Оригинал материала: https://3dnews.ru./932788

Stellaris — твой космос, твои правила. Рецензия

Жанр Глобальная стратегия
Издатель Paradox Interactive
Разработчик Paradox Development Studio
Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Quad Q9400 2,6 ГГц/AMD Athlon II X4 640 3,0 ГГц, 2 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 1 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 9, например NVIDIA GeForce GTX 460 v2/AMD Radeon HD 5770, 4 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i3-2100 3,1 ГГц/AMD Phenom II X4 850 3,3 ГГц, 4 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 560 Ti/AMD Radeon HD 6850
Дата выхода 9 мая 2016 года
Возрастной ценз от 7 лет
Платформы PC

Когда студия вроде Paradox Interactive, известная в первую очередь глобальными историческими стратегиями, решает оседлать ракету и отправиться исследовать глубины космоса, невольно начинаешь переживать за конечный результат. Вдруг не выйдет, вдруг будет скучно или слишком криво (в памяти еще свежи впечатления от ранней версии недавней Master of Orion)?

Вот лучше было бы криво, ведь после очередной бессонной ночи появляется желание проклясть и разработчиков, создавших Stellaris, и всю галактику вместе с кнопкой «Играть» в Steam, призывающую нажать на нее что в шесть вечера, что в семь утра. Уж больно занимательный 4X-проект получился.

#Свободу галактическим свинкам!

День для рептилоида Василия с самого утра не задался. Империя в огне — внутри границ бушуют сепаратисты, которые хотят независимости для своей системы, снаружи наседают воинственные моллюски-конкистадоры с мощным флотом. Да и на дальнем рубеже не все гладко — идет война между двумя могущественными фракциями, которая рискует перекинуться на дружественные системы. На решение всех проблем разом ресурсов точно не хватит.

 Вот уж спасибо, только заторможенного в развитии губернатора не хватало

Вот уж спасибо, только заторможенного в развитии губернатора не хватало

Абзац выше описывает реальную ситуацию, которая сложилась во время очередной партии в Stellaris. Это один из сотен возможных вариантов развития событий. Впрочем, чтобы дорасти до таких масштабов, предстоит пройти долгий путь. Для начала нам предлагают определиться с расой, а это процесс небыстрый. Выбор внушительный — от обычных людей до разумных грибов-пацифистов. И ведь каждая отличается политическим строем, отношением к другим видам и уймой дополнительных параметров и нюансов. Если же варианты, доступные по умолчанию, не нравятся, то под рукой есть удобный редактор, где можно или подправить, или с нуля собрать собственную цивилизацию.

Дальше остается лишь отправиться на покорение неприветливого космоса. В Paradox понимают, что великое начинается с малого, поэтому на старте вам достанется роль космических пионеров, то есть расы, только-только освоившей технологию передвижения на дальние расстояния. Если в этот момент открыть галактическую карту, то можно не на шутку испугаться масштабов. Но бояться не стоит, ведь Stellaris очень терпелива к новичкам и, совершенно не торопясь, шаг за шагом объясняет особенности своей механики. Например, научным кораблям, как и исследованиям, нужны руководители: аномалии, соседние системы и новые технологии сами себя изучать не будут. Для остальных дел нанимать лидеров не обязательно, но желательно — губернаторы и адмиралы будут давать поселениям и флоту полезные бонусы. Причем секрет вечной жизни даже в глубоком космосе так и остался секретом — члены руководящей элиты стареют и умирают. Особенно досадно, когда в иной мир отходит ученый, занимающийся важными изысканиями, а на его замену, как назло, именно сейчас не хватает ресурсов. И это лишь одна из множества мелочей, которые нужно держать в уме.

Вообще, свежую «парадоксальную» стратегию можно условно разделить на три уровня управления: планетарный, системный и галактический. На поверхности небесных тел мы задаем вектор развития поселений: что именно строить и кого из жителей отправить работать на добывающую или производственную станцию. В отдельной солнечной системе есть возможность изучать небесные тела, если вы попали сюда впервые, а также устанавливать разнообразные сооружения, от научных станций до оборонительных форпостов. Наконец, на карте вселенной доступна информация о ресурсах в каждом конкретном регионе — располагая этими данными, можно спланировать, в каком именно направлении двигать границы империи, а кого из соседей лучше остерегаться.

 Приятно, когда половину галактического бублика занимают твои подданные

Приятно, когда половину галактического бублика занимают твои подданные

И все это происходит не в привычном для жанра пошаговом режиме, а в реальном времени. В любой момент игрок может изменить скорость его течения или включить паузу, чтобы спокойно раздать приказы или прочитать описание технологий. Очень непривычно, а глаза в первый час отчаянно пытаются найти кнопку «Завершить ход». Однако вскоре привыкаешь, исследование десятков систем затягивает, а затем, спустя некоторое количество минут (в зависимости от размеров и формы выбранной галактики), обнаруживаешь, что далеко не один во вселенной. Тут уже романтика свободных космических путешествий и невероятных открытий начального этапа игры постепенно упирается в стену геополитических проблем и межвидовой вражды. Особенно остро подобное ощущается, если «посчастливилось» оказаться между соседями-ксенофобами, которые наотрез отказываются пускать на свою территорию даже гражданские исследовательские суда, не говоря уже про военный флот.

С момента, когда карта галактики начнет заполняться разноцветными овалами с гербами различных государств, Stellaris становится торгово-политическим симулятором. Для укрепления мирного сосуществования заключаются разнообразные соглашения, учреждаются посольства, формируются альянсы и даже создаются федерации, однако далеко не все расы горят желанием сотрудничать. Тут-то и пригодится грубая сила. Впрочем, просто так на чужую территорию вторгнуться никто не даст — необходимо не только объявить войну, но и указать, с какой целью она ведется. Допустим, сделать проигравшую сторону своим вассалом или заставить ее отдать выбранные планеты под ваше руководство. На каждое из требований затрачивается определенное количество ограниченных боевых очков, так что раскатать губу и захватить все разом не получился — нужно думать и выбирать.

Сами же столкновения проходят в автоматическом режиме. Вы просто направляете корабли в атаку, а дальше игра сама подсчитает, кому и сколько было нанесено урона. В это время слева высвечивается окошко с информацией о текущем положении в бою, но максимум, что вы сможете сделать — это отдать приказ к отступлению. Поэтому делить флотилию на несколько звеньев нет никакого смысла, все равно в непосредственном сражении ими нельзя управлять. Легче сформировать из всех боевых единиц одну гигантскую армаду — Stellaris позволяет объединять в «стек» бесконечное количество войск — и раскатывать получившимся комом всех, кто встанет на пути.

 Жаль, битвы нельзя «проматывать» — и так очевидно, что красным определенно не поздоровится

Жаль, битвы нельзя «проматывать» — и так очевидно, что красным определенно не поздоровится

#Когда-нибудь эта империя достанется тебе, сынок

Со временем количество колонизированных и захваченных планет разрастется настолько, что с ними просто физически не получится совладать. Это не говоря о штрафах за превышение лимита подконтрольных небесных тел. Поэтому есть возможность выделить системы в отдельные сектора — такие автономии управляются компьютером, а в вашу казну стекается процент от добытых на ее территории ресурсов. И тут начинаются новые проблемы — этому не нравится политический строй, там появилась оппозиционная фракция. Набрав достаточно сторонников, искусственный интеллект сперва станет подбивать поселение на бунт, затем — саботировать производство, а финальным аккордом явится вооруженное восстание с целью обретения независимости.

И стоит хотя бы на десять минут отвлечься и пустить все на самотек, как грозная империя зависает над пропастью, на дне которой бушует хаос гражданской войны. Случается подобное, само собой, в самый неудобный момент. Вы можете проводить военную кампанию на дальних рубежах с целью расширения влияния, а в это время другая половина государства под звуки всплывающих уведомлений провозгласит свою независимость, лишит притока всех ресурсов, располагающихся на ее территории, и хорошо, если не успеет подружиться с вашим же врагом.

 Галактическая карта очень информативна

Галактическая карта очень информативна

Не допустить подобного поможет, как ни странно, интерфейс. Стоит отдать должное Paradox за заботу о пользователях — несмотря на большое количество окон, в них просто невозможно потеряться. Всегда понятно, где находишься и куда щелкать, а всплывающие подсказки не просто подробно опишут технологию или параметр, но еще и помогут понять, на что именно сейчас уходят ресурсы. Нужно только не стесняться наводить курсор на непонятный элемент. Особой похвалы заслуживает выделенное меню, где в удобной форме представлена вообще вся информация о подконтрольных планетах, войсках, гражданских судах, фракциях и прочих важных параметрах. Если на старте игры на него не особо обращаешь внимание, то на поздних этапах оно превращается в основной инструмент контроля жизненных показателей огромной империи.

Наверное, пора заканчивать, и так получилось слишком много. Однако все, что здесь описано, — лишь малюсенькая часть стратегии, которую Paradox без особой рекламы выпустила в Steam. Это совершенно непредсказуемое, невероятно увлекательное и комплексное творение может с легкостью заставить вас выпасть из реальной жизни на многие дни. И даже после партии на 30–40 часов покидать Stellaris нет никакого желания. Хочется выбрать другую расу, поставить сложность повыше, а карту — побольше и вновь отправиться покорять галактику.

Достоинства:

  • огромнейшая вселенная, доступная для исследования;
  • глубокие возможности настройки рас;
  • всесторонняя поддержка пользовательских модификаций, которые определенно сделают игру еще лучше;
  • удобный и информативный интерфейс;
  • игровой процесс затягивает так, что для написания рецензии пришлось силой возвращать себя в реальный мир.

Недостатки:

  • в русской локализации строчки залезают друг на друга, делая текст нечитаемым;
  • нет наглядного дерева технологий, поэтому их изучение происходит наобум;
  • небольшие технические огрехи и странные подтормаживания при сражениях больших армий.
Графика Графика в играх этого жанра не слишком важна, но Paradox постаралась на славу. Космос выглядит отлично, сражения заливают экран взрывами, а интерфейс удобен и приятен глазу. Огорчает лишь падение производительности во время масштабных баталий — и это на компьютере, далеко превосходящем рекомендуемые требования.

8

Звук Главная тема чудо как хороша — звучит в трейлере, можете послушать. Однако подавляющая часть музыки — это производные от нее, а потому и приедаются быстро. Лучше включить фоном что-нибудь свое и наслаждаться процессом.

6

Одиночная игра На протяжении каждого матча игра из романтического приключения космических первопроходцев превращается в военно-политическую гонку самых разнообразных видов за господство над вселенной. И для достижения победы все средства хороши.

9

Коллективная игра Представьте, что все, о чем говорилось в рецензии, можно проворачивать с живыми соперниками на карте. Получилось? Добро пожаловать в мультиплеер Stellaris.

9

Общее впечатление Огромная, цельная, умная, захватывающая — Stellaris не хочет отпускать даже глубокой ночью. Если честно, то мы совершенно не против.

9

Подробнее о системе оценок

#Видео:

3DNews рекомендует!


Оригинал материала: https://3dnews.ru./932788