Провал испытательного пилотируемого полёта корабля Boeing Starliner к МКС в июне 2024 года не лишил NASA надежды получить запасной вариант для пилотируемых миссий. Полагаться исключительно на «Драконы» компании SpaceX было бы рискованно. Миссия Starliner показала это с полной очевидностью — иметь в запасе лишь один корабль означает подвергать экипаж станции опасности. Поэтому путь к сертификации корабля Boeing будет продолжен, хотя его будущее остаётся в тумане.

Источник изображения: NASA
Вчера астронавты Барри Уилмор (Barry Wilmore) и Сунита Уильямс (Sunita Williams) — пилоты злополучного Starliner — вместе с коллегами космонавтом «Роскосмоса» Александром Горбуновым и астронавтом NASA Ником Хейгом (Nick Hague) вернулись на Землю на корабле Crew Dragon компании SpaceX. Уилмор и Уильямс провели на станции около девяти месяцев, хотя изначально их миссия должна была продлиться всего десять дней. Доставившая их туда капсула Boeing Starliner дала сбой на финальной стадии приближения к МКС, и после изучения ситуации в NASA было принято решение возвращать её на Землю без экипажа.
В системе двигательной установки корабля Starliner произошла утечка гелия. Это сопровождалось отказом пяти из 28 двигателей коррекции орбиты. Четыре из них позже удалось перезапустить, но один так и остался в неисправном состоянии. Исследование проблемы в лаборатории на Земле показало, что двигатели перегреваются, что приводит к деформации тефлоновых уплотнителей в системе подачи топлива. Очевидно, что конструкцию или материалы уплотнителей придётся изменить, если корабль Starliner будет допущен к новым испытаниям.
Проверка обновлённой системы подачи гелия в двигатели коррекции ожидается этим летом. «Я думаю, что нам нужно внести некоторые изменения в то, как мы нагреваем эти двигатели, в то, как мы их запускаем, а затем мы сможем протестировать это в следующем полёте, — сказал Стив Стич (Steve Stich), руководитель программы NASA по коммерческой доставке экипажей. — Нам необходимо убедиться, что мы можем устранить утечки гелия, а также проблемы с двигателем служебного модуля, возникшие при стыковке».
«Нам действительно нужно, чтобы Boeing участвовал в пилотируемых полётах, — добавил Стич. — Возвращение Бутча и Суни на Dragon, на мой взгляд, показывает, насколько важно иметь две разные системы транспортировки экипажей, а также важность Starliner и резервирования, которое мы вводим в пилотируемые полёты для поддержки экономики на низкой околоземной орбите».
Планы по проведению нового испытательного запуска капсулы Starliner пока остаются неопределёнными. Неясно, когда именно это произойдёт и будет ли на борту экипаж.
Источник: