либо покадровым брекетингом (3, 5 и 7 кадров с шагом 1/3, 2,3 и 1 EV). Однако и это ещё не всё, ведь предусмотрено и ручное управление яркостью тёмных и светлых участков. Фактически это обычная постобработка наподобие интеллектуальной экспозиции, но в ручном режиме. Реализована данная функция весьма интересно. Имеется четыре предустановки, параметры которых можно изменять, а также три пользовательских установки. Изменение яркости теней осуществляется при помощи тыльного диска управления, а светлых участков — за счет верхнего диска. Конечно, внести подобные изменения можно в любом графическом пакете при помощи коррекции гамма-кривой, но если же возможности обработки на ПК нет, то данный инструмент может оказаться весьма кстати, ведь не всегда можно расширить динамический диапазон при помощи режима HDR. Впрочем, зачастую при естественном освещении автоматика весьма достойно выполняет свою работу, причём даже в сложных условиях съёмки, например при сильной облачности либо съёмке против солнца или любого другого яркого источника света. Однако тут стоит признать, что в сложных условиях съёмки Fujifilm X-T1 ведет себя ощутимо лучше, хотя модуль экспозамера у него всего лишь 256-зональный, тогда как герой материала может похвастаться 1728-зональным. Но небольшой проигрыш в работе со сложным освещением Panasonic DMC-GH4 компенсирует богатством настроек и в особенности продвинутым режимом брекетинга с впечатляющим диапазоном настроек. В лабораторных условиях при освещении лампами дневного света ошибка мизерна — она редко переваливает за -0,03 EV. При использовании ламп накаливания промахи чуть больше — до -0,3 EV, что уже заметно даже без измерений. Стоит отметить, что в лабораторных условиях Fujifilm X-T1 допускает схожую ошибку при освещении лампами накаливания, но существенно точнее при свете флуоресцентных ламп. Olympus OM-D E-M1 тут проигрывает оппонентам, что особенно заметно при освещении лампами дневного света.

Настройки баланса белого включают пять предустановок (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания и вспышка), ручную настройку, для которой предусмотрено четыре контейнера, автоматический режим и ручной ввод цветовой температуры от 2500 до 10000 K. Для любого пресета и ручных режимов предусмотрена тонкая регулировка по шкалам A-B/G-M. При естественном освещении ошибка автоматической установки баланса белого заметна, только если использовать калибровочную таблицу, а на глаз углядеть данную ошибку крайне сложно. При искусственном освещении лампами накаливания промахи велики. Зато при освещении лампами дневного света ошибка — по сравнению с результатами предшественника — существенно уменьшилась, причём заметно это даже на глаз, без проведения замеров.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

 Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

 Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Фототесты. Примеры снимков. Выводы

#Фототесты

Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, а также в формате RAW с последующим конвертированием в формат TIFF со стандартными настройками при помощи комплектного ПО SILKYPIX Developer Studio 4.1 SE с настройками по умолчанию. Примечательно, что на момент тестирования ни одна другая программа по работе с RAW-файлами с DMC-GH4 знакома не была.

При съёмке в формате RAW шумоподавление было отключено, а при съёмке в формате JPEG съёмка велась как с шумоподавлением, так и без него. Удивительно, но в столь продвинутой камере активность шумоподавления не регулируется, тогда как у Fujifilm X-T1, например, есть целых пять уровней активности. Разумеется, о раздельной настройке уровня шумоподавления для различных уровней чувствительности речи вообще не идёт.

Баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CС с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными значениями чувствительности от 100 до 25 600 единиц в ISO-эквиваленте с шагом в 1 ступень.

 Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Фр 1 RAW
Шумоподавление отключено
JPEG
Шумоподавление отключено
JPEG
Шумоподавление включено
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
Фр 2 RAW
Шумоподавление отключено
JPEG
Шумоподавление отключено
JPEG
Шумоподавление включено
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
Фр 3 RAW
Шумоподавление отключено
JPEG
Шумоподавление отключено
JPEG
Шумоподавление включено
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600

RAW, без шумоподавления (конвертировано в TIFF с минимальным сжатием)

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/10 c, ISO 100

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/25 c, ISO 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/40 c, ISO 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/100 c, ISO 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/160 c, ISO 1600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/320 c, ISO 3200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/640 c, ISO 6400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/1300 c, ISO 12800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/2500 c, ISO 25600

JPEG, без шумоподавления

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/10 c, ISO 100

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/25 c, ISO 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/40 c, ISO 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/100 c, ISO 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/160 c, ISO 1600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/320 c, ISO 3200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/640 c, ISO 6400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/1300 c, ISO 12800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/2500 c, ISO 25600

JPEG, с шумоподавлением

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/10 c, ISO 100

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/20 c, ISO 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/40 c, ISO 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/80 c, ISO 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/160 c, ISO 1600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/320 c, ISO 3200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/800 c, ISO 6400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/1600 c, ISO 12800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 30 мм, ƒ/8, 1/3200 c, ISO 25600

#Вспышка

У камеры имеется не только «горячий башмак», но и встроенная подъёмная вспышка. По мощности вспышки среди конкурентов Panasonic Lumix DMC-GH4 — неоспоримый лидер, ведь ведущее число при ISO 100 составляет 12, а при ISO 200 — и вовсе 17. Для сравнения: у Fujifilm X-T1 комплектная вспышка при ISO 100 «пробивает» лишь 8 метров. У конкурента от Olympus нет ни встроенной, ни даже комплектной вспышки — тем самым производитель как бы намекает на «профессиональный» статус гаджета. Но вернёмся к герою материала. При столь высокой мощности вспышка довольно быстро заряжается независимо от состояния аккумулятора. К сожалению, серийная съёмка со вспышкой невозможна. Но при быстром нажатии спусковой клавиши удалось отснять со вспышкой 30 кадров за 30 секунд, что весьма неожиданно. Однако при столь высокой интенсивности съёмки уже после 30-го кадра между снимками появляются паузы длительностью до 20 секунд. Это, скорее всего, связано не с необходимостью зарядки конденсаторов, а с сильным нагревом столь мощной вспышки. Также в DMC-GH4 имеется порт синхронизации, который есть и у всех прямых конкурентов. Впрочем, на данный момент стоимость китайских радиотриггеров столь невысока, что особой необходимости в наличии порта синхронизации даже в условиях студии сейчас, в общем-то, и нет.

Количество настроек вспышки впечатляет: предусмотрены режимы заполняющей вспышки, заполняющей с подавлением эффекта «красных глаз» и замедленная синхронизация по первой или второй шторке — причём в обоих случаях возможно активирование функции подавления эффекта «красных глаз». Диапазон коррекции в режиме TTL довольно широк — от -3 до +3 EV с шагом в треть ступени. Также предусмотрен и ручной режим управления мощностью вспышки (от 1 до 1/128 с шагом в треть ступени). Разумеется, есть и беспроводной режим управления (3 группы, 4 канала). Тестовые снимки были сделаны в режиме TTL с шагом компенсации в одну ступень.

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -3

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -2

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -1

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: 0

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +1

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +2

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +3

#Пример снимков

Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками.

#Режим видеосъёмки

Мы уже давно привыкли, что фотокамера Panasonic — это поддержка формата AVCHD и Full HD-видео в режимах 50/60p. Разумеется, не стал исключением и тестируемый аппарат. Но в случае DMC-GH4 это лишь начало — поддерживается запись видео в формате 4K. Поддержки AVCHD при записи 4K, разумеется, нет — мощности процессора для этого недостаточно. А вот в форматах MOV, MP4 и MP4 LPCM (несжатый поток) поддержка 4K имеется, но только в режиме 25/30p (IPB). Скорость потока составляет 100 Мбит/с в секунду. Однако и это не предел. Ведь при записи видео 1080/50p (All-Intra) скорость потока достигает 200 Мбит/с. В общем, раздолье для любителей видеомонтажа.

Настроек в режиме видеозаписи масса. Тут можно не только задавать баланс белого, но и непосредственно во время видеозаписи управлять раскрытием диафрагмы, длительностью выдержки и уровнем чувствительности, а также вводить коррекцию экспозиции. Настройка данных параметров возможна как при помощи дисков управления, так и за счет виртуальных ползунков во всплывающем меню, которые позволяют осуществлять плавное и беззвучное управление. А ведь виртуальные регуляторы ещё и двухскоростные. Помимо прочего, предусмотрено ручное регулирование зон света и тени, которое реализовано так же, как и в режиме фото. И если в случае с фото правка яркостной гаммы — плёвое дело, то для перекодирования видео требуется немало процессорного времени, да и специализированный софт, который имеется далеко не на каждом ПК.

С фокусировкой в режиме видео проблем нет — камера легко подхватывает объекты съёмки даже при их активном движении. Немного мешкать автоматику заставляет только очень быстрое изменение фокусного расстояния. В плане звука Panasonic Lumix DMC-GH4 также обходит всех конкурентов. Помимо пары встроенных микрофонов, предусмотрена возможность подключения внешнего микрофона, а также наушников. Есть и регулировка уровня громкости записи в диапазоне от -12 до +6 дБ с шагом в 1 дБ. Разумеется, в наличии и функция шумоподавления, причём с тремя уровнями активности (также предусмотрен автоматический режим выбора уровня активности). Более того, есть и функция подавления шума объектива. Ну и совсем уж из разряда экзотики — это возможность предварительной записи настроечной телевизионной таблицы, причём предусмотрена не одна, а три стандартные таблицы (SMPTE, EBU и ARIB). В общем, тестируемая фотокамера явно пытается быть похожей на полупрофессиональные камкордеры. Вот только корпус фотокамеры всё же ориентирован на фотосъёмку.

#Примеры записи

AVCHD, 1080/50p

MP4, 4K/25p

MP4 LPCM, 4K/25p

MOV, 4K/25p

#Источники питания и автономная работа

В Panasonic Lumix DMC-GH4 используется чрезвычайно ёмкий литий-ионный аккумулятор на 14 Вт·ч, что является рекордным показателем в классе «беззеркалок», да и среди камер зеркального типа немного конкурентов с аккумулятором большей ёмкости. А ведь у DMC-GH4 ещё и возможность подключения батарейной ручки предусмотрена. Но несмотря на это, запас автономного хода не так уж и велик — 500 кадров при тестировании по стандарту CIPA, тогда как у предшественника, оборудованного таким же аккумулятором, заявлено на 40 кадров больше. Но всё же тут стоит отметить, что заявленная длительность у обоих главных конкурентов значительно меньше — по 350 кадров. В полевых условиях GH4 смогла отснять 840 кадров, из которых только 56 было сделано со вспышкой. В принципе, результат весьма неплохой, но до зеркалок со схожей стоимостью камера всё же не дотягивает ни по заявленным результатам, ни в полевых условиях. Индикатор остаточного уровня заряда всего лишь 3-сегментный, но полагаться на его показания можно, что для предпродажной версии прошивки большая редкость. Зарядка аккумулятора столь большой ёмкости, разумеется, проводится исключительно во внешнем зарядном устройстве, а функция пополнения заряда от USB-шины не поддерживается.

#Заключение

Внешне Panasonic Lumix DMC-GH4 крайне мало отличается от предшественника. Фактически все отличия сводятся только к клавише, блокирующей ход диска выбора режимов работы. Однако это две принципиально разные камеры. Для начала отметим новые, более качественные дисплей и видоискатель. Тут же стоит упомянуть и потрясающе удобный гибридный интерфейс, а также огромное количество программируемых органов управления, причём как аналоговых, так и сенсорных. Да и в целом эргономика камеры очень хорошо продумана, а удачный гибридный интерфейс это подчёркивает. По скорости и длительности серийной съёмки GH4 — рекордсмен. Отдельного внимания заслуживает прекрасно доработанный автофокус. Во-первых, существенно улучшена работа автофокуса в режиме ведения, во-вторых, добавлен новый режим выбора зоны — пользовательский многосегментный, ну и в-третьих, автофокус оказался чрезвычайно цепким даже в темноте, а в нашем зачёте GH4 и вовсе поставил новый рекорд.

Нельзя не заметить и встроенную вспышку — она весьма мощная и к тому же очень быстро заряжается. По функциональности модуля Wi-Fi камеры Panasonic существенно превосходят всех конкурентов, и Panasonic Lumix DMC-GH4 — не исключение. Основная «фишка» камеры — это запись 4K-видео. Но флагманский Lumix выделяется не только разрешением видео, ведь настроек и функций в режиме видеосъёмки у него не меньше, чем в полупрофессиональных камкордерах. В плане автономной работы DMC-GH4 — опять-таки лидер среди конкурентов, хотя и уступает зеркалкам. GH4 немного отстает от конкурирующего Fujifilm в плане корректности работы экспозамера в наиболее тяжёлых условиях. Пусть проигрыш не слишком существенный, но он есть, и компенсировать его приходится более богатыми настройками. В целом же у Panasonic получилась удачная и чрезвычайно интересная камера, но цена на неё уж слишком высокая — на момент публикации этой статьи GH4 без объектива стоит в среднем 70 000 рублей. Больше, чем Canon EOS 5D Mark II.

Выражаем благодарность представительству компании Panasonic за фотокамеру, предоставленную для тестирования.



Оригинал материала: https://3dnews.ru./819376