Сегодня 26 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Современная история компьютерного звука. Steinberg…

Читаете фантастику? "Войну миров"? Спуститесь на Землю. Здесь идут самые настоящие корпоративные войны. Нет, не на рынке процессоров и суперкомпьютеров, а в таком тихом "захолустье" как компьютерный звук.

Первоначально я планировал написать эту статью как обычную историческую справку о фирме Steinberg, о пути от энтузиазма до капитализма, историю об успехе. Но, читая исторические справки и анализируя события, современником которых был и я сам, впрочем, как и вы, меня удивила та жесткость, а иногда и красота мышления, которые способствовали внедрению качественных мировых стандартов в области современного профессионального звука.


 Карл Штайнберг
Карл Штайнберг

15 апреля Карлу Штайнбергу (Karl Steinberg) исполняется 53 года. Будучи инженером-идеалистом, в 1984 году он вместе со своим ровесником, музыкантом-клавишником, Манфредом Рерупом (Manfred Ruerup) организовал небольшую фирму Steinberg Research AG. Познакомились они прямо на студии.


 Манфред Реруп
Манфред Реруп

Манфред имел тогда звукозаписывающий контракт, и ему был необходим инженер. Им и оказался Карл Штайнберг.

MIDI, Commodore C-64, ATARI ST…

Если вспомнить начало 80-х, то стоит отметить, что данный период в звукоиндустрии ассоциируется с повсеместным внедрением стандарта MIDI. Карл Штайнберг усмотрел в нем чисто компьютерное развитие, посему одним из первых продуктов новоявленной компании стал MIDI-интерфейс для компьютерной платформы Commodore C-64 и программа мультитрекового рекординга Pro 16. Понятно, что она могла работать только с MIDI.

В 1986 году широкое распространение получили компьютеры ATARI ST, которые достаточно долго занимали нишу в области бюджетных решений для производства музыки. Steinberg Research AG выпускает для них более продвинутую версию Pro 16, а именно Pro 24, в которой помимо увеличенного количества треков добавлена мощная система нотации.

И уже в этом, 1986-м, можно было говорить о достаточно жесткой маркетинговой политике данной компании, основанной на приобретении фирм и освоении новых рынков. В частности, для реализации продаж на территории США Steinberg Research AG выкупает акции американской фирмы Jones. На территории США данная компания называется Jones/Steinberg.

Уже в 1987-м Steinberg Research AG переименовывается в Steinberg Soft- und Hardware GmbH, и основывает собственную дистрибьютерскую компанию MMS GmbH, головной офис которой размещается в Гамбурге. Успех ATARI ST, как хорошей мультимедийной платформы вдохновляет разработчиков на новые достижения и к 1989 году разрабатывается программа-секвенсор Cubase, в 1990 выходит ее версия для Apple Macintosh.

Начало и середина 90-х

Начало 90-х в сфере звукопроизводства можно смело ассоциировать с появлением гибридных мультитрековых систем, которые помимо MIDI, могли записывать и аудио-треки. В 1991-м эти функции были реализованы в новинке - Cubase - одной из первых программ, предоставляющих данные возможности, а в 1992-м версия этой программы стала доступна пользователям домашних РС. Конечно, о качестве таких решений на то время говорить не приходится. Несмотря на то, что платформа IBM-совместимых подкупала своей ценовой доступностью и открытостью для новаций, аппаратные мощности оставляли желать лучшего. Количество выпускавшихся для нее аудио/MIDI-устройств можно было пересчитать на пальцах одной руки.

Основные события произошли в период 95-96 гг., когда появились первые многофункциональные звуковые платы, а на рынке софта уже было некоторое подобие изобилия - появились мультитрековые программы, звуковые редакторы, эффект-процессоры. Конечно, ни о какой обработке в режиме реального времени не могло быть и речи, и у компьютеров в сфере звука было достаточно много конкурентов в виде ADAT-магнитофонов, аппаратных сэмплеров, секвенсорных систем, портативных магнитофонов. Но вместе с тем у компьютеров было огромное преимущество - графика. Программисты и дизайнеры могли создавать мощные приложения, которые в плане индикативности на несколько порядков выигрывали у ЖК-дисплеев аппаратных устройств. На первые звуковые редакторы музыканты и инженеры смотрели как на чудо.

В 1995 году Steinberg выпускает аудио-редактор WaveLab. В 1996-м для платформы Apple Macintosh анонсируется и реализуется новая революционная технология Virtual Studio Technology (VST), которая позволяла на то время использовать 24 аудио-трека и неограниченное количество MIDI-треков. Благодаря VST cтала доступна обработка в режиме реального времени, причем программа Cubase VST считается первой в реализации данной функции. И, действительно, вспоминая 1996 год, можно отметить, что звуковые программы для РС на то время не обладали такими возможностями. Многие очень известные и профессиональные музыканты стали использовать в своей работе Apple Macintosh с установленным Cubase VST и тем самым опередили время.

Первая война стандартов

Выпустив в 1998-м версию Cubase VST для РС, компания Steinberg ввязалась в достаточно серьезную схватку. Дело в том, что стандарт DirectX уже достаточно серьезно распространился на РС-совместимых, имел множество сторонников, поддержку со стороны брэндовых и независимых разработчиков. В плане функциональности и количества реализованных идей DirectX-платформа не только не уступала VST, но и даже выигрывала.

Какие преимущества тогда были у Steinberg? Ведь ситуация складывалась таким образом, что они пришли практически на новый для себя рынок. К 1999-му году компания уже имела свои представительства в США/Канаде, Франции и Японии. С обновлением стандартов VST и ASIO до версии 2.0, компания Steinberg предложила пользователям новый качественный подход в плане организации работы со звуком на компьютере. Стандарт VST предлагал использование многоканальной обработки (а DirectX - только стерео) и управление параметрами по MIDI. Благодаря близкой интеграции с последним, VST 2.0 начал рассматриваться еще и как стандарт для создания виртуальных инструментов (аббревиатура VSTi). Появились первые программные синтезаторы-плагины. DirectX платформа не была готова к такому развитию ситуации, поскольку изначально разрабатывалась как вариант переноса игровой платформы из DOS в Windows. Со стандартом VST начинают работать крупнейшие производители плагинов мира. Для них - это новый рынок сбыта, не забывайте, что VST - мультиплатформенный стандарт, то есть, распространен как на Мас, так и на РС. Жалкие потуги со стороны DirectX-платформы по созданию аналога VSTi в виде DXi ни к чему существенно значимому не привели. Под ударом оказался ряд мощных и популярных продуктов, в основном, от американских производителей - Cakewalk и Sonic Foundry. Нужно отметить, что держались они под натиском VST-платформы столько, сколько могли.

Технология ASIO позволяет общаться напрямую с драйверами звуковых интерфейсов и делать их более тонкую подстройку. Внедрение новых операционных систем Windows 2000/XP еще больше ухудшило ситуацию с чисто Windows-приложениями - для звуковых интерфейсов стали выпускаться WDM-драйверы, которые не дают прямого доступа к аппаратной части.

В то же время Sonic Foundry, не желая плестись в конце, вырабатывает новую концепцию мультитрековой программы, и реализует ее в ACID. Популярность этого решения превосходит все ожидания, ведь, по существу, ACID является профессионально сделанной дэнс-машиной. Продукция компании Steinberg оказывается менее современной, и, чуть погодя, данная компания предпринимает попытку захвата и этого нового сегмента, сотрудничая с новичками в этом новом спектре ПО - Ableton. Ableton пишут специально для Steinberg урезанную версию своей популярной программы Live!, которая появляется под другим названием и торговой маркой Steinberg. Данная попытка оказывается неудачной.


 Steinberg WaveLab
Steinberg WaveLab - до сих пор не побежденный…

Далее Steinberg начала вести очень агрессивную политику, выпустив революционный WaveLab 4.0, на несколько лет опередивший своего ближайшего конкурента - Sonic Foundry Sound Forge, активизируя внимание на программе Nuendo - самый профессиональный современный программный комплекс, обновив Cubase VST до Cubase SX. Среди ключевых моментов стоит отметить, что компания Steinberg была первой из тех, кто выпустил внятную реализацию работы с многоканальным звуком.

Вместе с тем, в профессиональной сфере у Steinberg складывается все как нельзя лучше - их продукция является передовой. В 2000-м году Steinberg Soft- und Hardware GmbH окончательно переименовывается в Steinberg Media Technologies AG. В это время на рынке появляется новая ветка ПО - профессиональные виртуальные сэмплеры. В 2001 году на выставке NAMM Show компания Steinberg анонсирует HALion. Недостаток, выраженный в малом количестве банков звуков, окупается поддержкой библиотек от AKAI и E-mu. Помимо этого активно развивается направление уникальных виртуальных инструментов XPhraze, Groove Agent, Virtual Guitarist. В том же 2001-м году Steinberg анонсирует технологию VST System Link, которая предназначена для решения очень серьезной проблемы - увеличение производительных мощностей рабочих станций. Суть данной технологии состоит в том, что общая нагрузка распределяется сразу между несколькими РС или Мас'ами, на которых установлены программы Nuendo или Cubase. Для поддержки этих возможностей выпускается специальный звуковой интерфейс VSL 2020 со множеством цифровых входов/выходов и специальный программный микшер.

Раздел "большого пирога"

Начало 2000-х является, пожалуй, самым интересным этапом в области развития рынка звукового ПО в целом.

После покупки компанией Apple немецкой фирмы Emagic с ее профессиональным звуковым ПО серии Logic, появились первые слухи о том, что фирму Steinberg собирается купить американская корпорация Pinnacle Systems. Хотя вместе с тем, ходили слухи и о том, что Pinnacle Systems имеет виды на AVID Technologies. AVID Technologies - это компания, которая также занимается производством цифровых систем для аудио, видео и т. п. монтажа, как и Pinnacle. В 1996-м году AVID купила известную профессиональную торговую марку Digidesign, которая занимается разработкой аудио-комплексов Pro Tools. Многие аналитики считают, что именно с этой сделки началось веяние приобретений профессиональных звуковых программ со стороны производителей систем цифрового видео-монтажа.

Но, как показывает время, компания Pinnacle Systems повела себя неадекватно. Конец 2002-го года… Появляется новость о том, что она покупает Steinberg. Начало 2003-го… Сделка состоялась - Steinberg становится подразделением Pinnacle Systems.

В любом случае, всем современным системам цифрового видео-монтажа необходимо иметь в арсенале профессиональную программу для работы со звуком. Открывать отдельные подразделения для этих целей не выгодно - занимает много времени, нет точной уверенности в результате. Поэтому лучше приобретать уже готовые решения. В варианте Pinnacle Systems, при принятии решений чаша весов склонилась в сторону Steinberg. Для последних сделка оказалась удачной, поскольку они сохранили целостность (просто перешли в ранг подразделения) и свою торговую марку.

Никто не мог и предположить, что новость о приобретении Steinberg станет серьезным катализатором. Буквально за считанные месяцы после было объявлено о покупке Adobe Inc. звуковой программы Cool Edit Pro. Sony Pictures Digital, изначально заказав у компании Sonic Foundry разработку профессиональных аудио-программ для своих нужд, в срочном порядке выкупает всю продукцию этой фирмы, оставив им невнятный MediaSite. Весть о том, что Sound Forge, Vegas и ACID принадлежат Sony облетает весь мир. Ситуация становится накаленной - весь рынок профессионального звукового ПО перекуплен!

Раздел "большого пирога"-2

Но рынок еще не был окончательно поделен. В борьбу за место под солнцем начали вступать крупные производители звуковой аппаратуры. Корпорация Yamaha приобрела миноритарную часть акций компании Waves и в начале 2000-х серьезно занялась разработкой собственного профессионального мультитрека - SOL. Данная программа так и не дошла до мирового пользователя, оставшись известной только на японском рынке. Вместе с тем, современность требовала того, чтобы профессиональное студийное и музыкальное оборудование было совместимо с компьютерными технологиями. В начале 2004 года Steinberg выпускает WaveLab 5, в котором впервые было заявлено о поддержке технологии Studio Connection, делающей мост между интерфейсом программы и аппаратными устройствами Yamaha.

Ситуация на рынке в то время была бы более понятной, если бы тогда можно было сопоставить и другие события - торговая марка Mackie (LOUD Technologies) выкупила мало кому известную мультитрековую программу Traction от мало кому известной фирмы RAW Material, корпорация Roland объявила о своем намерении инвестирования компании Cakewalk. Потом выходят Cubase SX3 и Nuendo 3 с поддержкой все той же Studio Connection, и, наконец, корпорация Yamaha заявляет о намерении приобретения 100% обыкновенных акций Steinberg у Pinnacle Systems. Сделка состоялась уже в январе этого года, хотя официально была запланирована на март. 1 февраля на должность управляющего директора Steinberg был назначен Казунори Кабуяши (Kazunori Kobayashi) из Yamaha Corporation, до этого он занимал должность генерального управляющего подразделением стратегического планирования продуктов Yamaha в области профессионального аудио и цифровых музыкальных инструментов. Не думаю, что тут нужно давать какие-либо комментарии, поскольку предыдущая должность Кабуяши априори предусматривала будущее корпорации Yamaha в области профессионального звука.

"После боя"…

Комментируя первые анонсы о сделке с Yamaha компания Pinnacle Systems, являясь на то время хозяином Steinberg, как-то очень пространственно объясняла свои позиции - типа "ну, у нас останется что-то от WaveLab" и т.п. А на самом деле реальная ситуация проявилась совсем недавно. 21 марта 2005 года… заявлено о сделке, в результате которой Avid Technology, Inc. получает новое подразделение в лице компании Pinnacle Systems, Inc. Это продолжение новой стратегии Avid Technology, Inc. по захвату пользовательских рынков - незадолго до этого компания приобрела известную торговую марку M-Audio, занимающуюся производством недорогих аппаратных аудио-устройств. Теперь пришло время расширить сферу влияния и, приобретя Pinnacle, Avid получает контроль над частью пользовательского и профессионального рынков в области видео, аудио и т.п. Данная сделка интересна еще и тем, что буквально несколько месяцев назад, в январе-2005, Pinnacle Systems, Inc. продала 100% обыкновенных акций своего подразделения Steinberg японской корпорации Yamaha. Steinberg - это один из самых крупных производителей профессионального звукового ПО. Теперь же Pinnacle Systems сама перекочевала в ранг подразделения, при этом у Avid является хозяином главного конкурента Steinberg на Мас-платформе - компании Digidesign.

В завершении

Успех Steinberg можно объяснить жесткой и агрессивной маркетинговой политикой, развитием сразу на нескольких платформах и рынках сбыта. Убивая "слабаков", эта корпорация рождает равных себе конкурентов и тем самым держит мировой уровень качества. Нужно сказать, что без Steinberg мир компьютерного звука не был бы так интересен. Жесткость политики компании проявляется во всем, а прежде всего, в беспроигрышных идеях. Например, с появлением VSTi-инструментов и их повсеместным распространением, был практически уничтожен рынок системных синтезаторов и синтезаторов, установленных в рамках звуковых плат. В сфере профессионального звукопроизводства на РС потерпела сокрушительное поражение платформа DirectX.

Но в лице корпорации Yamaha компания Steinberg столкнулась с не менее умным и агрессивным соперником, теперь ставшим ее хозяином. Сейчас у Yamaha есть передовое студийное оборудование, лучшие музыкальные инструменты и теперь лучшие разработки в области профессионального ПО - в общем, контроль над значимой частью мирового рынка в сфере звукопроизводства. А от автора, то бишь, от себя, могу сказать, что рынок звукового ПО испытывает этап перерождения, и сейчас сложно предположить, будет ли через три года продукция Steinberg/Yamaha актуальной. Важно, что они сделали максимум для старта цифровых технологий в области звука.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple объяснила, почему не хочет создавать собственный поисковик на замену Google 23 мин.
«Не думаю, что Nintendo это стерпит, но я очень рад»: разработчик Star Fox 64 одобрил фанатский порт культовой игры на ПК 11 ч.
Корейцы натравят ИИ на пиратские кинотеатры по всему миру 12 ч.
В Epic Games Store стартовала новая раздача Control — для тех, кто дважды не успел забрать в 2021 году 15 ч.
За 2024 год в Steam вышло на 30 % больше игр, чем за прошлый — это новый рекорд 16 ч.
«Яндекс» закрыл почти все международные стартапы в сфере ИИ 16 ч.
Создатели Escape from Tarkov приступили к тестированию временного решения проблем с подключением у игроков из России — некоторым уже помогло 17 ч.
Веб-поиск ChatGPT оказался беззащитен перед манипуляциями и обманом 18 ч.
Инвесторы готовы потратить $60 млрд на развитие ИИ в Юго-Восточной Азии, но местным стартапам достанутся крохи от общего пирога 19 ч.
Selectel объявил о спецпредложении на бесплатный перенос IT-инфраструктуры в облачные сервисы 19 ч.
Во флагманских смартфонах Huawei Mate 70 нашли память SK hynix, которой там быть не должно 37 мин.
Чтобы решить проблемы с выпуском HBM, компания Samsung занялась перестройкой цепочек поставок материалов и оборудования 3 ч.
Новая статья: Обзор и тест материнской платы Colorful iGame Z790D5 Ultra V20 9 ч.
Новая статья: NGFW по-русски: знакомство с межсетевым экраном UserGate C150 11 ч.
Криптоиндустрия замерла в ожидании от Трампа выполнения предвыборных обещаний 11 ч.
Открыт метастабильный материал для будущих систем хранения данных — он меняет магнитные свойства под действием света 12 ч.
Новый год россияне встретят под «чёрной» Луной — эзотерика ни при чём 16 ч.
ASRock выпустит 14 моделей Socket AM5-материнских плат на чипсете AMD B850 16 ч.
Опубликованы снимки печатной платы Nvidia GeForce RTX 5090 с большим чипом GB202 18 ч.
От дна океана до космоса: проект НАТО HEIST занялся созданием резервного космического интернета 18 ч.