Оригинал материала: https://3dnews.ru./995296

Обзор игрового WQHD-монитора ASUS TUF Gaming VG27AQ: избавление от кандалов

Комплектация и внешний вид. Меню и управление

Компания ASUS продолжает возглавлять рынок игровых мониторов и старается быть первой в продвижении новых стандартов и технологий. Топовая серия игровых дисплеев ROG Swift быстро завоевала сердца покупателей, а вышедшая позже ROG Strix позволила сэкономить тем, кто предпочитает видеокарты из лагеря AMD. Между тем в обоих случаях модели оказывались недешёвыми, запаса их возможностей хватало не всем, а потому бороться на равных с некоторыми конкурентами было непросто.

После заявления компании NVIDIA о начале официальной поддержки протокола VESA Adaptive-Sync, которое было сделано на выставке CES-2019 в январе, руки у производителей мониторов стали развязаны. Теперь, чтобы заинтересовать своих не самых требовательных и богатых потребителей, нет необходимости использовать дорогой модуль G-Sync для работы системы адаптивной синхронизации — достаточно чуть лучше подготовиться, настроить и протестировать новый монитор, после чего запросить сертификацию у NVIDIA на соответствие G-Sync Compatible.

Один этот шаг позволяет приблизить стоимость монитора к моделям с поддержкой бесплатного AMD Free-Sync, но в ASUS пошли дальше. В мониторах абсолютно новой серии под названием TUF Gaming производитель убрал USB-порты, отказался от каких-либо систем подсветки внешнего пространства, а также упростил корпус и систему крепления, что в совокупности позволило ещё дополнительно снизить цену дисплеев.

Впрочем, это не значит, что все новые «фишки» теперь будут только в дорогих линейках мониторов. Рассматриваемый сегодня ASUS TUF Gaming VG27AQ стал одним из первых мониторов на рынке, где динамически изменяемая частота развёртки (VRR — Variable Refresh Rate) может работать вместе с системой вставки «чёрного кадра» — это называется ELMB-Sync. Ну и конечно, никуда не делось полюбившееся многим сочетание 27-дюймовой панели с разрешением 2560 × 1440 пикселей и частоты в 165 Гц – и всё это по привлекательной цене. Как вам такая заявка на успех?

#Справочная информация и технические характеристики

Новинка была анонсирована в сентябре 2019 года, уже после прошедшей череды слухов о старшем товарище VG32VQ. С продажами дисплея в ASUS не спешили, а потому свободно приобрести обе новинки можно лишь в США и некоторых европейских странах. В первом случае цена изучаемого монитора стартует с 429 долларов, а за 32-дюймовый вариант просят немногим больше – 459 долларов. Выбирать приходится исходя из того, какая диагональ и какой тип матрицы вам подходят больше. Если вы много играете и вам требуется высокая скорость отклика, а также работаете с цветом, то выбор построенного на IPS-панели VG27AQ становится очевидным.

До нашей страны первые партии должны добраться в октябре, а обещанная цена пока что находится на уровне 32 990 рублей (предполагаем падение реальной цены ниже 30 000 через месяц-два) — и это уже довольно интересное предложение. Среди похожих решений можно привести новинки Acer и Gigabyte, которые в плане цены стоят по обе стороны от решения ASUS. Впрочем, никакого аналога ELMB-Sync они предложить не могут, и это, пожалуй, главное отличие.

ASUS TUF Gaming VG27AQ
Экран
Диагональ, дюймов 27
Соотношение сторон 16:9
Покрытие матрицы Полуматовое (Haze)
Стандартное разрешение, пикс. 2560 × 1440
PPI 110
Параметры изображения
Тип матрицы IPS-type
Подсветка W-LED
Макс. яркость, кд/м2 350
Контрастность статическая 1000 : 1
Количество отображаемых цветов 16,7 млн
Частота вертикальной развёртки, Гц 48-165 + Adaptive-Sync/NVIDIA G-Sync Compatible
Время отклика GtG, мс НД
Время MPRT, мс 1
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали, °
178/178
Разъёмы
Видеовходы 2 × HDMI 2.0;
1 × Display Port 1.2
Видеовыходы Нет
Дополнительные порты 1 × Audio-In (3,5 мм)
Встроенные колонки: число × мощность, Вт 2 × 2 RMS Stereo
Физические параметры
Регулировка положения экрана Угол наклона, поворот, изменение высоты, переворот в портретный режим (Pivot)
VESA-крепление: размеры (мм) Есть (100 × 100 мм)
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Внешний
Макс. потребляемая мощность
в работе / в режиме ожидания (Вт)
65 (при 200 нит) / 0,5
Габаритные размеры
(с подставкой), Д × В × Г, мм
620 × 377-507 × 211
Габаритные размеры
(без подставки), Д × В × Г, мм
620 × 363 × 66
Масса нетто (с подставкой), кг 5,8
Масса нетто (без подставки), кг 3,5
Ориентировочная цена 30 000-32 000 рублей

Теперь погрузимся в основные технические характеристики героя обзора. Его сердцем выступает новейшая и пока не встречающаяся в других дисплеях AHVA-матрица AU Optronics, модель M270Q008 V002, относящаяся к IPS-типу. Производитель отмечает, что она является 8-битной (без FRC или с ним – не ясно), с возможностью воспроизведения 16,7 миллиона оттенков. Цветовой охват стандартный – на уровне sRGB, его обеспечивает обычная W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free).

Рабочее разрешение у монитора составляет 2560 × 1440 пикселей (стандарт WQHD), что в совокупности с диагональю в 27 дюймов обеспечивает уровень плотности пикселей почти в 110 ppi и позволяет не сильно жаловаться на площадь рабочего пространства, а также обходиться без использования системы масштабирования Windows.

Максимальная яркость подсветки 350 нит, коэффициент контрастности 1000:1 и углы обзора в 178 градусов в обеих плоскостях – вполне обычные характеристики для современной IPS-матрицы. Из интересного заявлена разве что поддержка приёма HDR-метаданных, однако ни о каком реальном соответствии тому или иному стандарту не идёт речи: матрица монитора не обеспечивает запросы даже самого примитивного (и самого бесполезного) из них — VESA Display HDR400, не говоря уже про указанный ASUS HDR10. Это не плохо и не хорошо. Это просто так же, как и у 99 % ранее выпущенных игровых мониторов на рынке!

Впрочем, всё это не помешало производителю добавить в меню VG27AQ аж два режима HDR (один для кино, другой для игр) с разным подходом к обработке полученных метаданных из сопутствующего контента. Ну что же – это его право. Если вы любите яркую и перенасыщенную картинку – вам тоже понравится, но ни о каком настоящем HDR речи, конечно, быть не может.

В момент выхода TUF Gaming VG27AQ производитель заявил для него максимальную частоту развёртки в 155 Гц. Позже цифры были пересмотрены, но в ТХ и на упаковке всё ещё красуется это значение. В реальности монитор обеспечивает беспроблемную работу на частоте 165 Гц (в режиме разгона), которой могут похвастаться далеко не все игровые IPS-мониторы на рынке. До недавнего времени это считалось очень высоким показателем.

Монитор сертифицирован NVIDIA как G-Sync Compatible, а рабочий диапазон для VRR указан довольно широкий: 48-165 Гц. Владельцы видеокарт от «зелёных» смогут получить рабочий G-Sync в таком диапазоне только при использовании установленного интерфейса Display Port 1.2, а пользователи видеокарт AMD — ещё и при HDMI-подключении (что необходимо для приставок с VRR). К слову, для последних обеспечена и поддержка Low Framerate Compensation (LFC), а поэтому можно не сильно волноваться, если счётчик FPS кратковременно опустится ниже 40-48 кадров в секунду.

Вместе с тем в дисплее применяется усовершенствованная система «вставки чёрного кадра», не только позволившая указать часто встречающееся время отображения кадра 1 мс (по методике MPRT), но и способная работать одновременно с одной из систем VRR, что ранее было невозможно. Стандартное же время отклика у VG27AQ типичное – 4 мс GtG.

#Комплектация и внешний вид

Монитор поставляется в небольшой коробке с качественной полиграфией, одной и той же фотографией с двух сторон и перечислением основных особенностей с помощью различных пиктограмм на боковинах. Для удобства переноски есть пластиковая ручка сверху.

Одну из сторон коробки производитель практически полностью отдал под основной список достоинств модели, которых мы насчитали целых 14.

Наклейка на упаковке не содержит особо полезной для покупателя информации. Она информирует лишь о том, что дисплей изготовлен в Китае.

Комплект поставки раскидан по коробке и включает в себя только самое необходимое:

  • кабель питания;
  • внешний БП;
  • кабель DisplayPort;
  • кабель HDMI;
  • краткое руководство по установке и настройке;
  • проспект ASUS VIP Member;
  • проспект по безопасному использованию.

С точки зрения внешнего вида новинка представляет собой немного упрощённый ROG Swift или Strix, так же есть что-то от и старых моделей серии MG схожей диагонали. Но в TUF Gaming VG27AQ изменена фактура некоторых пластиковых поверхностей, меньше глянцевых вставок и прочих декоративных элементов. Строгость и минимализм во всём.

Производитель сохранил «безрамочный» дизайн со всех четырёх сторон (пластиковые накладки на нерабочие области, как «фишка» ASUS, никуда не делись), эргономичную подставку и привычную систему управления на базе 5-позиционного джойстика и нескольких пар клавиш.

Никуда не делась и красная вставка вокруг центральной колонны, а вот системе подсветки внешнего пространства сказали «До свидания!».

Сама подставка точно такая же, как у более дорогих решений, а вот форма центральной колоны чуть проще, но от перечисления всего диапазона регулировок в её верхней части дизайнеры так и не отказались.

В свою очередь, система прокладки кабелей у VG27AQ ничем не отличается от той, что мы видели у почти вдвое более дорого старичка PG279Q, — она выполнена за счёт специального выреза в нижней части центральной стойки. Решение не самое эффективное, но хотя бы что-то.

Быстросъёмное соединение в новинке не используется – ещё одна форма экономии. Центральная колонна изначально прикреплена к корпусу на VESA-совместимое крепление, а головки винтов прикрыты резиновыми заглушками.

Эргономика подставки обеспечивает регулировку высоты в пределах 130 мм, наклона в диапазоне от -5 до +33 градусов и поворот корпуса на 90 градусов вправо/влево.

Предусмотрен разворот в портретный режим (Pivot), при этом центровка корпуса практически не пострадала. Позиция меняется выверенно, чётко и с фиксацией в необходимом положении.

Основание подставки пластиковое, но все внутренние крепёжные элементы выполнены из металла. Для лучшего сцепления с рабочей поверхностью используются семь резиновых ножек различной формы, которые отлично справляются с возложенными на них обязанностями.

Матрица у монитора с полуматовой рабочей поверхностью. Она обладает достаточными антибликовыми свойствами и радует тем, что кристаллический эффект на ней оказывается практически незаметным в любых условиях просмотра.

По двум длинным наклейкам на нижней грани корпуса монитора мы наконец-то узнали дату производства нашего экземпляра (июль 2019 года) и подрядчика в лице небезызвестной компании Qisda (Suzhou), часто выполняющей заказы ASUS. Всё остальное не столь интересно.

Интерфейсные разъёмы находятся в задней части корпуса и направлены вниз. Из-за возможности переворота в портретный режим подключать кабели очень просто в любой ситуации.

В мониторе установлена встроенная акустическая система общей мощностью 4 Вт. Про качество и максимальную громкость ничего хорошего сказать мы не можем, но для каких-то простых задач такой акустики вполне должно хватить.

Качество сборки у изучаемого монитора близко к идеалу: все детали соединены точно и с минимальными равномерными зазорами, покраска ровная, люфты отсутствуют, жёсткость конструкции высокая. Дисплей практически не поддаётся скручиванию, но слегка хрустит/скрипит при адекватном физическом воздействии.

Используемые материалы не из дешёвых, с различной фактурой и матовым покрытием, без особых проблем с практичностью и износостойкостью. Две глянцевые вставки – стиля ради. Отдавая около 30 тысяч рублей, вы получаете тот же уровень качества, что и у моделей ASUS в 2-3 раза дороже, – это главное, что надо запомнить из этого раздела.

#Меню и управление

Управление монитором осуществляется с помощью пятипозиционного джойстика и четырёх отличных друг от друга по размеру трапециевидных физических кнопок, расположенных в задней части устройства.

На нижней грани разместился неяркий белый светодиод питания, который при желании можно отключить через настройки. Дополнительных индикаторов работы монитора, как в более дорогих моделях, у VG27AQ не предусмотрено.

Из четырёх кнопок управления одна отвечает за включение монитора, другая является кнопкой отмены или выхода из раздела, две оставшиеся служат для активации игрового таймера/настраиваемого прицела/счётчика FPS (функция GamePlus) и быстрого доступа к режимам GameVisual.

Перемещаться по меню позволяет пятипозиционный джойстик. Это один из самых удачных способов для работы с OSD-меню — и в ASUS про него давно знают. Привыкаешь быстро, управлять можно без проблем как днём, так и ночью, всё доступно и легко.

Дизайн меню давно не претерпевает изменений, и в VG27AQ тоже все по-прежнему. Внешний вид OSD-экрана прост, лаконичен и современен. В случае с новинкой в нём содержится восемь разделов с несколько изменённым наполнением.

Для доступа к предустановленным режимам цветопередачи GameVisual следует перейти в первый раздел меню.

Во втором разделе выбирается степень влияния функции Blue Light Filter на изображение на экране. Если углубиться в эту тему, то становится ясно – попросту снижается цветовая температура, правда, порой с сильным перекосом в один из паразитных оттенков. В режиме Blue Light Filter 4, кроме этого, резко снижается яркость подсветки.

Изменить яркость, контрастность, цветовую температуру, насыщенность и оттенок кожи можно в разделе Color. Отдельно отметим, что в большинстве режимов доступны не все параметры, а при активации в ОС режима HDR раздел и вовсе блокируется.

В разделе Image находятся настройки скалера, динамической контрастности, разгона матрицы Trace Free и технологии Shadow Boost, позволяющей увеличить различимость в тенях. Доступна опция увеличения контурной резкости VividPixel (лучше не трогать) совместно с обычной регулировкой резкости, а при включении HDR в операционной системе появляется раздел HDR с двумя режимами интерпретации/обработки метаданных. Здесь же находятся опции увеличения частоты вертикальной развёртки (Overclocking), включение Adaptive-Sync и ELMB-Sync.

Под выбор источника сигнала и регулировку громкости встроенной акустической системы выделено по одному разделу.

Раздел System Setup содержит в себе параметры, в основном не связанные с качеством изображения на экране. Среди доступных опций: настройка внешнего вида и положения OSD-меню, выбор языка локализации меню (русский в наличии c достаточно хорошим переводом), блокировка клавиш управления и выключение индикатора питания.

Присутствует подраздел с основной рабочей информацией по монитору, возможность включить ECO-режим, активировать демонстрацию влияния GameVisual-режимов на картинку и, конечно же, функция сброса всех настроек меню к значениям по умолчанию.

Последний раздел предназначен для сохранения внесённых настроек в одну из трёх ячеек памяти. При необходимости между ними можно быстро переключаться.

Методика тестирования. Результаты после настройки и калибровки. Равномерность подсветки

#Методика тестирования

Монитор ASUS TUF Gaming VG27AQ был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10 Pro x64 c последними обновлениями. Во время основного этапа тестирования частота обновления экрана составляла 165 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В ASUS TUF Gaming VG27AQ производитель предлагает семь предустановленных режимов GameVisual. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2 как единственный среди представленных, обеспечивающий возможность работы NVIDIA G-Sync в режиме Compatible.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • GameVisual– Racing;
  • Brightness – 63;
  • Contrast — 80;
  • Color Temp. – Warm;
  • Trace Free – 60;
  • Shadow Boost – None.

В ходе ручных правок под яркость в центральной точке 100 нит и точку белого 6500 K настройки приняли вид:

  • GameVisual– Racing;
  • Brightness – 0;
  • Contrast — 80;
  • Color Temp. – User – 81/81/86;
  • Trace Free – 20-40;
  • Shadow Boost – None.

Нам пришлось снизить настройки яркости до нуля, после чего дополнительно потребовались более серьёзные правки RGB Gain не только для установки точки белого, но и для дальнейшего снижения яркости до необходимого уровня. Адекватный разгон Trace Free мы определили на уровне 20-40 % — больше ставить нет смысла. Все остальные параметры лучше не трогать.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в режиме Racing при настройках по умолчанию:

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 359 0,315 1140
90 337 0,296 1139
80 317 0,278 1140
70 295 0,259 1139
60 273 0,239 1142
50 251 0,22 1141
40 227 0,199 1141
30 203 0,178 1140
20 180 0,158 1139
10 155 0,136 1140
0 130 0,114 1140

Максимальная яркость в центральной точке оказалась на уровне чуть выше указанного в ТХ — 359 кд/м2, а минимум нас сильно расстроил — 130 кд/м2, или, как говорят некоторые, выжги глаза. Исправить это можно снижением параметра «контраст» либо регулировкой степени усиления RGB, что мы и сделали в ходе ручной настройки. В свою очередь, с коэффициентом контрастности у монитора проблем нет – 1140:1 в среднем, что больше указанных производителем 1000:1 и вообще является хорошим результатом для IPS-дисплея.

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 176 0,153 1150
90 169 0,148 1142
80 162 0,141 1149
70 155 0,135 1148
60 148 0,129 1147
50 141 0,122 1156
40 134 0,117 1145
30 126 0,11 1145
20 118 0,103 1146
10 110 0,096 1146
0 102 0,09 1133

При активации режима ELMB-Sync со вставкой «чёрного кадра» яркость по умолчанию устанавливается на уровне 90 %, что соответствует 169 нит. Коэффициент контрастности остаётся на изначальном уровне, а общий диапазон регулировки яркости меняется на 102-176 нит. Для продолжительной игры, будьте уверены, вам больше не понадобится, а вот немного меньше может и захотеться.

#Результаты при стандартных настройках

Рассматриваемый монитор обладает матрицей со стандартным цветовым охватом и обычной W-LED-подсветкой, которая до сих пор встречается у 90 % всех мониторов на рынке. Производитель не обещает заводскую калибровку, но, как оказалось, вполне мог бы это делать.

Возможности матрицы практически полностью перекрывают стандарт sRGB и ожидаемо превосходят его в правой части — на красных, оранжевых и зелёных оттенках. С такими возможностями монитор можно без проблем использовать в профессиональной работе с цветом, когда стандартное цветовое пространство – необходимый максимум.

Точно настроенная точка белого соседствует с идеальной стабильностью ЦТ оттенков серого, которая сохраняется во всём диапазоне изменения яркости.

По гамма-кривым можно судить о недостаточно хорошей различимости глубоких теней (что подтвердилось в первые минуты работы за монитором) и общем повышении контрастности во всём диапазоне. При этом явного дисбаланса между каналами нет, а качество картинки должно устроить большую часть покупателей.

Благодаря такой настройке и цветовому охвату, близкому к пространству sRGB, монитор показал достаточно высокий результат в тесте Argyll CMS на точность цветопередачи. Основные вопросы — к паре цветовых оттенков и тёмным градациям серого. Но это можно поправить.

#Результаты после настройки и калибровки

В ходе ручной настройки мы снизили яркость подсветки и степень усиления RGB Gain для достижения необходимого уровня яркости и цветовой температуры точки белого.

Опорные точки на CIE-диаграмме слегка поменяли свои координаты, но глобальных изменений цветового охвата не произошло. Изучаемый монитор вновь продемонстрировал высокий уровень соответствия пространству sRGB. Два других пространства в его случае, как вы понимаете, нас не интересуют.

Точка белого вплотную подобралась к 6500 К, а стабильность ЦТ оттенков серого снизилась буквально на пару процентов.

Добиться идеальных гамма-кривых у нас не вышло, но поправить различимость теней и немного снизить общую контрастность картинки – легко.

Отчёт Argyll CMS демонстрирует ожидаемое снижение отклонений, выраженных в единицах DeltaE94. Среднее значение снизилось до 0,28 единицы, а максимум не превысил 1 единицы. Результат отличный. Остаётся посмотреть на пару других интересующих нас режимов.

#Результаты в режиме sRGB

Наша методика требует, чтобы мы проверили специальный режим sRGB из общего списка GameVisual. При его активации в меню монитора блокируется большая часть настроек, связанных с цветопередачей (в том числе яркость подсветки, которая устанавливается на уровне 155 нит), а цветовой охват должен приводиться к соответствующему названию стандарту. Так ли это? Нет.

Превосходство в правой зоне никуда не исчезает, эмуляция sRGB не производится, однако уровень соответствия в изучаемом режиме оказался максимальным и приблизился к 99 %. Тем не менее необходимость использования цветового профиля устройства в sRGB Mode никуда не исчезает.

Точка белого переходит в «тёплую» зону к 5700 К без паразитного оттенка, а стабильность ЦТ оттенков серого сохраняется на изначально высоком уровне.

Гамма-кривые – вылитый режим Racing, установленный по умолчанию. Те же проблемы, те же особенности, но картинка всё равно достойная.

В тесте на точность цветопередачи режим sRGB показал самый высокий результат, но стоит помнить, что яркость подсветки заблокирована на достаточно высоком уровне, а картинка ощутимо «теплая» — и изменить это нельзя. Единственный вариант, если вы не хотите заниматься ручной настройкой и калибровкой режима Racing, — это подбирать рабочие условия освещения под предустановки sRGB. Будет ли это кто-то делать? Сомневаемся.

Результаты в режиме Blue Light Filter

Для снижения нагрузки на глаза производители давно предлагают режимы вроде Blue Light Filter со сниженной синей составляющей спектра подсветки. В мониторе ASUS у такого режима четыре уровня воздействия. Первые три влияют только на точку белого с небольшими сдвигами цветовой температуры, а в четвёртом дополнительно происходит резкое падение яркости. Именно его мы и решили проверить.

К нашему удивлению, цветовой охват монитора сохранился на высоком уровне. Значимых изменений мы не увидели.

Точка белого улетела к 4500 К и приобрела лёгкий зеленоватый оттенок. Подобное произошло и с оттенками серого, которые плотной группой легли рядом, сохранив тем самым максимально высокую стабильность.

Инженеры ASUS решили не менять гамма-кривые, как это делают другие производители с целью резко снизить контрастность картинки и «вывести все тени в свет», — в результате всё сохранилось, как было по умолчанию.

Это привело к тому, что сильнейшие отклонения от референса мы увидели только по точке белого. В остальном это режим Racing с иной цветовой температурой и яркостью в 190 нит. Ничего интересного.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

На белом проблемы равномерности подсветки видны не очень сильно, но при взгляде на серые поля все они вылезают наружу.

Среднее отклонение от центральной точки составило 9,9 %, а максимальное — 17 %. Результат чуть ниже среднего, но для относительно доступного игрового монитора подобного класса это достойный уровень — рассчитывать на что-то большее не стоит (достаточно посмотреть результаты тестирования других моделей).

А вот с равномерностью цветовой температуры на белом поле дела обстоят значительно лучше. У нашего экземпляра разброс составил не более 372 К, среднее отклонение от центральной точки – 1,2 %, максимальное – 3 %. Результат высокий, и говорить о каких-то проблемных зонах здесь бессмысленно. Новый VG27AQ показал себя значительно лучше всех своих предшественников, и остаётся надеяться, что на подобное способны многие экземпляры новой матрицы AUO.

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).

С точки зрения углового Glow-эффекта изучаемый монитор показал вполне обычный для IPS-матрицы результат – четыре «засвеченных» угла (справа сильнее) со слабыми паразитными оттенками. Размер «засветок» зависит от расстояния до экрана – чем ближе, тем они больше. Ну и конечно, от установленной яркости подсветки и уровня внешней освещённости в рабочем помещении. Чем выше яркость экрана и чем ниже яркость в комнате, тем сильнее заметен Glow.

При отдалении от экрана Glow полностью исчезает — и становится ясно, что с реальной равномерностью чёрного у нашего экземпляра VG27AQ всё очень даже неплохо. Нет эффекта облаков (clouding), как у *VA-панелей, нет горизонтальных или вертикальных полос, сохранилась только некоторая неравномерность по цветовой температуре и засвеченная полоса с левого края. В остальном проблем не наблюдается.

#Особенности модели и визуальная оценка изображения

#Качество градиентов и скорость отклика

Используемая в ASUS TUF Gaming VG27AQ 8-битная матрица смогла продемонстрировать хорошие по равномерности градиенты во всех предустановленных режимах и после правок рабочих параметров в OSD-меню.

Достаточно качественная заводская настройка позволила монитору обойтись минимальными правками в LUT видеокарты в ходе проведённой калибровки, что, в свою очередь, обеспечило лишь незначительное падение качества тоновых переходов: появляется два различимых перехода со слабыми паразитными оттенками — и всё.

В вопросе «бандинга» на сложных тоновых переходах новый VG27AQ показал средний результат, который должен устроить подавляющее большинство потребителей. Ничего ужасающего, как это часто бывает на *VA-моделях, мы не увидели.

Герой обзора – игровая модель, а поэтому заявленные скоростные характеристики у неё соответствующие данному классу IPS-дисплеев. Максимальная частота развёртки в 155 Гц, которая в действительности может составлять 165 Гц (после активации функции Overclocking), а также 1 миллисекунда, полученная по методике Motion Picture Response Time (MPRT), – серьёзная заявка на успех, но ни о каком рекорде речи не идёт. Если же говорить о времени отклика по методике Gray to Gray (GtG), то цифра и вовсе совсем обычная – 4 мс.

Для разгона матрицы в VG27AQ производитель применяет стандартную технологию TraceFree (она же Overdrive в общем понимании) с шестью значениями ускорения. По умолчанию выставлен режим TF-60, в реальности оказавшийся не самым удачным вариантом. Если говорить про частоту развёртки в 144-165 Гц, то при таком разгоне TraceFree просто во время прокрутки текста (чёрного на белом) легко можно обнаружить сине-фиолетовые артефакты, которые крайне сложно увидеть на движущихся объектах с картинки выше. Всё становится значительно хуже, если выставить неприлично низкую для подобного дисплея частоту в 60 Гц, но, к сожалению, это тот самый уровень, с которым вы столкнётесь при подключении VG27AQ к современным игровым приставкам.

При снижении разгона до TF-40 на изучаемой картинке практически нет изменений, но прокрутка текста становится менее болезненной для глаз – артефакты немного уменьшаются. Результат ещё лучше можно получить при TF-20 — и он должен устроить большинство пользователей. Правда, длина шлейфов и их заметность увеличиваются, а вот артефакты практически полностью исчезают. Лучшим же сочетанием, на наш взгляд, следует признать частоту в 144-155 Гц и TF-20. При такой связке монитор ASUS VG27AQ порадует высокой скоростью и отсутствием хорошо различимых артефактов.

Если же вы хотите получить самую чёткую картинку, то остаётся активировать режим ELMB-Sync со вставкой «чёрного кадра», доступный начиная с частоты 100 Гц. В этом случае нагрузка на глаза, конечно же, значительно выше, но движущиеся объекты, в том числе бегущий текст, становятся хорошо различимыми. При снижении FPS ниже 100 количество «чёрных кадров» вдвое превышает частоту развёртки, что, в свою очередь, приводит к появлению шлейфов как за объектом, так и после него. С этим ничего не поделать, просто стоит иметь в виду.

Несмотря на все проблемы, которые, безусловно, заслуживают жарких дискуссий на форумах и в комментариях, монитор ASUS TUF Gaming VG27AQ смело можно признать быстрой игровой моделью, которая с лёгкостью опережает все геймерские *VA-решения, конкурирует с лучшими представителями IPS-лагеря и может посоперничать с некоторыми TN+Film-решениями.

Не самый адекватный разгон новой панели AUO для достижения высоких скоростных показателей можно объяснить нежеланием ASUS создавать лишнюю конкуренцию одному из топовых и самых популярных игровых мониторов серии ROG Swift – PG279Q. Официальная поддержка G-Sync Compatible у нового VG27AQ и схожие цифры в ТХ создают внутреннюю конкуренцию, поэтому просто нельзя было сделать новинку идеальной во всём – это была бы победа инженеров над маркетологами, что противоречит принципам продвижения продуктов.

Для корректной работы G-Sync Compatible следует обновить драйверы NVIDIA, где в одной из последних версий была добавлена поддержка изучаемого в этом материале монитора. Технология прекрасно показывает себя в заявленном диапазоне 48-165 Гц, позволяя добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне FPS.

Наконец, отметим отсутствие пропуска кадров при максимальной частоте 165 Гц, что подтвердил специальный тест из пакета UFOTest. В этом вопросе у монитора проблем не выявлено.

Углы обзора и Glow-эффект

По углам обзора рассматриваемый монитор мало чем отличается от других 27-дюймовых WQHD-моделей с IPS-type-панелями, демонстрируя высокий уровень стабильности картинки при рабочих углах просмотра. Как показывает опыт, 27-дюймовый IPS – до сих пор одно из самых универсальных и практичных решений на рынке, даже несмотря на быстрое развитие других форматов и типов панелей.

При незначительных изменениях в горизонтальной плоскости картинка на экране ASUS TUF Gaming VG27AQ совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее. Особенно сильно меняют свой внешний вид крайние области экрана, в частности — углы.

От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе матрицы IPS-типа. Именно Glow вносит основной вклад в появление претензий к стабильности картинки на экране и комфорту работы в тёмном помещении, особенно при просмотре фильмов и работе в ПО с тёмным интерфейсом. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.

Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, особенно если картинка выполнена в тёмных оттенках. В этом случае при взгляде со стороны появляется тёплый или холодный паразитный оттенок (зависит от того, с какой стороны смотреть). При проверке на других картинках результат может быть совсем другим, но общие закономерности останутся в силе.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ, резкость, шум при работе

В мониторе ASUS TUF Gaming VG27AQ используется качественная полуматовая рабочая поверхность матрицы.

Картинка на экране приятна для глаз. Кристаллический эффект еле заметен, многие его не увидят вовсе. При изменении угла просмотра его видимость практически не усиливается. От эффекта Cross-Hatching данная модель дисплея полностью избавлена.

К отображению мелких элементов и прорисовке текста различной величины вопросов у нас не возникло, регулировка Sharpness и VividPixel не требуется. Монитор уверено проходит все тесты и оставляет положительное впечатление от картинки на экране.

По заявлению производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

В случае активации ELMB-Sync монитор переходит в режим со вставкой «чёрного кадра», а подсветка, соответственно, начинает мерцать с высокой скважностью на частоте установленной вертикальной развёртки. Нагрузка на глаза в этом случае, безусловно, возрастает, но и движущиеся объекты на экране становятся чётче. Для коротких сеансов игры подобный режим может быть интересен, но при продолжительной работе за монитором его точно следует избегать.

В VG27AQ используется внешний блок питания. Паразитных звуков ни он, ни управляющая электроника не издают.

#Выводы

Мощная атака конкурентов на сегмент доступных игровых мониторов подтолкнула ASUS к созданию очередной серии своих игровых моделей, которой дали имя TUF Gaming. Целью её создания было не только снизить ценовой порог входа, но и в очередной раз показать и доказать инженерное превосходство. Изучаемый монитор стал вторым на рынке (после своего старшего брата) с поддержкой технологии ELMB-Sync, позволяющей системе адаптивной синхронизации работать одновременно со вставкой «чёрного кадра», что раньше было даже сложно представить (хотя некоторые энтузиасты подобным уже промышляли, но на других моделях, да и всё это было намного сложнее). Ну и официальная поддержка NVIDIA G-Sync Compatible – дорогого стоит.

Для уменьшения стоимости производитель урезал не так много, как может показаться на первый взгляд, а вот для снижения внутренней конкуренции, похоже, нарочно совершил несколько ошибок: дисплею досталась высокая минимальная яркость (впрочем, подобным же грешит и крайне популярный PG279Q), а артефакты можно обнаружить даже при заводских установках разгона TraceFree, особенно при низкой частоте развёртки. Настроить дисплей более качественно можно, но на это понадобится немного времени и индивидуальный подбор под вашу зрительную чувствительность соотношения частоты развёртки и значения TF.

По другим же параметрам оценки (качество цветопередачи, углы обзора, равномерность подсветки и так далее) новинка как минимум не отличается от предшественников и конкурентов, а в некоторых случаях заметно превосходит их, чем может внести существенные коррективы в расстановку позиций на рынке 27-дюймовых игровых WQHD IPS-дисплеев. Удачи в выборе!

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после калибровки средствами Argyll CMS.

Достоинства:

  • приятный дизайн (хотя упрощения всё же видны);
  • отличное качество материалов и сборки;
  • эргономичная подставка и VESA-крепление стандарта 100 × 100 мм;
  • достойный комплект поставки;
  • удобная система управления на базе физических клавиш и 5-позиционного джойстика;
  • хорошая заводская настройка;
  • высокое качество градиентов в предустановленных режимах и после ручных правок;
  • официальная поддержка NVIDIA G-Sync Compatible в Free-Sync в диапазоне 48-165 Гц;
  • один из первых мониторов с возможностью активации вставки «чёрного кадра» при работающей системе VRR (Variable Refresh Rate);
  • очень хорошая равномерность подсветки на светлом поле по уровню цветовой температуры – результат приятно удивил;
  • хорошая равномерность подсветки на чёрном поле (без учёта Glow-эффекта);
  • подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всем диапазоне изменения яркости;
  • отсутствие видимого кристаллического эффекта, Cross-hatching и паразитных звуков электроники во время работы;
  • хорошие углы обзора и стабильность картинки;
  • отличная проработка текста и мелких элементов на экране – дополнительная регулировка резкости и VividPixel не требуется;
  • ожидаемо адекватная цена (30 000-32 000 рублей).

Недостатки:

  • высокий минимальный уровень яркости – для снижения до адекватных значений придётся уменьшать коэффициент контрастности и усиление RGB;
  • заметные артефакты при высоких значениях частоты развёртки и разгона времени отклика TraceFree (40-100 %) – вероятно, это такой маркетинг (в противном случае модель бы затмила флагманские мониторы ASUS), ведь огромное количество подобных IPS-решений самой ASUS и её конкурентов обходятся без подобных проблем.

Может не устроить:

  • отсутствие быстросъёмного крепления и USB-коммутатора;
  • отсутствие какой-либо системы подсветки внешнего пространства (за ними вам к моделям подороже);
  • посредственная эмуляция стандарта sRGB в соответствующем режиме с введённым ограничением на регулировки яркости и прочих параметров;
  • снижение качества градиентов после калибровки, даже несмотря на минимальные правки в LUT видеокарты;
  • псевдоподдержка HDR – монитор может обрабатывать метаданные аж в двух режимах, однако матрица не удовлетворяет даже самому простому стандарту HDR, VESA Display HDR400;
  • стандартный цветовой охват – возможно, вам хочется уровень нового DCI-P3;
  • средняя равномерность подсветки по уровню яркости на белом поле;
  • хорошо заметный Glow-эффект.
3DNews рекомендует!


Оригинал материала: https://3dnews.ru./995296