Оригинал материала: https://3dnews.ru./977783

Return of the Obra Dinn — настоящий детектив. Рецензия

Жанр Приключение, головоломка
Издатель 3909
Разработчик Lucas Pope
Минимальные требования Windows 7 и выше или macOS Sierra и выше, процессор Intel Core i5 с частотой 2 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, дискретная видеокарта, 2 Гбайт на жестком диске
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i3-3240 3,4 ГГц или AMD Phenom II X4 40, 6 Гбайт оперативной памяти, видеокарта AMD Radeon HD 6770 или NVIDIA GeForce GTX 650 с 2 Гбайт видеопамяти
Дата выхода 18 октября 2018 года
Возрастной ценз Не определен
Платформы PC, PlayStation 4, Nintendo Switch
Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Пустую палубу солнце пытается будто бы прожечь — шагая в этом безлюдье по скрипучим доскам, я уже начал верить, что всех здесь просто испепелило без следа, без горстки пепла. Но, еще не добравшись до заветного вопроса — «А как же тогда вернулся корабль?», — я замечаю роящихся неподалеку от капитанской каюты мух. Они танцуют свой душный вальс над чьими-то костями — и тут же пляской святого Витта заходится карманный хронометр. Он выдан мне вместе с книгой — судовым журналом, который мне каким-то образом предстоит заполнить. Задача нетривиальная, но я, кажется, начинаю понимать, что имел в виду человек, выдавший мне этот инвентарь, — перед глазами встают события, которые оставили «Обра Динн» без экипажа.

Я слышу голоса, слышу выстрел — и вижу сцену, которая и привела к появлению на настиле верхней палубы трупа. Но кто это? Что движет человеком, разрядившим мушкет? Где все остальные? В моих руках список экипажа, пара картин, написанных судовым художником (на них можно найти всех, кто участвовал в рейсе), план корабля и карта его следования — кажется, предстоит ответить на эти вопросы самому.

#Реверсивная хроника событий

Проходя сквозь палубы от верхней к нижней и назад, следуя за разматывающимся клубком времени, которое не течет в Return of the Obra Dinn в одну сторону, а шатается, словно матрос во время шторма, мы постепенно получаем новую информацию. Наблюдаем за статичными сценками, слушаем короткие записи звука, сопровождавшего события, делаем пометки либо в игровом журнале, либо в обычном блокноте. Мы можем перемещаться как в настоящем времени, так и внутри этих сценок, изучая не только эпицентр, в котором и происходит событие, но и периферию: подмечаем, кто чем занят, и выискиваем новые приметы, которые помогут нам опознать всех в судовом журнале. И узнать их судьбу.

Найти аналоги Return of the Obra Dinn в мире видеоигр почти невозможно — на ум приходит разве что игроопера Everybody’s Gone to the Rapture, сходная тем же поиском «следов» прошедшего, проявляющихся в виде коротких сценок. Но это только часть игрового процесса, причем не самая главная. Основу можно попробовать сравнить с Her Story, где мы тоже по кускам восстанавливаем историю прошедшего, но и это будет не совсем верно. Более всего процесс похож на разгадывание судоку — игра подтверждает правильность наших предположений не сразу, как они сделаны, а только при наличии трех верных (в самом конце — двух). И мы с начала и до финала составляем из отгадок ряды, которые постепенно заполняют все поле, помогая додумывать остальное методом исключения. Только вместо цифр здесь — человеческие судьбы.

 В переборе этих карточек и проходит большая часть игры

В переборе этих карточек и проходит большая часть игры

Вы получаете роль не детектива, ищущего виновных, и даже не человека, близкого какому-то из членов экипажа и теперь ищущего ответы на вопросы ноющей души. Нет, вы — страховой агент. А задача — не в поиске правых или виноватых, а в доскональном установлении истины для последующего перечисления средств родным погибших. Или взыскания их со счета тех, кто проявил себя не лучшим образом. Заверить и скрепить печатью.

В Papers, Please бумажная работа сопровождалась приступами сочувствия, гнева, отчаяния и попытками как-то изменить сломанный порядок вещей. В Return of the Obra Dinn мы никак не можем повлиять на участь всех тех, кто уже вписан в книгу Судьбы, — но чувствуем все те же всполохи сочувствия и гнева. И по-настоящему узнаем многих из тех, кто попал в эту мясорубку. Мы уже знаем, какой конец постиг боцмана, но вот он сражается со стихией на палубе, демонстрируя завидную выдержку, а вот он просто стоит — и смотрит куда-то вдаль. О чем он думает? А вот расписной марсовый, полный бравады, — его смерть ужасна, но где была его бравада, когда требовалось проявить храбрость? Не он ли прячется за тем ящиком, пока другие сражаются?

 Оп, пацанчик!

Оп, пацанчик!

В какой-то момент Return of the Obra Dinn, которая захватывает своей таинственностью и оригинальной подачей с самого начала, начинает просто поражать — и продуманностью (судьбу каждого члена экипажа можно разгадать, не прибегая к простому перебору, — пусть у меня это и не получилось), и тем, как с помощью скупых выразительных средств Лукас Поуп снова избегает механической сухости процесса. В какой-то момент я поймал себя на том, что мне не только приснилось происходящее на «Обра Динн» (это бывает, если ты был сильно погружен во что-то перед сном), но и наутро пришли в голову новые варианты решения загадок.

#Универсальный человек

Лукас Поуп не изменяет себе. Return of the Obra Dinn сделана, по сути, в одиночку. Единственная помощь, помимо моральной, которая понадобилась Лукасу на пути к реализации своей давней мечты, — это артисты, которые озвучили членов экипажа. На то, чтобы заговорить десятками голосов, как мужских, так и женских, да еще на разных языках и с разными диалектами, таланта Лукаса не хватило. На остальное — программирование, игровой и визуальный дизайн, музыку, тестирование и все, что еще требуется для создания законченной игры, — с лихвой.

Вооружившись движком Unity, автор создал модель корабля со всеми драматичными (и статичными) сценками в полновесном 3D — с однобитной графикой. В самом начале можно выбрать стиль картинки: Return of the Obra Dinn разрешается замаскировать под игру с Commodore 1084 или там Macintosh. И да, этот стиль действительно стоит признать своеобразным — понять каждого, кто жалуется на «вытекшие в процессе игры глаза», можно. Помогают перерывы — пройти Obra Dinn можно и за один восьмичасовой марафон, но тогда уставший зрительный нерв может под конец испортить впечатление.

 Графические настройки, которые мы заслужили

Графические настройки, которые мы заслужили

Еще один побочный эффект графического решения — сложность в различении отдельных персонажей. Если у них нет каких-то ярких признаков (шляпы, татуировок или характерной бороды), порой даже расу определить непросто — при том, что это необходимо. В какой-то момент я застрял, потому что насчитал шесть китайцев среди тех, кого встретил на своем пути вглубь времени, тогда как в списке экипажа их было только четверо! Из этой ситуации помог выпутаться только старый добрый перебор — один лишний оказался шотландцем, а другой — англичанином. В техническом плане тоже не все гладко — в какой-то момент я напоролся на неприятный баг, заставивший меня лишний час искать концы предыдущей сценки, которые должны были раскрыться автоматически; но в целом жалоб на нестабильность работы Return of the Obra Dinn совсем немного.

С музыкой и звуковым сопровождением Лукас Поуп справился уже без оговорок блестяще — может быть, нового гимна Арстотцки мы и не дождались, но уверенный шаг заглавной композиции сразу задает нужный тон, а музыкальные темы той или иной главы создают густую атмосферу.

Игра, кстати, неожиданно переведена на ряд языков, в том числе и на русский — местами очень коряво (к примеру, слово «gun» переведено как безальтернативный «пистолет», что может в некоторые моменты поставить в тупик), но в целом терпимо.

***

Разгадав тайну корабля «Обра Динн», уже нет смысла ступать на борт снова, здесь нет двадцати концовок — она одна-единственная. Но мысленно, не сомневаюсь, вы вновь и вновь будете возвращаться на опустевший в далеких странствиях парусник.

Return of the Obra Dinn — это искусно сплетенная паутина событий и судеб, распутывать которую — не только отличная разминка для ума, но и настоящее удовольствие. Лукас Поуп снова мастерски переплавил рутинные процессы в захватывающие, причем ни разу не повторившись и легко ускользнув от «синдрома второй игры».

Достоинства:

  • уникальный игровой опыт;
  • густая атмосфера корабля, преследуемого Роком;
  • превосходная связность и логичность расследования — нигде не чувствуешь себя настолько Шерлоком Холмсом, как здесь.

Недостатки:

  • своеобразный визуальный стиль, который порой элементарно мешает расследованию.

Графика

Return of the Obra Dinn, безусловно, исполнена стильно и с отличным вкусом, но кого-то этот однобитный подход может попросту оттолкнуть от игры.

Звук

Фирменная музыка Лукаса Поупа, полноценная и качественная озвучка десятков персонажей, живые звуки происходящего — тут даже не приходится говорить о минимализме подхода. Все по высшему разряду (для инди-игры, конечно).

Одиночная игра

Корабль «Обра Динн» прибыл в порт без экипажа, и наша задача — выяснить, что стало с каждым, кто был на борту, и как так получилось, что судно вообще вернулось. Это делается через ряд сопоставлений, сверок, размышлений и озарений — работать страховым агентом сложно и интересно.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Return of the Obra Dinn — полновесный шедевр, драгоценный образец кристально чистого авторского подхода к искусству создания игр. Притом выполненный мастерски и не на шутку захватывающий.

Оценка: 9,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

3DNews рекомендует!


Оригинал материала: https://3dnews.ru./977783