Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Какой процессор нужен игровому ПК? Часть 1 — массовые платформы Intel

⇣ Содержание

Действительно, в 2022 году пользователь при самостоятельном комплектовании игрового системного блока волен выбирать среди трех массовых платформ AMD и Intel, поддерживающих процессоры разных поколений и форматов. Ведь понятие «игровой ПК» — довольно масштабное. Откройте любой выпуск нашей постоянной рубрики «Компьютер месяца», и вы найдете совершенно разные предложения на любой вкус, цвет и толщину кошелька. В дешевые сборки, конечно же, мы рекомендовали и рекомендуем недорогие чипы уровня Core i3-10100F и Ryzen 3 1200. То есть речь идет о культовых микроархитектурах Skylake и Zen. В сборках подороже рассматривают шестиядерные модели Core i5 и Ryzen 5, а это — решения на базе микроархитектур Cypress Cove и Zen 2. Наконец, самые быстрые и современные системы не обходятся без процессоров семейств Core 12000 и Ryzen 5000, в которых наилучшим образом сочетаются возможности микроархитектур Golden Cove и Zen 3, приправленные большим числом производительных ядер и высокой тактовой частотой.

Думаю, потому-то обзоры современных центральных процессоров так популярны на нашем сайте. И наибольший интерес у целевой аудитории 3DNews (и не только) вызывает сравнение чипов AMD и Intel в играх. Это неудивительно — многие используют домашние десктопы в основном для потребления контента, а не его создания. И в «Компьютере месяца» я тоже большую часть текста, что вполне логично, посвящаю разбору особенностей выбора связки «процессор — видеокарта», позволяющего достичь определенных целей за определенную цену.

 Компьютер месяца. Спецвыпуск: какой процессор нужен современному игровому ПК. Часть 1 — массовые платформы Intel

Компьютер месяца. Спецвыпуск: какой процессор нужен современному игровому ПК. Часть 1 — массовые платформы Intel

Наши обзоры и выпуски «Компьютера месяца» наглядно доказывают одну простую вещь: сегодня центральный процессор заметно влияет на игровую производительность системы. Вот вам небольшой пример из жизни. Один пользователь частично обновил свою старенькую систему, заменив в ней центральный процессор, материнку, оперативную память и видеокарту. К имеющемуся хорошему кулеру он докупил соответствующий переходник для сокета LGA1700. После прочтения различных обзоров в начале июля за 85 тысяч рублей были куплены Core i5-12400F, B660-плата, 16 Гбайт оперативной памяти DDR4 и GeForce RTX 3060 Ti с беспроблемными чипами памяти. В это же время за эти же деньги другой пользователь заменил только видеокарту в своей сборке — была приобретена GeForce RTX 3080. Потому что купленная в 2018 году система с 6-ядерным Ryzen 5 2600X и GeForce GTX 1070 перестала радовать. Оба человека пользовались монитором с разрешением Full HD.

* Набор игр, тестовые сцены, настройки качества графики, а также таблицы с подробными результатами тестирования приведены на последней странице. Это относится ко всем графикам в статье, если не указано иное.

Так вышло, что сборка с более производительной видеокартой уступила варианту с более быстрым и современным ЦП в среднем 23-26 % — в тестировании использовались такие игры, как PlayerUnknown's Battlegrounds, GTA V, Marvel's Guardians of the Galaxy, HITMAN 3, Far Cry 6 и Cyberpunk 2077, запущенные с качеством графики, близким к максимальному, но без использования трассировки лучей там, где это возможно. Получается, пользователю с Ryzen 5 2600X разумнее было бы вложиться в покупку менее дорогой видеокарты (той же GeForce RTX 3060 Ti, например). Или же перераспределить бюджет, заменив не только 3D-ускоритель в системном блоке, но и центральный процессор моделью уровня Ryzen 5 5600X.

Ситуация кардинально изменится, если выяснится, что оба пользователя незадолго до апгрейда прикупили себе по монитору с 4K-разрешением. В таком случае вариант покупки только GeForce RTX 3080 будет более чем оправданным — в связке с Ryzen 5 2600X этот графический адаптер серьезно опережает GeForce RTX 3060 Ti.

Вот про это — процессорозависимость в современных игровых ПК — мы сегодня и поговорим. Посмотрим, какие параметры центральных процессоров влияют больше всего на FPS в играх, а также определим, какие чипы какого класса лучше использовать с видеокартами всех трех категорий: Low-, Middle- и High-end. И чтобы не перегружать статью, было решено разделить изучение массовых платформ AMD и Intel на две части. В своих размышлениях я затрону и грядущее 13-е поколение Core (Raptor Lake), которое уже точно будет совместимо с платформой LGA1700.

#Микроархитектура, кеш, ядра или частота?

Как мы уже выяснили, сейчас в продаже встречается довольно разношерстная компания центральных процессоров Intel для актуальных массовых платформ LGA1200 и LGA1700. Давайте на примере нескольких небольших экспериментов посмотрим, как меняется игровая производительность компьютера в зависимости от используемой в ЦП микроархитектуры, количества ядер и потоков, их тактовой частоты и так далее. Все тестирования проводились с видеокартой GeForce RTX 3090 и памятью DDR4-3466. Список игр и описание настроек качества графики приведены в разделе «Методика тестирования». Таблицы с подробными результатами вы найдете на последней странице статьи.

#Микроархитектура

Небольшая историческая справка. Первенцы микроархитектуры Skylake — чипы шестого поколения Core для массовой платформы LGA1151 — увидели свет и поселились на полках компьютерных магазинов почти семь лет назад, в августе 2015 года. Тогдашний захват рынка геймерских ПК начался с выпуска флагманских 4-ядерных моделей Core i7-6700K и Core i5-6600K. Самый быстрый чип поколения Skylake поддерживал 8 потоков и работал на частоте 4 ГГц при загрузке всех ядер. Объем кеш-памяти третьего уровня в Core i7-6700K составлял 8 Мбайт. Сейчас же массовые платформы AMD и Intel поддерживают в том числе и 16-ядерные модели центральных процессоров.

Спустя почти полтора года, в январе 2017-го, Intel представила серию процессоров Core 7-го поколения, в которой чипмейкер предложил своим клиентам ту же микроархитектуру Skylake, ту же формулу ядер и потоков, но более высокие тактовые частоты. И только выход первого поколения процессоров AMD Zen заставил «синих» шевелиться. Лишь после успеха новинки AMD — процессоров Ryzen — в 8-м поколении Intel Core число ядер было увеличено до шести — это произошло в конце 2017 года. Девятое же поколение Core, представленное в 2018 году, обзавелось 8-ядерными моделями, а десятое (середина 2020 года) — 10-ядерными. Все это время Intel эксплуатировала микроархитектуру Skylake, наращивая лишь количество ядер, тактовую частоту и кеш.

Серьезный тектонический сдвиг произошел в марте 2021 года — серия чипов Core 11-го поколения предложила новую микроархитектуру Cypress Cove, которую удалось упаковать лишь в 8-ядерную «обертку». А в ноябре того же года свет увидели чипы Alder Lake (Core 12-го поколения), произведенные по принципу big.LITTLE. В них большие производительные ядра процессоров используют микроархитектуру Golden Cove, а малые энергоэффективные — Gracemont. Благодаря новой быстрой микроархитектуре большие ядра Alder Lake обещали 19-процентный прирост удельной производительности в сравнении с ядрами Cypress Cove. И одного этого в теории уже было достаточно, чтобы чипы Core 12-го поколения оказались существенно быстрее своих предков. Вот это мы и выясним сейчас.

Для проведения следующего эксперимента я взял три процессора:

  • Core i7-10700K — микроархитектура Skylake, 16 Мбайт L3-кеш.
  • Core i7-11700K — Cypress Cove, 16 Мбайт L3-кеш.
  • Core i5-12600 — Golden Cove, 18 Мбайт L3-кеш.

Во всех трех чипах были активированы 6 ядер и 12 потоков, а тактовая частота была зафиксирована на значении 4,2 ГГц. В стендах использовалась память стандарта DDR4-3466 и видеокарта GeForce RTX 3090 (ускоритель не поддерживает технологию Re-Size BAR.). Тестирование (здесь и далее) проводилось в шести играх (Total War Saga: TROY, GTA V, Marvel's Guardians of the Galaxy, HITMAN 3, Far Cry 6, Cyberpunk 2077) в разрешении Full HD с использованием качества графики, приближенного к максимальному, но без использования трассировки лучей и современных методов апскейлинга.

Вот что у нас получилось.

Микроархитектура — двигатель прогресса, скажу я вам. И ведь ситуация получилась довольно показательная. Если посмотреть на результаты, то Intel начиная с 2017 года попросту топталась на месте. Да, конкуренция заставила прибавить массовым процессорам ядер, попутно увеличивая тактовую частоту. Однако только в 2021 году был совершен качественный скачок в быстродействии в играх и в рабочих приложениях. Причем дважды за год.

А ведь все это время (с 2015 по 2021 год) пользователи собирали игровые компьютеры на базе чипов Skylake. И в «Компьютере месяца» мы рекомендовали решения Intel, отличающиеся частотой, числом ядер и объемом кеш-памяти. Даже сейчас, если нужна недорогая сборка, мы рассматриваем варианты с различными Skylake-чипами. И на фоне такого вот топтания на месте появилось поколение Alder Lake с ядрами Golden Cove, демонстрирующее ошеломительную прибавку FPS в играх. Вот теперь-то стало понятно, каким должен быть настоящий прогресс игровых ЦП. А не пресловутые «+5 % производительности в год» — мем, который еще долго будет преследовать Intel.

#Ядра и потоки

Стоит признать: после появления Zen в Intel действительно вынуждены были начать работу над по-настоящему новыми продуктами. Количество ядер в новых процессорах Core увеличилось вдвое всего за год, если сравнивать серию Core седьмого поколения и девятого. В то же время довольно быстро 6-ядерные процессоры Intel стали обыденностью в игровых ПК. Сначала — без технологии Hyper-Threading, а затем и с ней.

Начиная же с 12-го поколения Core, приходится разговаривать о типе ядер, заложенных в процессоре. На сегодняшний день Intel, если говорить о массовой платформе LGA1700 для десктопов, представила только три вида таких CPU:

  • Единственный и неповторимый Core i5-12600K(F) с шестью P-ядрами и четырьмя E-ядрами.
  • Процессоры серии Core i7, оснащенные восемью P-ядрами и четырьмя E-ядрами.
  • Решения Core i9, работающие по схеме «8P + 8E».

E-ядра в Alder Lake не поддерживают технологию Hyper-Threading, а потому современные чипы Intel имеют, я бы сказал, причудливое сочетание ядер и их виртуальных потоков: только 16 потоков у 10-ядерного процессора, 20 у 12-ядерных чипов и 24 — в 16-ядерных кристаллах.

Рассмотрим результаты еще одного эксперимента. Здесь я использовал 16-ядерный Core i9-12900K. Частота P-ядер Golden Cove была уменьшена до 4,2 ГГц, а частота E-ядер Gracemont, наоборот, увеличена до 4,2 ГГц. С учетом Hyper-Threading мне удалось протестировать 13 конфигураций одного и того же «камня».

Вот что у нас получилось.

А получилось то, что статья «Добываем максимум FPS в киберспортивных играх: тестирование видеокарт, процессоров и памяти, а также история одного ПК», вышедшая два года назад, больше не актуальна — и не только за счет выхода новых процессоров и видеокарт. Она неактуальна, потому что теперь в играх есть существенная разница между схемами 6/6 (ядер/потоков) и 6/12, а тем более между 6/6 и 8/16. Раньше между Core i5-9400 (6/6) и Core i5-10400 (6/12) можно было ставить знак равенства в большинстве игр. Сейчас же отсутствие Hyper Threading «обрушит» производительность игровой системы в среднем на 9-12 %, хотя есть игры, в которых разница достигает колоссальных 25 %. Результаты тестирования в Total War Saga: TROY и Cyberpunk 2077 прилагаются к детальному рассмотрению.

Что ж, отмечаем первую закономерность: оптимальным сочетанием ядер/потоков сейчас является значение 6/12 — учитывайте, что тестирование проводилось с самыми быстрыми на данный момент ядрами Golden Cove. Увеличение же количества ядер и потоков дает несущественный прирост FPS — всего 6 %, если сравнивать формулу 6/12 с 8P/16+8E, как показано на графике выше. Иными словами, Core i9-12900K серьезно обходит Core i5-12600 в играх не за счет большего числа ядер и потоков. Разница в быстродействии при использовании мощной видеокарты обеспечивается более высокой тактовой частотой и большим объемом кеша — об этом мы поговорим позже.

Отмечаем и вторую закономерность: за два года игровая индустрия передвинулась с фокусного значения 6/6 в сторону 6/12. Если немного пофантазировать, то можно даже заявить, что уже в 2024 году фокусными и оптимальными в игровых сборках станут чипы с 8 ядрами и 16 потоками.

Интересно проявила себя связка 4P/8+4E — она оказалась чуть медленнее схемы 6/12, но ощутимо быстрее вариантов 6/6 и 4/8. Как вы знаете, десктопных процессоров Alder Lake с таким набором P- и E-ядер не бывает. Существует мобильный чип Core i5-12450H (4P/12+4E), а еще есть Core i5-12500H и Core i5-12600H (4P/8+8E). Если в старших чипах с шестью и восемью P-ядрами толку от дополнительных E-ядер в играх не очень много, то в слабой конфигурации с четырьмя P-ядрами мы получаем заметный прирост FPS, который со временем наверняка будет только расти. Быть может, именно такими, как Core i5-12450H и Core i5-12500H, и станут будущие чипы серии Core i3.

Четырехъядерные процессоры без поддержки Hyper-Threading и вообще чипы с четырьмя потоками и меньше в 2022 году считать игровыми никак нельзя.

Уже известно, что в конце года Intel представит процессоры Core 13-го поколения — Raptor Lake. Известно, что чипы получат максимум до восьми быстрых P-ядер на базе микроархитектуры Raptor Cove и до 16 ядер Gracemont — микроархитектурных улучшений E-ядер не предвидится. Процессоры Raptor Lake будут совместимы с уже имеющимися (возможно, не всеми) платами для платформы LGA1700, а также получат контроллер памяти DDR4/DDR5.

По слухам, микроархитектура Raptor Cove будет быстрее Golden Cove на 12 %. Если эти слухи подтвердятся, то мы уже сейчас можем прогнозировать, за счет чего Core 13-го поколения будут тащить в играх — особенно после выхода нового поколения графики AMD и NVIDIA. Куча же E-ядер погоды в игровом ПК не сделает. Здесь и сейчас оказывается вполне достаточно 12 быстрых потоков. По крайней мере, это утверждение актуально для старших чипов серии. Какими будут процессоры Core i3 с обновленной микроархитектурой — загадка.

Ниже на графиках представлено сравнение различных микроархитектур с различным набором ядер и потоков. В эксперименте приняли участие Core i9-10900K, Core i7-11700K и Core i9-12900K, ядра которых работали на частоте 4,2 ГГц.

Более совершенная микроархитектура обеспечивает больше FPS, если процессор обладает достаточным количеством ядер и потоков. Так, чип Skylake с шестью ядрами отстает от Cypress Cove на 8 %. И при увеличении количества ядер разница в FPS уменьшается несущественно. В то же время четыре ядра Golden Cove с поддержкой Hyper-Threading опережают шесть ядер Skylake и Cypress Cove — потому что такого числа потоков оказывается достаточно современным играм. А вот отключение Hyper-Threading в случае с четырьмя ядрами приводит к уже заметному снижению кадровой частоты в играх.

#Тактовая частота и кеш-память

Конечно же, тактовая частота процессора серьезно влияет на показатель FPS в играх. Было время, когда увеличение количества мегагерцев в чипах Intel было их единственным улучшением. Да и сейчас процессорный гигант не стесняется выпускать так называемые Refresh-модели. Для платформы LGA1200 для серии Core i3 так и не появились чипы с микроархитектурой Cypress Cove. Зато продуктовая линейка обновилась новыми 4-ядерниками на все той же микроархитектуре Skylake, получившими прибавку в символические 100-200 МГц.

В играх такой заводской оверклокинг даст лишь минимальный рост кадровой частоты. Это наглядно демонстрирует следующий эксперимент. Для него мы оставили Core i9-12900K с шестью P-ядрами и двенадцатью потоками. Их частота менялась в диапазоне от 3,0 до 4,9 ГГц.

График выше доходчиво объясняет, почему тот же Core i5-12400F в стенде с мощной графикой серьезно уступит старшим моделям серий Core i7 и Core i9. Потому что младший 6-ядерный Alder Lake при загрузке всех ядер работает на частоте 4 ГГц, а тот же Core i7-12700K — на частоте 4,7 ГГц, обеспечивающей прирост в 10+ % FPS в разрешении Full HD.

На производительность в играх влияет и кеш-память. В некоторых играх еще как влияет: +10 % FPS в HITMAN 3! Однако в случае с процессорами Intel на этом моменте нет смысла зацикливаться. Потому что этот чипмейкер, в отличие от AMD, не выпускает схожие продукты с разным объемом кеш-памяти третьего уровня. Это у «красных» есть Ryzen 5 5500 и Ryzen 5 5600, Ryzen 7 5700G и Ryzen 7 5800X с Ryzen 7 5800X3D. Здесь же мы купим, скажем, Core i5-12600K не из-за увеличенного кеша в сравнении с прочими чипами серии Core i5, а из-за большего числа ядер, более высокой тактовой частоты, возможности разгона P- и E-ядер (нужное — подчеркнуть).

#Остальное

Производительность игрового ПК зависит и от контроллеров памяти, используемых в современных процессорах. Например, чипы Alder Lake совместимы как с памятью стандарта DDR4, так и с DDR5. Выходит, у Core 12-го поколения есть определенный запас прочности на фоне решений для платформ LGA1200 и AM4 — потому что новый стандарт ОЗУ развивается. В статье «DDR5 или DDR4: какую память выбрать для Alder Lake» наглядно показано, что Core i7-12700K в связке с комплектом DDR5-6000 минимум на 6 % опережает любую конфигурацию с DDR4-памятью. Остается только дождаться, когда модули DDR5 станут по-настоящему доступными для массовых платформ. Хочется верить, что это произойдет одновременно с появлением чипов Raptor Lake, а также платформы AM5.

Второй интересный момент связан с поддержкой PCI Express, необходимого для подключения 3D-графики. Процессоры Skylake поддерживают стандарт версии 3.0 — при использовании полноценных 16 линий его пропускной способности достаточно для работы даже GeForce RTX 3090 Ti и Radeon RX 6950 XT. Как будет работать PCI Express 3.0 с новыми видеокартами, такими как GeForce RTX 4090, пока непонятно. Чипы с ядрами Cypress Cove получили 16 линий PCI Express 4.0 для подключения графики, а Golden Cove хвастают поддержкой PCI Express 5.0. Уже сейчас есть ситуации, когда выбор не того «камня» в пару к видеокарте серьезно сказывается на FPS в играх, — причем с ними сталкиваются желающие собрать недорогой игровой ПК. Подробно про это я писал в статье «Компьютер месяца. Спецвыпуск: новый игровой ПК в 2022 году — что ты такое?».

Так, в продаже можно встретить Radeon RX 6500 XT. Эта видеокарта получила всего четыре линии PCI Express 4.0 и 64-битную шину. Установив ее в сборку с PCI Express 3.0, вы сразу же недосчитаетесь 14-15 % FPS в играх.

#История одного ПК

Сегодняшний материал в это непростое время не появился бы без поддержки наших партнеров. Первая часть статьи выходит при поддержке Cooler Master и компьютерного магазина «Регард». Именно они предоставили нам все необходимые комплектующие для тестирования. Перечень всего железа вы найдете в разделе «Методика тестирования и стенд». Я же расскажу вам историю одного ПК — тестового стенда, который в самом производительным и дорогом варианте оснащен 16-ядерным Core i9-12900K, GeForce RTX 3090 и материнской платой на базе чипсета Z690. Полностью его конфигурация выглядит следующим образом:

  • центральный процессор Intel Core i9-12900K;
  • система жидкостного охлаждения Cooler Master MasterLiquid PL360 Flux;
  • материнская плата MSI MPG Z690 EDGE WIFI DDR4;
  • оперативная память DDR4-3466 32 Гбайт;
  • видеокарта MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G;
  • твердотельный накопитель Intel 760p SSDPEKKW020T8X1 2 Тбайт;
  • блок питания Cooler Master XG750 Plus Platinum;
  • корпус Cooler Master HAF 700 EVO.

От MSI к нам приехали сразу две матплаты для платформы LGA1700: MPG Z690 EDGE WIFI и MPG Z690 EDGE WIFI DDR4. Как нетрудно догадаться, разница между ними заключается только в типе поддерживаемого ОЗУ, в остальном мы имеем дело с абсолютно одинаковыми устройствами.

MPG Z690 EDGE WIFI (DDR4) относится к категории плат High-end. Модель обладает отличной функциональностью и надежностью; на ее основе можно собрать игровой ПК любой сложности. В частности, MSI MPG Z690 EDGE WIFI легко справится с разгоном К-процессоров Alder Lake, потому что ее подсистема питания насчитывает 16 фаз только для работы ядер CPU. Каждая фаза конвертера состоит из транзисторной сборки Renesas RAA220075, выдерживающей нагрузку в 75 А, а управляет ими 20-канальный ШИМ-контроллер Renesas RAA229131. Получается, MPG Z690 EDGE WIFI (DDR4) оснащена честными фазами. Отмечу и то, что транзисторные сборки охлаждаются двумя довольно крупными алюминиевыми радиаторами, соединенными вместе медной теплотрубкой.

Как видно из названия, MPG Z690 EDGE WIFI оснащен беспроводным модулем связи — здесь применен контроллер Intel, обеспечивающий соединение по каналам 802.11a/b/g/n/ac/ax с пропускной способностью до 2,4 Гбит/с. Есть у платы и поддержка Bluetooth 5.2. За проводное соединение в «Эйдже» отвечает 2,5-гигабитный контроллер Intel I225V, а за звук — новомодный Realtek ALC4080.

На I/O-панели нашелся разъем USB 3.2 Gen2 C-типа с пропускной способностью 20 Гбит/с. Здесь же расположена еще парочка полноформатных USB 3.2 Gen2 со скоростью до 10 Гбит/с. Еще один USB 3.2 Gen2 на 10 Гбит/с — внутренний. Также на панели ввода/вывода есть кнопка Flash BIOS — она пригодится тем, кто купит MPG Z690 EDGE WIFI в эпоху процессоров Rocket Lake. В таком случае пользователь сможет самостоятельно обновить прошивку устройства, даже не включая ПК.

А еще матплата получила сразу четыре слота M.2 — ко всем подведено по четыре линии PCI Express 4.0. Основных слотов расширения — четыре. К PEG-порту подведены 16 процессорных линий PCI Express 5.0. Остальные работают в режиме PCI Express x4 3.0 и PCI Express x1 3.0.

Обзор MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G уже выходил на нашем сайте. На мой взгляд, у MSI получился отличный игровой ускоритель с достойным воздушным охлаждением. В стенде видеокарта работает тихо, но эффективно — и это при том, что энергопотребление устройства превышает 400 Вт! Так, в режиме Gaming максимальная температура графического процессора составила всего 71 градус Цельсия. Частота чипа стабильно держится выше 1900 МГц. В сравнении с эталонной GeForce RTX 3090 процессор SUPRIM-версии дополнительно разогнан на 165 МГц.

Производитель утверждает, что в MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G используются дополнительные предохранители, встроенные в печатную плату. Они служат еще одной линией электрозащиты. А еще PCB имеет увеличенное содержание меди, что способствует рассеиванию тепла. Подсистема питания видеокарты насчитывает 21 фазу. Управляют ими сразу три ШИМ-контроллера: ON Semi NCT81611 (4-фазный), Monolithic Power Systems MP2886A (6-фазный) и Monolithic Power Systems MP2888A (10-фазный). В преобразователе питания используются транзисторные сборки ON Semi NCT303151A. Пара контроллеров uPI Semi uS5650Q, один из которых распаян на обратной стороне PCB, отвечают за работу памяти и мониторинг напряжений и температуры.

Именно при помощи MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G мы проводили большую часть тестов.

MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G

Без какого-либо преувеличения: HAF 700 EVO великолепен! И это про корпус форм-фактора Full Tower говорит вам любитель компактных игровых систем — постоянные читатели знают о моих пристрастиях. Действительно, для среднестатистической сборки с одной видеокартой и простеньким охлаждением новый HAF, возможно, будет избыточен. Только это не отменяет того факта, что Cooler Master предоставил для стенда очень качественный корпус с великолепными возможностями кастомизации в дальнейшем.

Перед нами просторнейший кейс категории MESH — очевидно, устройство разработано с расчетом на сборку в нем мощного игрового ПК с обслуживаемой СЖО или же рабочей станции. Так, HAF 700 EVO поддерживает установку крупных матплат форм-факторов E-ATX, SSI-CEB и SSI-EEB в вертикальном положении. Передняя и нижняя панели позволяют установить 420-мм радиаторы, боковая — 480-мм, задняя — 240-мм, а на верхней панели способны разместиться сразу два 360-мм радиатора. При этом конструкция позволяет использовать довольно толстые элементы СЖО — сюда без проблем влезут радиаторы толщиной 38 и даже 60 мм.

По умолчанию же на передней панели установлены две 200-мм крыльчатки SickleFlow PWM, две 120-мм сзади и еще одна 120-мм — снизу. Корпус оснащен собственным хабом, куда, помимо четырех уже подключенных вентиляторов, можно подсоединить еще три крыльчатки. Предусмотрена в HAF 700 EVO и станция для подключения ARGB-лент.

Передняя стенка хорошо продувается. Тем не менее дизайнеры оснастили ее панелями из закаленного стекла, которые красиво переливаются при подключенной подсветке. Здесь же расположена одна из главных фишек HAF 700 EVO — круглый дисплей IRIS. При помощи программы MasterPlus+ мы можем настроить его работу на различные режимы. Экран может показывать дату и время, параметры центрального процессора, включая его частоту и температуру, актуальные данные о работе подключенных к хабу вентиляторов и многое-многое другое.

Также на передней панели выведено четыре порта USB 3.2 Gen1 и USB 3.2 Gen2 C-типа.

Еще один интересный дизайнерский ход — установка зеркальной поверхности сбоку. В общем, имея под рукой HAF 700 EVO, сборщик может дать волю своей фантазии.

Например, видеокарту в корпусе можно разместить вертикально — гибкий шлейф PCI Express 4.0 уже идет в комплекте. Корпус поддерживает установку до 12 накопителей форм-факторов 2,5’’ и 3,5’’. Вы сами видите, что за шасси остается очень много места для прокладки всех кабелей и элементов СЖО. Корзины для жестких дисков — съемные и не требуют работы с отверткой.

 Cooler Master HAF 700 EVO

Cooler Master HAF 700 EVO

Блок питания Cooler Master XG750 Plus Platinum тоже имеет так называемую киллерфичу, однако ее не видно в сборке с HAF 700 EVO. Дело в том, что боковая панель «Платинума» оснащена информационным дисплеем, показывающим в режиме реального времени температуру блока питания, частоту вращения вентилятора и потребляемую сборкой мощность. 135-мм вентилятор блока питания оснащен ARGB-подсветкой, которую можно настроить в программе MasterPlus+.

Правда, XG750 Plus Platinum мы включили в тестовый стенд не за это. Устройство, как видно из названия, поддерживает стандарт 80 PLUS Platinum — это значит, что эффективность блока питания не падает ниже 90 % в сети 230 В. При мощности в 350-600 Вт КПД блока питания оказывается не ниже 92 % — это наш случай при использовании такой карты, как GeForce RTX 3090.

Вентилятор блока работает всегда. Частота его вращения не превышает 1000 об/мин во всем диапазоне мощности. В итоге XG750 Plus Platinum работает практически бесшумно даже при максимальной нагрузке. Срок службы «карлсона» превышает 100 тысяч часов. Сам производитель дает 10-летнюю гарантию на все устройство в странах, где это разрешено законодательно.

Естественно, мы можем подключить к XG750 Plus Platinum довольно много железа. В комплекте с блоком идут плоские кабели, которые удобно прокладывать за шасси корпуса. В наличии есть сразу два EPS-кабеля на 4+4 пин и 8 пин. А также четыре порта PCI-E 6+2. Так что трудностей с подключением MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G у нас не возникло.

Cooler Master XG750 Plus Platinum

С «водянкой» Cooler Master MasterLiquid PL360 Flux вы могли познакомиться в статье «Какая система охлаждения подойдет процессорам Alder Lake», в ней мы подробно изучили энергетический аппетит топовых процессоров для платформы LGA1700. Что неудивительно, трехсекционная «водянка» спокойно справилась с охлаждением Core i7-12700K и Core i9-12900K.

Подошва водоблока MasterLiquid — крупная, выполнена из массивной медной пластины и полностью накрывает центральный процессор Alder Lake. Она имеет ровную прямоугольную форму и хорошо прижимается к вытянутым чипам Alder Lake. Помпа соединена с водоблоком, ее жизненный цикл превышает 160 000 часов работы.

В комплекте с СЖО идут 120-мм вентиляторы с белыми лопастями. По данным Cooler Master, применение усиливающего конструкцию обода обеспечивает лучшую стабильность при работе на высоких скоростях. Так, в пике крыльчатки раскручиваются до 2300 об/мин. «Карлсоны» оснащены адресуемой RGB-подсветкой. Они подключаются к выносному коммутатору, который в свою очередь соединяется с материнской платой (в нашем случае их можно подключить к хабу HAF 700 EVO). Настроить цвет и тип свечения MasterLiquid можно при помощи комплектного программного обеспечения.

RGB-подсветкой оснащен и водоблок MasterLiquid PL360 Flux.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 3 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 9 ч.
Netflix подал в суд на Broadcom, заявив, что VMware нарушает его патенты в области виртуализации 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 10 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 12 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 13 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 13 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 14 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 16 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 16 ч.