Сегодня 26 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Pentium 4 и G4e: сравнение архитектур

⇣ Содержание

Обзор архитектуры G4e и его конвейера.

На большой диаграмме можно рассмотреть основы архитектуры G4e и особенности реализации ступеней конвейера на препроцессоре и функциональных устройствах.


Перед тем как попасть на конвейер G4e, инструкции должны попасть в кэш инструкций на 32 тысячи записей. 64 кб кэш L1 состоит из кэша инструкций и кэша данных равного размера. Далее инструкция передается из кэша L1 дальше, на следующие ступени препроцессора, а затем на стадию выполнения. Здесь она выполняется одним из восьми функциональных устройств процессора (не считая устройства предсказания ветвлений, о котором мы поговорим позднее).

Как уже было отмечено ранее, G4e вместо классических четырёх ступеней, разбивает конвейер на семь небольших ступеней.



G4
G4e
Препроцессор 1 Выборка 1 Выборка1
2 Выборка2

Декодирование/Отправка
Декодирование/Отправка
4 Выдача
Постпроцессор
Выполнение
Выполнение
4 Завершение/Запись
Завершение

Запись

Давайте взглянем на основные ступени конвейера G4e. Не смотря на то, что их больше четырёх, их предназначение вполне понятно. Понимание этого конвейера, больше похожего на конвейер RISC, даст нам основу для предстоящего разговора о более длинном конвейере P4.

Ступени 1 и 2 - выборка инструкций (Instruction fetch). Эти две ступени предназначены в основном для извлечения инструкций из кэша L1. G4e способен выбрать из кэша L1 четыре инструкции за один такт и передать их на следующую ступень. Будем надеяться, что в кэше L1 есть требуемые инструкции. В случае если в кэше L1 инструкции не найдены, процессор начинает искать их в более медленном кэше L2, что добавляет до девяти тактов задержки ко времени работы конвейера.

Ступень 3 - декодирование/диспетчеризация (decode/dispatch). Как только инструкция выбрана, она поступает на один из двенадцати входов очереди инструкций, где она будет декодирована. Именно на стадии декодирования процессор определяет, что это за инструкция, и куда именно отсылать её на выполнение. Как только инструкция декодирована, она отправляется на нужную очередь выдачи.

Декодер G4e может отправлять на следующую ступень до трёх инструкций за один такт.

Ступень 4 - выдача (Issue) Существует три очереди выдачи для трёх типов инструкций, выполняемых G4e. Первая очередь - для инструкций с плавающей точкой (Floating-Point Issue Queue, FIQ). Вторая очередь - для операций с векторами (the Vector Issue Queue, VIQ). Она обрабатывает операции с векторами (Vector/Altivec). Третья очередь - для выполнения общих инструкций (General Instruction Queue, GIQ). Она отвечает за всё остальное. Как только инструкция выходит из очередей выдачи, она попадает на выполняющий процессор (execution engine).

Ступень выдачи также использует резервации (reservation stations - буферы, содержащие команды, которые уже декодированы, но еще не выполнены), которые прикреплены к различным исполнительным устройствам. Заметим, что на картинке они не изображены. Это были бы маленькие белые квадратики над каждой из групп функциональных устройств. Именно на этой ступени линейный поток команд разбивается на независимые порции, и инструкции распределяются на доступные исполнительные устройства. Здесь происходит "внеочередная проверка", в основном, в резервациях. Резервации выполняют всю "грязную работу" по распределению инструкций для исполнительных устройств, к которым они прикреплены. Очереди выдачи, несмотря на их FIFO-характер, могут посылать инструкции в резервации изменяя их порядок по отношению друг к другу.

Очередь для операций с векторами имеет четыре входа. Она может принимать до двух инструкций за один такт из устройства отправки. Очередь для выполнения общих инструкций имеет шесть входов. Она может принимать до трёх инструкций за такт. У очереди для операций с плавающей точкой - 2 входа, и она может принимать лишь одну инструкцию за такт.

Ступень 5 - выполнение (Execute). Эта ступень достаточно проста. Здесь инструкция попадает из очереди выдачи на нужное функциональное устройство и там выполняется. Операции с плавающей точкой попадают на FPU, векторные операции попадают на одно из четырёх устройств Altivec, целочисленные операции попадают в арифметико-логическое устройство (ALU), и инструкции по загрузке или хранению (LOADs or STOREs) попадают на устройство загрузки или хранения (LOAD/STORE Units, LSU). Об этих устройствах мы поговорим более детально, когда будем обсуждать стадию выполнения.

Ступени 6 и 7 - завершение и обратная запись (Complete and Write-Back). На этих двух ступенях инструкции собираются в исходный порядок (в каком они попали в процессор), а их результат записывается в память. Важно, чтобы инструкции были собраны правильно, для "прозрачности" внеочередного выполнения инструкций извне. Для нормального функционирования приложению должно казаться, что все инструкции выполняются последовательно.

Пример всех путешествий инструкций по процессору G4e можно увидеть в этом анимированном GIFе. Предупреждаем, его размер - 355К.

Перед тем как перейти к детальному рассмотрению ступени выполнения G4e обратимся к одному аспекту препроцессора, к устройству обработки ветвлений. (branch processing unit)

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Российский аниме-хоррор MiSide внезапно оказался хитом Steam — восторженные отзывы игроков, сотни тысяч проданных копий 25 мин.
Киберпанковый слешер Ghostrunner 2 стал новой бесплатной игрой в Epic Games Store — раздача доступна в России и продлится всего 24 часа 3 ч.
Activision сыграет в кальмара: новый трейлер раскрыл, когда в Call of Duty: Black Ops 6 стартует кроссовер со Squid Game 2 3 ч.
«К чёрту Embracer Group»: неизвестный устроил утечку исходного кода Saints Row IV 5 ч.
Отечественная платформа Tantor повысит производительность и удобство работы с СУБД на базе PostgreSQL 8 ч.
В Steam вышла новая демоверсия голливудской стратегии Hollywood Animal от авторов This is the Police 8 ч.
IT-холдинг Т1 подал иск к «Марвел-Дистрибуции» в связи с уходом Fortinet из России 9 ч.
Рождественское чудо: в открытый доступ выложили документы Rockstar начала 2000-х, включая планы на GTA Online от 2001 года 9 ч.
«Битрикс24» представил собственную ИИ-модель BitrixGPT 10 ч.
За 2024 год в Китае допустили к релизу более 1400 игр — это лучший результат за последние пять лет 10 ч.
NASA поручило частным компания обеспечить связь в радиусе 2 млн км от Земли 40 мин.
Китайский автопроизводитель GAC представил гуманоидного робота GoMate с 38 степенями свободы 3 ч.
Главный конкурент Tesla запустил разработку человекоподобных роботов 3 ч.
Omdia: быстрый рост спроса на TPU Google ставит под вопрос доминирование NVIDIA на рынке ИИ-ускорителей 4 ч.
Российскую игровую приставку собрались построить на процессоре «Эльбрус», для которого не существует игр 5 ч.
Equinix предложил ИИ-фабрики на базе систем Dell с ускорителями NVIDIA 6 ч.
NASA показало «рождественскую ель» галактического масштаба 6 ч.
Китайский оператор ЦОД Yovole может выйти на IPO в США — после неудавшейся попытки в Китае 6 ч.
Patriot представила SSD P400 V4 PCIe 4.0 — до 4 Тбайт и до 6200 Мбайт/с 7 ч.
OnePlus представила доступные флагманы Ace 5 и Ace 5 Pro со Snapdragon, большими экранами и до 16 Гбайт ОЗУ 7 ч.