Попытки защитить национальных автопроизводителей в США уже выразились в назначении заградительных пошлин на ввоз в страну китайских электромобилей и тяговых батарей, но умы местных чиновников занимает и другая проблема. По их мнению, зависимость энергетической отрасли США от поставок литиевых батарей из Китая представляет угрозу для национальной безопасности.
Ориентация производителей стационарных систем хранения электроэнергии на использование китайских батарей, по мнению представителей Министерства внутренней безопасности США, ставит под угрозу попытки создания стабильных цепочек поставок внутри страны. По мнению американских чиновников, китайские компании используют правительственные субсидии в КНР для быстрого захвата американского рынка систем стационарного хранения электроэнергии и создания зависимости целой отрасли от Китая.
Указываются и конкретные субъекты подобной деятельности — это крупнейшие поставщики литиевых аккумуляторов CATL и BYD, а также китайская компания Ruipu Energy Co. Ltd. Две первые занимают на мировом рынке аккумуляторов долю 40 и 12 % соответственно, по данным SNE Research. В целом, восемь крупнейших производителей литиевых батарей в мире базируются в Китае. Это затрудняет построение инфраструктуры систем стационарного хранения электроэнергии в обход китайских поставщиков.
С участием CATL на территории США реализуется несколько крупных энергетических проектов, хотя компании Duke Energy из Северной Каролины и пришлось отказаться от использования её продукции при строительстве плавучего комплекса хранения электроэнергии, поскольку в процесс вмешались американские парламентарии. Чиновники в США также противятся выделению китайским производителям батарей государственных субсидий. CATL подчеркнула, что она на них и не претендует, а своего рыночного положения она достигла за счёт непрерывных инноваций, мудрого долгосрочного планирования и приверженности принципу выпуска качественной продукции по разумной цене.
Аналитики Wood Mackenzie утверждают, что в сегменте систем стационарного хранения электроэнергии китайские поставщики батарей занимают более крупную долю, чем на рынке электромобилей, она достигает 90 против 80 %. Падение спроса на электромобили привело к тому, что на рынок стационарных хранилищ электроэнергии хлынули излишки батарей, и теперь цены на них пошли вниз. Министерство обороны США с 2027 года лишится права закупать для своих нужд аккумуляторы производства шести китайских компаний, но некоторые законодатели призывают ввести запрет на покупку батарей CATL гораздо раньше. Правительственные субсидии на развитие производства батарей в США, как считают эксперты, помогут развивать необходимую инфраструктуру на территории страны, но они не позволят снизить себестоимость такой продукции до уровня, присущего китайской.
Источник: