Оригинал материала: https://3dnews.ru./930017

Обзор Sony α7R II: «беззеркалка» с огромным разрешением

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

Sonyα7 (будем в дальнейшем называть ее по официальному индексу ILCE-7) была одной из самых ожидаемых камер в истории. Шутка ли – первая полнокадровая «беззеркалка». Камера действительно вышла крайне интересной: сравнительно компактной, лёгкой и удобной, при этом она мало в чём уступает классическим зеркалкам. В принципе, из существенных минусов можно было отметить только сравнительно малое время автономной работы. Впоследствии линейка разрослась до трёх моделей: обычная «семёрка» с 24-мегапиксельным сенсором, a7R с матрицей на 36 мегапикселей, а также a7S на 12 мегапикселей – но за счет большого размера пикселя удалось добиться огромной чувствительности, что особенно полезно для видео (благо в камеру добавили возможность записи 4К-роликов).

Первое поколение «семёрок» вышло ещё в 2013-2014 годах, сейчас уже полным ходом продаётся второе поколение. С обычной Sony ILCE-7M2 мы уже знакомились, а сейчас к нам на тестирование попала модификация Sony ILCE-7RM2. Она обладает ещё большим разрешением, чем ILCE-7R, умеет писать 4K-видео, но при этом и цена у неё существенно выше. К сожалению, первое поколение данной камеры на тестирование к нам так и не попало, поэтому сравнить напрямую их не удастся, однако с обычной «семёркой» второго поколения и конкурентами сопоставить новинку мы всё-таки сможем.

Sony ILCE-7M2
Сенсор изображения 35-мм полнокадровый Exmor, 35,8 × 24,0 мм, общее разрешение — 43,6 Мп
Эффективное количество точек, Мп 42,4
Формат сохранения изображения Фотокадр: RAW 14 бит, JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.3)
Видео: XAVC S:MPEG-4 AVC/H.264, AVCHD: MPEG-4 AVC/H.264, MP4: MPEG-4 AVC/H.264
Аудио: AVCHD — Dolby Digital (AC-3) 2-кан., Dolby Digital Stereo Creator, MP4 — MPEG-4 AAC-LC 2-кан.
Байонет объектива Sony E
Размер кадра в пикселях Фотокадр:
3:2
полный кадр
L: 7952 × 5304 (42M), M: 5168 × 3448 (18M), S: 3984 × 2656 (11M);
APS-C
L 5168 × 3448 (18M), M: 3984 × 2656 (11M), S: 2592 × 1728 (4,5M)
16:9
полный кадр
L: 7952 × 4472 (36M), M: 5168 × 2912 (15M), S: 3984 × 2240 (8,9M);
APS-C
L: 5168 × 2912 (15M), M: 3984 × 2240 (8,9M), S: 2592 × 1456 (3,8M)
Видео:
3840 × 2160, 1920 х 1080, 1280 × 720
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте ISO 100–25600 (расширяемая до ISO 50–102400 при фотосъемке), АВТО (ISO 100-6400, с выбором верхнего / нижнего предела)
Диапазон выдержек Фото: 1/8000 до 30
Видео: от 1/8000 до 1/4
Экспозамер 1200-зональный
Экспонометрия: многозонный замер, точечный замер, центрально-взвешенный замер
Экспокоррекция От –5 до +5 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
Встроенная вспышка Нет
Автоспуск, с 2, 10, 10 с автоматической серийной съёмкой на 3/5 кадров
Устройство хранения информации Memory Stick PRO Duo, Memory Stick PRO-HG Duo, Memory Stick XC-HG Duo, карты памяти SD/SDHC/SDXC (совместимость с UHS-I)
ЖК-дисплей Наклонный дисплей размером 7,5 см (3,0 дюйма) и разрешением 1228,8 тыс. точек
Видоискатель OLED-матрица 1,3 см (0,5 дюйма) с разрешением 2359 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB 2.0, разъёмы подключения наушников и микрофона (mini-jack 3,5 мм), Wi-Fi, IEEE 802.11b/g/n, NFC Type 3
Питание Литий-ионный аккумулятор NP-FW50, 7,3 Вт*ч
Габариты (Ш х В х Д), мм 126,9 × 95,7 × 60,3
Масса, г 582 (только корпус)
625 (с батареей и картой памяти, но без защитной крышки)

#Комплект поставки

В комплекте с Sony ILCE-7RM2 идёт: кабель питания, адаптер переменного тока AC-UD10, аккумулятор NP-FW50 × 2, защита для кабеля, зарядное устройство BC-VW1, наплечный ремень, крышка для объектива, заглушка для синхроконтакта, крышка видоискателя, кабель USB-MicroUSB. Несмотря на огромный размер файлов (это касается как 42-мегапиксельных фото, так и 4К-видео), камера так и не обзавелась интерфейсом USB 3.0, что уже пора записывать в минусы.

#Внешний вид и удобство использования

При разговоре о дизайне 7RM2 вполне можно поиграть в игру «найди 10 отличий» — если сравнивать с камерой Sony ILCE-7M2. Можно – но не нужно, игра получится скучной: отличий всего два. Первое – по центру диска выбора режима съёмки появилась клавиша блокировки вращения селектора. Второе – изменилась форма резинового наглазника видоискателя. Но всё же опишем корпус немного подробнее. В основе лежит прочная основа из магниевых сплавов, причём твёрдый и лёгкий металл применяется не только в конструкции рамы – передняя и задняя панель изготовлены из него же. Все органы управления надёжно герметизированы. Сборка, разумеется, безупречная, чего и ждёшь от фотоаппарата стоимостью порядка 3 000 долларов.

По ширине и высоте фотоаппарат остался таким же, как и предшественник, а вот в толщину увеличился сразу на 12 мм, что характерно и для обычной «семёрки» второго поколения — у них идентичные корпуса. Масса также значительно увеличилась – до 625 грамм с аккумулятором и картой памяти, при том что первая α7R с аккумулятором тянула лишь на 465 грамм. Конечно, это далеко от показателей даже кроп-зеркалок, не говоря уже о полнокадровых классических зеркалках, тем не менее вес ощутимый. В любом случае есть порядка трети выигрыша по массе перед зеркалками — и это немало.

Спереди находится байонет, светодиод подсветки автофокуса, ИК-приёмник сигналов пульта дистанционного управления, а также лицевой диск управления классической, а не «нексовской» конструкции, как в случае α7R. К слову, с тыльной стороны диск управления также классический.

Большую часть тыльной панели традиционно занимает дисплей, над которым поместились видоискатель с датчиком приближения, клавиша входа в основное меню и программируемая кнопка C3, которая по умолчанию отвечает за увеличение в режиме просмотра отснятого материала. В правой части находится двухпозиционный селектор блокировки экспозиции и переключения между ручным и автоматическим фокусом. Собственно блокировка и переключение осуществляется при помощи клавиши по центру селектора. Кроме того, данная клавиша в режиме просмотра отвечает за активирование режима просмотра миниатюр. Чуть ниже находится кнопка вызова функционального меню, вращающееся кольцо, которое также является 4-позиционным органом навигации, причём многофункциональным, а у самого нижнего края расположились клавиша перехода в режим просмотра и программируемая кнопка C4.

Сверху находится «горячий башмак», стереомикрофон, упомянутый уже селектор режимов с клавишей блокировки по центру, пара программируемых кнопок — C1 и C2, клавиша спуска затвора с рычажком питания, а также диск коррекции экспозиции. Последний не дополнен светодиодным индикатором, в чём, впрочем, нет ничего страшного, ведь самопроизвольное смещение диска крайне маловероятно из-за довольно жёсткого хода. Минус такого решения – при работе с камерой в жару влажный палец может проскальзывать.

Снизу находятся только разъём установки на штатив и аккумуляторный отсек.

С левой стороны под двумя резиновыми заглушками спрятаны разъёмы подключения микрофона и наушников, а также кабелей HDMI и USB. На правой боковой поверхности бросается в глаза только красная клавиша видеозаписи, а вот крышка отсека для карты памяти, напротив, едва заметна.

Дисплей и интерфейс. Съёмка и впечатление от работы

#Видоискатель, дисплей и интерфейс

Видоискатель у Sony α7R2, естественно, цифровой: OLED с разрешением 2360 тыс. точек. Его коэффициент увеличения составляет 0,78х, тогда как все остальные «семёрки» оборудованы видоискателем с коэффициентом увеличения 0,71х. Стоит сказать, что разрешение видоискателя впечатляет, но здесь ILCE-7RM2 не лидер — например, у родственного Sony SLT-A99 разрешение видоискателя аналогичное, хотя представлен он был довольно давно. У конкурирующих камер Canon и Nikon видоискатель, напомним, оптический. Однако у цифрового видоискателя есть и свои преимущества: возможность вывести огромное количество дополнительной информации, в том числе и основное меню, а также просмотреть в видоискателе в реальном времени то, что «видит» камера. Это позволяет провести оперативную корректировку настроек. Отдельно стоит отметить новый наглазник иной формы, ставший к тому же мягче – он теперь плотнее прилегает к глазу. Из минусов — лёгкое мерцание при съёмке с флуоресцентными лампами. Стоит заметить, что этот недостаток проявлялся в беззеркальных камерах Sony довольно давно и его уже давно исправили – но здесь он почему-то вернулся.

Наклонный дисплей с двумя степенями свободы в одной плоскости основан на ЖК-матрице с разрешением 1228,8 тыс. точек: у нее хорошая цветопередача, приличные углы обзора и достаточный запас яркости. Даже если не выкручивать подсветку на максимум, изображение на экране всё равно хорошо читается, в том числе при прямой солнечной засветке — помогает антибликовое покрытие. Вдобавок к этому дисплей устойчив к возникновению мелких потёртостей и царапин, однако защита расположена слишком близко к матрице, поэтому при давлении на неё на экране появляются разводы. Они быстро исчезают, но это опасно для матрицы. Тут Sony стоит перенять опыт Pentax, делающей мощнейшую защиту экранов, благодаря чему повредить их при обычной эксплуатации крайне сложно.

Что до меню, то тут всё по-старому. Традиционно оно разделено на три части: главный экран, быстрое меню, а также основное меню. В последнем можно активировать так называемое мозаичное меню с видимыми на первом же экране разделами – но в этом нет нужды, так как дисплей лишён сенсорного покрытия. Интерфейс работает чрезвычайно быстро, реакция на нажатия органов управления мгновенная. Ниже для ознакомления с ним приведено несколько снимков экрана.

#Особенности камеры

Несмотря на профессиональный или близкий к тому статус камеры, в Sony не стали жертвовать дополнительными функциями – решение для этого сегмента весьма необычное. Например, у конкурентов от Canon и Nikon, а с недавних пор и от Pentax, нет даже функции создания автоматических панорам. У Sony ILCE-7RM2 же – пожалуйста: с разрешением до 12416 × 1856 точек при горизонтальной проводке и до 5536 × 2160 точек при вертикальной. Склейка панорамы практически безупречная – и пусть у Sony уже нет того преимущества, какое было раньше, но благодаря высокому разрешению жёлтая майка лидера остаётся у 7RM2. Недостатки у автопанорам Sony тоже есть: например, отсутствует виртуальная линия горизонта, как у Fujifilm. Кроме того, скорость серийной съёмки не слишком высокая, поэтому фотоаппарат приходится поворачивать довольно медленно, тогда как «кропнутые» беззеркалки Sony можно поворачивать чуть не вдвое-втрое быстрее. Такова плата за полный кадр с 42 мегапикселями.

Функция обнаружения лиц дополнена автоспуском при обнаружении улыбки, также предусмотрена возможность создания списка избранных лиц. Мы упоминали про недостающую виртуальную линию горизонта при съемке панорам, но при обычной съёмке у ILCE-7RM2 виртуальный уровень есть. К сожалению, тестируемая камера не умеет автоматически поправлять горизонт, как, например, аппараты Pentax, хотя стабилизатор, способный наклонять сенсор, у героя сегодняшнего обзора тоже имеется. Уровень работает в двух плоскостях и может отображаться как на дисплее, так и непосредственно в видоискателе, а не в строке информации, как и у большинства зеркалок.

Тестируемая камера наделена двумя режимами расширения динамического диапазона. Первый — программная обработка одного снимка, функция D-Range Optimizer (DRO), которая автоматически попиксельно подстраивает экспозицию согласно анализу освещенности изображения, причём с возможностью указания активности работы функции. Второй режим более традиционный — это функция HDR, которая склеивает три кадра, отснятые с различной экспозицией. В настройках функции предусмотрен как автоматический режим указания вилки экспозиции, так и ручной — от 1 до 6 ступеней с шагом в одну ступень. Но обычно и автоматический режим позволяет получить отличный результат. К сожалению, функция не работает при использовании формата RAW.

Отдельного внимания заслуживают функции корректировки изображения: камера способна исправлять виньетирование, дисторсию и хроматические аберрации. Конечно, всё это можно сделать в пакетах обработки фото, например в Adobe Lightroom, но обработка требует дополнительных усилий, а встроенные средства позволяют обойтись автоматикой, работа которой совершенно незаметна для фотографа.

Отметим и режим многокадрового шумоподавления. Принцип работы заключается в склейке нескольких последовательно отснятых кадров, в результате чего подавляются шумы, имеющие случайный характер. Фотографам этот способ известен давным-давно — он нередко применялся серьёзными пользователями графических пакетов, где склейка кадров производится вручную. Но у ручной обработки есть два весомых минуса: во-первых, съёмка возможна только со штатива, а во-вторых, ручная склейка требует хороших навыков работы в графических пакетах и немалых трудозатрат. В нашем случае съёмка возможна с рук, а автоматическая склейка занимает пару секунд. Однако есть и недостатки, свойственные всем режимам, где происходит склейка нескольких кадров, — при съёмке быстро движущихся объектов на изображении появляются двоения. Кроме того, в режиме многокадрового шумоподавления съёмка возможна только в формате JPEG.

Имеющаяся на борту парочка Wi-Fi и NFC позволяет осуществлять беспроводное управление при помощи смартфонов/планшетов на Android или iOS, а также копировать отснятый материал. При подключении камеры к беспроводной точке доступа для передачи данных на ПК соединение можно настроить как вручную, так и при помощи WPS (разумеется, если точка доступа поддерживает данный режим).

Для беспроводной передачи данных на ПК необходимо установить бесплатное приложение Sony Play Memories, которое автоматически настраивает беспроводное соединение при первом подключении камеры к ПК при помощи USB-кабеля. Далее при активировании беспроводной передачи данных карта памяти будет доступна на ПК как обычный внешний USB-носитель. Для работы через смартфон используется мобильная версия Sony Play Memories.

В Sony α7R2 установлен 5-осный стабилизатор, аналог которого имеется только в «беззеркалках» Olympus. Вот только там используется сенсор стандарта Micro Four Thirds в четыре раза меньшего размера, здесь же – полный кадр. Наряду с ILCE-7M2 это первая полнокадровая камера со встроенным стабилизатором. Производитель заявляет, что он позволяет выиграть до 4 ступеней. Отметим, что стабилизатор ILCE-7RM2 способен работать в паре с оптическими стабилизаторами, встроенными в фирменные объективы. Причём это распространяется на оптику как с байонетом Е, так и с байонетом А, которую можно подключить через переходник.

Другая уникальная особенность ILCE-7RM2 – первый полнокадровый сенсор с тыльной подсветкой. Кроме того, он лишён низкочастотного оптического фильтра: борьба с муаром осуществляется исключительно программными средствами. Тут нельзя не вспомнить камеры Pentax, которые также используют сенсоры Sony без AA-фильтра, но с муаром способны бороться ещё и за счёт микровибраций сенсора, чего тестируемая камера делать не умеет.

#Съёмка и впечатления от работы

По скорости подготовки к работе «беззеркалки» — не ровня классическим зеркалкам, в том числе и недорогим. Однако большинство «беззеркалок» включаются за 0,3-0,5 секунды, разве что камерам Fujifilm требуется на это около 1 секунды. Но бывают исключения: например, камере ILCE-7 требовалось 1,78 секунды, что мы во время тестирования решили списать на сырость прошивки. Однако во втором поколении обычной «семёрки» ситуация только ухудшилась, и фотоаппарат смог сделать первый снимок только через 2,13 секунды, то есть примерно как обычный компакт. К счастью, вторая «семёрка» с буквой R в названии справилась быстрее всех из своего семейства – 1,36 секунды. И всё равно это довольно скромный показатель. Стоит напомнить, что в случае Nikon D810 измерение скорости подготовки вовсе не проводилось, потому как данный фотоаппарат готовится к работе быстрее, чем палец перемещается с рычага питания на клавишу спуска. В общем, тут победа за зеркалками — как была, так и остаётся.

Как и оба конкурента (Nikon D810 и Canon 5DS), тестируемый фотоаппарат способен выдавать серии со скоростью 5 кадров в секунду, что только на первый взгляд довольно скромно. Тут как-никак полный кадр, а разрешение составляет 42 Мп (у конкурентов 36 и 51 соответственно). Также стоит обратить внимание на тип поддерживаемых карт: оба конкурента работают как с SD, так и с Compact Flash, причём последние с поддержкой UDMA 7, то есть в теории скорость записи может достигать 160 Мбайт/с. А вот у тестируемой камеры всего один слот под карты SD, причём, несмотря на высокое разрешение, поддерживаются только карты UHS-I, у которых предельная скорость записи составляет 90 Мбайт/с. Хотелось бы как минимум поддержку карт памяти SD UHS-II, способных переварить при записи поток данных до 250 Мбайт/с, а в идеале – и два слота для карт памяти. Но что есть, то есть.

Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW и в RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, которая также использовалась при тестировании первого поколения семёрки, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I (U1) с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. Также для контроля результатов использовалась карта памяти Kingston SDXC 64GB Class10 UHS-I U3 Ultimate, у которой максимальная скорость записи чуть ниже — 80 Мбайт/с, но зато минимальная скорость записи гарантированно не ниже 30 Мбайт/с против 10 Мбайт/с у карты памяти SanDisk.

Впрочем, несмотря на разницу скоростей карт памяти, результат оказался одинаковым. При съёмке в RAW и RAW+JPEG камера отсняла без запинки 10 кадров, при съёмке в JPEG – 23 кадра. Стоит напомнить, что при аналогичной скорости съёмки ILCE-7M2 (обладающая почти вдвое меньшим максимальном разрешением) сняла 25, 29 и 54 кадра соответственно. Разумеется, была проведена съёмка и с кадрированием APS-C, при использовании которого максимальное разрешение составляет 18 Мп. Примечательно, что и в этом режиме подопытный до обычной «семёрки» второго поколения не дотянулся, отсняв лишь 23, 24 и 39 кадров соответственно. Добавим, что при кадрировании 35 мм и установке разрешения снимков 18 Мп камера снимает серию той же длительности, что и при максимальном разрешении. Nikon D810 при чуть меньшем разрешении и использовании карты памяти SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I (U1) смог отснять 100 кадров в JPEG (искусственное ограничение), а также 19 в RAW и 17 в RAW+JPEG. Тут выигрыш снова за классикой.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов. Фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Тестируемый фотоаппарат, как и ILCE-7M2, был предоставлен с объективом SEL2470Z f/4 ZA OSS (то есть ZEISS), поэтому их результаты вполне можно сравнивать. А сравнивать стоит, ведь, в отличие от обычной «семёрки», у ILCE-7RM2 не 117 фазовых датчиков, а 399, что на данный момент является абсолютным рекордом среди полнокадровых камер (например, у Canon EOS 5DS 61 точка фокусировки, а у Nikon D810 — и вовсе 51). На практике выигрыш если и есть, то на грани погрешности. На широком угле камера смогла сфокусироваться за 0,13 секунды, а в телеположении — за 0,14 секунды, тогда как ILCE-7M2 уложилась в 0,13 и 0,15 секунды соответственно. Nikon D810, который у нас побывал на тестах с объективом AF-S Nikkor 24-70 mm 1:2.8G ED, навелся на резкость за 0,17 и 0,23 секунды соответственно при фазовом методе фокусировки; при контрастном методе – за 0,54 и 1,3 секунды. В общем, при использовании видоискателя выигрыш небольшой, а вот в режиме LiveView классика безнадёжно отстаёт.

Для определения минимального уровня освещённости, необходимого для корректной работы автофокуса, использовалась пара ламп с плавной регулировкой яркости. Согласно нашей методике результат идёт в зачёт только при корректной отработке автофокуса 10 раз подряд, если же автоматика хоть раз промахивается, то уровень освещённости повышается. Так что в зачет пошли 0,27 лк, хотя периодически камере удавалось сфокусироваться при 0,18 лк. Именно при этой освещённости ILCE-7RM2 смог выполнить задание 10 раз подряд.

Однако стоит учесть, что при падении освещённости ниже 20 лк скорость фокусировки ощутимо снижается, а при минимально достаточной освещённости процесс фокусировки длится более половины секунды. Впрочем, это не так страшно, особенно если учесть, что первая «семёрка» была подслеповатой и с трудом фокусировалась при освещённости порядка 4 лк, что долгое время являлось антирекордом, пока его не «превзошли» бюджетные зеркалки Canon. К слову, примечательно, что в настройках можно указать максимальное время фокусировки, в том числе и неограниченное, что как раз будет полезно в условиях низкой освещённости.

Выбор области фокусировки включает пять вариантов: автоматический выбор точки, по центральной зоне, ручной выбор с возможностью указания одного из трёх размеров зоны, зонная фокусировка с указанием крупной зоны, а также мультизонный режим. Автофокус работает в покадровом или в непрерывном режиме, также возможно активирование режима ведения. Нередко данный режим работает крайне некорректно, у ILCE-7RM2 же он вполне работоспособен, однако удерживать удаётся только медленно или линейно движущиеся цели – в иных случаях автоматика быстро переключается на другие объекты. Впрочем, есть и плюсы, ведь автоматика способна удерживать цель даже на слабоконтрастном фоне, а при первичном захвате автоматически определяются размеры ведомого объекта, что в теории повышает надёжность удержания.

Подсветка автофокуса активируется слишком рано — ещё до того, как скорость фокусировки начинается снижаться из-за слабого освещения. Лучше отключить её вовсе, ведь даже при съёмке портретов со вспышкой, когда лампа подсветки может в теории помочь сузить зрачки фотографируемого, смысла от неё ноль. Во-первых, встроенной вспышки нет, а накамерная зачастую находится довольно далеко от оптической оси объектива, что минимизирует проявление эффекта «красных глаз», а во-вторых, в настройках вспышки имеется режим подавления данного эффекта, который сужает зрачки фотографируемого гораздо лучше, чем лампа подсветки автофокуса.

Для ручной фокусировки в камере предусмотрено несколько помощников: это шкала расстояний с достаточно подробной градуировкой, увеличение зоны фокусировки (в 5,9 и 11,7 раза), а также режим подсветки граней резкости (focus peaking) с возможностью выбора одного из трёх цветов подсветки и одного из трёх вариантов активности. Несмотря на улучшенную работу автофокуса при слабом освещении, режим «пикинга» в таких условиях бесполезен. Как и прежде, приходится полагаться либо на увеличение зоны фокусировки, либо на автофокус.

Экспозамер основан на 1200-зональном оценочном датчике, который используется в подавляющем большинстве камер Sony, в том числе и в откровенно бюджетной A37, причём на протяжении уже многих лет. В настройках доступны все режимы экспозиции (PASM), а выбор режимов экспозамера ограничен стандартным трио. Введение экспокоррекции возможно в диапазоне от -5 до +5 ступеней с шагом в треть ступени. Однако тут стоит отметить, что диапазон регулировок на диске коррекции ограничен значениями -3…+3 EV, а дальнейшая поправка доступна только при установке через меню. Также предусмотрена съёмка с автоматическим и покадровым брекетингом 3, 5 или 9 кадров с шагом 0,3, 0,5, 0,7 или 1 ступень, а также 3 и 5 кадров с шагом 2 или 3 ступени. В общем, задел внушительный, и даже Nikon D810 с его 7 кадрами тут проигрывает. Настройки брекетинга осуществляются только в меню протяжки, что не всегда удобно — хотелось бы выделенных клавиш как на серьёзных зеркалках.

При естественном освещении автоматика практически в любых условиях срабатывает отлично. Она не страдает от болезни вытягивания теней, свойственной многим фотокамерам. Введение коррекции требуется только в особо сложных случаях либо для реализации задуманного художественного эффекта. В лабораторных условиях при искусственном освещении автоматика также показала отличные результаты. При освещении лампами дневного света с цветовой температурой 5500 K ошибка составила ничтожные 0,08 EV, что практически невозможно заметить невооружённым глазом. А при освещении лампами накаливания измеренная ошибка составила... 0 EV. Тут стоит напомнить, что у Sony ILCE-7M2 ошибка экспозамера составила -0,28 EV и -0,33 EV соответственно. Однако Nikon D810 при искусственном освещении также выступил весьма достойно, ведь ошибка составила 0,08 EV и 0,16 EV соответственно, а при активировании режима сохранения тёплых оттенков ошибка при освещении лампами накаливания уменьшалась до 0,04 EV, что близко к показателям героя материала.

В настройках баланса белого доступны следующие пресеты: солнечно, тень, облачно, лампа накаливания, флуоресцентная лампа (4 настройки) вспышка и подводная съёмка. Также предусмотрена ручная установка цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 9900 K с шагом 100 К. Предусмотрена и подстройка всех пресетов по шкале m/g-a/b (по 14 позиций). Кроме того, возможна съёмка с брекетингом баланса белого. Для хранения настроек ручной установки предусмотрено три ячейки.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

 Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5 500 K

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5 500 K

 Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Фототесты. Примеры снимков. Выводы

#Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в форматах RAW (шумоподавление в конвертере отключено), а также JPEG с минимальным сжатием с тремя вариантами активности шумоподавления, включая многокадровое. Баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Adobe Photoshop CC с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 50 до 102 400 единиц в ISO-эквиваленте. При съёмке в формате JPEG при многокадровом шумоподавлении значение чувствительности из расширенного диапазона менее ISO 100 не поддерживаются.

 Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Фр 1 JPEG
ШП отключено
JPEG
слабое ШП
JPEG
нормальное ШП
JPEG
многокадровое ШП
RAW
ISO 50       -
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
ISO 51200
ISO 102400
Фр 2 JPEG
ШП отключено
JPEG
слабое ШП
JPEG
нормальное ШП
JPEG
многокадровое ШП
RAW
ISO 50       -
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
ISO 51200
ISO 102400

Фр 3 JPEG
ШП отключено
JPEG
слабое ШП
JPEG
нормальное ШП
JPEG
многокадровое ШП
RAW
ISO 50       -
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
ISO 51200
ISO 102400

RAW (конвертировано в TIFF при помощи комплектного ПО с настройками по умолчанию)

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/2 c, ISO 50

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/4 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/8 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/15 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/30 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/60 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/125 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/250 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/500 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/1000 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/2000 c, ISO 51 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/4000 c, ISO 102 400

JPEG, шумоподавление отключено

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/2 c, ISO 50

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/4 c, ISO 100

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/8 c, ISO 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/15 c, ISO 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/30 c, ISO 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/60 c, ISO 1 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/125 c, ISO 3 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/250 c, ISO 6 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/500 c, ISO 12 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/1000 c, ISO 25 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/2000 c, ISO 51 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/4000 c, ISO 102 400

JPEG, шумоподавление слабое

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/2 c, ISO 50

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/4 c, ISO 100

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/8 c, ISO 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/15 c, ISO 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/30 c, ISO 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/60 c, ISO 1 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/125 c, ISO 3 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/250 c, ISO 6 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/500 c, ISO 12 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/1000 c, ISO 25 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/2000 c, ISO 51 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/4000 c, ISO 102 400

JPEG, шумоподавление нормальное

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/2 c, ISO 50

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/4 c, ISO 100

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/8 c, ISO 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/15 c, ISO 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/30 c, ISO 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/60 c, ISO 1 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/125 c, ISO 3 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/250 c, ISO 6 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/500 c, ISO 12 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/1000 c, ISO 25 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/2000 c, ISO 51 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/4000 c, ISO 102 400

JPEG, шумоподавление многокадровое

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/4 c, ISO 100

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/8 c, ISO 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/15 c, ISO 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/30 c, ISO 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/60 c, ISO 1 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/125 c, ISO 3 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/250 c, ISO 6 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/500 c, ISO 12 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/1000 c, ISO 25 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/2000 c, ISO 51 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, f/13, 1/4000 c, ISO 102 400

#Работа со вспышками

Встроенной вспышки у фотокамеры нет – как, впрочем, нет её и у любой другой «семёрки» Sony. Это типичная ситуация для профессионального сегмента. А вот отсутствие синхроразъёма – это недостаток, у конкурентов он есть. При необходимости можно установить в «горячий башмак» опциональный переходник – но всё-таки хотелось бы иметь больше пространства для манёвра. Настройки вспышки максимально упрощены: фактически доступен только выбор режима работы (заполняющая, медленная синхронизация, медленная синхронизация по задней шторке и беспроводной режим), а также введение коррекции в диапазоне от -3 до +3 с шагом в треть ступени. В общем, всё отдано на откуп внешним решениям.

Режим видеосъёмки

В плане съёмки видео Sony α7R II весьма хороша. Разумеется, доступно полное ручное управление параметрами экспопары как перед записью, так и во время съёмки. Кроме того, во время видеозаписи можно изменять уровень чувствительности, который ограничен значением ISO 25 600. Также, не прерывая съёмку, можно выбирать режимы работы и зоны фокусировки, а вот для настройки баланса белого запись всё-таки придётся прервать. Автофокус, разумеется, работает непрерывно, причём ведёт себя весьма корректно даже в сложных ситуациях, например при необходимости быстрого переключения между близкими и дальними объектами. Особенно впечатляет практически незаметный процесс подстройки, что является огромным плюсом для камеры с полнокадровым сенсором, ведь глубина резкости у неё приличная, что, соответственно, предъявляет более высокие требования к подстройке автофокуса.

Звук по умолчанию пишется на пару встроенных микрофонов, причём, нужно признать, весьма неплохих. В настройках предусмотрен выбор уровня чувствительности (31 значение), вывод уровня громкости записи на экран, а также программное подавление шума ветра. Оно работает весьма эффективно даже при сильных порывах, но, к сожалению, параллельно здорово сужает частотный диапазон. Разумеется, в Sony не могли не предусмотреть массу аксессуаров для записи звука: это навесной стереомикрофон с возможностью поворота головки с капсюлем, GUN ZOOM-микрофон с изменяемой диаграммой направленности, радиомикрофон и радиомодуль на «горячий башмак» с дальностью действия 100 метров, микрофон с высокой чувствительностью и широкой АЧХ, а также пара комплектов подключения XLR-микрофонов с фантомным питанием. Звук может как передаваться напрямую, так и синхронизироваться с видео. Как уже отмечалось выше, в камере предусмотрен не только разъём подключения микрофона, но и вход для наушников.

Вот мы и дошли до одной из главных особенностей фотоаппарата, а именно – способности писать 4К-видео. Причём не просто 4К, а с записью в формате XAVC S – это расширение формата XAVC, которое позволяет реализовать запись 4K-видео в потребительской технике. Камера поддерживает битрейт до 100 Мбит/с при ограничении формата 150 Мбит/с. И вот тут имеется один сюрприз. Камера автоматически определяет тип карты памяти и не даёт использовать режим XAVC S HD (1920 × 1080 точек) при установке карт медленнее SD UHS-I U1, а при использовании режима XAVC S (4K) автоматика наотрез откажется работать с картами памяти медленнее SD UHS-I U3. И сюрприз даже не в этом, а в том, что и сертифицированная карта SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I (U1) не была распознана как U1, и это притом, что среди карт UHC-I она одна из самых быстрых. Разумеется, для 4K-видео она не годится, ведь производитель требует карт класса U3, и всё же досадно. В итоге для тестирования видеозаписи была приобретена карта Kingston SDXC Class10 UHS-I U3 Ultimate, которая без проблем распозналась как U3, хотя стоит отметить, что максимальная скорость записи (которая достижима именно при записи видеороликов) оказалась на 12 % меньше. В общем, при покупке карты нужно удостовериться, что камера опознает её соответственно заявленному скоростному классу.

Ещё одна особенность, – при записи в XAVC S 4K (причём независимо от битрейта) дисплей и видоискатель автоматически переходят в режим пониженного энергопотребления, из-за чего даже в пасмурный день на экране мало что видно, а уж в солнечный день от дисплея становится совсем мало толку. В видоискателе данный недостаток менее ярко выражен, но из-за того, что в таком режиме ухудшается и цветопередача, это и тут накладывает определённые ограничения.

Пример записи

00000 – MP4, 1080/50p (28 Мбит/с)

C0003 – XAVC, 1080/50p (28 Мбит/с)

C0003 – XAVC S, 1080/50p (50 Мбит/с)

C0002 – XAVC S, 4K/25p (100 Мбит/с)

#Источники питания и автономная работа

В камере используется литий-ионный аккумулятор NP-FW50 ёмкостью всего 7,3 Вт*ч, то есть точно такой же, как и во всех «семёрках» первого и второго поколения. Его более-менее хватает для решений с APS-C-сенсором, но для полнокадровых «беззеркалок» Sony ситуация печальная. Заявленное время работы – всего 290 кадров при тестировании по стандарту CIPA. Для сравнения: Canon EOS 5DS может нащёлкать 700 кадров при тестировании всё по тому же стандарту, а Nikon D810 — и вовсе 1200. Разумеется, достигнуто это не только за счёт меньшего энергопотребления при использовании оптического видоискателя, но и благодаря более ёмкому аккумулятору: 14 Вт*ч у Nikon и 13 Вт*ч у Canon.

На практике аккумулятор можно посадить и за 100-150 кадров, если активно использовать меню и Wi-Fi-модуль. При обычном повседневном использовании заряда батареи хватило на 360 кадров. Технология InfoLithium, позволяющая отображать уровень заряда с точностью до процента, в случае тестируемой камеры только раздражает, ведь проценты тикают как часы, будто таймер до взрыва. В общем, это один из главных недостатков камеры — проигрыш конкурентам из лагеря зеркалок просто огромен. Решить всё можно было довольно просто, лишь установив аккумулятор большей ёмкости. Да, масса бы еще немного выросла, да и габариты могли пострадать, но разница с классическими зеркалками всё равно уже невелика, чего уж мелочится и экономить пару десятков граммов?

Зарядка аккумулятора производится через USB. Тут есть как плюсы, так и минусы. Начнём с последних: если для не слишком прожорливых камер это никаких проблем не несёт (редко кто докупает к ним резервные аккумуляторы), то в случае Sony α7R II набор запасных аккумуляторов попросту необходим, а заряжать их в корпусе камеры неудобно и долго, поэтому придётся приобретать ещё и отдельное зарядное устройство. Плюсы традиционны: пополнить заряд «в поле» можно от мобильного аккумулятора, ноутбука или аудиосистемы автомобиля. Стоит отметить, что комплектная зарядка довольно мощная (1500 мА/5 В), тогда как многие USB-зарядки ограничены уровнем 500-1000 мА, что, разумеется, сказывается на скорости процесса. Ещё один важнейший момент – ILCE-7RM2 умеет работать, одновременно заряжаясь от внешнего аккумулятора или розетки, словно смартфон.

#Заключение

Итак, что нового у Sony α7R II (ILCE-7RM2)? Выросло разрешение, увеличена максимальная чувствительность, немного улучшился видоискатель, появилась поддержка XAVC S и, соответственно, 4K-видео, немного изменились массогабаритные показатели. Пройдёмся по списку подробнее.

Выигрыш в габаритах и массе относительно «зеркальных» конкурентов стал меньше, но он по-прежнему очень значителен, особенно если учитывать размеры оптики. Беззеркальная система значительно компактнее любой зеркальной, даже если речь идёт об одинаковом размере сенсора.

Коэффициент увеличения видоискателя хоть и изменился, но заметить это без непосредственного сравнения с первым поколением крайне проблематично. По скорости включения камера проигрывает зеркалкам, но при этом она оказалась шустрее всех предыдущих «семёрок», побывавших у нас на тестировании. По длительности серийной съёмки тестируемая камера также уступает зеркалкам-конкурентам, а вот по скорости и удобству фокусировки ILCE-7RM2 предпочтительнее, ведь она и быстрее, и точнее при слабом освещении – да и удобнее, ведь фазовых датчиков гораздо больше, они покрывают большую площадь кадра.

Приятно радует автоматика при установке экспозиции, причём как при любом естественном освещении, так и при искусственном. Более того, по точности установки автоматической экспозиции тестируемая камера является одной из лучших среди побывавших у нас на тестировании. В режиме видеосъёмки тестируемому фотоаппарату конкуренты из зеркального лагеря проигрывают с треском. Поддержка XAVC S свойственна профессиональным видеокамерам, а никак не фотоаппаратам. Собственно, ILCE-7RM2 уже используется многими видеооператорами по всему миру. В режиме видеосъёмки тягаться с полнокадровыми беззеркалками Sony могут только фотокамеры Panasonic с поддержкой 4K-видео, в первую очередь GH4.

Однако не стоит забывать и о недостатках. В режиме записи 4K-видео заряд аккумулятора исчезает на глазах, а подсветка дисплея и видоискателя переключается на минимальную, что неудобно при работе с камерой в солнечную погоду. Также удивляет некорректное определение класса карт памяти, причём сей недуг касается не продукции производителей второго эшелона, а карт SanDisk. Главный же недостаток фотоаппарата – это крайне малое время автономной работы, с этим сложно смириться, даже прикупив набор запасных аккумуляторов.

Как бы то ни было, мириться приходится – мы имеем дело с одной из самых интересных камер за последние годы: полнокадровый сенсор с обратной подсветкой не только позволяет получить снимки огромного разрешения, но и не слишком стесняет при выборе сцен за счет уверенной работы на высоких ISO и эффективного стабилизатора, тем самым снимая с ILCE-7RM2 статус студийной камеры. Это уже отразилось на продажах модели: она всерьез теснит зеркальных конкурентов, несмотря на очень высокую цену. И здесь уже «беззеркалке» не требуются какие-то специальные поблажки вроде скидок на габариты и массу — это полноценный игрок на рынке профессиональной и полупрофессиональной фототехники. Так что мы смело даём этой модели награду «Выбор редакции».

Выражаем благодарность украинскому представительству компании Sony за фотокамеру, предоставленную для тестирования.

Выбор редактора


Оригинал материала: https://3dnews.ru./930017