Разработчик: Core Design
Издатель: Eidos Interactive
Жанр: Action-Adventure
Официальный сайт Tomb Raider: Angel of Darkness
Минимальные требования: Р3-500, 128 Мб, видеокарта с 16 Мб памяти, 300 Мб HDD
Рекомендуемые требования: P4-1500, 256 Мб, DirectX 9-совместимая видеокарта с 64 Мб памяти.
Мультиплейер: Отсутствует
Интересно, с чего начать рассказ об игре, насчитывающей целых пять полноценных предшественниц и порядка четырех дополнений к ним? Сериал Tomb Raider древнее великих и ужасных The Sims, его богатая история уходит корнями в добрый светлый 1996-ой… Именно тогда появилась на свет обаятельная и, чего уж греха таить, сексуальная Лара Крофт (насколько вообще может быть сексуальной бегающая по экрану кучка полигонов). За свой многотрудный путь сквозь годы Tomb Raider познал и взлеты (первые две части, сотворившие фурор в мире action-adventure игр и во многом определившие каноны жанра), и падения (Tomb Raider III и Tomb Raider: Chronicles, продемонстрировавшие полную нежизнеспособность серии в том виде, в каком она пребывала) и даже ровный стабильный успех (Tomb Raider: The Last Revelation, качнувшийся в сторону самого первого Tomb Raider и за это принятый весьма радушно). Однако все это в прошлом. В пыли истории затерялись бесконечные брожения по запутанным уровням, дергания за хаотично раскиданные рычаги, собирания неизвестно как попавших в дикие джунгли аптечек, канули в лету нелогичные головоломки и изматывающие прыгательно-бегательные задания. Настало время игр следующего поколения, игр next generation. Или нет?
Пресловутое Next Generation действительно присутствовало в названии нового Tomb Raider вплоть до того момента, пока не сменилось более поэтичным Angel of Darkness. Что хотели сказать этим разработчики? Безусловно, желали подчеркнуть переход сериала в новую эру, отказ от старого и мертвого в пользу молодого и живого. С радостью могу констатировать, что графически Tomb Raider: Angel of Darkness действительно выгодно и разительно отличается от предшественников. Здесь вам и пиксельные шейдеры второго уровня, и динамичные тени, и объемные текстуры, одним словом, все то, чем богата DirectX 9. Сама Ларочка значительно похорошела, добавила округлости и до этого не квадратным формам, обзавелась качественной лицевой и прочей анимацией. В первые минуты графика действительно поражает. Увы, это единственное, что поражает в игре. Провал? Не хочется этого говорить, но…да, да и еще раз да! Взгляды игровой общественности и разработчиков на новаторство и свежие идеи явно разошлись.
За что ругали игры серии Tomb Raider, начиная с третей части? Верно, за невыразительный набор головоломок по нажиманию рычагов, двиганию ящиков и поиску скрытых дверей с одной лишь целью: куда-то попасть или откуда-то выбраться. Что же мы видим? Да все тот же коктейль из двигания ящиков, поиска ключей и нажимания кнопок, к чести создателей, слегка разбавленный приятными кинематографичными моментами, связанными с выбиванием некоторых (заранее запланированных дизайнерами уровней) дверей и запрыгиванием в окна, а также возможностью диалогов с NPC. Ах, эти диалоги. Сколь заманчиво смотрелись они на стадии разработки - еще бы, нелинейность прохождения, реакция персонажей на разные фразы Лары - и сколь посредственно они выглядят после релиза. Милые наивные оптимисты, даже не рассчитывайте изменить линию прохождения выбором разных вариантов ответа в режиме диалога, ибо финал его будет все равно таким, какой нужен Ларе. А вы думали, рассорившись с одним NPC, придется искать другого или все делать самостоятельно? Ничего подобного!
Конечно, вы можете возразить, что само наличие NPC уже радует - как никак обещанные RPG-элементы. Согласен. Более того, есть и другие приятные на первый взгляд заимствования из ролевых игр. Во-первых, сама Лара стала больше походить на одухотворенную героиню, а не кучу красиво анимированных и акробатически извивающихся полигонов. Ее внутренний мир раскрывается в тех же диалогах и вставках на игровом движке, выполненных, кстати, очень неплохо. Во-вторых, Лариска научилась использовать разные безделушки и найденные деньги для получения нужной информации у NPC. Наконец, в-третьих; мисс Крофт стала значительно слабее и более не может болтаться на руках сколько угодно. Время ее гимнастических упражнений напрямую зависит от степени "прокачки" рук и ног. Действительно, свежо и ново. Только вот как вам такой мини-квестик: чтобы перебраться с крыши на крышу по длинному тросу, Ларе не хватает силы. Она идет (не сама, конечно, а под вашим чутким контролем) к ближайшим ящикам и начинает их двигать. Двигает, значит, двигает и…о, чудо, чувствует прирост мышечной массы! Скорее бежим к вожделенному тросу и ползем, куда надо. Ну не бред ли? По-моему, самый натуральный бред. И подобного бреда в игре, хоть лопатой греби. Думаю, случай в Лувре еще с Е3 2003 известен каждому первокласснику. Зачем, я спрашиваю, бежать десятки метров через загазованный выставочный зал за дыхательной маской, если ее можно снять с любого из встречающихся на пути противников? Ах, простите-простите, совсем забыл, что нежная кожа мисс Крофт не приемлет маску с грубого потного мужского лица.
Изящной английской леди гораздо приятней продолжить свой путь к стерильной маске, отмолотив грубую физиономию врага руками и ногами. Сладостное обещание о выдающихся способностях Лариски в области рукопашного боя создатели, казалось бы, тоже выполнили, но совсем не так, как мы хотели. Драки сделаны в общем, чрезвычайно неторопливом стиле игры. Великолепная анимация и интересные движения оказываются начисто погребены под слоем заторможенности и всяким отсутствием динамизма. В этом плане даже предыдущие части серии выгодно отличаются скоростью геймплея. А вы видели, как Лариска теперь бегает? Да это же жалкая пародия на утреннюю пробежку, которая, кажется, совершенно неуместна, когда за Ларой охотится не один взвод французских полицейских.
Сюжет, кстати, порадовал. Если раньше вся история сводилась к банальным "пойди туда, принеси то", то теперь на наших глазах развивается целая детективная драма с убийством старого друга Лары, профессора Вернера фон Кроя, полицейской погоней за Лариской, обвиненной в этом и ряде других убийств и еще целым ворохом интересных и неожиданных деталей. Творчество сценаристов дошло до того, что в игру внедрился целый новый играбельный (sic!) персонаж, да не просто персонаж, а красавец-мужчина, претендующий на женское внимание извечной феминистки и мужененавистницы мисс Крофт! Зовут дерзкого парня Кертис, и возможность взглянуть на мир игры от его лица появляется ближе к концу приключений.
Последние разворачиваются лишь на территории Парижа и Праги. Увы, разнообразие мест действия в Tomb Raider: Angel of Darkness по сравнению с предыдущими частями значительно урезано. Безусловно, и Париж и Прага порадуют нас разными своими районами и закоулками, про великолепный Лувр я вообще молчу. Что ни говори, интерьеры радуют глаз. Уровни теперь не создают впечатления покрытых текстурой груд кубиков, по которым Ларе так удобно лазить. Пейзажи действительно выглядят так, как и должны выглядеть в реальной жизни. Не они подстраиваются под Лару, а она подстраивается под них. Однако не успеваешь вдоволь насладиться хоть какими-то удачными находками разработчиков, как очередной их промах (мягко говоря!) снова все портит. Не напомните, какой на дворе год? 2003-ий, говорите? Замечательно. Я, неразумный, наивно полагал, что к 2003 году разработчики уже наловчились встраивать в игры если не гениальный, то достаточно сообразительный AI. Увы, Core Design не известно само словосочетание Artificial Intellect. Какими тупыми и медлительными враги были во всех Tomb Raider, такими они и остаются в Tomb Raider: Angel of Darkness. И это притом, что Angel of Darkness отделена от последней игры серии трехлетним промежутком! Супостаты медленно бегут на Лару, послушно собирают корпусом весь выпущенный в них боекомплект и безропотно отправляются к праотцам. Вот вам и next generation!
Ладно, что-то довольно болезненное препарирование затянулось, так что вколотим последний гвоздь в гробик нашего мертворожденного подопытного и покончим с этим. Последним гвоздиком стали FMV (Full Motion Video), которыми игры серии всегда славились (за исключением четвертой части, если память не изменяет). Лично я проходил многие уровни в Tomb Raider III лишь для того, чтобы насладиться очередным прекрасно срежессированным видеороликом. Увы и ах. Мало того, что в Tomb Raider: Angel of Darkness их число сведено к минимуму, так и выполнены эти несчастные заставки на отрендеренной игровой графике. Все бы ничего, графически игрушка, в конце концов, сильна и, по сути, действительно может обходиться без искусственного видео. Но! Если используется отрендеренная игровая графика, "режиссер" ролика старается скрыть все ее неизбежные огрехи, пытается, так сказать, показать товар лицом. В нашем же случае темные, невыразительные FMV сделаны так, что вся неизбежная угловатость персонажей буквально потоками изливается на зрителя. Показанные крупным планом четырехгранные пальцы Лары еще долго будут преследовать меня в кошмарах…
Как, впрочем, и весь Tomb Raider: Angel of Darkness в целом. Уверен, фанаты игры сейчас пускают пар из ушей и яростно перебирают покрасневшими от злости ножками, требуя немедленной страшной расправы над нерадивым автором, написавшем ТАКОЕ об их любимой Ларе Крофт нового поколения! Успокойтесь, господа (товарищи, братья - нужное подчеркнуть). Не спешите меня искать и зашвыривать разнокалиберными помидорами не первой свежести. Ваш покорный слуг отнюдь не относится к стану ненавистников Лары и всего, что с ней связано (а таких, поверьте, не мало, одного я даже очень хорошо знаю). Мною пройдены второй, третий и четвертый Tomb Raider`ы, хорошо "отыгран" пятый (Tomb Raider: Chronicles) и тщательно изучены данные о первой части серии и всех add-on'ах. Появления Tomb Raider: Angel of Darkness я, также как и вы, ждал с большим нетерпением, но… Наша жизнь полна разочарований, что отнюдь не освобождает нас от оков объективности и правдивости. А правда сегодня одна - Tomb Raider: Angel of Darkness не оправдывает возложенных на него надежд и чаяний игроков…
P.S. Однако самые преданные фанаты все равно будут довольны. Просто потому, что это Лара Крофт!