Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор Core i5-13400: это не Raptor Lake, и очень жаль

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Набор основных соперников для Core i5-13400 хорошо понятен. Главный вопрос, на который должно ответить тестирование, заключается в том, лучше ли этот процессор, чем шестиядерный Ryzen 5 7600X, который можно купить примерно по той же цене. Но помимо этого, интерес представляет и сравнение Core i5-13400 с Core i5-13600K, Core i5-12600K и Core i5-12400. В первом случае мы сможем понять, насколько различаются по производительности актуальные Core i5, во втором — насколько младший Core i5 нового поколения не дотягивает до старшего Core i5 12-го поколения, а в третьем — оценим величину прироста, который дало добавление в шестиядерник Intel четвёрки дополнительных энергоэффективных ядер Gracemont.

Также мы решили добавить в тест Ryzen 7 5800X, который можно отнести примерно к той же ценовой категории. Плюс в качестве ориентира на диаграммы помещены результаты флагманских Ryzen 9 7950X и Core i9-13900K — они позволят понять, как производительность процессоров с ценой около 20 тыс. руб. соотносится с быстродействием CPU, продающихся за 50 с лишним тысяч.

И чтобы быть максимально корректными, упомянем, что в действительности в тестах принимала участие модификация Core i5-13400 с отключённым графическим ядром — Core i5-13400F. Но на результаты тестов это никак не влияет.

В итоге перечень оборудования получился таким:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 7950X (Raphael, 16 ядер, 4,5-5,7 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X (Vermeer, 8 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 7600X (Raphael, 6 ядер, 4,7-5,3 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-13900K (Raptor Lake, 8P+16E-ядер, 3,0-5,8/2,2-4,3 ГГц, 36 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-13600K (Raptor Lake, 6P+8E-ядер, 3,5-5,1/2,6-3,9 ГГц, 24 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-13400 (Alder Lake, 6P+4E-ядер, 2,5-4,6/1,8-3,3 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12600K (Alder Lake, 6P+4E-ядер, 3,7-4,9/2,8-3,6 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12400 (Alder Lake, 6 ядер, 2,5-4,4 ГГц, 18 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS TUF Gaming Z690-Plus WiFi (LGA1700, Intel Z690);
    • MSI MPG X670E Carbon WiFi (Socket AM5, AMD X670E).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 32-38-38-80 (Kingston Fury Renegade DDR5 RGB KF560C32RSAK2-32).
  • Видеокарта: GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (AD102 2235/2535 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 21 Гбит/с).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: ASUS ROG-THOR-1200P (80 Plus Titanium, 1200 Вт).

Настройки подсистем памяти выполнялись по XMP-профилям. Socket AM4-процессоры тестировались с DDR4-3600, а Socket AM5 и LGA1700 – с DDR5-6000. Установленные спецификациями ограничения процессоров по максимальному потреблению были активированы. Для процессоров Core i5-12400 и Core i5-13400 предел PL1 принимался равным PL2.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Приложения:

  • 7-zip 22.00 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 4,6 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2023 24.0.0 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Используется тестовый скрипт PugetBench for Photoshop V0.93.6, моделирующий базовые операции и работу с фильтрами Camera Raw Filter, Lens Correction, Reduce Noise, Smart Sharpen, Field Blur, Tilt-Shift Blur, Iris Blur, Adaptive Wide Angle, Liquify.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 12.0.1 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Используется тестовый скрипт PugetBench for Lightroom Classic V0.94, моделирующий базовую работу с библиотекой и редактирование, а также импорт/экспорт, Smart Preview, создание панорам и HDR-изображений.
  • Adobe Premiere Pro 2023 23.0.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Используется тестовый скрипт PugetBench for Premiere Pro V0.95.6, моделирующий редактирование 4K-роликов в разных форматах, применение к ним различных эффектов и итоговый рендер для YouTube.
  • Agisoft Metashape 1.8.5 – измерение скорости фотограмметрии и построения 3D-модели местности по снимкам с воздуха. В тесте используется набор из 50 фото, снятых дроном DJI Phantom 4 Pro.
  • Blender 3.3.1 — тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели classroom из Blender Benchmark.
  • Handbrake 1.6.1 – тестирование скорости транскодирования 2160p@24FPS AVC-видео с битрейтом около 42 Мбит/с в более продвинутые форматы. Используются программные кодировщики x265 и AV1 (SVT).
  • Mathworks Matlab R2022b (9.13.0) — тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2022 (17.4.1) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта — профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 3.3.0 Alpha.
  • Stockfish 15.0 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • Topaz Video Enhance AI v2.6.4 — тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis High Quality v12.
  • V-Ray 5.00 — тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.

Игры:

  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium. Разрешение 3840 × 2160: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium.
  • Dying Light 2. Разрешение 1920 × 1080: Quality = High Quality Raytracing. Разрешение 3840 × 2160: Quality = High Quality Raytracing.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality. Разрешение 3840 × 2160: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = Ultra.
  • Mount & Blade II: Bannerlord. Разрешение 1920 × 1080: Overall Preset = Very High. Разрешение 3840 × 2160: Overall Preset = Very High.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = Off.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = RT Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = RT Ultra.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в приложениях

Младший Core i5 вряд ли может поразить кого-то своей производительностью в ресурсоёмких приложениях. Это откровенно компромиссное решение, которое отстаёт от актуальных флагманских CPU на 75-80 %. Именно такой результат получается, если усреднить относительное быстродействие Core i5-13400 по 13 задачам создания или обработки контента, которые мы используем для тестирования.

Более того, даже на фоне Core i5-13600K производительность Core i5-13400 выглядит довольно блекло — от старшего Core i5 главного героя этого обзора отделяет 32 %. Отстаёт Core i5-13400 и от шестиядерного Ryzen 5 7600X на архитектуре Zen 4. Причём количественное отставание от «красного» соперника довольно весомо, оно составляет в среднем 12 %.

Не оправдалось и ещё одно ожидание: Core i5-13400 нельзя назвать современным аналогом Core i5-12600K. Более старый процессор быстрее благодаря тактовой частоте, хотя его превосходство укладывается в несколько процентов.

Но зато Core i5-13400 демонстрирует существенный прирост производительности на фоне своего предшественника, Core i5-12400. Дополнительные четыре энергоэффективных ядра вместе с небольшой прибавкой в частоте смогли поднять производительность младшего Core i5 почти на четверть. И это позволило Core i5-13400 сравняться по быстродействию даже с восьмиядерным Ryzen на архитектуре Zen 3.

Если углубиться в результаты, полученные в конкретных приложениях, то можно заметить, что ситуация, в которой Core i5-13400 превосходил бы по производительности Ryzen 5 7600X, ровно одна. Это перекодирование 4K-видео в формат AV1. Зато случаев, где преимущество шестиядерника AMD выглядит подавляющим, сразу несколько. Такая картина наблюдается в Photoshop и Visual Studio, а ещё есть совсем особый пример: Topaz Video Enhance AI — приложение для ИИ-обработки видео, которое умеет извлекать выгоду из поддержки в Zen 4 набора инструкций AVX-512.

Рендеринг:

Обработка фото:

Фотограмметрия:

Математические расчёты:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 1080p

Не получится у Core i5-13400 блеснуть и впечатляющей игровой производительностью. Если старшие представители семейства Raptor Lake с лёгкостью обходили в игровых тестах процессоры Ryzen 7000, то младший Core i5-13400 подобными успехами похвастать не может. Сравнительно невысокая частота и дизайн Alder Lake без увеличенной кеш-памяти делают этот процессор лучшей версией Core i5-12400, но никак не удешевлённым Core i5-13600K. Разрыв в усреднённой частоте кадров между старшим и младшим представителем в серии Core i5 составляет 23 %, и это слишком много для того, чтобы Core i5-13400 можно было бы рекомендовать для игровых систем среднего уровня.

Дело в том, что Core i5-13400 заметно медленнее и по сравнению с шестиядерным Ryzen 5 7600X, который имеет сравнимую цену. Преимущество процессора AMD достигает 15 % в среднем и 8 % в минимальном FPS, а значит, быстрее, чем Core i5-13400, наверняка окажется и ещё более доступный Ryzen 5 7600, который почти не отличается от X-версии по характеристикам. Кстати, проигрывает шестиядерному Ryzen в том числе и Core i5-12600K, который находится на диаграмме выше, чем Core i5-13400.

Дополнительные штрихи в общую картину вносят развёрнутые результаты по отдельным играм. Core i5-13400 оказывается медленнее, чем Ryzen 5 7600X, во всех 11 играх нашего тестового набора. Исключений из этого правила нет. Но при этом есть такие игры, где преимущество решения AMD в FPS превышает и 25, и даже 30 %. В качестве примеров можно привести Shadow of the Tomb Raider или Serious Sam: Siberian Mayhem.

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 2160p

Лаборатория 3DNews проводит игровые тесты процессоров в платформе, оснащённой самой мощной графической картой из доступных. Это позволяет убрать узкие места, связанные с ограниченной мощностью видеоподсистемы, и измерить именно производительность процессоров, которая может проявиться в условиях, близких к идеальным. Поэтому наибольший интерес представляют тесты в разрешении Full HD — в этом случае влияние видеокарты ещё снижается. Тем не менее справочно мы проводим и тесты в разрешении 4K. В данном случае производительность процессоров уже не играет первоочередной роли, но тем не менее полученные результаты позволяют оценить, что произойдёт с частотой кадров, если бутылочным горлышком в игровой системе окажется не CPU, а GPU.

При выборе высокого разрешения во многих играх используемый процессор становится практически не важен — примерно одинаковый уровень FPS выдают и флагманы, и рассматриваемый Core i5-13400. Однако некоторые игры, тем не менее, сохраняют свою процессорозависимость и в 4K. В таких играх справедливыми остаются все те выводы, которые были сделаны выше. Отставание Core i5-13400 от Ryzen 5 7600X сохраняется, а основанный на дизайне Raptor Lake Core i5-13600K выдаёт существенно более высокий FPS.

#Выводы

К этому моменту становится совершенно ясно, что повторить успех младших Core i5 прошлых поколений у i5-13400 не получится. Процессоры подобного рода были хороши тем, что предлагали быстродействие, близкое к быстродействию старших Core i5, за существенно меньшие деньги. Но теперь Intel нарушила этот принцип. В то время как разрыв в игровой производительности Core i5-12400 и Core i5-12600K не превышал 15 %, аналогичная разница между Core i5-13400 и Core i5-13600K достигает уже почти 25 %.

Причина в том, что Intel не стала использовать в Core i5-13400 свежий процессорный дизайн Raptor Lake. Улучшенные производительные ядра Raptor Cove с увеличенным L2-кешем попали в Core i9 и Core i7 тринадцатого поколения, а в серии Core i5 они есть лишь у Core i5-13600K. Более дешёвый Core i5-13400 основывается на старых ядрах Golden Cove, и в результате по производительности он попадает в промежуток между Core i5-12400 и Core i5-12600K, чего для успешной конкуренции с актуальными процессорами AMD не хватает. Шестиядерный Ryzen 5 7600X, который сегодня так же, как и Core i5-13400, можно купить за сумму порядка 20 тыс. руб., опережает его на 10-15 % и по игровой, и по вычислительной производительности. И это — кардинальная перемена в среднем ценовом сегменте: с аналогичными процессорами прошлого поколения картина была зеркальной.

Правда, нельзя не упомянуть, что Core i5-13400 превосходит конкурирующее решение AMD с точки зрения энергоэффективности. Он не только имеет меньшее энергопотребление при простое и любых нагрузках, но и гораздо меньше нагревается. Поэтому подобрать для процессора Intel подобающий и недорогой кулер будет явно проще. А ещё Core i5-13400 позволяет сэкономить на платформе: цены на массовые LGA1700-материнские платы сегодня примерно вдвое ниже, чем на платы с разъёмом Socket AM5 (если говорить о российском рынке), а кроме того, его можно использовать с более дешёвой DDR4-памятью.

Исходя из этого, у Core i5-13400 вполне могут найтись свои приверженцы, однако нужно понимать, что по сравнению с Core i5-12400 прошлого поколения он имеет не так много плюсов. Дополнительные энергоэффективные ядра новинки могут быть интересны главным образом в ресурсоёмких приложениях, где производительность Core i5-13400 оказывается на 23 % выше. А в игровых нагрузках разрыв между младшими Core i5 12-го и 13-го поколений гораздо меньше и не превышает 10 %. Зато текущая стоимость Core i5-12400 ниже на четверть, а ещё, в отличие от Core i5-13400, его можно результативно разгонять на платах с внешним тактовым генератором.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 3 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 11 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 12 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 13 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 14 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 15 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 16 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 17 ч.
Слухи: в вакансиях Blizzard нашли намёки на Diablo V 17 ч.
Марсианские орбитальные аппараты прислали фото «зимней сказки» на Красной планете 45 мин.
IT International Telecom получила от Vard судно-кабелеукладчик IT Infinity 2 ч.
Новая статья: Обзор MSI MAG Z890 Tomahawk WiFi: материнская плата с загадками 9 ч.
Новая статья: Больше кубитов — меньше ошибок? Да, но торопиться не надо… 10 ч.
xAI одобрили 150-МВт подключение к энергосети, хотя местные жители опасаются роста цен и перебоев с поставками электричества 13 ч.
В Южной Корее задумались о создании KSMC — конкурента TSMC с господдержкой 13 ч.
«Гравитон» выпустил первый GPU-сервер на российском процессоре для ИИ и НРС 14 ч.
МТС представила российское SD-WAN-решение для корпоративных сетей 14 ч.
Электрический человекоподобный робот Boston Dynamics Atlas в костюме Санта-Клауса впервые сделал сальто назад 14 ч.
NASA отложило запуск важной миссии по изучению космической погоды 15 ч.