Сегодня 25 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор игрового 4K OLED-монитора Predator CG48 от Acer: продуманное появление

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Монитор Predator CG48 от Acer был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro Plus в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro 2, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 11 Pro 22H2, во время тестирования частота обновления экрана составляла 138 Гц, а глубина цвета была выставлена в положение 10 бит.

Заявленные производителем 10 бит доступны при установке максимальной частоты вертикальной развёртки в 138 Гц, в том числе при активном HDR — тут проблем не обнаружено. При подключении по HDMI будут ограничения – 120 Гц и 8 бит (либо 10 бит со сжатием).

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Проблемы тестирования OLED и используемые технологии

Тестирование крупного OLED-экрана в очередной раз привнесло некоторые изменения в методику тестирования и отступление от ранее принятых принципов. К примеру, в случае с Predator CG48 мы отказались от полноценной калибровки ввиду бессмысленности этой процедуры. Причина кроется в используемых автоматических технологиях снижения энергопотребления и тепловыделения вкупе с прочими функциями «продления жизни» органических светодиодов в ультратонком корпусе, свойственных, всем OLED ТВ и мониторам. Среди прочего мы говорим вот про эти технологии:

  • ABL — Automatic Brightness Limiter (автоматический ограничитель яркости в зависимости от объёма и общей яркости сцены);
  • ASBL/ASC — Automatic Static Brightness Limiter/Auto Static Control (автоматическая система контроля яркости статичных изображений — в случае с CG48 её работа определяется тем, находится ли пользователь перед экраном, согласно датчику присутствия; также она включается при продолжительном чтении с экрана в отсутствие прокрутки страниц);
  • APCS — Auto Prevention Compensation System (автоматическая система профилактической корректировки – в простом понимании это «сдвиг пикселей» в неизвестном временном периоде);
  • AOCS — Auto Organic Compensation System (автоматическая система органичной корректировки – в случае с Predator CG48 это та самая функция Image Retention Refresh, которая активируется каждые 4 часа работы экрана).

Монитор Predator CG48 от Acer, как и подавляющая часть OLED-телевизоров/мониторов, изменяет яркость каждого пикселя в зависимости от уровня общей яркости сцены, демонстрируемой на экране. То есть он способен показать высокие цифры только на небольших участках (1-5 % от площади экрана) на протяжении небольшого отрезка времени. Также он стремится окрасить крайние тёмные оттенки серого в глубокий чёрный, а при бездействии пользователя постепенно снижает яркость экрана, после чего в разы быстрее её восстанавливает.

Чтобы обойти некоторые ограничения OLED и показать аппаратные возможности новинки, подавляющая часть тестов на точность цветопередачи была проведена по проверочным плашкам с заливкой не более 3 % площади экрана. Тем самым мы дали новинке продемонстрировать себя лучше, чем она может проявить себя в более реалистичных условиях работы.

В части тестов яркость была установлена на максимальном уровне, контрастность сохранилась на 50 % (её снижение визуально практически не сказалось на работе технологии ABL). Отключить технологии энергосбережения и «сохранения жизни OLED-матрицы» у Predator CG48 невозможно. Для тестирования были выбраны исключительно режимы эмуляции различных цветовых пространств (+HDR) и стандартный режим с заводскими установками.

У новинки Acer нет заявленной возможности обновления прошивки без посещения СЦ, как нет и новых прошивок на просторах Интернета. Будем считать, что у нашего экземпляра установлена самая актуальная версия firmware.

#Рабочие параметры и особенности настройки

В мониторе CG48 производитель предлагает пять основных предустановленных режимов, один для полностью ручной настройки, черно-белый пресет (Grayscale Mode) и варианты эмуляции различных стандартов индустрии (sRGB, Rec.709, DCI и др.). При тестировании мы использовали интерфейс DisplayPort 1.4 как наиболее популярный и беспроблемный среди доступных для подключения к ПК. В качестве видеокарты использовалась NVIDIA GeForce RTX 3080.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения — стандарт;
  • яркость — 75;
  • контраст — 50;
  • резкость — 5;
  • цветовая температура — «тёплый»;
  • гамма — 2,2;
  • Black Boost — 5;
  • цветовое пространство — стандарт.

Из этого режима доступен полный спектр доступных настроек, в том числе выбор цветового пространства. Стоит что-то поменять — и монитор автоматически переводится в режим User ("Пользователь").

По результатам тестирования стало ясно, что при заводских настройках монитор демонстрирует не все доступные возможности матрицы в воспроизведении чистых (насыщенных цветов), а максимум можно получить при переходе в HDR.

Predator CG48 от Acer не пытается выбирать рабочее цветовое пространство автоматически. Определить его может только пользователь, выставив тот или иной режим эмуляции нужного рабочего пространства. Для тестирования мы остановились на вариантах sRGB (для фотографов и дизайнеров), Rec.709 (для видеографов), DCI (цифровой кинематограф) и HDR (расширенный динамический диапазон).

Полноценная калибровка новинки Acer не проводилась по упомянутым в предыдущем разделе причинам, а поэтому рекомендованные параметры для настройки в этот раз мы не приводим.

#Яркость белого при разном уровне заполнения экрана (SDR и HDR)

Проверка яркости свечения белого поля осуществлялась в режиме Standard при настройках по умолчанию. На этот раз мы не замеряли уровень чёрного, как и не подсчитывали коэффициент контрастности, стремящийся у OLED-матриц к бесконечности.

Тестирование было проведено при заполнении экрана на 3 %, 50 % («шахматная доска» ANSI) и 100 % в ходе регулировки параметра Brightness в меню монитора в диапазоне от 0 до 100 %.

Яркость в меню (%) Яркость белого 3 % (кд/м2) Яркость белого ANSI (кд/м2) Яркость белого 100 % (кд/м2)
100 342 197 105
90 308 187 94
80 275 161 84
70 250 146 75
60 230 137 69
50 210 123 63
40 192 111 57
30 171 101 52
20 151 88 46
10 132 77 40
0 112 66 34

Монитор не добрался до заявленных производителем цифр, продемонстрировав 105 кд/м2 при 100%-м заполнении, но смог показать 342 кд/м2 на небольшом участке в SDR (Standard Dynamic Range). На высоких значениях Brightness в OSD-меню разница яркости при разном заполнении экрана неприятно впечатляет. Снижается она только при приближении к 20 % и дальнейшем снижении опорного уровня яркости. Если сравнивать с глянцевыми аналогами, то менее высокие результаты CG48 можно объяснить использованием матовой защитной плёнки экрана, которая «съедает» яркость — это абсолютно нормально.

После активации HDR в системе, при 1-3%-м заполнении монитор смог показать порядка 560 нит. Значение снизилось до 107 при полной заливке экрана. Это средний для OLED результат, который может оказаться выше в двух случаях: при установке режима с «холодной картинкой», где белые субпиксели будут работать на своём максимуме, или если делать моментальные замеры яркости (а не через некоторое время после вывода картинки, как в нашем случае) при использовании более точных и быстрых измерительных устройств.

#Результаты при заводских настройках (режим Standard)

При заводских настройках изучаемый монитор работает в режиме Standard с широким цветовым охватом, но не с максимальными показателями, которые может продемонстрировать установленная W-OLED-панель.

С базовыми настройками модель Acer смогла продемонстрировать 99 % покрытия пространства sRGB и почти 94 % от DCI-P3. Цветовой объём данных ощутимо выше и составляет 138,6 и 98,2 % sRGB и DCI-P3 соответственно.

При стандартной яркости в 255 нит (при 3%-м заполнении экрана) точка белого у CG48 оказалась настроена на среднем уровне, а вот стабильность цветовой температуры оттенков серого радует высокими результатами.

Расхождение каналов гамма-кривых минимальное, а линии выстроены ниже референса, что привело к слегка повышенной контрастности изображения и снижению различимости в глубоких тенях, c которой у OLED и без этого не всё в порядке.

Впрочем, такие результаты на OLED мы смогли получить только по небольшим проверочным полям. Как только те же оттенки, что и на проверочных полях, появляются на больших участках – жди проблемы. Выше приведён пример с где-то 30%-м заполнением экрана. Почти с середины линии начинают резко возвышаться над референсом, происходит раннее перенасыщение, а картинка становится яркой, но недостаточно контрастной.

Но ещё хуже результат при 100%-м заполнении экрана. В этом случае происходит резкий набор яркости от 0 до 60 %, после чего она продолжает медленно увеличиваться. Всё это негативно сказывается на цветопередаче, и, как мы успели выяснить, это обычное поведение OLED-устройств с крупной диагональю экрана. Вот вам одна из тех причин, по которым мы отказались от полноценной калибровки устройства в ходе его тестирования.

Из-за таких особенностей цветового охвата и странного поведения монитора в целом совсем не удивительны полученные результаты в тесте Argyll. В целом они не плохи, но сильно зависят от условий тестирования. Смело можете считать, что мы продемонстрировали вам лучший из доступных вариантов.

#Результаты в режиме sRGB

Поскольку рассматриваемая новинка — монитор с расширенным цветовым охватом, неудивительно встретить в нем режим эмуляции sRGB, в котором происходит подмешивание компонент в чистые цвета, приводящее к сужению ЦО.

Эмуляция sRGB производится на хорошем уровне, особенно для игрового монитора. Изначальная яркость устанавливается на 30 % (169 нит при 3%-м заполнении экрана), но её разрешено менять.

В этом режиме производитель, как и многие другие, ограничил возможности настройки, в том числе отсутствует регулировка ЦТ. Точность эмуляции пространства не самая высокая, а результат не превышает покрытие в 90,3 % sRGB.

Точка белого близка к 6000 К без паразитного оттенка. К стабильности ЦТ оттенков серого вопросов не возникает.

В этом режиме наблюдаются всё те же проблемы с установкой гамма-кривых, что и при заводских установках. Но если в последнем случае пользователь может самостоятельно установить другой режим гаммы, то в случае с дополнительными режимами эмуляции эта возможность недоступна.

Тем не менее благодаря более точной настройке опорных точек RGB для снижения цветового охвата, монитор Predator CG48 в режиме эмуляции sRGB смог продемонстрировать меньшие отклонения DeltaE94, чем при заводских настройках. Если вы хотите работать с менее насыщенной (более нейтральной) картинкой на экране, то данный режим отлично для этого подходит. Других же надежд на него возлагать не стоит. За точной цветопередачей для профессиональной работы вам к мониторам из совсем другого сегмента.

#Результаты в режиме Rec.709

Теперь посмотрим на режим эмуляции стандарта Rec.709 – базового стандарта для кинопроизводства. По своему цветовому пространству он должен быть вылитым sRGB, но с иными настройками гаммы для более контрастной картинки.

К нашему удивлению, в изучаемом режиме производитель выставил яркость в 100 % (её можно менять), что привело нас к результату в 336 нит при 3%-м заполнении экрана. Эмуляция пространства sRGB производится более точно, чем в режиме с соответствующим названием. Показатель соответствия выше на 3 %, что будет сложно выявить глазами, но что хорошо улавливают измерительные приборы.

Режим продемонстрировал самый близкий к референсу результат точки белого — 6205 К с отсутствующим паразитным оттенком и всё ещё высокой стабильностью ЦТ оттенков серого.

Баланс RGB в этом режиме хуже, чем в других, ранее изученных, а кривые лежат ниже референса в 2,4, свойственного стандарту Rec.709. Монитор продемонстрировал среднее значение ΔE в 2,55, чем доказал, что картинка на экране будет излишне контрастной, с минимальной различимостью в тенях. Как и в случае с другими режимами эмуляции, дополнительные возможности настройки гаммы для него не предусмотрены.

Поскольку отклонения от базовых значений тут примерно такие же, как в режиме sRGB, режим Rec.709 показывает примерно такие же результаты точности цветопередачи. А подойдёт он для тех, кому требуются нейтральные цвета и высокий контраст картинки на экране. Для реальной же работы с видео (особенно если речь идёт про цветокоррекцию) он не подходит.

#Результаты в режиме DCI

Теперь пройдёмся по режиму DCI, который является базовым для киноиндустрии и профессионалов по подготовке контента для показа в кинотеатрах. Режим отличается от привычного многим DCI-P3 (или Display P3), где производители сохраняют нужные возможности цветовоспроизведения, но меняют гамму на 2,2 вместо 2,6 для настоящего DCI.

Глядя на 2D CIE-диаграмму, можно было бы сделать вывод, что режим работает максимально корректно, но полученные цифры говорят о другом: соответствие DCI-P3 по цветовому охвату не превышает 86,3 %, что ощутимо ниже, чем монитор Acer продемонстрировал при стандартных настройках.

При этом, несмотря на практически неизменное значение точки белого (почти 6000 К), белый цвет, как и все оттенки серого градиента, имеет ярко выраженный паразитный оттенок. DeltaE превышает 13 единиц, хотя на том же балансе это не сильно-то и сказалось.

Изначальные особенности настройки гамма-кривых привели к проблемам и в режиме DCI. Линии проходят ниже референсов 2,2 и даже нужного нам 2,6. Среднее значение гаммы оказалось 2,8, что делает картинку излишне контрастной.

Паразитные оттенки, не самая точная эмуляция цветового пространства, а также проблемы с гаммой привели к тому, что Predator CG48 от Acer показывает низкие результаты цветопередачи в режиме DCI. Использовать этот режим мы не советуем.

#Результаты в режиме HDR

Наконец, мы подошли к изучению режима HDR, в котором монитор Acer демонстрирует наиболее яркую и цветастую картинку – как раз такую, как любят многие пользователи. Особенно те, кто давно посматривают на OLED-телевизоры и мониторы. Правда, сразу отметим, что визуально картинка на CG48 с матовым экраном выглядит не столь впечатляющей, как на решениях с глянцевым покрытием. Это следует принять как данность, но в этом есть и польза: меньше бликов и больше комфорта при работе за монитором.

Итак, в режиме HDR новинка Acer показала самые высокие результаты соответствия различным цветовым пространствам и подобралась к 97 % DCI-P3, что максимально близко к заявленным 98,5 % (98 % в некоторых других источниках). Изначальная яркость устанавливается на 100 % (340 нит при 3%-м заполнении экрана), но её разрешено менять. К слову, после активации HDR средствами ОС яркость в режиме HDR блокируется и регулируется только автоматически – на основании воспроизводимого HDR10 контента.

Точка белого в HDR Mode настроена на среднем уровне: 6140 K при DeltaE в 3,3 единицы. Паразитный оттенок отсутствует, да и к балансу ЦТ оттенков серого вопросов не возникает.

А вот с гамма-кривыми никаких значимых изменений не произошло. Они находятся на уровне заводских установок режима Standard — и дополнительно настраивать гамму нельзя.

Таким образом, режим HDR прекрасно подойдёт для тех, кому хочется видеть максимально насыщенную картинку и раскрыть все возможности используемой в мониторе W-OLED-матрицы. Выбирайте его для игр без поддержки HDR и кино без HDR-метаданных, чтобы усилить визуальные впечатления от изображения на экране. Но про какую-то точность цветопередачи вспоминать не следует. Эта история не про это.

#Дополнительные возможности настройки цветопередачи

В случае с Predator CG48 от Acer мы решили продемонстрировать вам влияние на цветопередачу различных вариаций функции Black Boost (эквалайзер чёрного) и точность настройки предустановок Gamma.

Диапазон регулировки первого параметра находится в пределах 10 единиц, по умолчанию же производитель выставил значение 5. При превышении этой цифры общая контрастность картинки значительно снижается, а начиная с уровня в 8-9 единиц монитор вовсе перестаёт демонстрировать глубокие тени.

Выбрав диапазон 6-7 единиц, вы можете улучшить заводские настройки гаммы в значении 2,2, а также снизить эффект сужения динамического диапазона из-за излишней навязчивости OLED в окрашивании глубоких теней в сплошной чёрный.

Что же касается диапазона 0-4, то в нём вы значительно усилите проявление этой особенности OLED-моделей и дополнительно повысите и без того немалую контрастность картинки.

В вопросе настройки гаммы следует напомнить, что по умолчанию производитель установил режим со значением 2,2, в реальности оказавшийся, согласно результатам тестирования, ближе к 2,35.

В созданных условиях для проверки оставшиеся четыре режима (1,8, 2,0, 2,4, 2,6) показали себя похожим образом, продемонстрировав реальные показатели средней гаммы выше заявленного на 0,11-0,17. Получается, картинка всегда более контрастная, чем должна быть в соответствии с разными стандартами.

Отдельно напомним, что при изменении условий тестирования (читай: при увеличении размера тестовых плашек) монитор Predator CG48 от Acer начинает демонстрировать совсем другие результаты, которые оказываются ещё хуже. Выше представлен пример с режимом «Гамма 2,0» (который мы находим наиболее комфортным для использования у CG48) и размером плашек всего в 15 % от площади экрана. Выводы каждый сделает самостоятельно.

#Равномерность рабочего поля

Равномерность рабочего поля (слово «подсветка» здесь неуместно — каждый пиксель в OLED светится самостоятельно) дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин. Система компенсации неравномерности рабочего поля в модели не применяется, как нет и системы компенсации яркости белого (это новая функция некоторых самых современных OLED-дисплеев).

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности рабочего поля.

На белом неравномерность видна не очень сильно, но при взгляде на серое поле она становится более явной. Видимо, подобрать идентичные по характеристикам органические светодиоды не представляется возможным, а поэтому рассчитывать на идеальную равномерность свечения по всему полю экрана (тем более с такой диагональю) тоже не стоит. Да и чем ниже яркость однородного поля, тем сильнее становится виден эффект «песка» на поверхности – ещё одна особенность OLED, знакомая многим из её поклонников или просто потребителей. В данном случае он дополнительно усиливается кристаллическим эффектом от использования матовой защитной поверхности.

Среднее отклонение от центральной точки составило всего 5,2 %, а максимальное — 11,2 %. Для 48-дюймового игрового монитора (если учитывать результаты менее крупных представителей на LCD-матрицах от разных компаний) результат следует признать очень высоким. В том числе он несколько выше, чем показал конкурент от Gigabyte. Сильнее всего яркость отличается в нижней части матрицы, но глазами заметить это сложно.

В вопросе равномерности цветовой температуры история оказалась не столь оптимистичной. ЦТ увеличивается строго слева направо. Разброс значений составил 634 К, среднее отклонение от центральной точки – 1,9 %, максимальное – 5,7 %. Подобная разница может быть заметна в ходе реальной работы, особенно если сидеть на небольшом расстоянии от экрана. В этом случае дополнительно усиливают эффект паразитные оттенки, проявляющиеся по краям экрана.

С равномерностью чёрного, как вы знаете, проблем у OLED нет. При выводе на экран чёрной заливки все пиксели выключаются, и мы остаёмся свидетелями присутствия белого курсора мышки и работающего индикатора питания на нижней панели корпуса. Никакого Glow-эффекта и проблем с «подсветкой» — всё как вы хотели, когда покупали OLED-монитор.

#Визуальная оценка изображения и особенности модели

#Качество градиентов и бандинг

10-битная OLED-матрица (с использованием FRC или без – никто не знает) в Predator CG48 смогла продемонстрировать вполне себе равномерные (по меркам крупных, 48-дюймовых дисплеев) градиенты в большинстве проверенных режимов, но исключительно при высоких уровнях установленной яркости. После же её снижения до ~60-70 % и ниже качество градиентов падает, проявляется большое количество резких переходов с различными паразитными оттенками, картинка становится грязной, с визуальными дефектами. Это происходит прямо на глазах, а причиной тому, по всей видимости, является ограничение динамического диапазона в ходе регулировки значения Brightness. Это тот случай, когда следует обойтись без дополнительного корректирующего профиля, созданного в процессе калибровки.

Знакомое многим владельцам OLED-телевизоров и мониторов явление — потеря различимости глубоких тёмных оттенков — присутствует и у Predator CG48. При определённых цветовых настройках модель любит окрашивать крайние тёмные участки в сплошной чёрный, тем самым увеличивая общую контрастность сцены. Эту особенность можно слегка поправить с помощью регулировки параметра Black Boost в меню модели, но при определённых значениях параметра вы окажетесь в ситуации, когда способность CG48 к воспроизведению глубоких теней попросту исчезнет. Как лучше – решать только вам. Идеального варианта здесь точно нет.

Похоже, сказалась эта особенность и на проявлении бандинг-эффекта. Монитор показал себя хуже большинства игровых TN+Film- и *VA-представителей, не говоря уже про IPS-решения. А вот на фоне конкурента от Gigabyte модель от Acer выглядит лучше — обошлось без появления большого количества паразитных оттенков на тёмно-серых переходах. Вероятно, сказалась более качественная заводская настройка и улучшения алгоритмов работы.

#Скорость отклика и пропуск кадров

Первые OLED-экраны не могли похвастаться высокой скоростью отклика (особенно экраны телефонов), но со временем, отработав технологию, производители начали наращивать частоту развёртки и наделять экраны громкими эпитетами вида «0,1 мс GtG».

В отличие от продукта Gigabyte, для которого производитель заявил 1 мс GtG, в Acer не стали искажать действительность и смело заявили «до 0,01 мс GtG», хотя в некоторых источниках речь идёт о цифре в 0,1 мс, что для OLED является более реальным результатом.

Используемая в Predator CG48 OLED-матрица имеет нативную частоту развёртки 120 Гц, но производитель, как и некоторые конкуренты, увеличил её до 138 Гц с помощью заводского разгона (Overclock). При этом варианты разгона матрицы по скорости отклика под общим названием Overdrive в новинке отсутствуют, как нет и функции «вставки чёрного кадра» VRB, которую можно найти во многих других игровых решениях бренда. Для OLED-новинки она стала бы хорошим дополнением, но чего нет – того нет.

Проведя проверку, мы пришли к выводу, что чёткость движущегося изображения на OLED-новинке от Acer в целом соответствует уровню современного игрового монитора, а визуально несколько превосходит то, что могут предложить лучшие скоростные IPS-представители из лагеря 144-240-Гц решений. Predator CG48 демонстрирует минимальное смазывание и полное отсутствие видимых артефактов. Но сказать, что это абсолютно иной уровень скорости, всё равно нельзя, как и то, что дополнительные 18 Гц сверх стандартных 120 создают ощутимую разницу в чёткости и плавности картинки. Это, безусловно, приятное дополнение, но делать на него большую ставку при выборе модели мы бы не стали.

Монитор поддерживает все необходимые стандарты адаптивной синхронизации без использования какого-либо аппаратного модуля. Системы прекрасно работают в заявленном диапазоне частот, позволяя добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне FPS.

И хотя на момент тестирования (начало апреля 2023 года) монитор не является официально сертифицированным NVIDIA для работы с G-Sync в режиме Compatible, никаких реальных проблем совместимости нет – всё работает как часы.

Говоря про стабильность максимальной частоты развёртки, можно отметить, что и тут всё хорошо. Специальный тест из пакета TestUFO это полностью подтверждает – 120-138 Гц стабильны во времени и доступны при любых настройках монитора.

#Углы обзора и Glow-эффект

Широкие углы обзора и высокая стабильность картинки – то, за что многие любят и боготворят OLED-дисплеи. При этом нельзя сказать, что всё настолько идеально и что картинка на экране совсем не меняется при любых условиях просмотра.

В первую очередь многое зависит от диагонали экрана и рабочего расстояния. 48 дюймов – диагональ, больше подходящая для телевизора, нежели для монитора. Работать с таким монитором нужно на расстоянии не менее 1,2-1,3 метра. Если же сидеть на более привычном отдалении в 0,6-0,8 метра, то первое, с чем вы столкнётесь, – различающиеся по цветовому оттенку края и углы экрана. И это не считая и без того неидеальной равномерности по цветовой температуре.

При увеличении же расстояния проблема сходит на нет, а поэтому рекомендации по рабочему расстоянию следует придерживаться (но мы понимаем, что в большинстве случаев это будет невозможно), особенно если вас хоть сколько-нибудь волнует точность цветопередачи по всей площади экрана, а не только в его центральной части.

Что касается многими нелюбимого Glow-эффекта, то все OLED-матрицы от него полностью избавлены. В любых сложных ситуациях картинка на экране остаётся без «белой пелены», контрастность практически не снижается, как и общая насыщенность картинки. Углы не выцветают, а чёрный никогда не становится светло-серым с паразитными оттенками, как это случается на IPS- и *VA-дисплеях.

#Кристаллический эффект, проработка текста, ШИМ

В мониторе Predator CG48 от Acer используется OLED-матрица с матовой защитной плёнкой поверх стеклянной поверхности. Ниже представлены два изображения с цифрового микроскопа, сделанные при фокусировке на структуре пикселей и отдельно на защитной плёнке экрана.

По представленным фотографиям отлично видно, что панель использует так называемую WBGR-структуру, свойственную части OLED-телевизоров. Это перевернутая классическая RGBW|WRGB, негативно сказывающаяся на проработке мелких элементов и текста, хотя и без этого «трюка» она имеет схожие проблемы из-за дополнительного белого субпикселя, который добавлен инженерами LG для визуального увеличения контрастности картинки и поднятия максимальной яркости экрана.

При близком рассмотрении это может быть заметно, но при отдалении на расстояние свыше 1 метра данная особенность становится неразличимой.

Дополнительная настройка резкости монитору не требуется, да и портить изображение с помощью доступной функции Super Sharpness для увеличения контурной резкости мы не советуем – сделаете только хуже.

Отдельно отметим, что в подавляющем большинстве случаев работают не все субпиксели разом (для W-OLED это редкость), а обратные ситуации (белый текст на чёрном) встречаются нечасто. Для вывода однотонных серых участков матрица использует дополнительные белые субпиксели, а для изменения оттенка («холоднее» или «теплее») добавляет соответственно синие или красные.

Несмотря на использование матовой поверхности экрана с отличными антибликовыми свойствами, картинка на экране обходится без ярко выраженного кристаллического эффекта, который полностью пропадает при небольшом изменении угла просмотра. При работе за монитором с таким покрытием вы не столкнётесь с отражениями на экране, будет меньше требований к созданию «идеальных рабочих условий» в помещении. Впрочем, использование Anti-Glare-поверхности, очевидно, снижает (но лучше подходит слово «съедает») максимальную яркость панели и делает картинку менее контрастной и не такой «аппетитной», как на глянцевых OLED-моделях. С этим при выборе Predator CG48 надо будет смириться.

По заверению производителя, дисплей является Flicker Less (без мерцания), что формально было подтверждено в ходе наших тестов. При высоком уровне яркости на статичном проверочном изображении пульсации (а не ШИМ в привычном понимании) действительно можно скрыть. При снижении же уровня яркости до 0-10 % сделать это становится гораздо сложнее. На втором изображении чётко видны чёрные полосы, свидетельствующие о том, что пульсации, пускай и небольшие, но присутствуют. Если же сильно захотеть, то их можно выявить и при 100%-й яркости. На то это и OLED-дисплей.

Оба заключения подтверждает прибор Radex Lupin. При высокой яркости в зависимости от яркости участка изображения пульсации находятся на уровне 1,5-7 % и доходят до 2,5-10 % при более низких значениях Brightness в меню монитора. К слову, на достаточно старом игровом IPS с частотой 165 Гц в тех же условиях тестирования уровень пульсаций не превысил 0,5 %.

В мониторе Predator CG48 от Acer используется встроенный блок питания. Никаких паразитных звуков в ходе работы монитора при любых настройках нами отмечено не было.

#Выводы

Появление в продаже давно ожидаемого OLED-монитора Predator CG48 от Acer глобально не меняет ситуацию в рассматриваемом сегменте, но предлагает покупателям взглянуть на настольные OLED-решения с высокой частотой вертикальной развёртки под иным углом. Благодаря использованию матового антибликового покрытия производитель даёт шанс на комфортное использование своего решения в обычных рабочих условиях, где никто сильно не задумывается о полноценной светоизоляции. Именно это важное изменение в подходе к OLED отличает Predator CG48 от более доступных аналогов.

За прошедший с момента анонса своей новинки год компании Acer удалось усмирить крайне грубые алгоритмы изменения яркости, поэтому на фоне других известных решений, выпущенных раньше, CG48 выглядит более стабильным и, соответственно, более комфортным для простого обывателя, который не только играет и смотрит HDR-видео, но и делает за ПК другие дела.

Новинка Acer интересна и тем, что в ней установлен полноценный USB Type-C с DP Alt Mode и мощностью зарядки в 65 Вт, что позволяет комфортно работать с подключённым ноутбуком, не подключая отдельный блок питания. Можно сказать спасибо и за дополнительные 18 Гц сверх стандартных 120 — прибавка пускай и не столь существенная, но приятная.

В остальном же герой обзора остаётся современным представителем крупных W-OLED-дисплеев со свойственными им достоинствами и недостатками. К достоинствам отнесём отличные возможности для воспроизведения HDR (даже в условиях отсутствия сертификации от VESA), глубокий чёрный, безграничный коэффициент контрастности, попиксельное управление яркостью и великолепную скорость отклика. Но вместе с тем монитор всё ещё крупноват (в качестве настольного устройства для работы за ПК) для большинства потребителей, а если и подходит под критерий допустимой диагонали, то его стихия — лишь игры и кино (в SDR или HDR – не принципиально).

Из-за особенностей применяемой OLED-панели монитор Predator CG48 не подходит для работы с цветом, даже если вы делаете это на любительском уровне. При веб-сёрфинге и работе с документами он, возможно, будет раздражать вас меняющейся яркостью отдельных участков или всего изображения (и нет, это не исправить), а постоянные пульсации и прочие архитектурные особенности будут создавать повышенную нагрузку на глаза при продолжительной работе за экраном. Добавьте к этому уникальную структуру пикселя в формате WBGR и лёгкий кристаллический эффект из-за матовой поверхности экрана, что тоже влияет на визуальную четкость изображения.

Полученная же сертификация TUV Eyesafe Display — это немного про другое (в ней в большей степени учитывается безопасность спектра), а Flicker Less – констатация отсутствия полноценной широтно-импульсной модуляции, а не показатель отсутствия постоянных пульсаций на любом уровне яркости, что свойственно и всем конкурирующим решениям.

Таким образом выходит, что предназначение у Predator CG48 ровно такое же, как и у ранее представленных решений на базе 48-дюймовой матрицы от LG Display. При этом у новинки Acer есть такие козыри, как широкий выбор интерфейсов подключения с полноценным Type-C, антибликовое покрытие W-OLED-матрицы для комфортного использования и куда более приятная цена, чем у ближайшего конкурента с такой же Anti-Glare-поверхностью. Удачи в выборе!

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после профилирования режима Standard.

Достоинства:

  • отличное качество материалов и сборки;
  • наличие VESA-крепления стандарта 200 × 200 мм;
  • широкий выбор современных интерфейсов подключения (DP 1.4 с DSC, USB Type-C с DP Alt Mode и 65 Вт, HDMI 2.1 и три HDMI 2.0);
  • USB-хаб с четырьмя портами USB 3.2 для работы с периферией;
  • поддержка функций PbP/PiP и KVM-Switch;
  • качественная встроенная акустическая система общей мощностью 20 Вт;
  • беспроблемная система управления на базе пятипозиционного джойстика и четырёх физических клавиш;
  • полная совместимость с игровыми приставками последнего поколения;
  • наличие сертификата соответствия стандарту TUV Eyesafe Certified – он получен благодаря изменённому спектру подсветки со сдвигом пика синего в безопасную область 456-457 нм, без влияния на цветовую температуру и Flicker Less-подсветку (но тут есть вопросы);
  • 10-битное представление цвета на максимальной частоте в 138 Гц при работающем HDR – такая возможность предоставляется только при подключении по DP 1.4 DSC к ПК в условиях наличия подходящей видеокарты;
  • отличные возможности для воспроизведения полноценного HDR-контента, несмотря на отсутствие сертификации VESA, – одно из важнейших достоинств OLED;
  • более стабильная цветопередача и отсутствие автоматического выбора цветового пространства в сравнении с ранее протестированным конкурентом – год на доработку монитора явно ушёл не зря;
  • широкий цветовой охват – до 97 % DCI-P3, что максимально близко к заявленному производителем уровню;
  • наличие режимов эмуляции sRGB, Rec.709 и DCI c возможностью регулировки яркости подсветки – но есть претензии к точности настройки и другим ограничениям;
  • высокая стабильность оттенков серого во многих режимах;
  • повышенная до 138 Гц частота вертикальной развёртки без необходимости включения разгона (его и в меню нет);
  • высокая скорость и плавность изображения на экране при полном отсутствии режимов Overdrive;
  • поддержка технологий адаптивной синхронизации AMD FreeSync Premium и NVIDIA G-Sync в режиме совместимости (пока что неофициально);
  • хорошая равномерность свечения на светлом поле по уровню яркости;
  • отличные углы обзора и стабильность картинки (но только если вы находитесь от экрана на расстоянии более 1,5 метра);
  • полное отсутствие Glow-эффекта;
  • несмотря на использование матовой защитной поверхности с отличными антибликовыми свойствами, кристаллический эффект у модели практически не выражен и точно не создаёт дискомфорта.

Недостатки:

  • неотключаемые технологии «сбережения» органических светодиодов (ABL и ASBL/ASC), постоянно влияющие на яркость изображения на экране вне зависимости от выставленных в меню параметров;
  • резкое снижение качества градиентов при уменьшении яркости – такова одна из неприятных особенностей OLED;
  • сильный бандинг-эффект и предрасположенность к окрашиванию в чёрный цвет всех ближайших тёмных полутонов – особенность почти всех OLED – решается регулировкой параметра Black Boost, с которой вы сможете полностью отказаться от глубоких теней… (так себе вариант);
  • «грязные» однородные поля при сильном снижении яркости экрана – напоминает кристаллический эффект в смеси с плохой равномерностью по яркости и ЦТ.

Может не устроить:

  • высокая цена на фоне 48-дюймовых OLED ТВ и ближайшего аналога с глянцевым экраном, но ощутимо ниже, чем у прямого конкурента от ASUS, – поэтому этот пункт оказался здесь, а не выше;
  • нулевая эргономика подставки – но если рассматривать модель как аналог ТВ или если в ваши планы входит использовать VESA-кронштейн, то это и не проблема вовсе;
  • отсутствие встроенного сабвуфера, который есть у части конкурентов;
  • мы так и не нашли обещанные производителем четыре настройки «фильтрации синего» — похоже, что речь всё же велась про «аппаратный фильтр синего» на уровне рабочего спектра W-OLED-панели;
  • отсутствие в комплекте поставки кабеля DisplayPort и батареек для пульта ДУ;
  • высокие требования к производительности системы (а что вы хотели от игрового 4К?);
  • не стоит рассчитывать на принципиально иной уровень скорости в сравнении с лучшими игровыми LCD-дисплеями – цифры цифрами, а визуальная разница и ощущения говорят о том, что в реальности отличия не столь значимы;
  • сильные ограничения настроек после активации режимов эмуляции – остаётся ориентироваться на заводской Standard, выставленный по умолчанию, с максимально широкими возможностями для дополнительной настройки;
  • можно поверить в надпись «Flicker Less» (наиболее актуальную для статичного изображения), а можно вспомнить, что OLED не могут не мерцать: каждое изменение яркости пикселей сопровождается изменением напряжения на них, а в случае с динамичной картинкой это происходит до 120-138 раз в секунду – это не ШИМ в прямом понимании этого термина, а пульсации, которые, впрочем, тоже могут вызывать усталость глаз;
  • средняя равномерность цветовой температуры по полю экрана – мы ожидали лучших результатов;
  • уровни яркости в SDR и HDR не соответствуют заявленным производителем значениям – сказывается использование матовой защитной поверхности и неидеальные условия тестирования (хотя это лишь предположение);
  • WBGR-структура пикселей, влияющая на качество проработки мелких элементов и текста, – впрочем, при работе на расстоянии более 1,5 метра проблема становится неактуальной: разницы при сравнении с RGB или WRGB в этом случае вы не заметите;
  • отсутствие режима «вставки чёрного кадра» — упущение для OLED с подобной частотой развёртки: плавность и чёткость картинки были бы ощутимо выше.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple хочет самостоятельно защищать свои интересы в антимонопольном расследовании против Google 3 ч.
Гладко было на бумаге: забагованное ПО AMD не позволяет раскрыть потенциал ускорителей Instinct MI300X 9 ч.
На Nintendo Switch выйдет подражатель Black Myth: Wukong, который позиционируется как «одна из важнейших игр» для консоли 10 ч.
Датамайнеры нашли в файлах Marvel Rivals следы лутбоксов — NetEase прокомментировала ситуацию 12 ч.
Надёжный инсайдер раскрыл, когда в Game Pass добавят Call of Duty: World at War и Singularity 13 ч.
Лавкрафтианские ужасы на море: Epic Games Store устроил раздачу рыболовного хоррора Dredge, но не для российских игроков 14 ч.
VK запустила инициативу OpenVK для публикации ПО с открытым кодом 14 ч.
CD Projekt Red объяснила, почему оставила мужскую версию Ви за бортом кроссовера Fortnite и Cyberpunk 2077 16 ч.
Открытое ПО превратилось в многомиллиардную индустрию 16 ч.
Слухи: в вакансиях Blizzard нашли намёки на Diablo V 17 ч.
Марсианские орбитальные аппараты прислали фото «зимней сказки» на Красной планете 9 мин.
IT International Telecom получила от Vard судно-кабелеукладчик IT Infinity 57 мин.
Новая статья: Обзор MSI MAG Z890 Tomahawk WiFi: материнская плата с загадками 8 ч.
Новая статья: Больше кубитов — меньше ошибок? Да, но торопиться не надо… 10 ч.
xAI одобрили 150-МВт подключение к энергосети, хотя местные жители опасаются роста цен и перебоев с поставками электричества 12 ч.
В Южной Корее задумались о создании KSMC — конкурента TSMC с господдержкой 13 ч.
«Гравитон» выпустил первый GPU-сервер на российском процессоре для ИИ и НРС 13 ч.
МТС представила российское SD-WAN-решение для корпоративных сетей 13 ч.
Электрический человекоподобный робот Boston Dynamics Atlas в костюме Санта-Клауса впервые сделал сальто назад 13 ч.
NASA отложило запуск важной миссии по изучению космической погоды 14 ч.