Оригинал материала: https://3dnews.ru./937478

Обзор зеркальной фотокамеры Pentax K-1: технологичный полный кадр

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

В модельном ряду Pentax до недавнего времени было многое: и миниатюрные беззеркалки Q, и обширный ряд зеркалок формата APS-C, и даже средний формат, а вот полного кадра не было, хотя фанаты марки ждали его давно и упорно. Первые слухи о готовящейся камере начали курсировать в Сети ещё 2 года назад: тогда же о полном кадре намекали и в локальном представительстве компании, при этом не раскрывая подробностей. И наконец в 2016 году Pentax представила модель K-1, которая будет конкурировать с такими камерами, как Canon EOS 5DS R, Nikon D810 и Sony Alpha A7R II, но стоить при этом будет традиционно ниже.

Кроме более привлекательной стоимости у K-1 есть и ещё ряд интересных особенностей. Имеется встроенный в камеру стабилизатор, причём не простой, а пятиосный, чего у конкурирующих зеркалок нет; возможна компоновка кадра путём сдвига и наклона матрицы, есть и автоматическая корректировка линии горизонта. Кроме того, предусмотрена весьма интересная функция повышения резкости Pixel Shift Resolution, о которой мы более подробно расскажем ниже. Не обошлось и без встроенных модулей GPS и Wi-Fi. На первый взгляд, предложение выглядит крайне интересно – посмотрим, как на практике.

#Технические характеристики

Pentax K-1
Сенсор изображения КМОП-матрица размером 35,9 × 24,0 мм, 36,77 Мп
Эффективное количество точек, Мп 36,4
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW
Видео: MPEG-4 AVC/H.264 (MOV), Motion JPEG (AVI) для режима интервальной видеосъемки
Объектив PENTAX KAF2
Размер кадра в пикселях Фотокадр: 35 мм Full Frame: 7360 × 4912, 5760 × 3840, 4224 × 2816, 1920 × 1280;
APS-C: 4800 × 3200, 4224 × 2816, 3456 × 2304, 1920 × 1280;
Видео : 1920 × 1080, 1280 × 720
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте Автовыбор, ручная установка: ISO100—204 800 (с шагом 1EV, 1/2EV или 1/3EV)
Диапазон выдержек, секунд 1/8000—30;
синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/200
Экспозамер, режимы работы TTL-замер экспозиции с помощью датчика RGB с разрешением 86 000 пикселей;
многосегментный, центрально-взвешенный и точечный
Экспокоррекция От −5 до +5 EV с шагом 1/3, 1/2 EV
Встроенная вспышка Нет
Автоспуск, с 2, 12
Устройство хранения информации Две карты памяти тип SD (UHS-I)
ЖК-дисплей 8,0 см (3,2 дюйма), разрешение 1037 тыс. точек, свободный наклон во всех плоскостях
Видоискатель На основе пентапризмы с окуляром и диоптрийным корректором;
покрытие кадра – 100%;
увеличение – 0,7х
Интерфейсы USB 2.0 (тип micro-B), Mini-HDMI (тип D), разъём для питания от сетевого адаптера, разъём для подключения спускового тросика, разъём X-sync для синхронизации внешних вспышек, mini-jack (3,5 мм) для внешнего стереомикрофона, разъём для подключения наушников
Дополнительно GPS, компас, Wi-Fi, функция «астрогид»
Питание Литий-ионный аккумулятор D-Li90, 14 Вт*ч
Габариты, мм 136,5 × 110 × 85,5
Масса, г 1010 (c батареей и картой памяти, но без защитной крышки и крышки башмака для принадлежностей)
Актуальная цена 160 000 рублей (версия body без объектива)

#Комплект поставки

Полноценные коробочные образцы включают литий-ионный аккумулятор D-LI90, зарядное устройство D-BC90, кабель питания, ремень O-ST162, наглазник FT (30128), крышку на видоискатель, заглушку на крепление «горячий башмак», заглушки на байонет, на синхроконтакт 2P и для контактов батарейного блока, а также диск с программным обеспечением, русскоязычную инструкцию по эксплуатации и фирменный гарантийный талон.

#Внешний вид и удобство использования

При проектировании Pentax K-1 разработчики поглядывали одновременно и в сторону среднеформатника 645Z, и в сторону топовой кроп-зеркалки K-3. Габариты по меркам полнокадровых зеркалок у K-1 сравнительно невелики: нечто среднее между Nikon D810 и Sony Alpha 7R II. А вот весит полнокадровый Pentax немало – 1010 грамм c учётом аккумулятора. Все конкуренты весят меньше: Nikon D810 – 880 грамм, Canon 5DS R – 930 грамм, Sony Alpha 7R II – 625 грамм. В конструкции корпуса, разумеется, активно используется магний, который является обязательной составляющей корпуса любой современной камеры дороже 1 000-1 500 долларов США. Кроме шасси из металла и магниевых корпусных панелей корпус снабжён массой резиновых прокладок и заглушек, поэтому не боится брызг и дождя. Разумеется, последнее утверждение справедливо только при использовании всепогодных объективов серии WR.

Качество сборки высокое, без каких-то явных промахов, что, впрочем, давно норма для большинства зеркалок. К слову, фотоаппарат собран на Филиппинах, а вот комплектный объектив — в Японии.

Сразу стоит коротко пробежаться по основным уникальным особенностям корпуса: дисплей, который можно крутить в любом направлении; три диска управления + дополнительный диск выбора изменяемых параметров. А вот дополнительный сегментный дисплей чрезвычайно мал и отображает небольшое количество параметров.

Спереди находится байонет объектива, лицевой диск управления, лампа подсветки автофокуса, а также окошко приёмника сигналов ИК-пульта дистанционного управления. Большую часть тыльной поверхности тут занимает дисплей, над которым находятся клавиши перехода в режим LiveView и выбора режима экспозамера, а также видоискатель. В правой части находится второй диск управления, клавиши автофокуса и блокировки автоэкспозиции, привычная пользователям камер Pentaх «зелёная» клавиша, которая отвечает за сброс настроек к стандартным, кнопки перехода в режим просмотра, выбора точки фокусировки, смены режима отображения, входа в основное меню, а также 5 многофункциональных клавиш навигации, формирующих круг. Тут же находится и окошко тыльного приёмника сигналов пульта ДУ.

Левая боковая поверхность изобилует разнообразными клавишами и разъёмами. Ближе к лицевой панели находятся клавиши выбора режима автоматической фокусировки, перехода в режим съёмки RAW, блокировки, рычаг выбора режима фокусировки, а также синхропорт. Ближе к тыльной панели под резиновыми заглушками скрыты порты подключения наушников и микрофона, а также USB, HDMI и разъём подключения внешнего источника питания.

На правой боковой поверхности под пластиковой крышкой скрыта пара разъёмов установки карт памяти, а под резиновой заглушкой – порт подключения проводного пульта дистанционного управления. Стоит отметить, что с открытой крышкой отсека установки карт памяти камера не включится – видимо, это превентивная мера защиты от попадания брызг. Но при этом если открыта крышка аккумуляторного отсека или любая из резиновых заглушек – камера включается без проблем, поэтому особого смысла в такой полумере нет.

Сверху по центру находится «горячий башмак», левее которого установлен диск выбора режима съёмки, дополненный замком, правее мы видим клавишу активирования модуля GPS, крохотный сегментный дисплей, дополненный кнопкой активирования подсветки, клавиши введения коррекции экспозиции, выбора уровня чувствительности, диск выбора ключевых параметров и кнопку спуска затвора с рычажком включения. Также наверху есть рычажок переключения между режимами съёмки фото и видео с дополнительным диском настройки этих параметров. На сегментном дисплее изменяемые параметры не отображаются, поэтому приходится ориентироваться по основному дисплею, что сказывается и на удобстве управления камерой, и на энергопотреблении.

Снизу находится отсек установки аккумулятора, оборудованный крышкой с двухступенчатым замком, штативное гнездо и разъём подключения батарейного блока.

Дисплей и интерфейс. Съёмка и впечатление от работы

#Видоискатель, дисплей и интерфейс

Видоискатель Pentax K-1 большой и светлый. Область покрытия составляет 100% поля кадра, а коэффициент увеличения 0,7x. Кроме информационной строчки непосредственно в поле кадра видоискателя возможен вывод индикатора наклона в вертикальной и горизонтальной плоскостях – долой заваленный горизонт. В настройках возможно активировать отображение не только уровней, но и координатной сетки, рамки автофокуса и точечного замера экспозиции.

Дисплей крепится к камере четырьмя телескопическими опорами, которые позволяют крутить его в любом направлении. Вертикальный наклон ограничен углами 35 градусов, а горизонтальный – по 45 градусов. Кроме того, предусмотрено дополнительное шарнирное соединение, позволяющее производить горизонтальный наклон на угол порядка 90 градусов. Подобное решение уникально для полнокадровой зеркалки – мы уже встречали наклонные дисплеи в них, но не подобной конструкции. На вид система креплений и шарниров довольно проста и тем самым внушает уверенность в своей надёжности.

Сам дисплей ничем примечательным не удивляет – 3,2 дюйма с разрешением 1037 тыс. точек. У дисплея Canon EOS 5DS аналогичные параметры, у Nikon D810 разрешение чуть выше – 1229 тыс. точек. Углы обзора довольно большие, цвета передаются вполне корректно, а благодаря отсутствию воздушной прослойки между ЖК-матрицей и защитным стеклом блики от солнца и других ярких источников света практически не мешают работе.

Меню зеркалок Pentax не изменялось долгие годы, а корявые шрифты без сглаживания попросту набили оскомину. Но с переходом Pentax под крыло Ricoh дело стало меняться: первыми примерили гладкие и красивые шрифты фотоаппараты серии K-S. К счастью, перешли они и на K-1. Иерархия меню впрочем, осталась прежней, изменилось только начертание шрифтов и графических элементов. Меню выстроено логично и понятно даже новичку, причём без помощи руководства пользователя. Ниже для ознакомления с графическим интерфейсом приведено несколько снимков дисплея.

#Особенности камеры

Традиционно зеркалки Pentax защищены от воздействия брызг воды. В этом модели K-1 помогает 87 различных заглушек. Но, разумеется, работает полноценно эта защита только при использовании всепогодных объективов серии WR. Кроме того, камера способна переносить мороз до -10 градусов. Ещё одна особенность корпуса уникальна – это встроенная LED-подсветка. Да-да, не дополнительного дисплея, а именно корпуса. Встроенные лампы подсвечивают байонет, отсек для карт памяти, расположенный рядом разъём пульта ДУ, а также основной дисплей с тыльной стороны. Последние два момента неясны, но подсветка байонета и слотов карт памяти весьма актуальна, особенно в начале использования, когда действия с камерой ещё не доведены до автоматизма.

Фотоаппарат оснащён встроенной системой пятиосной стабилизации изображения PENTAX SR (Shake Reduction): по заявлению производителя, система позволяет скомпенсировать до 5 ступеней экспозиции; механизм стабилизации совместим со всеми когда-либо выпущенными объективами PENTAX, в том числе для пленочных камер, а также с резьбовыми объективами, подключёнными при помощи переходника M42. Система подвесов механизма SR позволяет сдвигать сенсор во всех направлениях, а также наклонять его, благодаря чему в камере реализован ряд весьма полезных функций. К их числу относится функция автоматического выравнивания горизонта в диапазоне +/-2 градуса, а также изменение компоновки кадра путём сдвига сенсора, чем не может похвастаться ни один конкурент.

Ещё одна уникальная фишка Pentax — cистема Pixel Shift Resolution (далее PSR), которая позволяет захватывать 4 кадра одной и той же сцены, каждый раз сдвигая сенсор на 1 пиксель. Затем полученные снимки соединяются в одно изображение. По сравнению с традиционной системой Байера новая система передает информацию обо всех цветах RGB-шкалы по каждому пикселю, за счёт чего удается получать, помимо более высокой резкости, и более точную цветопередачу. Эта система также позволяет снизить уровень цветовых шумов, появляющихся при повышенных значениях ISO. Вроде бы совершенное решение, но с одним недостатком – его применение возможно только лишь со штатива. Но, что примечательно, аппарат способен удалять фантомные изображения движущихся объектов при склейке кадров. Да, работает данная функция только с линейно движущимися объектами и не всегда корректно, но всё же отметить её стоит.

Низкочастотного фильтра у камеры нет, поэтому с муаром приходится бороться другими способами. И тут у Pentax имеется целый арсенал средств борьбы, причём не только программных, но и аппаратных. При необходимости механизм SR II производит микроскопические колебания матрицы, эмулируя работу классического сглаживающего фильтра; функция отключаемая и с возможностью настройки степени сглаживания.

K-1 имеет встроенный GPS-модуль и электронный компас, которые передают данные о положении камеры на монитор. Эти функции позволяют добавлять Exif-данные к сохраненным снимкам – например, направление и время съемки. Функция регистрации данных GPS позволяет автоматически отслеживать перемещения фотографа с заданными интервалами. Также на базе встроенного приёмника GPS и сенсора с возможностью сдвига/наклона основана работа функции «Астрогид». Основываясь на данных о широте, полученных со спутников, а также на другой информации, полученной со своих датчиков (например, о направлении камеры или её горизонтальном/вертикальном наклоне), К-1 рассчитывает перемещение небесных тел, а затем синхронизирует эту информацию с перемещением сенсора. В итоге возможна съёмка небесных тел на длинных выдержках без светящихся хвостов.

Реализованы в K-1 и более привычные фишки зеркальных камер: например, коррекция дисторсии и аберраций, кроме того, имеется возможность автоматической интервальной съёмки и мультиэкспозиции. Надо отметить и функцию HDR, которая позволяет расширить динамический диапазон путём склейки 3 кадров с различной экспозицией – она прекрасно работает даже в автоматическом режиме без необходимости указания уровня её активности. У этого режима в камерах Pentax мы всегда отмечали лишь один недостаток – крайне медленную склейку. И в К-1, несмотря на новый процессор, скорость склейки всё равно невысока – около 6 секунд. У конкурентов стабильно быстрее. Зато новинка умеет снимать в HDR с сохранением в RAW либо RAW+JPEG, что является большим плюсом при съёмке со сложным освещением.

На закуску – встроенный модуль Wi-Fi, который позволяет производить не только просмотр отснятых изображений, но и управление в режиме LiveView (спуск затвора, выбор точек фокуса, установка параметров экспозиции).

#Съёмка и впечатления от работы

Замерять длительность подготовки к работе Pentax K-1 оказалось бессмысленным занятием из-за её крайне малой величины, здесь камера отработала как типичная зеркалка.

Заявленная максимальная скорость серийной съёмки невелика – 4,4 кадра в секунду при использовании полного кадра и 6,5 кадров при использовании области APS-C. Мы уже успели привыкнуть, что в сегменте кроп-зеркалок фотоаппараты Pentax по скорости обходят своих конкурентов, причём нередко весьма существенно. Но не в данном случае. K-1 проигрывает по скорости серийной съёмки всем полнокадровым камерам, причём даже ощутимо более простым: Nikon D610 или Canon EOS 6D. Впрочем, тут речь идёт о меньшем разрешении, но уступает K-1 и прямым конкурентам в лице Canon EOS 5DS R, Nikon D810 и Sony Alpha A7R II, которые способны отстрелять по 5 кадров. Однако разницу в десятые доли кадра в секунду назвать критичной язык не поворачивается. Тут на первый план выходит длительность серийной съёмки на максимально возможной скорости.

Для измерения длительности серий использовались две наиболее шустрые карты из имеющихся в арсенале: SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I (U1) с заявленной скоростью записи от 10 до 90 Мбайт/с и Kingston SDXC 64GB Class10 UHS-I U3 Ultimate, со скоростью записи 80 Мбайт/с, но более высокой минимальной скоростью — 30 Мбайт/с. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: JPEG с наименьшим сжатием, RAW и RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. В формате RAW+JPEG камера смогла отснять 11 кадров, в RAW – 13, в JPEG – 25. Для сравнения: Sony Alpha A7R II отсняла 10, 10 и 23 кадра соответственно, Nikon D810 – 10, 17 и 100, а Canon 5DS – 12, 12 и 22. При испытании данных конкурентов использовались те же карты памяти, что и в этом случае, поэтому скидку на скорость карты памяти делать не приходится. Как видим, результаты соизмеримы, и только Nikon D810 при использовании формата JPEG ощутимо вырывается вперёд.

В K-1 используется новый модуль фокусировки – SAFOX 12. В нём предусмотрено 33 точки фокусировки, 25 из которых – перекрёстного типа; три центральных сенсора – типа «двойной крест», при использовании быстродействующего объектива с малой глубиной резкости эти датчики могут значительно улучшить точность фокусировки. Общее число точек фокусировки у Nikon D810 – 51, но лишь 15 из них крестового типа. У Canon 5DS R 61 точка, из которых 41 – крестового типа и пять – типа «двойной крест», причём центральная точка работает даже с объективами f/8. Но по заявленной чувствительности автофокуса Pentax K-1 превосходит конкурентов: -3 EV против -2 EV.

Для определения минимального уровня освещённости, необходимого для корректной работы автофокуса, использовалась пара ламп накаливания с плавной регулировкой яркости. Согласно нашей методике результат идёт в зачёт только при корректной отработке автофокуса 10 раз подряд. Если автоматика хоть единожды промахивается, то уровень освещённости повышается. Тестируемый фотоаппарат смог навестись на объект съёмки при освещённости 0,3 лк, что приблизительно соответствует уровню -3 EV, который заявлен как граничный уровень чувствительности автофокуса камеры. В режиме LiveView автоматика способна корректно отработать при освещённости 0,7 лк (приблизительно -2 EV). Для сравнения: Canon 5DS потребовалась освещённость на уровне 0,35 лк при фазовом методе фокусировки и 0,4 в режиме LiveView. Nikon D810 потребовалась освещённость 0,25 и 1,15 лк соответственно. Беззеркальному конкуренту от Sony и вовсе достаточно 0,18 лк.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов. Фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Фотоаппарат был предоставлен на тестирование с заслуженным объективом Pentax 24-70mm 1:2.8. На широком угле фотоаппарат смог сфокусироваться за 0,24 секунды, а в телеположении за 0,36 секунды. Результат неплохой, но, прямо скажем, не самый лучший.

Например, Nikon D810, оснащённому схожим объективом Nikkor 24-70 mm 1:2.8G ED, для выполнения того же задания потребовалось 0,17 и 0,23 секунды соответственно. Сanon EOS 5DS в связке с объективом Canon EF 24-105mm 1:4 L IS USM уложился в 0,2 и 0,35 секунды, a Sony ILCE-A7RМ2 с объективом Zeiss SEL2470 справился за впечатляющие 0,13 и 0,14 секунды. И не стоит забывать, что Sony работает всё время в режиме LiveView, а вот классические зеркалки, в том числе и герой материала, при визировании по дисплею оказываются менее расторопными. Так, K-1 в режиме LiveView справился с заданием по фокусировке за 0,53 и 0,57 секунды соответственно, Nikon D810 – за 0,54 и 1,3 секунды. Canon EOS 5DS – за 0,52 и 1,26 секунды. Cреди конкурентов из стана классических зеркалок герой материала показывает лучший результат, но с беззеркалкой Sony в режиме LiveView K-1 тягаться не в состоянии.

Режимов выбора зон фокусировки довольно много: по центральному блоку из 9, 25 и 33 точек, по одной центральной точке; есть ручной выбор точки или зоны, а также автоматический выбор. Однако в режиме покадрового автофокуса работа по центральному блоку из 25 и 33 точек недоступна. Выбор режима осуществляется при помощи соответствующей клавиши на левой боковой поверхности и диска управления. Ручной выбор зоны осуществляется при помощи многофункциональных клавиш, объединённых в схематически круг. Тут стоит напомнить: этот джойстик позволяет перемещать точку фокусировки в восьми направлениях, что весьма удобно. В режиме LiveView доступен фокус по центральной зоне, автоматический, по вручную выбранной зоне, а также режимы определения лиц и ведения объекта. К сожалению, последний режим практически непригоден для использования – в нём камера способна держать на прицеле лишь линейно движущиеся объекты с контрастным фоном. В ручном режиме фокусировки возможно увеличение зоны до 12 крат. Примечательной особенностью зеркалок Pentax является наличие функции focus peaking, то есть подсветки зон резкости. Эта функция в сочетании с пятиосным стабилизатором в корпусе камеры – просто мечта «мануальщика».

За экспозамер отвечает RGB-датчик с разрешением 86 000 точек – тот же используется в модели K-3. В Nikon D810 разрешение датчика составляет 91 000 точек, а у Canon 5 DS R – и вовсе 150 000 точек.

Экспозамер работает в трёх стандартных режимах: многосегментном, центрально-взвешенном, а также точечном. Для переключения режимов предусмотрена отдельная горячая клавиша. Традиционно для камер Pentax кроме привычных режимов установки экспопары (P/A/S/M) доступны режимы приоритета чувствительности, а также приоритета выдержки+диафрагмы. Управление коррекцией экспозиции осуществляется в пределах от -5 до +5 ступеней, что является стандартом для камер подобного класса. Разумеется, предусмотрен и автоматический брекетинг по двум, трём или пяти снимкам с шагом от 0,3 до 2 EV. В лабораторных условиях ошибка экспозамера оказалась довольно небольшой – не более -0,1 EV при освещении лампами дневного света с цветовой температурой 5500 K. При освещении лампами накаливания ошибка достигает -0,23 EV, что уже ощутимо.

В настройках баланса белого возможен выбор одного из множества пресетов: солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, 4 варианта флуоресцентных ламп. Также доступен баланс белого с сохранением оттенка источника света, автоматический режим, три отдельных контейнера с возможностью ручной установки цветовой температуры в диапазоне 2500-10000 градусов Кельвина (шаг 100 K либо 20 майред) и три контейнера ручной настройки. Любая из установок баланса белого может быть отрегулирована по шкале B-A/G-M непосредственно в быстром меню. В пользовательских настройках предусмотрена установка пресета при использовании вспышки, а также два варианта коррекции при освещении лампами накаливания.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Майредах].

Фототесты. Примеры снимков. Выводы

#Фототесты

Шумы

Метод оценки шумности: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в форматах RAW и JPEG с минимальным сжатием с тремя вариантами активности шумоподавления; баланс белого был выставлен автоматически. Кроме того, съёмка тестового натюрморта была произведена при активированной функции Pixel Shift Resolution, которая, согласно заявлениям производителя, снижает яркостный шум. В связи с тем, что комплектный софт на тестирование предоставлен не был, RAW-файлы конвертировались в TIFF при помощи пакета Lightroom 6 с настройками по умолчанию. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CC с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 100 до 204 800 единиц в ISO-эквиваленте. Тут стоит отметить, что традиционно для зеркалок Pentax в настройках предусмотрена возможность выбора различных значений активности шумоподавления для разных уровней чувствительности. Замечательное решение, которое здорово экономит время при необходимости частой смены уровня чувствительности.

 Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Тестовый натюрморт

Фрагмент 1 JPEG ШП отключено JPEG
слабое ШП
JPEG
нормальное ШП
JPEG
ШП сильное
RAW RAW
Pixel Shift Resolution
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
ISO 51200
ISO 102400
ISO 204800
Фрагмент 2 JPEG ШП отключено JPEG
слабое ШП
JPEG
нормальное ШП
JPEG
ШП сильное
RAW RAW
Pixel Shift Resolution
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
ISO 51200
ISO 102400
ISO 204800
Фрагмент 3 JPEG ШП отключено JPEG
слабое ШП
JPEG
нормальное ШП
JPEG
ШП сильное
RAW RAW
Pixel Shift Resolution
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
ISO 51200
ISO 102400
ISO 204800
RAW (конвертировано в TIFF)

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 0,4 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/5 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/10 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/20 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/40 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/80 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/160 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/320 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/640 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/1250 c, ISO 51 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/2500 c, ISO 102 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/5000 c, ISO 204 800

RAW Pixel Shift Resolution (конвертировано в TIFF)

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 0,4 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/5 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/10 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/20 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/40 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/80 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/160 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/320 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/640 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/1250 c, ISO 51 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/2500 c, ISO 102 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/5000 c, ISO 204 800

JPEG шумоподавление отключено

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 0,4 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/5 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/10 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/20 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/40 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/80 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/160 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/320 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/640 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/1250 c, ISO 51 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/2500 c, ISO 102 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/5000 c, ISO 204 800

JPEG шумоподавление слабое

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 0,4 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/5 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/10 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/20 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/40 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/80 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/160 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/320 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/640 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/1250 c, ISO 51 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/2500 c, ISO 102 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/5000 c, ISO 204 800

JPEG шумоподавление нормальное

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 0,4 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/5 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/10 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/20 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/40 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/80 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/160 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/320 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/640 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/1250 c, ISO 51 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/2500 c, ISO 102 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/5000 c, ISO 204 800

JPEG шумоподавление сильное

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 0,4 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/5 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/10 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/20 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/40 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/80 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/160 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/320 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/640 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/1250 c, ISO 51 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/2500 c, ISO 102 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=50 мм, f/13, 1/5000 c, ISO 204 800

Для отображения уровня шума в количественном выражении для анализа использовалась тестовая таблица Colorchecker 24, а точнее серое поле 22 (RGB — 122, 122, 122). На графике, приведённом ниже, указаны значения соотношения сигнал/шум в децибелах для различных уровней чувствительности с шагом 1 EV. Стоит учесть, что отличие на 6 децибел соответствует изменению шумов вдвое. К сожалению, прямые конкуренты по данной методике протестированы не были, поэтом сравнение провести не удастся. Съёмка производилась как в JPEG с отключённым шумоподавлением, так и в RAW, а также в режиме PSR с сохранением результатов в RAW. Как видим, при использовании функции PSR выигрыш по уровню шумов при съёмке в JPEG выражен слабо. Наиболее заметен эффект в диапазоне ISO 6400-102400. Возможно, это связано с особенностями внутрикамерной обработки JPEG. С данным форматом все производители мудрят, дабы снизить уровень шумов за счёт резкости. А вот при съёмке в RAW использование PSR даёт огромный эффект – уровень шумов на высоких значениях отличается чуть не вдвое. И тут стоит отметить, что снижение шумов – это вторичная функция режима PSR, а главное – повышение резкости и точности цветопередачи.

#Стабилизация

Производителем заявлено, что пятиосный стабилизатор даёт выигрыш до внушительных 5 EV при тестировании по стандарту CIPA, и это один из лучших заявленных результатов. Стоит отметить, что для корректной работы функции со старыми объективами без электрической связи с корпусом необходимо в пользовательских настройках изменить настройки кольца диафрагмы, иначе функция стабилизации будет недоступна. Вибростенда, способного работать по определённому методикой CIPA циклу, у нас нет, поэтому для тестирования эффективности стабилизации у нас собственная методика. Для начала снимаем тестовую сцену с мелкими деталями на выдержках от 1/50 секунды (на данном значении при использовании комплектных зум-объективов на ЭФР 50 мм зачастую можно получить снимок без «шевелёнки») и с шагом 1/3 EV понижаем выдержку до 1/2 секунды, причём на каждой выдержке снимается 10 кадров. При получении снимка без смазывания результат идёт в зачёт. После каждых 10 снимков фотографу даётся отдых длительностью 1 минуту. Далее аналогичные замеры производятся при отключённой стабилизации. По разнице полученных результатов можно оценить эффективность.

Разумеется, повторяемость результатов лишь условная, ведь человек не робот (различный хват, различающийся вес камер, да даже разное состояние фотографа), поэтому сравнивать результаты разных камер тут не совсем корректно. Но для того, чтобы выяснить эффективность стабилизации, данный способ вполне подходит, ведь временной интервал между съёмкой со стабилизатором и без него невелик. Результаты экспериментов для удобства восприятия заносятся в таблицу, приведённую ниже. Как видим, при активированном стабилизаторе уже при выдержке 1/20 секунды 10 из 10 кадров чёткие, тогда как при отключённой стабилизации даже при выдержке 1/50 секунды 20% кадров смазаны, а при 1/20 – уже 70%. Результаты оказались чрезвычайно схожими с теми, что смог показать пятиосный стабилизатор сравнительно недорогой камеры Olympus OM-D E-M10 Mark II, у которой заявлен выигрыш не в 5, а в 4 EV. Но тут стоит отметить и разницу в разрешении кадров этих аппаратов.

1/501/401/301/251/201/151/131/101/81/61/51/41/31/2,51/2
Pentax K-1, стаб вкл.

10

10

10

10

10

9

6

7

6

5

3

3

2

2

1

Pentax K-1, стаб выкл.

8

6

4

4

3

3

2

0

0

0

0

0

0

0

0

#Работа со вспышками

Встроенной вспышки у Pentax K-1 нет, впрочем, класс камеры и не подразумевает её наличия, пусть даже из этого правила есть исключение в виде Nikon D810. Однако в K-1, как и положено по рангу, имеется синхроразъём, а также «горячий башмак». К сожалению, модельный ряд накамерных вспышек Pentax весьма невелик – лишь три модели. Для такого решения, как K-1, выбор и вовсе сводится к единственной AF 540 FGZ II с ведущим числом 54 при ISO 100. В этой вспышке нет встроенного радиосинхронизатора в отличие от конкурентов. Более того, для Canon и Nikon есть масса аналогов с поддержкой TTL от сторонних производителей, в том числе и недорогие, но удачные китайские аналоги. Впрочем, острая необходимость в хорошей TTL-вспышке есть только для репортажных камер, а это не стезя Pentax K-1. Синхронизация вспышки возможна на выдержке до 1/200 секунды. Всё, что короче, – высокоскоростная синхронизация, которая работает при поддержке данной функции накамерной вспышкой. В настройках камеры фактически доступен лишь выбор режима срабатывания (заполняющая и медленная синхронизация, в том числе с активированной функцией подавления эффекта «красных глаз») и введение коррекции в диапазоне от -2 до +1 EV с шагом в треть ступени.

#Режим видеосъёмки

Камеры Pentax никогда не были сильны в режиме видеосъёмки, и K-1 не стала исключением из этого правила. Фотоаппарат умеет снимать Full HD-видео в режиме 60i, тогда как конкурент от Nikon поддерживает режим 60p, а Sony ILCE-7RMII и вовсе умеет снимать полноценное 4K-видео. У K-1 в 4К возможна съёмка только лишь таймлапс-видео.

Да, конечно, имеются разъёмы подключения внешнего микрофона и наушников, но от этого не легче – для профессионала возможностей этой камеры недостаточно. Настройки звука сведены к минимуму – автоматическая и ручная установка уровня, также есть программное подавление шума ветра, которое работает не особо эффективно. Есть настройка параметров экспопары, а также уровня чувствительности, которая возможна непосредственно во время видеозаписи, в отличие от параметров фокусировки и баланса белого. Примечательно и то, что встроенный в камеру стабилизатор, как и в случае с режимом фотосъёмки, способен работать с любыми объективами, в том числе и старыми мануальными под М42, установленными через переходник.

IMGP5222 — пример записи

IMGP5855 — пример записи 1080/60i

#Источники питания и автономная работа

В Pentax K-1 используется литий-ионный аккумулятор ёмкостью 14 Вт*ч, что является стандартным показателем для класса в целом. Исключением стала разве что беззеркальная Sony Alpha A7R II, у которой и ёмкость аккумулятор скромная, и длительность автономной работы крайне мала. Для K-1 при испытании по стандарту CIPA заявлено 760 кадров, что неплохо, особенно на фоне всё той же Sony ILCE-7RM2 с её 290 кадрами. Да и Canon EOS 5DS уступает Pentax – 700 кадров. А вот D810 способна отработать на одном заряде 1200 кадров, что на 35% больше, чем у K-1. Что до практических испытаний в полевых условиях, то K-1 смог приятно удивить, отщёлкав на одном полном «вдохе» 990 снимков. Весьма неплохой результат. Индикатор уровня заряда Pentax на основном дисплее субъективно не слишком удобен для восприятия, а вот информация о заряде на индикаторе дополнительного дисплея, напротив, читается легко. Одна беда – в нём есть лишь три сегмента.

#Заключение

Камера стоит не слишком много относительно конкурентов: российские цены стартуют от отметки 160 тыс. рублей (2 450 долларов США на момент тестирования); украинские ценники ещё более лояльны к покупателю – от 1 900 долларов США (вторая цена в мире после США). Примечательно, что даже в родной Японии стоимость фотоаппарата выше! Тем не менее даже российская цена интереснее, чем стоимость Nikon D810, Canon 5DS R и Sony Alpha A7R II.

Конечно, от Pentax с его скорострельными кроп-зеркалками многие ждали полнокадровый «репортажник», но и в том сегменте, на который нацелился K-1, теперь станет жарко и тесно. Canon и Nikon смогут удержать давних пользователей полного кадра в первую очередь за счёт имеющегося у фотографов парка оптики и вспышек либо за счёт лояльности бренду. А вот тем, кто только собирается войти в мир полного кадра и не владеет оптикой под полный кадр, стоит обратить пристальное внимание на K-1 – у Pentax получилась крайне удачная камера.

Кроме привычных фишек вроде HDR и интервальной съёмки K-1 может удивить многим: начиная со стабилизатора в корпусе и заканчивая функцией «Астрогид», которая работает в связке со встроенным GPS. Нельзя не отметить также функции подавления муара при помощи микровибраций сенсора и Pixel Shift Resolution, которая вместе с повышением резкости при съёмке со штатива заодно снижает и уровень шумов. Pentax K-1 делает заявку на звание самого технологичного зеркального фотоаппарата в полнокадровом сегменте.

Впрочем, это лишь приятные бонусы к основным функциям вроде скорости съёмки, точности фокусировки и качества получаемых кадров, где у Pentax K-1 тоже дела обстоят хорошо. Расстраивает только режим видео, добавленный откровенно для «галочки».

Особенно оценят камеру любители мануальной оптики либо фотографы, специализирующиеся на предметной съёмке: K-1 радует удобной ручной фокусировкой с поддержкой focus peaking, стабилизатором в корпусе и дисплеем, который вращается как угодно.

Выражаем благодарность украинскому представительству компании Pentax за фотокамеру, предоставленную для тестирования.

Выбор редактора


Оригинал материала: https://3dnews.ru./937478