Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce RTX 4090: время монстров

⇣ Содержание

#Тесты в рабочих приложениях

GeForce RTX 4090 по всем признакам является не только игровой, но и просьюмерской видеокартой, которая в номенклатуре продуктов NVIDIA занимает место серии TITAN. В качестве ускорителя задач GP-GPU флагман 40-й серии не ограничен разрешением экрана и обладает практически двукратным преимуществом перед GeForce RTX 3090 или GeForce RTX 3080 Ti в таких приложениях, как Blender. А если взять для сравнения GeForce RTX 2080 Ti, переход на RTX 4090 позволяет сократить время рендеринга почти в три раза. То же относится к Radeon RX 6900 XT.

Бенчмарк Premiere Pro, с другой стороны, преподнес довольно неожиданные результаты. GeForce RTX 4090 не имеет никаких преимуществ перед старыми видеокартами NVIDIA в скорости воспроизведения ресурсов RED R3D и даже немного уступает им при использовании футажей ProRes 422, а вот работа с наиболее распространенным форматом доставки контента H.264 ускорилась в два раза.

Производительность GPU в Premiere Pro более консистентно масштабируется при экспорте проекта, причем чем сложнее графические эффекты, тем больше разница между GeForce RTX 4090 и старшими моделями 30-й серии. Что касается «красных» видеокарт, то Radeon RX 6900 XT может соперничать разве что с GeForce RTX 2080 Ti — не в последнюю очередь из-за того, что Premiere Pro задействует аппаратный кодировщик NVENC чипов NVIDIA, но игнорирует соответствующую функцию чипов AMD.

GeForce RTX 4090 также значительно ускоряет эффекты постобработки в DaVinci Resolve по сравнению с RTX 3090 и вернул NVIDIA лидерство в скорости экспорта, которое ранее принадлежало Radeon RX 6900 XT.

#Кодирование/декодирование видео

Чипы Ada позаимствовали аппаратный декодер NVDEC у архитектуры Ampere, а разница в пропускной способности связана лишь с повышенными тактовыми частотами. Как бы то ни было, GeForce RTX 4090 развивает громадную скорость декодирования всех распространенных форматов доставки видео, включая AV1 при разрешении 8К с кадровой частотой выше 120 FPS.

Новая версия кодировщика NVENC также продемонстрировала умеренное преимущество перед предыдущими чипами при кодировании форматов H.264 и HEVC. Ключевые нововведения архитектуры Ada состоят в том, что чипы AD103 и AD102 имеют сразу два аппаратных кодировщика и могут работать с AV1. Но, к сожалению, поддержка этих функций еще не появилась в распространенном ПО, а для выполнения соответствующих тестов нам придется дождаться обновленной сборки ffmpeg или возможности компилировать его с нужной библиотекой.

#Производительность на ватт

Хотя GeForce RTX 4090 отличился чрезвычайно высокой потребляемой мощностью, по игровому быстродействию на ватт новинка на 43–44 % превосходит топовые модели 30-й серии — GeForce RTX 3080 Ti и GeForce RTX 3090. По сравнению с GeForce RTX 2080 Ti энергоэффективность выросла на 64 %, и только Radeon RX 6900 XT выделяется среди ускорителей прошлого поколения: GeForce RTX 4090 опередил его «всего» на 36 % удельной производительности.

При этом стоит заметить, что RTX 4090 уступает своим предшественникам 34–40 % игровых FPS в пересчете на число транзисторов графического процессора, что, безусловно, связано с громадным объемом кеша L2.

ПроизводительNVIDIAAMD
Модель GeForce RTX 4090 GeForce RTX 2080 Ti FE GeForce RTX 3080 Ti GeForce RTX 3090 Radeon RX 6900 XT GeForce RTX 3080 GeForce RTX 3090
Графический процессор GA102 TU102 GA102 GA102 Navi 21 XT GA102 GA102
Микроархитектура Ada Lovelace Turing Ampere Ampere RDNA 2 Ampere Ampere
Техпроцесс, нм 5 нм (4N) 12 нм FFN 8 нм (8N) 8 нм (8N) 7 нм FinFET 8 нм (8N) 8 нм (8N)
Число транзисторов, млрд 76,3 18,6 28,3 28,3 26,8 28 300 28 300
Площадь чипа, кв. мм 608,6 754 628 628 519,8 628 628
Средняя потребляемая мощность (Cyberpunk 2077), Вт 411 263 348 367 303 317 344
Производительность/Вт 100% −39% −30% −30% −27% +30% +19%
Производительность/млн транзисторов 100% +60% +59% +67% +54% −100% −100%
Производительность/кв. мм 100% −69% −43% −40% −37% −3% −3%
Производительность/Вт (обратное сравнение) 100% +64% +43% +44% +36% −23% −16%
Производительность/млн транзисторов (обратное сравнение) 100% −37% −37% −40% −35% +36990% +36990%
Производительность/кв. мм (обратное сравнение) 100% +218% +75% +66% +58% +3% +3%

#Результаты игровых тестов и цены

1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti NVIDIA GeForce RTX 3090 AMD Radeon RX 6900 XT
Assassin's Creed Valhalla TAA High 87 / 189 55 / 103 67 / 135 60 / 141 49 / 161
Borderlands 3 TAA 126 / 222 85 / 109 125 / 161 144 / 170 83 / 175
Cyberpunk 2077 TAA 113 / 172 74 / 94 101 / 141 100 / 140 119 / 148
DOOM Eternal TSSAA 277 / 442 169 / 268 222 / 366 241 / 393 242 / 365
Far Cry 6 TAA 89 / 132 91 / 121 93 / 129 93 / 132 92 / 130
Metro Exodus TAA 75 / 148 46 / 81 58 / 106 63 / 113 56 / 96
Red Dead Redemption 2 TAA High 88 / 149 33 / 63 48 / 89 52 / 95 76 / 80
Total War: WARHAMMER III TAA High 150 / 188 73 / 88 106 / 126 110 / 131 91 / 108
Watch Dogs: Legion TAA 87 / 127 60 / 85 78 / 109 80 / 114 90 / 134
Макс. −8% −2% 0% +6%
Средн. −42% −23% −20% −21%
Мин. −58% −40% −36% −46%
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti NVIDIA GeForce RTX 3090 AMD Radeon RX 6900 XT
Assassin's Creed Valhalla TAA High 75 / 166 40 / 81 53 / 110 63 / 115 46 / 123
Borderlands 3 TAA 165 / 207 69 / 78 103 / 119 114 / 129 117 / 131
Cyberpunk 2077 TAA 114 / 154 49 / 62 74 / 94 78 / 99 69 / 92
DOOM Eternal TSSAA 277 / 443 139 / 205 190 / 297 207 / 322 204 / 290
Far Cry 6 TAA 89 / 127 89 / 98 90 / 121 92 / 124 90 / 125
Metro Exodus TAA 73 / 142 39 / 66 52 / 89 56 / 95 49 / 81
Red Dead Redemption 2 TAA High 70 / 131 28 / 53 42 / 76 42 / 80 66 / 70
Total War: WARHAMMER III TAA High 135 / 160 50 / 62 74 / 91 78 / 96 61 / 76
Watch Dogs: Legion TAA 89 / 124 50 / 66 67 / 88 70 / 94 75 / 104
Макс. −23% −5% −2% −2%
Средн. −52% −34% −30% −33%
Мин. −62% −43% −40% −53%
3840 × 2160
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti NVIDIA GeForce RTX 3090 AMD Radeon RX 6900 XT
Assassin's Creed Valhalla TAA High 52 / 110 32 / 48 41 / 70 42 / 72 36 / 69
Borderlands 3 TAA 109 / 126 39 / 43 61 / 69 65 / 74 63 / 70
Cyberpunk 2077 TAA 60 / 79 25 / 31 37 / 47 39 / 50 29 / 40
DOOM Eternal TSSAA 242 / 337 88 / 115 131 / 179 141 / 193 123 / 159
Far Cry 6 TAA 91 / 115 50 / 57 75 / 81 79 / 85 73 / 80
Metro Exodus TAA 67 / 113 28 / 44 40 / 63 42 / 66 37 / 56
Red Dead Redemption 2 TAA High 53 / 97 19 / 37 30 / 56 29 / 58 49 / 52
Total War: WARHAMMER III TAA High 73 / 92 27 / 35 41 / 53 43 / 55 32 / 39
Watch Dogs: Legion TAA 80 / 104 32 / 40 47 / 58 50 / 61 47 / 60
Макс. −50% −30% −26% −30%
Средн. −61% −41% −38% −46%
Мин. −66% −47% −43% −58%

#Результаты игровых тестов с трассировкой лучей

1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti NVIDIA GeForce RTX 3090 AMD Radeon RX 6900 XT
Cyberpunk 2077 TAA 89 / 109 31 / 37 53 / 61 56 / 65 30 / 37
DOOM Eternal TSSAA 239 / 353 121 / 177 175 / 263 188 / 282 131 / 196
Far Cry 6 TAA 81 / 102 82 / 97 81 / 104 82 / 103 81 / 108
Metro Exodus Enchanced Edition TAA 73 / 129 38 / 58 51 / 80 55 / 85 46 / 68
Minecraft with RTX Beta TAA 64 / 175 77 / 86 110 / 131 117 / 144 50 / 58
Quake II RTX TAA Н/Д / 273 Н/Д / 83 Н/Д / 134 Н/Д / 146 Н/Д / 83
Watch Dogs: Legion TAA 70 / 90 40 / 50 58 / 74 62 / 79 49 / 67
Макс. −5% +2% +1% +6%
Средн. −49% −28% −24% −45%
Мин. −70% −51% −47% −70%
1920 × 1080 (DLSS)
Режим DLSS NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti NVIDIA GeForce RTX 3090
Cyberpunk 2077 Balanced 92 / 115 57 / 67 87 / 106 91 / 111
DOOM Eternal Balanced 239 / 352 146 / 212 198 / 298 211 / 317
Metro Exodus Enchanced Edition Balanced 74 / 133 46 / 78 57 / 102 60 / 109
Minecraft with RTX Beta Quality 64 / 172 123 / 140 68 / 170 65 / 172
Watch Dogs: Legion Balanced 70 / 89 54 / 71 66 / 87 70 / 91
Макс. −19% −1% +2%
Средн. −32% −10% −6%
Мин. −42% −23% −18%
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti NVIDIA GeForce RTX 3090 AMD Radeon RX 6900 XT
Cyberpunk 2077 TAA 66 / 76 20 / 24 34 / 40 36 / 43 18 / 23
DOOM Eternal TSSAA 238 / 344 98 / 135 147 / 208 158 / 225 102 / 144
Far Cry 6 TAA 78 / 101 75 / 81 82 / 100 81 / 100 80 / 105
Metro Exodus Enchanced Edition TAA 71 / 116 31 / 44 42 / 61 46 / 66 37 / 51
Minecraft with RTX Beta TAA 125 / 159 47 / 53 76 / 82 82 / 90 31 / 35
Quake II RTX TAA Н/Д / 166 Н/Д / 44 Н/Д / 83 Н/Д / 88 Н/Д / 46
Watch Dogs: Legion TAA 71 / 90 30 / 37 45 / 55 49 / 60 36 / 46
Макс. −20% −1% −1% +4%
Средн. −59% −39% −35% −54%
Мин. −73% −50% −47% −78%
2560 × 1440 (DLSS)
Режим DLSS NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti NVIDIA GeForce RTX 3090
Cyberpunk 2077 Balanced 91 / 115 40 / 48 68 / 79 72 / 83
DOOM Eternal Balanced 239 / 351 121 / 167 172 / 247 187 / 267
Metro Exodus Enchanced Edition Balanced 73 / 131 41 / 66 54 / 89 58 / 95
Minecraft with RTX Beta Balanced 64 / 172 97 / 109 117 / 160 146 / 172
Watch Dogs: Legion Balanced 70 / 88 45 / 58 63 / 80 63 / 82
Макс. −34% −7% 0%
Средн. −46% −22% −17%
Мин. −58% −32% −28%
3840 × 2160
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti NVIDIA GeForce RTX 3090 AMD Radeon RX 6900 XT
Cyberpunk 2077 TAA 33 / 39 8 / 11 14 / 18 16 / 20 8 / 10
DOOM Eternal TSSAA 180 / 232 60 / 77 98 / 127 105 / 137 57 / 79
Far Cry 6 TAA 79 / 93 46 / 50 65 / 71 69 / 74 63 / 70
Metro Exodus Enchanced Edition TAA 53 / 73 17 / 25 27 / 37 29 / 39 21 / 28
Minecraft with RTX Beta TAA 72 / 78 21 / 24 36 / 40 39 / 43 14 / 17
Quake II RTX TAA Н/Д / 76 Н/Д / 19 Н/Д / 39 Н/Д / 41 Н/Д / 22
Watch Dogs: Legion TAA 51 / 61 17 / 20 27 / 32 29 / 34 19 / 24
Макс. −46% −24% −20% −25%
Средн. −66% −45% −42% −62%
Мин. −75% −54% −49% −78%
3840 × 2160 (DLSS)
Режим DLSS NVIDIA GeForce RTX 4090 NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti NVIDIA GeForce RTX 3090
Cyberpunk 2077 Balanced 73 / 84 23 / 27 38 / 44 39 / 46
DOOM Eternal Balanced 220 / 286 81 / 103 126 / 164 135 / 176
Metro Exodus Enchanced Edition Balanced 71 / 116 31 / 45 45 / 64 47 / 68
Minecraft with RTX Beta Performance 64 / 173 61 / 69 98 / 110 101 / 117
Watch Dogs: Legion Balanced 69 / 89 32 / 39 49 / 58 50 / 61
Макс. −56% −35% −31%
Средн. −62% −41% −38%
Мин. −68% −48% −45%

#Выводы

Избалованные рекордными достижениями производителей GPU в прошлом десятилетии, мы не раз жаловались на то, что с тех пор рост быстродействия новых видеокарт замедлился. Однако благодаря архитектуре Ada Lovelace NVIDIA наконец удалось повторить достижения таких славных продуктов, как GeForce GTX 1080 Ti. По сравнению с аналогичной моделью прошлого поколения, GeForce RTX 3090, новый RTX 4090 развивает на 62 % большую производительность при разрешении 4К без трассировки лучей и уже на 72 % — с трассировкой.

В отличие от флагманских продуктов 20-й и 30-й серии, RTX 4090 настолько оторвался от своих предшественников, что даже апгрейд компьютеров, укомплектованных RTX 3080 Ti или RTX 3090, не лишен практического смысла, а старое правило замены видеокарты через одно поколение GPU теперь актуально как никогда. В подходящих условиях GeForce RTX 4090 опережает RTX 2080 Ti ни много ни мало в 2,5-3 раза по среднему игровому фреймрейту. Предтоповая модель AMD, Radeon RX 6900 XT, также выглядит бледно на фоне RTX 4090: если без трассировки лучей преимущество NVIDIA в 4К составляет 84 % FPS, то с рейтрейсингом речь идет о разнице в 166 %.

Впрочем, чрезвычайно высокое быстродействие означает, что в разрешениях до 4К видеокарта существенно ограничена возможностями центрального процессора и не способна работать в полную силу. Так, в 1080p и 1440p зазор между GeForce RTX 3090 и RTX 4090 сужается до 25 и 43 % FPS соответственно, что само по себе неплохо, но едва ли соответствует амбициям, энергопотреблению и стоимости новинки. На это можно возразить, что чип Ryzen 9 5950X в нашем тестовом стенде не является лучшим игровым CPU, но он сильно разогнан, а условные 10 % дополнительного фреймрейта в режиме 1080p, которые могла бы обеспечить миграция на платформу Intel, не меняют общей картины. В играх без трассировки лучей GeForce RTX 4090 и так развивает среднюю частоту смены кадров не меньше 124 FPS на мониторе 1440p, а этого более чем достаточно даже самым привередливым геймерам.

Что касается 4К, то GeForce RTX 4090, в отличие от прошлых флагманских решений, не только формально рассчитан на такое разрешение экрана, но и (впервые за неполные 10 лет!) развивает кадровую частоту от 60 FPS во всех до единого тестовых тайтлах, а чаще — 100 FPS и больше. Поразительно, но RTX 4090 удерживает планку 60 FPS в 4К даже в играх с рейтрейсингом — за исключением Cypberpunk 2077, но это легко исправить с помощью DLSS. При разрешении 1440p апскейлинг GeForce RTX 4090, во-первых, не нужен, во-вторых, в силу пресловутой «процессорозависимости», неэффективен (а в 1080p фактически мертв). Не зря NVIDIA представила третью версию алгоритма DLSS, которая выполняет не только масштабирование, но и генерацию промежуточных кадров. Похоже, с темпами прогресса, который задала NVIDIA, центральные процессоры уже не добьются адекватной мощным GPU производительности без подобных костылей.

Помимо игр, GeForce RTX 4090 в неменьшей степени ориентирован на вычисления общего назначения, среди которых первые места занимает глубинное обучение и профессиональная визуализация, но результат апгрейда разнится от приложения к приложению. Так, по скорости 3D-рендеринга RTX 4090 почти вдвое опережает старый флагман NVIDIA, а вот в ПО для видеомонтажа все зависит от сложности постобработки. Важно, что RTX 4090 имеет 24 Гбайт памяти и способен кодировать видео AV1 в железе.

С технической же точки зрения графические процессоры Ada представляют собой укрупненный Ampere с рядом точечных изменений, сфокусированных на производительности RT-блоков и тензорных ядер. Своими достижениями чип AD102 обязан в первую очередь переходу с производственной нормы 8 нм на условные 5 нм, позволившему раздуть компонентный бюджет до умопомрачительных 76 млрд транзисторов и поднять рабочие тактовые частоты сразу на 900 МГц. При этом GeForce RTX 4090 в полтора раза превосходит RTX 3080 Ti и RTX 3090 по энергоэффективности, но коль скоро NVIDIA уже нормализовала резерв мощности десктопных видеокарт в 450 Вт, не было никаких причин двигаться в обратном направлении. Как следствие, флагман нуждается в мощном блоке питания и требует особого внимания к качеству силовой проводки внутри компьютера (а лучше от греха подальше купить БП с кабелями 12VHPWR).

Однако производительность — не единственная дисциплина, в которой GeForce RTX 4090 установил новый рекорд. Нельзя проигнорировать тот факт, что с легкой руки NVIDIA топовые видеокарты в очередной раз стали дороже, чем прежде. Впрочем, если взять за точку отсчета GeForce RTX 3090, то RTX 4090 при цене в $1 599 предлагает на 51 % больше игровых FSP за доллар и на 27 % больше, чем RTX 3080 Ti (в 4К без рейтрейсинга). А по сравнению с GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition (видеокарты, которая повернула многолетнюю тенденцию удешевления FPS вспять) RTX 4090 оказался на 92 % выгоднее (в более подходящем RTX 2080 Ti режиме 1440p — на 56 %). Речь идет о рекомендованных розничных ценах, которые мало что значат в период ажиотажа, но для того, чтобы принять информированное решение о покупке, в любом случае разумно дождаться выхода следующих моделей серии, а лучше еще и конкурирующих продуктов от AMD.

Наконец, пара слов об устройстве GIGABYTE Gaming OC, которое представляет GeForce RTX 4090 в обзоре. Пусть вас не обманывают буквы OC в названии видеокарты: по сравнению с референсными спецификациями заводской разгон здесь гомеопатический. Вручную тактовую частоту чипа AD102 можно подвести вплотную к символической границе 3 ГГц, а видеопамять успешно разгоняется до 23 Гбит/с, но практического смысла в оверклокинге RTX 4090 мы не нашли. Главное, что огромный кулер Gaming OC с запасом перекрывает тепловыделение AD102, но лучше сразу активировать альтернативный BIOS: таким образом вы не потеряете в тактовых частотах, зато видеокарта будет работать тихо (в противном случае это неоправданно шумное устройство).

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 3 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 11 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 12 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 13 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 14 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 15 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 16 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 17 ч.
Слухи: в вакансиях Blizzard нашли намёки на Diablo V 17 ч.
Марсианские орбитальные аппараты прислали фото «зимней сказки» на Красной планете 45 мин.
IT International Telecom получила от Vard судно-кабелеукладчик IT Infinity 2 ч.
Новая статья: Обзор MSI MAG Z890 Tomahawk WiFi: материнская плата с загадками 9 ч.
Новая статья: Больше кубитов — меньше ошибок? Да, но торопиться не надо… 10 ч.
xAI одобрили 150-МВт подключение к энергосети, хотя местные жители опасаются роста цен и перебоев с поставками электричества 13 ч.
В Южной Корее задумались о создании KSMC — конкурента TSMC с господдержкой 13 ч.
«Гравитон» выпустил первый GPU-сервер на российском процессоре для ИИ и НРС 14 ч.
МТС представила российское SD-WAN-решение для корпоративных сетей 14 ч.
Электрический человекоподобный робот Boston Dynamics Atlas в костюме Санта-Клауса впервые сделал сальто назад 14 ч.
NASA отложило запуск важной миссии по изучению космической погоды 15 ч.